Глава 39

1 Знаешь ли ты время, когда рождаются дикие козы на скалах, и замечал ли роды ланей?

2 можешь ли расчислить месяцы беременности их? и знаешь ли время родов их?

3 Они изгибаются, рождая детей своих, выбрасывая свои ноши; 4 дети их приходят в силу, растут на поле, уходят и не возвращаются к ним.

5 Кто пустил дикого осла на свободу, и кто разрешил узы онагру, 6 которому степь Я назначил домом и солончаки — жилищем? 7 Он посмевается городскому многолюдству и не слышит криков погонщика, 8 по горам ищет себе пищи и гоняется за всякою зеленью. 9 Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих?

10 Можешь ли верeвкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле?

11 Понадеешься ли на него, потому что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою? 12 Поверишь ли ему, что он семена твои возвратит и сложит на гумно твое?

13 Ты ли дал красивые крылья павлину и перья и пух страусу? 14 Он оставляет яйца свои на земле, и на песке согревает их, 15 и забывает, что нога может раздавить их и полевой зверь может растоптать их; 16 он жесток к детям своим, как бы не своим, и не опасается, что труд его будет напрасен; 17 потому что Бог не дал ему мудрости и не уделил ему смысла; 18 а когда поднимется на высоту, посмевается коню и всаднику его.

19 Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою? 20 Можешь ли ты испугать его, как саранчу? Храпение ноздрей его ужас; 21 роет ногою землю и восхищается силою; идет навстречу оружию; 22 он смеется над опасностью и не робеет и не отворачивается от меча; 23 колчан звучит над ним, сверкает копье и дротик; 24 в порыве и ярости он глотает землю и не может стоять при звуке трубы; 25 при трубном звуке он издает голос: «гу! гу!» и издалека чует битву, громкие голоса вождей и крик.

26 Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень ?

27 По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое?

28 Он живет на скале и ночует на зубце утесов и на местах неприступных; 29 оттуда высматривает себе пищу: глаза его смотрят далеко; 30 птенцы его пьют кровь, и где труп, там и он. 31 И продолжал Господь и сказал Иову:

32 будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему.

33 И отвечал Иов Господу и сказал:

34 вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои.

35 Однажды я говорил, — теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду.

Комментарий к 39-й главе

1 39:1 Хотя козы и лани — чистые животные, но разницу делает слово дикие. Христос сравнивает праведных и нечестивых с овцами и козами соответственно (Мф. 25:32, 33). Козел отпущения (Лев. 16:10) символизирует сатану, на которого будет возложена ответственность за все грехи человечества. Но красноречивее всего стих 4: «Дети их приходят в силу, растут на поле, уходят и не возвращаются к ним». В противовес этого мы слышим слова Господа: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49:15).

2 39:5 Одно слово «осел» для многих из нас имеет отрицательный оттенок, а тем более дикий. Только своевольные, неуправляемые люди сравниваются с этим животным (Быт. 16:12; Иер. 2:24). Сам Иов использует этот образ для описания злых и нечестивых людей (24:5).

3 Хотя многие комментаторы отождествляют онагра с диким ослом (56, 537), тем не менее это животное в Библии упоминается только однажды и не найдено в других семитских источниках. Тем не менее упоминание его наравне с диким ослом, которого также не следовало бы отпускать на свободу, уже говорит о многом.

4 39:6 Древние военачальники, опустошая города, засыпали их солью, чтобы это место оставалось в запустении навсегда. Дьявол намерился сделать то же с покоренной им землей — выжженную степь и солончак. Эту-то землю и определил Господь Люциферу для пребывания (Откр. 12:9).

6 39:7 Сатана отказывается подчиняться законам Правителя вселенной, он «не слышит криков погонщика».

6 39:8 Дьявола мало интересуют духовно мертвые и пожухлые растения (Лк. 22:31; Мф. 24:24).

7 39:9 Это быстрое и сильное животное, уповающее на свой рог. Давид ставит его в один ряд со львом (Пс. 21:22). Вот только можно ли доверять ему? — спрашивает Господь у Иова.

8 39:11, 12 Некоторые люди пытаются заключать договор с нечистой силой, надеясь, что сатана окажется честным и выполнит обещанное. Но заинтересован ли он в благополучии людей?! 9 39:13 Не много говорит о нем Писание, но много говорят люди о красоте и гордости его. И вряд ли кто посчитает неуместным сравнение его с красотой Люцифера (Иез. 28:17).

10 39:14 Почти везде в Библии страус упоминается вместе с шакалом как обитатель пустынных и заброшенных мест. Говоря о своей доле, Иов так же приравнивает себя к страусу и шакалу. Но более всего Господь отмечает жестокость страуса, с которой, по словам Иеремии, не может даже сравниться жестокость чудовищ (Плач Иер. 4:3).

11 39:16 Сатана знает, что обречен (Откр. 12:12), потому он озабочен только одним — погубить как можно большее число жертв.

12 39:17 Хотя Люцифер был наивысшим сотворенным существом, а потому и самым мудрым среди ангелов, но, отлучив себя от Источника мудрости (Пс. 110:10), он обрек себя на безумие.

13 39:19 Мало кому не известно его бесстрашие. Но при этом Давид называет его «несмысленным» (Пс. 31:9). В Израиле своих коней не было, а воинская мощь измерялась количеством коней и колесниц. Тем не менее Давид и Соломон утверждают, что Господь сильнее (Пс. 32:17; 75:7; Притч. 21:31).

Что еще интересно, одним из признаков возвращения к Господу от идолопоклонства было оставление коней (Ос. 14:4).

14 39:22 Если боевой конь не страшится оружия, то Люцифер и над ним посмевается (ст. 18).

16 39:26 Слово Божье не говорит о ястребе ничего помимо того, что это нечистая птица. Но, по крайней мере, в русском языке, символ ястреба в комментарии не нуждается.

16 Полдень — (юг) В противовес северу, где находится престол Божий (Ис. 14:13), ястреб направляется в сторону, противоположную от Господа, к югу, к полуденному солнцу, которое являлось главным божеством языческих народов (31:26, 27).

Елиуй, говоря о севере и юге, напоминает, что юг является источником бури (37:9), а север дарует светлую погоду (37:22).

17 39:27 Как и лев, эта гордая царь-птица может символизировать как положительные, так и отрицательные качества: он стремительный, заботится о детях, селится в неприступных местах, внезапно бросается на добычу. Часто орел используется для описания Божьего возмездия нечестивым или стремительной атаки врага на беспечных. Иов сравнивает свои дни в страданиях с быстротою орла, когда он устремляется на свою жертву (9:26).

18 39:30 Господь не мог открыто сказать Иову о сатане и его характере хотя бы потому, что их борьба еще не окончилась, и дьявол еще не полностью раскрыл себя перед Вселенной.

Бог ведет свою брань честно и справедливо. Поэтому Он избрал путь символов. Какой же предстала Иову картина врага? Это — сильный и бесстрашный, коварный и жестокий, не жалеющий беззащитных и даже своих детей. Это гордый, самовлюбленный красавец, уповающий только на себя и не желающий подчиняться. Нет равного ему по силе.

Тем не менее он не всесилен. Сотворивший его имеет власть над ним (40:14) и устанавливает ему пределы(38:11), хотя и предоставил ему определенную свободу.

19 39:32 Проблема Иова не в том, что он был грешен, а в том, что он обвинял Бога в делах зла, которые на самом деле совершает сатана. До сих пор Господь наглядно показал Иову, что существует некто другой, кто ответственен за все зло в мире. Именно он гонялся за Иовом, подобно онагру, гоняющемуся за зеленью (ст. 8).

20 39:35 Иов усвоил первый урок, и хотя у него еще оставались вопросы, но он решается только слушать. И Господь продолжает Свою речь.