1. Христос — наша Праведность

Торжественным свидетельством всех Священных Писаний есть весть о том, что Христос — наша праведность. В каких бы формах и фразах ни передавалась эта весть, её, главная тема остается одной и той же, а именно: Христос — наша праведность.

В сообщении о творении открывается поразительная мудрость и сила Христа, Которым было создано все существующее (Кол. 1:14-16). О грехе первого Адама, со всеми страшными последствиями этого греха, сообщается с тем, чтобы Христос последний Адам, мог быть возвеличен как Искупитель и восстановитель (Рим. 6:12-21). Смерть со всеми её ужасами представлена нам для того, чтобы Христос мог быть возвышен и прославлен как Жизнедатель (1 Кор. 15:22). В Библии рассказывается о разочарованиях, печалях и трагедиях этой жизни с тем, чтобы мы могли искать Христа как Великого Утешителя и Избавителя (Иоан. 16:33). Наша греховная, испорченная природа представлена в ярких красках, чтобы мы могли обратиться ко Христу за очищением, и Он мог бы стать для нас на самом деле Тем, о Ком пророк, говорил: «Господь — оправдание наше» или по другому переводу «Господь — праведность наша». Таким образом через, всю Священную книгу, каждая раскрываемая в ней истина тем или иным путём, указывает на Христа, как нашу праведность.

И само изложение о праведности, этом особом предмете исключительной важности, занимает большое место в Слове Божием. Её источник, её природа, возможность получения её грешниками и те условия, при которых она может быть сохранена, ясно представлены в этом оригинальном, авторитетном учебнике праведности. Об источнике праведности мы читаем: «У Тебя, Господи, правда [праведность] (Дан. 9:7) «Праведен Господь во всех путях Своих» (Пс. 144:17).

«Правда [праведность] Твоя, как горы Божии» (Пс. 35:6). «Правда [праведность] Твоя — правда [праведность] вечная» (Пс. 118:143). Ибо Господь праведен — любит правду [праведность] (Пс. 10:7).

Относительно природы праведности Писание говорит особенно ясно. Она представлена вместе со святостью и благочестием как нечто прямо противоположное греху. «Пробудитесь для получения праведности и не грешите» (1 Кор. 15:34 анг. пер.). «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес. 4:22-24). «Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине (Ефес. 5:9). «Ты же человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде [праведности], благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Тим. 6:11). «Всякая неправда, т.е. отсутствие праведности есть грех» (1 Иоан. 5:17).

Вероятно, одним из самых красивых и воодушевляющих высказываний Слова Божия о праведности является сказанное о Христе: «Ты возлюбил правду [праведность] и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Евр. 1:9). Здесь праведность представлена как прямая противоположность греху. Таким образом Писание ясно учит, что Бог есть источник праведности и праведность — это одно из Его святых и божественных свойств.

Самый важный вопрос о праведности Божьей, вопрос, имеющий глубочайший интерес и серьезнейшие последствия для нас — есть наше личное отношение к этой праведности. Присуща ли праведность человеческой природе, хотя бы в какой-нибудь мере? Если это так, то каким образом её можно возрастить и развить в себе? Если нет, то можно ли её каким-нибудь образом приобрести? Если это так, то какими средствами и когда её можно приобрести?

Для ума, не обученного и просвещенного Словом Божьим, это остается великой тайной и неразрешенной проблемой. В стремлении решить её люди «пустились во многие помыслы». Но нужно ли оставаться в неопределённости и смущении по поводу нашего отношения к праведности Божией, когда этот предмет так ясно изложен в Священном Писании?

Писание заявляет, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23); что каждый из нас «плотян, предан греху» (Рим. 7:14); что «нет праведного ни одного» (Рим. 3:10); что в нашей плоти «не живёт доброе» (Рим. 7:18) и, наконец, что все мы «исполнены всякой неправды» [неправедности] (Рим. 1:29). Здесь содержится ясный ответ на вопрос о том, свойственно ли человеческой природе праведность хотя в какой-нибудь мере. Ясно, что нет. Напротив, человеческая природа, как написано в русской Библии, исполнена всякой неправды.

Но в этом же самом слове мы находим добрую и радостную весть о том, что Бог предусмотрел путь, которым мы можем быть очищены от нашей порочности и облечены, исполнены Его совершенной праведности. Мы находим, что этот предусмотренный Богом план и возможность были открыты Адаму, как только он лишился своего возвышенного положения. Это милостивое предложение было понято и воспринято павшими, лишившимися праведности мужчинами и женщинами с самого начала суровой, нерадивой борьбы с грехом. Об этом мы узнаем из следующих свидетельств, данных в Писании.

1. В одной из Своих проповедей Христос упоминает о втором сыне Адама, называя его праведным Авелем (Мат. 23:35). И Павел объявляет, что Авель «получил свидетельство, что он праведен» (Евр. 11:4).

2. «И сказал Господь Ною: «Войди ты и всё семейство твое в ковчег; ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем» (Быт. 7:1). И опять: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил перед Богом» (Быт. 6:9).

3. «Поверил Авраам Богу и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3).

4. «А праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил, ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Пет. 2:7-8).

5. О Захарии и Елисавете, живших прямо перед самым рождением Христа, сказано: «Оба они были праведны перед Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лук. 1:6).

6. Апостол Павел свидетельствует о язычниках, которым он проповедовал Евангелие, что они «получили праведность» (Рим. 9:30, 6:17-22).

Из приведенных текстов видно, что с того времени, как Адаму было дано обетование о Спасителе и до апостольских времён, на земле жили мужчины и женщины в праведности Божией, и они получили свидетельство, что в своей жизни угодили Ему.

Как это было, достигнуто? На каких условиях произошло это чудесное преобразование в их жизни? Явилось ли оно следствием того, что времена и обстоятельства, при которых жили эти мужчины и женщины, были благоприятны для праведности? Или это было в результате особых и превосходных качеств, унаследованных теми, кто достиг таких высот благочестия?

Во всех сообщениях о тех временах и личностях дается отрицательный ответ. Они были людьми такой же, как и мы природы, а их окружение «мучило» их праведные души изо дня в день (2 Петр. 2:7-8). Они получили бесценное благословение праведности тем единственным путем, который открыт для каждого человеческого существа с тех пор, как согрешил Адам.

В Новом Завете пути к достижению праведности уделяется особое внимание. Самое ясное и полное объяснение этому находится в послании Апостола Павла к Римлянам. В самом начале Апостол заявляет: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему… В нем открывается правда [праведность] Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет» (Рим. 1:16-17).

В Евангелии людям представлена совершенная праведность Божия. Евангелие открывает также и путь, которым грешные люди могут получить эту праведность, а именно: верою. Это обстоятельство раскрывается в следующем высказывании: «Потому что делами закона не оправдывается перед Ним никакая плоть, ибо законом познается грех. Но ныне независимо от закона, явилась правда [праведность] Божия, о которой свидетельствует закон и пророки, правда [праведность] Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих». (Рим. 3:20-22).

В первой части этого высказывания Апостол поясняет роль закона в проблеме оправдания человека. «Законом познаётся грех». Познание греха, но не избавление от греха. Закон указывает на грех, объявляя таким образом весь мир виновным перед Богом (Рим. 3). Но закон не может избавить от греха. Никакие усилия со стороны грешника повиноваться закону не могут устранить его вину или сделать его обладателем праведности Божией.

Эта праведность, как провозглашает Апостол Павел, достигается «через веру в Иисуса Христа…, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим. 3:22-25).

Именно через веру в Кровь Христа все грехи верующего, находившиеся на его счету, вычеркиваются, и праведность Божия занимает их место. О, поразительная замена! Какое проявление Божественной любви и благодати! Человек, рожденный в грехе, как говорит Апостол Павел, исполнен «всякой неправды». Унаследованное им зло невообразимо велико. Его окружение наихудшее. И при всём этом любовь Божия, сияющая с Голгофского креста, каким-то образом достигает сердца такого человека. Он покоряется ей, кается, исповедуется и верой принимает Христа, как своего Спасителя. В тот же момент, как это произошло, он принимается как дитя Божие. Все его грехи прощены, его виновность перечёркнута, он призван праведным и стоит оправданным перед законом Божьим. И такая поразительная, чудесная перемена может произойти за очень короткое время. Это и есть праведность через веру.

Сделав такое ясное и сильное заявление относительно того, как человек становится праведным, Апостол затем иллюстрирует эту истину на конкретном событии. В качестве примера он рассматривает опыт Авраама.

«Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрёл по плоти?» (Рим. 4:1).

Предполагая его ответ, мы говорим: «Авраам обрёл праведность». Но как, каким методом? Апостол Павел поясняет нам: «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не перед Богом» (Рим. 4:2).

Быть оправданным посредством дел — таковое предполагается, если это было бы возможно. Но разве таким образом достигается праведность?

«Ибо что говорит Писание? «поверил Авраам Богу и эта (его вера) вменилась ему в праведность» (Рим. 4:3). Это выражение окончательно определяет тот путь, которым Авраам достиг праведности Божией: не делами, а через веру.

Разрешив вопрос о том, как Авраам получил праведность Божию, Павел продолжает пояснять, что это есть единственный путь к достижению праведности каждым человеком.

«А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность (Рим. 4:5).

Какое милосердие! Какое сострадание! Господь, «праведный во всех путях Своих» предлагает Свою собственную совершенную праведность любому и каждому бедному, слабому, беспомощному, безнадежному грешнику, который с верой принимает сказанное Господом. Прочтите ещё раз об этом: «А не делающему, но ворующему в Того… вера его вменяется в праведность».

Этот путь к достижению праведности так важен и так существенно необходим, что Апостол на протяжении всей главы повторяет об этом и пытается вновь и вновь разъяснять каждому то, что он так ясно сказал в нескольких словах. Вот некоторые из его высказываний:

«Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел» (Рим. 4:6).

«Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность» (Рим. 4:9).

«И будучи вполне уверен, что он силен исполнить обещанное, потому и вменилось ему в праведность. А впрочем, не в отношении к нему одному написано, вменилось ему, но и в отношении к нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши н воскрес для оправдания нашего (праведности нашей) (Рим. 4:21-23).

Эти определенные и ясно сформированные высказывания указывают каждой потерянной в этом мире душе на единственный для всякого времени путь к переходу от греха, виновности и осуждения к праведности и избавлению от осуждения и смерти. С этим согласны все остальные высказывания Писания о том, как решается сложная проблема возвращения человека к праведности.

Три слова — «праведность через веру» выражают собой самое чудесное из всех постигаемых человеческим умом преобразований в этом материальном мире. Они говорят о том величайшем даре Божием, который Он в Своей бесконечной щедрости даровал человечеству. Великий факт, выраженный в этой фразе из трёх слов, подвергался постоянному изучению, истолкованию и был предметом радости для миллионов людей во все прошедшие века, он и сегодня остается одной из самых интересных и важных тем для всей человеческой семьи. Вновь пересматривая сказанное об этом в Библии, мы находим что закон Божий требует совершенную праведность от всех находящихся под Его юрисдикцией. Однако вследствие согрешения все стали неспособными к праведности, требуемой законом. Что же остается тогда делать грешнику? Его нарушения праведного закона Божия сделали его неправедным и поставили под осуждение этого же закона. При таком положении следует наказание за соделанное преступление. Таковым наказанием является смерть. Человек, как несостоятельный должник, потерял право на жизнь. Он находится под осуждением, которое он никогда не сможет снять с себя. Он навлёк на себя наказание, которого никогда не сможет избежать. Что же остается ему делать? Есть ли какой-нибудь выход из этого тёмного, безнадежного положения? Да, выход есть.

«Явилась правда (праведность) Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда (праведность) Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим. 3:21-22).

В этих словах указывается на то, каким образом может быть исполнено требование закона и с особым подчеркиванием заявляется, что это может быть сделано исключительно «через веру». Для плотского, непросвещенного разума такое решение этой трудной проблемы представляется тайной. Закон требует послушания, он требует праведных дел в повседневной жизни. Как же эти требования могут быть выполнены именно посредством веры, а не посредством дел? Ответ:

«Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру для показания правды (праведности) Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим. 3:24-25).

Какое чудесное решение ужасной проблемы греха! Только наш вечный, всеведущий и сострадательный Отец мог найти такое решение. Только вдохновенное Писание могло сообщить нам об этом. И грешник может стать праведником только по благодати Божией, и только тем путем, который открыт в чистом Евангелии Христа.

«Через веру он (грешник, тяжко оскорбивший Бога) приходит к Богу с заслугами Иисуса Христа, и Господь приписывает грешнику послушание Сына Своего. Вместо человеческих пороков принимается праведность Христа» (Ревью энд Геральд, 4 ноября 1890 г.).

Христос пришёл в этот мир как наш Искупитель, Он занял наше место в борьбе с сатаной и грехом. Он был искушён во всем, но не согрешил. Он любил праведность и ненавидел беззаконие. Его жизнь представляла совершенное послушание самым высоким требованиям закона. И самое удивительное во всём этом есть то, что Бог принимает Христову праведность вместо нашей испорченности и порочности!

В этом божественном акте Бог «принимает, прощает, оправдывает… и любит его (грешника), но как Своего Сына». Потому неудивительно, что апостол Павел провозглашает на весь мир, что именно любовь Христа побуждала его к самозабвенному труду и что он считал величайшим преимуществом и радостью потерять всё, чтобы приобрести Христа и облечься в Его праведность, Которая вменяется грешнику через веру.

Таким образом, вера занимает место дел и приводит к получению праведности. Эту чудесную истину должен совершенно ясно понимать каждый верующий, и она должна стать личным опытом. Она должна освободить нас от наших собственных дел, усилий и борьбы, чтобы мы смогли войти в опыт спокойной, твердой и живой веры в заслуги (Христа) послушание и праведность Христову. Эти заслуги Христа мы можем представить Богу вместо наших неудач. Нам следует с радостью принять прощение и дарованное оправдание, чтобы наслаждаться миром и радостью, которое приносит с собой это чудесное действие Божие. «Итак, оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1).

Как странно и как печально, что этот простой, прекрасный путь праведности для плотского сердца кажется так трудно найти и принять!

Апостол Павел был глубоко опечален тем, что родной ему по плоти Израиль с роковыми для него последствиями не смог найти этот путь. Вот, что он говорит об этом:

«А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? Потому что искали не в вере, а в делах закона» (Рим. 9:31-32).

С другой стороны: «Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры» (ст. 30).

Тут же Апостол вскрывает истинную причину неудачи Израиля: «Ибо не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона — Христос. (Тот, на кого указывает закон к праведности всякого верующего)» (Рим. 10:3-4).

Наконец Апостол заключает свое изложение этой торжественной темы следующими ободряющими словами: «Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь проповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься. Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:8-10).

«Праведность через веру — это не теория. Люди могут иметь теоретическое представление о ней и в то же самое время жить, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность». «Праведность через веру» — это преобразующее действие, это опыт обновленной жизни. Это покорность «праведности Божией». Это неизменное положение перед Богом и Его законом. Это возрождение силой Духа Божия к новой жизни. Без этого изменения для грешника не может быть никакой надежды, так как он будет оставаться под осуждением низменного и святого закона Божия, с его ужасным наказанием, неотвратимо нависшим над его головой.

Как поэтому важно для нас знать на основании ясного и положительного опыта, что это великое, жизненно необходимое преобразование, именуемое праведностью через веру, произошло в наших сердцах и жизни силой Божией. Только после этого мы можем поистине действительно молиться молитвой Господней, говоря: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое».

«Это имя святится Ангелами небесными и жителями непавших миров. Когда вы молитесь: «Да святится имя Твое», вы просите о том, чтобы оно святилось в этом мире, святилось в вас. Перед людьми и Ангелами Бог признает вас как Своё дитя. Молитесь же о том, чтобы вы не обесчестили святое имя, которым вы называетесь. Бог посылает вас как Своего представителя в этот мир. В каждом поступке вашей жизни вы должны явить имя Божие. Это поручение возлагает на вас необходимость иметь Его характер. Вы не можете святить Его имя, вы не можете представить Его миру, если в своей жизни и характере вы не представляете самой жизни и характера Божия. Вы сможете это сделать только в том случае, если примете благодать и праведность Христову» (Мысли из нагорной проповеди, стр. 158).