Ассирийцы в Москве

«Ассирiя перестала iснувати, але ассирiйський народ зберiгся. Завойовники вирiзали лише ассирiйську знать, простий же люд розбрiвся по свiту. Уцiлiлi жителi Нiневii повернулися по якомусь часi й заснували на протилежному березi Тiгру нове мiсто, яке вони називали Меспiрою чи Мосулом, решта ассирiйцiв знайшла притулок серед iнших народiв Передньоi Азii. Втративши батькiвщину, ассирiйцi звiдали почiм кiвш лиха, проте зберегли свою мову, своi звичаi i традицii — одним словом, зберегли себе як етнос. Нинi у свiтi налiчуiться близько двох мiльйонiв ассирiйцiв — переважно у Пiвнiчному iраку, Сирii, iранi, Туреччинi, США, Грузii, Вiрменii та Азербайджанi. Близько 3 тис. етнiчних ассирiйцiв проживаi нинi в Украiнi» [1]. Интересна судьба предков ассирийцев, живущих сегодня в Москве. После того, как в 605 г. до х. э. были разгромлены последние разрозненные боевые части ассирийцев, этот народ на 2500 лет сходит с политической арены, практически не упоминаясь в летописях. Так продолжалось аж до 1915 года. Начавшаяся в 1914 году I Мировая война разделила тогдашние государства на два противоборствующих лагеря, один из которых возглавляла Россия, Англия и Франция, а второй Германия и Австро-Венгрия. К последним принадлежала Турция, став таким образом вновь врагом России. Боевыми действиями с турками значительное количество времени руководил дядя Николая II великий князь Николай Николаевич. Причем вел их весьма умело, нанеся Турции ряд ощутимых поражений, оккупировав значительную ее территорию и поставив ее в конце концов в очень затруднительное положение [2]. Но Николай Николаевич проявил себя не только как талантливый военный руководитель, но как и дипломат, сумевший поставить (хотя попытки были и до него со стороны русского командования) на борьбу с Османской Турцией ряд подвластных ей племен и народов [3]. Одним из таких народов были и ассирийцы. В 1915 году старейшины ассирийских племен заключили официальный договор с правительством Российской империи, который от имени России подписал вел. кн. Николай Николаевич. Согласно этому договору ассирийцы становились союзниками России в ее борьбе с Турцией. Со своей стороны Россия гарантировала создание, точнее воссоздание ассирийского государства на его исторических землях [4]. Когда обе стороны подписывали это соглашение, казалось, что выполнение его осуществится в ближайшие месяцы. Ибо война уже была практически выиграна странами Антанты и Турцию в частности ждала весьма неприглядная участь. Но подписывая этот обоюдовыгодный, весьма реалистичный к тому же договор, стороны вряд ли помнили библейское пророчество, гласящее, что как государства Ассирии не будет уже никогда. Привлекая экспертов и различных советников при составлении договора, стороны забыли спросить совета у Бога, посмотреть как Библия — Слово Бога смотрит на этот вопрос. А между тем, если бы они это сделали, то избежали бы страшных последствий этого непродуманного договора, текст которого бросал вызов воле Царя Царей и Господа Господствующих. Последующие вскоре события показали, к чему приводит пренебрежительное отношение или забывчивость Слова Бога. Революция 1917 года и начавшаяся затем Гражданская война вывели Россию из I мировой войны и все те грандиозные планы, которые строило императорское правительство о расширении границ, рухнули. Россия не только не приобрела, но потеряла значительные территории. Турция же, избавившись в лице России от опаснейшего врага, решила свести счеты с теми, кто поддержал Москву в критический для Стамбула момент. И в первую очередь удар обрушился на ассирийцев. За считанные дни турецкие войска истребили 500000 ассирийцев [5]. Около 50000 бежало тогда от геноцида в Россию, где к 1926 году ассирийцев осталось 26000, а к 1939 только 19000 человек. Несмотря на такую малочисленность до 1937 года ассирийцы имели свой клуб, организовали Всесоюзную культурную ассоциацию. Так же у них были национальные школы. В годы Великой отечественной войны 7 ассирийцев были удостоены звания Герой Советского Союза, а еще 3 звания Герой Социалистического Труда. Но несмотря на это волна послевоенных депортаций народов, проводимых Сталиным И.В., коснулась и их. В 1949 году ассирийцы были высланы из Закавказья и Крыма в Сибирь и Казахстан. Возрождение культуры и языка произошло лишь во время перестройки, когда в 1990 году в Москве была создана Ассирийская академия языка, истории и культуры Ассирии и ассирийцев (ректор — проф. Матвеев К. П.). Двумя годами ранее там же в Москве была создана ассирийская ассоциация «Хаядта» (глава Джуна Давиташвили) [6]. Итак, как видим, согласно библейскому пророчеству ассирийцы сохранились как народ, хотя им и не суждено было воссоздать свое государство. Но не менее замечательно получило свое подтверждение и пророчество, говорящее о том, что ассирийцы станут последователями Истинного Бога. И действительно, ассирийцы одними из первых народов Востока приняли еще при апостолах христианство, оставаясь верными этому учению [7] на протяжении долгих веков, несмотря на гонения со стороны народов, исповедующих другие религии, в первую очередь ислам. Сегодня существует несколько ассирийских христианских церквей: Ассирийская Церковь Востока (несторианского толка); Ассирийская ортодоксальная церковь (монофизитского толка); Ассирийская католическая церковь; Ассиро-халдейская церковь (пророчество No 16). Кстати, в Москве в церкви Мирона-чудотворца до революции 1917 года богослужения велись на русском и ассирийском языках [8]. Так потомки гордых царей и свирепых воинов, смеющихся над такими понятиями как добро, милосердие, сострадание, честность сегодня исповедуют Имя Христа, осознавая свою греховность и зависимость от Бога. Христианство спасло ассирийцев от гибели и ассимиляции, дав новое рождение этому древнему народу, историю которого можно изучать по необыкновенным библейским пророчествам.

Примечания к 11 главе

[1] Крижанiвський О. П., iсторiя Стародавнього Сходу, К, Либiдь, 2000, с. 178-179.

[2] История Первой Мировой войны, в 2 т, М, Наука, 1975, Т. 2, с. 222-228.

[3] Там же, Т. 2, с. 91.

[4] Бестужева С. Живая душа Ассирии. // Наука и религия, 1992, No 4-5, с. 20.

[5] Наука и религия, 1992, No 4-5, с. 20-21.

[6] Наука и религия, 1992, No 4-5, с. 24-26.

[7] Грибанов А. Ассирийская церковь. // Наука и религия, 1992, No 4-5.

[8] Там же.