9. Потерянная из виду великая истина

Кажется невероятным, чтобы такая основная, всеобъемлющая истина, как вменяемая праведность — оправдание через веру, — могла быть потеряна из виду теми, кто стремился к благочестию и кому была вверена последняя весть Неба для погибающего мира. Но случилось именно так, как нам ясно сказано.

«Учение о праведности через веру потеряно из виду многими из тех, кто заявляет о своей приверженности трёхангельской вести» (РГ, 13 августа 1889).

«И один из ста не понимает (применительно к себе самому) такой библейской истины как оправдание через веру, а ведь это так необходимо для нашего настоящего и вечного блага» (РГ, сентябрь 1889).

«Последние двадцать лет низменное и коварное влияние вело верующих к тому, что они, пренебрегая божественным Спутником, стали полагаться на людей. Многие удалились от Христа. Они не ценили должным образом того, Кто сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». Сделаем же всё, что в наших силах, чтобы исправить ошибки прошлого» (РГ, 18 февраля 1904).

Двадцать лет назад, считая с 1904 года, охватывают точно то время, в которое возвещалась весть о праведности через веру, провозглашенная в 1888 году, с предшествовавшими ей за несколько лет подготовительными вестями. Что же вы скажете на это, братья-соработники? Не должны ли мы сделать всё от нас зависящее, чтобы исправить ошибки прошлого? Может быть, что возвращаясь с праздника, вы оставили Иисуса позади, и теперь нам нужно с сокрушением сердца искать Его, как это сделал Иосиф и Мария на своём пути домой из Иерусалима. Нам сказано: «Причина того, что наши проповедники имеют такой небольшой успех в своей работе, заключается в том, что они не идут вместе с Богом. От большинства из них Он находится на расстоянии дневного пути» (Свидетельства, том 1, стр. 434).

Это дело личное. Каждый из нас должен сам поставить перед собой вопрос: живёт ли действительно Христос во мне или Он находится на расстоянии дневного пути от меня, а вся моя жизнь и работа, это лишь воспоминание о Его присутствии?

Глубоко проникающее в душу предостережение, переданное через Дух Пророчества, относительно того, что большое количество Адвентистов Седьмого Дня упустило из виду «учение, об оправдании через веру», было написано в 1889 году. Никто не осмелился сказать сегодня, как с течением времени изменилось пропорциональное количество в нашем народе тех, кто не понимает или не принимает эту драгоценную истину; но мы очень хорошо знаем, что в настоящее время каждый верующий в трёхангельскую весть должен иметь ясное представление относительно учения об оправдании через веру, а также глубоко и основательно пережить это великое преобразование в своей личной жизни.

Потерять из виду драгоценную истину об оправдании через веру — значит обойти стороной главную цель Евангелия. Это неизбежно окажется гибельным для любого человека, независимо от того, что он мог иметь самые лучшие намерения и со всей серьёзностью относился к доктринам, обрядам, церковной деятельности и всему остальному, связанному с религией. В этом отношении нам дано очень ясное предостережение:

«Если народ Божий в своём служении Ему не будет опираться на силу свыше, то ошибочные взгляды и ложные теории завладеют их умами. Христос и Его праведность окажутся вытесненными из жизни многих, и вера их не будет иметь ни силы, ни жизни. Таковые не будут иметь ежедневного ощущения любви Божией в своих сердцах, и если они не покаются со всей искренностью, то наряду с прочими лаодикийцами будут извергнуты из уст Божиих» (РГ, 3 сентября 1889).

Народ Божий в плачевно большой мере упустил возможность опираться на силу свыше в своём служении Ему, и предсказанные результаты не замедлили явиться:

1. Ошибочные взгляды и ложные теории завладели умами.

2. Христос и Его праведность вытеснены из жизни многих.

3. Нет ежедневного ощущения любви Божией в сердцах многих верующих.

Более того, нам сказано, что большой ущерб нанесён и самому делу Божию тем, что оказался непознанным живой опыт служения Богу посредством Его же силы, то есть праведность через веру.

«Народ Божий потерял многое, не сохранив простоты истины во Христе. Простота оказалась вытесненной, а формы, обряды и поглощающая время занятость в чисто механическом служении заняли её место. Гордое и тепловатое состояние тех, кто считает себя Его народом, оскорбительно в очах Божиих. Хвастливое самодовольство и собственная праведность прикрыли душевное нищенство и наготу, перед Богом же всё явно и открыто» (РГ, 7 августа 1894).

«Что делает человека, чувствующего себя таким разбогатевшим и не имеющим ни в чём нужды, на самом деле жалким и нагим? — Отсутствие праведности Христа. В своей собственной праведности они представлены, как одетые в грязные лохмотья, но при всём этом они льстят себе и убеждают себя, что они облечены в праведность Христа. Может ли заблуждение быть ещё более роковым?! (РГ, 7 августа 1894).

Боязнь того, что учение об оправдании через веру — столь дорогое его сердцу и собственно явившееся причиной великой Реформации — будет однажды опять потеряно из виду, была доминирующей в сознании Лютера, когда он всматривался в те события, которым предстояло совершиться в мире. Мы читаем:

«Если однажды статья («статья» в смысле отдельного пункта «символа веры») об оправдании через веру будет потеряна, тогда всё христианское учение будет потеряно… Всякий сбившийся с пути, ведущего к этой «христианской праведности», обязательно попадёт на путь, ведущий к «праведности от закона», иначе говоря, когда человек потерял Хряста, он неизбежно придёт к тому, что будет полагаться на свои дела. Ведь если мы пренебрегаем статьёй об оправдании, мы полностью теряем её. Поэтому крайне необходимо и особенно важно более всего другого преподавать и постоянно повторять эту статью. Да, хотя мы и учим её и понимаем её хорошо, всё же нет никого, кто полностью бы держался её или верил в неё от всего сердца. Поэтому я боюсь, чтобы это учение не было вновь скрыто в мраке, когда мы умрём. Ведь перед своим концом мир должен погрузиться в страшный мрак и заблуждение» (Лютер о послании к Галатам).

Подобно тому, как Бог вызвал Лютера из полуночного мрака шестнадцатого века и вручил ему факел истины — «праведный верою жив будет», так и всегда Бог будет иметь знаменосцев, чтобы держать эту главную основу спасения в связи с «настоящей истиной» на различных ступенях возвещения последней евангельской вести к миру. Поэтому своевременно для нас сегодня уделять изучению этой истины самое большое и серьёзное внимание. Вопрос о том, как грешник может преобразиться в святого, следует также ясно понимать, как мы научились понимать историю о том, как Адам, безгрешный человек, стал грешником. Оправдание через веру должно быть для нас ясно, как учение о законе, субботе, пришествии Господа и все остальные доктрины, открытые в Писании. Но многие не понимают это таким образом, и так, как этот предмет не был должным образом оценен и воплощён в их жизни, то, естественно, он и не был представлен в их учении. Этот недостаток был ясно указан в 1889 году, как мы об этом читаем:

«Проповедники не представляли народу Христа во всей Его полноте. Это не делалось ни в новых, ни в давно организованных церквах и люди не имели ясной и разумной веры. Они не были наставлены в том, что Иисус Христос для них есть и спасение и праведность» (РГ, 3 сентября 1889).

Следующие цитаты содержат особенно ценные советы для проповедников и других служителей Евангелия, ясно указывая на тот печальный факт, что Христос, Который всегда должен оставаться в центре нашей жизни и свидетельства, оказался отодвинутым на задний план, в то время как различные теории и аргументы в пользу исповедуемых нами доктрин оказались на первом месте. Какая это роковая ошибка!

«Работники в деле Божьем должны представлять истину о праведности Христа ни как новый свет, но как тот драгоценный свет, который народ на время потерял из виду. Мы должны принять Христа, как нашего личного Спасителя и тогда Он вменит нам праведность Божию во Христе» (РГ, 20 марта 1890).

«Не допустите того, чтобы изучение различных теорий отвлекло ваше внимание, от самой важной темы, которая есть праведность Христа. Не думайте, что исполнение обрядов и соблюдение внешних форм сделает вас наставниками Неба. Наши умы должны быть постоянно направлены на главную цель нашей жизни и работы; ведь теперь время приготовления и нам необходимо отдать свои сердца Богу, чтобы Он мог смягчить и покорить их Духом Святым» (РГ, 5 апреля 1892).

«Тайна воплощения Христа, сообщение о Его страдании, Его распятии, Его воскресении и вознесении открывают всему человечеству удивительную любовь Божию. Это придаёт силу вести» (РГ, 18 июня 1895).

«Мне очень хорошо известно, что наши церкви умирают по той причине, что не слышат проповедей на тему о праведности, получаемой через веру во Христа и о других, родственных этой теме истинах» (Служителям Евангелия, стр. 301).

«Христос распятый! Говорите об этом, молитесь об этом, пойте об этом и это будет сокрушать и завоёвывать сердца. Избитые, банальные фразы, как и выступления по спорным вопросам, приносят мало доброго. Наши слушатели скоро замечают: пребывает ли в наших сердцах пленяющая душу любовь Божия. Души жаждут живой воды. Не отпускайте их пустыми. Откройте им любовь Христа. Ведите их к Спасителю, и Он даст им хлеб жизни и воду спасения» (РГ, 2 июня 1903).

Эту главу уместно будет закончить следующим бесподобным высказыванием, которое суммирует весть Духа пророчества и даёт обильную пишу для нашего размышления:

«Когда по благодати Христа Его народ превратится в новые мехи, тогда он наполнит их новым вином. Бог даст дополнительный свет, и старые истины будут вновь открыты и поданы в обрамлении истины; повсюду большой успех будет сопровождать служителей Евангелия. Им, как посланникам Христовым, необходимо исследовать Писание в поисках тех истин, которые оставались сокрытыми в мусоре заблуждений. И тогда каждый полученный ими луч света они будут передавать другим. Но всегда одна тема будет преобладающей, один предмет будет поглощать все остальные: ХРИСТОС — НАША ПРАВЕДНОСТЬ» (РГ, 23 декабря 1890).