Эпилог. Хранители времени.

Среди множества различных религий и философий, существующих в наши дни, среди десятков христианских конфессий существует сегодня одна церковь, имеющая ряд принципиальных и весьма интересных отличий, чётко выделяющих её в многообразном спектре религиозного современного мира. Это церковь христиан адвентистов седьмого дня. Уже само название этой конфессии говорит о многом. Adventus в переводе с латинского означает пришествие. И члены этой церкви действительно ожидают Второго Пришествия Христа, проповедуя об этом миру, дабы он смог подготовиться для встречи со своим Господом. Указание в названии церкви на седьмой день свидетельствует о вере членов этой конфессии в то, что Господь есть Творец, сотворивший наше небо и землю в шесть дней, а седьмой утвердивший как памятник творения. Таким образом, в этом названии заключены альфа и омега веры: α — сотворение земли, Ω — Второе Пришествие Христа. Церковь христиан адвентистов седьмого дня возникла в результате Великой Реформации, имевшей своей целью возвратить христианство к тем чистым истокам истины, которые были утрачены им за период мрачного средневековья, когда в христианство вошли антибиблейские учения о бессмертии души, поклонение святым и иконам, празднование воскресного дня, признание священников, как необходимых посредников между Богом и человеком, спасение делами и т. д. Но если как организация с таким названием адвентистская церковь возникает лишь в XIX веке, то учение адвентизма уходит своими корнями в глубокое прошлое, к патриарху Адаму, Ною, Аврааму. И это отнюдь не преувеличение, ибо именно Адам был первым адвентистом, т. е. тем, кто ожидает Пришествия своего Господа, возвращающего вновь Своим детям дар бессмертия, утраченный в Едеме. Именно Адам, Ной, Авраам, а вслед за ними пророки и апостолы проповедовали об этом, а так же свято соблюдали Божьи заповеди, в том числе и субботу, отвергая при этом какую бы то ни было человеческую философию. Но в чём всё же состоят отличия адвентистской церкви, ибо послушав каждую из конфессий, создаётся впечатление, что права каждая. А между тем так быть, конечно, не может. Ибо сегодня десятки и даже сотни христианских церквей проповедуют, порой, совершенно отличные доктрины, часто прямо противоположные друг другу. И что приветствуется иногда в одной, то запрещается в другой. Но ведь Бог — это личность, и у Него не может быть десяток точек зрения на один и тот же вопрос, и Он не может учить одних, к примеру, вере в бессмертие души, а других, напротив, отрицая понятие бессмертной души. Различия вызваны тем, что в христианстве присутствует очень много человеческой философии, вступающей в противоречие с тем, что говорит Бог. Итак, что же это за отличия адвентистской церкви и являются ли они действительно заслуживающими внимания? При их рассмотрении, чтобы не быть обвинёнными в религиозной заангажированности, мы будем опираться лишь на конкретные факты и статистику, общий вывод предоставляя сделать самому читателю. Итак,

● Первое. Адвентизм своё вероучение базирует исключительно на Священном Писании. Вот, что об этом говорится в принципах веры Церкви христиан адвентистов седьмого дня. «Единственным мерилом всей жизнедеятельности Церкви является Слово Божие». [В начале было Слово… Основы вероучения христиан-адвентистов седьмого дня. Заокский: Источник жизни, 1993. С. 162]. «Человеческая мудрость должна быть подчинена авторитету Писания. Библейские истины являются мерилом всех других идей». [Там же. С. 24]. В это же время другие церкви, к примеру, католическая и православная, базируют своё вероучение не только на том, что говорит Библия, т. е. Священное Писание, но и на том, что говорит Священное Предание. «Священное Предание православная церковь считает устным „Словом Божиим“ и признаёт в нём источник веры наряду с письменным „Словом Божиим“ — Святым Писанием… Предание Священное — второй из двух первоисточников христианской веры… Такими письменными органами Священного Предания ныне служат 1) символы веры древнейших поместных церквей, каковы: церкви иерусалимской, записанный св. Кириллом в надписаниях его огласительных слов, антиохийской церкви, текст которого приводит Иоанн Кассиан в своем сочинении против Нестория и другие. Все эти символы содержат в себе „апостольские догматы“; 2) „Правила апостольские“, принимаемые восточной церковью в качестве канонических в числе 85 (по определению трулльского собора), которые не были написаны самими апостолами, но в них содержится, несомненно, практика апостольских времен; собраны воедино они не ранее IV в., 3) вероопределения и правила св. соборов вселенских и тех поместных, авторитет которых признан шестым вселенским собором; 4) „Исповедания веры“ или „вероизложения“, сделанные отцами церкви по разным поводам. Таковы: символы св. Григория Неокесарийского, Василия Великого, изложение правосл. веры И. Григория Паламы и другие; 5) „Деяния“ вселенских и поместных соборов; 6) древние литургии, из которых многие происходят от апостолов; 7) акты мучеников, особенно древнейших, которые составлены очевидцами их страданий, во время которых мученики излагали догматы христ. учения; 8) творения св. отцов и учителей церкви, в которых они толковали символы и подробно изъясняли церковное учение. Таковы: „Слово огласительное“ Григория Нисского, „Богословие“ Дамаскина и др.; особенно много „бесед“ и „слов“, произнесенных в храмах, и „книг“, содержащих объяснения Св. Писания Ветхого и Нового Завета; 9) древняя практика церкви, касающаяся священных времен, мест, обрядов и т. п., также отчасти воспроизведенная в письменности». [Полный Православный богословский энциклопедический словарь. В 2 т. М.: Возрождение, 1992. Т. 2. С. 1888]. Таким образом, учения и постановления людей становятся наравне с Библией. При этом первоисточниками христианской веры называются книги, написанные через 500 лет после вознесения Христа. Более того, во многих случаях, как к примеру, в вопросе о субботе или бессмертии души, Предание ставится выше Писания. Третья группа церквей, так называемого харизматического толка, на первый план ставит личный опыт человека, т. е. самое главное, что человек чувствует, ощущает, как ему лично раскрывается та или иная истина. При этом насколько его личные ощущения согласуются с Библией, никого не интересует. Главное — это опыт, личное переживание. Безусловно, личный опыт молитвы, духовные размышления играют важную роль. Но в то же время нельзя забывать, насколько относительны, а порой ошибочны и ненадёжны чувства человека. Насколько несовершенно наше восприятие. Кроме того, принимая во внимание ведущую роль чувств в понимании Истины, мы придём к тому, что у каждого из людей будет своя Истина. Так же, принимая это, мы совершенно не учитываем влияния злых сил, стремящихся заполучить контроль над разумом человека, воздействуя при этом, в первую очередь, на его чувства. Четвертая группа церквей (различные протестантские церкви), признавая в целом авторитет Библии, на деле следуют в догматике за католической церковью, которая, кстати, открыто обвиняет их за это в непоследовательности. Ибо действительно, как можно, с одной стороны, отвергать авторитет римского папы, а с другой следовать его учению. Так, к примеру, в катехизисе Лютеранской церкви о субботе говорится: «Третья заповедь. Помни день субботний, чтобы святить его. Что это значит? Мы должны бояться Бога и любить Бога так, чтобы не пренебрегать проповедью и Словом Божьим, а свято чтить Его, охотно слушать и познавать Его. Какой день недели был днём покоя в ветхозаветные времена? Ветхозаветным днём покоя был шаббат, то есть, суббота… Как должна исполнять третью заповедь новозаветная Церковь? Бог не привязывал Свою Церковь Нового Завета к иудейскому дню шаббат, которым была суббота. Он не назначил и никакого другого дня вместо неё». [Краткий Катехизис д-ра Мартина Лютера. Христианское учение. Lahti. И-е Финляндской церкви лютеранского вероисповедания, 1992. С. 61, 63]. Так мы видим, что у лютеран, как и у католиков, суббота является третьей заповедью, а не четвёртой, как в Библии (Исх. 20:8—11). И во-вторых, с одной стороны, пишется о субботе, признаётся, что Бог её не отменял, но святится при этом воскресенье. Итак, только христиане адвентисты седьмого дня признают и следуют в своём вероучении только Священному Писанию. Их с полным правом можно назвать хранителями Истины.

● Второе. На сегодняшний день адвентистская церковь является лидером по представительству в странах мира. Так она имеет свои церкви более, чем в 220 государствах. Оставляя нашу землю, Христос сказал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19—20). И одним из признаков Своего скорого II Пришествия Христос назвал всемирную проповедь Евангелия: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14). Центральной проповедью обращённой к нашему времени является Трёхангельская весть (Откровение 14 глава), повествующая о Божьем суде, Духовном Вавилоне. Эту весть сегодня также возвещает только адвентистская церковь. И это немудрено, так как другие церкви в своём учении как раз и принимают догматы Духовного Вавилона. Таким образом, адвентистская церковь, как никакая другая, выполняет повеление Христа, неся весть Спасения, Истину окружающим людям. Потому её можно назвать с полным правом хранителем и исполнителем завещания Христа.

● Третье. Эта церковь детально изучает и провозглашает пророчества Библии. Дело в том, что Священное Писание содержит более 3000 различных пророчеств, касающихся как древних царств, средневековья, нового времени, так и наших дней, но, к сожалению, практически ни одна конфессия не исследует их. Более того, даже книга Откровение, написанная апостолом Иоанном, и уже своим названием говорящая о том, что это откровение Бога людям, объявлена ими закрытой для понимания книгой. А между тем изучение и знание её пророчеств помогает не только укрепить веру, но и сориентироваться в этом мире, осмыслить, понять происходящее, не пасть жертвой лжеучения, знать точное пророческое время, в которое мы живём. Знать, какие ещё события отделяют нас от Второго Пришествия, время которого с одной стороны сокрыто, но в то же время Библия нам весьма подробно рисует панораму событий, которые должны этому предшествовать. Одни церкви говорят, что Христос придёт через несколько тысяч лет, другие уверяют, что Он уже пришёл, третьи вообще разводят руками. А что сама Библия говорит об этом? Именно на этот вопрос и отвечают пророчества, что нужно делать, как жить, чтобы встретить Христа и чтобы приговор Небесного Суда не стал бы для нас и наших близких роковым? Больше жертвовать денег церкви — говорят одни. Молиться деве Марии и просить заступничества римского папы — призывают вторые. Уйти в монастырь и распродать всё имущество — уверены третьи. Жить, как живётся, потому что Бог добрый и всё равно всех спасёт — учат четвёртые. Совершать больше добрых дел — говорят пятые. И так — до бесконечности. Но это всё говорят люди, а что говорит об этом в Своём Слове Бог? Ведь знание этого дарует жизнь, а незнание — смерть. И потому адвентисты призывают сегодня каждого обратиться к Библии, исследуя её пророчества и волю Божью. Адвентисты сегодня — единственные в мире, кто хранит время, зная на основании Библии, сколько времени показывают Пророческие часы. А главное, что сделать, чтобы это пророческое время работало за, а не против нас.

● Четвертое. Среди последователей адвентизма наблюдается наибольшая продолжительность жизни. В среднем на 6 лет по сравнению, скажем, с христианами других конфессий. И дело здесь не в знаниях особых тренировок или медитаций. Дело в том, что адвентизм исповедует библейские законы здоровья, данные Богом в Священном Писании много веков назад. Они сводятся к двум основным постулатам: физической и духовной чистоте. Физическая включает в себя: ▪ отказ от употребления в пищу мяса нечистых животных (свинья, кролик, крабы, раки и т. д.), которые, как сегодня показано наукой, являются одной из первопричин для развития рака, заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем — см. Второзаконие, 14 главу (подробный обзор этого см. Опарин А. А. Отвергнувшие ведение. Археологическое исследование книги пророка Осии. Харьков: Факт, 2005); ▪ отказ от употребления алкоголя, табака, наркотиков; ▪ призыв к вегетарианству, ограничению употребления чая, кофе, вплоть до отказа; ▪ отказ от половых связей вне брака. Строгое неприятие понятия гражданского брака, однополых браков и т. д. Причём это поддерживает, как сегодня показали учёные, не только моральную чистоту человека, но и физическую. Так, к примеру, доказано, что женщины, часто меняющие половых партнёров, заболевают раком шейки матки во много раз чаще, чем женщины, имеющие только одного полового партнёра. Это вызвано тем, что слизистая шейки матки раздражается, если вступает в контакт со сперматозоидами различных мужчин. А половые связи в ранней юности, столь «модные» сегодня, вообще чреваты развитием анемии, эндокринной патологией и различной патологией плода. ▪ В адвентистском учении впервые в научном плане на основании Библии были сформулированы принципы гигиены питания, гигиены труда, коммунальной гигиены, гигиены детей и подростков, чему в немалой степени способствовали и работы Е. Уайт (1827—1915). Адвентистское учение всегда подчёркивало прямую взаимосвязь между физическим и духовным здоровьем человека. И особенно ярко это отображено в заповеди о субботе, ибо соблюдая её, человек даёт не только столь необходимый, кстати, именно с интервалом в семь дней [Авени Э. Империи времени. К.: София, 1998. С. 111] физический отдых для своего организма, но и получает духовное подкрепление, общаясь с Богом, исследуя Библию, а так же уделяя столь необходимое время для общения с близкими и родными. Духовное здоровье у адвентистов поддерживается и ▪ отказом от просмотра аморальных фильмов и передач (боевики, эротика и т. д.); ▪ отказом от слушания музыки, разрушающей как физическое, так и духовное здоровье человека (рок, блюз, джаз); ▪ отказом от чтения оккультной и аморальной литературы; ▪ регулярным исследованием Библии, молитвой. Эти принципы широко воплощаются через систему медицинских учреждений церкви АСД. Так в настоящее время адвентистская церковь имеет 166 больниц, 371 клинику и диспансер, 147 детских домов и реабилитационных центров. Медицинский Университет Лома-Линда (ЮАР) является одним из ведущих медицинских центров мира, где была совершена одна из первых операций по пересадке детского сердца. Так только на территории Украины работают три адвентистских санатория (под Винницей, Николаевым, в Киеве), где на практике осуществляется взаимосвязь между проведением медицинских процедур, основанных на принципах здорового образа жизни (диета, плавание, экскурсии, физкультура), и духовным отдыхом (проповеди, концерты классической музыки, экскурсии, пешие прогулки и т. д.). Человек — это единое целое, и мы не можем разделять его физическую и духовную сферу. Классическую медицинскую аксиому о том, что «надо лечить не болезнь, а больного» — адвентистские врачи применяют на практике, в отличие от многих других, которые ещё пытаются лечить человека, не обращая внимания на особенности его личности, темперамент, социальное окружение, стрессы, внутренний мир. Ведущую роль нервной системы в происхождении большинства заболеваний внутренних органов, на что ещё указывал академик И. П. Павлов, адвентистские врачи, следуя Библии, где также говорится о связи внутреннего мира человека, его состояния с физическим здоровьем, никогда не забывали. Адвентистская медицина встала, таким образом, на подлинно научные принципы комплексного понимания причин заболеваний, и своё определение здоровья дала намного раньше, чем это сделала Всемирная организация здравоохранения. Последняя сегодня определяет здоровье — как состояние полного физического, психического, социального и ДУХОВНОГО благополучия. Медицине нужно было пройти долгие века, прежде чем дать то определение, которое уже несколько тысячелетий давала Библия и которое больше ста лет провозглашал основанный на её учении адвентизм. И плоды этого видны налицо, и признаны во всем мире. Так, группа ведущих учёных США и Великобритании проводила исследования, связанные с вопросами долголетия. В ходе них было установлено, что члены адвентистской церкви являются одними из лидеров в вопросе долголетия, в среднем проживая дольше на 6—10 лет по сравнению с жителями США. Данные исследования были опубликованы в одном из ведущих западных научных журналов. [National Geographic, 2005, ноябрь. С. 88—93]. Поддержание здоровья достигается в адвентизме и с помощью системы младших, средних и высших учебных заведений. Так в мире церковь АСД имеет: 5612 школ и 95 ВУЗов. Адвентистские школы, колледжи и университеты, аккредитированные на самом высоком мировом уровне, делают в своих учебных программах акцент не только на овладевании учащимися теми или иными техническими или гуманитарными знаниями, но и на их духовном воспитании, как личностей. К сожалению, в большинстве всемирных ВУЗов мы потеряли это. И человек, оканчивающий их, часто, и порой даже очень часто, к сожалению, не обладает самыми элементарными чертами человека, имеющего высшее образование, интеллигента. Отсутствие элементарной культуры общения, низкий моральный уровень, не говоря уже о почти полном отсутствии представлений об истории, культуре, музыке, религии — это то, что в наши дни отличает подавляющее большинство выпускников. Автор этих строк работает в системе Высшей школы, и потому знает это не понаслышке, прекрасно сознавая и свои недостатки, по сравнению с уровнем преподавателей ВУЗов прошлых десятилетий. И вот этот пробел в воспитании подлинного духовного интеллигента ликвидирует адвентистская система образования, основанная на принципах Библии. А это не может благоприятно не сказаться на повышении духовности общества, его оздоровлении. Адвентисты — это хранители здоровья, как физического, так и духовного.

● Пятое. В настоящее время церковь АСД имеет наибольший процент лиц, имеющих высшее образование, по сравнению с другими конфессиями. Размышление, анализ Библии, а не принятие на слепую веру каких-то обрядов, человеческих постановлений отличает адвентизм, куда поэтому и тянутся ищущие Бога люди, не довольствующиеся лишь обрядной стороной религии. Адвентисты — это хранители образования, интеллигентности.

● Шестое. Адвентистская церковь — это самая молодая по возрасту деноминация. Молодёжь всегда составляла основу этой церкви.

● Седьмое. Церковь АСД имеет самую разветвлённую в мире сеть типографий и книжных издательств, числом более 60.

● Восьмое. Лишь церковь АСД проповедует учение о святилище, одно из центральных в Библии. В этом учении раскрывается и любящий характер Бога, и Его ходатайственные молитвы и Суд Божий над землей. Знание учения о святилище даёт нам ключи к пониманию времени в котором мы живём. Знание учения о святилище, изложенное в Библии, открывает план и путь спасения через ходатайственное служение Христа, являющегося нашим Первосвященником (Евр. 4:14—16). Дьявол недаром так восставал против этого учения и старался затушевать его, т. к. если бы оно дошло до сознания людей и они бы поняли его важность и значение, то никогда бы не возникли такие лжеучения как молитвы святым и деве Марии, которая, якобы, ходатайствует за нас перед Богом, в то время как Ходатаем и Посредником является только (!) Христос (1 Тим. 2:5). Никогда бы не возникло лжеучение о поклонении иконам, оберегам, святым мощам, ибо учение о святилище провозглашает веру в Живого Бога. Никогда бы не возникло лжеучение о тайне исповеди и праве священника прощать грехи, ибо учение о святилище говорит, что прощать грехи может только Христос. Никогда бы не возникло желания отменять Божьи заповеди, как например, субботу, ибо учение о святилище говорит о том, что человек будет судим по Божьему Десятисловному закону. Никогда бы не возникло лжеучение о бессмертии души, ибо служение в святилище говорит о том, что участь каждого человека будет решена и объявлена на Божьем суде, а не сразу после смерти человек, якобы, получает воздаяние, направляясь в ад или рай. Учение о святилище перечёркивает, таким образом, антибиблейскую доктрину об аде и чистилище. Учение о святилище показывает лживость индульгенций, согласно которым за деньги можно получить прощение. Нет! Только жертвенная кровь Христа, вера в Него и жизнь по Его Слову и Его заповедям дарует спасение. Спасение нельзя купить или заработать добрыми делами! Учение о святилище изобличает так называемую «дешевую благодать», согласно которой, неважно, как ты живёшь, соблюдаешь заповеди, или нет. Бог тебя всё равно спасёт. Нет! Кровь Христа имеет отнюдь не дешёвую цену! Служение в святилище смывает исповеданные грехи человека, а не «замазывает» лелеемые грехи и отступления. Как видим, учение о святилище сегодня невыгодно почти всем! И потому кроме адвентистской церкви его никто не проповедует, просто «не обращая» внимания на него. Конечно, всё сказанное не говорит о том, что все адвентисты — это святые люди. Сама принадлежность к какой-либо конфессии никого никогда не спасала. Среди адвентистов есть также немало христиан только по имени. И в то же время среди представителей других религиозных конфессий есть огромное число добрых христиан, у многих из которых есть чему поучиться и многим адвентистам. Но в этой главе мы говорим не столько, в первую очередь, о людях, сколько об учении. А учение адвентизма, основанное сугубо на Библии, имеет ряд принципиальнейших отличий от других конфессий, что не может не приносить свои добрые плоды. Сегодня Божья церковь является Хранителем Истины, Здоровья, Морали, Семьи, Времени. Члены Божьей Церкви продолжают хранить Божью истину, которую мир давно потерял, а церкви перемешали и видоизменили до неузнаваемости человеческими преданиями и постановлениями. Они продолжают хранить здоровье, борясь за которое мир уже разуверился его обрести, а церкви потеряли Божественные принципы его сохранения. Они продолжают хранить мораль, которую мир давно назвал устаревшей, а церковь — относительной (?!). Они продолжают хранить институт семьи, давно поруганный в мире и дискредитированный многими церквями, уже благословляющими даже однополые браки. Они продолжают хранить Время, отсчёт которого давно утерян миров, со страхом ожидающим каждый новый день, и церквями, потерявшими пророческий свет. Так с кем же захотим быть мы — с Хранителями или расточителями? С обретшими или растерявшими? С надеющимися или разуверившимися? Выбор за нами…

Список использованной литературы.

1. Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Политиздат, 1953.

2. Авени Э. Империи времени. К.: София, 1998.

3. Бецольд К. Ассирия и Вавилония. СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1904.

4. Брэм А. Э. Жизнь животных. В 3 т. М.: Терра, 1992.

5. В начале было Слово… Основы вероучения христиан-адвентистов седьмого дня. Заокский: Источник жизни, 1993.

6. Вейс Г. История цивилизации. В 3 т. М.: Эксмо-Пресс, 1998.

7. Винкельман И. История искусства древности. Л.: ОГИЗ, 1933.

8. Владленова И. В. Астрология как сфера духовной культуры // Вісник Харківського національного університету ім. В. Н. Каразіна, 2005. №656.

9. Волкославский Р. Н. Атлас Библейской истории. Заокский: Источник жизни, 2003.

10. Грей Д. Ханаанцы. М.: Центрполиграф, 2003.

11. Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. М.: Наука, 1964.

12. Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка. В 4 т. М.: Русский язык, 1989.

13. Дин Э. Все женщины Библии. М.: Крон-Пресс, 1998.

14. Донини А. Люди, идолы и боги. М.: Политиздат, 1966.

15. Дьяконов И. М. Языки Древней Передней Азии. М., 1967.

16. Дюпуи Е. Проституция в древности. Кишинев: Logos, 1991.

17. Иванов А. И. Соловецкая монастырская тюрьма. Соловки, 1927.

18. Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. Минск: Литература, 1994.

19. История человечества. В 8 т. М.: Магистр-Пресс, 2003.

20. Келлер В. Библия как история. М.: Крон-Пресс, 1998.

21. Колчин М. А. Ссыльные и заточённые в остроге Соловецкого монастыря в XVI—XIX вв. М., 1908.

22. Косидовский З. Библейские сказания. М.: Политиздат, 1978.

23. Коутс С. Комментарий к книге Судей Израильских. Новосибирск: Посох, 2000.

24. Краткий Катехизис д-ра Мартина Лютера. Христианское учение. Lahti. И-е Финляндской церкви лютеранского вероисповедания, 1992.

25. Мазар Б. Города и области Земли Израиля (на иврите). Иерусалим, 1976.

26. Опарин А. А. Атлас древней и пророческой истории. — Харьков: Факт, 1999.

27. Опарин А. А. В поисках бессмертия. Археологическое исследование Первой книги Царств. — Харьков: Факт, 2004.

28. Опарин А. А. В царстве пигмеев и каннибалов. Археологическое исследование книг Ездры и Неемии. — Харьков: Факт, 2003.

29. Опарин А. А. Всемирная история в королевских династиях. — Харьков, 1997.

30. Опарин А. А. Всемирная история и пророчества Библии. — Харьков: Факт, 1997, 2 изд.— 2004.

31. Опарин А. А. Древние города и библейская археология. — Харьков: Факт, 1997, 2 изд.— 2004.

32. Опарин А. А. Древний мир и библейская хронология. — Харьков: Факт, 1998.

33. Опарин А. А. Затерянные королевства. Археологическое исследование Третьей книги Царств. — Харьков: Факт, 2005.

34. Опарин А. А. И камни возопиют…. — Харьков: Факт, 2000, 2 изд.— 2001.

35. Опарин А. А. История рабства. Археологическое исследование книги Откровение. Харьков: Факт, 2004.

36. Опарин А. А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие. — Харьков: Факт, 2001. 2-изд. Нижний Новгород, 2003. 3-изд. Харьков, 2003.

37. Опарин А. А. Колесо в колесе. Археологическое исследование книги пророка Иезекииля. — Харьков: Факт, 2003.

38. Опарин А. А. Манкурты XXI века. Археологическое исследование Второй книги Царств. — Харьков: Факт, 2004.

39. Опарин А. А. Отвергнувшие ведение. Археологическое исследование книги пророка Осии. — Харьков: Факт, 2005.

40. Опарин А. А. Проклятые сокровища. Археологическое исследование книг Есфирь и Руфь. — Харьков: Факт, 2002.

41. Опарин А. А. Развенчанные боги. Археологическое исследование книг Ионы и Наума. — Харьков: Факт, 2002.

42. Опарин А. А. Религии мира и Библия. — Харьков: Факт, 2000, 2 изд.— 2001, 3 изд.— 2004.

43. Опарин А. А. Судьи, приговорившие себя. Археология Нового Завета. — Харьков: Факт, 2001.

44. Опарин А. А. Тайна судьбы. Археологическое исследование книги пророка Иеремии. — Харьков: Факт, 2005.

45. Опарин А. А. У разбитых водоёмов. Археологическое исследование книг Исход и Иисуса Навина. — Харьков: Факт, 2002.

46. Опарин А. А., Молчанов С.Б. Но как было во дни Ноя. — Харьков: Факт, 1998; 2 изд. Нижний Новгород, 2002; 3 изд. Харьков, 2002.

47. Полный Православный богословский энциклопедический словарь. В 2 т. М.: Возрождение, 1992.

48. Попов. Суд и наказание за преступления против веры и нравственности. Казань, 1904.

49. Принс Д. Благословение или проклятие. Львов, 1997.

50. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

51. Рагозина З. А. История Ассирии. СПб.: И-е А. Ф. Маркса, 1902.

52. Райт Д. Библейская археология. СПб.: BiblionoliΣ, 2003.

53. Рамзес II: Величие на берегах Нила. Энциклопедия Исчезнувшие цивилизации. М., 2003.

54. Ренан Э. История Израильского народа. М.: И-е В. Шевчук, 2001.

55. Рол Д. Утраченный завет. М.: ЭКСМО, 2005.

56. «Русский архив», 1867.

57. Смирнова И. Магия как она есть. М.: ФАИР, 1997.

58. Солкин В. В. Солнце властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. М.: Алетейя, 2000.

59. Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб.: И-во СПб. Университета, 2005.

60. Тит Ливий. История Рима от основания города. В 3 т. М.: Наука, 1991.

61. Тюрьмы и наказания. Энциклопедия. Минск: Литература, 1996.

62. Уайт Е. События последних дней. К.: Джерело життя, 1996.

63. Уолтон Дж. Х., Мэтьюз В. Х., Чавалес М. У. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2 ч. СПб.: Мирт, 2003.

64. Херцог Х., Гишон М. Библейские сражения. М.: АСТ, Астрель, 2005.

65. Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. М.: ГРВЛ, 1986.

66. Шабалов Н. П. Неонатология. В 2 т. СПб.: Специальная литература, 1997.

67. Шифман И. Ш. Ветхий завет и его мир. М.: Политиздат, 1987.

68. Шифман И. Ш. Возникновение Карфагенской державы. М.—Л., 1963.

69. Шифман И. Ш. Государство в системе социальных институтов в древней Палестине // Государство и социальные структуры на древнем Востоке. М., 1989.

70. Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет. М.: Теревинф, 2001.

71. Ютен С. Повседневная жизнь алхимиков в Средние века. М.: Молодая гвардия. Палимпсест, 2005.

72. Aharoni Y. The battle of the waters of Merom and the battle with Sisera // The Military History of the Land of Israel in Biblical Times, ed. J. Liver. Jerusalem, 1964.

73. Ahlström G. W. History of Ancient Palestine from the Paleolithic period to Alexander’s Conquest // With a Contribution by G. O. Rollefson, ed by D. Edelman. Sheffield. 1993.

74. Albriaht W. F. Yahwen and the Gods of Canaan. Winona Lake: Eisenbrauns, reprint, 2001.

75. Alleau R. Aspects de L’Alchimie traditionelle. P., 1953.

76. Ben-Tor A. Rubiato M. T. Excavating Hazor. Part II: Did the Israelites Destroy the Canaanite City? // Biblical Archaeology Review. May/June, 1999.

77. Davis D. R. „Judges“, „Such a Great Salvation“ (Geanies Howe, Great Britain: Christian Focus Publications), 2003.

78. Donn D. M. „Blackwell Bible Commentaries: Judges“; Oxford. Malden, Carlton: Blackwell Publishing, 2005.

79. Ehrenberg V. Sufeten Real-Encyclopädie der klassischer Altertums-wissenschaft. Stuttgart. 1931.

80. Faust A. The Rural Community in Ancient Israel during Iron Age II // Bulletin of the American Schools of Oriental Researches, 2000. №317.

81. Fulcanelli. Le mystere des cathedrals. P., 1964.

82. Hamlin J. „Judges“, „At Risk in the Promised Land“, Grand Rapids: Eerdmans, 1990.

83. Heltzer M. Late Canaanite-Phoenician Inscribed Arrowheads and Pre – and Early Monarchic Development in Israel // Studies in Mediterranean Archaeology. 1999.

84. Hoftijzer J. van der Kooij G. Aramic Texts from Deir Alla. Leiden. 1976.

85. Ishiba T. The Leaders of the Tribal Leagues „Israel“ in the Pre-Monarchic Period // Revue Biblique. 1973.

86. Kochavi M. The Israelite Settlement in Canaan in the Light of Archaeological Surveys // Biblical Archaeology Today. — Jerusalem, 1985.

87. Malamat A. Ursprünge und Frühgeschichte in: Geschichte des Jüdischen Volkes. Bd. I. München, 1981.

88. National Geographic, 2005, ноябрь.

89. New American Commentary Judges, Ruth. Vol. 6. Nashville: Broadman Y Holman Publishers, 1999.

90. Pettinato G. Ebla e la Bibbia // Oriens antiquus. 1980.

91. Reviv H. The Government of Shechem in the El-Amarna Period and in the Days of Abimelech // Israel Exploration Journal. 1966.

92. Safren J. D. New Evidence for the Title of Provincial Governor at Mari // Hebrew Union College Annual, 1979.

93. Sznycer M. Carthage et la civilisation punique // Rome et conquete du Monde Mediterraneen. Paris. 1978.

94. Tappy R. E. Lineage and in pre-exilic Israel // Revue Biblique, 2000.

95. Teixidor J. Les fonctions de rab et de suffete en Phenicie // Semitica. 1979.

96. The New American Commentary. Vol. 6. Judges, Ruth. Daniel I. Block, Nashville: Broadman L. Holman, 1999.

97. Wallis G. Die Anfänge des königtums in Israel // Wissenschaftliche Zeitsch rift der Martin Luther Universitat. 12 (1963).

Weippert H. Palestina in vorhellenistischer Zeit. München, 1988.


Глава 35 из 35« Первая«333435