4. Весть, провозглашённая на конференции в Миннеаполисе

Весть о праведности через веру была ясно и обстоятельно представлена на Генеральной конференции, проходившей в Миннеаполисе в ноябре 1888 года. Она была основным предметом изучения в часы духовных служений на конференции. Видно было, что постановка этого вопроса ожидалась, и существовало мнение, что он подвергнется тщательному обсуждению на конференции. Так это случилось.

Не все участники конференции отнеслись к этой вести одинаково; фактически среди руководителей обнаружились серьёзные расхождения во мнениях по этому вопросу. Эта, разница во взглядах может квалифицироваться следующим образом:

Класс 1 — Это те, которые видели в ней великий свет и с радостью приняли её; они считали, что это есть существеннейшая часть Евангелия и чувствовали, что ей должно быть уделено особенное внимание во всех усилиях по спасению погибающих. Для этого класса настоящая весть представлялась подлинным ключом к победоносной жизни в борьбе с грехом, и они понимали, что великая истина о том, как человек может стать праведным по вере в Сына Божия, была самой настоятельной нуждой Церкви остатка в её приготовлении к преображению при втором пришествии.

Класс II — Однако, некоторые проявляли чувство неуверенности относительно «нового учения», как они называли эту весть. Казалось, что они были неспособны принять её и вынести о ней какое-то определенное решение. В результате, они пришли в состояние смущения и растерянности. Фактически они не принимали и не отвергали этой вести.

Класс III — Но там были те, которые решительно выступали против преподавания этой вести. Они заявляли, что истина о праведности через веру была признана нашим народом с самого начала и вообще теоретически это было правильно. По этой причине они не видели основания для того, чтобы делать такое подчёркивание этого предмета, как это делалось его приверженцами. Более того, они боялись, что при подчёркивании темы о праведности через веру бросалась тень на те доктрины, которым придавалось такое большое значение с самого начала нашей церковной истории и так, как в преподавании этих, отличающих нас от других христиан, доктрин, они усматривали секрет силы и роста нашего движения, то у них возникало опасение, что эти доктрины могут быть сдвинуты в тень каким-нибудь учением или вестью, и в результате, наше дело утратит свой отличительный характер и силу. По причине этих опасений они считали своим долгом защищать дело и народ решительной оппозицией вести.

Это расхождение во взглядах среди руководителей привело к серьёзным последствиям, породило борьбу и крайне неблагоприятную отчуждённость. Но с течением лет неизменно возрастало желание и надежда и даже уверенность, что однажды весть о праведности через веру засияет со всем присушим ей достоинством, славой и силой и получит полное признание. В то же самое время ложная оценка и оппозиция постепенно рассеивались. Теперь у многих существует глубокое убеждение, что весть о праведности через веру должна изучаться, преподаваться и подчёркиваться самым сильным образом, как того требует её важность.

К сожалению, никакого полного отчёта о выступлениях и дискуссиях по поводу вести о праведности через веру на Миннеаполисской конференции не было опубликовано. Выступившие там не оставили записей своих речей. Но благодаря последующим письменным произведениям Духа пророчества оказалось возможным собрать необходимую информацию об обстоятельствах, связанных с проповедью об этой вести, её принятием, а также и её отвержением. Для лучшего понимания нашего нынешнего положения нам совершенно необходимо ознакомиться с этой вдохновенной информацией. Было бы приятней опустить некоторые высказывания Духа пророчества по поводу отношения некоторых руководителей к этой вести и вестникам. Но в таком случае сложившаяся на конференции ситуация была бы передана неполно, и многое осталось бы неясным.

По причине оппозиции возникла необходимость в положительном заверении, что возвещаемая в то время весть о праведности и оправдании через веру провозглашалась под непосредственным руководством Божиим. Нижеследующие заявления должны устранить всякие сомнения относительно той вести, которая была провозглашена на Миннеаполисской конференции:

«Настоящая весть — оправдание через веру — есть весть от Бога; она содержит в себе божественное удостоверение, так как её плод — святость» (РГ, 3 сентября 1889).

«Вести с печатью божественного удостоверения были посланы народу Божьему. В них были представлены слава, величие и праведность Христа, полного благодати и истины; полнота Божества в Иисусе Христе была представлена нам в красоте и любви, вызывая восхищение у тех, чьи сердца не были закрыты предубеждением. Мы знаем, что Господь пребывал и действовал в нашей среде. Мы видели, как души обращались от греха к праведности, мы видели оживление веры в сердцах покаявшихся душ» (РГ, 27 мая 1890).

Как уже отмечалось раньше, некоторые из присутствовавших на Миннеаполисской конференции приняли весть с большим удовлетворением. Для них она была вестью жизни. Она дала им возможность по-новому оценить Христа, она расширила их представление о Его великой жертве на кресте, она принесла их сердцам мир, радость и надежду. Она была глазным средством в приготовлении народа для встречи с Господом.

Эти собратья вернулись в свои церкви с новой решимостью проповедовать Евангелие спасения от греха и помочь своим братьям принять через веру праведность Христа, как она открыта в Евангелии. Сама сестра Уайт приняла очень активное и серьёзное участие в этой работе, и на страницах «Ревью» делилась некоторыми из своих опытов, например:

«Мы от всего сердца благодарим Господа за дарованный нам драгоценный свет, который мы можем передать людям. И мы радуемся, что у нас есть весть — настоящая истина — для этого времени. Проповедь о том, что Христос есть наша праведность принесла облегчение многим и многим душам, и Бог говорит Своему народу: «Идите вперед». Весть к Лаодикийской церкви применима к нашим обстоятельствам. Как ясно в ней представлено положение тех, кто думает, что они имеют всю истину, кто гордится своим знанием слова Божия в то время, как в их жизни не ощущается Его освящающей силы. Им недостаёт горячей любви Божией, но именно эта, горячая любовь делает народ Божий светом миру…

На каждом собрании после этой сессии Генеральной конференции люди с жадностью принимали драгоценную весть о праведности Христа. Мы благодарны Богу за те души, которые сознают свою нужду в том, чего у них ещё нет: золота веры и любви, белой одежды Христовой праведности, глазной мази духовного понимания. Если вы обладаете этими драгоценными дарами, то храм вашей человеческой души не будет похож на разрушающееся здание покинутой церкви. Братья и сёстры, я призываю вас во имя Иисуса Христа, делайте именно то, что Бог считает нужным делать сегодня. Пришло время благодатных возможностей» (РГ, 23 июля 1889).

Восемь месяцев спустя она писала следующее: «Я посещала одно место за другим, присутствуя на тех собраниях, где проповедовалась весть о праведности Христа. Для меня было большим преимуществом поддерживать моих братьев и вместе с ними свидетельствовать о вести для настоящего времени, и я видала, что сила Божия сопровождала те собрания, где звучала эта весть» (РГ, 18 марта 1890).

О собрании в Саут Ланкастере она вспоминала: «До этого я ещё никогда не видела, чтобы дело духовного оживления так основательно и успешно продвигалось вперед, при всём том оно обошлось там без лишнего возбуждения. Там не слышалось ни особых побуждений, ни приглашений. Людей не вызывали проходить вперед к кафедре, чтобы о них помолились, но все испытывали торжественное сознание того, что Христос пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию. Искренние люди готовы были исповедываться в своих грехах и принести Богу плоды новой жизни через покаяние и насколько возможно более полное исправление. Казалось, что все мы были окружены небесной атмосферой. В прямом смысле слова, ангелы окружали нас. В пятницу вечером общественное служение началось в пять и продолжалось более, чем до девяти часов… Многие из находившихся там свидетельствовали, что слушая проникновенные истины, которые там излагались, они во свете закона почувствовали себя преступниками. Оказывается, они полагались на свою собственную праведность. Теперь они поняли, что это были лишь грязные лохмотья в сравнении с единственно приемлемой Богом праведностью Христа. Хотя до этого они и не делали явных грехов, теперь же они увидели порочность своих сердец. Другие боги занимали в их сердце место небесного Отца. Верно, что и прежде они пытались бороться с грехом, но при этом полагались на свои собственные силы. На самом же деле, мы должны идти ко Христу и такими, как есть, и признавая свои грехи, доверить свои беспомощные души нашему сострадательному Искупителю. При этом гордое сердце смиряется и происходит распятие собственного «Я» (РГ, 5 марта 1889).

Представьте себе, какое могло бы произойти могущественное пробуждение истинного благочестия, какое восстановление духовной жизни, какое очищение от греха, какое крещение Духом, какое проявление Божественной сипы для завершения работы в нашей жизни и мире, если бы все наши служители разъехались по окончании этой конференции такими же, как эта верная и послушная служительница Господа!

Как печально, как глубоко, прискорбно, что эта весть о праведности Христа в самом начале её провозглашения натолкнулась на оппозицию со стороны серьёзных и озабоченных делом Божиим мужей! Эта весть никогда не была принята, не была возвещаема в той мере, как это следовало бы сделать, чтобы передать церкви связанные с ней неизмеримые благословения. Серьёзность влияния, произведённого таким отношением, видна из последовавши за этим обличений. В настоящее время мы должны обратить особое внимание на эти обличения и увещевания!

«Бог воздвиг мужей в связи с нуждами настоящего времени с тем, чтобы они «взывали громко и не удерживались», тех, кто мог бы возвысить свой голос «подобно трубе и указать народу Моему на их согрешения и дому Иакова на грехи их». Их дело заключается не в том только, чтобы возвещать о законе, но и проповедовать истину для настоящего времени, а именно: Господь — наша праведность…

Однако среди нас есть те, которые не видят необходимости в особой работе для настоящего времени. Когда Бог пробуждает народ, они стараются поставить преграду на пути вести предостережения, обличения и мольбы. Их влияние успокаивает опасения в людях и мешает им пробудиться в столь торжественное время. Поступающие так, подобны тем стражам на стенах древних городов, которые своими трубами подавали ложные сигналы. Им следовало бы осознать своё положение, но они оказались пойманными в сети врага» (РГ, 13 августа 1889).

Заметьте следующее важное высказывание: «Вы встретитесь с теми, кто скажет вам: «Для чего такое возбуждение? Вы придаете слишком большое значение праведности Христа. Вам бы следовало больше проповедовать о законе». Как особый народ, мы проповедовали о законе до тех пор, пока не стали такими сухими, как холмы Гильвуйские, которые не имеют ни росы, ни дождя. Мы должны проповедовать о Христе в связи с законом, и такая проповедь, имея в себе сок и питательность, будет пищей для изголодавшегося стада Божия. Мы совершенно не должны полагаться на свои заслуги, а исключительно на заслуги Иисуса из Назарета» (РГ, 11 марта 1890).

Обратите внимание ещё и на такие серьёзные слова: «Некоторые из наших братьев не принимают весть от Бога по этому вопросу. Кажется, они очень озабочены тем, чтобы никто из наших служителей не уклонился от прежней системы преподавания хороших старых доктрин. Но мы спрашиваем: «Не пора ли придти новому свету для народа Божия, чтобы побудить их к большей серьёзности и ревности? Данные нам в Священном Писании чрезвычайно великие и ценные обетования в значительной мере потеряны нами из виду, т.е., произошло именно так, как хотел враг всей праведности. Он простёр свою темную тень между нами и Богом, чтобы мы не видели Его истинного характера» (РГ, 1 апреля 1890).

«Бог послал Своему народу свидетельство об истине и праведности, и они должны возвеличить Христа и прославить Его праведность. Те, кого Бог послал с этой вестью, обычные люди, но какой характер той вести, которую они несут? Неужели вы осмелитесь пренебречь предостережениями потому лишь, что Бог не посоветовался с вами относительно того, что следовало Ему делать? Бог призывает на Своё дело мужей, которые будут говорить, будут возвышать свой голос страстно и неудержимо. Для совершения Своей работы на это время Он нашёл вестников. Некоторые же отвернулись от этой вести и занялись критикой возвещающих её» (РГ, 27 декабря 1890).

«Господь послал весть для того, чтобы пробудить Свой народ к покаянию и первоначальной ревности в служении, но как эта весть была принята? В то время, как некоторые отнеслись к ней с вниманием, другие с презрением и осуждением отвергли и весть и вестников. При этом духовность оказалась омертвевшей, детская простоте исчезла, механическое и формальное исповедание веры заняло место любви и преданности. Можно ли мириться с продолжением такого плачевного состояния? Должен ли свет любви Божией угаснуть во мраке?» (РГ, 23 декабря 1890).

Для лучшего уяснения силы этой испытующей сердца вести, нам было бы полезно перечислить некоторые положения, связанные с ней:

1. В нужное время Бог нашёл соответствующих людей.

2. Некоторые пытались поставить преграду на пути этой вести и помешать пробуждению среди народа.

3. Такие личности были в сетях врага, и как стражи на стенах, подавали неверные сигналы.

4. Такие люди заявляли, что следует проповедовать о законе, а не о праведности Христа.

5. Было дано наставление проповедовать о Христе в связи с законом.

6. Некоторые опасались отступления от прежней системы преподавания хороших старых доктрин.

7. Бог призывал мужей провозглашать весть о праведности через веру.

8. Перед всеми поставлен вопрос, неужели вы осмелитесь пренебречь предостережениями?

9. Двоякий результат отвержения вести:

а) духовность умирает;

б) внедрение механического и формального исповедания веры.

10. Кульминационный вопрос: можно ли мириться с продолжением такого плачевного состояния?

Это действительно потрясающее резюме!

Разногласия и конфликты, возникшие среди руководителей по причине оппозиции к вести о праведности во Христе, вызвали очень неблагоприятную реакцию. В народе произошло замешательство, и многие не знали, что им делать. Относительно этой реакции мы читаем:

«Если бы все наши братья работали в тесной зависимости от Бога, они не усомнились бы в том, чти весть, передаваемая им в течение этих последних двух лет, была небесного происхождения. Наши молодые люди смотрят на старших братьев, и когда они видя, что некоторые из них не принимают эту весть и не считают её сколько-нибудь существенной, это приводит к тому, что души, несведущие в Писании, отвергают свет. Мужи, не принявшие истину, стали между народом и светом. Но свет явился в такой простоте и ясности, что отвергшие его не могли иметь извинения. Каждый имел возможность получить познание истины…» (РГ, 18 марта 1890).

«Почти два года мы не призываем людей прийти и принять свет и истину относительно праведности Христа, и они не знают, принимать ли им эту драгоценную истину или нет. Они привязаны к своим собственным взглядам и не впускают в себя Спасителя» (РГ, 11 марта 1890).

«Некоторые отвернулись от вести о праведности Христа и принялись критиковать тех, кто принял и распространял её. Трёхангельская весть не будет понята, и свет, который должен озарять своей славой землю, будет назван ложным светом теми, кто отказывается идти в возрастающем сиянии этого света. Работа, которая могла быть выполненной, останется не сделанной теми, кто по своему неверию отвергает истину. Мы умоляем вас, противящихся свету истины, отойти в сторону с пути народа Божия. Пусть посланный небом свет озаряет народ своими ясными и прямыми лучами» (РГ, 27 мая 1890).

«Небо опечалено духовной слепотой многих из наших братьев. Господь призвал вестников, помазал их Духом Своим и повелел каждому из них: «Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззаконие его и дому Иаковлеву — на грехи его». Пусть же никто не рискует становиться между народом и этой вестью, посланной с неба. Весть Божия так или иначе достигнет людей, а если не люди, то камни бы провозгласили её. Я призываю каждого проповедника взыскать Господа, оставить гордость, прекратить борьбу за первенство и смирить сердца перед Богом. Холод в сердцах и неверие тех, кто должен был иметь веру, делают церкви такими слабыми» (РГ, 23 июля 1892).

Нельзя пройти мимо этих, имеющих вечные последствия, слов. Хорошо заметьте эти кристально ясные высказывания:

1. Весть 1888 — 1890 лет была послана небом.

2. Её отвержение некоторыми более опытными братьями привело молодых людей к растерянности и смущению.

3. Отвергшие весть становились между народом и светом.

4. Никто не имеет извинения, так как свет был очень простым и ясным.

5. Из-за привязанности к своим собственным взглядам многие оказались слишком медлительными в принятии драгоценной истины.

6. Некоторые отвращались от вести и критиковали вестников.

7. Те, кто отказываются идти вперед в познании этого возрастающего света, окажутся неспособными понимать трёхангельскую весть.

8. Те, кто отказываются пребывать в этом небесном свете, сиянием которого должна быть озарена вся земля, назовут его ложным светом.

9. Вследствие их неверия дело огромной важности окажется невыполненным.

10. Торжественная просьба к тем, кто противится свету, «отойти в сторону с пути народа Божия».

11. Такая духовная слепота вызывает печаль на небе.

12. Ободряющее заверение: «Господь призвал вестников и помазал их Духом Своим».

13. Если бы не нашлось человеческих голосов для провозглашения этой вести, то её возвещали бы камни.

14. Каждый проповедник призывается смирить своё сердце перед Богом, чтобы духовная сила могла войти в церковь.

Несомненно, комментарии в отношении этих торжественных предостережений и просьб были бы излишни.

За оппозицией скрывались хитрые замыслы родоначальника зла, врага истинной праведности. Сам факт, что он с такой решимостью пытался нейтрализовать эту весть и её неизбежные последствия, свидетельствует о её огромной ценности и важности и потому, какие ужасные последствия могла иметь его любая победа в борьбе с этой вестью! Нам дано ясное представление относительно хитрых замыслов сатаны:

«Враг человека и Бога не желает допустить ясного преподавания этой истины (об оправдании, через веру) так как он знает, что в случае полного принятия её людьми, его сила будет сломлена. Если ему удастся настолько сильно управлять сознанием тех, кто называет себя детьми Божьими, что они будут пребывать в сомнении, неверии и мраке, то он победит их в искушениях» (РГ, 3 сентября 1889).

«Наше настоящее положение интересно и опасно. Опасность отвержения посланного небом света должна побудить нас бодрствовать в молитвах, чтобы ни в ком из нас не было сердца лукавого и неверного. Когда Агнец Божий был распят на Голгофе, над сатаной навис смертный приговор, и где этот обречённый враг истины и праведности может изгладить в сознания людей мысль о том, что им для своего спасения необходимо полагаться на праведность Христа, там он непременно будет это делать. Сатана хорошо знает, что он сможет победить человека в искушениях и сделать его своей добычей, как только ему удастся привести человека к тому, что тот начнет видеть в своих делах личную заслугу и праведность. Потому в вашем свидетельстве о Христе возвысьте Его настолько, чтобы люди могли увидеть в Нём единственный источник своего спасения. И как вновь перед Исходом, помажьте косяки дверей кровью Голгофского Агнца, чтобы быть в безопасности» (РГ, 3 сентября 1889).

Стоит ещё раз суммировать эти высказывания, принимая во внимание их исключительную важность:

1. Именно сатана не желает допустить возвещения истины о праведности через веру.

2. Делается это по той причине, что в случае полного принятия людьми этой истины, сила врага будет сломлена.

3. Когда сатане удаётся держать людей в сомнении и неверии, он может побеждать их в искушениях.

4. Сатана постоянно старается изгладить в сознании верующих мысль о том, что им для своего спасения необходимо полагаться на праведность Христа.

5. Сатана знает, когда ему удаётся убедить людей в том, что они могут полагаться на свои собственные дела в достижение праведности, они становятся его жертвами.

6. Потому раздаётся такой призыв: «Возвысьте распятого Спасителя и возложите упование на Его Кровь!

Какая возникает необходимость в молитве при размышлении над сказанным здесь! С каким смирением должны мы искать Бога для получения небесной мази для наших глаз! Только при полном принятии и практическом применении этих чудесных даров, народ может оказаться без пятна и порока перед святым Богом в явлении Его. Только таким образом Его заповеди будут воистину исполнены, и только с помощью этой божественной силы церковь сможет закончить своё великое дело.