Глава 16. О силе и вреде приятных слов

Вместе с Иеремией караван пленников провожал и новый царь Иудеи, младший сын Иосии, брат Иоакима, двадцатиоднолетний Седекия. Как было и с его братом Иоакимом, Навуходоносор меняет ему при возведении на престол имя. Вместо Матфании (в пер. — дар Господа) он именует его Седекией (в пер. — правда Божия). Что хотел сказать этим вавилонский царь, выбрав именно это имя для нового правителя Иудеи? Рассмотрение общего контекста исторических событий тех дней поможет нам ответить на этот интересный вопрос, который иллюстрирует необычное отношение Навуходоносора к Иудее. И действительно, для чего вавилонский царь сохранил независимость, пусть и весьма ограниченную, иудейского государства? Почему после свержения Иехонии он не ликвидировал царскую власть и не ввел на территорию Иудеи вавилонские гарнизоны? Зачем он оставил эту страну, бывшую для Вавилонии постоянным очагом мятежей? Страну, которую постоянно в своих политических амбициях хотел использовать Египет как плацдарм для нападения на Вавилонию. Заподозрить Навуходоносора в политической близорукости или в непонятно возникшей вдруг любви к иудеям, конечно же, нельзя. А вот игнорировать роль такой фигуры, как пророк Даниил, не представляется возможным. Дело в том, что «через Даниила и других еврейских пленников вавилонский монарх узнал о могуществе и верховной власти истинного Бога». [Уайт Е. Пророки и цари. Заокский: Источник жизни, 1993. С. 276]. К моменту описываемых событий Навуходоносор уже стал свидетелем того, как Даниил раскрыл пред ним его загадочный сон, в котором Богом ему был открыт общий ход всемирной истории на 2500 лет (Дан. 2 глава). Вавилонянин уже был свидетелем чуда, которое произошло с еврейскими юношами на поле Деир (Дан. 3 глава), что заставило гордого вавилонского властителя засвидетельствовать: «Благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои [огню], чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего! 96 И от меня дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать» (Дан. 3:28—29). И потому, зная могущество иудейского Бога, честность Даниила и его товарищей, Навуходоносор, несмотря на частые измены Иудеи, весьма благосклонно, особенно если учесть его крутой нрав, относился к иудеям.

«В начале своего царствования Седекия пользовался полным доверием вавилонского царя и имел опытного советника — пророка Иеремию. Находясь в прекрасных отношениях с вавилонянами и обращая должное внимание на слова Господа, посылаемые ему через пророка Иеремию, он мог бы завоевать уважение многих влиятельных людей и тем самым получил бы возможность познакомиться с Истинным Богом. Таким образом, пленники Вавилона обрели бы больше свобод и преимуществ: везде узнали бы о живом Боге, и оставшиеся в Иудее избежали бы тех ужасных бедствий, которые в конце концов обрушились на них. Пророк Иеремия советовал Седекии и всей Иудее, а также тем, кто находился в плену в Вавилоне, покориться временному владычеству своих поработителей. Особенно это важно было для пленников, которым следовало сохранить мирные отношения с жителями чужой страны». [Уайт. Указ соч. С. 272]. Давая Матфании имя Седекия, Навуходоносор хотел, чтобы новый царь Иудеи воплощал в себе правду и не действовал лживо в отличие от своих предшественников. Конечно же, Седекия воссел на трон в тяжелейших условиях. «Опытные политические руководители, вельможи и лучшие люди Иудеи отправились в изгнание вместе с Иехонией. Седекия столкнулся с множеством неразрешимых проблем, среди которых были недостаток в ремесленниках, отсутствие военных и политических деятелей, высокие подати, которые необходимо было ежегодно выплачивать царю Вавилона, серьезный экономический кризис и территориальные претензии соседних государств. Он не обладал качествами, необходимыми для того, чтобы остановить процесс деградации и улучшить положение страны. Ему недоставало решительности и настойчивости, которые требовались для проведения успешной политики. Первые годы правления Седекии характеризовались скрупулезным выполнением всех требований Вавилона» [Нир Р. Иерусалим в веках. Израиль, Иерусалим, Тель-Авив: И-во Открытого университета, 1997. Часть 1. С. 121]. Однако именно в этой политической слабости и соблюдении верности Вавилону был залог успеха начинающегося царствования. И вначале Седекия вроде бы хорошо понимал это, следуя указаниям Иеремии, пророчества которого исполнялись доселе с удивительной точностью, и которому теперь даже самые ярые противники должны были бы верить. Но вот в начавшую было успокаиваться Иудею стали приходить известия из Вавилонии, которые окрылили одних и вызвали смущение у других. Эти известия были связаны с могучим и грозным племенем скифов. «У ног хищных кочевников лежали разграбленные ими Лидия, Урарту, Манну, Ассирия, Малая Азия. Только Египет и Вавилония, самые богатые страны Ближнего Востока, избежали этой участи. Египет был слишком далек и недоступен, и жадные взоры степняков обратились на Вавилон, который до этого времени считался их союзником. В 597—595 г.г. над Вавилонией нависла страшная угроза нашествия скифов. На границах происходили постоянные стычки, отряды варваров прорывались до стен самого Вавилона и осыпали их своими свистящими стрелами. Земледелие, основа жизни страны, пришло в упадок. Многие вавилоняне были оторваны от своих хозяйств: одни находились на военной службе, другие из-за скифов боялись работать в поле и прятались за стенами городов. Цена на ячмень и финики поднялась до 1 сикля (8, 4 г) серебра за 2 суту (10 л), т. е. была в 15 раз выше нормальной. [Langdon S. Die neu babylonischen Königsinschriften. Leipzig, 1912. S. 64]. Навуходоносор в заботах об обороне страны метался между Кархемишем и долиной Тигра. А скифы собирали силы для вторжения в Вавилонию, потребовав вспомогательных войск от своих клиентов — Урарту, Манну и Мидии. В Вавилоне с трепетом следили за надвигающимся смерчем. Многочисленные пленники, в том числе и иудеи, ждали неминуемой, казалось, гибели Вавилона». [Белявский. Указ. соч. С. 86—87]. Практически в это же самое время в Египте умирает Нехо II и ему наследует его сын Псамметих II, весьма воинственно настроенный правитель. [Перепёлкин. Указ. соч. С. 414]. С его воцарением у иудеев вновь возродились надежды на помощь Египта в борьбе с Вавилоном. Между тем, в последнем вспыхнул мятеж против Навуходоносора, организованный старой вавилонской аристократией, недовольной авторитарным правлением царя. [Wiseman D. J. Babylonia 605—539 B. C. // Cambridge Ancient History. 1991. V. III, 2. P. 233]. В это же самое время, пользуясь внутренней смутой в Вавилонии и нависшей над ней страшной угрозой скифского вторжения, среди пленных иудеев, переселённых в Месопотамию, поднялись волнения, вызванные проповедью неких Ахава и Седекии, призывавших к открытому восстанию. [Ренан. Указ. соч. С. 464]. В самой Иудее и Иерусалиме также стали говорить о скором падении Вавилона и о необходимости свергнуть его власть. Ярким выразителем и проповедником этих идей стал гаваонитянин, пророк Анания. «В тот же год, в начале царствования Седекии, царя Иудейского, в четвертый год, в пятый месяц, Анания, сын Азура, пророк из Гаваона, говорил мне в доме Господнем пред глазами священников и всего народа и сказал: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: сокрушу ярмо царя Вавилонского; через два года Я возвращу на место сие все сосуды дома Господня, которые Навуходоносор, царь Вавилонский, взял из сего места и перенес их в Вавилон; и Иехонию, сына Иоакима, царя Иудейского, и всех пленных Иудеев, пришедших в Вавилон, Я возвращу на место сие, говорит Господь; ибо сокрушу ярмо царя Вавилонского. И сказал Иеремия пророк пророку Анании пред глазами священников и пред глазами всего народа, стоявших в доме Господнем, — и сказал Иеремия пророк: да будет так, да сотворит сие Господь! да исполнит Господь слова твои, какие ты произнес о возвращении из Вавилона сосудов дома Господня и всех пленников на место сие! Только выслушай слово сие, которое я скажу вслух тебе и вслух всего народа: пророки, которые издавна были прежде меня и прежде тебя, предсказывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и мор. Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка. Тогда пророк Анания взял ярмо с выи Иеремии пророка и сокрушил его. И сказал Анания пред глазами всего народа сии слова: так говорит Господь: так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, через два года, сняв его с выи всех народов. И пошел Иеремия своею дорогою. И было слово Господне к Иеремии после того, как пророк Анания сокрушил ярмо с выи пророка Иеремии: иди и скажи Анании: так говорит Господь: ты сокрушил ярмо деревянное, и сделаешь вместо него ярмо железное. Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: железное ярмо возложу на выю всех этих народов, чтобы они работали Навуходоносору, царю Вавилонскому, и они будут служить ему, и даже зверей полевых Я отдал ему. И сказал пророк Иеремия пророку Анании: послушай, Анания: Господь тебя не посылал, и ты обнадеживаешь народ сей ложно. Посему так говорит Господь: вот, Я сброшу тебя с лица земли; в этом же году ты умрешь, потому что ты говорил вопреки Господу. И умер пророк Анания в том же году, в седьмом месяце» (Иер. 28 глава). Но даже смерть Анании ничего не сказала иудеям, ибо они хотели слышать именно то, что говорил им этот человек, и потому верили ему. Любой человек всегда любит, чтобы ему говорили приятное о нём, о его близких. Конечно, это всегда приятно слышать. Но порой замечание, обличение бывает намного важнее. Из всемирной истории, да и из опыта собственной жизни мы хорошо знаем это, но почему-то всё равно предпочитаем слушать ложь, даже зная, что это ложь. И самое главное, со временем начинаем верить этой лжи, которая удобна и приятна. Люди всегда склонны выбирать пророков по своему вкусу, льстящих их слуху. «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4:3). Скольких людей погубила ложь и лесть подчинённых, друзей. Так, Сталин хотел верить тому, что Германия не нападет на СССР в июне 1941 года. Не хотел в это верить потому, что не был готов к войне к этому сроку. Не хотел верить и потому не верил сообщениям разведки о том, что именно ранним утром 22 июня Вермахт начнёт наступление. Более того, многие люди, которые ему говорили правду о начале войны, были названы им паникёрами и предателями. Это нежелание верить объективной реальности стоило жизни миллионам наших соотечественников в первые годы Отечественной войны. Николай II и его жена не хотели верить донесениям об аморальности Григория Распутина и о том вреде, который он наносит России. И в результате дьявольская оккультная камарилья закружила их, приведя к расстрелу в Ипатьевском доме. Гугеноты и адмирал Колиньи не верили донесениям о том, что в ночь на 24 августа 1572 года они должны быть уничтожены в Париже, в день святого Варфоломея. Колиньи не хотел этому верить, слушая сладкие речи Екатерины Медичи. Не хотели в 2001 году спецслужбы США верить сообщениям о готовящихся терактах на территории их страны. Не хотели, и получили 11 сентября. Сегодня десятки миллионов христиан не хотят верить тому, что поклоняясь иконам, работая в субботу, веря в бессмертие души они грубо попирают Божий Закон. Они предпочитают внимать словам современных религиозных лжепророков, пытающихся логически обосновать все эти отступления, не ссылаясь, правда, при этом на Библию, которая говорит об этом чётко и однозначно. Ещё большее количество людей не хочет верить библейской вести о духовном Вавилоне (союзе отступивших церквей во главе с папством). Не хотят верить в скорое Второе Пришествие Христа и Божий суд. Куда приятнее слушать вести о скором мире, скором финансовом процветании, экономическом росте. Библия однозначно свидетельствует, что чем ближе время подходит к концу, тем положение в сферах жизнедеятельности людей — социальной, политической, экономической, экологической — будет только ухудшаться и ухудшаться. Причем, сегодня все видят эти ухудшения, видят, но не хотят видеть, цепляясь, как иудеи времен Иеремии, за каждую деталь и событие, лишь бы убедить себя в обратном. И, конечно, тот, кто хочет — всегда найдет искомое, в чём ему всегда с радостью поможет и дьявол.

И вот в сложившемся к 594 году положению иудеям показалось, что их час настал. Долго колебавшийся между Иеремией с одной стороны, и почти всей аристократией, священством и народом — с другой, нерешительный Седекия, наконец, решил поддержать антивавилонскую партию. «В 594 г. в Иерусалиме тайно собрались послы царей государств Моава, Эдома, Аммона, Тира и Сидона для переговоров с иудейским царём Седекией о совместном выступлении против Вавилона». [Белявский. Указ. соч. С. 89]. И вот когда послы ожидали ответа иудейского царя, пред ними предстал Иеремия. Сановники языческих царств не могли не слышать об этом человеке, игравшем огромную роль в духовной жизни Ближнего Востока, ибо со своими пророчествами он обращался не только к Иудее и иудеям. Знали они и о исполнившихся предсказаниях пророка о гибели Иоакима, пленении Иехонии и потому не могли без интереса и трепета слушать этого человека. «Так сказал мне Господь: сделай себе узы и ярмо и возложи их себе на выю; и пошли такие же к царю Идумейскому, и к царю Моавитскому, и к царю сыновей Аммоновых, и к царю Тира, и к царю Сидона, через послов, пришедших в Иерусалим к Седекии, царю Иудейскому; и накажи им сказать государям их: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: так скажите государям вашим: Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли, великим могуществом Моим и простертою мышцею Моею, и отдал ее, кому Мне благоугодно было. И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и даже зверей полевых отдаю ему на служение. И все народы будут служить ему и сыну его и сыну сына его, доколе не придет время и его земле и ему самому; и будут служить ему народы многие и цари великие. И если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, царю Вавилонскому, и не подклонит выи своей под ярмо царя Вавилонского, — этот народ Я накажу мечом, голодом и моровою язвою, говорит Господь, доколе не истреблю их рукою его. И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: „не будете служить царю Вавилонскому“. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли. Народ же, который подклонит выю свою под ярмо царя Вавилонского и станет служить ему, Я оставлю на земле своей, говорит Господь, и он будет возделывать ее и жить на ней» (Иер. 27:2—11). Сегодня с тем же призывом Господь обращается к представителям различных религиозных конфессий и философий — буддистам, мусульманам, индуистам, даосистам, эзотерикам и др. Он призывает их не слушать своих пророков, учителей, Он призывает их обратиться к Истинному Богу. И сегодня мы являемся свидетелями того, как Трёхангельская весть (Откр. 14 глава) облетает весь мир и Евангелие принимают представители всех религий планеты. Но ни Седекия, ни цари языческих держав не вняли этому Божьему предостережению. Они предпочитали верить тому, во что хотели верить. Началась подготовка к восстанию против Вавилона и иудейские послы отправились в Египет просить помощи у фараона. [Белявский. Указ. соч. С. 89].

Наш Бог — это Бог, говорящий всегда правду, приятна или нет она для человека. Он хочет научить нас любить слушать правду и поступать по ней.