41. Дела Святого Духа

Дела Святого Духа представляют для христиан особый интерес, поскольку в основном именно через эту работу Духа Бог лично участвует и действует в жизни верующего. К тому же, в последнее время этот аспект учения о Святом Духе стал предметом серьезных разногласий. В центре полемики находятся некоторые из особенно впечатляющих Его даров. Но вопрос об этих особых дарах слишком узок, чтобы мы могли использовать его в качестве основы для обсуждения всей темы. Ибо работа Духа — тема обширная, охватывающая множество областей исследования. Вопросы же, являющиеся предметом упомянутой полемики, следует рассматривать на фоне более общего представления о работе Духа.

Дела Святого Духа в Ветхом Завете

Изучение дел Святого Духа в целом мы начнем с рассмотрения Его служения в Ветхом Завете. В Ветхом Завете часто бывает трудно точно определить, где именно речь идет о Святом Духе, так как он отражает ранние стадии прогрессивного откровения. Фактически здесь редко используется термин «Святой Дух», обычное выражение — «Дух Божий». Следует иметь в виду, что еврейский язык — это конкретный язык с относительно небольшим количеством прилагательных. Там, где в английском языке мы употребляем имя существительное с прилагательным, в еврейском чаще всего используются два существительных, одно из которых в родительном падеже (1285) . Например, там, где по-английски мы сказали бы «праведный человек», в еврейском мы обычно встречаем выражение «человек праведности». Аналогичным образом, в большинстве случаев, когда в Ветхом Завете упоминается третье Лицо Троицы, используется выражение, состоящее из двух существительных — Дух и Бог. Из такой конструкции не следует с очевидностью, что речь идет об особом лице. Выражение «Дух Божий» вполне можно было бы понять как относящееся просто к воле, уму или деятельности Бога (1286) . Но в нескольких случаях Новый Завет ясно указывает, что слова Ветхого Завета о «Духе Божием» относятся к Святому Духу. Одно из самых известных подобных мест в Новом Завете — Деян. 2:16-21, Где Петр объясняет, что случившееся в день Пятидесятницы есть исполнение слов пророка Иоиля: «Излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоиль 2:28). События Пятидесятницы были, несомненно, и исполнением обещанного Иисусом: «Но вы примете силу, когда сойдет на нас Дух Святый» (Деян. 1:8). Короче говоря, выражение Ветхого Завета «Дух Божий» — это синоним имени Святого Духа (1287) .

Есть несколько основных сфер деятельности Святого Духа в ветхозаветные времена. Прежде всего, это творение. В рассказе о творении мы встречаем упоминание о присутствии и деятельности Святого Духа: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). Духу приписывается и продолжающаяся деятельность Божья в сотворенном мире. Иов говорит: «От духа Его — великолепие неба; рука Его образовала быстрого скорпиона» (Иов 26:13). Исайя уповает на излияние Духа в будущем как на время расцвета в сотворенном мире: опустошение и заброшенность будут царить до тех пор, «доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом» (Ис. 32:15).

Другой важнейшей сферой деятельности Духа является наделение даром пророчества и создание Писания (1288) . Пророки Ветхого Завета свидетельствовали, что их речи и писания были результатом сошествия на них Духа. Самый ясный пример показывает Иезекииль: «И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне» (Иез. 2:2; ср. 8:3; 11:1, 24). Дух входил даже в таких неподходящих и непривлекательных людей, как Валаам (Чис. 24:2). В качестве знамения, доказывающего, что Саул — помазанник Божий, на него явно сошел Дух, и он пророчествовал (1 Цар. 10:6, 10). Свидетельство пророков об этом событии подтвердил Петр: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Кроме того, книга Деяний содержит свидетельство о том, что Святой Дух говорил устами Давида (Деян. 1:16; 4:25). Поскольку Писание создавалось Святым Духом, о нем можно говорить, как о «богодухновенном» (qeopneustos — 2 Тим. 3:16).

Еще один вид деятельности Святого Духа, описанный в Ветхом Завете, заключался в наделении некоторых людей определенными способностями и мастерством, необходимыми для выполнения различных задач (1289) . Например, мы читаем, что при назначении Веселиила на работу по сооружению скинии и созданию всех ее принадлежностей Бог говорит: «И Я исполнил его Духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела» (Исх. 31:3-5). Остается неясным, обладал ли Веселиил и ранее всем этим набором способностей и умений или же они были дарованы ему для выполнения данной конкретной работы. Равным образом неясно и то, продолжал ли он обладать ими впоследствии. Аналогичный дар Духа был послан, когда Зоровавель заново построил храм после вавилонского плена: «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6).

Управленческие способности также, по-видимому, представляют собой дар Духа. Даже фараон признавал присутствие Духа в Иосифе: «И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?» (Быт. 41:38). Когда Моисею понадобилась помощь в руководстве народом Израиля, часть Духа была взята от него и отдана другим: «И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали» (Чис. 11:25). Здесь дар управления и руководства сопровождался даром пророчества или включал его. Хотя и нет полной ясности в вопросе о том, была ли особым образом связана с деятельностью Духа Божьего способность Иисуса Навина руководить людьми, намек на нечто подобное все же делается: «И Иисус, сын Навив, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею» (Вт. 34:9).

Во времена судей Израилевых проявления силы Святого Духа и Его даров в руководстве народом были особенно впечатляющими (1290) . Это было время, когда руководство народом израильским было очень слабым, многое же из того, что в этом отношении делалось, исполнялось людьми, которых мы сейчас назвали бы харизматическими лидерами. О Гофонииле говорится: «На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля. Он вышел на войну, и предал Господь в руки его Хусарсафема, царя Месопотамского, и преодолела рука его Хусарсафема» (Суд. 3:10). Сходным образом описывается и призвание Гедеона: «И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним » (Суд. 6:34). Следует отметить, что работа Святого Духа во времена судей в значительной мере заключалась в наделении умением воевать. На Гофонииле был Дух, а он вышел на войну. На Гедеоне был Дух Господень, и он, получив подтверждение и обретя уверенность, что Израиль будет спасен его рукой, начал войну. Его воины при этом действовали необычайно успешно, что совершенно не соответствовало их числу. Аналогичным образом, и Самсон, когда на него сошел Дух, преисполнился необычайной силы и оказался способным совершать поистине сверхъестественные подвиги: «И сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, «вял с них одежды, и отдал перемены платья их разгадавшим загадку» (Суд. 14:19).

Дух также наделял особыми способностями и первых царей Израиля. Мы уже отмечали, что Саул пророчествовал, когда на него сошел Дух (1 Цар. 10:10). Помазание Давида также сопровождалось сошествием на него Духа Божьего: «И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде о того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму» (1 Цар. 16:13).

Проявления Духа, однако, можно видеть не только в ситуациях, связанных с какими-то драматическими событиями. В дополнение к таким проявлениям, как качества, необходимые для руководства народом и героического ведения войны, Его присутствие выражалось и в духовной жизни Израиля. В этой связи о Нем говорится как о «благом Духе». Ездра напоминает израильтянам о заботе, проявленной в отношении их предков в пустыне: «И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их» (Неем. 9:20). Псалмопевец умоляет Бога: «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс. 142:10). Благость Духа можно видеть также и в тех двух случаях, когда о Нем говорится как о Святом Духе. В каждом из этих случаев святость Божья противопоставляется греховности человеческих действий. Прося об очищении от грехов, о том, чтобы все беззакония его были изглажены, Давид молится: «Духа Твоего Святого не отними от меня » (Пс. 50:13). А Исайя говорит о людях, которые «возмутились и огорчили Духа Святого Его [Господнего]» (Ис. 63:10).

Свойства благости и святости Духа становятся, однако, еще более ясными и очевидными в свете выполняемой Им работы и ее результатов. Согласно описанию, Он производит страх Господень и окажется Духом праведности и истины в предрекаемом Мессии (Ис. 11:2-5). Когда изольется Дух (Ис. 32:15), результатом будут истина, правосудие и мир (Ис. 32:16-20). Излияние Духа вызывает преданность Господу (Ис. 44:3-5). В Иез. 36:26-28, отрывке, предвосхищающем учение Нового Завета о духовном возрождении, говорится, что, когда человек получает от Бога Его Дух, это сопровождается полны» выполнением заповедей и уставов Божьих и обретением нового сердца.

Приведенные выше места Ветхого Завета дают описание Святого Духа как источника нравственных и духовных качеств святости и благости в том человеке, на которого Он нисходят или в которой пребывает. Следует, однако, отметить, что, хоти в некоторых случаях Эти внутренняя работа Святого Духа является, скорее всего, постоянной, в других случаях — например; в тех, которые описаны в книге Судей, — Его присутствие, по-видимому, бывает временным, связанным с той конкретной деятельностью или тем конкретным служением, которые необходимы в данном случае.

Свидетельства Ветхого Завета о Святом Духе содержат предсказания о наступлении такого времени, когда служение Духа будет более полным (1291) .

Частично это связывается с приходом Мессии, в Котором Дух должен пребывать совершенно необычным образом и в необычайной степени. Мы уже указывали на Ис. 11:1-5. К аналогичным местам Ветхого Завета относятся Ис. 42:1-4 и 61:1-3 («Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам — открытие темницы…»). Иисус цитирует начальные стихи Ис. 61 и указывает, что теперь они исполняются в Нем (Лк. 4:18-21). Имеется, однако, и более общее обетование, которое не ограничивается только Мессией. Оно содержится в Иоиля 2:28-29: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего». В день Пятидесятницы Петр процитировал это пророчество, заметив, что теперь оно исполнилось.

Дела Святого Духа в жизни Иисуса

Обращаясь к жизни Иисуса, мы обнаруживаем в ней повсюду присутствие и мощную деятельность Святого Духа. Даже само начало Его жизни во плоти было делом Святого Духа (1292) . Как предсказание о рождении Иисуса, так и рассказ о самом этом событии указывают на особую работу Духа. Сообщив Марии, что у Нее будет Сын, ангел разъяснил Ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Когда зачатие уже произошло, ангел, явившийся Иосифу, который испытывал совершенно естественную обеспокоенность, сказал ему: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф. 1:20). Начальные же слова всего отрывка, в котором рассказывается об этом событии, гласят: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (Мф. 1:18) (1293) .

В словах Иоанна Крестителя, объявляющего о будущем служении Иисуса, также подчеркивается важнейшая роль Святого Духа. Иоанн Креститель сам был исполнен Святого Духа даже еще от чрева своей матери (Лк. 1:15). В своей проповеди он подчеркивал, что, в отличие от него самого, крестившего только водой, Иисус будет крестить Духом Святым (Мк. 1:8). Матфей (Мф. 3:11) и Лука (Лк. 3:16) добавляют: «и огнем». Иоанн не утверждает, что сам обладает Духом; и, в частности, он не высказывает притязаний на то, что может наделять Духом других. Способность наделять других Духом он приписывает грядущему Мессии.

В публичном служении Иисуса Дух принимал заметное участие с самого начала, если относить начало этого служения к Его крещению, ибо именно тогда произошло видимое сошествие на Него Святого Духа (Мф. 3:16; Мк. 1:10; Лк. 3:22; Ин. 1:32). Матфей и «Марк отмечают, что спускающегося голубя видел Иисус; они не сообщают, видел ли его кто-нибудь еще (1294) . Лука не пишет о том, кто видел голубя. Лишь Иоанн вполне определенно пишет, что Иоанн Креститель видел Духа и засвидетельствовал этот факт. Ни в одном из этих рассказов не упоминаются какие-либо непосредственно последовавшие за этим конкретные проявления, например, какие-нибудь видимые изменения или что-то подобное. Мы узнаем, однако, что с этого момента и далее Иисус был исполнен Духа Святого (Лк. 4:1). Фактически авторы Евангелий предоставляют нам самим делать вывод из последующих событий, в чем именно заключались дела Святого Духа в жизни Иисуса.

Непосредственным результатом исполнения Иисусом Святого Духа было великое искушение — или ряд искушений — при начале Его публичного служения (1295) . В ситуацию, где произошло искушение, Иисус попал, ведомый Святым Духом. В Мф. 4:1 и Лк. 4:1-2 записано, что Иисус был приведен в пустыню Святым Духом. Марк сформулировал это еще четче и определеннее: «Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню» (Мк. 1:12). Фактически Иисус был «изгнан» в пустыню Духом. Внимания здесь заслуживает тот факт, что присутствие Святого Духа в жизни Иисуса ставит Его в прямой и непосредственный конфликт с силами зла. По-видимому, необходимо было подчеркнуть противоположность между Святым Духом и злом в мире.

В дальнейшем служение Иисуса также шло в силе и под водительством Святого Духа (1296) . Лука рассказывает нам, что после искушения «возвратился Иисус в силе Духа в Галилею» (Лк. 4:14). Затем Он учил во всех синагогах. Придя в Свой родной город Назарет, Он вошел в синагогу и встал читать. Найдя Ис. 61:1-2 и прочитав, Он заявил, что ныне это пророчество исполнилось в Нем (Лк. 4:18-21). Тем самым Иисус утверждал, что служение, выражавшееся в том, чему Он учил в синагоге, было результатом работы Святого Духа в Нем и через Него.

То, что относится к учению Иисуса, относится и к творимым Им чудесам, особенно к изгнанию бесов. Здесь особенно явным становится противоборство между Святым Духом и действующими в мире силами зла. В одном из случаев, когда Иисус исцелил бесноватого, фарисеи заявили, что Он изгоняет бесов силой князя бесовского. Иисус указал на содержащееся в этом утверждении противоречие (Мф. 12:25-27), а затем в противовес их словам отметил: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28). Оценка утверждения фарисеев как «хулы на Духа» (Мф. 12:31) и предупреждение, что «если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему» (Мф. 12:32), свидетельствуют о том, что только что сделанное Им было совершено силой Святого Духа. Это было действие Святого Духа через Него. Иисус явно отрицает, что Сам Своей силой творит чудеса, относя их на счет Святого Духа.

Не только учительское служение и совершение чудес, но и вся жизнь Иисуса в этот период протекала «в силе Святого Духа». Когда семьдесят учеников возвратились после выполнения данного им поручения и рассказали, что даже бесы повинуются им о имени Иисуса (Лк. 10:17), «возрадовался Духом Иисус» (Лк. 10:21). Он даже чувствовал «Духом». Это описание человека, совершенно исполненного Духом.

Следует отметить, что нет никаких свидетельств о возрастании «количества» Святого Духа в жизни Иисуса. Нет никакой серии сошествий Святого Духа, только зачатие и крещение. Однако, по-видимому, в жизни имело место возрастающее проявление этого присутствия Духа. Не обнаруживаем мы и свидетельств о какого-либо рода экстатических явлениях в жизни Иисуса. Бывали, несомненно, случаи, когда Его охватывала чувство безотлагательности того дела, которое Он делал (как, например, когда Он сказал: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» [Ин. 9:4]). Но в жизни Иисуса мы не видим таких харизматических явлений, о которых рассказывается в Деяниях и которые обсуждает Павел в 1 Кор. 12 — 14. Нет не только никаких сообщений о такого рода явлениях в Его собственной жизни, но и никаких Его наставлений на эту тему. В свете тех проблем, с которыми столкнулась церковь в Коринфе, а также событий в день Пятидесятницы и других случаев, описанных в Деяниях, удивительно, что ни рама жизнь Спасителя, ни Его проповедь не дают нам никакого намека на подобные харизматические явления. Это удивительно прежде всего для тех, кто утверждает, что экзистенциальный Sitz im Leben был главным фактором, определявшим включение того Или иного материала в Евангелия.

Дела Святого Духа в жизни христианина

Начало христианской жизни

Мы видим, что в учении Иисуса особенно большое значение придается работе Святого Духа при введении человека в христианскую жизнь. Иисус учил, что действие Духа является важнейшим и необходимым фактором как в обращении, которое составляет начала христианской жизни с точки зрения человека, так и в духовном возрождении, которое есть ее начало с точки зрения Бога.

Обращение — это поворот человека к Богу. Оно включает в себя отвергающий и созидающий элементы: покаяние, то есть отказ от греха, и веру, то есть принятие обетовании и служения Христа. Иисус особо подчеркивал необходимость покаяния (в частности, осознания своей греховности, которое является необходимой предпосылкой покаяния). Он говорил: «И Он [Утешитель] пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» (Ин. 16:8-11). Без этой работы Святого Духа обращение невозможно.

Духовное возрождение — это чудесное преображение человека и внедрение в него духовной энергии. Иисус ясно говорит Никодиму, что духовное возрождение совершенно необходимо для того, чтобы быть принятым Отцом: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). Он развивает это положение дальше: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа; не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5-6). Иисус здесь ясно говорит, что второе рождение — сверхъестественное событие, а Святой Дух — это Тот, Кто вызывает это событие. Плоть (т.е. человеческое усилие) не способна осуществить такое преобразование. Равным образом, преобразование это недоступно постижению человеческим умом. Эту работу Духа Иисус уподобляет дуновению ветра: «Ветер веет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит; так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин, 3:8) (1297) .

Продолжение христианской жизни

Работа Духа не заканчивается, когда человек становится верующим; напротив, она при этом только начинается. Есть ряд других задач, которые он выполняет в дальнейшей жизни христианина.

Одно из важных дел, которые Дух совершает в жизни верующего, — наделение его Своей силой. Иисус, вероятно, поверг Своих учеников в изумление, когда сказал: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:12). Способность учеников Иисуса творить большие дела, чем сотворил Он, зависит, очевидно, как от Его ухода, так и от сошествия Святого Духа, ибо эти два события тесно связаны. Действительно, когда ученики опечалились при мысли о Его уходе, Иисус сказал: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Вероятно, ученикам, которые к тому времени очень хорошо сознавали свои слабости и недостатки, казалось неправдоподобным и даже невозможным, что ям предстоит творить большие дела, чем сотворил Сам Учитель. Однако в воскресный День Пятидесятницы после проповеди Петра уверовало три тысячи человек. Насколько мы знаем, проповедь Самого Иисуса никогда не вызывала такого отклика. Быть может, за все время Своего служения Он не добился искреннего обращения к Богу такого большого количества людей. Однако секрет успеха апостолов заключался не в их способностях и достоинствах. Иисус велел им ждать сошествия Святого Духа (Деян. 1:4-9). Он разъяснил им, что сошествие Духа даст обещанную им силу, способность совершить то, что Он предсказал: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарин и даже до края земли» (Деян. 1:8). Именно эта сила и помощь Духа дали им возможность успешно выполнить в то время свою задачу, и они же остаются тем средством, которое в наше время доступно любому христианину, желающему служить Господу.

Иисус обещал также, что Святой Дух будет пребывать в верующем и просвещать его: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:16-17). Действенность работы Духа отчасти объясняется тем, что Он пребывает внутри человека. Иисус был Учителем и Пастырем, но Его влияние определялось воздействием слова и примера извне. Дух же способен воздействовать на человека с большей силой, поскольку Ему, пребывающему внутри человека, доступно самое средоточие мышления и чувств. Пребывая внутри верующих, Дух может наставлять их на всякую истину, как и обещал Иисус. На эту роль Духа указывает даже то Его имя, которое используется в данном контексте: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:13-14).

Очевидно, что Дух выполняет учительскую функцию. Ранее в той же самой беседе читаем, что Он напомнит и разъяснит ученикам то, что уже говорил им Иисус: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). Иисус также обещал, что «когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26). Здесь мы узнаем о действии Святого Духа по просветлению верующего, эту тему мы подробнее рассмотрели в главе 11. Этот вид служения Святого Духа распространялся не только на первое поколение христиан, на верующих того времени, но, очевидно, включает и помощь в понимании Писания нынешним верующим. Именно Духу отводится роль Того, Кто просвещает и наставляет нас, ибо Иисус в настоящее время занят выполнением других задач, упоминаемых в этой же беседе (например, Он готовит место для верующих [Ин. 14:2-3]).

Особый интерес представляет и ходатайственное служение Святого Духа. Мы знаем о том ходатайстве, которое осуществляет за нас Иисус как Первосвященник. Павел говорит также о ходатайственной молитве, которую возносит за нас Святой Дух: «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26-27). Таким образом, христиане заверяются в том, что, когда они не знают, как молиться, Святой Дух мудро ходатайствует за них во исполнение воли Господа.

Служение Святого Духа включает также освящение жизни верующего. Под освящением подразумевается процесс преобразования нравственной и духовной природы верующего, процесс, в результате которого в его жизни на деле начинает отражаться то, каков он в глазах Господа. Оправдание есть моментальный акт, делающий человека праведным пред Богом, тогда как освящение — это процесс, делающий его святым, или добродетельным. В начальной части Рим. 8 Павел подробно останавливается на этом служении Святого Духа. Дух освободил нас от закона (Рим. 8:2). После этого верующие живут не по плоти, не в соответствии со своей старой природой, но по духу, в соответствии с Духом (Рим. 8:4), помышляя о духовном (Рим. 8:5). Христиане живут по духу (Рим. 8:9), а Дух живет в них — эта мысль повторяется трижды (в Рим. 8:9 и дважды в Рим. 8:11). Когда Дух живет в верующих, Он руководит ими и, соответственно, Им умерщвляются дела плотские (Рим. 8:13). Все, подобным образом «водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим. 8:14). Дух теперь действует в них, давая им жизнь, свидетельствуя, что они — дети Божьи, а не рабы, я обеспечивая тем самым неоспоримое доказательство того, что они действительно пребывают во Христе (Рим. 8:15-17).

Жизнь в Духе — это и есть то, что предназначено для христиан Богом. В Гал. 5 Павел противопоставляет жизнь в Духе жизни по плоти. Он наставляет своих читателей поступать в согласии с Духом и не исполнять вожделений плоти (Гал. 5:16). Если они последуют этому наставлению, Дух разовьет в них набор качеств, которые в совокупности названы «плодом духа» (Тал. 5:22). Павел перечисляет девять этих качеств: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23). Эти качества во всей их полноте не могут быть воспитаны в жизни человека его собственными усилиями без помощи свыше. Они появляются в результате работы высшей, сверхъестественной силы. Они противостоят делам плоти, перечисленным в Гал. 5:19-21, точно так же, как и Дух Сам по Себе противостоит плоти. Таким образом, работа Святого Духа по освящению не сводится только к отрицательному действию умерщвления дел плотских, но включает в себя также и развитие положительного подобия Христу.

Римлянам 12:6-8

1 Коринфянам 12:4-11

Ефесянам 4:1 1

1 Петра 4:11

пророчество

мудрость

апостолы

умение говорить

служение

знание

пророки

служение

учение

вера

благовестники

 

увещевание руководство
благотворение и даяние

исцеления чудотворение пророчество различение духов разные языки истолкование языков

пастыри и учителя

 

Табл. 3. Дары Духа

Дух также наделяет верующих в теле Христовом особыми дарами. Послания Павла содержат три перечисления таких даров; их краткий список приводится и в 1 Петра (см. табл. 8). По этим спискам необходимо сделать несколько замечаний, Во-первых, хотя все они относятся к дарам Духа, ориентация их разная. В Еф. 4:11 перечисляются, по сути, различные служения церкви иди люди, являющиеся, так сказать, Божьими дарами церкви. Рим. 12:6-8 и 1 Пет. 4:11 содержат фактически перечень некоторых основных функций, осуществляемых или исполняемых в церкви. Список в 1 Кор. 12:4-11 в большей мере относится к особым дарованиям или способностям.

Вероятно, когда в этих четырех местах говорится о дарах Духа, в виду имеются различные значения этого выражения. Поэтому не следует предпринимать попыток свести то, что стоит за этим выражением, к какому-либо абсолютному однозначному понятию или определению. Во-вторых, нет ясности в вопросе о том, получает ли человек эти дары при рождении, наделяется ли ими позднее или же речь идет о сочетании того и другого. В-третьих, некоторые из даров — такие как вера или служение — представляют собой качества или виды деятельности, которые должны характеризовать жизнь каждого христианина; говоря о них, автор, вероятно, имеет в виду некоторую необычную способность в данной области. В-четвертых, поскольку ни один из этих списков не включает всех даров, входящих в остальные списки, вполне разумно предположить, что и вместе они не дают исчерпывающего перечисления всех возможных даров Духа. В таком случае списки эти, по отдельности или в совокупности, являют собой лишь списки примеров, дающих представление о том, какими разнообразными дарами Бог наделил церковь.

Здесь важно также обратить внимание на те замечания, которые Павел делает в отношении природы этих даров и того, как ими следует пользоваться. Замечания эти мы находим в 1 Кор. 12 и 14.

1. Дарами наделяется тело Христово (церковь). Они предназначены для назидания всего тела, а не для удовольствия или внутреннего обогащения отдельных членов церкви, которые этими дарами владеют (1 Кор. 12:7; 14:5, 12).

2. Ни один человек не обладает всеми дарами (1 Кор. 12:14-21), и ни одним даром не наделены все люди (1 Кор. 12:28-30). Поэтому члены церкви нуждаются друг в друге.

3. Хотя и не все дары выглядят одинаково яркими и эффектными, все они важны (1 Кор. 12:22-26).

4. Святой Дух наделяет различными дарами тех, кого Ему угодно, и так, как Ему угодно (1 Кор. 12:11).

Чудесные дары Духа в наше время

Некоторые из наиболее ярких, эффектных даров привлекают в последние годы особое внимание и вызывают серьезные споры. Дары эти иногда называют замечательными дарами, чудесными дарами, особыми дарами, дарами-знамениями или харизматическими дарами — последнее выражение представляет собой, в сущности, тавтологию, поскольку основное значение слова carismata — «дары». Чаще всего из этих особых даров упоминаются исцеление верой, изгнание бесов и, в особенности, глоссолалия или говорение на языках. Вопрос, вызывающий наибольшие споры, заключается в том, наделяет ли по-прежнему Святой Дух этими дарами членов церкви в наше время, а если наделяет, то являются ли эти дары нормативными (то есть может ли я должен ли каждый христианин получать и проявлять их). Поскольку глоссолалия — самый заметный из этих даров, мы займемся именно ею. Выводы по этому вопросу послужат нам для оценки я других, даров.

Для правильного понимания этого спорного вопроса нам необходимо рассмотреть позиции, занимаемые в нем обеими сторонами. На протяжении всего XX века глоссолалия отстаивалась пятидесятническими группами, а в более близкое время — неопятидесятниками или, как их теперь чаще называют, харизматами. Их позиция, в значительной степени опирающаяся на повествовательные места книги Деяний, довольно проста. По большей части их аргументация начинается с указания на то, что в эпизодах Деяний, посвященных описанию обращения и духовного возрождения, обращенный обычно исполняется Святым Духом или проходит особое крещение Святым Духом, что, как правило, выражается в говорения не незнакомом языке, При атом нет никаких указаний на то, что Святой Дух перестанет с какого-то времени наделять церковь этим даром (1298) . Действительно, есть свидетельства, удостоверяющие, что дар этот продолжал проявляться на протяжении всей истории церкви вплоть до настоящего времени. И хотя проявления этого дара часто наблюдались лишь в небольших, относительно изолированных группах, они придавали этим группам особую духовную жизненную силу.

В поддержку глоссолалии часто выдвигаются также аргументы, основанные на личном опыте. Люди, сами получившие этот дар или наблюдавшие его проявления у других, субъективно уверены в реальности такого переживания. Они подчеркивают ту пользу, которую он вносит в духовную жизнь христианина, особенно его ценность в качестве инструмента стимулирования молитвенной жизни (1299) .

Кроме того, сторонники глоссолалии указывают, что она нигде в Писании не запрещается. Обращаясь к коринфянам, Павел не осуждает правильное использование этого дара, он порицает лишь его извращения. И действительно, Павел писал: «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками» (1 Кор. 14:18). Он призывал также своих читателей «ревновать о дарах больших» (1 Кор. 12:31) и «ревновать о дарах духовных» (1 Кор. 14:1). Отождествляя «дары большие» и «духовные дары» с даром говорения на языках, сторонники глоссолалии делают вывод, что дар этот возможен и желателен для христианина.

Другую сторону в споре представляют те, кто отвергает идею, что Святой Дух по-прежнему наделяет членов церкви харизматическими дарами. Они доказывают, что, как свидетельствует история, проявления чудесных даров прекратились; на протяжений большей части истории церкви они были практически неизвестны (1300) . В тех случаях, когда такие дары проявлялись, это обычно имело место в изолированных группах, характеризовавшихся неортодоксальными взглядами в отношения ряда других важных учений. Некоторые из отвергающих возможность глоссолалии в -наше время используют в качестве доказательства 1 Кор. 13:8: «И языки умолкнут» . Они обращают внимание на различие между глаголом, использованным в этом стихе со словом языки, и глаголом, использованным со словами пророчества и знание. Здесь мы видим не только разные глаголы, но и разные залоги: средний залог в первом случае и страдательный — во втором. Исходя из этого доказывается, что языки, в отличие от пророчеств и знания, не должны даваться до последних времен, что они уже умолкли. Поэтому они и не включены в последующее упоминание о несовершенных дарах, которые прекратятся, когда настанет совершенное (1 Кор. 13:9-10) (1301) . Некоторые богословы доказывают прекращение чудесных даров, основываясь на Евр. 2:3-4: «…спасении, которое быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, в различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле». Суть этого аргумента заключается в том, что целью и назначением чудесных даров было утверждение откровения и воплощения и тем самым установление их подлинности. Когда цель эта была достигнута, чудеса перестали быть необходимыми и просто исчезли (1302) .

Вторая группа аргументов, направленных против глоссолалии, связана с существованием аналогичных ей явлений, которые очевидным образом не могут быть истолкованы как особые дары Святого Духа. Отмечается, например, что со сходными явлениями мы сталкиваемся и в других религиях. Хорошим примером здесь может служить практика некоторых колдунов и знахарей. К тому же, даже и в библейские времена феномен этот не был присущ только христианству. От оракула в Дельфах, неподалеку от Коринфа, исходили экстатические высказывания, не отличавшиеся сильно от проявлений глоссолалии в коринфской церкви (1303) . Психологи тоже устанавливают аналогию между проявлениями глоссолалии и некоторыми случаями повышенной внушаемости, вызываемой «промыванием мозгов» или электрошоковой терапией (1304) .

Особенный интерес вызывают исследования глоссолалии, проводившиеся в последние годы лингвистами. Следует отметить: не все сторонники глоссолалии утверждают, что в современных ее проявлениях мы имеем дело с реально существующими человеческими языками. Разумеется, некоторые считают, что языки, на которых говорили в Коринфе, были, как и в день Пятидесятницы, реальными языками, и всякий, знакомый с конкретным языком, на котором говорят в том или ином случае глоссолалии, смог бы понять такую речь без помощи переводчика (это относится и к современным случаям глоссолалии). Но есть и такое мнение, что, в отличие от ситуации в день Пятидесятницы, языки, на которых говорили в Коринфе и говорят в наше время, представляют собой, по-видимому, беспорядочное сочетание произносимых звуков, а следовательно, у этих языков отсутствуют характерные особенности каких-либо известных человеческих языков. Позиции тех, кто придерживается второй точки зрения, не могут быть опровергнуты результатами лингвистических исследований. Сторонники же той точки зрения, что и в современных случаях глоссолалии мы имеем дело с существующими человеческими языками, должны ответить на возражения ученых, которые доказывают, что во многих таких случаях попросту отсутствует достаточное число характерных особенностей языка и потому произносимые звуки нельзя классифицировать как язык (1305) .

Есть ли какая-нибудь возможность разумно и взвешенно рассмотреть и учесть соображения, выдвигаемые обеими сторонами в этом споре? Поскольку понимание этого вопроса отражается на самом образе и характере христианской жизни, от него нельзя просто отмахнуться. Хотя в этой области и невозможны серьезные выводы догматического характера, можно все же высказать ряд существенных замечаний.

Начнем с вопроса о крещении Святым Духом. Прежде всего отметим, что в книге Деяний говорится об особой работе Духа вслед за вторым рождением. Однако создается впечатление, что в Деяниях описывается переходный период. После этого времени обычный, нормальный порядок заключается в том, что обращение/возрождение и крещение Святым Духом совпадают. В 1 Кор. 12:13 Павел пишет: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». Из 1 Кор. 12:12 ясно, что «одно тело» — это Христос. Таким образом, в 1 Кор. 12:13 Павел, по всей видимости, говорит, что мы становимся членами тела Христова через крещение в него Духом. Крещение Духом если и не равнозначно обращению и второму рождению, то, по крайней мере, одновременно с ними.

Но как быть с теми случаями в Деяниях, где описывается явное разделение во времени между обращением/возрождением и крещением Духом? В соответствии со сделанным в предыдущем абзаце замечанием о переходном характере периода, описанного в Деяниях, мое истолкование этих случаев таково, что они действительно касаются людей, переживших духовное возрождение до принятия в себя Святого Духа. Это были последние из верующих эпохи Ветхого Завета (1306) . Они пережили духовное возрождение, поскольку верили в Писания Ветхого Завета и имели страх Божий. Они, однако, не приняли Духа, потому что обещание о Его пришествии не могло исполниться до вознесения Иисуса. (Вспомните, что даже ученики Иисуса, которые, несомненно, уже пережил духовное возрождение, находясь в сфере влияния Нового Завета, тем не менее не исполнились Духом до Пятидесятницы). Но когда те, кто уже пережили духовное возрождение в рамках учения Ветхого Завета, в день Пятидесятницы приняли Христа, они исполнились Духом. Как только это произошло, уже больше не оставалось переживших духовное возрождение ветхозаветных верующих. После событий Пятидесятницы мы уже не встречаем бесспорных случаев, когда иудеи переживали бы нечто подобное после обращения. То, что произошло с иудеями как с группой (Деян. 2), произошло и с самарянами (Деян. 8) и язычниками (Деян. 10), После этого духовное возрождение и крещение Духом происходили одновременно. Случай учеников Аполлоса в Деян. 19 — это, по-видимому, случай не полностью обращенных верующих, ибо они были крещены лишь крещением Иоанна, которое было крещением покаяния, и даже не слышали о существовании Святого Духа. Ни в одном из этих четырех случаев исполнившиеся Духа не стремились к крещению Святым Духом, и нигде нет никаких указаний на то, чтобы хоть одна из членов группы был обойден при наделении этим даром. Это истолкование как будто бы хорошо согласуется со словами Павла в 1 Кор. 12:13, описанием событий в Деяниях и с тем фактом, что Писание нигде не повелевает нам креститься Святым Духом или в Святом Духе.

По моему мнению, невозможно с какой-либо степенью достоверности определить, действительно ли современные харизматические явления представляют собой дары Святого Духа. Попросту отсутствуют какие-либо библейские свидетельства, которые указывали бы на время исполнения пророчествам том, что языки умолкнут. Вывод о том, что языки умолкнут в одно время, а пророчества и знание прекратятся в другое время, делаемый на основе различия между глаголами в 1 Кор. 13:8, в лучшем случае сомнителен. Равным образом и исторические доказательства не выглядят достаточно ясными и неоспоримыми. Ситуация в этом вопросе в какой-то мере сходна с ситуацией в вопросе об апостольской преемственности. Есть много свидетельств и аргументов в пользу обеих точек зрения. Каждая из сторон может ссылаться в поддержку своей позиции на внушительное количество фактического материала, игнорируя данные, представляемые другой стороной. Однако отсутствие неопровержимых исторических доказательств не имеет большого значения. Ведь даже если бы история доказывала, что (!) дар языков прекратился, нет ничего такого, что могло бы помешать Богу его восстановить. С другой стороны, и наличие неоспоримых исторических свидетельств, что этот дар проявлялся в различные периоды существования церкви, тоже никак не могло бы доказать подлинности современных явлений.

Таким образом, нам остается только оценивать каждый конкретный случай по существу дела. Это не означает, что мы должны становиться судьями духовного опыта или духовной жизни других христиан. Но это означает, что мы не можем просто принимать на веру подлинность утверждений любого, кто заявляет об особом опыте восприятия Святого Духа. Научные исследования выявили достаточно много ле вызванных работой Духа аналогов подобных явлений, чтобы предостеречь нас от наивной доверчивости в отношении каждого утверждения такого рода. Без сомнения, не всякое исключительное религиозное переживание имеет божественное происхождение, если только не считать Бога терпимым и всеобщим в столь широком смысле, что Он дарует особые проявления Своего Духа даже людям, вовсе не претендующим на исповедание христианской веры, а возможно, по сути враждебным ей. Разумеется, рае бесовские силы были способны на имитацию божественных чудес в библейские времена (например, волхвы и чародеи в Египте могли до определенной степени имитировать чудеса), то же самое может происходить и в наше время. И наоборот, невозможно неоспоримым образом обосновать утверждение, будто такие дары не предназначены для нашего времени и не могут проявляться сегодня. Поэтому нельзя априорно и категорически заявлять, что то или иное утверждение о случае глоссолалии является заведомо ложным. Приписывание какого-то конкретного явления бесовским силам может быть просто опасным, учитывая предостережение Иисуса против хулы на Святого Духа.

В конечном счете, вопрос о соответствии библейскому учению утверждений, что Дух и в наше время наделяет верующих Своими особыми дарами, не имеет большого практического значения. Ибо если это даже и так, мы не должны настраивать всю свою жизнь на погоню за этими дарами. Дух Святой дарует их Сам, Он один решает, кто их получит (1 Кор. 12:11). Беля Он решит наделить нас каким-либо особым даром, Он сделает это независимо от того, ожидаем ли мы этого и стремимся ли к этому. Что нам повелевается (Еф. 5:18) — так это исполняться Духом {повелительное наклонение несовершенного вида, предполагающее непрерывно продолжающееся действие). Это не вопрос получения Святого Духа в большей степени; возможно, все мы имеем Его во всей полноте и целостности. Вопрос, скорее, заключается в том, чтобы Дух Святой в большей степени владел нашей жизнью. Каждый из нас должен стремиться предоставить Святому Духу полную власть над своей жизнью. Когда это произойдет, наша жизнь сама покажет, какими именно дарами назначил нам обладать Бог, какой именно плод Духа и какую именно Его силу Ему угодно проявить в нас и через нас. Следует помнить, что, как мы уже отмечали ранее, ни один дар не предназначен для всех христиан и ни один дар нельзя считать более важным, чем другие.

Во многих отношениях гораздо большее значение, нежели получение определенных даров, имеет плод Духа. По оценке Павла, эти добродетели — подлинное свидетельство работы Духа в христианине. Любовь, радость и мир в жизни человека — это самые верные признаки живого опыта общения с Духом и Его присутствия. Как подчеркивает Павел, любовь желательнее любых даров, какими бы яркими и эффектными они ни были (1 Кор. 13:l-3).

Но как относиться к конкретным и публичным проявлениям в наши дни того, о чем заявляется как о библейском даре глоссолалии? Прежде всего, не следует заранее делать выводов о том, подлинный это дар или нет. Далее, необходимо действовать, следуя тем правилам, которые давным-давно сформулировал Павел. Так, если кто-то говорит на языках, тогда должен быть истолкователь, чтобы это могло служить назиданию всей группы в целом. Каждый раз должен говорить только один человек, и притом таких людей не более двух-трех в течение всего собрания (1 Кор. 14:27). Если же нет истолкователя — будь им сам говорящий на языках или кто-то другой, — то в церкви говорящему на языках следует молчать, ограничив использование языков личным молитвенным временем, молитвой наедине с Богом (1 Кор. 14:28). Нельзя запрещать говорить на языках (1 Кор. 14:39); с другой стороны, нам нигде не предписывается искать этого дара.

Наконец, следует отметить, что в Писании главная роль отводится Тому, Кто наделяет дарами, а не тому, кто их получает. Бог часто творит чудесные дела, не привлекая к этому человеческих посредников. В Иак. 5:14-15 читаем, например, что пресвитерам церкви следует молиться за больных. При этом говорится, что болящих исцелит именно молитва веры, а не человек-чудотворец. Каков бы ни был дар, наивысшую важность имеет именно назидание церкви и прославление Бога.

Краткие выводы по учению о делах Духа

1. Дарами, которые у нас есть, нас наделяет Святой Дух. Мы должны сознавать и признавать, что они не являются нашими собственными достижениями. Они предназначены для того, чтобы их использовали для выполнения Его замысла.

2. Святой Дух наделяет верующих Своей силой в их христианской жизни и служении. Личные слабости и недостатки не должны пугать или обескураживать нас.

3. Святой Дух распределяет Свои дары в церкви мудро и в соответствии со Своей верховной волей. Обладание каким-либо конкретным даром или отсутствие его — не повод для гордости или сожалений. Его дары — это не награды тем, кто стремится к ним или старается их заслужить.

4. Ни один дар не предназначен для всех, и никто не обладает всеми дарами. Для полного духовного развития каждого отдельного верующего требуется содействие всех членов тела Христова.

5. Мы можем полагаться на то, что Святой Дух даст нам понимание Слова Божьего и направит нас на исполнение Божьей воли в нашей жизни.

6. Следует возносить прямые молитвы Святому Духу точно так же, как Отцу, Сыну и Триединому Богу. В таких молитвах мы должны благодарить Его за те удивительные дела, которые Он творит в нас, и особенно просить о продолжении этой работы.

Небесный Голубь! Милосердный Дух! Сойди к нам, Дай нам свыше свет и утешенье! Будь нам Хранитель, будь Водитель нам! Блюди наш каждый шаг, любое помышленье!

Свет истины яви нам, сделай так, Чтоб знали мы Твой путь и выбрали свободно; Всели нам в сердце тот священный страх, Что никогда не даст нам отойти от Бога.

Веди нас к святости дорогой той,

Пойдя которой мы пребудем с Богом;

Веди нас всех к Христу, Который — Путь живой,

Не дай нам потерять Его, пойдя иной дорогой!

(Саймон Браун)