В чреве кита

В начале комментария, относящегося к стихам книги Ионы, повествующего о том, как пророк пробыл в чреве кита 3 дня (Ион. 2:1) отметим, что Христос признавал реальность данного события (Мф. 12:40). И поэтому выглядят странными утверждения некоторых богословов, говорящих об аллегории данного места [16]. Это странно тем более, что сегодня даже атеистически настроенные ученые доказали, что данный отрывок нисколько не противоречит науке.

«Есть киты, не имеющие зубов, но снабженные «китовым усом». Среди такого типа китов, есть киты, называющиеся «Фин-Бам» (финвал — прим. А.О.). Эти киты бывают до 88 футов длины. Желудок такого типа кита имеет от 4 до 6 камер или отделений, причем, в любом из них могла бы свободно поместиться небольшая группа людей. Этого рода киты дышат воздухом, имеют в голове воздушную запасную камеру, являющуюся расширением носовых полостей. Прежде чем проглотить слишком большой предмет, кит «Фин-Бам» проталкивает его в эту камеру. В случае если в голове этого кита окажется слишком большой предмет, то он плывет к ближайшей суше, ложится в мелкие воды и выбрасывает ношу. Ученый доктор Рансон Гарвей свидетельствует, что его приятель весом до 200 фунтов, вполз изо рта мертвого кита в эту воздушную камеру. Этот же ученый указывает, что собака, упавшая за борт китоловного судна, через 6 дней была найдена в голове кита живой. Из сказанного видно, что Иона мог пробыть во «чреве», т.е. в воздушной камере такого типа 3 дня и 3 ночи и остаться живым. Пространство ведь в этой камере равняется 686-ти кубическим футам. Так из научных данных мы можем видеть, что Иона мог быть поглощен китом. Франк Буллен, известный автор труда: «Плавание кашалота», установил, что кашалот (один из видов кита) часто, когда он умирает извергает содержимое его желудка» [17]. «В желудке у кашалотов находили целых кальмаров размером от 1 до 10 метров. И уж если кашалот может проглотить гигантского кальмара, то в нем мог свободно поместиться и Иона, поскольку из всех китов только у кашалота пищевод достаточно широк для этого. Существует немало рассказов о моряках, проглоченных китами, но, как полагают, единственному кому удалось выбраться из чрева чудовища, был Джеймс Бартли, матрос со «Звезды Востока». Было это в 1891 году. Бартли… несколько часов провел в желудке кашалота» [18].

Итак, на сегодняшний день все сведения, содержащиеся в книге Ионы, подтверждены исторической наукой, с чем не могли не согласиться, как мы видели, даже идейные противники и гонители Библии. Историчность самого Ионы сегодня также признана, о чем вынуждена даже была написать цитируемая нами выше советская энциклопедия [19]. Из древних авторов сообщает об Ионе и римский историк I века Иосиф Флавий. «Этому Иеровоаму (царь Израиля — прим. А.О.) Иона предсказал, что ему следует начать войну с ассирийцами, потому что он одержит верх над их силами и расширит свои собственные владения, умножив их областями северными вплоть до города Амафа и к югу до Мертвого моря. То были в древности границы Хананеи, как их некогда определил военачальник евреев Иисус Навин. И действительно, предприняв поход против сирийцев, Иеровоам, сообразно предсказанию Ионы, подчинил своей власти всю их страну… затем… пророк отправился в Ниневию, и, придя туда, стал на такое видное место, откуда все могли его услышать, и возгласил, что ассирийцы спустя короткое время лишатся своей власти над Азиею. После этого предсказания он возвратился восвояси» [20]. Имя Ионы сохранилось на землях Ассирии, как в названиях различных географических мест, построек, так и в легендах местных жителей. Так, Ниневия вплоть до открытия ее в XIX веке археологами покоилась под двумя холмами Куюнджик и Неби Юнус (Холм Ионы) [21]. На холме Юнуса (Ионы) «выделяется мечеть пророка Ионы (как говорят арабы, наби Юнеса) с куполом в виде ребристого колпака и невысоким скромным минаретом. Арабский историк XIII в. писал, что бог послал в Ниневию пророка Иону… С именем Ионы здесь связана легенда» [22]. Таким образом мы видим, что все события, упоминающиеся в книге пророка Ионы находят полное историческое подтверждение.

Примечания к 1 главе

[1] Косидовский З. Библейские сказания, М, Политиздат, 1978, с. 430.

[2] Мень А. История религии, в 7 томах, М, Слово, 1992, Т. 5, Вестники царства Божьего, с. 300.

[3] Бойд Р. Курганы, гробницы, сокровища, Чехословакия, Свет на Востоке, 1991, с. 191.

[4] Ллойд С. Археология Месопотамии, М, Наука, 1984, с. 223.

[5] Геллей Г. Библейский справочник, СПб, Библия для всех, 1996, с. 371.

[6] Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия, М, Наука, 1980, с. 142, 375, 376.

[7] Тураев Б. А. История Древнего Востока, в 2 т., Л, ОГИЗ, 1935, Т. 2, с. 60.

[8] Оппенхейм, Указ. соч. с.116.

[9] Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия, М, Наука, 1980, с. 375.

[10] Садаев Д. Г. История Древней Ассирии, М, Наука, 1979, с. 37, 112.

[11] Мифы народов мира, в 2 т, энциклопедия, М, Советская Энциклопедия, 1980, Т. 1, с. 555.

[12] Там же, Т. 1, с. 555.

[13] см. Aulders G. The problem of the Book of Jonah, L, 1948; Feuillet A. Les Sourses du livre de Jonas, «Revue biblique», 1947, V. 54, p. 161-168, livre Le sens du livre de Jonas, там же, p. 340-361; Loretz O. Herkunft und Sinn der Jona-Erzahlung, «Biblishe Zeitschrift», 1961, Bd 5, p. 18-19.

[14] Dubdahl Jon L. Hosea-Micah. Pacific Pin, 1996. p. 160.

[15] Геллей Г., Указ. соч. с. 366; см. также Бойд, Указ. соч. с.190.

[16] Мень А. История религии в 7 т, М, Слово, 1992, т. 5, Вестники Царства Божьего, с. 300.

[17] Ясиницкий Г.И. Апологетика Библии, Посох, 1937, с. 33.

[18] Кроми У. Обитатели бездны, ГМИ, Л, 1971, с. 270, 271; см. также Юнак Д.О. Миф или действительность, М, Весть для тебя, 1996, с. 266-268.

[19] Мифы народов мира, Указ. соч. Т 1, с. 555.

[20] Иосиф Флавий, Иудейские древности, в 2 Т, Минск, Беларусь, 1994, Т. 1, книга 9, глава 10,1, 2, с. 492-493.

[21] Оппенхейм Л., Древняя Месопотамия, М, Наука, 1980, с. 381.

[22] Герасимов О. Г. На ближневосточных перекрестках, М, Наука, 1983, с. 197.