Глава 22. «Новый» свет — новые расколы

По смерти Авимелеха в Израиле наступает временное затишье, во многом благодаря взвешенной политике судей Фолы и его преемника Иаира, руководящих народом почти полвека. История сохранила об этих судьях очень скупые строки. Так об Иаире из внебиблейских источников сообщается, что он был выходцем «из колена Манассиина, отличался большим счастьем в жизни. У него были прекрасные сыновья, все отличные наездники. Им было вверено управление Галаада. Иаир умер в преклонном возрасте, после того, как правил в продолжении двадцати двух лет, и был похоронен в галаадском городе Камоне». [Флавий. Указ. соч. Книга 5. Глава 7, 6. С. 246]. О Фоле же известно и того меньше. На первый взгляд действительно скупые строки. Но у древних китайцев была такая поговорка: «лучший император — это тот, правления которого народ не замечает», т. е. в правление этого правителя нет ни войн, ни бедствий, ни социальных кризисов, ни деспотии, ни репрессий. Люди живут и радуются. Так что даже из этих скупых сведений о Фоле и Иаире мы можем заключить, что это было спокойное время в истории Израиля. Но вот умирает Иаир и страна вновь отходит от Бога. «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему. И воспылал гнев Господа на Израиля, и Он предал их в руки Филистимлян и в руки Аммонитян; они теснили и мучили сынов Израилевых с того года восемнадцать лет, всех сынов Израилевых по ту сторону Иордана в земле Аморрейской, которая в Галааде. Наконец Аммонитяне перешли Иордан, чтобы вести войну с Иудою и Вениамином и с домом Ефремовым. И весьма тесно было сынам Израиля» (Суд. 10:6—9). В который уже раз израильский народ вставал на те же самые грабли. В который раз…! Но давайте перед тем, как поднять палец вверх и показать на неразумие израильтян, вспомним сами себя и то, сколько лично мы встаём уже на известные нам грабли. Сколько раз мы меняем служение Богу на служение сидонским, моавитским, аммонитским и филистимским богам. И тогда, быть может, поднятый вверх палец мы обратим в свою собственную сторону. Главный удар вражеских сил пришёлся, как уже упоминалось, на земли Галаада. Галаадом именовался регион Трансиордании, простиравшийся к востоку от Иордана и ограниченный реками: на севере — Ярмук, а на юге — Иавоком. При заселении Израилем Ханаана эти земли отошли коленам Гада, Рувима и части колена Манассиина, которые получили их ещё до того, как другие израильские колена получили свои уделы к западу от Иордана. Географическая отрезанность этих земель от собственно Израиля и Иудеи и отдалённость от скинии служения привели к тому, что в этих местах отступление было наиболее сильно, чему в немалой степени способствовало и непосредственное соседство их с Аммонитянским царством. Аммонитяне были родственным Израилю племенем, ведя своё происхождение от Лота, племянника Авраама. Но религией их уже с давних пор стало язычество, в его самых отвратительных проявлениях (подробно об истории аммонитян и их религии и библейских пророчествах о них см. Опарин А. А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие. 3-изд. Харьков: Факт, 2003). Они ревностно наблюдали за успехами израильтян, считая каждый их успех своим поражением. Зависть и желание мести тем, чья судьба сложилась лучше, и кто занял более лучшие земли, стало фактически смыслом жизни сынов Аммона, стремившихся при каждом удобном случае как можно больнее ужалить наследников Авраама. Как часто поведение аммонитян напоминает жизнь многих людей, смысл которой у них сводится к зависти по отношению к тем, кто находится рядом с ними. Успех другого они воспринимают намного болезненнее, чем свою собственную неудачу. Особенно страшно, когда это, порой, встречается в церкви. Когда члены церкви начинают завидовать тем, кто лучше их поёт, проповедует, да и просто лучше одевается, имеет больше друзей. Заметим также, что успеху аммонитян способствовал ещё один факт, а именно, отсутствие сплоченности между коленами Израиля. Ведь пока аммонитяне грабили и жгли Галаад, никто из других западно-иорданских колен и не думал прийти к ним на помощь. Зачем тратить силы, время, ведь нас это не касается. Но прошло немного времени, и полчища аммонитян, разграбив Галаад, отправились за новой добычей, перейдя Иордан и вторгнувшись в земли Иуды, Вениамина и Ефрема. А ведь если бы в своё время эти колена пришли на помощь Гаду и Рувиму, то этой переправы бы не было. Дьявол всегда стремится разъединить Божью церковь, расправляясь по одиночке с последователями Христа. Это старый и проверенный принцип, практически безотказно приносящий удачу. И в наши последние дни силы зла широко используют его. Это проявляется, во-первых, через внедрение различных лжеучений и ложных толкований библейских пророчеств и доктрин, претендующих на новый свет, но на деле приводящих к новым расколам. Сегодня некоторые люди широко распространяют в наших церквях книги типа В. Шнайдера «Крещены во имя Троицы?», Бруно Фишера «Действительно ли это так?», «Стражи проснитесь!», «Свидетельство верного свидетеля» и многие-многие другие. Авторы этих книг пытаются развенчивать библейское учение о Святом Духе, отрицая Его как Божество, дают новые интерпретации пророчествам 17 главы книги Откровения и 12 главы книги Даниила, и т. д. Свои умозаключения они строят на незнании или плохом знании людей истории церкви АСД и истории формирования её догматов. Так они утверждают, приводя цитаты, что многие пионеры адвентизма отрицали учение о Святом Духе, как Божестве, и что, якобы, это учение вкралось значительно позднее. Они приводят соответствующие цитаты как из самих трудов пионеров адвентизма, так и адвентистских авторов. Словом, выглядит всё очень, вроде бы, убедительно. Но убедительно для тех, кто не знает истории церкви. Дело в том, что Полнота Истины была открыта Богом церкви не сразу. Она открывалась по мере того, как люди могли её вместить. Так на первых порах Е. Уайт святила воскресенье и употребляла свинину. И только чуть позже, через Иосифа Бейтса Бог открыл вести о святости субботнего дня, о здоровом образе жизни. Некоторые пионеры адвентизма, в частности, Урия Смит, не приняли вначале учения о праведности по вере, делая главный акцент на делах. Но затем Бог им открыл их недопонимание. Но, если идти путём, каким идёт Б. Фишер, то вырывая цитаты из ранних работ, без учёта последующих, можно прийти к выводу, что Елена Уайт выступала против соблюдения субботы и за употребление свинины, и отстаивала спасение делами. Второе, чем пользуются составители данных книг — это «вырыванием» отдельных библейских стихов из контекста, как из главы, так и из всей Библии. Так, к примеру, В. Шнайдер утверждает, что раз только в Мф. 28:19 говорится о том, что крестить надо «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», а в других местах Библии подобной формулы не встречается, то это не слова, сказанные в своё время Христом, а поздняя вставка, приписанная Ему. И, следовательно, Библия вообще отрицает Божественность Святого Духа. При этом многочисленнейшие библейские тексты, свидетельствующие прямо об обратном, просто опускаются. В-третьих, эти авторы манипулируют тем, что есть, якобы, лучшие современные переводы Библии, в которых отрицается и Божественность Христа, и Святого Духа. В одной из прошлых монографий («Отвергнувшие ведение. Археологическое исследование книги пророка Осии») мы уже делали подобный разбор этих новых переводов, а точнее, авторских пересказов Библии, отходящих порой очень и очень далеко от первоначального библейского текста. К тому же, если следовать логике этих авторов, то получается, что Бог в течении двух тысяч лет давал людям Библию в искаженном, «ущербном» виде, скрывая от них Истину! И происки дьявола, на что пытается кое-кто указать в этом вопросе, здесь не при чем. Ибо как бы они ни были сильны, но план спасения, Своё Слово, Бог людям обязательно доносит, иначе получилось бы, что Он не контролирует ситуацию и что Он слабее сатаны. Четвёртое, эти авторы очень ловко манипулируют высказываниями раннехристианских авторов (Евсевия, Юстина и др.), «вырывая» из них «удобные» для себя цитаты и опуская «неудобные». Анализ небиблейского учения, интерпретирующего 17 главу книги Откровения, в которой некоторые современные авторы видят конкретных семь римских пап после 1929 года, полно проведен в 2005 году доктором Волкославским Ростиславом Николаевичем, к работе которого и отсылаю заинтересовавшегося этими вопросами читателя. Подобных лжеучений в настоящее время внедряется очень много, и мы остановились лишь на самых последних из них, планируя в ближайшее время осветить их более полно в отдельном реферате совместно с Р. Н. Волкославским, также углублённо занимающимся этой проблемой. Второе. Наравне со лжеучениями дьявол пытается сегодня внедрить раскол и через так называемую идею восточного адвентизма, разрабатываемую некоторыми служителями ещё с начала 1920-х годов. Суть её сводится к тому, что развитие адвентизма на Востоке и в том числе на территории бывшего СССР должно идти своим, отличным от Запада путём. Для этого предлагается учитывать не только специфику культуры, в чём есть, конечно, свой резон, но провести своеобразный пересмотр всех трудов Е. Уайт, а также некоторых мест Библии, убрав из них неподходящие для восточного адвентизма советы и положения. Эта идея делит Божью весть, Истину, на регионы и по национальностям, как будто бы этих истин много, а не одна. Третье. Раскол сеется сегодня и путём игры злых сил на амбициях некоторых членов церкви и служителей, стремящихся к единоличной власти и независимости от организации. Эти амбиции прикрываются самыми благовидными предлогами, и в первую очередь, конечно, «болью» и «переживанием» за дело Божье. Но институт церкви был установлен Богом. Церковь — это тело Христа и она не может быть разделена. «Блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами» (Песнь Песней 6:10). Четвёртое. Сегодня внедрение раскола идёт и по возрастному критерию. Дескать, молодёжь не воспринимает пения, проповедей, стиля служения, который воспринимает средний возраст, и потому надо создавать отдельные молодёжные церкви и, следовательно, исходя из этой идеи, церкви для лиц среднего возраста, пенсионеров и т. д. Но эта практика не имеет с библейской ничего общего, ведя своё происхождение от харизматов и различных тоталитарных сект. Словом, как и во дни судей, проблема раскола, разобщения приобрела сегодня не меньшую актуальность. В контексте вышесказанного спросим себя, как лично я способствую единению в своей церкви со своими собратьями? Не вносит ли моё поведение духа разделения, смуты или просто характеризуется полным равнодушием ко всему происходящему, к тому, что происходит к востоку от Иордана? Сознаём ли мы, что не дав помощи ближнему из «заиорданских колен», мы скоро сами, только теперь уже один на один, столкнёмся с полчищами аммонитян, которых мы оставили переправляющимися через Иордан.