22. Масштабы спасения

Существует такая позиция — универсалистская. Ее суть в том, что рано или поздно все люди будут спасены. Но традиционная позиция христианской церкви состояла в том, что одни получат спасение, а другие — нет.

Разновидности универсализма.

1. Теория о всеобщем обращении. Все люди в конце концов будут спасены через покаяние и веру.

2. Теория о всеобщем искуплении. Сторонники этой позиции говорят, что Христос искупил всех, а не определенную часть людей. Арминиане считают, что хотя Христос умер за всех, искупил всех — это вовсе не означает, что все уверуют в Него. Всеобщее искупление не означает всеобщее спасение.

3. Теория равных возможностей. Возможность получения спасения равна для всех, даже для тех, кто никогда не слышал спасительной вести Евангелия. Через общее откровение Бог обращается ко всем (Римл. 1:19-20; Римл. 2:14-15).

Эта теория не утверждает, что на призыв ответят все.

4. Теория второго шанса. Те, кто не услышал спасительную весть Евангелия в этой жизни, получат такую возможность в будущем, после смерти. Лук. 16:26 опровергает эту позицию.

5. Теория о всеобщем примирении. Поскольку смерть Христа примирила все человечество с Богом (2-Кор. 5:12), спасение универсально по своей природе.

6. Теория о всеобщем прощении. Бог простил всех и Он смилостивится в конце концов над теми, кто Его не принял и простит их.

7. Теория всеобщего восстановления. Позиция была изложена Оригеном. Деян. 3:21 («апокатастасис»). Согласно учению стоиков-философов, влиянию которых был подвержен Ориген, мир движется к восстановлению первоначального совершенства.

Оценка универсалистских взглядов.

В поддержку учения о всеобщем спасении выдвигается два основных довода:

1. Богословский. Т.к. Бог есть любовь, то невозможно себе представить Его, испытывающего наслаждение от вечных адских мук грешников. Т.е. любовь Божья и вечные муки ада — вещи несовместимые. Если Бог есть любовь, тогда мы должны отвергнуть ад.

2. Основан на ряде библейских текстов.

(1-Тим. 4:10, Фил. 2:10-11, Римл. 11:32, Римл. 5:18, 1-Кор. 15:22, Кол. 1:19-20, Евр. 2:9).

Если мы постараемся вникнуть в Священное Писание шире и глубже, то найдем множество текстов, опровергающих универсалистскую позицию — Матф. 25:46, Иоан. 3:16, Иоан. 5:28-29, Римл. 9:22.

Как примирить эти тексты? Решение этой проблемы в аналогии веры. Это герменевтический принцип, который утверждает, что непонятные тексты Св. Писания должны рассматриваться в свете более понятных.

Существует ряд текстов, которые ограничивают Божье спасение — Римл. 5:17 и 5:18. Подчеркивается, что Христос оправдывает всех, но спасены будут те, кто приемлет это спасение.

Всеобщее оправдание вовсе не означает всеобщее спасение, т.к. некоторые отказываются принять это спасение. Здесь следует учитывать принцип свободы. Бог не может спасти насильно тех, кто отвергает Его спасение.

Вот почему спасение не может быть универсалистским.