7. Основная всеобъемлющая истина

В предыдущих главах вопрос о праведности через веру рассматривался главным образом в его историческом аспекте; время, место и путь, который Господь избрал, чтобы обратить внимание Своего народа на эту главнейшую истину Евангелия, чтобы придать силу, влияние и успех возвещению трёхангельской вести, которая была доверена нам таким исключительным образом. Теперь мы подошли к анализу этого предмета в его широком значении с высказываниями Духа пророчества.

Изложение и рассмотрение вести о праведности через веру на конференции в Миннеаполисе вызвало у ряда делегатов в большей или меньшей мере смущение и растерянность. Однако, при всех дискуссиях и проявившемся там возбуждении и смущении, передача на конференции этой важнейшей истины никак не была тщетной. Это послужило толчком к новым размышлениям и исследованиям относительно великой темы оправдания через веру и привело многих к более глубокому и полному признанию Спасителя в качества их замены и их поручителя. В числе наибольших благословений, последовавших за тем собранием, были обильные разъяснения, которые Господь послал Своему народу через Дух Пророчества относительно нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа в том, как каждый по вере может жить Его жизнью. Эти разъяснения, толкования или комментарии представляют собой поистине неоценимое сокровище.

Уместно заметить, что после Миннеаполисской конференции всем были даны через Духа пророчества следующие вдохновенные книги:

«Путь ко Христу» в 1892 году, «Нагорная проповедь Христа» в 1896 году, «Желание веков» в 1898 году, «Наглядные уроки Христа» в 1900 году, «По стопам Великого Врача», в 1906 году, «Деяния апостолов» в 1911 году.

Всем, читавшим эти книги, хорошо известно, что доминирующая тема этих книг есть Христос, Его победоносная жизнь в человеческой природе, Его примирительная жертва на кресте и каким образом Он может стать для нас бедных смертных мудростью, праведностью, освящением и искуплением.

Кроме этих в высшей степени духовных книг, множество статей, принадлежащих этому же перу и опубликованных в «Ревью энд Геральд», содержит особенно ясные и исключительно полезные разъяснения по вопросу о праведности через веру. Для церкви всё это представляет неоценимый дар. Через них был пролит обильный поток света на великую проблему искупления во всех её фазах.

В дальнейших изученьях по изложению Духа пророчества такого предмета, как праведность через веру, важно достичь ясного понимания его широты. Это не доктрина ограниченного содержания или малозначительной важности. Это не такой предмет, с которым человек может быть знаком или может быть незнаком без особого ущерба для себя. Праведность через веру в её широком значении охватывает все жизненно важные, основные истины Евангелия. Она начинается с морального положения после его сотворения и охватывает:

1. Закон, по которому человек должен жить.

2. Преступления против этого закона.

3. Наказания за преступления.

4. Проблема искупления.

5. Любовь Отца и Сына, сделавшая это искупление возможным.

6. Справедливость в принятии заместителя.

7. Природа искупления.

8. Воплощение.

9. Безгрешная жизнь Христа.

10. Смерть Сына Божия как заместителя грешника.

11. Погребение, воскресение и вознесение.

12. Заверение со стороны Отца в Его полном удовлетворении замещающей жертвой.

13. Сошествие Святого Духа.

14. Служение Христа в небесном святилище.

15. Участие, требуемое от грешника для его искупления.

16. Природа веры, покаяния, исповеди, послушания.

17. Значение и опыт возрождения, оправдания и освещения.

18. Участие Святого Духа и Слова Божия и необходимость в них для того, чтобы человек мог получить всё приобретённое для него на кресте.

19. Победа над грехом посредством присутствия Христа в жизни человека.

20. Значение дел в жизни верующего.

21. Значение молитвы в получении и сохранении праведности Христа.

22. Завершение плана спасения и избавление при возвращении Искупителя.

Такой широкий круг истин охватывает короткая фраза «праведность через веру». Маленький ключ, как сказал некто, может открыть очень сложный замок и очень большую дверь, а та дверь может ввести в огромное здание, где хранятся несметные сокровища. Короткая фраза — «праведность через веру» — открывает дверь ко всем бесценным хранилищам богатства и славы Евангелия во Христе Иисусе Господе нашем.

В связи с этим будет уместно вспомнить некоторые из высказываний Духа пророчества, которые служат введением или создают обрамление для этой прекрасной истины.

«Настоящая весть — оправдание через веру — есть весть от Бога, она имеет божественную печать, так как её плод есть святость» (РГ, 3 сентября 1889).

«Мысль о том, что праведность Христа вменяется нам не в силу каких-либо наших заслуг, но как безвозмездный дар Божий, представляется драгоценной мыслью» (РГ, 3 сентября 1889).

«Оправдание через веру и праведность Христа — это в устах человека самая приятная песнь» (РГ, 4 апреля 1895).

«Праведность Христа как чистая белая жемчужина не имеет никакого недостатка, пятна или порока. Эта праведность может быть нашей» (РГ, 8 августа 1899).

В самом точном смысле праведность через веру не является теорией: это опыт, коренная перемена, происходящая в верующем во Христа. Она ставит грешника в новое положение перед Богом. Это суть христианства, как мы читаем:

«Сущность христианского опыта жизни по благодати заключается в вере во Христа, в познании Бога и посланного Им Сына. Истинная религия — это пребывание Христа в сердце и живущая со Христом душа возрастает в благодати духовной деятельности и идёт вперед по пути к совершенству» (РГ, 24 мая 1892).

Потерять из виду эту чудесную, основную и всеобъемлющую истину — значит потерять то, что составляет основу всего плана спасения.