Библиография (1000-1499)

(1000) Значение этой безартиклевой конструкции было предметом серьезных обсуждений и споров. Хотя обычно безартиклевая конструкция выделяет качество употребляемого без артикля существительного, при обратном порядке слов она часто используется, чтобы отличить его от подлежащего. Обратите, однако, внимание на то, что в предложениях «Слово было Бог» и «Бог был Слово» подлежащее и сказуемое совпадают по содержанию. А потому при обратном порядке слов опускать определенный артикль имело смысл только в случае, если говорящий намеревался отметить качество, а не выразить тождественность. Такое понимание структуры подтверждается также и сопутствующим предложением «Слово было у Бога»

(1001) Ernst Lohmeyer, Kyrios Jesus: Elne Untersuchung zu Phil. 2,5-11,2nd ed. (Heidelberg: Carl Winter, 1961).

(1002) Reginald Fuller, The Foundations of New Testament Christology (New York: Scribner, 1966), p. 232.

(1003) William Childs Robinson, «Lord» //Baker’s Dictionary of Theology, ed Everett F. Harrison (Grand Rapids: Baker, 1960), pp. 328 329.

(1004) Wolfhart Pannenberg, Jesus — God and Man (Philadelphia: Westminster, 1968), pp. 53-58.

(1005) Ibid., pp. 62-63.

(1006) Wolfhart Pannenberg, «Dogmatic Theses on the Doctrine of Revelation» //Revelation as History, ed. Wolfhart Pannenberg (New York: Macmillan, 1968), p. 134.

(1007) В изложений Панненберга представлены шесть пунктов, мы же здесь несколько упростили предлагаемое им доказательство.

(1008) Pannenberg, Jesus, р. 67.

(1009) Ibid. pp. 67-68.

(1010) Ibid. pp. 68-69.

(1011) Ibid. p. 69.

(1012) Ibid. p. 98.

(1013) Ibid. pp. 100-101.

(1014) Ibid. p. 89.

(1015) Юстин Мученик, Разговор с Трифоном иудеем 47.

(1016) Ориген, Против Цельса 1.65. Обсуждение различного типа взглядов, распространенных среди евионитов, etc. в работе: J. F. Bethune-Baker, An Introduction to the Early History of Christian Doctrine (London: Methuen, 1903), pp. 63-68.

(1017) Афанасий, Послание о соборах, бывших в Аримине и Селевкии 16.

(1018) Афанасий, Четыре слова на ариан.

(1019) Oscar Cuilmann, The Christology of the New Testament, rev. ed. (Philadelphia: Westminster, 1963), p. 3

(1020) Ibid.

(1021) Ibid., pp. 3-4.

(1022) Ibid.,p.4.

(1023) Ibld.,p.9.

(1024) Haпример, Emil Brunner, The Christian Doctrine of Creation and Redemption (London: Lutterworth, 1952), pp. 271-272; The Divine Human Encounter, trans. Amandus W. Loos (Philadelphia: Westminster, 1943), ? 47.

(1025) Cullmann, Chnstology, ? 3.

(1026) James Barr, Semantics of Biblical Language (New York: Oxford University, 1961).

(1027) Brevard Childs, Biblical Theology in Crisis (Philadelphia: Westminster, 1970), pp. 70-72.

(1028) George Ladd, A Theology of the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1974), p. 341.

(1029) Robinson, «Lord», p.329.

(1030) James Barr, Biblical Wordi for Time (Naperville, 111.: Alec R. Allenson, 1962), pp. 47-81.

(1031) Фуллер не согласен с мнением Кульмана, что храстологвя Нового Завета была чисто функциональной. Он пишет, что благовестив язычникам предполагало проповедь, включавшую заявления, относящиеся к бытию, а эти заявления, в свою очередь, поднимали онтологические вопросы (Foundation», pp. 247-267).

(1032) Henry J.Cadbury, «The Peril of Archaizing Ourselves» // Interpretation 3 (1949): 382.

(1033) Edward Gibbon, History of Christianity (New York: Peter Eckler, 1891), p. 871.

(1034) Однажды я выпустил церковный бюллетень с поздравлением по случаю свадьбы двух членов нашей общины. Однако вместо слов «соединенных (united) узами брака» я написал: «разъединенных (untied) узами брака». Порядок букв был исправлен, а Экземпляры с опечаткой успели уничтожить еще до распространения.

(1035) Вопрос о непорочном зачатии мы подробнее рассмотрим в главе 35.

(1036) Rudolf Bultmann, Theology of the New Testament (New York: Scnbner, 1951), vol. 1. pp. 236-239.

(1037) Leon Morris, The Lord from Heaven: A Study of the New Testament Teaching on the Deity and Humanity of Jesus (Grand Rapids: Eerdmans, 1958), p. 45.

(1038) E. J.Bicknell, A Theological Introduction to the Thirty-Nine Articles of the Church of England, 3rd ed. (London: Longmans, Green, 1965), pp. 68-69.

(1039) Morris, Lord from Heaven, p. 48.

(1040) James Orr, Revelation and Inspiration (Grand Rapids: Eerdmans, 1952 reprint), pp. 150-151.

(1041) Leonard Hodgson, And Was Made Man: An Introduction to the Study of the Gospels (London: Longmans, Green, 1928), p. 27.

(1042) Тертуллиан, О плоти Христа 5.

(1043) J.N. D.Kelly, Early Christian Doctrines (New York: Harper and Row, 1960), p. 141.

(1044) J.F.Bethune-Baker, An Introduction to the Early History of Christian Doctrine (London: Methuen, 1903), p. 80.

(1045) Ibid., р.81.

(1046) Kelly, Early Christian Doctrines, p. 291.

(1047) Ibid., p. 292. Ведутся споры о том, был ли Аполлинарий дихотомистом или трихотомистом. Чтобы не усложнять вопрос, мы рассматриваем его здесь как дихотомиста.

(1048) Ibid.,p.293.

(1049) Loraine Boettner, Studies in Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1947), p. 263.

(1050) Bethune-Baker, Early History of Christian Doctrine, p. 242.

(1051) Kelly, Early Christian Doctrines, p. 296.

(1052) Donald Bailhe, God Was in Christ (New York: Scribner, 1948), pp. 11-20.

(1053) Следует отметить, что в более поздней работе Варг смягчил некоторые из своих самых крайних взглядов на трансцендентность Бога. См. The Humanity of God (Richmond: John Knox, 1960), p. 47.

(1054) Seren Kierkegaard, Philosophical Fragments (Princeton, N. J.: Princeton University, 1946).

(1055) Karl Barth, Church Dogmatics (Edinburgh: T.and T.Clark, 1936), vol. 1, part 1, p. 188.

(1056) Ibid.

(1057) Ibid.

(1058) Rudolf Bultmann, «The New Testament and Mythology» // Kerygma and Myth, ed. Hans Bartsch (New York: Harper and Row, 1961), p. 37.

(1059) Ibid., pp. 37-38.

(1060) Есть, конечно, авторы, утверждающие, что Иисус грешил. К их числу принадлежит Нельс Ферре, который видит в поведении Иисуса недостаток совершенного упования на Отца, что являет собой грех неверия. Но толкования Ферре ошибочны, а его взгляды на грех находятся под сильным влиянием, скорее, экзистенциалистских, нежели библейских представлений. См. Christ and the Christian (New York: Harper and Row, 1958), pp. 110-114.

(1061) A. E.Taylor //Asking Questions, ed. Ronald Selby Wright (London: Oxford University, 1936), p. 94.

(1062) Morris, Lord from Heaven, pp. 51-52.

(1063) См. гл. 1, раздел о систематическом и философском богословии; см. также Millard J.Erickson, «The Church and Stable Motion» //Christianity Today, 12 October 1973, p. 7.

(1064) G. С. Berkouwer, The Person of Christ (Grand Rapids. Eerdmans, 1956), p. 293.

(1065) J.N.D.Kelly, Early Christian Doctrines (New York: Harper and Row, 1960), pp. 311-312.

(1066) J. F. Bethune-Baker, An Introduction to the Early History of Christian Doctrine (London: Methuen, 1903), pp. 274-275.

(1067) Friedrich Loofs, Nestorius and His Place in the History of Christian Doctrine (New York: Lenox Hill, 1975), pp. 41, 60-61; J.F. Bethune-Baker, Nestorius and His Teaching (Cambrige: Cambridge University, 1908), pp. 82-100.

(1068) Kelly, Early Christian Doctrines, p. 311.

(1069) Loofs, Neetonus, pp. 46-63.

(1070) A. B. Bruce, The Humiliation of Christ In Physical, Ethical, and Official Aspects, 2nd ed. (New York: A. C. Armstrong and Son, 1892), pp. 60-61.

(1071) Kelly, Early Christian Doctrines, pp. 330-331.

(1072) Jaroslav Pelikaii, The Christian Tradition (Chicago: University of Chicago, 1971), vol. 1, pp. 262-263.

(1073) Bethune-Baker, Early History of Christian Doctrine, p. 284.

(1074) Philip Schaff, The Creeds of Christendom (New York: Harper and Brothers, 1919), vol. 2, p. 62 [перевод халкидонского вероопределения дается по книге: А. В. Карташев, Вселенские соборы. М., «Республика». С. 273].

(1075) Robert L.Ottley, The Doctrine of the Incarnation (London: Methuen, 1896), vol. 2, pp. 151-161.

(1076) A. Hauck. «Adoptionism» // The New Schaff Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge, ed. Samuel Macauley Jackson (New York: Funk and Wagnalls, 1908), vol. 1, pp. 48-50.

(1077) Karl Berth, Church Dogmatics (Edinburgh: Т. and T.Clark, 1936), vol. 1, part 1, pp. 149-150.

(1078) Donald Bailhe, God Was in Christ (New York: Scribner, 1948), pp. 92-93.

(1079) Греч. ekevzsev, отсюда и богословский термин кенотизм.Прим перев

(1080) Hugh Ross Mackintosh, The Doctrine of the Person of Jesus Christ (New York: Scribner, 1914).

(1081) Charles Gore, The Incarnation of the Son of God (New York: Scribner, 1891), p. 172.

(1082) Baillie, God Was in Christ, p. 117.

(1083) Karl Barth, The Humanity of God (Richmond: John Knox, 1960), pp. 46-47.

(1084) Наггу Emerson Fosdlck, The Man from Nazareth as His Contemporaries Saw Him (New York: Harper and Brothers, 1949), pp. 158-160.

(1085) John Herman Randell, Jr., The Making of the Modern Mind, rev. ed. (Boston: Houghton Mifflin, 1940), p. 542.

(1086) Borden P. Bowne, The Immanence of God (Boston: Houghton Mifflin, 1905), pp. 5-32.

(1087) James Orr, The Virgin Birth of Christ (New York: Scribner, 1907), pp. 1-29.

(1088) До недавнего времени в отношении девственности Марии римско-католические богословы придерживались тройственной формулы IV века: ante partum, in partu, et post partum («до, во время и после рождения»). См.. Raymond Brown, The Birth of the Messiah (Garden City, N. Y.: Doubleday,. 1977), pp. 517 518. «Братья и сестры» Иисуса считались либо детьми Иосифа от предыдущего брака, либо двоюродными братьями и сестрами Иисуса. См.: J. Blizzer, Die Bruder und Schwestern Jesu (Stuttgart: Kathohsches Bibelwerk, 1967.

(1089) Dale Moody, The Word of Truth A Summary of Christian Doctrine Based on Biblical Revelation (Grand Rapids: Eerdmans, 1981), p. 417. Реймонд Браун использует оборот virginal conception (девственное зачатие) — Raymond Brown, The Virginal Conception and Bodily Resurrection of Jesus (New York: Pauhst, 1973), pp. 27-28.

(1090) При переводе мы использовали традиционное в русском богословии сочетание «непорочное зачатие». — Прим перев

(1091) Тертуллиан, Против Маркиона 4.10.

(1092) 0rr, Virgin Birth, pp. 190 201.

(1093) Edward J. Carnell, «The Virgin Birth of Christ» //Christianity Today, 7 December 1959, pp. 9-10.

(1095) L. Harold De Wolf, A Teology of the Living Church (New York: Harper and Row, 1960), pp. 230-232.

(1096) Например: Louis Berkhof, Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1963); Charles Hodge, Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1952), vol. 2.

(1097) Brown, Birth of the Messiah, pp. 48-51, 239-243.

(1098) Ibid., pp. 34-36.

(1099) Ibid.,р.35.

(1100) Raymond E. Brown, «Virgin Birth» //The Interpretery Dictionary of the Bible, ed. Keith Grim (Nashville: Abingdon, 1876), supplementary volume, p. 941. Мы высказывали оговорки относительно ценности критики формы в гл. 4, тем не менее показательно, что даже в ее предпосылках можно найти подтверждение раннего характера этого предания.

(1101) Orr, Virgin Birth, p. 83.

(1102) Brown, Birth of the Messiah, p. 33.

(1103) Ibid.

(1104) Brown, «Virgin Birth», p. 941, ср. Birth of the Messiah, p. 35n. Во второй работе Браун обосновывает свой основной аргумент (что Иосиф и Мария не были источниками предания) различиями в рассказах Матфея и Луки. В частности, он утверждает, что если Иосиф рассказал Марии о благовещении ему, это должно было быть отражено в рассказе Луки. Равным образом, если информацией Луку снабдила Мария, Она должна была упомянуть о волхвах и бегстве в Египет. Несмотря на свое знакомство с редакционной критикой, Браун как будто бы игнорирует возможность, что Лука мог использовать информацию Марии выборочно. Обратите также внимание, что, если было непорочное зачатие, Иакова следует считать не родным, а сводным братом Иисуса.

(1105) Brown, «Virgin Birth», p.941.

(1106) Ориген, Против Цельса 1.28, 32, 69.

(1107) Ethelbert Stauffer, «Jeschu ben Mirjam» // Neotestamentica ft Semantica, ed. E.E. Ellis and M.Wilcox (Edinburgh: T.and T.Clark, 1969), pp. 119-128.

(1108) Brown, Birth of the Messiah, p. 541.

(1109) A.C.McGiffert, The Apostles’ Creed Its Origin, Its Purpose, and Its Historical Interpretation (New York: Scribner, 1902), pp. 122-128.

(1110) J. Gresham Machen, The Virgin Birth of Christ (New York: Harper and Brothers, 1930), p. 4.

(1111) См. Machen, Virgin Birth, p. 7.

(1112) Игнатий, Послание к ефесянам 18.2 — 19.1.

(11I3) Machen, Virgin Birth, p. 7.

(1114) Ibid., p. 43.

(1115) Brown, Virginal Conception, p. 54; G. A. Danell, «Did St. Paul Know the Tradition About the Virgin Birth?» //Studia Theologica 4, fasc. 1 (1951): 94.

(1116) Brown, Virginal Conception, pp. 56-61.

(1117) Плутарх, Нума 4 4

(1118) Dale Moody, «Virgin Birth» //The Interpreter’s Dictionary of the Bible, ed George Buttrick (New York Abingdon, 1962), vol. 4, ? 791

(1119) Wolfhart Pannenberg, Jesus God and Man (Philadelphia Westminster, 1968), ? 143

(1120) Огто Пайпер пишет, что отцы церкви, в частности Татиан и валентиновские гностики, рассматривали предсуществование и непорочное зачатие во взаимосвязи: «В то время как в писаниях Иоанна и Павла предсуществовавие Христа выглядит практически как замена непорочного зачатия, у этих отцов непорочное зачатие служит доказательством предсуществования» (Otto A. Piper, «The Virgin Birth: The Meaning of the Gospel Accounts» //Interpretation 18, no. 2 [April 1964]: 132).

(1121) Тертуллиан, Против Маркиона 4.10. К этой позиции близко подходит Карл Генри: «Разумеется, следует признать, что непорочное зачатие нельзя просто отождествлять с воплощением, как пустой гроб нельзя просто отождествлять с воскресением. Одно может быть без другого. Но связь между ними настолько тесная и по сути необходимая, что если отрицается непорочное зачатие или пустой гроб, то вполне возможно, что под сомнение будет поставлено либо воплощение, либо воскресение, или же они будут восприниматься совершенно иначе по сравнению с тем, как о них свидетельствуют Писание и исторические события. Непорочное зачатие можно считать основным историческим указанием на воплощение, а также выражением природы, цели и смысла Божьей спасительной работы» (Carl Henry, «Our Lord’s Virgin Birth» //Christianity Today, 7 December 1959, p. 20).

(1122) Hans von Campenhausen, The Virgin Birth In the Theology of the Ancient Church (Naperville, 111.: Alec R.Allenson, 1964), pp. 79-86.

(1123) Карл Барт как будто бы придерживается взгляда, что Иисус облекся в ту же падшую природу, которой обладаем и мы; Его безгрешность состояла в том, что Он никогда не совершал реального греха (Karl Barih, Church Dogmatics [Edinburgh: Т. and Т. Clark, 1956], vol. 1, part 2, pp. 151-155).

(1124) John Calvin, Institutes of the Christian Religion, book 2, chapter 16.

(1125) G. C. Berkouwer, The Work of Christ (Grand Rapids: Eerdmans, 1965), pp. 58-59.

(1126) Ibid.,p.58.

(1127) Ibid., pp. 58 65. Берковер говорит о «тройном служении» (с. 65) и о трех аспектах одного служения.

(1128) C.F.Burney, The Poetry of Our Lord (Oxford: Clarendon, 1925); Joachim Jeremias, New Testament Theology (New York; Scribner, 1971), vol. 1, pp. 1-41.

(1129) Charles Hodge, Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1952), vol. 2, p.463.

(1130) Cu. George E.Ladd, The Blessed Hope (Grand Rapids: Eerdmans, 1956), pp. 65-67.

(1131) Wilham Hordern, A Layman’s Guide to Protestant Theology (New York: Macnullan, 1968), p. 92.

(1132) Adolf von Harnack, What ?s Christianity? (New York: Harper and Brothers, 1957), pp. 124-131.

(1133) Wolfgang Friedrich Gess, Die Lehre von der Person Chriati, Entwickelt und dem Selbstbewusstsein Christi und aus dem Zeugnis der Apostel (Basel: Bahnmaier, 1856), p. 804.

(1134) Charles Gore, Incarnation of the Son of God (New York: Scribner, 1891), p.172.

(1135) Augustus H.Strong, Systematic Theology (Westwood, N. J.: Revell, 1907), pp. 703-704.

(1136) Такого мнения придерживались богословы Гессенского университета в конце XVI и начале XVII веков. См. Clarence A. Beckwith, «Christology» //The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge, ed. Samuel Macauley Jackson (New York: Funk and Wagnalls, 1908), vol. 3, pp. 57-58.

(1137) Anselm, Cur Deus homo 2.10.

(1138) RadoIf Bultmann, «New Testament and Mythology» /Kerygma and Myth, ed. Hans Bartsch (New York: Harper and Row, 1961), pp. 2-4. Критику см. в работе: John Macquarrie, The Scope of Demythologizing Bultmann and Ha Critics (New York: Harper and Row, I960).

(1139) A.C.McGiffert, The Apostles’ Creed, Its Origin, Its Purpose, and Its Historical Interpretation (New York: Scribner, 1902), pp. 6-7.

(1140) Joseph Pohle, Eschatology; or. The Catholic Doctrine of the Last Things: A Dogmatic Treatise (St. Louis: B. Herder, 1917), p. 27.

(1141) Friedrich Loofs, «Descent to Hades (Christ’s)» //Encyclopedia of Religion and Ethic», ed. James Hastings (New York: Scribner, 1966), vol. 4, pp. 666-667.

(1142) Edgar C. S. Gibson, The Thirty-Nine Articles of the Church of England (London: Methuen, 1906), p. 169.

(1143) Daniel Fuller, Easter Faith and History (Grand Rapids: Eerdmans, 1965), pp. 181-182; cp. Wolfhart Pannenberg, Jesus — God and Man (Philadelphia: Westminster, 1968), pp. 90-97.

(1144) В данном переводе английский богословский терцин atonement, обозначающий восстановление отношений между Богом и человеком благодаря жертве Христа, передается словом Искупление (с прописной буквы), как наиболее устоявшимся в русской протестантской литературе эквивалентом. Английский богословский термин redemption, обозначающий избавление или освобождение человека от власти греха, также передается нами как искупление, но пишется со строчной буквы. В данной работе присутствует еще одно английское слово с тем же значением («искупление») — expiation. Во всех случаях его использования мы приводили английский эквивалент.

За пределами богословского контекста эти три слова (atonement, redemption и expiation) во многих случаях будут взаимозаменяемыми и их можно считать синонимами (общее значение — «восстановление прежних отношений, положения или состояния»). Что касается семантических различий, то у слова atonement возможно присутствие значения «загладить» (вину, проступок), «возместить» (нанесенный ущерб); у слова redemption — «вернуть назад посредством выкупа»; со словом expiation («загладить», «возместить») связана одна из юридических концепций воздаяния, в соответствии с которой наказание необходимо в первую очередь для самого преступника, так как оно освобождает его от вины и реабилитирует в глазах общества.

Далее редактор считает уместным коротко осветить историю этой терминологической проблемы и возможные пути ее разрешения. Английское слово atonement происходит и» среднеанглийского atonement, что буквально значило «в единстве». На основе данного значения в развился современный богословский термин, который используется на Западе оря разработке центральной сотериологической категория (atonement), тогда как термин redemption, непосредственно соответствующий русскому искупление, оказался в числе дополнительных сотериологических категорий (в русской же богословской традиций эта центральная сотериологическая категория обозначается словом искупление).

В ветхозаветной частя Синодального перевода соответствующее еврейское слово, переводимое на английский как atonement (AV, NIV), передается по-разному: очищение, очистить (Исх. 20:83; Лев. 4:20); выкуп, искупление (Исх. 30:16-16); загладить (Исх. 32:30; Лев. 6:18); охранение (Чис. 8:19); эаступить (Чис. 16:4б-47; 25:13). В Новом Завете (АV) слово atonement встречается лишь в Рим. 5:11. Соответствующее греческое слово Нового Завета (Рим. 6:11; 11:16; 2 Кор. 5:18-19) переводятся на русский язык как примирение, а на английский (AV) — как atonement, reconciliation, reconciling.

Термин Atonement переводится на русский язык многими способами: Искупление, Примирение, Искупительная Жертва, Заместительная Жертва, Умилостивление ? т.п. — в результате чего возникает терминологическое, а иногда и смысловое несоответствие протестантских богословских изданий друг другу. Если приводить появляющееся в результате в систематическом богословии многообразие форм выражения к общему знаменателю новозаветного откровения, то нам представляется целесообразным использовать в русской богословской терминологии новый, аналогичный англнйскому Atonement термин, например, Воссоединение (который выполнял бы свою функцию прежде всего в переводах западных богословских разработок). В качестве библейского обоснования для его использования можно было бы привести место: «Дабы все небесное и земное соединять под главою. Христом» (Еф. 1:10). В богословском контексте он не приводит к языковым противоречиям (а они возникают, если, к примеру, рассматривая классические теории восстановления отношений между Богом и человеком, мы обозначаем это явление словом искупление: его выбором семантически задается предрасположенность к теории выкупа — так что оказывается не совсем ясным, какую роль здесь могут играть удовлетворение ? моральное вляяние, когда речь идет об искуплении). В философском же плане термин Воссоединение удобен, поскольку он в явном виде выражает реляционный характер этой категории, достаточно прочно закрепляя свидетельство Нового Завета о том, что прежние формы восстановления отношений между Богом и человеком были не столько примирением, сколько перемирием (Ин. 4:13-14; Евр. 9:25-26). — Прим. рев.

(1145) Emil Brunner, The Mediator (London: Lutterworth, 1934), pp. 435-436.

(1146) Leon Morris, The Cross in the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1965), p. 6.

(1147) Helmut Thielicke, A Little Exercise for Young Theologian» (Grand Rapids: Eerdmans, 1962), p. 28.

(1148) Faustus Socinus, De Jesu Christo servatore 1.1.

(1149) Faustus Socinus, Christianae religionis brevissima institutio 1.667.

(1150) Socinus, De Jesu Christo servatore 1.8.

(1151) Пьер Абеляр, Комментарий на Послание к римлянам 3:26; 5:5.

(1152) Hastmgs Rashdall, The Idea of Atonement in Christian Theology (London: Macmillan, 1920), p.26.

(1153) Horace Bushnell, The Vicarious Sacrifice, Grounded in Principles of Universal Obligation (New York: Scribner, 1866), pp. 130-131.

(1154) Ibid.,p.l32.

(1156) Ibid., ? 154.

(1156) Ibid , pp. 154-155.

(1157) Ibid, p. 155.

(1158) Ibid.,p.l56.

(1159) Ibid.,p.220.

(1160) Ibid., pp. 223 225.

(1161) L. W. Grensted, A Short History of the Doctrine of the Atonement (Manchester: University Press, 1920), p. 290.

(1162) John Miley, The Atonement in Christ (New York: Phillips and Hunt, 1879), pp. 199.

(1163) Hugo Grotius, Defensio fidei catholicae de satisfaction Christi adversus Faustum Socinum 5.

(1164) Ibid.

(1165) Ibid., 2 3.

(1166) Ibid.,5.

(1167) Miley, Atonement, pp. 245 265.

(1168) Gustaf Aulen, Chrlstus Victor An Historical Study of the Three Main Types of the Idea of the Atonement, trans A.G.Hebert (New York: Macmillan, 1931), p. 20.

(1169) Иривей, Против ересей 5.1.1.

(1170) Ориген, Комментарий на Послание к римлянам 2:13.

(1171) Ориген, Комментарий на Евангелие от Матфея 13:28.

(1172) Ibid.

(1173) Григорий Нисский, Великий катехизис 22,

(1174) Ibid., 23.

(1175) Ibid., 24.

(1176) Ibid., 26.

(1177) Ibid., 24.

(1178) Григорий Великий, Этика Иова 33.15.

(1179) См. Peter Lombard, Sententiae 3.19.

(1180) Augustine, De trinitate 13.12.

(1181) Ibid., 13.14.

(1182) Иоанн Дамаскин, Изложение ортодоксальной веры 3 27

(1183) Aulen, Christus Victor, pp 26 27

(1184) Grensted, Short History, pp 120 121

(1185) Ibid., р. 123.

(1186) Anselm, Cur Deus homo? 1.7.

(1187) Ibid., 1.11.

(1188) Ibid., 1.12.

(1I89) Ibid., 1.13.

(1190) Ibid., 1.16-18.

(1191) Ibid., 2.8.

(1192) Ibid., 2.10.

(1193) Francis Brown, S. R. Driver, and Charles A. Briggs, Hebrew and English Lexicon of the Old Testament (New York: Oxford University, 1956), pp. 497-498.

(1194) R. Laird Harris, // Theological Wordbook of the Old Testament, ed. R. Laird Harris (Chicago: Moody, 1980), vol. 1, pp. 452-463.

(1195) Gustave F. Oehler, Theology of the Old Testament (Grand Rapids: Zondervan, 1950), p. 307.

(1196) Ibid.,p.274.

(1197) Edwin Hatch and Henry A. Redpath, A Concordance to the Septuagint (Grand Rapids: Baker, 1983 reprint), pp. 890-891.

(1198) C. K.Barrett, The Gospel According to St. John, 2nd. ed. (Philadelphia: Westminster, 1978), p. 571.

(1199) George Ladd, A Theology of the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1974), p. 424.

(1200) Ibid.,p.425.

(1201) C.H.Dodd, The Bible and the Greeks (London: Hodder and Stoughton, 1935), p. 94.

(1202) A. G.Hebert, «Atone, Atonement» //A Theological Word Book of the Bible, ed. Alan Richardson (New York: Macmillan, 1951), p. 26.

(1204) Ladd, Theology, pp. 429 430. Более развернутую критику взглядов Додда см. в работе: Roger Nicole, «С.H. Dodd and the Doctrine of Propitiation» //Westminster Theologlcal Journal 17(1965): 117-157.

(1205) Leon Morris, «The Use of Hilaskesthai in BibUcal Greek» // Expository Times (1950 — 1951): 238.

(1206) Dodd, Bible and the Greeks, pp. 86-87.

(1207) А. Т. Robertson, A Grammar of the Greek New Testament in the Light of Historical Research, 2nd ed. (New York: George H. Doran, 1915), p. 673.

(1208) Ibid.

(1209) G.B.Winer, A Treatise on the Grammar of the New Testament Greek, 3rd ed. rev. (9th English ed.) (Edinburgh: T. and T. Clark, 1882), p. 479.

(1210) Robertson, Grammar of the Greek New Testament, p. 630.

(1211) Ibid.,p.631.

(1212) Ibid.

(1213) Leon Morris, The Cross in the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1965), p. 175.

(1214) Пьер Абеляр, Комментарий на Послание к римлянам 5:5.

(1215) John Murray, RedemptionAccomplished and Applied (Grand Rapids: Eerdmans, 1955), pp. 43-38.

(1216) Faustus Socinus, De Jesu Christo servatore 1.1

(1217) Racovian Catechism, trans. Thomas S.Rees (London: Longman, Hurst, Rees, Orme, and Brown, 1818; Lexington, Ky.: American Theological Library Association, 1962), section 5, chapter 8.

(1218) Albrecht Ritschl, The Christian Doctrine of Justification and Reconciliation (Edinburgh: T.and T.Clark, 1900), vol. 3, p. 473.

(1219) Murray, Redemption, p. 31.

(1220) См. например: Lotaine Boettnei, The Alonement (Grand Rapids: Eerdmans, 1941), p. 92.

(1221) Некоторые богословы, например Луи Беркхоф и Лорен Беттнер, признают только супралапсарианство и инфралапсарианство. Другие, например Огастас Стронг, упоминают только супралапсарианство и сублапсарванство. Эти три системы различаются своим представлением о логическом порядке Божьих решений. О супра-, иифра- в сублапсарианстве см. гл. 42, раздел «Кальвинизм». См. также: Louis Berkhof, Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1963), pp. 118-125; Loraine Boettner, «Predestination» //Baker-i Dictionary of Theology, ed. Everett F. Harrison (Grand Rapids; Baker, 1960), pp. 416-417; Augustus H.Strong, Systematic Theology (Westwood, N.J.: Revell, 1907), pp. 777-779; Henry C.Thiessen, Introductory Lectures in Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1949), pp. 343.

(1222) Thiessen, Introductory Lectures, p. 348; Strong, Systematic Theology, p. 777.

(1223) R.B.Kuiper, For Whom Did Christ Die? (Grand Rapids: Eerdmans, 1959), p. 64.

(1224) Louis Berkhof, Vicarious Atonement Through Christ (Grand Rapids: Eerdmans, 1936), p. 160.

(1225) Charles Hodge, Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1952), vol. 2, p. 553.

(1226) Ibid., p. 548.

(1227) Ibid.

(1228) Ibid.

(1229) Strong, Systematic Theology, p. 777.

(1230) Thiessen, Introductory Lectures, p. 330.

(1231) Н. Orton Wiley, Christian Theology (Kansas City, Mo.: Beacon Hill, 1968), vol. 2, p. 296.

(1232) Samuel Wakefield, A Complete System of Christian Theology (Cincinnati: Hitchcock and Walden, 1869), p. 383.

(1233) Ibid., р. 376.

(1234) Berkhof, Vicarious Atonement, p. 157.

(1235) Strong, Systematic Theology, pp. 777-778

(1236) А. В. Simpson, The Gospel of Healing (New York: Christian Alliance, 1880), pp. 30-31.

(1237) George L. Cole, God’s Provision for Soul and Body (Los Angeles: George L. Cole, 1947), p. 8.

(1238) Rowland V.Bingham, The Bible and the Body: Healing in the Scriptures (Toronto: Evangelical Publishers, 1952), pp. 56-57.

(1239) A.C.Gaebelein, The Healing Question (New York: «Our Hope», 1925), p. 74.

(1240) Francis Brown, S. R. Driver, and Charles A. Briggs, Hebrew and English Lexicon of the Old Testament (New York: Oxford University, 1955), p. 318.

(1241) Ibid., pp. 669-671.

(1242) Ibid., р.456.

(1243) Ibid., р. 687.

(1244) W. F. Moulton and A. S. Geden, A Concordance to the Greek Testament (Edinburgh: T. and T. Clark, 1897), pp. 578-581.

(1245) G. Abbott-Smith, A Manual Greek Lexicon of the New Testament (Edinburgh: T.and T.Clark, 1937), pp.263-264.

(1246) Ibid., p. 78.

(1247) James Orr, The Progress of Dogma (Grand Rapids: Eerdmans, 1952 reprint), pp. 22-30. Opp высказывает мысль, что историческая последовательность разработки важнейших учений отражает их догматическую последовательность: учение о Боге было разработано в самом начале, а учение о последних днях — в последнюю очередь. Но в таком случае можно было бы ожидать завершения работы над учением о Святом Духе к IV — V вехам. Однако эта доктрина привлекла к себе особо пристальное внимание лишь в XX веке.

(1248) Ориген, Против Цельса 5.60; ср. Василий, Беседа о Псалме 1.

(1249) Афинагор, Мольва за христиан 7,9.

(1250) Августин, Гармония Евангелий 2.30; 3.7.

(1251) Климент Римский, Послание к коринфянам 58.2.

(1252) Ibid., 46.6.

(1253) Тертуллиан, Против Праксея 2, 3, 8.

(1254) J. N.D.Kelly, Early Christian Doctrines (New York: Harper and Row, 1960), p. 118.

(1255) Ириней, Против ересей 2.30.9; Изложение проповеди апостольской 5.

(1256) Ириней, Изложение 6.

(1257) Ориген, Комментарий на Евангелие от Иоанна 2.10.75.

(1258) Ibid.

(1259) Ориген, Комментарий на Евангелие от Матфея IS. 10.

(1260) См. Афанасий, Четыре слова на ариан 1.6.

(1261) Евсевий Кесарийский, Подготовка к принятию Евангелия 11.20.

(1262) Евсевий Кесарийский, О церковном богословии опровержение Маркелла З.б.З.

(1263) Афанасий, Послание к епископу Серапиону о Святом Духе 1.21, 30.

(1264) Синод. «ветер». — Прим перев

(1265) Ibid , 1.3,11,10. Переводы отражают точку зрения тропистов.

(1266) Ibid., 1.2, 20-27; 3.1 6.

(1267) Григорий Назианзин, Богословские беседы б: О Святом Духе 5.

(1268) Василий, Послания 159 2

(1269) Тертуллиан, О воскресении плоти 63.

(1270) «Filioque Controversy» // The New Schaff Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge, ed. Samuel Macauley Jackson (New York: Funk and Wagnalls, 1908), vol. 4, pp. 312-313.

(1271) Bernard Holm, «The Work of the Spirit: The Reformation to the Present» //The Holy Spirit In the Life of the Church: From Biblical Times to the Present, ed. Paul D.Opsahl (Minneapolis: Augsburg, 1978), pp. 102-103.

(1272) John Calvin, Institutes of the Christian Religion, book 1, chapter 7, section 5.

(1273) Ibid., book 1, chapter 9, section 1.

(1274) Письмо Джона Ввели от 21 июня 1784 года, цит. no: The Letters of Rev. John Wesley, ed. John Telford (London: Epworth, 1931), vol. 7, p. 222.

(1275) Hemrich Schmid, The Doctrinal Theology of the Evangelical Lutheran Church, trans. Charles A. Hay and Henry E Jacobs, 4th ed. rev. (Philadelphia: Lutheran Publication Society, 1899), pp. 407-499.

(1276) См. например. Matthew Tindal, Christianity as Old at the Creation (Stuttgart — Bad Cannst mann — Holzboog, 1967 reprint of the 1730 London edition)

(1277) Friedrich Schleiermacher, The Christian Faith (New York: Harper and Row, 1963), vol. 2, p. 537.

(1278) Klaude Kendrick, The Promise Fulfilled: A History of the Modern Pentecostal Movement (Springfield, MO.: Gospel, 1961), pp. 48-49, 62-53; Agnes N.(Ozman) LaBerge, What God Hath Wrought (Chicago: Herald, n.d.), p. 29.

(1279) Kendrick, Promise Fulfilled, pp. 64-68.

(1280) Ricbard Quebedeaux, The New Charismatics: The Origins, Development, and Significance of Neo-Pentecos talism (Garden City, N. Y.: Doubleday, 1976), pp. 4-11.

(1281) H. Richard Niebuhr, The Social Sources of Denominationalism (New York: Henry Holt, 1929), pp. 17-21.

(1282) В Синодальном переводе слово вечный отсутствует. — Прим перев

(1283) Высказывается мнение, что антецедентом в данном случае служит существительное мужского рода paraklhtos в Ин. 16:7. Но такая возможность маловероятна, учитывая расстояние между ним и местоимением.

(1284) Richard Trench, Synonyms of the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1953), pp. 357-361.

(1285) Дэвидсон пишет: «Дух этого языка не благоприятствует образованию имен прилагательных, и для разного рода пояснений предшествующего существительного используется родительный падеж, указывающий на материал предмета, его качества или отношения» — А. В, Davidson, Hebrew Syntax (Edinburgh: Т. and Т. Clark, 1902), p.32.

(1286) Рейвен утверждает, что упоминания «Духа Божьего» в Ветхом Завете не относятся конкретно и специально к Святому Духу: «Здесь отсутствует различение лиц в Божестве. В Ветхом Завете Дух Божий — это Сам Бог, осуществляющий активное воздействие на что-либо» — J. H. Raven, The History of the Religion of Israel (Grand Rapids: Baker, 1979), p. 164.

(1287) Изложение той точки зрения, что места Писания, подобные Пс. 103:30, относятся лично к Святому Духу, см. в работе: Leon Wood, The Holy Spirit in the Old Testament (Grand Rapids: Zondervan, 1976), pp. 19-20.

(1288) Eduard Schweizer, The Holy Spirit, trans. Reginald H. and Use Fuller (Philadelphia: Fortress, 1980), pp. 10-19.

(1289) Wood, Holy Spirit, рр 42-43.

(1290) Ibid., p.41.

(1291) George Smeaton, The Doctrine of the Holy Spirit (London: Banner of Truth Trust, 1968), pp. 33-35.

(1292) Karl Barth, Dogmatics in Outline (New York: Philosophical Library, 1948), p. 95.

(1293) Raymond E.Brown, The Birth of the Messiah (Garden City, N. Y.: Doubleday, 1977), pp. 124-125.

(1294) B Синодальном переводе в Евангелиях от Матфея и от Марка слово Иоанн выделено курсивом, и это означает, что в оригинале оно отсутствует. — Прим. ред.

(1295) Schweizer, Holy Spirit, p. 61.

(1296) Dale Moody, Spirit of the Living God (Nashville: Broadman, 1976), pp. 40-41.

(1297) Анализ слов Иисуса Никодиму см. в работе: Henry B.Swete, The Holy Spirit in the New Testament A Study of Primitive Christian Teaching (London: Macmillan, 1909), pp. 130 136.

(1298) Donald Gee, The Pentecostal Movement, Including the Story of the War Yean (1940 — 1947), rev. ed.(London: Klim, 1948), p. 10.

(1299) Laurence Christenson, Speaking in Tongue» and Itt Significance for the Church (Minneapolis: Bethany Fellowship, 1968), pp. 72-79.

(1300) Anth.ony Hoekema, What About Tongue-Speabingi (Grand Rapid: Bardmans, 1966), pp. 16ff.

(1301) Stanley D.Touesaint, «First Corinthians Thirteen and Tongues Quiestion» //Bibliotheca Sacra 120 (October-December 1963): 311-316; Robert Glenn Gromacki, The Modern Tongue» Movement (Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1967), pp. 118-129.

(1302) Benjamin В. Warfield, Miracles: Yesterday and Today (Grand Rapids: Eerdmans, 1953), p. 6.

(1303) P. Feine, «Speaking with Tongues» //The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge, ed. Samuel Macauley Jackson (New York: Funk and Wagnalls, 1908), vol. 11, pp. 37-38.

(1304) William Sargent, «Some Cultured Group Abreactive Techniques and Their Relation to Modern Treatments» //Proceedings of the Royal Society of Medicine (London: Longmans, Green, 1949), pp. 367 if.

(1305) William J.Samarin, Tongues of Men and Angels: The Religious Language of Pentecostaltsm (New York: Macmillan, 1972), chapters 4-6.

(1306) Более полисе рассмотрение вопроса см. в работе: Frederick Dale Bruner, A Theology of the Holy Spirit (Grand Rapids: Eerdmans, 1970), pp. 163-218.

(1307) Walter Lowe, «Christ and Salvation» //Christian theology; An Introduction to Its Traditions and Tasks, ed. Peter C. Hodgson anB Robert H. King (Philadelphia: Fortress, 1982), pp. 196-197.

(1308) См., например, Walt W.Rostow, The Stages of Economic Growth, 2nd. ed. (New York: Cambridge University, 1971).

(1309) Gustavo Gutierrez, A Theology of Liberation, trans. Sister Caridad Inda and John Eagleson (Maryknoll, N.Y.:Orbis, 1973), p. 26.

(1310) Justo L. Gonzalez and Catherine G. Gonzalez, Liberation Preaching: The Pulpit and the Oppressed (Nashville: Abingdon, 1980), p. 16.

(1311) James H.Cone, A Black Theology of Liberation (Philadelphia: Lippincott, 1970), p. 53.

(1312) Gonzalez and Gonzalez, Liberation Preaching, pp. 20-21.

(1313) Ibid.,p.21.

(1314) Cone, Black Theology, pp. 131-132.

(1315) Gonzalez and Gonzalez, Liberation Preaching, p. 24.

(1316) Ibid.

(1317) Martin Heidegger, Being and Time (New York: Harper and Row, 1962), p. 85; cp. Seren Kierkegaard, Concluding Unscientific Postscript, trans. D. F. Swenson and W. Lowrie (Princeton, N. J.: Princeton University, 1941), pp. 169-175.

(1318) Heidegger, Being and Time, pp. 163-168.

(1319) Rudolf Bultmann, Jesus Christ and Mythology (New York: Scribner, 1958), pp. 39-40.

(1320) Ibid., p.45.

(1321) Ibid., p. 40.

(1322) Ibid.

(1323) Rudolf Bultmann, «New Testament and Mythology» //Kerygma and Myth, ed. Hans Bartsch (New York: Harper and Row, 1961), pp. 18-19, 30.

(1324) Ibid., pp. 9-16.

(1325) Ibid., pp. 35-38.

(1326) Ibid., pp. 19-22.

(1327) Paul Van Buren, The Secular Meaning of the Gospel (New York: Macmillian, 1963), pp. 1-20; Langdon Gilkey, Naming the Whirlwind: The Renewal of God-Language (Indianapolis: Bobbs-Merrill, l969), pp. 3-29.

(1328) Dietrich Bonhoefter, Letters and Papers from. Prison, enlarged ed. (New York: Macmillan, 1972), pp. 278-280.

(1329) Ibid., pp. 326-327.

(1330) Ibid., pp. 280-282, 373.

(1331) Ibid., pp. 344-345.

(1332) John A.T.Robinson, Honest to God (Philadelphia: Westminster, 1963).

(1333) Thomas J. J.Altizer, The Gospel of Christian Atheism (Philadelphia: Westminster, 1966), pp. 40-64.

(1334) William Hamilton, «The Death of God Theologies Today» //Thomas J. J.Altizer and William Hamilton, Radical Theology and the Death of God (Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1966), p. 48.

(1335) Joseph Pohle, The Sacraments: A Dogmatic Treatise, ed. Arthur Preuss (St. Louis: B. Herder, 1942), vol. 1, pp. 66-75.

(1336) Karl Rahner, Ecclesiology, Theological Invesigations, vol. 9, trans. David Bourke (New York: Seabury, 1976), p. 282.

(1337) «Dogmatic Constitution on the Church» //The Documents of Vatican II, ed. Walter M.Abbot (New York: Herder and Herder, 1966), p. 35.

(1338) «Declaration of the Relationship of the Church to Non-Christian Religions» //The Documents of Vatican II, p. 663 (здесь и ниже цит. по: Второй Ватиканский Собор: Конституции, декреты, декларации [Брюссель: Жизнь с Богом, 1992]).

(1339) Yves Congar, The Wide World My Parish: Salvation and Its Problems (Baltimore: Helicon, 1961), pp. 101-104.

(1340) «Dogmatic Constitution on the Church», pp. 30-35, sections 13-16.

(1341) Hans Kung, Justification: The Doctrine of Karl Barth and a Catholic Reflection (New York: Thomas Nelson, 1964), pp. 222-235,264-274.

(1342) Ibid., pp. 275-284.

(1343) Например, Бенджамин Уорфильд придерживался той точки зрения, что «термины предназначение и предопределение — полные синонимы, выбор между которыми определяется исключительно личным пристрастием» — Benjamin B.Warfield, «Predestination» //Biblical Doctrines (New York: Oxford University, 1929), p. 4. Для обозначения того, что мы здесь называем предопределением, Уорфильд использует термин избрание.

(1344) Например, Тертуллнан, О душе 39.

(1345) Августин, О наказании и благодати 33.

(1346) Августин, О граде Божьем 14.12.

(1347) Августин, О совершенствовании человека в праведности 9.

(1348) Хотя ж есть некоторые сомнения относительно того, был ли в действительности Пелагий монахом, о нем говорили как о монахе (то пас has). См. J. N. D. Kelly, Early Christian Doctrines (New York: Harper and Row, I960), p. 357.

(1349) Пелагий, Послание Деметрию 16-17.

(1350) Ibid., 16.

(1351) Пелагий, Истолкование Послания к римлянам 5:15.

(1352) Пелагий, Деметрию 8,17.

(1353) Августин, О благодати Христовой и первородном грехе 1.2, 8, 36.

(1354) Пелагий, Истолкование Послания к римлянам 9 — 10; см. также 8:29-30.

(1355) Пелагий, О возможности не грешить 2.

(1356) Августин, О браке и похоти 2.15.

(1357) Августин, О граде Божьем 22.24.2; 13.3,14.

(1358) Августин, Ответ на два послания пелагианцев 1.5; 3.24.

(1359) Августин, Симплицианцамответ на некоторые вопросы 1.2.13.

(1360) Августин, О граде Божьем 22.1.2.

(1361) Августин, О даре устояния 35, 47-48; О предопределении святых 19.

(1362) Harry Buis. Historic Protestantism and Predestination (Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1958),p. 15.

(1363) Ibid.,p.l7.

(1364) Ансельм, О свободе выбора 1.

(1365) Фома Аквинский, Сумма теологии, часть 1, вопрос 23, статья 4.

(1366) John Calvin, Institutes of the Christian Religion, book 3, chapter 21, section 1.

(1367) John Calvin, Commentaries on the Epistle of Paul the Apostle to the Romans (Grand Rapids: Eerdmans, 1955), pp. 364-366 (Rom 9:20-21).

(1368) Calvin, Institutes, book 3, chapter 23, section 12.

(1369) Theodore Beza, Tructationes, 1.171-177.

(1370) James Arminius, The Writings of James Arminius, trans. James Nichols and W. R. Bagnall (Grand Rapids: Baker, 1977 reprint), vol. 1, pp. 247-248.

(1371) John Wesley, «On Working Out Our Own Salvation» // The Works of John Wesley, 3rd ed. (Kansas City, Mo.: Beacon Hill, 1979).

(1372) Англ. «тюльпан».- Прим.перее.

(1373) См., например, Edwin H. Palmer, The Five Points of Calvinism (Grand Rapids: Baker, 1972); DuaneEdward Spencer, TULIP: The Five Points of Calvinism in the Light of Scripture (Grand Rapids: Baker, 1979).

(1374) Charles Hodge, Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1952), vol. 2, pp. 192-205.

(1375) Augustus H. Strong, Systematic Theology (Westwood, N. J.: Revell, 1907), pp. 619-637.

(1376) Loraine Boettner, The Reformed Doctrine of Predestination, 8th ed. (Grand Rapids: Eerdmans, 1958), pp. 61-82.

(1377) Benjamin В. Warfield, «Perfectionism» //Biblical Doctrines, pp. 62-64.

(1378) Ibid.. D.65.

(1379) Ibid.,p.53.

(1380) Louis Berkhof, Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1953), pp. 114-115.

(1381) Boettner, Predestination, p. 62.

(1382) Calvin, Institutes, book 3, chapter 23, section 7.

(1383) Strong, Systematic Theology, pp. 789-790.

(1384) Benjamin B.Warfield, The Plan of Salvation (Grand Rapids: Eerdmans, 1942), p. 31.

(1385) Strong, Systematic Theology, pp. 778-779.

(1386) Arminius, Writings, vol. 1, pp. 252-253.

(1387) Eugene W. Lyman, Theology and Human Problems (New York: Scribner, 1910), pp. 190-198.

(1388) Samuel Wakefield, A Complete System of Christian Theology (Cincinnati: Hitchcock and Walden, 1869), pp. 387, 392.

(1389) Boettner, Predestination, p. 295.

(1390) Richard Watson, Theological Institutes; or, A View of the Evidences, Doctrines, Morals, and Institutions of Christianity (New York: Lane and Scott, 1850), vol. 2, p. 377.

(1391) Henry C.Thiessen, Introductory Lectures in Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1949), pp. 344-345.

(1392) H. Orton Wiley, Christian Theology (Kansas City, Mo.: Beacon Hill, 1958), vol. 2, p. 351.

(1393) Mildred Bangs Wynkoop, Foundations of Wesleyan Arminian Theology (Kansas City, Mo.: Beacon Hill, 1967), p. 65.

(1394) John Wesley, «Free Grace» //The Works of John Wesley, vol. 7,p.376.

(1395) Wakefield, Complete System, pp. 326-335; Wesley, «Free Grace», pp. 376-377.

(1396) Karl Barth, Church Dogmatics (Edinburgh: T.and T.Clark, 1957), vol. 2, part 2, pp. 145-148.

(1398) Ibid.,p.l74.

(1399) Ibid., p.149.

(1400) Ibid.,p.l61.

(1401) Ibid., p. 181.

(1402) Ibid., p. 229.

(1403) Ibid., p. 105.

(1404) Ibid.,p.l63.

(1405) Ibid.,p.l96.

(1406) Ibid., p. 306.

(1407) Ibid.,p.350.

(1408) Francis Brown, S. R. Driver, and Charles A. Briggs, Hebrew and English Lexicon of the Old Testament (New York: Oxford University, 1966), pp. 103-104; Lothar Coenen, «Elect, Choose» // The New International Dictionary of New Testament Theology, ed. Colin Brown (Grand Rapids: Zondervan, 1975), vol. 1, pp. 636-543.

(1409) G. Abbott-Smith, A Manual Greek Lexicon of the New Testament (Edinburgh: T. and T. Clark, 1937), p. 382; Paul Jacobs and Hartmut Krienke, «Foreknowledge, Providence, Predestination» //The New International Dictionary of New Testament Theology, vol. 1, pp. 696-696.

(1410) Abbott-Smith, Lexicon, pp. 380, 390; Jacobs and Krienke, «Foreknowledge», pp. 696-697.

(1411) Brown, Driver, and Briggs, Lexicon, p.394; Jacobs and Krienke, «Foreknowledge», pp. 692-693.

(1412) George E.Ladd, A Theology of the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1974), pp. 490-491.

(1413) H. Orton Wiley, Christian Theology,(Kansas City, Mo.: Beacon Hill, 1958), vol. 2, p.378.

(1414) John Murray, RedemptionAccomplished and Applied (Grand Rapids: Eerdmans, 1955), pp. 95-96.

(1415) Ibid., р.109.

(1416) Charles H. Home, Salvation (Chicago: Moody, 1971), p. 55; Fritz Laubach, «Conversion, Penitence, Repentance, Proselyte» //The New International Dictionary of New Testament Theology, ed. Colin Brown (Grand Rapids: Zondervan, 1975), vol. 1, p. 354.

(1417) W.L.Muncy, Jr., A History of Evangelism in the United States (Kansas City, Kans.: Central Seminary, 1945), pp. 86-90. Francis Brown, 8. R. Driver, and Charles A. Briggs, Hebrew and English Lexicon of the Old Teitament (New York: Oxford University, 1966), pp. 636-637.

(1418) Ibid., pp. 996-1000.

(1419) Otto Michel, metamelomai //Theological Dictionary of the New Testament, ed. Gerhard Kittel and Gerhard Friedrieh, trans. Geoffrey W.Bromiley, 10 vols. (Grand Rapids: Eerdmans, 1964 — 1976), vol. 4, p.626.

(1420) Ibid., p. 628; ср. Laubach, «Conversion», p.356.

(1421) Dietrich Bonhoeffer, The Cost of Discipleship (New York: Macmillan, 1963), pp. 45-47.

(1422) Brown, Driver, and Briggs, Lexicon, p. 53.

(1423) Ibid., pp. 51-53; Jack B.Scott, // Theological Wordbook of the Old Testament, ed. R. Laird Harris (Chicago: Moody, 1980), vol. 1, pp. 51-52.

(1425) Gustav F. Oehler, Theology of the Old Testament (Grand Rapids: Zondervan, 1950), p. 459.

(1426) Walter Eichrodt, Theology of the Old Testament (Philadelphia: Westminster, 1967), vol. 2, p. 286; Alfred Zepsen, // Theological Dictionary of the Old Testament, ed. G.Johannes Botterweck and Helmer Ringgren, 4 vols. (Grand Rapids: Eerdmane, 1975), vol. 2, p. 89.

(1427) Rudolf Bultmann, pisteuz //Theological Dictionary of the New Testament, vol. 6, p. 203.

(1428) G. Abbott-Smith, A Manual Greek Lexicon of the New Testament (Edinburgh: T. and T. Clark, 1937), pp. 361-362.

(1429) Ladd, Theology of the New Testament, pp. 271-272.

(1430) Часто проводятся различие между asserisus (согласие — лат.) или credentia (вера, доверие — лат.), с одной стороны, в fiducia (твердая уверенность — лат.) — с другой; William Hordern, The Gate fora New Reformation Theology (Philadelphia: Westminster, 1959), pp. 34-86. Эдвард Карнелл пользовался терминами «общая вера» и «жизненная вера»-Edward Carnell, The Case for Orthodox Theology (Philadelphia: Westminster, 1959, pp. 28-80.

(1431) A. C. McGiffert, Protestant Thought Before Kant (New York: Harper, 1961), p. 142.

(1432) Emil Brunner, Revelation and Reason (Philadelphia: Westminster, 1946), p. 36.

(1433) Августин, Послание 137.15; ср. Ladd, Theology of the New Testament, pp. 276-277.

(1434) Ladd, Theology of the New Testament, p. 290.

(1435) Millard J.Erickson, «The New Birth Today» //Christianity Today, 16 August 1974, p.8-10.

(1436) Augustus H. Strong, Systematic Theology (Westwood, N.J.: Revell, 1907), pp. 826-827.

(1437) James Strahan, «Flacius» //Encyclopedia of Religion and Ethics, ed. James Hastings (New York: Scnbner, 1955), vol. 6, p. 49.

(1438) John Murray, Redemption — Accomplished and Applied (Grand Rapids: Eerdmans, 1955), p. 161.

(1439) Pierre Teilhard de Chardin, The Phenomenon of Man (New York: Harper, 1959), pp. 296-297.

(1440) Adolf Deissmann, Paul: A Study in Social and Religious History, 2nd. ed. (New York: George H.Doran, 1926), pp. 142-157. В своих крайних формах, которые Дайсман называет «униомистицизмом», эта точка зрения граничит с пантеизмом.

(1441) С S.Lewis, The Four Loves (New York: Harcourt Brace, 1960), pp. 96-97.

(1442) Eric Mascall, Christian Theology and Natural Science Some Questions on Their Relations (New York. Longmans, Green, 1956), pp. 314ff

(1443) Murray, Redemption, p. 166.

(1444) George E.Ladd, A Theology of the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1974), pp. 492-493.

(1445) Francis Brown, S R. Driver, and Charles A. Brigge, Hebrew and English Lexicon of the Old Testament (New York: Oxford University, 1955), pp 842-843; J. A. Ziesler, The Meaning of Righteousness in Paul (Cambridge- Cambridge University, 1972), ? 18.

(1446) Ladd, Theology of the New Testament, p. 440

(1447) Zieeler, Righteousness, p. 168.

(1448) Синод, «обвиняющий». — Прим перев

(1449) James Hope Moulton and Wilbert Francis Howard, New Testament Greek (Edinburgh: T. and T. Clark, 1960), vol. 2, p. 397; William Sanday and Arthur C. Headlam, A Critical and Exegetical Commentary on the Epistle to the Roman», 5th ed. (Edinburgh: T. and T.Clark, 1968), pp. 80-31.

(1450) Gotaob Schrenk, dikaioz //Theological Dictionary of ike New Testament, ed. Gerhard Kittel and Gerhard Friedrich, trans. Geoffrey W.Bromiley, 10 vols. (Grand Rapids: Eerdmans, 1964 — 1976), vol. 2, p. 214.

(1451) Denis Edward Hugh Whiteley, The Theology of St. Paul (Philadelphia: Fortress, 1964), p.159.

(1452) Sanday and Headlam, Romans, p. 36.

(1453) Vincent Taylor, Forgiveness and Reconciliation (London: Macmillan, 1952), p. 57.

(1454) Ziesler, Righteousness, p. 169,

(1455) Ibid., р.168.

(1456) Murray, Redemption, pp. 132-134.

(1457) Augustus H.Strong, Systematic Theology (Westwood, N. J.: Revell, 1907), p.857.

(1458) Charles M.Horn, Salvation (Chicago: Moody, 1971), pp. 76 77.

(1459) Следует отметить, что суды рассматривают лишь фактически совершенные, а не гипотетические дела. Никто не может быть признан виновным или невиновным до совершения предполагаемого действия.

(1460) Ladd, Theology of the New Testament, pp. 493-494.

(1461) Francis Brown, S. R. Driver, and Charles A. Briggs, Hebrew and English Lexicon of the Old Testament (New York: Oxford University, 1965), p.871.

(1462) 6. Abbott-Smith, A Manual Greek Lexicon of the New Testament, 3rd ed. (Edinburgh: T. and T. Clark, 1953), p.5.

(1463) Ibid.

(1464) Horst Seebass, «Holy, Consecrate, Sanctify, Saints, Devout» // The New International Dictionary of New Testament Theology, ed. Colin Brown (Grand Rapids: Zondervan, 1976), vol. 2, p. 230.

(1465) Otto Procksch, acios, aciafz, aciasmos //Theological Dictionary of the New Testament, ed. Gerhard Kittel and Gerhard Friedrich, trans. Geoffrey W. Bromiley, 10 vols. (Grand Rapids: Eerdmans, 1964 — 1976), vol. 1, p. 113.

(1466) Ibid., p. 111.

(1467) John Wesley, A Plain Account of Christian Perfection (London: Epworth, 1952), p. 28.

(1468) Charles G.Finney, Lectures on Systematic Theology (London: William Tegg, 1851), pp. 604-613.

(1469) Augustus H.Strong, Systematic Theology (Westwood, N. J.: Revell, 1907), p.879.

(1470) James Hope Moulton and George Milhgan, The Vocabulary of the Greek New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1974), p. 629.

(1471) Finney, Lectures, pp. 611-613.

(1472) George H. Ladd, A Theology of the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1974), pp. 516-517.

(1473) Ibid., p.496.

(1474) John Bright, The Kingdom of God (Nashville: Abingdon-Cokesbury, 1953), p. 94.

(1475) Hermann Kleinknecht and W. Gutbrod, Law, Bible Key Words, vol. 11 (New York: Harper and Row, 1964), p. 69.

(1476) Ladd, Theology of the New Testament, p. 497.

(1477) Мур замечает, что ни один раввин не усмотрел бы здесь никакого противоречия. — G. F. Moore, Judaism in the First Centuries of the Christian Era: The Age of Tannalm (Cambridge: Harvard University, 1962), vol. 3, pp. 150-151.

(1478) Ladd, Theology of the New Testament, p. 510.

(1479) См., например: John R. Rice, The Ruin of a Christian (Murfreesboro, Tenn.: Sword of the Lord, 1944), pp. 13-40.

(1480) Ned B.Stonehouse, J Gresham Machen A Biographical Memoir (Grand Rapids. Eerdmans, 1954), pp. 430-468.

(1481) Robert G.Torbet, A History of the Baptists (Philadelphia: Judson, 1950), pp. 440-452.

(1482) Edward J.Carnell, The Case for Orthodox Theology (Philadelphia: Westminster, 1969), pp. 132-137.

(1483) Kichard Quebedeaux, The Worldly Evangelicals (San Francisco: Harper and Row, 1978), p. 119.

(1484) Lewis Sperry Chafer, Systematic Theology (Dallas: Dallas Seminary, 1948), vol. 6, pp. 73-74.

(1485) Arthur H.Lewis, «The New Birth Under the Old Covenant» //Evangelical Quarterly 56, no. 1 (January 1984): 37.

(1486) Brown, Driver, and Briggs, Lexicon, p.311.

(1487) Lewis, «New Birth», p.40.

(1488) Вестминстерское исповедание 17.1.

(1489) Loraine Boettner, The Reformed Doctrine of Predestination, 8th ed. (Grand Rapids: Eerdmans, 1968), p. 182.

(1490) John Murray, RedemptionAccomplished and Applied (Grand Rapids: Eerdmans, 1955), p. 155.

(1491) Boettner, Predestination, p. 185.

(1492) Augustus H. Strong, Systematic Theology (Westwood, H. J.: Revell, 1907), p. 882.

(1493) Louis Berkhof, Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1953), pp. 547-548.

(1494) Sententia Remonstrantium 5.3.

(1495) Dale Moody, The Word of Truth: A Summary of Christian Doctrine Based on Biblical Revelation (Grand Rapids: Eerdmans, 1981), p. 350-354.

(1496) I. Howard Marshall, Kept by the Power of God (London: Epworth, 1969), p. 141.

(1497) Samuel Wakefield, A Complete System of Christian Theology (Cincinnati: Hitchcock and Walden, 1869), pp. 463-465.

(1498) Ibid., pp. 465-466.

(1499) Marshall, Power of God, pp. 140-147.