Божий Суд

Ассирия отвергла призыв Божественной милости, и тогда над ней был произнесен суровый и справедливый приговор. «Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак. Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится» (Наум 1:8-9). Скоро время благодати, отпущенное Господом для нашего мира, закончится. Наступит момент, когда каждый землянин сделает свой выбор. И тогда те, кто отверг Божью любовь, а избрал зло, почувствуют на себе всю тяжесть судов Бога. Наум пишет, что врагов Его постигнет мрак. И действительно, согласно книги Откровения, на нечестивых обрушатся семь последних язв (Откр. 16). Их жизнь превратится в скорбь — страшные гнойные нарывы, отравленные воды, нестерпимый палящий зной и мрак: «Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания» (Откр. 16:10). Когда против Ассирии восстали ее недавние данники — Мидия и Вавилон, хозяева мира ассирийцы ощутили на себе все те жестокие методы, которым они совсем недавно подвергали сотни народов. Теперь нечеловеческие пытки, угон в рабство, изнасилования, разграбления домов, умерщвление на глазах родителей их собственных детей обрушились на головы самих ассирийцев. Что человек посеет, то и пожнет (Гал. 6:7). Этот вечный закон посева и жатвы неукоснительно действует в жизни каждого человека и народа. Суд над Ниневией закончился вынесением смертного приговора, который и был приведен в действие. Божьи суды носят окончательный характер. Суд над Содомом и Гоморрой, допотопным миром, древним Ханааном привел к полному исчезновению закосневших в грехе людей. Гордые и надменные империи древности — Ассирия, Вавилон, Мидо-Персия, Греция, Рим испытали ту же участь. Грех, получивший у них безраздельное господство, грех, ставший для них наслаждением, привел их к гибели. Сегодня только холмы да развалины колонн напоминают о некогда великих державах, бросивших вызов Богу и поправших всякие человеческие ценности. Порожденная ими жестокость обратилась теперь против них. Теперь они на собственном опыте ощутили всю тяжесть и отвратительность силы греха. «Разграблена, опустошена и разорена она, — и тает сердце, колени трясутся; у всех в чреслах сильная боль, и лица у всех потемнели. Где теперь логовище львов и то пастбище для львенков, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их, — лев, похищающий для насыщения щенков своих, и задушающий для львиц своих, и наполняющий добычею пещеры свои и логовища свои похищенным? Вот, Я — на тебя! говорит Господь Саваоф. И сожгу в дыму колесницы твои, и меч пожрет львенков твоих, и истреблю с земли добычу твою, и не будет более слышим голос послов твоих» (Наум 2:10-13). Ниневия, выступающая в этих строках в символе льва, убивающая в свое время всех и вся, грабившая народы, наполняя их сокровищами свои дворцы и храмы — теперь сожжена и истреблена навеки. Творя много веков зло и насилие, потворствуя своим желаниям и похотям, ассирийцы думали, что так будет вечно, но суд Божий настал и для них. Этот пример является уроком для нас, живущих сегодня порой очень беспечно, не задумываясь над вечными ценностями, а стремясь лишь удовлетворить свои желания, и при том не всегда чистые. Говоря о Последнем времени, Христос отмечал, что подобная духовная беспечность станет причиной гибели для многих: «но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:37-39). В том, чтобы есть, пить, жениться и выходить замуж ничего плохого конечно же нет. Страшно то, когда только это и занимает и волнует человека. Известное изречение хорошо иллюстрирует это: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Духовные ценности должны, согласно Библии, стоять на первом месте. Именно их наличием человек отличается от животного. С другой стороны, мы по типу древних ассирийцев проявляем не только беспечность в своей жизни, но и вседозволенность. Мы мало задумываемся над тем, что та клевета, сплетни, несправедливость, насилие и жестокость, которые мы часто проявляем по отношению к другим людям обернется в конце концов против нас самих. Кто роет яму другому — попадет в нее сам: «Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится» (Прит. 26:27). Время долготерпения, которое каждому из нас дарует Бог для того, чтобы мы осознали свою греховность и исправились, мы часто воспринимаем, как время безнаказанности. Но рано или поздно чаша Божьего долготерпения переполнится и настанет время суда. Пророк Наум подчеркивает, что против Божьих судов лекарств нет: «Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится» (Наум 1:9). Так и в последнее время нечестивых, отвергнувших Бога, ждет вечная смерть: «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Малахия 4:1). Одновременно с этим во время природных катаклизмов, войн и эпидемий Господь обещает свое покровительство и защиту тем, которые приняли Его Своим Господом и Спасителем: «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него» (Наум 1:7). В Библии содержится много подобных обетований. «Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, — ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь» (Ис. 54:17); «Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис. 43:1-2).