3. Вести, посланные для пробуждения и приготовления

Библейское повествование о том, как Господь в прошлом поступал со Своим народом, содержит в себе много полезных уроков для Церкви остатка. Оно рассказывает о том, как на протяжении столетий Он стремился к одной неизменной и вечной цели. Ничто не могло помешать в достижении этой цели. Вне Его контроля не оставался ни один из исторических поворотов для кризисов. Он предвидел надвигающиеся опасности на пути Его народа и посылал предостережения, чтобы предупредить и защитить их. Когда они нуждались в особых вестях для пробуждения, воодушевления и возрождения, Он избирал посланников для передачи этих вестей. Великое движение Исхода, история Самуила и Израиля тех дней, Давид и объединенное им царство, трагические переживания Иеремии в Иудейском царстве, падение этого царства и вавилонский плен — всё служит иллюстрациями этого.

Из сообщений об этих великих кризисах мы узнаём, что Божии вести к народу имели двоякое значение: во-первых, они у указывали на заблуждения, в которые народ оказывался введённым, и предупреждали их о серьезных последствиях, которые они навлекали на себя; во-вторых, в них содержалось ясное указание о том, что необходимо было сделать для исправления этого положения и давалось заверение, что Бог не только восполнит их нужды, но также воодушевит их воспользоваться предложенной помощью, если они изберут это от всего сердца. Господь располагал всеми необходимыми средствами для того, чтобы противостоять всякому заблуждению и всякой опасности, в которых сатана стремился погубить народ и дело.

Обстоятельства и переживания, связанные с появлением вести о праведности через веру, как это произошло в 1888 году, имеют поразительное сходство с переживаниями народа Божьего в древности. Потому для нас будет интересно и полезно внимательно ознакомиться с вестями Духа пророчества, данными непосредственно перед Миннеаполисской конференцией 1888 года.

Свидетельства Духа пророчества, полученные в 1887 году, содержали в себе предостережения о нависшей опасности. В них вновь и вновь отмечалось особое зло и заблуждение, в которое церковь попадала всё глубже и глубже. Указывалось на то, что заблуждение заключалось в роковой ошибке сползания к формализму формы, церемонии, доктрины, механизму церковной организации и разные виды деятельности вытеснили собой тот сердечный опыт, который приходит только в результате общения с Иисусом Христом нашим Господом. На эту особую опасность указывалось служителям церкви и народу в вестях, которые печатались в течение всего года в журнале «Ревью энд Геральд». Для того, чтобы помочь читателю понять серьезность ситуации того времени и лучше уяснить данные предостережения, мы процитируем несколько параграфов с указанием дат их публикаций:

1. «Можно быть формально верующим, но на весах божественного правосудия такой окажется слишком легким и недостойным вечной жизни. Даже при исполнении определенных указаний Библии вы, считая себя христианином, можете погибнуть при отсутствии тех существенных качеств, которые образуют христианский характер» (РГ, 11 января 1887).

2. Две недели спустя в другой вести отмечалось:

«Соблюдение внешних форм религии никогда не восполнит собой великой нужды человеческой души. Внешнее исповедание Христа не может приготовить человека к тому, чтобы он выдержал испытание на суде» (РГ, 25 января 1887).

3. Три недели после того было ясно заявлено:

«В церкви слишком много формализма. Души гибнут без света и познания. Мы сами должны быть полнее объединены с Источником света, чтобы стать каналами света для мира… Заявляющие о себе что они находятся под руководством слова Божия, действительно могут знать основные догматы своего вероисповедания, и всё же, подобно зеленеющей, хвалящейся пышной листвой смоковнице, они будут обнаружены Господом, как совершенно бесплодные» (РГ, 15 февраля 1887).

4. Ещё через две недели последовало подобное высказывание:

«На Елеонской горе Христос ясно сказал, что «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь». В этом случае Он говорил о том классе людей, духовное состояние которых стало очень низким. Подобные слова с их торжественной и потрясающей силой должны были бы проникнуть в наши сердца… Формальный круг религиозных служений совершается регулярно, но где же проявляется любовь Христа? Духовность падает все ниже и ниже… Не должны ли мы покориться Духу Божию? Не следует ли нам вместо того, чтобы так много внимания уделять механическому устройству служения, заняться практическим благочестием?» (Свидетельства, том 5, стр. 538, 1 марта 1887).

В течение всего года вести одна за другой говорили нам, что в церковь проникает формализм, что мы очень много полагаемся на формы, церемонии, теории, механическую организацию служения и постоянный круг деятельности. Конечно, эти вести были верны и их целью было произвести глубокое впечатление. Но формализм особенно обманчив и губителен. Он представляет собой ту скрытую под водой скалу, которая во все столетия неожиданно и часто угрожала церкви кораблекрушениям. Апостол Павел предостерегает нас относительно «вида благочестия» (по ин. пер. «форма благочестия»), при отрешённости от силы Его и говорит об этом, как об одной из опасностей последнего времени, призывая нас избегать её обманчивого и чарующего влияния. Постоянно и по многим каналам Господь посылает Своей Церкви предостережения с призывом удаляться от губительного воздействия формализма.

Именно против этого губительного заблуждения были направлены неоднократные предостережения Духа пророчества в 1887 г.; и, чтобы спасти нас от его конечных результатов, нам была послана весть о праведности через веру.

Движение Адвентизма вызвано богом. Этому движению предначертано славное завершение. Его организационные формы родились в результате божественного откровения. Различные звенья и отделы этой организации представляют собой колесо, в колесе искусно соединённые между собой, но они не совершенны и неполноценны без Духа внутри колёс, который бы сделал их вращение сильным и быстрым. Надо иметь ввиду, что эти символические колеса составлены из мужчин и женщин. При возникновении любого, Богом вызванного движения, не само движение, а люди, поддерживающие его, получают крещение, и иногда в их жизни проявляет себя сила Духа, тогда прекрасный механизм церковной организации оказывается способным быстро и эффективно выполнять возложенную на него задачу. Это должно быть осознано каждым индивидуально, прежде чем окажется осознанным коллективно. О, как же велика наша нужда в этой силе Божией!

Но предупреждения были направлены не только против происшедшего в церкви сдвига в сторону теорий, форм, различных видов деятельности и механизма организации. Вместе с этими вестями пришло прямое, сильное и определенное свидетельство, говорящее о том, что точно должно быть сделано, чтобы спасти нас от той ситуации, в которую мы сползали. Ради краткости изложения здесь не приводится целиком эта весть, но некоторые нижеследующие выдержки из неё дадут читателю представление о том, насколько она была серьезна, и какая надежда была предложена церкви в случае принятия данных наставлений.

«Оживление истинного благочестия среди нас — это самая большая и неотложная из всех наших нужд. Стремление к этому должно занять у нас первое место. Без серьезных усилий благословения Господни не могут быть получены, и это не потому, что Господь не желает их нам дать, но потому, что мы не готовы получить их… В церкви находятся необращённые люди, которые не будут объединяться с нами в наших серьезных и неотступных молитвах. Нам придется заниматься этим каждому самостоятельно. Мы должны больше молиться и меньше тратить времени на разговоры. Нечестие преобладает, и люди должны быть научены не довольствоваться видом и формой благочестия без духа и силы.

Больше опасностей для нас находится внутри, а на вне церкви. Препятствия к получению силы и успеха исходят чаще от самой церкви, чем от мира…

Ничего сатана не боится так сильно, как того, что народ Божий расчистит путь и устранит препятствия, чтобы Господь смог излить Свой Дух на жаждущую и покаявшуюся церковь. Если бы только сатане удалось осуществить свои замыслы, то никогда не было бы другого пробуждения (наибольшего, ни малого) до конца времени. Но нам не безызвестны его умыслы. Его силе может быть дан отпор. Благословение придет, когда будет приготовлен путь для излития Духа Божия. Как дождю сатана не может воспрепятствовать на землю, так не сможет он помешать излитию благословений Божиих на Его народ. Злые люди и ангелы сатаны не смогут остановить работу Божию и разрушить связь между Ним и Его народом, если этот народ с покорными и сокрушенными сердцами совершит исповедание и устранение своих грехов, положившись с верой на обетования Христовы. Сопротивление может быть успешно оказано каждому искушению, каждому противоборствующему влиянию, будь оно открытым или скрытым, «не силой и не воинством, а Духом Моим» — говорит Господь Саваоф.

Каково же наше положение в это опасное и торжественное время? Увы, какая гордость преобладает в церкви, какое лицемерие, какой обман, какая одежда и какие пустые развлечения, какое желание первенствовать! Все эти грехи омрачили умы настолько, что вечные истины, остаются непостижимыми» (РГ, 22 марта 1887).

Какая это торжественная весть и как много в ней участливых и полезных советов! Какая славная надежда предложена церкви, была бы она только готова принять её! Как печально, что эта великая весть осталась незамеченной и погребённой в годовых подшивках Ревью! Не пора ли ясно и впечатляюще обратить внимание церкви на эту весть, как в своё время Ездра вынес забытую книгу закона Моисеева и читал Израилю содержащиеся в ней наставления?

К концу года (1887) пришла весть, ясно и определенно указывающая на единственное средство для исцеления от тех пороков, на которые серьезно и многократно обращалось наше внимание в течение всего года. И это средство, как нам было сказано, есть единение с Иисусом Христом, Господом нашим.

«Существует огромная разница между показным единением и действительной связью с Христом через веру. Исповедание религии делает людей членами церкви, но это еще не свидетельствует о том, что они имеют жизнедающую связь с живой лозой… Только в том случае, когда установилась такая тесная связь для общения души со Христом, наши грехи возлагаются на Него, а Его праведность вменяется нам. Он оказался в положении грешника ради нас, чтобы через Него мы могли получить праведность Божию…

Сила зла так глубоко проникла в человеческую природу, что ни одни человек не может побеждать свои слабости, не объединившись с Христом. Через эту связь мы получаем моральную и духовную силу. Если мы имеем Дух Христа, то плодом нашей жизни будет праведность…

В то время, как все остальные союзы временны и преходящи, союз души со Христом, объединившейся с Ним посредством живой веры, может быть сохранён навеки. Христос первым избрал нас, отдав бесценную плату за наши искупления, и истинно верующий избирает Христа как первого и последнего и наилучшего из всех своих друзей. Но это единение нечто стоит и для нас. Гордому человеческому существу приходится войти в такие отношения, при которых он становится в полную зависимость. Все вступающие в этот союз должны чувствовать свою глубокую нужду в примирительной Крови Христа. Они должны пережить изменение сердца. Они должны подчинить свою волю воле Божией. Им придётся вести борьбу с внутренними и внешними препятствиями, с многим придется мучительно расставаться и многое заново приобретать. Гордость, себялюбие, тщеславие, светский дух и все прочие грехи во всех их формах должны быть побеждены, если мы желаем оказаться в союзе со Христом. Многие находят христианскую жизнь такой тягостной, и сами они такие слабые и непостоянные лишь по той причине, что они пытаются связать себя со Христом, не отвязавшись от своих идолов» (РГ, 13 декабря 1887).

Эта весть приводит нас к тому, что является сутью всего Евангелия, а именно: указывает нам на необходимость единения с Христом. Никто не сможет одержать победу над грехом без этого единения. В союзе с Христом наши грехи возлагаются на Него, а Его праведность становится нашим достоянием. Это действительность, не форма и не церемония. Это не церковное членство или принятие умом теории и догмы. Союз со Христом — это приносящая удовлетворение реальность во всех сферах христианской жизни. Наша безопасность в этом союзе. Это было великой нуждой нашей церкви в 1887 году, и такое положение привело к тому, что Господь, послал нам весть о праведности через веру.

Можно заметить, что с переходом в 1888 год те определенные вести призывов к исправлению, которые начали звучать в 1887 году, продолжали возрастать в ясности и силе. К этому времени был ясно представлен единственный истинный путь, приводящий к подлинному, реальному и победоносному опыту в христианской жизни. Этот истинный путь есть общение с нашим воскресшим Господом. Обратите внимание на следующие проникновенные слова:

«Без присутствия Христа в сердце религиозное служение остается холодным и формальным. Страстное желание к общению с Богом немедленно в нас угасает, как только Дух Божий оказывается огорчён нами, но если Христос стал нашей славной надеждой, мы будем испытывать постоянное побуждение думать и действовать во славу Божию» (РГ, 17 апреля 1888).

«Мы должны изучать жизнь нашего Искупителя потому, что Он есть единственный совершенный пример для всех людей. Нам следует размышлять о бесконечно великой жертве, принесенной на Голгофе, что приводит нас к более полному пониманию чрезвычайной греховности греха и праведности святого закона. Каждый раз после сосредоточенного изучения темы искупления вы будете испытывать укрепляющее, облагораживающее вас воздействие. Вы получите более глубокое понимание характера Божия и, уяснив себе весь план спасения, вы окажетесь лучше приготовленными к совершению порученного вам дела. С глубоким убеждением вы будете свидетельствовать людям о неизменности закона, проявившимся так ясно в крёстной смерти Христа, об отвратительной природе греха и праведности Божией, которая обнаруживает себя в оправдании верующих в Сына Божия, на условии, что они впоследствии будут повиноваться постановлениям Божьего правления на небе и на земле» (РГ, 24 апреля 1888).

Наш Искупитель, Его примирительная жертва за нас, отвратительная природа греха, праведность Христа, полученная по вере — в серьезных размышлениях и полном принятии этих жизненно важных истин Евангелия могут быть найдены: прощение, оправдание, мир, радость и победа.

Вслед за указанием относительно единственного верного пути пришла потрясающая весть, предназначенная Господом пробудить в Его народе чувство грозящей им гибели, чтобы они немедленно вступили на безопасный путь:

«Каждый член наших общин должен задать себе серьёзный вопрос: в каком положении перед Богом находимся мы, считающие себя последователями Христа? Являемся ли мы носителями света в этом мире? Сохраняем ли мы связь с всеобщим Источником света? Не видны ли сегодня среди христианских церквей следы увядания и упадка? Духовная смерть объяла и этот особый народ, который должен был явить миру пример жизни и ревности, чистоты и преданности, сохраняя самую серьёзную посвящённость делу истины. Факты относительно действительного положения так называемого народа Божия говорят громче, чем устное исповедание этого народа и свидетельствуют о том, что некая сила перерезала якорный канат, державший их у Вечной Скалы и дрейфуют они теперь в море без карт и компаса» (РГ, 24 июля 1888 г.).

Некая сила, как здесь сказало, перерезала канат, державший церковь на якоре у Вечной Скалы, и теперь члены Церкви дрейфуют в море без карт и компаса. Может ли ситуация быть ещё более потрясающей? Могло ли провидение промолчать и не указать нам на нашу нужду обратиться от всего сердца к Тому, Кто только Один может сохранить нас?

После этого пришла весть, говорящая о том, что было необходимо сделать для восстановления перерезанного врагом каната, чтобы мы могли вновь оказаться на безопасном якоре. Пожалуйста прочтите это внимательно:

«Недостаточно быть только знакомым с доказательствами в пользу истины. Люди, с которыми вы соприкасаетесь, должны видеть в вас жизнь Христа. Ваша работа будет иметь большой успех, если Иисус Христос пребывает в вас, ибо Он сказал: «Без Меня не можете делать ничего». Христос стоит и стучит у дверей вашего сердца и при всём этом некоторые постоянно говорят: «Я не могу найти Его». Почему же? Ведь Он сказал, что Он стоит и стучит. Почему бы вам не открыть дверь и не сказать Ему: «Войди, дорогой Господь». Меня чрезвычайно радуют эти простые указания относительно того, каким образом Христос может быть найден. Без них я не знала бы, как найти Того, Кто так дорог для меня. Открывайте же дверь без ненужного промедления и освободите храм души от торгующих и покупающих и пригласите Господа войти к вам. Скажите Ему: «Я люблю Тебя всей душой. Я хочу творить дела праведности и повиноваться закону Твоему». Тогда вы почувствуете, что присутствие Христа принесло вам мир» (РГ, 28 августа 1888).

Всего за несколько недель до сессии Генеральной конференции в Миннеаполисе Господь послал следующую весть как завершение указаниям, посылаемых из месяца в месяц почти в течение двух лет по тому же исключительно важному вопросу:

«В чём заключается работа служителя Евангелия? В том ли, чтобы верно преподавать слово истины? Им не нужно выдумывать нового Евангелия, а лишь верно преподавать уже врученную им благую весть. Они не должны довольствоваться передачей в своих собраниях старых проповедей, так как эти избитые серии проповедей могут уже не соответствовать обстоятельствам и нуждам народа. Есть темы, на которых следовало бы часто останавливаться, но они остаются, к сожалению, в пренебрежении. Центром нашей вести должна быть миссия и жизнь Иисуса Христа. Больше следует останавливаться на смирении, самоотвержении, кротости и унижении Христа. Чтобы гордые и эгоистичные сердца могли увидеть разницу между собой и их Примером и могли бы смириться. Покажите вашим слушателям Иисуса Христа в Его самоунижении, совершенном для спасения павших людей. Представьте им, что Тот, Кто стал их Поручителем, должен был принять человеческую природу и в этой природе перенести мрак и ужас неодобрения Своего Отца, вызванное всеобщими преступлениями человечества; при этом следует иметь ввиду, что Спаситель находился в образе человека.

Насколько позволяет человеческий язык, опишите унижение Сына Божия, когда Он ради человечества оставил престол света и славы, тот престол, на котором Он восседал вместе о Отцом. (При этом следует помнить, что вы никогда не сможете достичь предела в этих описаниях). Он сошёл с неба на землю и, находясь на земле, понес на Себе проклятие Божие как поручитель павшей расы. Он добровольно решился принять на Себя тот гнев Божий, который заслужил человек через неповиновение божественному закону. Он согласился перенести жестокие насмешки и издевательства, бичевание и распятие. «И по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти». И сам вид Его смерти вызывал изумление всей Вселенной, так как смерть Его была «смертью крестной». Христос не был нечувствительным к позору и вражде. Он чувствовал всё это особенно остро. Его ощущение страданий было более глубоким по сравнению с нашим, так как в сравнении с греховной человеческой расой, ради которой Он страдал, Его природа была более возвышенной, чистой и святой. Он был величием неба, Oн был равен Отцу. Он повелевал воинствам Ангелов однако, принял такую смерть, которая в отличие от всякой другой, была покрыта особым позором и презрением. О, если бы гордые люди могли понять это! О, если бы они смогли проникнуть в значение искупления и старались бы научиться кротости и смирению Христа!» (РГ, 11 сентября 1888).

Эти слова были направлены исключительно к служителям — учителям народа Божия. Они должны были делать следующее:

1. Верно преподавать слово истины.

2. Не выдумывать нового Евангелия, а передавать уже доверенную им Благую Весть.

3. Не говорить «старых» проповедей, так как они могут не соответствовать нуждам народа.

4. Заниматься предметами, которые, к сожалению, оставались в пренебрежении.

5. Центром их вести должка быть миссия и жизнь Иисуса Христа.

Заключительный параграф представлял собой подробный план для изложения торжественной темы о миссии и жизни Христа.

При взгляде на то время, кажется, что все эти прямые, ясные, торжественные вести должны были бы оказать глубокое впечатление на умы всех служителей Церкви. Кажется, что все они должны были с готовностью и жаждой принять своевременную воодушевляющую весть об оживлении, реформации и духовном исцелении, ту весть, которую с такой серьёзностью и искренностью принесла избранная Господом вестница. Господь предложил обманутым грехом человеческим сердцам в качестве исцеления от недугов принять совершенную праведность Христа. Именно в этом и была самая большая нужда. Кто может сказать, что было бы с Церковью и делом Божьим, если бы весть о праведности через веру была бы полностью и сердечно принята в то время? И кто может исчислить потери, понесённые из-за того, что многие не приняли эту весть? Только Вечность даст исчерпывающие ответы на эти вопросы.