Преподавание истории с адвентистской точки зрения. Некоторые философские и методологические концепции

Джонатаф Кунтараф, Отдел образования Дальневосточного дивизиона АСД

Вступление

Размышляя о своей работе в учебных заведениях Церкви Адвентистов седьмого дня, все христианские преподаватели признают, что им приходится решать задачу интеграции своей посвященности в преподаваемые академические дисциплины. Они понимают, что “Господь признает учителями, лишь тех, кто преподает Евангелие”. Как же, в таком случае, достичь упомянутой интеграции адвентистским учителям истории.

По определению, история — это прошлый опыт человечества, который помогает нам понять настоящее и будущее. Выступая после избрания его президентом Американской исторической ассоциации, профессор Декстер Перкинс размышлял о том, каким образом ученые-историки могут широко и глубоко подходить к своей дисциплине. По его мнению, задача преподавателей истории заключается в том, чтобы выявлять в событиях прошлого такие модели, которые обладали бы ценностью для современной молодежи. Преподаватель истории должен иметь твердые моральные и интеллектуальные устои, поскольку, в конечном счете, история представляет собой точку зрения… Тот профессор, который ставит на первое место преподавание, награду обретет в жизни и достижениях своих студентов.

С адвентистской точки зрения “жизнь и достижения… студентов” означает содействие становлению их характера. В своей книге “Воспитание” Елена Уайт высказалась так: “Как язык, так и любой другой предмет можно преподавать таким образом, что он будет формировать и укреплять характер. Особенно это относится к истории. Ее следует рассматривать с божественной точки зрения”.

Адвентистский преподаватель истории будет интерпретировать исторические события иначе, нежели светские преподаватели истории. Его светский коллега зачастую пренебрегает провидением Божьим и концентрирует внимание на иных факторах, которые, с его точки зрения, определяли историю. Многие из его христианских коллег с равной же уверенностью попытаются объяснить, где именно мы можем различить вмешательство руки Божьей в историю.

Цель настоящего доклада заключается в том, чтобы представить те основные концепции, которые лежат в основе адвентистского взгляда на историю, и предложить некоторые методологические подходы. Хотя адвентистские преподаватели истории должны уважать историю, как предмет — поскольку преподавание истории это не преподавание религии — их почетная обязанность состоит в том, чтобы в преподавании отражалась их вера. Признавая эту почетную обязанность, адвентистский преподаватель истории должен сделать так, чтобы христианские доктрины пронизывали весь его предмет.

Адвентистские философские основы преподавания истории

Несмотря на множество притоворечащих друг другу философских взглядов на историю, каждый христианский преподаватель истории должен иметь ясное понимание философии истории, которое было бы совместимо с его мировоззрением и религиозными верованиями. “Если у преподавателя нет последовательной философии истории, студенты вскоре обнаружат, что их ведут бесцельно через хаос исторических фактов, имен и событий, не имеющих смысла или ценности ни для них, ни для преподавателя”.

Что же такое адвентистская философия истории? Посвященные адвентистские историки примут во внимание откровение Божье, данное через Писание, а также через труды Елены Уайт. Философия истории Елены Уайт основывается прежде всего на великой борьбе между двумя вселенскими антагонистическими силами — силами праведности под водительством Христа, и силами зла, которыми руководит сатана. Эта идея представляет собой фундаментальную объединяющую концепцию, которую Елена Уайт использует во всех своих исторических трудах. Ее богословский подход к философии истории согласуется с тем откровением, которое Господь дал в Библии.

Великая борьба — историческая тема

Ни для кого не секрет, что конфликты и войны существуют на протяжение всей истории. В статье Уилла и Ариел Дюран, “Уроки истории”, сказано следующее: “За последние 3421 год известной нам истории лишь 268 прошли без войн.” Христианский преподаватель истории воспринимает эти разнообразные конфликты и войны, как прямо или косвенно связанные с великой борьбой. В трудах Елены Уайт отражены следующие виды конфликтов: (а) борьба между истиной и заблуждением; (б) борьба между добром и злом; (в) борьба между праведностью и грехом; (г) борьба между Библией и преданием; (д) борьба между законом Божьим и законами человеческими; (е) конфликт в человеческом сердце; (ж) конфликт, направленный против детей Божьих.

Помимо рассмотрения тех свидетельств, которые относятся к великой борьбе, преподаватель истории должен особо выделять основную тему этой борьбы — мятеж “против закона Божьего, который начался на небесах и будет продолжаться до конца времени.” Это даст возможность учащимся понять, что закон и послушание закону являются центральной темой в великой борьбе. Борьба эта завершится, когда характер Божий будет воспроизведен в жизни Его народа. Когда Иисус придет на землю вторично, история мира завершится. Тогда наступит мир и гармония во всем творении Божьем и всякая тварь возвестит о том, что Бог есть любовь. Изучающие историю должны не только знать концепции великой борьбы, но и понимать свою позицию по отношению к этой борьбе. В своей книге “Воспитание” Елена Уайт пишет об этом:

“Ученик должен учиться рассматривать мир, как единое целое, различая те отношения, которые существуют между его частями. Он должен овладевать знаниями о великой центральной теме, о Божием изначальном замысле относительно мира, о подъеме великой борьбы и об искупительной работе… Он должен понимать то, каким образом великая борьба присутствует в каждой фазе человеческого опыта, как в каждом своем поступке он сам отражает один из двух антагонистических мотивов; как вольно или невольно в каждый момент своей жизни он принимает решение относительно того, к чьей стороне примкнет он в великой борьбе”.

История способна “актуализировать те ценности, которые потенциально заложены в человеческом опыте”. Каждый студент на каждом адвентистском занятии по истории должен понимать и осознавать, что каждым совершенным поступком — добрым или дурным — он поддерживает в великой борьбе либо Христа, либо сатану.

Творец, Бог истории

Если великая борьба представляет собой фундаментальное философско-историческое условие, то ее невозможно отделить от концепции Бога, как Творца истории или, скажем иначе, Творца, как Бога истории. Библия — древнейшее и наиболее всеобъемлющее из всех исторических повествований — представляет Бога имманентным и трансцендентным. Он сотворил мир и поддерживает его. Эта точка зрения отражена в многочисленных библейских текстах: “Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей….” (Евр. 1:3). “В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой власти” (Иов. 12:10). “Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: “мы Его и род” (Деян. 17:28).

Эти библейские тексты показывают, что Бог присутствует во всех событиям истории, поскольку именно Он есть та сила, которая поддерживает жизнь и позволяет происходить событиям.

“В анналах человеческой истории рост народов, взлет и падение империй, представляются так, будто это зависит от воли и мастерства человека. Ход событий представляется так, будто он в значительной степени определялся его властью, амбициями или капризами. Но в Слове Божием занавес раздвигается, и мы видим, что над всеми действиями и противоборством человеческих интересов, сил и страстей, за ними и через них молчаливо и терпеливо трудятся посланники Всемилостивейшего, выполняя наставления, данные Им по Своей воле”.

а. Бог действует в истории

Христианское понимание истории заключается в том, что Сам Бог посредством Святого Духа действует в истории. Таким образом Он соучаствует в социальных и национальных делах. Он направлял историю Израиля, исторически воплотился в плоть и утвердил Церковь для продолжения Своей работы.

Результаты Божьей работы в истории можно видеть не только в эпоху древнего Израиля и во время Христа, но также и в настоящее время в росте христианства в отдельных людях, группах людей и обществе в целом. Время от времени Господь посылает Свой народ свидетельствовать о Своей щедрой любви миру. Деяния Павла, Августина, Мартина Лютера, Джона Весли и Елены Уайт показывают, как Бог использует людей в истории. Это должно служить ободрением для всех, кто изучает историю. Это показывает, как Святой Дух может использовать их в Своей работе.

б. Божье провидение в истории

Концепция Творца, как Бога, Который работает в истории, взаимосвязана с концепцией Божьего провидения в истории. Карл Барт определяет доктрину провидения следующим образом:

“Доктрина провидения непосредственно связана с историей сотворенных существ в том смысле, что во всех своих аспектах и на всем своем протяжении эта история протекает под отеческим попечительством Бога Творца, воля Которого выполняется и видна в избранной Им благодати, и, следовательно, в истории завета между Творцом и человеком, и, следовательно, во Христе”.

Адвентисты верят в провидение Божье и признают верховенство Бога в истории. Каждый адвентистский преподаватель истории, однако, должен признавать ограниченность своих возможностей. “Он (учитель истории) не может претендовать на знание о вмешательстве Божием помимо того, которое дано ему через откровение”. О многих событиях истории мы можем лишь строить предположения, поскольку не знаем, как в них сочетаются верховенство Бога и человеческая воля.

Основы адвентистской философии истории могут помогать учащимся в становлении их личных убеждений. У них больше не будет необходимости задаваться следующими вопросами: ”Кто я? Отчего я здесь? Что я делаю здесь?” Адвентистская философия истории даст направление их жизни, ответит на их вопросы и наделит их уверенностью в том, что они играют бессмертную роль в великой борьбе между добром и злом.

История подтверждает исполнение пророчеств

В таком случае с адвентистской точки зрения преподавание истории должно признавать тот факт, что многие исторические события представляют собой исполнение пророчеств. Эти исполнения можно использовать для укрепления веры учащихся в Бога и Библию. Так можно выполнить наставление Елены Уайт о том, что образование должно формировать людей, “способных стоять за правду, если, даже, обрушатся небеса”.

Хотя нам известно о том, что не все исторические события были предсказаны в Библии, мы также знаем суть того, что происходило, и того, что будет происходить в мире.

Исполнение библейских пророчеств

Библия раскрывает нам, как сатана действовал через различные народы в своем стремлении уничтожить народ Божий. В числе этих народов были Египет (Неем. 9:7-8: Иоил. 3:19), Ассирия (Ис. 52:4), Вавилон (Иер. 51:34), ханнанеи и другие народы (Пс. 84:4-8); Греция (Иоил. 3:6); языческий Рим (Дан. 3:24); папский Рим (Дан. 8:21, Отк. 13:7).

Первое пришествие Иисуса было историческим событием, предсказанным ветхозаветными пророками. Они предсказали Его пришествие (Втор. 18:15), Его рождение (Ис. 61:1), суд над Ним и распятие (Ис. 53:7, Пс. 23:18), Его погребение и воскресение (Пс. 17:10).

Адвентистам известно пророчество Дан. 2 относительно истории народов. Адвентистский учитель истории может дать подробные объяснения относительно подъема и падения царств (Вавилона, Мидо-Персии, Греции и Рима) в соответствии с предсказаниями Дан. 2. Исполнение Дан. 2:42-43, где говорится о том, что “железо не смешивется с глиной”, можно объяснить через тот факт, что Карл Великий, Карл V, Людовик XIV, Наполеон, кайзер Вильгельм и все остальные, кто предпринимал попытку объединить осколки распавшейся Римской империи, потерпели неудачу. Даже браки и перекрестные браки королевских династий не сумели скрепить вместе расшатавшееся царство. Никому не удалось этого сделать.

Представленная в Дан. 2 история народов связана с Дан. 7, где история антихриста соотносится с папством. Адвентистам знакома, также, и концепция, согласно которой Дан. 7 связан с Отк. 17, а второй зверь Отк. 17 символизирует Соединенные Штаты Америки. Адвентистские преподаватели истории могут обрисовать роль папства и Соединенных Штатов в мировой истории. Они способны помочь своим ученикам увидеть руку Божью в исполнении пророчеств.

Поскольку второе пришествие Иисуса положит конец истории мира, на адвентистских преподавателях истории лежит почетная обязанность побуждать своих учащихся быть готовыми ко второму пришествию Иисуса и помочь им обрести верную позицию, с которой можно было бы истолковывать текущие мировые события в свете пророчеств Писания. Рассматривая современные события, становится очевидным, что в настоящее время происходит исполнение следующих пророчеств: (а) о политических конфликтах (Матф. 24:6, 7); (б) о конфликтах между капиталом и трудом (Иак. 5:1-3); (в) о природных катастрофах (Матф. 24:7); (г) о прогрессе научных знаний (Дан. 12:4); (д) о социальных конфликтах (2 Тим. 3:1-3); (е) о преследованиях народа Божьего (Матф. 10:16-23; 24:10); (ж) о нарастании папской власти (26); (з) о появлении протестантской Америки (27); (и) о единстве между католиками, протестантами и спиритизмом (23).

Пророчество, как предзнание

Вера в то, что Бог пророчествовал об исторических событиях, привела к ряду сомнительных выводов относительно предзнания. Кто-то из студентов-историков может поставить под сомнение мудрость Божью, если его будут учить тому, что всякое историческое событие является исполнением пророчества. Он может усомниться в том, что человеку вообще дано право выбора.

На преподавателе истории лежит обязанность объяснить роль пророчества.

“Элемент предсказания в пророчестве был замыслен с тем, чтобы дать людям возможность увидеть события преходящие в свете вечности, побудить Церковь к активным действиям в надлежащее время; содействовать личной подготовленности к финальному кризису; оправдать Бога и не оставить человеку каких-либо оправданий в судный день, а также, чтобы подтвердить истинность пророчества в целом”.

В Своем всеведении Богу известно “от начала, что будет в конце” (Ис. 46:9). Сам Иисус провозгласил: “И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили” (Иоан. 14:29). Пророческое откровение никогда не мыслилось, как предопределение, поскольку Бог не вмешивается в свободное волеизъявление людей (Иез. 13:31, 32; 33:11; 2 Пет. 3:9. (7) Фактически, посылаемые буквальному Израилю через ветхозаветных пророков обетования и предсказания должны были исполниться при условии послушания и верности. Некоторые пророчества не исполнились, поскольку Израиль отверг планы Божьи. Это свидетельствует о том, что Бог все же оставляет за человеком право выбора. Поэтому пророчество нельзя отождествлять с предопределением.

Христианская философия истории и ее отношение к пророчеству имеет первостепенное значение. Есть несколько причин, по которым изучающих историю необходимо знакомить с этой темой: (1) для пророческого истолкования фундаментально важно иметь убежденность в том, что Бог направляет ход человеческих событий. Это водительство имеет отношение и к тем событиям, что происходят в настоящее время. Хотя иногда бывает трудно объяснить причины определенных событий, уверенность студентов в божественном провидении остается твердой. (2) Пророческое истолкование укрепляет ту Церковь, частью которой является студент, в обстановке политического и экономического кризиса. (3) Пророческое истолкование направляет внимание студента к сияющему обетованием будущему.

Актуальность преподавания истории

Адвентистские преподаватели истории должны уделить особое внимание тому, как сделать свой предмет актуальным для жизни и интересов учащихся. Студенты не будут проявлять особого интереса и энтузиазма к изучению истории, если не увидят в ней чего-то достойного приложения своих сил. Поэтому преподаватель должен таким образом адаптировать свой материал, чтобы он отвечал нуждам и чаяниям студентов, соответствуя, в то же время, тем задачам, которые ставит перед собой изучение этой дисциплины.

Причинно-следственный принцип

Используя причинно-следственный принцип, преподаватель должен заставить прошлое ожить и заговорить с современными студентами голосом прошлого опыта. Этот принцип применим ко всем, включая жизнь каждого преподавателя и учащегося. “Следствие” наступит в силу определенной “причины”. Это иллюстрирует важную историческую концепцию, — что “история раскрывает подотчетность каждого человека, как ответственной личности в его отношении к Богу, а также к природе и к другим людям”.

В Своей мудрости Бог наделил людей властью, способностями, авторитетом и талантом. Поэтому они отвечают за каждый полученный от Него дар. Библия и Елена Уайт говорят, что благословения и, даже, процветание будут результатом использования даров Божиих в соответствии с Его планом. Елена Уайт писала:

“Атеисты, безбожники и отступники противодействуют Божьему закону и отвергают его. Но результаты их влияния доказывают, что благосостояние человека связано с его послушанием божественным повелениям. Тем, кто не воспримет урок, содержащийся в книги Божьей, остается лишь прочесть его в истории народов”.

Преподавателям истории необходимо побуждать своих учащихся задумываться о причинах и путях, об успехах и неудачах, вписанных в страницы истории. Преподаватель, также, должен формировать в своих студентах убежденность в том, что всякий человек несет ответственность за каждый дар или талант, полученный им от Бога.

Уроки из биографий

История включает в себя биографии тысяч живших до нас людей. Адвентистский учитель истории может извлечь важные уроки из этих биографий, что будет способствовать становлению характера его учащихся. Елена Уайт говорит: “Пусть ученики изучают жизнь таких людей, как апостол Павел и Мартин Лютер, как Моффат, Ливингстон и Кери, равно как и современную, разворачивающуюся у нас перед глазами историю миссионерской работы”. (35)

Биографии таких людей способны зажечь искру миссии в жизни студентов, побуждая их трудиться ради Господа. “Жизнь тех людей, которым Бог благоволил и которым Он доверил великую ответственность, служит для нас как ободрением, так и предостережением”. (36). Изучение истории может быть не только предостережением и напоминанием о слабостях и провинностях человеческих, но также и ободряющим напоминанием о любви Божьей и данном Им обетовании, что Он будет вести нас в будущем так же, как Он вел Свой народ в прошлом.

Нравственные уроки из истории

Человеческая история дает преподавателю богатейший материал для извлечения нравственных уроков. Как говорил бывший министр образования Соединенных Штатов Уильям Дж. Беннет говорил, для того, чтобы способствовать нравственному развитию, “мы располагаем богатейшим материалом, который можно почерпнуть из литературы и истории — с этим материалом, который раньше изучали буквально во всех учебных заведениях, можно знакомиться на обычных занятиях по литературе и истории” (37) В числе тех нравственных ценностей, которым можно учить на материале истории, можно упомянуть честность, верность, уважение к закону, настойчивость. Например, честности можно учить на примере жизни молодого Авраама Линкольна, рассказав о том, как он прошел три мили для того, чтобы вернуть шесть центов. (38)

Елена Уайт упоминает, также, и о тех нравственных уроках, которые можно почерпнуть из изучения истории. Она упоминает биографии Александра Македонского, Цезаря, Наполеона, Хьюма и Вольтера, которые показывают опасность терпимости и важность детского воспитания в формировании будущих жизненных ценностей. (39). Из истории можно уяснить множество других нравственных уроков, и все они позволяют учащимся взглянуть на исторические и биографические события с духовной точки зрения.

Методика преподавания истории

Методика не менее важна, чем содержание. Фактически, методика преподавания истории играет важнейшую роль в зарождении интереса к предмету у учащихся, созданию у них мотивации к учебе и практическому применению уроков истории в их повседневной жизни. Хороший учебный материал способен вызвать лишь разочарование у студентов, если он неверно подан с методической точки зрения.

Практическая учебная программа

Преподавателям необходимо подготовить простую, но полную учебную программу. Она должна отражать задачи данного курса, его содержание, план учебных заданий, метод оценки и библиографию. Из учебной программы должно быть, также, ясно, какие требования предъявляются к данному курсу, какие задания предусмотрены для учащихся и каким учебным пособием они будут пользоваться. Учебный план должен отражать даты, темы, задания и дополнительный справочный материал для каждого занятия. В учебном плане должны быть представлены экзамен в середине учебного курса, заключительный экзамен и, если это необходимо, курсовая работа.

Предпочтительно, чтобы оптимальное учебное пособие отражало краткое описание темы и ряд наталкивающих на размышления вопросов (40), за которыми следуют основные темы для обсуждения, сформулированные также в виде побуждающих к размышлению вопросов. Вполне уместно, если каждый раздел учебника будет заканчиваться кратким повторением пройденного материала, что позволит учащимся лучше уяснить себе основные вопросы каждой пройденной темы.

Правильно составленное краткое описание темы

Качество усвоения материала существенно повысится, если учащиеся научатся в сжатом виде отражать основное содержание пройденной темы. Иногда преподаватель может раздавать учащимся листки с кратким описанием курса. Это лучше, чем ничего. Однако, куда лучше, если преподаватель записывает основные пункты курса на доске или использует для этого настенный проектор и поясняет, почему в это описание включены те или иные пункты. Это займет больше времени, но такие затраты будут вознаграждены, поскольку описание темы в сущности представляет собой процесс анализа истории с целью выявления основных концепций. Подобный прием будет поощрять студентов мыслить историческими концепциями. Это отвечает такой задаче обучения, как развитие самостоятельного мышления.

Методика преподавания

Рассказ является широко распространенным в преподавании истории приемом. В результате хороший рассказчик считается хорошим преподавателем истории, а плохой рассказчик — плохим. Важно, однако, чтобы преподаватель истории использовал разнообразные методы в своей работе. Помимо лекций в учебной аудитории учитель истории может использовать такие методы, как обсуждения в группах, решение проблемных задач, приглашение лекторов для ознакомления с особыми темами, лекции с последующим обсуждением материала, семинары, индивидуальные и групповые доклады, документальные фильмы и поездки на исторические места. Использование таких наглядных пособий, как карты, поможет учащимся лучше представить себе, где и как происходили события.

Вполне уместно использовать в преподавании истории метод Сократа. Какой бы метод ни применялся, правильное использование преподавателем вопросов определит успех или неудачу всего учебного курса. Приведенные ниже рекомендации сформулированы Виктором Р. Лебедовым, с целью помочь преподавателям истории: (а) вопросы, связанные с фактами, должны наталкивать на вопросы, побуждающие к размышлениям, и поощрять учащихся искать ответы на проблемы. (2) На вопрос учащегося отвечайте вопросом, который побудит его к поискам дополнительных свидетельств, которые прояснят для него эту проблему. Этот прием помогает учащимся правильно мыслить и искать необходимые доказательства.

Проверка знаний и оценка

Перед экзаменом большинство учащихся жалуются на то количество материала, которое им необходимо запомнить из толстых учебников и заполненных конспектов. Эти жалобы могут привести к возникновению чувства “ненависти к истории”. Разумно, поэтому, если вы будете поощрять студентов заниматься регулярно вместо того, чтобы откладывать все на последние дни перед заключительным экзаменом. Достичь этого можно, распределив проверку знаний на весь семестр, ежедневно задавая контрольные работы. Такие ежедневные контрольные должны быть краткими, насыщенными, интересными и сконцентрированными на основной теме занятия.

Экзамены не должны основываться на запоминании фактов. Вполне достаточно, если экзамен будет включать в себя следующее: (1) вопросы с просьбой назвать основные личности и их особый вклад в историю. (2) Вопросы, поясняющие типичные термины, относящиеся к конкретным тенденциям. (3) Вопросы на интерпретацию (как и почему произошло определенное событие). (4) Вопросы на прослеживание тенденций в истории. Эти типы вопросов сделают экзамен разнообразным и позволят проверить, насколько реализованы различные цели курса.

Считается, что в заключительный экзамен очень хорошо включать вопросы, которые связаны с определенной тенденцией или отвергают определенную тенденцию в истории. Подобного рода вопросы позволяют проверить: (а) понимание учащимся основных концепций; (б) их способность ясно выражать свои мысли; (в) их способность находить и организовывать материал по конкретной теме; (г) их отношение к курсу и его оценку. (42)

Что касается оценок, то студенты выше всего ценят простоту. Вполне приемлем метод процентной оценки, например, 90% и выше правильных ответов дает 5, 80% и выше — 4. Это позволяет учащимся подсчитать свои оценки и иметь представление о том, над чем им необходимо работать, чтобы получить более высокую оценку. Важно, чтобы, используя процентную систему, оценка отражала всю проделанную студентом работу — посещаемость, доклады по прочитанной литературе, контрольные работы, экзамен в середине курса.

Хорошо подобранный материал в сочетании с верной философией истории и правильной методикой преподавания и оценки дают прекрасные возможности для решения тех задач, которые ставит перед собой изучение данного предмета.

Резюме и заключение

Адвентистский преподаватель истории отличается от многих своих коллег — неадвентистов. Он должен иметь философию истории, которая подчеркивает, что Бог-Творец вселенной есть Бог истории. Преподаватель должен верить в то, что все, происходящее в истории, находится под Его контролем. Библия и труды Елены Уайт содержат ключ к пониманию происходящих в истории конфликтов. Они представляют собой часть великой борьбы, которая закончится на новой земле, когда любовь Божья будет признана всей вселенной. Каждый изучающий историю должен уяснить свою роль в истории, поскольку он обладает потенциалом как для добра, так и для зла и несет ответственность за каждый дар, данный ему Богом.

Многие события прошлого, настоящего и будущего представляют собой исполнение библейских пророчеств. Следует, однако, проводить различие между пророчеством и предопределенностью. Люди имеют свободу выбора. Пророчество означает предзнание, поскольку Господу известно все, что произойдет в будущем.

Каждый адвентистский преподаватель истории должен найти возможности для того, чтобы сделать историю актуальным предметом для учащихся. В процессе изучения истории студенты могут уяснить сущность причинно-следственного принципа. Они могут также учиться на биографиях известных людей. Все исторические события несут в себе такие нравственные уроки, как честность, верность, уважение к закону, настойчивость, опасность терпимости и важность воспитания в детстве.

Если преподаватель владеет христианской философией, располагает соответствующими материалами, использует в своей работе хорошую методику и действенную систему оценки знаний, он способен добиться наилучших результатов в преподавании истории. История станет интересным, поучительным и вдохновляющим предметом, который будет также способствовать духовному росту учащихся.

Преподавание истории с адвентистской точки зрения выполняет важную функцию укрепления и формирования характера наших учащихся. Изыскав наиболее действенные пути соединения христианской веры со своей академической дисциплиной, преподаватели истории смогут представлять человеческую историю, как историю любви Божьей.

Примечания

1. Ellen G. White, Fundamentals of Christian Education, Nashville, Tennessee: Southern Publishing Association, 1923, p. 527.

2. Joseph G. Smoot, “Reward Without Honor: Teaching History Today”, Official Report of the Quadrennial Council for Higher Education (August 20-27, 1968), p. 577.

3. Ellen G. White, Education, Mountain View, California: Pasific Press Publishing Association, 1903, p. 233.

4. Hoxi Firchild, Religious Perspectives in College Teaching, New York: Ronald Press Company, 1952, p. 82.

5. Victor R. Lebedoff, “Teaching History Today”, The Journal of Adventist Education, 37.1 (October-November 1974), p. 16.

6. Gil G. Fernandez, “The Drama of History as Viewed by Ellen G. White, “Review and Herald, 154. 43 (October 24, 1974), p. 160.

7. Will and Ariel Durant, “The Lessons of History”, “Readers’ Digest (December 1968), p. 270.

8. Ellen G. White, The Great Controversy, Mountain View, California: Pasific Press Publishing Association, 1888, p. 144.

9. Ellen G. White, Prophets and Kings, Mountain View, California: Pasific Press Publishing Association, 1916, p. 571.

10. Ellen G. White, The Desire of Ages, Mountain View, California: Pasific Press Publishing Association, 1898, p. 257.

11. Ellen G. White, The Great Controvercy, p. 582.

12. Ibiq.

13. Ellen. G. White, The Desire of Ages, p. 117.

14. Ellen G. White, Testimonies for the Church, Washington D.C., Review and Herald Publishing Association, c. 1959, Vol. VII, p. 15

15. Ellen G. White, The Desire of Ages, p. 763.

16. Ellen G. White, The Great Controversy, p. 678.

17. Ellen G. White, Education, p. 190.

18. Arthur F. Holmes, Contours of World View, Grand Rapids, Michigan: William B. Eerdmans Publishing Company, 1983, p. 194.

19. Gary Land, “Providence and Earthly Affairs: The Christian and the Study of History”, Spectrum, 7.4.

20. Ellen G. White, Prophets and Kings, pp. 499, 500

21. Kenneth Scott Latourette, “Christian Understanding of History”, The American Historical Review, 54.4 (January 1949)

22. Ibiq

23. G.T. McIntire, God, History and the Historians, New York: Oxford University Presses, 1977, p. 206

24. Gary Land, “Providence and Earthly Affairs: The Christians and the Study of History”.

25. Ellen G. White, Education, p. 57.

26. SDA Bible Commentary, Vol. 7, p. 976.

27. Ibiq.

28. Ellen G. White, The Great Controversy, p. 588, 589.

29. Siegfried H. Horn, SDA Bible Commentary, Interpretation of Prophecy, 1979, p. 906.

30. Joseph J. Battistone, “Nations of the World: Accident of Design”, Review and Herald 153.36 (September 2, 976), p. 932.

34. Victor R. Lebedoff, “Teaching History Today”, Journal of Adventist Education, 37.1 OctoberNovember 1974), p. 16.

32. Ibiq

33. Holmes, p. 194

34. Ellen G. White, The Great Controversy, p. 285

35. Ellen G. White, Education, p. 269.

36. Ellen G. White, Patriarchs and Prophets, p. 238/

37. William J. Bennet, “About Character”, Human Events, Human Events Inc. Washington D.C., 31, 1987.

38. Ibiq.

39. Ellen G. White, Testimonies for the Church, Vol. IV, p. 348

40. Victor R. Lebedoff, “Teaching History Today”, Journal of Adventist Education, 37.1 (OctoberNovember 1974), p. 17.

41. Ibiq, p. 18

42. Ibiq.