Агония

Но даже после ужасной гибели Сишауришкун не получил покоя. Его своеобразная золотая могила, освещенная огнем, подверглась полному разграблению. «первыми «археологами», занявшимися раскопками дворца Ашшурбанипала, были вавилонские солдаты. Пока их бравые союзники, мидяне и скифы, неистовствовали на улицах, они тайком от них откопали в золе большое количество золота и серебра, сплавившихся от огня, бушевавшего во дворце» [11] (пророчество No5). Около месяца шло разграбление города, пока наконец 14 сентября 612 г. до н.э. войска союзников не оставили города. «Большую добычу из города и храма они унесли и превратили город в развалины и руины» [12] (пророчество No 5, 9, 13). Несмотря на разгром Ниневии, гибель царя и большей части армии сопротивление ассирийцев продолжалось. «Ниневия была буквально сравнена с землей» [13]. «Победители снесли Ниневию с лица земли» [14]. Гордые создатели первой в мире империи не хотели смиряться со своим поражением и гибелью как державы. Они решили поворотить колесо истории вспять, взять реванш. Остатки разрозненных группировок ассирийских войск собрались в городе Харране, где они провозгласили новым царем Ассирии брата Ашшурбанипала Ашшур-уббалита, бывшего до этого первосвященником Эхулхум, храма бога Сина в Харране [15]. И вновь языческие боги, их жрецы пытались взять победу в борьбе с Господом, предрекшим через Наума окончательную гибель Ассирии, как государства. На стороне язычников выступали все силы зла, желающие показать несостоятельность Божьих пророчеств. На помощь ассирийцам пришел египетский фараон Нехо II [16], боящийся большого усиления Вавилона и поэтому весьма заинтересованный в сохранении Ассирии, как государства. В 610 г. до н.э. и с июня по сентябрь 609 года шли упорные бои под Харраном между объединенным египетско-ассирийским войском с одной стороны и вавилонско-мидийским с другой. «В 16 году, в месяце аяру, царь Аккада (т.е. Вавилона — прим. А.О.) созвал свое войско и выступил против Ассирии. Начиная с месяца симану до месяца арахсамну, они победоносно прошли по Ассирии. В месяце арахсамну умман-манда (мидийцы — прим. А.О.) прибыли на помощь царю Аккада и направились к городу Харрану против Ашшур-убаллита, который сел на ассирийский престол. Страх перед врагом напал на Ашшур-убаллита и на египетское войско, которое прибыло на помощь ему. Они покинули город… Царь Аккада достиг Харрана… город был взят. Они увезли из города и храма много добычи… В 17 году месяце думузу Ашшур-убаллит, царь Ассирии, и большое египетское войско перешли реки, выступив против города Харран, чтобы захватить его» [17]. Вскоре на помощь своему гарнизону прибыл Набополассар. Приближение вынудило фараона Нехо снять осаду, покинуть союзных ассирийцев и уйти назад в Египет [18]. Однако, борьба велась еще до 605 г. до н.э., пока, наконец, в битве под Кархемышем не были вновь разбиты египтяне, а вместе с ними и жалкие остатки ассирийских войск [19]. Таким образом, к 605 г. до н.э.: «Ассирийская знать была истреблена, города стерты с лица земли, рядовое население рассеялось по горам, деревням, окружающим областям» [20] (пророчество No6). О своей победе над Ассирией царь Вавилона Набополассар говорит в следующих словах: «Набупаласар, царь правды, пастырь, призванный Мардуком. Так как я во смирении моем, будучи сыном ничтожного, постоянно чтил святилища Набу и Мардука, моих владык, и помышлял о непоколебимости их заповедей и исполнении их повелений, направляя мысль мою на правду и справедливость, то бог сердцеведец, проник в сердце мое, ничтожного, незаметного среди людей, и поставил меня во главе страны, в которой я родился, призвав меня к господству над страной и людьми. Он послал ко мне духа-хранителя сопровождать меня и споспешествовал мне во всех моих начинаниях. Нергала, могущественнейшего среди богов он сделал моим спутником, покорил моих врагов, поразил моих супостатов. Ассириян, с давних дней господствовавших над всеми народами и подчинивших своему тяжелому игу людей моей страны, я, слабый и смиренный, чтущий господа господей, при помощи грозной силы Набу и Мардука, моих владык, отразил стопы от страны Аккада и сверг их иго» [21]. В этой, хотя и языческой по форме надписи все же четко прослеживается осознание Набопаласаром того, что победой над Ассирией он обязан не себе, а воле богов. Удивляет также и смирение, которым дышат эти слова в устах языческого правителя. Действительно крах Ассирии был так велик, что он испугал невольно даже ее победителей, увидевших во всем этом вмешательство высших сил. И хотя конечно же далеко не все увидели в этом руку Живого Бога, то по крайней мере все от царей до простых воинов осознали слабость и ничтожность человека. Казалось, что вместе с Ассирией пришел конец и ее народу, которого ждала полная ассимиляция. Подобная участь постигла многие разгромленные народы. Скифы, тавры, десять израильских колен, шумерийцы, вавилоняне и т.д. и т.д. — все они когда-то создали величайшие империи, а затем канули в лету веков. Любой тогда, как мы бы назвали его сегодня политолог, четко бы сказал, что ассирийцев в ближайшие годы ждет ассимиляция, которая неминуемо приведет к исчезновению его, как отдельного народа. Если бы этот политолог знал, что как государство Ассирия более никогда не состоится,то его прогноз о судьбе народа звучал бы еще более пессимистично: полное исчезновение. И по-человечески он был бы прав. Никаких перспектив сохраниться как отдельной нации у ассирийцев не было. Но один древний эксперт, пророк Исаия, давал буквально неправдоподобный сценарий развития событий. «В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне — в Ассирию; и Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой — Египтяне, и дело рук Моих — Ассирияне, и наследие Мое — Израиль» (Ис. 19:23-25). Т.е. согласно ему ассирийцы, несмотря на то, что государство их более никогда не будет существовать, сохранятся как народ, и к тому же преклонятся перед Господом Богом, став Его детьми. Преклонятся и будут служить тому самому Богу, которого так поносил Синахериб (4Цар. 18:32-35) и часть народа Которого они угнали в рабство после взятия Самарии. В следующих главах мы узнаем, исполнилось ли это совершенно невозможное пророчество. А пока узнаем, как была заново открыта Ассирия и что представляют сегодня ее города и дворцы.

Примечания к 7 главе

[1] Крижанiвський О. П., iсторiя Стародавнього Сходу, К, Либiдь, 2000, с. 178.

[2] Садаев Д.Г. История Древней Ассирии. — М.: Наука, 1979, с. 160.

[3] Древний Восток. / Под. ред. В.В. Струве. — М.: Учпедгиз, 1953, с. 122.

[4] Дьяконов И. М., История Мидии, М, Издательство АН СССР, 1956, с. 308.

[5] Масперо Ж. Древняя история народов Востока, М, Типография М. Г. Волчанинова, 1895, с. 522.

[6] Ван-Ден-Берг. Краткая история Востока, СПб, Издание магазина «Новаго времени», 1880, с. 73.

[7] Астафьев Н., Древности Вавилоно-ассирийские по новейшим открытиям, СПб, Типография Якобсона А., 1882, с. 5.

[8] Eusebius Chronicorum Liber Prior. Edidit A. sshoene, Vol 1, B, 1875, p. 37-38; Die Chonik des Eusebius. Aus clem Armenishen ьbersetz. Hrsg. von J. Kaerst. Lpr, 1911, p. 18; Schabel P. Berossos und die babylonisch-hellenistische literature Lpt, 1923 (repr. 1968), c. 271; Грантовский Э. А. Иран и иранцы до Ахеменидов, М, Восточная литература РАН, 1998, с. 228-229; Русский перевод дан в частности у Тураева Б. А., История Древнего Востока в 2 т, Л, ОГИЗ, 1935, Т 2, с. 81; Хрестоматии по истории Древнего Востока, под ред., Коростовцева М. А., и др., в 2 т, М, Высшая школа, 1980, Т 1, с. 221.

[9] Оппенхейм Л., Древняя Месопотамия, М, Наука, 1980, с. 134-135.

[10] Оппенхейм, Указ. соч. с. 98.

[11] Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, книга 2, глава 28 и Белявский В.А. Тайны Вавилона. — М.: Вече, 2001, с. 74.

[12] Вавилонская хроника, цит. по Хрестоматия по Истории Древнего Востока, в 2Т, под ред. М. А. Коростовцева и др., М, Наука, 1980, Т 1, с. 221.

[13] Иегер О., Всеобщая история, в 4 т, СПб, издание А. Ф. Маркса, 1910, Т. 1, с. 51.

[14] Дьяконов И.М. История Мидии. — М.-Л.: Издательство АН СССР, 1956, с. 310.

[15] Садаев Д.Г. История Древней Ассирии. — М.: Наука, 1979, с. 160.

[16] Дьяконов, Указ. соч. с. 315; Дандамаев М. А., Рабство в Вавилонии, М, Наука, 1974, с. 24.

[17] Вавилонская хроника, Указ. соч. с. 221-222.

[18] Белявский В.А. Тайны Вавилона. — М.: Вече, 2001, с. 76.

[19] Авдиев В. И., История Древнего Востока, М, Политиздат, 1953, с. 452.

[20] История Древнего Востока, под. ред. Кузищина В. Н., М, Высшая школа, 2001, с. 157.

[21] Цит. по Тураев Б. А., История Древнего Востока, в 2 Т., Л, ОГИЗ, 1935, Т. 1, с. 82.