Не рвущиеся цепи случайностей

Часто многие люди, говоря о древней истории утверждают, что тогда было очень жестокое время, жестокие нравы, попирающие и сводящие на нет все права и свободы человека. И что только в XX веке пришла демократия, обеспечившая людям различные свободы и права. Однако, если мы беспристрастно посмотрим и сравним события времен Руфи с нашим временем, то увидим, что еще очень большой вопрос: когда реальных, подчеркнем — именно реальных, прав и свобод было для человека больше — тогда или сейчас? И небольшая деталь, упоминаемая в книге Руфи, подтверждает это. Как мы помним, Ноеминь со своей невесткой пришла в Вифлеем, не имея ничего; им просто не на что было жить. И тогда «сказала Руфь Моавитянка Ноемини: пойду я на поле и буду подбирать колосья по следам того, у кого найду благоволение. Она сказала ей: пойди, дочь моя» (Руфь 2:2). Долгое время это упоминание вызывало критику у скептиков. Они утверждали, что подобный обычай просто не мог существовать в то время. Ибо даже в наше, как они говорили, демократическое время и то трудно представить себе, чтобы кто-то из хозяев позволил посторонним людям собирать что-либо со своего поля. Другие говорили, что это было лишь исключение, которое проявил Вооз — хозяин поля по отношению к Руфи. Но шло время, и даже советские ученые были вынуждены признать истинность этого положения, упоминаемого в Библии. Интересную этнографическую параллель к картине, нарисованной в книге Руфи, сообщает Жоссен, исследовавший в конце XIX и в начале XX века обычаи арабов Иордании на земле Древнего Моава. Он пишет следующее: «Книга Руфи позволяет полагать, что собирание колосьев и опавших зерен было обычным в Палестине. Не знаю, было ли это где-либо в большем почете, чем в нашей стране Моав; вот факты. Можно почти с уверенностью утверждать, что все sararat являются подбирателями (laqqatin), так же как и все прочие арабы из Fugura и Atawneh. Арабский термин тот же, что и арабское слово (lqt). К этим местным номадам присоединяются толпы феллахов — мужчин и женщин, которые с наступлением жатвы появляются компактными группами, они держатся позади жнецов и каждый упавший на землю колос тотчас же подбирается. Они настолько приближаются к жнецам, что иногда кажется, будто они сами жнут. Чтобы сдерживать их алчную жадность, специально для этого назначенное лицо, снабженное бичом, часто вынуждено позволять им продвигаться вперед лишь постепенно. Когда поле бывает слишком обширным, заботу надзирать за laqqatin которые быстро передвигаются с одного края участка на другой, берет на себя специальный всадник» [1]. «Она пошла, и пришла, и подбирала в поле колосья позади жнецов. И случилось, что та часть поля принадлежала Воозу, который из племени Елимелехова» (Руфь 2:3). «У Ноемини был родственник по мужу ее, человек весьма знатный, из племени Елимелехова, имя ему Вооз» (Руфь 2:1). В этих двух стихах особенно важна на первый взгляд ничем не примечательная фраза «и случилось». Бывают ли в жизни человека случайности или нет? Скептики и эволюционисты всегда утверждали и утверждают, что вся жизнь с самого ее появления представляет собой случайность. Случайно произошел взрыв, повлекший за собой переустройство вселенной (теория Опарина А. Н., 1927 год); случайно в «первичном бульоне» соединились органические вещества; случайно обезьяна стала использовать орудия для добычи пропитания; случайно пришел ледник; случайно рождаются люди; случайно начинаются и заканчиваются войны, приходят и уходят диктаторы. Нет, разумеется определенные причины для этого есть, но логики всемирная история не имеет. Она подобно бушующему морю — то шторм, то штиль. И жизнь человека также, по мнению скептиков, состоит из целой цепи случайностей. Случайно познакомились люди, случайно человек попал под поезд, случайно человек заболел, случайно произошла неприятность на работе. Случайность, случайность и еще раз случайность. Однако, не слишком ли много случайностей? Весьма также удивляет, что все эти случайности, если их проанализировать имеют весьма четкую и логичную последовательность. Взять хотя бы то же происхождение человека или образование земли. И даже те, кто исходит из теории эволюции вынуждены признать, что цепь случайностей поистине невероятна. Ведущие ученые мира часто уподобляют эволюцию следующему примеру. Представим себе, что на огромном поле разобрали космический корабль вплоть до мельчайших микроскопических деталей. Затем поднялся небывалый по силе ураган, который все эти детали поднял в воздух. В ходе урагана все эти детали соединились между собой в строжайшей последовательности. И когда буря окончилась, то на земле оказался собранный ураганом космический корабль. Если бы нам рассказали подобную историю, то мы бы безусловно назвали ее абсурдом, нелепой сказкой. Но именно так и выглядит теория эволюции, построенная на цепи сотен миллиардов (!) случайностей. Воистину правы те, кто говорят, что самые верующие люди — это атеисты и скептики, ибо для того, чтобы верить в эволюцию, нужна колоссальная вера. Более того, вера слепая, фанатичная, не желающая обращать никакого внимания на научные открытия, факты, просто здравый смысл. К тому же окружающий нас мир устроен не только весьма рационально, но и прекрасно. Как неповторимы живые организмы! Нет ни одной похожей рыбки или жука. Как прекрасно небо, озера, леса! Все дышит красотой и любовью. Как случайность могла обеспечить такую красоту, гармонию и любовь? За всей этой гармонией и красотой стоит великая творческая Личность.

Не имеет случайностей и всемирная история. Священное Писание не только повествует о деяниях различных людей, судьбе народов, но и раскрывает философию истории. Оно раскрывает, когда и почему должен был быть Навуходоносор, Кир, Гитлер, Наполеон, крушение СССР и падение Рима, Реформация в средние века и расцвет спиритизма в наше время. Библия не только предсказывает все эти события (см. Опарин А. А. Всемирная история и пророчества Библии, Харьков, Факт, 1997; его же Атлас древней и пророческой истории, Харьков, Факт, 1999), но выстраивает их в строгую, логичную последовательность, с древнейших времен и вплоть до наших дней. И, подобно всемирной истории, жизнь простых людей — это также не цепь случайностей. Все имеет свой смысл. Для чего Бог допускает в нашей жизни то или иное событие — желая нас чему-то научить, что-то нам показать? А может, научить на нашем примере других людей? А может, обезопасить нас от возможной ошибки или несчастья? В наш век небывалых скоростей как никогда порой не то, что задумываться над жизнью, — порой у нас не достает времени даже для того, чтобы осмыслить прожитый день. Извлечь из него выводы для себя. Подумать, что сделано правильно, а что нет. Почему произошло то или иное событие? Царь Давид, у которого дел было побольше, чем у каждого из нас, говорит: «Размышляю о днях древних, о летах веков минувших; припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим…» (Пс. 76:6, 7). Он всегда находил время для размышления и молитвы. А мы находим ли время для общения со своим Создателем? Читаем ли мы и исследуем ли Библию? Молимся ли? И, быть может, если бы мы это делали чаще, то не стало бы нам легче? И мы бы уже не видели одни лишь случайности, которые порой пугают нас, деморализуют. Мы бы видели за ними нечто большее: Законы посева и жатвы, руку Бога, и т.д.

Так и в жизни Руфи не было случайностью, что из многочисленных полей, окружавших Вифлеем, она оказалась именно на том, которое принадлежало Воозу, человеку, о существовании которого она вообще не знала, но которому предстояло изменить ее жизнь.

После крушения Советского Союза и начала построения нового общества в нашу жизнь вошло огромное количество иностранных малопонятных слов. В следующей главе мы познакомимся также с загадочным словом, понимание которого даст каждому из нас счастье и жизнь. Если же мы не поймем его в своей жизни — нас ждет смерть.

Примечания к 4 главе

[1] Амусин И. Д. Проблемы социальной структуры обществ Ближнего Востока (I тыс. до н. э.) по библейским источникам. М.: Наука, 1993, с. 95-96