Рукописи Наг-Хаммади

Нашему читателю, наверное, уже примелькалось, что почти каждую главу мы начинаем со слов: «в советское время считалось ложным то или иное утверждение Библии». Но мы это делаем намеренно, ибо, с одной стороны, действительно практически все, относящееся непосредственно к Библейскому тексту, считалось вымышленным, а с другой стороны, несмотря на внешний отказ общества от атеистической идеологии, идеи, буквально «вбитые» нам со школьных лет, даже людям моего поколения, которым сегодня 24-25 лет, продолжают, к сожалению, жить в наших умах, что мешает очень многим принять Библию, как Слово Бога, обращенное к сердцу каждого без исключения человека.

Итак, в советское время считалось, что книги, входящие в Новый Завет, написаны в 3-4 веках по Р. Хр. и, следовательно, их авторами ни Павел, ни Петр, ни Матфей быть не могут. Но время шло, и отстаивать подобную позицию становилось все труднее и труднее. Так всего за два года до открытия рукописей Мертвого моря, в декабре 1945 года в Верхнем Египте, возле древнего поселения Хенобоскион (современный район Наг-Хаммади) местными крестьянами случайно была обнаружена древнейшая библиотека, содержащая книги Нового Завета, датируемые 2-4 веками [1]. Исследование этой библиотеки привело ко многим открытиям, подтверждающих точность Новозаветных книг Библии.

Обилие фактов увеличивалось практически с каждым днем. Профессор И. А. Крывелев вынужден быть признать: «…по сравнению с другими произведениями древней литературы новозаветные и частично ветхозаветные книги находятся в особо благоприятном положении: имеющихся рукописей очень много, и они стоят во времени значительно ближе к оригиналам, чем чуть ли не все остальные древние литературные памятники, которые нам известны. Количество дошедших до нас рукописей Нового Завет сравнительно велико, их всего около 4200. Большинство их содержит отдельные новозаветные книги и их фрагменты… Для сравнения приведем количество сохранившихся рукописей произведений некоторых древних авторов: от Еврипида дошло до нашего времени лишь 2 рукописи, от Анналов Тацита — 1, от Платона — 11, Эсхила — 50, Вергилия и Софокла — около 100. Сравнение оказывается в пользу новозаветных книг и в вопросе о том времени, которое отделяет имеющиеся рукописи от оригиналов. Полезно вспомнить, сколько времени отделяет дошедшие до нас рукописи некоторых других древних произведений от их оригиналов. Это время составляет для произведений Юлия Цезаря — 900 лет, Платона — 1300, Эсхила — 1500, а Гомера — даже 2000. Мы уже видели, что с новозаветными книгами в этом отношении дело обстоит много лучше» [2].

А насколько отстоят от оригиналов книги Нового Завета?

Для ответа на этот вопрос мы представляем краткое описание некоторых имеющихся на сегодня древнейших папирусов Нового Завета, значительная часть которых была обнаружена в Наг-Хаммади:

* рукопись Д. Райленда.

Этот папирус был обнаружен в Египте в 1920 году доктором Б. Гренфеллом, который, впрочем, не придал ему особого значения. Только в 1934 году другой ученый доктор С. Х. Робертс, разбирая папирусы так называемой манчестерской библиотеки Д. Райленда (владелец собрания папирусов), обратил на него внимание. После исследований он понял, что нашел древнейший папирус, содержащий текст Нового Завета и относящийся примерно к 125 году по Р. Хр. [3].

Эту датировку признали и другие ведущие ученые Фредерик Г. Кеньон, В. Шубарт, сэр Гарольд Белл, А. Дейссман, У. Вилькен и В. Хатч.

Согласились спустя время с этой датировкой и советские ученые [4].

Находка этого папируса, во-первых, доказала, что текст Евангелия от Иоанна, содержащийся в ней, полностью идентичен современному. Во-вторых, папирус отделяет от оригинала и автора всего около 30 лет. И в-третьих, он «является доказательством того, что четвертое Евангелие было известно в первой половине 2 столетия в провинциальном городке на берегу Нила, на сотни километров удаленном от места его написания (Эфес, Малая Азия)» [5].

* папирусы Честера Битти.

Свое название эти древние папирусы, содержащие книги Нового Завета, получили от имени сэра Честера Битти, который в 1930-1931 годах в Лондоне собрал из них коллекцию.

Первый папирус датирован самым началом 3 века, второй не позднее 200 года, третий — серединой 3 века [6].

* собрание Бодмера М. М.

Женевский библиофил и гуманист, доктор М. Бодмер собрал ряд древних папирусов, содержащих книги Нового Завета. Из них папирус Бодмер-2 относится к первой половине 2 века [7].

Помимо этих старейших рукописей книг Нового Завета на сегодняшний день сохранилось полные списки Нового Завета: Ватиканский (325 года), Синайский (350 год), Александрийский (400 год), кодекс Ефрема (400 год), кодекс Беды (450 год) и т. д.

Всего на сегодняшний день по данным 1989 года, известно следующее количество различных видов древнейших рукописей Нового Завета:

«Папирусы каталогизированные — 96, Унциальные рукописи каталогизированные — 299, Минускульные рукописи каталогизированные — 2812, Лекционарии — 2281. Итого — 5488» [8].

После долгих исследований учеными была установлена поразительная точность и неизменяемость книг Нового Завета с древности до наших дней. Доктор Ф. Дж. Кеньон пишет: «…подлинность и общую цельность книг Нового Завета можно считать окончательно установленными».

По словам доктора Б. Уорфилда: «Сравнивая нынешнее состояние текста Нового Завета с текстом любого другого древнего произведения, мы… должны констатировать его поразительную точность. Благодаря той тщательности, с которой переписывался Новый Завет (несомненно основанной на подлинном благоговении перед его святыми словами), благодаря Божественному Провидению, возжелавшему во всех веках дать Своей Церкви надежный и точный текст Писаний, Новый Завет не имеет соперников среди других древних произведений…».

Итак, поразительные находки бедных крестьян Египта и мальчика-бедуина из Палестины заставили замолчать самых оголтелых критиков Библии.

Одновременность, внезапность и неожиданность этих открытий так же заставляет задуматься над очень многим.

Пожалуй, только предвзятый читатель не увидит в этом руку Божью, списав все на случайность! Но как бы то ни было, Священное Писание выдержало суд истории, доказав свою истинность, неповторимость, неизменяемость, точность и Божественное происхождение.

В следующей части мы познакомимся с двенадцатью необычными судьями, сделавшими в свое время роковой выбор, и очень возможно, что в них мы увидим себя, идущих их гибельным путем.

Примечания к 5 главе

[1] А. Хосроев, Из истории раннего христианства в Египте, М., 1997, с. 7.

[2] И. А. Крывелев, Раскопки в «библейских» странах, М., Советская Россия, 1965, с. 278-279.

[3] Roberts C. H. An Unpudlished Fragment of the Fourth Gospel in the John Rylands Library, Manchester, 1935.

[4] И. А. Крывелев, Раскопки в «библейских» странах, М., Советская Россия, 1965, с. 274.

[5] Б. М. Мецгер, Текстология Нового Завета, М., 1996, с. 37.

[6] Sanders H. A. Thid-Cenury Papyrus Codex of the Epistles of Paul. Ann Arbor, 1935.

[7] Hunger H. Zur Datierung des Papyrus Bodmer 2 (p. 66) — anzeiger der osterreichischen Akademie der Wissenschaften. Phil-hist. K. L. 1960, N 4, P. 12-33.

[8] Б. М. Мецгер, Текстология Нового Завета, М., 1996, с. 262.