Глава 12. Плоды исполнения Духом

Полнота Духа приносит с собой три величайших благословения. Дух Святой делает реальным присутствие Христа, уподобляет Христу и наделяет силой Христа. Кратко остановимся на описании каждого.

Во-первых, Христос пребывает через Духа Святого в Своих последователях. Дух делает явным присутствие Спасителя среди христиан. Присутствие Христа среди людей в дни Его земного служения поддерживало их. Он утешал всякое горе и восполнял всякую нужду. Во время бури Он успокаивал воды. Когда люди были голодными, Он давал им пищу. Все зависело от того, находились ли люди рядом с Ним. Его присутствие укрепляло их. Так же и теперь все зависит от Его пребывания с нами.

Дает твердость и уверенность

Дух Святой, изливаясь на человека, наделяет его твердостью и уверенностью. Посредством Святого Духа Иисус вселяется в нас. Это как раз то, в чем мы нуждаемся. А совершается это только при исполнении Духом. «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:16, 17). Обратим внимание на некоторые высказывания:

«Замыслом восстановления в людях образа Божьего было предусмотрено, что Дух Святой будет влиять на человеческий разум — делать реальным присутствие Самого Христа и формировать характер» (Ревью энд Геральд, 12 февраля 1895 г.).

«Наделение Святым Духом в сущности является наделением жизнью Христа» (там же, 13 июня 1899 г.).

«Дух Святой и до этого был в мире; как только начал осуществляться план искупления, Он непрестанно влиял на сердца людей. Но, пока Христос был на земле, ученики не нуждались в другом помощнике. Только после того, как лишились Его видимого присутствия, они почувствовали нужду в Духе. И тогда Он был дан им.

Святой Дух — это представитель Христа, не имеющий человеческого облика и потому независимый» (Ревью энд Геральд, 19 ноября 1908 г.).

«Посредством Духа Святого Бог пребывает в человеке» (Знамения времени, 7 августа 1901 г.).

И снова мы читаем: «Работа Святого Духа неизмеримо велика. Слуги Божьи черпают силу и способности из этого источника. Дух Святой — Утешитель, делает реальным личное присутствие Христа в душе. Всякий, смотрящий на Христа с простой детской верой, становится причастником Божеского естества посредством Святого Духа» (Ревью энд Геральд, 29 ноября 1892 г.).

Единство с Иисусом коренным образом изменяет нашу жизнь. Бог призывает нас к жизни непрерывного общения со Христом. Если бы наши сердца могли полностью отозваться на этот призыв! Союз между нами и Спасителем не является союзом плоти с плотью, но духа с Духом. «Господь есть Дух» (2 Кор. 3:17) и «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6:17).

Мы нуждаемся сегодня в Христе, Который бы жил, управлял, присутствовал, действовал в нас. Нуждаемся в Его Духе, Который бы свидетельствовал нашему духу, Который бы обладал и управлял нашим духом; Который бы наделял нас Его жизнью, силой и послушанием. Пребывая в нас и преобразовывая нас в настоящих христиан, Он в тоже время не подавляет и не разрушает наши индивидуальные особенности. Послушайте:

«Если мы не будем противиться, то Он настолько сольется с нашими помыслами и целями, настолько приведет наше сердце и ум в согласие со Своей волей, что, повинуясь Ему, мы будем исполнять не что иное, как свои желания» (Желание веков, с. 668).

Уподобляет Иисусу

Во-вторых, Дух Святой делает нас подобными Иисусу. Когда мы ощутим Его присутствие, тогда с изумлением обнаружим свои грехи: себялюбие, зависть, ненависть и множество других. Ученики общались с Иисусом во время Его земного служения, но так и не обрели Христов характер. Это может произойти лишь тогда, когда Он пребывает внутри человека. Он был смиренным, в то время как они были горды; Он был человеколюбив, а они — эгоистичны. Но когда Дух Святой наполнил их, ученики стали похожи на Иисуса. Произошло духовное преображение. Пустота в нашей жизни будет заполнена Его полнотой, как морской прилив заполняет низменные прибрежные места. Прочитаем:

«Каковы результаты излитая Духа в день Пятидесятницы? Радостная весть о воскресшем Спасителе достигла самых отдаленных границ населенного мира. Сердца учеников были преисполнены человеколюбием столь глубоким и всеохватывающим, что оно побуждало их идти во все концы: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14).

Когда ученики провозглашали истину, какова она есть в Иисусе, сердца смирялись перед силой этой вести. Церковь видела, как отовсюду к ней стекались новообращенные. Отступники обращались заново. Грешники объединялись с христианами в поисках самой драгоценной жемчужины. Люди, бывшие прежде самыми ярыми противниками Евангелия, становились преданными Его защитниками. Пророчество исполнилось: самые слабые стали «как Давид, а дом Давида, — как ангел Господень. Каждый христианин видел в своем брате Божественный образ любви и доброты. Преобладал один интерес. Один пример для подражания заслонил все прочие. Верующие стремились только к одному: явить подобие Христова характера и трудиться для расширения Его Царства» (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 19, 20).

Наделяет силой Иисуса

В-третьих, Дух Святой дарует нам силу Христа. Нам необходима сила, так как ее у нас очень мало. Это стало общеизвестной истиной, на которую немногие обращают внимания, но она важна, поэтому ее необходимо повторять до тех пор, пока Церковь не пробудится. Сила у Бога, и Он дал ее нам во Христе посредством Святого Духа. Бог дает мне силу не для того, чтобы я использовал ее по своему усмотрению; когда Он наполняет меня, то желает Сам проявить Свою силу во мне (Кол. 1:29).

«Нам нужна сила, которую получили апостолы в день Пятидесятницы. Это совершится, ибо Господь обещал послать Свой Дух как всепобеждающую силу» (Служители Евангелия, с. 308).

В свете этих величественных слов, может ли сегодня какой-нибудь другой вопрос, кроме исполнения Духом Святым, занимать внимание Церкви в целом и каждого ее члена в отдельности? На это есть только один ответ:«За одно мгновение Бог Святым Духом может научить вас гораздо большему, чем если бы вы слушали великих людей этого Мира» (Свидетельства для проповедников, с. 119).

«Если работники на ниве Божьей исполнятся Духом, это придаст проповеди Евангелия такую силу, которую не в состоянии дать слава и все почести этого мира» (Деяния апостолов, с. 51).

Бог дарует это чудесное обетование!

Оставление грехов и ожидание

Каковы же условия получения столь необходимого нам обетования? Это обетование предназначено для всех, однако лишь некоторые получат его. Многие молятся об излитии Духа, но безрезультатно. Почему? Да потому, что они не хотят платить. А какова же цена? Исполнение условий, благодаря которым получение Духа и Его силы становится возможным. У нас нет силы, потому что мы не выполняем условия.

«Все небесные источники заключены в великом и безмерном даре Святого Духа. Если потоки Его благодати порой не достигают людей, это происходит не по вине Бога. Если бы сами люди истинно желали обрести небесные богатства, каждый был бы исполнен Его Духом» (Наглядные уроки Христа, с. 419).

Мы также читаем: «Христос обещал Своей Церкви дар Святого Духа, и это обетование относится к нам так же, как и к первым Его ученикам, но дано оно, как и всякое обетование, на определенных условиях. Многие верят обетованию Господа и во всеуслышание заявляют, что оно принадлежит им. Они говорят о Христе и Святом Духе, однако не получают от этого никакой пользы, так как не вверяют себя Божественной силе. Мы не можем использовать Святой Дух, но Дух должен использовать нас. Через Духа Бог производит в нас «хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13). Однако многие хотят не подчиниться Ему, а управлять сами собой. Вот почему они не получают небесного дара. Дух дается только тем, кто смиренно ждет милости от Бога, кто ищет Его водительства и Его благодати. Люди должны проявить готовность просить и получать силу Божью — тогда они будут иметь ее. Это обещанное благословение, получаемое по вере, приносит с собой и другие благословения. Оно дается по богатству благодати Христовой, и Он готов даровать его каждой душе по мере ее способности принимать» (Желание веков, с. 672).

Условия получения Святого Духа остались прежними. Это оставление грехов и ожидание. Необходимо проявить чистоту побуждений, беспрекословное и радостное послушание, простое и глубокое доверие. Мы должны осознать и признать наши недостатки. Первым шагом на пути к выздоровлению является признание человеком того, что он действительно болен. Следует понять, что обетование о Духе Святом принадлежит последнему поколению в такой же мере, как и к поколению апостолов. Когда мы почувствуем, что готовы на любые жертвы ради получения этого обетования, когда наши природные способности и каждая минута нашей жизни будут посвящены Богу, — Дух Святой не замедлит Себя проявить. Сосуд опорожняется для того, чтобы его снова наполнить до краев.

Излитие Духа не произойдет, если его не жаждать. «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию Дух Мой на племя твое» (Ис. 44:3). Дух Святой сходит лишь на повинующихся (см. Деян. 5:32). «И, по молитве их, поколебалось место… и исполнились все Духа Святого» (Деян. 4:31). Первые ученики получили Святой Дух, пребывая на коленях. Склонимся же и мы пред Богом и не будем торопиться вставать. Дух Святой нельзя получить без веры: «Чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал. 3:14). Будем же просить с верою: «Просите у Господа дождя во время позднего дождя; и Господь блеснет молнией и даст потоки дождя каждой траве в поле» (Зах. 10:1, другой пер.).

Что делать, если мы желаем получить Святой Дух?

Вновь повторю, необходимо прежде всего сильное бескорыстное желание. Для чего мне нужен Святой Дух? Это испытывающий вопрос. Стремлюсь ли я исполниться Духом для того, чтобы прославить Иисуса? Если бы Иаков и Иоанн не ответили на этот вопрос «да», то никогда Дух Святой не наполнил бы их. Павел был исполнен Духом только потому, что жил Христом (Флп. 1:21). Петр никогда бы не исполнился Духом Святым, если бы не был готов сказать: «Что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» (Деян. 3:12).

Бог испытывает сердца и проверяет побуждения. Дух Святой не изольется во всей полноте лишь для того, чтобы удовлетворить честолюбие или возвеличить нашу святость, или отметить наше служение. Это стало бы святотатством. Исполнение Духом невозможно, если человек горд и тщеславен. Кто желает получить Святой Дух только для того, чтобы возвыситься, получит не больше, чем Симон Волхв, который желал обрести великий Дар за деньги.

Я желаю обрести Дух Святой, чтобы прославить себя или Христа? Соответствуют ли мои помыслы и устремления Божьему замыслу? Только исполнившись Святым Духом мы получим Его силу, поскольку она неотделима от Личности Духа. Такова Божья воля — ничего меньше, ничего больше, и ничего другого.

Во-вторых, необходимо отказаться от своего «я», смириться перед Богом, подчиниться Ему, чтобы Он мог пребывать в нас. Наше послушание должно быть добровольным и чистосердечным, а посвящение — полным. Нам следует отдать свою жизнь без остатка делу спасения и служению. Бог может занять только то место, какое мы отдаем Ему.

Только таким образом можно исполниться Святым Духом и сохранить с Ним отношения. Нам необходимо вырыть рвы (см. 4 Цар. 3:16,17), чтобы они наполнились водой. Вместо того чтобы просить Бога даровать нам что-то великое, мы должны отдать Ему то, чем мы более всего дорожим. Вопрос заключается в том, желаю ли я быть настолько малым и слабым, чтобы Христос мог быть «все и во всем». Это отделит нас от мира скорее, чем что-то другое. Это естественным образом выведет из многих затруднений.

Удалить все препятствия

Бог не ответит до тех пор, пока мы пребываем в грехе. Мы не исполнимся Духом, пока не будет согласия с Богом и ближними. Дух соперничества, ненависть, отвращение, неприязнь несомненно препятствуют исполнению Духом. А вот постоянная молитва за человека, к которому мы питаем неприязнь, является средством против ненависти. Клевета на ближних, критика или распространение нехороших слухов, преувеличение небольших ошибок или предположений о нечистых побуждениях, — все эти препятствия часто бывают роковыми. Когда мы приведем свои сердца в единство со Христом и свою жизнь в соответствие с Его делом, Дух, сошедший на учеников в день Пятидесятницы, сойдет и на нас» (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 246).

В-третьих, необходимо послушание. Исполнение обетования зависит от простого послушания. Только верный Остаток имеет право просить и ожидать излития Духа. После 30 лет полного повиновения Иисус крестился и сказал: «Надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Затем Дух Святой снизошел на Него. Он был покорен Отцу во всем, а на Голгофе проявил высшую степень верности, поскольку «был послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Такое послушание обеспечит нам право на величайшее благословение, которое небо приготовило для нас. Оно приносит с собой все остальные благословения.

Когда Израиль строил скинию, для того чтобы Святой Бог жил среди них, Моисей и народ следовал тому, что «Господь заповедовал им». Это выражение в последних двух главах Книги Исход употребляется 18 раз. Скиния наполнилась славой Божьей (Исх. 40:34), поскольку все было построено согласно выраженной Богом воле. И после этого служением в скинии управлял Бог, присутствующий там. Вышесказанное истинно и в отношении храма Соломона (2 Пар. 5:13, 14). Бог желает и сегодня устроить Себе дом в человеческом сердце, которое стремится добровольно исполнять Его волю.

Облако Господне стояло над скинией днем, а огонь — ночью. Израильтяне видели это на протяжении всего своего странствия по пустыне (Исх. 40:38). Евреи никогда не думали о следующем дне или о том, куда они должны идти. Они полностью подчинились Присутствующему в облаке.

Принятие дара

Четвертым и последним условием является вера в то, что Бог принимает мое посвящение и дарует благословение. Вера обретает Божьи обетования. Вера подразумевает убежденность в том, что Слово Божье верно и Его обетования неизменны. Она получает обещанное Богом, когда все условия выполнены; она знает, что Бог исполнит Свое Слово. Она не требует доказательств, а просто ждет.

Существует большая разница между получением благословения и ощущением благословения. Многие приходят в отчаяние, если сразу же не испытают ожидаемое чувство радости. Стремясь получить прощение греха многие сначала желают почувствовать, а потом проявить веру. В действительности же все должно происходить наоборот. Нам не следует ожидать особых результатов, не проявив прежде доверия. Посредством Святого Духа мы принимаем Христа как нашего Господа и Спасителя. Для этого нет необходимости в бурных эмоциях. Чувства могут появиться, но это вовсе не обязательный признак того, что на вас снизошло благословение.

Когда в ответ на призыв Христа мы оставляем все ради исполнения Святым Духом, и искренне верим, Он принимает наше посвящение и ниспосылает нам полноту Духа. Когда условия выполнены, ответ придет непременно..

Итак, откроем свои алчущие и жаждущие сердца и примем Святого Духа как желанного Гостя. Когда мы покоряемся Ему и с верой принимаем дар, Дух Святой всецело овладевает нами; порожний сосуд наполняется. Но прежде должно произойти опустошение. Таковы условия исполнения Духом Святым.

Опыт учеников

Вспомните переживания учеников. Дух Святой излился на них не сразу. Обратите внимание, что этому предшествовало.

Во-первых, ученики оставили все и последовали за Иисусом. Они отказались от мира, покинули дома, не обращали внимание на мнение людей, оставили свое ремесло. Если мы не оставим все, то не сможем стать Его учениками. Свои интересы необходимо принести в жертву. Но, возможно, у вас есть внутренние убеждения, что вы не до конца посвятили себя Богу. Такое убеждение свидетельствует о близости человека ко Христу.

Во-вторых, ученики полностью разочаровались в себе. Человек должен отвергнуть себя. Это очень трудная борьба. Ученики были полны самоуверенности во время последней Вечери. В Гефсимании они уснули во время молитвы Христа, когда Иисуса арестовали ученики убежали и издали наблюдали за величайшей трагедией истории. Им было стыдно смотреть в глаза друг другу. Они никогда не думали, что настолько маловерны и способны на предательство.

Суббота была для апостолов днем смерти и невыразимого мучения. Переживания учеников сломили их уверенность в себе и подорвали всякое доверие к чему или кому-либо на земле. Полностью разочаровавшись в самих себе, они обратились к Христу. В день воскресения Иисус дунул на них и сказал: «Примите Святого Духа».

В-третьих, ученики приняли верой обетование о Святом Духе. В течение десяти дней ожидания и молитв дьявол, несомненно, искушал учеников и внушал им чувство собственного недостоинства. Они не вполне понимали обетования Ветхого Завета. Они просто верили в то, что Иисус им обещал. В этом как раз и заключается вера — делать то, что сказал Христос. Так они были приготовлены и исполнились Духом Святым.

Теперь скажем о том, как следует поступать, чтобы Святой Дух пребывал в нас постоянно. Чтобы костер горел, в него необходимо подкладывать дрова. Подобным образом пребывание Святого Духа в человеке зависит от исполнения определенных условий. Они таковы: послушание, постоянное посвящение Богу, постоянное изучение Слова, постижение Божьей воли, молитва, уклонение от всякой нечистоты (Иуд. 19) и лености (2 Тим. 1:6, 7), а также добровольное служение.

Кораблекрушение в вере из-за своего «я»

Всегда существует опасность пасть или подвергнуться искушению. К сожалению, слишком часто люди, в которых некогда могущественно действовала сила, отступили от веры. Неоднократно яркое пламя гасло по причине самовозвеличивания. Новые преимущества возлагают на человека новую ответственность, поскольку появляются новые опасности. Может ли Бог доверять нам? Только в том случае, если наши побуждения чисты.

В связи с этим нам необходимо помнить об опасностях, которые нас подстерегают. Это:

ПРОТИВЛЕНИЕ (Деян. 7:57), которое препятствует Святому Духу возрождать человека:

ОСКОРБЛЕНИЕ (Еф. 4:30), которое не позволяет Святому Духу наполнить нас и пребывать в наших сердцах;

УГАШЕНИЕ (1 Фес. 5:19), которое препятствует Духу наделить нас силой для служения. Последнее слово подразумевает наличие духовного огня в жизни христианина и напоминает об огне Пятидесятницы и сошествии Святого Духа.

У одного мальчика был ручной голубь, он всегда кормил его со своей ладони. Однажды, когда птица подлетела поклевать зерна, он закрыл пищу другой рукой. Голубь отлетел в разочаровании. Мальчик опять поднял руку, птица подлетела вторично, но более робко, а он снова закрыл ладонь. Голубь вновь отлетел, но теперь подальше. Но вот рука опять поднялась, птица выждала некоторое время, затем медленно подлетела к нему. И когда голубь собирался клюнуть зерно, мальчик снова прятал зерна. Тут голубь расправил крылья и улетел прочь, и мальчик никогда уже не видел его. Подобное ожидает тех, кто изгоняет Дух Святой — небесного голубя.

«Бог не будет совершать чудо, чтобы устранить неизбежные последствия противления Духу и не будет силой удерживать людей от неверно избранного пути, поскольку прежде Он уже указал им на их грехи и даровал благодать, а Его Дух долгое время боролся с ними. Благодати и милости Бога есть предел. И если этот предел переходят, Дух Святой, Которого так злобно оскорбляли, перестает помогать. Тогда душа отдается самому наихудшему из тиранов — силе извращенной воли. Если мы соприкасаемся со святыми предметами и при этом не осознаем их важности, то наше сердце становиться настолько упорным, что самое серьезное воззвание не пробудит его к покаянию» (Библейское эхо, июнь 1888 г.).