Глава 19. От ефода к наложнице

«И сказал им Гедеон: прошу у вас одного, дайте мне каждый по серьге из добычи своей. [Ибо у неприятелей много было золотых серег, потому что они были Измаильтяне.] Они сказали: дадим. И разостлали одежду и бросали туда каждый по серьге из добычи своей. Весу в золотых серьгах, которые он выпросил, было тысяча семьсот золотых [сиклей], кроме пряжек, пуговиц и пурпуровых одежд, которые были на царях Мадиамских, и кроме [золотых] цепочек, которые были на шее у верблюдов их. Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его» (Суд. 8:24—27). Что же представлял собой ефод? Ефод — это верхняя одежда первосвященника, состоящая из двух кусков материи, сотканной из золота, виссона и шерсти голубого, пурпурового и червленого цвета. Эти куски материи соединялись между собой двумя нарамниками, в которых были вделаны в золотых гнёздах два камня-оникса с вырезанными именами 12 колен Израиля. Поверх ефода первосвященник надевал урим и туммим, по которым узнавалась воля Божья. И вот Гедеон, помня, как он однажды вначале своей миссии совершил жертвоприношение Ангелу на скале, счёл, что Бог поставил его священником. [Уайт. Указ. соч. С. 551]. На этот раз он не вопросил Господа. Он самонадеянно присвоил себе это служение. Считая, что Бог особо близок к нему и многократно отвечал на его молитвы, он решает изготовить ефод, дабы через него возвещать приходящему народу, как это делал в ответственные периоды истории первосвященник, волю Бога. Он превращает ефод и его камни в оракула, а свой дом — в святилище. Он приводит не устоявшийся в вере народ к суевериям. К ефоду, как к святыне, талисману, реликвии начинают стекаться на богомолье и за предсказаниями тысячи паломников. [Ренан. Указ. соч. С. 124]. Постепенно в Офре создаётся религиозный центр во главе с Гедеоном. Не посоветовавшись однажды с Богом, судья Израиля начинает всё далее и далее отходить от Него. Из скромного героя веры он превращается в правителя, некоронованного царя, совмещающего в своих руках как политическую, так и религиозную власть. По примеру окружавших его властителей, судья берёт себе множество жён и наложниц, имея их, к тому же, в различных городах Израиля. Своего сына от наложницы в Сихеме он называет Авимелех. Имя это в переводе означает: Мой отец — царь. [Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб.: И-во СПб. Университета, 2005. С. 169]. Вот кем считал себя уже Гедеон! Кстати, как показано в работах многих крупных учёных, положение Гедеона, возглавлявшего Израиль, практически не отличалось от царского [Wallis G. Die Anfänge des königtums in Israel // Wissenschaftliche Zeitsch rift der Martin Luther Universitat. 12 (1963). S. 239—247; Ahlström G. W. History of Ancient Palestine from the Paleolithic period to Alexander’s Conquest // With a Contribution by G. O. Rollefson, ed by D. Edelman. Sheffield. 1993. P. 382—384], что находит косвенное подтверждение в самой книге Судей, 6—8 главы, где он ни разу не обозначается, как шофет, т. е. судья. [Тантлевский. Указ. соч. С. 170]. Часто многие, читая Библию, говорят, что в отношении брака в Ветхом Завете требования у Бога были иные, чем в Новом. Так, в Ветхом Завете, по их словам, Богом было разрешено многоженство, поскольку те, кто служил Ему — Авраам, Гедеон, Соломон — имели многих жён. И только, якобы, в Новом Завете Бог утверждает закон о моногамном браке. Но так ли это? Да, действительно, и Авраам, и Гедеон, и Давид, и Соломон имели многих жён, но была ли в этом Божья воля или Божья «поблажка» «Своим»? Весь контекст истории этих людей свидетельствует прямо об обратном. Так Авраам, не дожидаясь Божьего ответа о рождении сына, решает поторопить события. И видя, что его жена Сара по-прежнему не рожает, берет себе в жены Агарь, которая рожает ему сына Измаила. Последующие события показали, к чему привела Авраама его спешка и нежелание дождаться Божьего вмешательства. Вначале ссора Сары с Агарью, изгнание и нужда последней, и, наконец, открытая вражда потомков Авраама от сына Сары — Исаака, и потомков Авраама от сына Агари Измаила, вражда евреев с арабами, длящаяся по сей день, и свидетелями которой мы являемся практически ежедневно, смотря программы «Новостей» с сообщениями о терактах в Палестине и арабо-израильских военных стычках. История ярко показала, что взяв себе жену помимо Сары, Авраам поступил не только не по воле Божьей, но против неё, пожав беды и проклятия от своего решения. Много было жён и у Соломона, жён, которые отвратили его, наконец, от служения Истинному Богу, которые привели к тому, что он стал воздвигать капища языческим богам в самом Иерусалиме, присутствуя при священных оргиях в честь Астарты и зверствах в честь Ваала, богов, которым ревностно служили его жёны. Духовное падение Соломона привело к глубочайшему кризису его державу. И сам он только на пороге смерти смог по Божьей милости осознать свой грех и покаяться, предупреждая в своём своеобразном духовном завещании о том, как опасно смотреть на чужих женщин и жен. Имел более одной жены и Давид. И плодами его греховной любви к Вирсавии стала сначала смерть их ребёнка, а затем гражданская война в стране. Наличие многих сыновей от разных жён привело и к кризису страны в последние месяцы его жизни, когда Адония и Соломон стали делить между собой престол. И вновь мы являемся свидетелями того, как отступление от Божьих установлений о браке вело к проклятию. И Бог не покрывал их, ни нисходил к их человеческим слабостям, наклонностям. Ибо грех всегда отвратителен в Его глазах. Тем более, когда его делают властьпридержащие и духовные наставники, разлагая, тем самым, свой народ. Имел много жён и наложниц и Гедеон. И это его отступление, как мы увидим вскоре, приведёт к трагическим последствиям как его семью, так и народ. Некогда великий судья, отступивший от Божьих законов, долгие годы разлагал народ духовно, ввергая его в суеверия, и нравственно, давая повод грешить и прелюбодействовать. Ибо если можно иметь любовниц самому судье, то почему нельзя и нам, рассуждал простой народ. Пример Гедеона говорит нам о том, как опасно ориентироваться на человека, пусть и весьма авторитетного и духовного. Ведь если бы народ был лично утверждён в Истине, то стал ли бы он блудно ходить к ефоду Гедеона за предсказаниями и на поклонение? Конечно же, нет. Они бы не поддержали это отступление, указав на него и самому судье, который, как мы видели, тогда ещё умел слушать и не был поражён «звёздной болезнью». Они бы спасли и себя, и его. Если бы они были утверждены в Истине, то греховное поведение Гедеона, его прелюбодеяния не стали бы для них сетью. На человека никогда нельзя взирать, поклоняясь пред ним. Мы вступаем во время, когда, согласно Библии и Духа Пророчества, будут падать великие звёзды, т. е. великие духовные вожди, проповедники. [Уайт Е. События последних дней. К.: Джерело життя, 1996. С. 103]. Когда за кафедры будут подниматься люди, вещающие не Божью истину, а будут стоять со светильниками, зажжёнными от сатанинского огня. [Там же. С. 103]. Поэтому, как важно сегодня быть утверждёнными в истине. Великий судья Израиля, победитель мадианитян, примиритель колен, начав с изготовления ефода, пришёл к общению с полупубличными женщинами. Удерживая в повиновении врагов, он не сумел удержать свою похоть и гордыню. Нельзя забывать и того, что определенную роль в духовном падении Гедеона сыграли и сами израильтяне, своим восхвалением его. Превознесение человека является очень опасным, как для тех кто восхваляет, так и для самого человека. Так великий адвентистский миссионер Л. Конради в конце дней отошёл от истины, и причину столь необычного шага от того, кто всю жизнь служил ей, историки связывают во многом с тем культом личности, который ему создали сами верующие, справляя в его честь служения и праздники. Однако хвала и честь принадлежит лишь Богу, а «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). Библия не открывает нам последних дней жизни Гедеона, правившего народом 40 лет, но этот муж явно покаялся, осознав свои прегрешения, ибо апостол Павел относит его к числу героев веры (Евр. 11 глава). Гедеон покаялся и будет в небесном царстве, но посеянный им грех ещё долго будет давать свои страшные всходы. Пример этого человека является для нас предостережением и в том, дабы мы помнили, что каких бы мы не достигли духовных высот, положения в церкви, вероятность падения в случае отступления от Бога сохраняется всегда. Более того, дьявол увеличивает свои атаки на мужей веры, подобных Гедеону, пытаясь их сломить различными методами. Только живая, постоянная связь с Богом, каждодневное вручение Ему своей жизни и планов может спасти нас от падения.