День Солнца

В подавляющем большинстве христианских храмов богослужение сегодня проходит в день, считающийся в республиках СНГ седьмым и называемый воскресенье. Мы специально подчеркиваем, что именно в республиках СНГ, ибо во всем другом мире этот день в календарях значится первым [6] и в переводе во мнигих языках обозначает обозначает день солнца, и только в русском — воскресенье. Это первый интересный факт, с которым мы встречаемся исследуя этот вопрос. Второй же состоит в том, что нигде в Библии нет ни малейшего упоминания о том, что святить нужно именно этот день. Напротив, Господь через Священное Писание говорит о необходимости соблюдения другого дня — субботы. Что же Библия говорит о субботе? Почему большинство христиан, в том числе и протестантов, святит другой день? Есть ли вообще разница в том, какой день святить: субботу или воскресенье, если посвящать его Богу? И вообще, важна ли эта заповедь о соблюдении дня? Можно ли ее по значимости ставить с такими заповедями, как не убий, не прелюбодействуй и т.д.? На эти и другие вопросы мы ответим в данной главе.

1. Суббота и Закон Божий

А). «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).

Как видим, четвертая заповедь Закона Божьего предписывает человечеству помнить и святить субботний день как памятник творения, как дань благодарности нашему Творцу.

Эти библейские стихи говорящие о древности соблюдения субботы, освященного Богом дня полностью подтверждаются многочисленными историческими доказательствами.

* В древнейшем шумерском эпосе рассказывающем о творении Богом земли в частности говорится: «Седьмой день он сделал священным днем, и повелел прекращать всякие труды» [7].

* «В этих месяцесловах уже есть намек на дни, имеющие особенное значение. Под 7, 14, 21 и 28, а также 19 (7х7 предыдущего месяца) числами мы читаем: «Пастырь многочисленного народа (может быть, царь, как первосвященник) не должен есть мяса, испеченного на огне, и ничего, приготовленного на золе; не должен менять своего платья и надевать чистого одеяния, не должен приносить жертвы. Царь не должен восходить на свою колесницу и изрекать приговоров. Жрец — прорицатель не должен давать ответов. Врач не должен класть руки на больного. Не следует приводить в исполнение задуманное. Ночью царь должен приносить дар великим богам и принести жертву. Воздеяние рук его бог примет» [8]. «они соблюдали с величайшей строгостью некоторые дни… В эти дни нельзя было стряпать, зажигать огонь, менять одежду, приносить жертву… заниматься каким-либо делом, гражданским или военным… потому что все, что бы ни делалось в эти дни, обратилось бы во вред… Они называли эти дни Саббату» [9]. «В этот день предписывалось не заниматься ни какими делами, и сам он получил название «шаббат» — покой» [10].

* Знаменитый римский историк Иосиф Флавий пишет: «Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился наш обычай воздерживаться от работы в седьмой день» [11].

Б). О неизменности и вечности Закона Божьего.

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал (дела творения — прим. А.О.), и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2-3). Как видим, еще в Едеме: когда не было национальностей, не было евреев, а были только первые люди — наши прародители Адам и Ева, Бог учредил День Седьмой как день покоя — для всех будущих поколений, для всего будущего человечества Итак, суббота была дана Богом как день покоя, всем без исключения людям, на заре истории человечества, когда о различных национальностях не было еще и речи.

Апостол Павел писал: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4:9).

В Своей знаменитой Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17-18).

«Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Лк. 16:17).

Бог говорит через пророка Исаию о том, что в вечности, когда великая борьба между добром и злом будет окончена, суббота, учрежденная Богом как памятник творения и как день особого общения между Творцом и Его творением — людьми, останется и значения своего не потеряет: «Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66:23).

В). О благословениях, которые Бог изливает на соблюдающих субботу как неизменную заповедь Его Закона.

«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить: То будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего; уста Господни изрекли это» (Ис. 58:13-14).

«Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла» (Ис. 56:2).

2. Суббота — знамение Бога

«И святите субботы Мои, чтоб они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш» (Иез. 20:20).

«И дал им заповеди Мои и объявил им Мои постановления, исполняя которые, человек жив был бы чрез них; Дал им также субботы Мои, чтоб они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их» (Иез. 20:11-12). Согласно словарю Даля, «знамение» означает знак, печать, тайну [12].

«…субботы Мои соблюдайте; ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас. И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти. Кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего. Шесть дней пусть делают дела; а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти… Это — знамение… навеки; потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исход 31:13-17).

Кстати, вот что пишет о значении субботы, как дня отдыха крупнейший современный ученый, профессор антропологии и астрономии Университета Колгейта (США), Энтони Авени: «Одним из недавних открытий современной хронобиологии стало обнаружение в человеческом организме 7-дневного биоритма. Он проявляется в незначительных вариациях кровяного давления и сердечного ритма, восприимчивости к инфекциям и даже приживляемости пересаженных органов: так, стало известно, что вероятность отторжения некоторых из них становится максимальной через интервалы недельной продолжительности начиная с дня пересадки. В отношении этого ритма мы не уникальны: по всей видимости, им, наряду с нами, обладают даже простейшие организмы, вплоть до бактерий. Семидневный ритм, например, существует у русалочьего бокала — водорослей, своим видом напоминающих бокал для шампанского, с длинным стеблем и большим цветком-шаром на конце. Этот организм может быть приучен к снижению скорости своего роста только при переменном освещении (свет — темнота) с периодом 7 дней — не больше и не меньше» [13].

3. Христос и Его апостолы соблюдали именно субботу

Для верующих христиан во все века было важно знать, какой день недели, как Божий день, почитали Христос и апостолы.

Христос называл Себя «Господином субботы» (Мк. 2:28). Каждую субботу Христос приходил в храм: «…и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать…» (Лк. 4:16). «Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге…» (Мк. 6:2).

После распятия, когда умерший Христос был положен во гробе (в пещере, высеченной в скале, как принято было в Иудее хоронить умерших — прим. А.О.), ученики Его не успели приготовить тело к погребению, так как начиналась суббота, «возвратившись же приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лк. 23:56). Заповедь была беспрекословна и неизменна, ибо ее дал Сам Бог, ее соблюдал и Сам Христос, и Его ученики, верные Слову Божьему, не посмели ее нарушить, хотя речь шла о погребении Христа — Сына Божьего! И только в воскресенье, «в первый день недели… неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу…» (Лк. 24:1). Христос в этот день воскрес, но нигде, ни в одном месте Библии не записано о том, что Бог перенес празднование субботы на воскресенье в честь воскресения Христа. Суббота осталась неизменной как памятник творения, как день покоя и день почитания Бога и поклонения Богу.

Апостолы после вознесения Христа также почитали субботний день, неизменно выполняя заповедь Божию: «При выходе их из… синагоги, язычники просили их говорить о том же в следующую субботу…» (Деян. 13:42).

«В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие…» (Деян. 13:44).

«Во всякую же субботу он (Павел — прим. А.О.) говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян. 18:4).

Первые христиане свято соблюдали именно субботу: «Первые христиане на самом деле чтили субботу иудеев… поэтому христиане долгое время придерживались соглашения по поводу субботы, отдельные части их закона читались на богослужениях; и это продолжалось до Лаодикийского церковного собора» [14]. «Первые христиане испытывали великое благоговение перед субботой и проводили день в поклонении и проповедях. И, вне всякого сомнения, они взяли это от самих апостолов, что подтверждает несколько письменных свидетельств по этому вопросу [15]. «Седьмой день, суббота, торжественно отмечался Христом, апостолами, простыми христианами до Лаодикийского собора, который упразднил его» [16]. «Древние христиане очень чтили субботу, седьмой день недели… Совершенно ясно, что все восточные церкви и большая часть мира соблюдали субботу как праздник… Афанасий говорит нам, что они собирались на религиозные собрания по субботам не под влиянием иудаизма, но для поклонения Иисусу, Господину субботы. Епифан говорит то же» [17].

4. Как святить субботу

Мы уже выше приводили текст, записанный в книге пророка Исаии 58:13-14, прочитайте его еще раз. Обратите внимание, что здесь «не расшифровано», какие обычные дела и прихоти имеются Богом в виду, ибо они у каждого человека свои, и каждый из нас хорошо знает, о чем именно здесь идет речь, и каких дел и прихотей нам следует избегать в субботу: у одних — это работа в саду-огороде, выполнение «горящего» плана на работе или каких-то сверхурочных заданий, а также, любая работа с целью заработка; у других это — пустословие (разговоры «ни о чем», лишь бы провести время); у третьих — купля-продажа; у четвертых — приготовление пищи, уборка в квартире, стирка, и тому подобное.

«В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы, и навьючивают ослов… всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил им в тот же день, когда они продавали съестное. И Тиряне жили в Иудее, и привозили рыбу и всякий товар, и продавали в субботу жителям Иудеи… И я сделал выговор… «Зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? Не так ли поступали отцы ваши, и за то Бог наш навел на нас и на город сей… бедствие? А вы увеличиваете гнев Его… оскверняя субботу». После сего… перед субботою, я велел запирать двери… и слуг… ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний… С того времени они не приходили в субботу» (Неемия 13:15-21).

«…вот что сказал Господь: «Завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня (т. е. в пятницу, накануне субботы — прим. А.О.), а что останется, отложите и сберегите до утра» (Исход 16:23).

А что же можно делать в субботу, в свете Библии? Приходить на поклонение Богу в церковь, изучать Слово Его — Библию, навещать больных, поддерживать людей и ободрять тех, кому плохо, постараться этот день провести со своей семьей, сделать его особенно радостным для детей, провести субботу на лоне природы и пр.

Пусть именно субботу ждет с нетерпением каждый член семьи, и особенно ваши дети, пусть в этот день особая радость, мир и покой царят в вашем доме, пусть особенно красиво будет сервирован стол и особенно вкусными будут блюда.

Помня об этом дне, в который Бог особенно хочет благословить людей, следует до его наступления проанализировать всю прожитую неделю и те ошибки, что вы совершили, особенно касающиеся ваших взаимоотношений с людьми, близкими или дальними, и восстановить свои с ними отношения. Пусть никакие заботы, суета, проблемы, плохое настроение не омрачат этого дня!

Выводы:

1. Соблюдение субботы является четвертой заповедью Закона Божьего.

2. Суббота была учреждена Богом для всего человечества на заре истории земли, когда еще не было деления по национальному признаку.

3. Суббота является знамением (т. е. знаменем) Божьим, отличительной чертой верности человека Богу.

4. Суббота освящена Самим Богом.

5. Исполняя субботу, человек становится обладателем нескончаемых Божьих благословений.

6. Суббота будет праздноваться и в вечности.

7. В субботу не следует заниматься обычными житейскими делами или работой. Этот день человек должен посвятить Богу и отдыху от повседневной работы.

Последствия отступления

1. Отмена четвертой заповеди Закона Божьего.

2. Попрание авторитета Бога как Творца.

3. Отмена субботы привела к потере знамения между Богом и человеком.

4. Отменив субботу, человек лишил себя Божьих благословений.

5. Произошла потеря людьми символа освобождения.

6. Суббота — день отдыха. Исследуя историю отступлений в христианстве, мы видели, что суббота была одним из главных объектов нападений сатаны. И это не случайно, ибо он прекрасно понимает, что, лишив человека субботы, он разорвет его связь с Богом.


Глава 37 из 62« Первая«36373850»Последняя »