6. Грех, его природа и последствия

Вообще, говорить о грехе нелегко. Потому, что грех, во-первых, негативная категория, отрицательная категория. И человеку говорить о грехе, равно как и о смерти неприятно. Человек не хочет думать о смерти. Человек не хочет думать о грехе. Потому, что думать о грехе — значит считать себя плохим, считать себя грешным. Это против его желания, воли и против всего его естества. Это первый момент, который мы вынуждены подчеркнуть, когда начинаем разговор о грехе.

Во-вторых, мы должны отметить тот факт, что сама концепция греха, само понятие греха чуждо современному человеку. Современный человек больше мыслит категориями добра и зла. И очень многие понимают под грехом зло. То, что в нашем христианском сознании мыслится, как грех, в секулярном, светском сознании ассоциируется со злом. Грех — это что-то плохое, это что-то злое.

Отначала мы должны отметить то, что грех и зло — это не одно и то же. Мы не можем поставить знак равенства между этими понятиями. Почему? Однозначно мы можем сказать, что любой грех — это зло. Но не всякое зло есть грех. Например, болезнь, смерть — это зло, это плохо. Но мы не можем сказать, что болезнь или смерть — это грех. Мы говорим, что это следствие греха, но не грех. То есть понятие греха шире, чем понятие зла. В лучшем случае, в светском, секулярном сознании это слово ассоциируется с понятием «плохой поступок»

Третий момент, когда мы начинаем говорить о грехе, нам важно помнить о том, что для многих людей слово «грех» понятнее. Когда оно звучит во множественном числе — «грехи», т.е. плохие дела, поступки, такие как: воровство, убийство, насилие и тому подобное — это все грехи. И человек мыслит так: если я, скажем, не участвую в плохих делах, значит, я не могу считать себя грешником.

Как же Библия определяет грех? Что есть грех в Библейском понимании?

Библейское определение греха.

Что говорит о грехе Библия? Грех — это одна из основных Библейских категорий. О грехе сказано очень много как в Ветхом, так и в Новом заветах. Авторы Священного Писания используют самые разные слова, как еврейские, так и греческие, для того, чтобы передать все многообразие смысла и оттенков, которые вкладываются в это широкое, емкое понятие греха. Рассмотрим основные термины для того, чтобы лучше понять, что Библия вкладывает в это понятие. Возьмем три из них из Ветхого завета.

Первое слово — это еврейское слово chata () встречается более 520 раз в Ветхом завете и буквально оно означает промах, неудача или поражение ложной цели. Это слово используется для передачи аморального состояния, идолопоклонства, поклонения иным богам. А это всегда грех против Бога. Вот несколько текстов Священного писания, в которых используется это слово: Числ. 22:31-32, 1 Царств 2:25.

Второе слово, встречающееся в Ветхом завете — это авах (). Оно буквально означает искажение или извращение правды. И это слово подчеркивает внутреннюю развращенность и греховность. Когда мы читает знаменитую 53 главу книги пророка Исаии, где говорится о страдающем рабе, то в 4 и5 текстах используется это слово авах. И оно подчеркивает идею внутренней развращенности, греховности.

Третье слово, которое использовано в Ветхом завете — это паша (). Оно означает восстание, возмущение, разрыв отношений, разделение. Это слово используется в хорошо известном тексте Ис.59:2: «…Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим. Грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать…». Это слово используется также в Ис.1:2, которое переведено как «возмутились».

Рассмотрим теперь три слова из Нового завета, которые переводятся в русской Библии как «грех». Одно из них — это хамартия (amartia)Оно используется в Новом завете около 300 раз. По сути дела это слово имеет тот же смысл что и chata. Буквально оно означает промах, поражение ложной цели. Хамартия — это всегда сознательный грех. Т.е. человек всегда знает цель и, тем не менее, он не следует к этой цели. Он идет мимо. Это сознательный грех. Это беззаконие, потому, что закон открыт человеку. Человек знает закон, знает, как ему нужно поступать и не поступает так сознательно. Это грех против Бога как и chata. Это не просто набор плохих поступков или дел, но это слово еще подчеркивает и определенное состояние, состояние вражды с Богом. Рим.3:23: «…Потому, что все согрешили и лишены славы Божией…» Здесь говорится не столько о плохих поступках и делах, сколько об определенном состоянии греха, в котором находятся все.

Следующее слово, используемое в Новом завете — это адикия (adikia). Адикия буквально означает отсутствие праведности. «А» — это приставка, обозначающая отсутствие чего-либо. В этом слове имеется ввиду отсутствие праведности. Это слово содержится в 2 Петра 2:13: «Они получают возмездие за беззакония: ибо они полагают удовольствия во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.» В этом тексте слово адикия подчеркивает состояние людей безнравственных, аморальных, не имеющих никакого понятия о праведности. Кол.3:25.

И, наконец, еще одно слово из Нового Завета — парабасис (parabasij), означает преступление, неверность в отношениях, неверность в завете. (Римл. 5:14, 1-Тим. 2:14).

Итак, подводя итог библейскому определению греха, мы можем заметить следующее:

Грех — состояние (не только как поступок). Это греховное состояние. Иисус Христос очень хорошо показал эту мысль в Нагорной проповеди (Матф. 5:21-22)

Грех — восстание против Бога, проявляющееся, прежде всего в сомнении, в недоверии Богу и в желании идти своим путем. История о грехопадении, записанная в Быт. 3 гл., показывает именно этот элемент греха, элемент восстания против Бога.

Грех — нарушение закона Божьего, отказ следовать Божьим стандартам праведности.

Грех — вытеснение Бога чем-то другим. Неслучайно самая первая заповедь закона Божьего начинается словами «да не будет у тебя других Богов пред лицем Моим…»

Когда на Земле был сотворен первый человек, грех уже существовал, уже шла Великая борьба между Христом и сатаной. Т.е. человек оказался в состоянии определенного риска, т.к. уже с первых страниц Священного Писания мы узнаем о том, что на сотворенной Богом планете, в раю, где Бог поместил первых людей, грех уже присутствовал в лице самого ангела — Люцифера. Первый человек был сотворен Богом совершенным, он не был склонен к греху, он не знал последствий грехопадения. Но Бог поставил первого человека в известность о том, что произошло во вселенной. Первые люди знали, что такое грех. И в дереве познания добра и зла, и в Божьем повелении не подходить и не есть от этого дерева для первых людей заключался своего рода тест на послушание.

Многие богословы считали, что это дерево познания добра и зла отличалось от других деревьев некой ядовитостью, поэтому Бог запретил первым людям вкушать его плоды. Но смерть заключалась для первого человека не в плодах, а в непослушании. За этим деревом стояла сила, противоположная Божьей.

Существует много теорий первого греха. В чем же все-таки заключался грех наших прародителей? Многие считают, что грех был неизбежен, потому что Бог сотворил человека с ограниченными способностями. Человек не мог предвидеть последствия своего поступка и потому для человека грех был неизбежен (Лейбниц, Спиноза).

Августин считал, что грех первых людей заключался в сексуальности. Когда они в первый раз познали друг друга, тем самым они согрешили, познали грех.

Другие считают, что грех прародителей заключался в их гордости. Ринальд Нибур, известный американский богослов, специалист в области христианской антропологии, считал именно так. Конечно, гордыня присутствует в любом грехе. Ее элемент присутствовал как при грехопадении Люцифера, так и в грехопадении первых людей, которым дьявол тоже обещал: «Вы станете, как боги».

Наша церковь считает, что грех прародителей заключался в первую очередь в недоверии Богу, что и выразилось в непослушании.

Каковы последствия грехопадения?

Прежде всего, это отчуждение и разрыв отношений с Богом. Теперь человек бежит от Бога, прячется. Ему уже неуютно в отношениях с Богом. «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим…» Ис.59:2. Грех разрушает нормальные отношения с Богом.

Это проявляется в разрушении отношений между людьми. Вся последующая история человеческого рода — это история вражды между людьми. Жан Поль Сартр справедливо заметил в своей пьесе «Без выхода»: «Ад — это другие люди». Человек смотрит на себе подобного, как на врага. Люди — волки друг другу.

Отчуждение на уровне человеческого сознания, отчуждение от самого себя. Т.е. происходит определенный разрыв внутри самого человека. Развивается как бы духовная шизофрения, человек раздваивается сам в себе. Он не способен объективно оценивать свои поступки и их мотивы. Иез.17:9 — «Лукаво сердце человеческое и крайне испорчено».

Отчуждение от окружающей природы, разрыв отношений с окружающим миром.

Т.о. грех разорвал отношения на всех уровнях. Все эти отчуждения и разрыв отношений проявляются в истории рода человеческого в войнах, разводах, психических заболеваниях. И мы, хотя и пытаемся решить все эти проблемы, но у нас ничего не получается. Вскоре, мы приходим к выводу, что нуждаемся в примирении извне, в примирении исходящим от Бога. Только Бог способен восстановить эти разорванные отношения.

Августин сравнивал грех с наследственной болезнью. Человек, рожденный в грехе, бессилен помочь сам себе, он нуждается в Исцелителе извне. Также, он сравнивал грех с силой, которая поработила человека. Грешник находится в рабском состоянии. Библия неоднократно называет людей рабами греха. (Римл.7 гл.).

Еще одно последствие грехопадения — смерть. Это физическая деградация природы человеческой. Следует сказать о том, что первая смерть не должна рассматриваться нами, как наказание Божье за грех наших прародителей. Возможно, в первой смерти есть элемент милосердия Божия, а именно, в том факте, что Бог изолировал согрешивших людей от древа жизни, чтобы они не страдали вечно. Вторая смерть — наказание за грех.

Отношение нашей церкви к первородному греху и его передачи. Связь между грехом Адама и нашей греховностью однозначна.

Мы греховны по причине греха наших прародителей. Наша греховность есть следствие греха Адама.

Но, мы говорим о том, что передача греха Адама невозможна. Передается природа греховная, но не грех Адама.

Само понятие «первородный грех» в Библии отсутствует.

Понимание передачи вины Адама на следующие поколения связано с неправильным переводом текста Римл.5:12 на латинский язык, Вульгату. Более точный перевод звучит так: «…потому, что все согрешили». Мы неповинны в грехе Адама, мы только страдаем от последствий его греха. Иез.18:20 говорит нам о том, что каждый ответственен за свои собственные грехи.

Грех извратил в нас образ и подобие Божье, но не абсолютно. Мы способны откликаться на Божий призыв и принимать его спасение, несмотря на свою греховность. История отношений человека с Богом после грехопадения показывает, что человек способен откликаться на голос Божий и принимать его спасение.