14. Освящение

Освящение — это процесс продолжающегося действия Божьей благодати в жизни верующего. Это процесс внутреннего преобразования, возрастания, совершенствования, уподобления Христу, служение Богу и людям. Когда речь идет об освящении, о совершенствовании человека последний аспект часто пропускается и остается незамеченным. Все внимание концентрируется на том, что происходит внутри человека. Забывается о том, что элемент дел, какого-то внешнего проявления, изменение характера тоже присутствует в процессе освящения. Т.е. нельзя отрывать процесс внутреннего изменения от внешнего.

Идея освящения в Библии.

В Священном Писании освящение очень тесно связано с таким понятием, как святость (в значении быть отделенным). Интересно отметить тот факт, что понятие освящения присутствует почти во всех религиях мира, в том числе и в языческих. Это универсальный элемент человеческой культуры, и не только религиозной, но и светской.

В Ветхом Завете идея освящения представлена целой группой слов, имеющих общий корень — «кадаш» — освящать, «кодеш» — освящение, «кадош» — освященный.

Все эти слова передают идею освящения, отделения и встречаются в Ветхом Завете очень часто.

В Древнем Израиле акт освящения включал в себя:

освящение места. Исх. 3:5 (земля), Втор. 23:14 (стан), Исх. 29:44( скиния);

освящение животных (Втор. 15:19);

освящение времени Быт.2:3 (суббота), Лев. 25:10 (юбилейный год), Иоиль 1:14 (время поста);

освящение людей, например, священника — Исх. 28:41… и целого народа — Исх. 19:10.

Для евреев понятия «Бог » и «святость» неотделимы друг от друга. Бог всегда свят (Лев. 11:44). Применительно к Богу идея святости означает, что Бог отделен от греха. Бог и грех несовместимы. Божья святость, Его непримиримость со грехом является эталоном для людей.

В Ветхом Завете нет единой формы освящения. Человек мог сам себя освятить или быть освященным кем-то.Освящение могло сопровождаться каким-то обрядом, например, жертвоприношением, омовением, помазанием или не сопровождаться никаким.

Очень часто мы мыслим об освящении в плане культивирования каких-то качеств, моральных или духовных. В Ветхом Завете все внимание концентрируется на определенном статусе или положении. Т.е. освящение — это просто изменение статуса, изменение положения предмета или человека. Что-то или кто-то отделяется для Бога. С освящением в человеке не обязательно происходит какая-то внутренняя трансформация, он просто теперь отделен для какой-то миссии, для особого служения. Другими словами, идея освященности несет в себе элемент декларативности.

В Новом Завете идея освящения также присутствует очень зримо, и ее передает целый ряд греческих слов. Глагол «хагиадзо» — освящать, прилагательное «хагиос»(встречается 230 раз в Н.З.) — святой, существительное «хагиасмос»и «хагиосуне» — святость. Если «хагиасмос» передает идею отделения, изменение статуса, то «хагиосуне» больше передает идею внутреннего изменения, проявление святости в жизни.

Употребление этих слов в Новом Завете схоже с употреблением слов группы «кадаш», «кодеш», «кадош». В Новом Завете мы встречаемся с освящением каких-то материальных вещей (Матф. 23:17-19), людей (1-Кор. 6:11). Подчеркивается часто святость Бога (1-Ин. 2:20), Христа (Ин. 10:36, Ин. 7:19) и, конечно же, Святого Духа.

Интересно отметить то, что в Священном Писании Нового Завета, когда говорится об освящении, подчеркивается уже не столько изменение статуса, положения нашего перед Богом, хотя, это тоже присутствует (2-Фес. 2:13), сколько идея внутренней трансформации, изменение, которое происходит в человеке (2-Петра 3:11, Еф. 5:27). Кроме того, освящение в Новом Завете тесно связано с послушанием (1-Петра 1:2) и определенным образом жизни (Римл. 6:22).

Богословское значение понятия «ОСВЯЩЕНИЕ».

Когда мы говорим, что Бог свят, это значит, что Он отделен от греха.

До грехопадения между Богом и людьми и между людьми не было ничего, что бы их разделяло. Причиной разрыва являются не какие-то метафизические различия (различия в сущности), а именно грех. Божья святость — это несовместимость со грехом, это тот образец, к которому мы должны стремиться, когда говорим об освящении.

Следует выделить два измерения освящения: позиционное и кондициональное (лат. состояние, условие). Позиционное освящение отражает наше положение перед Богом, наш статус перед Богом, как отделенных, святых (1-Кор. 1:2). Позиционное освящение — это объективная реальность и мы воспринимаем это верою.

Кондициональное освящение отражает определенное состояние человека, подчеркивает внутреннюю трансформацию в человеке. Оно относится к нашему характеру и поведению.

Основные различия:

1. Позиционное освящение объективно, кондициональное -субъективно.

2. Позиционное освящение фиксировано, кондициональное — вариационное.

3. Позиционное освящение декларативное, кондициональное освящение — то, которое приобретается на опыте.

4. Позиционное освящение — это какой-то момент, а кондициональное — процесс.

Говоря об освящении, следует подчеркнуть:

В Священном Писании освящение это всегда синэргия, т.е. взаимодействие двух воль, воли Божьей и воли человеческой. Бог не совершает освящения насильно, без согласия человека. Евр. 12:14, 2-Петра 1:5-11.

Образцом, примером, эталоном святости для нас является Христос. 1-Петра 1:15-16.

Освящение — это работа Святого Духа. Гал.5:17, 1-Кор. 10:13, Римл. 8:12-14.