Часть II. Пришествие Святого Духа

Свидетельства Священного Писания

1. «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:45-53).

2. «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня; ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти; но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:1-8).

3. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?» (Деян. 2:1-7).

4. «Слышим их, нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: „И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать»» (Деян. 2:11-18).

5. «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:21).6. «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2:32-33).

7. «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:36-39).

Глава 5. Пришествие Духа

Когда Иисус собирал вокруг Себя 12 человек, чтобы организовать христианскую Церковь, Он искал их не в древних школах раввинов и не в высших кругах синедриона. За Своими учениками Он не обращался в Грецию — центр философии и культуры. Он не ходил в Рим — родину права и военной силы, чтобы там найти Себе апостолов. Нет, Он прошел по залитым солнцем берегам Галилеи и избрал простых людей, сердца которых были достаточно велики, чтобы принять Господа славы; людей, которые в конце концов пожелали быть ничем, чтобы Христос стал всем; людей, через которых Дух Святой может работать, если они не будут препятствовать Ему Своей мудростью, себялюбием и властолюбием.

Совершенно не готовые к выполнению миссии

Чтобы ученики обрели возвышенные мысли и смиренные сердца, требовалась серьезные усилия. К сожалению, общение со Христом до Его распятия не изменило полностью учеников. Три с половиной года они слушали Того, Кто больше, чем Соломон. Они слышали из Его уст истины Евангелия. Они были очевидцами Его чудес. Христос объяснял им духовный смысл Своих притч. Если бы человечество нуждалось только в Учителе и в уроках Божественной мудрости, то из всех людей Его ученики были бы самыми пригодными для возглашения Евангелия всем народам сразу же после вознесения Христа.

Но все же, несмотря на все их преимущества, они были совершенно не готовы к служению, так как были горды, малодушны, стремились к первенству. Они были совершенно не способны выполнить возложенную на них миссию без обещанной помощи. Находясь с учениками на земле, Иисус дал им жизнь, а не силу; истину, а не способность воздействовать истиной.

На некоторое время Голгофский крест погасил их надежду. Ученики последовали за Тем, Кого любили, а затем увидели, как ненавистные римляне избивали Праведника, и пронзили гвоздями святые руки и ноги. Они оказались в совершенном отчаянии, когда увидели Его умирающим на кресте. Каким искренним было их печальное восклицание: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24:21)! Ученики не понимали того, что Его смерть означала для них жизнь. Они не осознавали, что кажущееся поражение являлось путем к победе, а мрак предшествовал свету. Даже после воскресения они спрашивали: «Не всие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6).

Заметьте, ученики еще не понимали миссии Христа. Они все еще были наполнены мыслью о земном и оставались в плену национальных предрассудков. Они мечтали о восстановлении старого, в то время как Он пришел установить новое. Любовь и доверие учеников были глубокими и сильными. Они оставили все, последовав за Ним. Они знали, что воскресение Христа стало славным событием. Однако они были совершенно непригодны для предназначенной им миссии.

Без Духа ученики были обречены на неудачу

После того как Христос окончил Свое земное служение и приготовился занять Свой престол, Он возложил на учеников великую миссию. Он обратил их внимание на три важные особенности:

«И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:18-20).

1. Сила и власть, в которой нуждались ученики, обитала во Христе.

2. Они должны «идти» учить все народы, «крестя» их не только во имя Отца и Сына, но также и во имя Святого Духа, сила Которого будет им дана.3. Они должны были учить соблюдать все, что заповедал Христос, но они могут сделать это только при содействии Божественного Учителя, напоминающего обо всем, что говорил Христос, и Вождя. Об этом предсказано в Евангелии от Иоанна 14:26 и 16:13.

И все же, когда Христос возносился, Он оставил Своих учеников абсолютно беспомощными среди враждебного мира. Единственное, в чем они тогда нуждались, — это сила свыше, сила обещанного Духа Святого. Единственное, что им велено было делать, — ожидать излития обещанного Духа. Каким жалким и безнадежным казалось их положение без обещанной силы. Вот что сказано в последнем повелении Христа: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49).

«Оставайтесь!.. Доколе не облечетесь!» Не имеет значения, сколько им потребуется времени. Эти слова были произнесены тем же Самым Господом, Который сказал: «Идите!» Несомненно, что такое повеление должно было вызвать изумление, различные мысли и надежды. И это же Он сказал проповедникам, учителям, пастырям, евангелистам, которых избрал и которым поручил служение. «Для чего оставаться и медлить с вестью предостережения погибающему миру, медлить с исполнением огромной работы и созиданием Церкви? Мы не должны терять времени. Мы уже и так опоздали». Но ученики потерпели бы неудачу, если бы не остались по повелению Христа в Иерусалиме.

Никто не сможет достичь успеха в евангельском служении, если он не облечен небесной силой. Знаний и усердия при этом недостаточно. Каждый должен получить силу Святого Духа. Недостаточна даже власть изгонять бесов.

Ожидание предшествует служению

Церковь все чаще обращает внимание на Божественное повеление: «Идите!» Но она до сих пор еще не осознала торжественной необходимости второго повеления: «Оставайтесь», которое должно быть неразрывно связано с первым. Мы охотнее стремимся исполнить первое, нежели подчиниться второму. А ведь тот же самый Господь произнес оба повеления. Отметим следующее:

«Крещение Духом Святым — это то, в чем мы нуждаемся. Без этого крещения мы не можем, так же как и ученики после распятия Господа, идти с проповедью в мир. Иисус знал их нужду и поэтому повелел им оставаться в Иерусалиме, пока они не облекутся силою свыше» (Ревью энд Геральд, 18 февраля 1890 г.).

«Проповедь Слова не принесет пользы без постоянного присутствия и поддержки Святого Духа. Только Он является действенным Учителем Божественной истины. Лишь когда Сам Дух откроет истину сердцу, она пробудит совесть и преобразит жизнь» (Желание веков, с. 671).

Обратите внимание на следующее утверждение:

«Если Божественная сила не соединится с человеческими усилиями, то я не дам и соломинки за все то, что может сделать самый великий человек. В нашей работе недостает Святого Духа» (Ревью энд Геральд, 18 февраля 1890 г.).

Господь не торопится, хотя люди могут спешить. Бог послал Моисея в пустыню на 40 лет, чтобы приготовить его для служения, хотя ему было уже 40 лет и сыны Израилевы страдали под ударами надсмотрщиков и ожидали избавителя. Как в израильском народе, так и в адвентистском движении Бог приготовит Своих руководителей и служителей, прежде чем избавить Свой народ от духовного Египта. Христос послал Павла на три года в Аравию после того, как явился ему, чтобы приготовить его для первой всемирной миссии, а весь древний мир страдал, ожидая во мраке. Разве последнее всемирное движение нуждается в меньшем приготовлении?

Иисус 30 лет готовился к миссии, занявшей лишь три с половиной года. Если наш безгрешный Господь не шел на служение народу до тех пор, пока не был помазан Святым Духом, то как же грешные, подверженные ошибкам люди решаются приобретать души, не будучи сами исполнены Святым Духом? Как же мы решаемся приниматься за ту работу, которую не решались совершать Иисус, апостолы и пророки без Духа?

Повествование, начатое в Евангелии, самый вдохновенный писатель Лука продолжает в Деянии 1:4, 5:

«И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым».

Артур Т. Пирсон уместно предложил называть книгу Деяний святых Апостолов другим именем — «Деяния Святого Духа». В этой книге опять учеников призывают: «Ждите обещанного». В Слове Божьем есть много обетовании, но Иисус среди этого великого множества Божьих обетовании выделил только одно. И это обетование связывает миссию Святого Духа с евангелизацией всего мира.

Преждевременное избрание апостола

Как трудно ожидать! Это видно на примере избрания апостола на место отпавшего Иуды. Ученики не голосовали при избрании двенадцати, избрание совершал лично Сам Иисус, не советуясь с людьми. Но теперь Его не было. Он повелел им ничего не предпринимать, пока не исполнится обещанное. Ученики должны были ожидать пришествия Святого Духа.

Но они определили кандидатов, бросили жребий перед Господом, и Матфий оказался избранным. Бог не оставляет людей, хотя они бывают непослушны. Он очень долготерпелив. Но очевидно, что Матфий никогда не был действительно избран Духом Святым. Иисус ушел, а Божественный Руководитель еще не пришел и избрание было невозможным. Ученики должны были ожидать, но они сами выбрали апостола.

Два года спустя Савл из Тарса был призван Богом. «Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых» (Гал. 1:1). Имя Павла как двенадцатого апостола несомненно появится на основании Нового Иерусалима, где будут написаны имена остальных апостолов.

Без участия Духа Святого «правильно» назначить служителя церкви легче, чем сказать проповедь. Слишком часто поднятие рук заменяет собою молитву и ожидание указания Святого Духа, а человеческое голосование — заменяет голос Духа. Но человеческое поднятие рук бесполезно, если эти руки не подняты к Тому, Кто держит звезды Церкви в Своей руке (см. Откр. 2:1).

Утешитель избирает служителей и руководит ими

Служитель не является посланником Неба, если он не призван и не помазан Духом Святым. Мы читаем:

«Лишь те, кто… учится у Бога, только те, в ком действует Дух Святой и в чьей жизни явлена жизнь Христа, могут выступать истинными представителями Спасителя» (Служители Евангелия, с. 285).

Назначать на служение и давать полномочия в служении — это дело Святого Духа. В апостольские времена пастыри избирались Святым Духом, а не просто большинством голосов. «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).

«Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр» (Деян. 13:2-4).

Существует Божественное указание относительно служения в церкви личностей, которые могут совершать это служение:

«И Он поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных — пастырями и учителями» (Еф. 4:11).

Если Дух Святой не избирает, не направляет и не благословляет, — все будет напрасно. Если бы было меньше дипломатии, а больше молитв, меньше искусных приемов, а больше упования на Духа Святого было бы больше возможностей проявить Свою силу и волю. Церковь или комитет, исполняющие служение в соответствии со своей собственной воле, оскорбляют Святой Дух. Совет в Иерусалиме является образцом всех истинных советов и о его решении мы читаем:

«Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» (Деян. 15:28).

Следует подчеркнуть, что воля Святого Духа стоит на первом месте.

Пятидесятница — день сошествия Святого Духа

В день Пятидесятницы Дух Святой излился с особой силой. С этого дня Он стал представителем Христа на земле. Управление Церковью поручено Ему до Второго пришествия Христа во славе. С дня Пятидесятницы Он занял совершенно новое положение. Но Он может работать плодотворно только через людей, полностью посвятивших Ему свою жизнь и волю.

Так было в апостольские времена, когда Он избирал (см. Деян. 13:2), посылал (см. Деян. 13:4), давал силу (см. Деян. 13:9), поддерживал (см. Деян. 13:52), разрешал вопросы (см. Деян. 15:28), и запрещал (см. Деян. 16:6-7). В Первом послании к Коринфянам в главе 12 говорится о том, как различные дары в Церкви распределяются одним и тем же Духом (1 Кор. 12:4-13). Это исключительно Его право.

«Движение чрезвычайно устроенных колес, которое по началу казалось пророку таким беспорядочным, направлялось рукой Безграничного. Дух Божий, приводивший в движение и направлявший эти колеса, превращал хаос в гармонию, таким образом весь мир во власти Бога» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 752).

«ЖДИТЕ!» — таким было повеление перед Пятидесятницей. Как трудно ожидать Бога! Легко можно подумать, что мы теряем время, если ожидаем силы Святого Духа. Слишком часто мы идем на служение для Бога, не получив прежде помазания от Бога. Опасно браться за служение, если мы не посланы, бесполезно работать без помазания. Многие исполнены нетерпения и не желают ждать, пока их сердца будут готовы к служению. Мы живем во времена активного служения. Но вместе с этим мы забываем о качестве служения и причина тому — стремление как можно больше сделать.

«Мы обладаем прекрасным преимуществом получить обещанное от Бога. Когда Иисус собирался оставить Своих учеников и вознестись на небо, Он поручил им провозглашать евангельскую весть племенам, языкам и народам. Он повелел им оставаться в Иерусалиме, доколе они не облекутся силою свыше, — от этого зависел цх успех. Слуги Божьи должны иметь и помазание от Святого…

Очень важно, чтобы все, возвещающие о пришествии Господа на облаках небесных, получили помазание. Народ должен быть приготовлен, чтобы устоять в великий день Божий. Хотя Христос дал Своим ученикам обетование пришествия Святого Духа, это не устраняло необходимости в молитве. Они, собравшись вместе, молились еще усерднее. Те, кто теперь занят торжественным делом приготовления народа к пришествию Господа, должны постоянно пребывать в молитве. Первые ученики были единодушны. Они не предавались догадкам и не любопытствовали, каким образом исполнится это блаженное обетование. Они были едины в вере и духе. Они пребывали в согласии» (Служители Евангелия, с. 370, 371; издание 1893 г.).

Наша опасность — в постоянной активности

Желание проявлять постоянную активность стало нашим искушением. Мы не проводим достаточно времени в молитве, изучении и духовном размышлении. Мы понимаем, что медленно выполняем Свою миссию. Люди умирают, и мы стоим перед лицом последнего кризиса. Мы лихорадочно работаем и во многом похожи на учеников, которые трудились всю ночь и ничего не поймали. Но рано утром их пустые сети наполнились рыбой очень быстро, поскольку им явился Христос и указал, что делать.

Каждый должен признать, что зачастую мы пренебрегаем Духом Святым и Его прямыми повелениями. Немногие служители ожидают небесного содействия в христианском служении. Я убежден, что в этом наша серьезная ошибка; сознаюсь, что это и моя ошибка. Мы не должны приниматься за служение, пока не облечемся Силою свыше. Бог может за пять минут сделать через нас больше, если мы будем наделены Силою Свыше, чем мы сделаем за неделю самостоятельно. Как истинная любовь начинается с Христа, так и всякое истинное служение начинается с нашей личной Пятидесятницы.

«Официальная религия не соответствует этому времени. Мы можем исполнять все внешние формы служения, и все же не иметь животворного влияния Святого Духа, подобно тому как горы Гелвуйские были лишены росы и дождя» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 417, 418).

И заметьте, ученики должны были ожидать в Иерусалиме, улицы которого были переполнены народом, в том самом городе, где всего несколько недель назад был распят их Господь. Это был тот самый город, который отвергал пророков и о котором со слезами говорил Христос: «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Лк. 13:34, 35).

Ученики меньше всего могли думать об этом месте. Это доказывает, что Бог может благословить людей везде. Если бы ученики ушли в спокойное место, в горы Иудеи или на берега Галилеи, удалились от нужд человечества, то они поддались бы искушению остаться там, как Петр предлагал во время Преображения, забыв об отчаянной нужде мира.

Исполнитель божественной воли

Теперь мы подошли к чудесным словам: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

После этих слов, произнесенных перед самым Вознесением, ученики возвратились в Иерусалим, и, войдя в верхнюю горницу, стали ожидать Господа.

Иисус направил их мысли в новое русло, Он направил их внимание на Святого Духа как на Управителя и Исполнителя Божественной воли. Мысли учеников были вознесены от земного и материального к духовному. Христос побудил их думать о всем мире, только на этом основании излился Дух. Сердца апостолов смягчились, и они были готовы к благовестию.

Вот почему сила Святого Духа посетила апостольскую Церковь. Эта же сила снизойдет на народ Божий последнего времени во время излития позднего дождя, когда Церковь будет иметь то же миссионерское стремление. В минувшие годы, в связи с ослаблением этого устремления, сила Святого Духа никогда не проявляла себя в полноте.

29 марта 1848 года на некоторое время иссяк громадный Ниагарский водопад. На озере Эри образовался лед большой толщины. Ветер взломал его, и в истоке реки Ниагары образовалась грандиозная ледяная перемычка; казалось, каменщик-великан воздвиг такую большую стену, которую вода была не в силах преодолеть. В результате, впервые в истории было отмечено небывалое явление — пересохшая Ниагара. Однако под теплыми лучами солнца ледяной барьер растаял, и снова Ниагара потекла с огромной силой.

Благодарность Богу за возвращающуюся силу позднего дождя!