Глава 42

1 И отвечал Иов Господу и сказал:

2 знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. 3 Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. 4 Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне.

5 Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; 6 поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле. 7 И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. 8 Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.

9 И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им, — и Господь принял лицо Иова. 10 И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. 11 Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу.

12 И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние:

у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц.

13 И было у него семь сыновей и три дочери.

14 И нарек он имя первой Емима, имя второй — Кассия, а имя третьей — Керенгаппух.

15 И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их.

16 После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; 17 и умер Иов в старости, насыщенный днями.

Комментарий к 42-й главе

1 42:2 м. толкование на 41:3) Хотя Господь не ответил конкретно на вопросы Иова, тем не менее ответ Господа был достаточен для того, чтобы Иов, знавший обетование, данное Адаму о поражении змея (Быт. 3:15), понял, что у Господа есть Свое время для исполнения плана спасения человечества от греха и зла. Но пока есть еще нечто, «предваряющее», то есть удерживающее Господа от того, чтобы уничтожить сатану и окончательно остановить его злые действия. Иов еще не мог видеть Голгофу, но он понял, что у Господа имеется четкий план борьбы с сатаной.

2 42:3 Праведный и непорочный, Иов раскаивается. Да, он был непорочен и праведен, как никто другой на земле — об этом засвидетельствовал Бог, и этому не воспротивился сатана (1:8, 9). Но Иов «омрачал Провидение», говоря о Боге как о виновнике зла в его жизни. Но при этом на нем не было греха (1:22), так как Закон Божий, в отличие от всех других юридических систем мира, не считает виновным того, кто не знал своего греха (Лев. 4:14, 23, 28). Но теперь, узнав чудные дела Божьи, Иов раскаивается перед Ним. Что же узнал Иов? Он понял, что Господь не медлит спасать взывающих к Нему, но приходит в Свое время с определенной целью, чтобы никто, даже те, кого наше страдание едва касается, не погибли, но пришли к покаянию (2 Петр 3:9; 2 Фес. 2:6-8).

3 42:6 Иов покончил с собственным «я,» чтобы «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4). Это раскаяние пришло к Иову не так тяжело, как некоторые могут подумать. В действительности Иов был готов раскаяться еще в начале своих бесед с друзьями, вот только некому было научить его м. 6:24).

4 Выражение «раскаиваться в прахе и пепле» часто встречается в Ветхом Завете и означает полное смирение, раскаяние и умирание для себя. При этом надевали вретище (мешковину) как символ смерти и ложились в пепел и пыль (либо посыпали себя им), символизируя погребение.

6 42:7 Хотя и Иов не совсем верно представлял Бога, но он не лукавил, в то время как его друзья уклонялись от очевидных доказательств и готовы были совершенно унизить Иова, но не отказаться от своего мировоззрения.

6 42:9 Мы не можем осуждать друзей Иова за то, что они совершили, зная, что в конце они признали свой грех и откликнулись на Божье прощение, предложенное им, смирившись перед Иовом. Не судите, да не судимы будете, — говорил Спаситель (Лк. 6:37).

7 42:10 И все же последним испытанием Иова было прощение своих друзей. Только после этого Господь восстановил его. И нам Он говорит: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).

8 42:11 Хотя Иов понял, что Бог не ответственен за зло, совершаемое сатаной в мире, тем не менее его родственники и окружающие не могли полностью осознать этого. В действительности на протяжении всего ветхозаветного периода даже многие библейские писатели выказывали свое непонимание в этом вопросе. И только Спаситель в Новом Завете явил истинный характер Небесного Отца. Только Голгофа могла полностью раскрыть Божий план искупления, и потому Христос мог, взирая на результат Голгофы, сказать: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18). А Иоанн Богослов информирует нас в Откр. 12:10 о том, что «ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь».

9 Кесита — денежная единица, монета времен патриархов.

10 LXX имеет следующее добавление к Книге Иова: «Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь.

О нем толкуется в Сирской книге, что жил он в земле Авситидийской на пределах Идумеи и Аравии: прежде же было имя ему Иовав. Взяв жену Аравитянку, родил сына, которому имя Еннон. Происходил он от отца Зарефа, сынов Исавовых сын, матери же Воссоры, так что был он пятым от Авраама. И сии цари, царствовавшие в Едоме, какою страною и он обладал: первый Валак, сын Веора, и имя городу его Деннава; после же Валака Иовав, называемый Иовом; после сего Ассом, игемон из Феманитской страны; после него Адад, сын Варада, поразивший Мадиама на поле Моава, — и имя городу его Гефем. Пришедшие же к нему друзья, Елифаз (сын Софана) от сынов Исавовых, царь Феманский, Валдад (сын Амнона Ховарского) савхейский властитель, Софар Минейский царь. (Феман сын Елифаза, игемон Идумеи. О нем говорится в книге Сирской, что жил в земле Авситидийской, около берегов Евфрата; прежде имя его было Иовав, отец же его был Зареф, от востока солнца)».