13. Субъективный аспект спасения

Под субъективным аспектом спасения мы понимаем то, что Бог делает в нас. Союз со Христом в какой-то степени является связующим звеном между объективным аспектом спасения, (тем, что Бог делает для нас), и субъективным аспектом спасения, (тем, что Бог делает в нас). Т.е. союз со Христом — это и то, и другое.

Обращение

(«эпистрофэ»), буквально означ. «разворот», «повернуться на 180 градусов». Иез. 18:30-32, Еф.5:14, Деян.3:19.

Обращение включает в себя два внутренних переживания: покаяние и веру.

Покаяние — негативный аспект обращения, подразумевающий отказ от греха, поворот от грешной жизни. Вера — позитивный аспект обращения; человек поворачивается лицом ко Христу.

Обращение может быть разным по своей эмоциональной окраске. Для кого-то, обращение — это очень яркое переживание, как, например, в случае с темничным стражем. Для кого-то, это более спокойное, уравновешенное переживание. Никогда не следует полагать, что опыт обращения должен быть стандартным. Это происходит индивидуально.

Итак, покаяние — это негативный аспект обращения. Что такое покаяние? Покаяние — это отказ от греха, сожаление о сделанном грехе.

В Священном Писании Ветхого Завета используется два еврейских слова для того, чтобы передать идею покаяния: «нахам» (Иов 42:5-6) и «шув» (2-Пар. 7:14). Буквально «нахам» означает «воздыхать, скорбеть, сожалеть». Интересно то, что именно это слово используется и по отношению к Богу (Быт.6, «и раскаялся Бог…»). Слово «шув» часто используется в Ветхом Завете, когда пророки обращались к своим богам, призывали народ к покаянию. В Новом Завете слово «метанойя» означает «полная перемена в сознании». Это изменение сознания.

Есть в греческом языке другое слово — «метамеломай», которое означает чувство сожаления, озабоченности. Это слово подчеркивает эмоциональный аспект покаяния.

Глагольная форма — «метаноэо» означает «считать совершенно по-другому», «полностью изменить свое мнение». Именно это слово используется Иоанном, когда он обращается к своим слушателям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». То же самое слово используется в Матф. 3:2, Деян. 2:38.

Если речь идет о спасении грешного человека, мы говорим, что каждый человек должен пройти через покаяние (Деян. 17:30). Это говорит о том, что покаяние — обязательный аспект спасения. Кроме того, покаяние не обезличено, оно всегда личностно. За покаянием всегда стоит личность. То есть это не только сожаление о каком-то грехе, это не только нарушение какого-либо предписания. Покаяние обязательно связано с личностью, которая стоит за моим грехом, против которой я согрешил.

Вера — позитивный аспект обращения. В Ветхом Завете нет существительного для слова вера. Идея веры в Ветхом Завете передается только глагольными формами. Для благочестивого иудея вера — есть нечто такое, что человек делает. Это не то, что он имеет, а то, что он делает. Это то, что он проявляет в своей жизни. Вера — это скорее активность, чем обладание. Самый распространенный глагол в Ветхом Завете — «аман» (озн. считать что-то установленным, незыблемым, верным, твердым). Это слово передает также идею «полагаться на кого-то», «уповать на кого-то». Быт.15:6.

Есть еще один глагол в Ветхом Завете — «батах», который передает идею доверия и посвященности. В христианской церкви мы наблюдаем извечный спор между значением веры и дела в спасении. Но в Священном Писании нет противопоставления между верой и делами. Истинная вера та, которая делает, которая проявляет себя в жизни.

В Новом Завете используется как глагольная форма, так и существительные. «Истео» — верить, «пистис» — вера. Глагол «пистео» имеет два важных значения: верить кому-то (1-Ин.4:1, Матф.9:28) и личное доверие (Ин.1:12).

Итак, библейская вера заключает в себе как элемент согласия с чем-то, так и элемент доверия.

Протестантская схоластика главный акцент делала на вере, как на согласии с доктринами, с определенным исповеданием веры. В ответ на это, современный протестантизм подчеркивает веру, как субъективное переживание. Библия — это просто книга, написанная очень давно, потерявшая свою актуальность сегодня. Главное в вере в Бога — это мое личное восприятие Бога, моя встреча с Ним.

В Священном Писании нет противопоставления этим двум аспектам веры. Библейское понятие веры сочетает в себе оба аспекта, и согласие и личное доверие, опыт.

Это Бог призывает нас к покаянию, это Он вызывает в нас веру. Покаяние и вера, несмотря на субъективный характер, являются дарами Божьими. Это работа Святого Духа в человеке (Ин.16:8-11, Ин.6:37, 44, 45).

Возрождение

Если обращение отражает ответ человека на Божие спасение, то возрождение отражает Божие действие в человеке. Бог преобразует человека уверовавшего, дает ему новое видение, новое отношение, новое направление в жизни.

Предпосылка: состояние человека во грехе. (Римл.3:9-20). Человек духовно мертв, он нуждается в новом рождении или в духовном рождении.

Библейские описания нового рождения многочисленны, ярки, многообразны.

Ветхий Завет — Иез. 11:19-20

Новый Завет — основное греческое слово, которое передает идею возрождения — это «палингенесия» (Титу 3:5).

Самое известное выражение этой идеи мы находим в диалоге Иисуса с Никодимом — Иоан. 3:3-7.

Это сверхъестественное действие, преобразующее жизнь.

Переживший этот опыт называется новым творением (2-Кор. 5:17)

— обновленным Святым Духом (Тит. 3:5);

— ожившим (Еф. 2:15);

— воскресшим от смерти (Еф. 2:6).

Что же имеется ввиду?

Понять новое рождение нелегко! Метафора это или реальность?

Несколько библейских характеристик:

Этот опыт действительно привносит что-то новое в жизнь человека. Но это новое не является чуждым для человеческой природы. Это начало восстановления искаженного грехом образа и подобия Божия.

Скорее всего новое рождение — это событие, а не процесс. Нигде в Библии не говорится о возрождении, как о чем-то незаконченном. Глаголы используются или в аористе (что указывает на разовое действие, нежели чем продолжающееся) или в перфекте (завершенное действие). Иоан. 1:12-13; 2-Кор. 5:17; Еф. 2:1, 5-6; Иак.1:18; 1-Петра 1:3, 23.

Возрождение

Мертвые ОЖИВШИЕ СО ХРИСТОМ

во грехе

О С В Я Щ Е Н И Е

Обращение

Новое рождение — это сверхъестественное переживание, которое не может осуществляться самим человеком. Это работа Святого Духа (Ин. 3:6).

Мы не можем спекулировать о природе изменения в человеческой сущности.