Претворение в жизнь концепции интеграции веры и обучения в системе высшего образования — модель развития

Айрис Ф. Денисон, Центральнофилиппинский Адвентистский колледж Филиппины

Адвентистское образование: можно ли говорить о его умирании?

У всех человеческих организаций как бы проходят определенный жизненный цикл — они рождаются, какое-то время преуспевают или не преуспевают, а затем они умирают. Одни институты живут дольше других. Однако, как только задачи их выполнены, как только они перестают быть актуальными, как только происходит достаточно существенное снижение их значимости, они все же умирают. К счастью, в некоторых случаях смерти института можно избежать через его возрождение, которое восстанавливает изначальную миссию этой организации или дает ей новую цель.

Система образования Церкви Адвентистов седьмого дня представляет собой один из таких институтов. Хотя кто-то может утверждать, что основана она была не людьми, тем не менее, этот институт переживает сегодня кризис. Вполне возможно, даже, что ему угрожает смерть. Теодор Г. Уайт, популярнейший американский репортер, так комментировал смерть старого журнала “Коллиер”:

“Почти достигнув уже возраста гор, мы предлагали читателю наилучшую, с моей точки зрения, подборку материалов для чтения — рассказов, загадок, советов о том, как усовершенствовать свою жизнь, отчетов — из всех массовых журналов. Но мы не предлагали конкретного мировоззрения. И мы были обречены на гибель”.[Y1]

То положение, в котором сегодня находятся адвентистские учебные заведения, вполне сопоставимо с ситуацией, в которой тогда находился “Коллиер”. Они предлагают расширенные учебные программы, совершенствуют свои здания и оборудование; они набирают все более профессионально подготовленных преподавателей. Однако, этим преподавателям зачастую недостает четко сформулированного мировоззрения.

Цель настоящего доклада заключается в том, чтобы (1) изучить причины существующих проблем; (2) дать логическое обоснование для дальнейшего существования адвентистской системы образования; (3) предложить модель претворения в жизнь перемен и восстановления на третьем уровне образования.

Школы пророков

Можно сказать, что адвентистские учебные заведения являются современными наследниками школ пророков, описанных в Ветхом Завете. Задача этих школ состояла в том, чтобы готовить учителей и пророческих руководителей для Израиля. Ко времени рождения Иисуса школы пророков уступили место системе обучения иудейских священников в храмах и синагогах. Эти организации не были готовы к тому, чтобы обучить Сына Божьего Его миссии на земле. Они могли предложить лишь свое узкое истолкование Писания, в котором основной упор делался на грядущее величие храмового царства Израиля. Мы знаем о том, что Бог наставил родителей Иисуса обучать Его дома, но не у высокомерных религиозных руководителей. Работать Он учился в плотницкой мастерской Иосифа, читать и изучать Писание — у матери, а истолковывать его — у Самого Бога. Основоположники адвентизма желали иметь такую же форму образования своей молодежи в только что сформировавшейся церковной организации. Начало этой системе было положено в 1872 году Г. Беллом, когда он основал в Мичигане маленькую, имевшую всего лишь одну классную комнату, школу. Затем эта система распространилась на все мировое поле. Школы преуспевали, работая по наставлениям Библии и Духа пророчества. В некоторых странах адвентистский ребенок имеет возможность обучаться в адвентистских учебных заведениях от детского сада до получения докторской степени. Хотя это и впечатляет, но правда состоит в том, что система образования находится сейчас в кризиской ситуации.

Об имеющихся трудностях вы можете услышать почти на каждом собранее, где адвентисты обсуждают вопрос о том, отчего в учебные заведения приходит все меньше студентов. Чаще всего слышится точка зрения, согласно которой в системе образования “все нужно начать сначала”. Похоже, будто многие полагают, что школам необходимо вернуться к некоей воображаемой точке в прошлом, чтобы вернуть себе влиятельное положение в Церкви.

Современные школы пророков

Несмотря на то, что сегодня адвентистские учебные заведения предлагают более сбалансированные учебные программы, большее количество предметов и располагают большими, прекрасно оснащенные учебными комплексами, для многих членов Церкви они утратили свою актуальность. Те причины, которые выдвигаются в стремлении привлечь молодежь в церковные учебные заведения, представляются недостаточно глубокими, непоследовательными или (даже) ложными. Утрачено то чувство насущности, которое существовало в ранние дни церковной истории. Зачастую современные учебные заведения не имеют “конкретного мировоззрения”. Пессимист легко мог бы сказать, что адвентистские учебные заведения обречены на гибель подобно другим организациям, пережившим свою миссию и полезность.

Но адвентистские родители и педагоги не сдаются так легко. В стремлении вновь возродить мечту сформировалось множество “независимых” или альтернативных школ, особенно в Северной Америке. Некоторые родители пытаются следовать примеру Марии и Иосифа, организуя домашние школы для своих детей. Часто такие опыты индицидуального образования оказываются успешными. Не всякий родитель, однако, способен обучить своих детей или имеет подходящий для этого темперамент. В некоторых странах подобного рода индивидуальное образование просто не признается или считается незаконным.

Существует, также, ряд альтернатив и в сфере институционализированной системы образования. Предпринято несколько хорошо организованных попыток сформировать школы, которые возвращали бы нас к истокам, как об этом мечтают некоторые члены Церкви. Представители наиболее радикальной точки зрения считают, что все предметы — математика, химия, физика, бухгалтерское дело, история, литература и т.д — должны изучаться с использованием лишь Библии и Духа пророчества. Следует отдать должное творческому характеру такого подхода. Однако, живя в двадцатом веке, они дают ученикам в качестве образца для подражания модели девятнадцатого века. Современные достижения науки обычно игнорируются, отвергаются или, даже, объявляются сатанинскими по своему происхождению в том случае, если они не разделяют точку зрения именно этих людей.

Существуют, безусловно, и более умеренные самообеспечивающиеся институты, в которых помимо Библии и Духа пророчества используются тщательно подобранные учебники и справочные материалы. В них особенно акцентируется “специфика” наставлений Духа пророчества, а многое из современной академической науки считается несущественным, а то и вредным.

Большинство из этих школ функционирует в сельских общинах, члены которых истово верят в непосредственную близость второго пришествия Иисуса. Обычно сами эти школы размещаются близ медицинских учреждений. Учителям и ученикам предписывается ужедневно трудиться в поле или в больнице. Учителя самоотверженно работают за небольшую оплату.

Отчего же, тогда, эти независимые школы остаются в меньшинстве? Отчего Церковь не принимает их в качестве общей модели для всей системы образования? Определенный ответ дать трудно, но возможно, основная причина заключается в стремлении независимых школ игнорировать современную науку, следуя страусиной практике “прятать голову в песок”. Подобное отношение просто неприемлемо для большинства церковных руководителей и разумных педагогов.

Решение этой дилеммы следует искать в рамках основной массы учебных заведений нашей деноминации. Проблемы здесь весьма серьезны. Согласно наихудшему сценарию, предполагается, что религия и академическое образование оказались изолированными друг от друга. Иногда от преподавателей можно услышать, что учить Библии — не их работа; их же задача состоит, якобы, в том, чтобы учить конкретной академической дисциплине. Эти преподаватели утверждают, что их наняли для того, чтобы “учить”, но не “проповедовать”. В некоторых случаях учителя рассматривают свое преподавание в адвентистских школах как “просто еще одну работу”. Подобное отношение особенно превалирует в средних школах, колледжах и университетах. Преподаватели рассматривают себя, как прежде всего профессионалов, а затем уже христиан-адвентистов седьмого дня. В ситуациях и дисциплинах, где от них ожидают прежде всего библейского подхода, они предпочитают спорные точки зрения. О неразумное трате времени на обсуждение тех популярных аргументов, которые можно слышать в сфере биологии, говорил Н.М.С. Ричардс:

“Некоторые полагают, что они разрешили загадку творения, отодвинув его на миллиард или сто миллиардов лет в прошлое — невожно, на сколько, потому что никто не знает, как много это — миллиард… Но такое подход все равно ничего не решает. Будь то шесть миллиардов или шесть миллионов, или шесть тысяч лет тому назад, ничего не могло произойти из ничего. Сущее не может произойти из небытия. У всякого следствия должна быть соответствующая причина… Иными словами, у творения должен быть Творец”[Y2]

Ричардс вовсе не подразумевает, что земная история имеет большую длительность; нет, он указывает на неразумность концентрации внимания на споре вокруг того, как подавать факты.

Формирование адвентистского мировоззрения

Многие адвентисты не слышали о мировоззрении вообще, не говоря уже об адвентистском мировоззрении. Если вы зададите этот вопрос среднему члену Церкви, а, возможно, даже, среднему преподавателю, в ответ вы услышите перечисление важнейших положений вероучения. Будучи истинными, они, тем не менее, не представляют собой мировоззрения. По Брайену Уолшу и Ричарду Миддлтону, “мировоззрение… это не система мышления, подобно теологии или философии. Мировоззрение, это, скорее, основы восприятия, но не способ видеть”[Y3]

“Наше мировоззрение определяется нашими ценностями. Оно помогает нам истолковывать окружающий мир… Мировоззрение, в таком случае, предоставляет такую модель мира, которая ведет своих последователей в мире”[Y4]

Адекватной основой для продолжения существования адвентистской системы образования может стать смоделированное христианскими педагогами мировоззрение, которое способно помочь учащимся принимать такие решения в жизни, которые приведут их к личному спасению; которое наставляет учащихся жить в служении для других во имя Христа и которое рассматривает все расы и культуры, как равноправные. Джон Фаулер[Y5] усматривает наличие семи составляющих в адвентистском мировоззрении: (1) Бог есть наивысшая реальность; (2) Бог явил Себя человеку; (3) Бог создал человека по образу Своему; (4) Грех исказил творение Божье; (5) Бог вовлечен в борьбу с сатаной; (6) Бог взял на Себя инициативу по восстановлению человека посредством искупительной работы Христа; (7) Бог гарантировал окончательное восстановление и Бог его осуществит.

Моделирование христианского мировоззрения

Многие члены Церкви полагают, что церковные учебные заведения слишком дороги, излишне строги, либо склоняются к мысли о том, что более крупные государственные школы могут больше предложить в смысле учебной программы или оснащения. В адвентистских учебных заведениях, однако, должен присутствовать такой фактор, которого нет более нигде, а именно, христианские преподаватели, которые способны действенно моделировать христианские ответы на жизненные ситуации. Моделирование, если его правильно понимать и применять на практике, может послужить наилучшим основанием для дальнейшего существования церковной системы образования. Моделирование со стороны педагога является столь важным для успеха всего обучения, что действенность его признается многими преподавателями. В настоящее время моделирование составляет неотъемлемую часть программ по подготовке учителей в колледжах и университетах. Томас Гуд и Йере Брофи отмечают:

“Моделирование помогает, также, преподавателям социализировать своих учащихся. То есть, оно формируют ценности, отношения и поведенческие стандарты, которые воспринимают учащиеся. Наблюдая за преподавателями, учащиеся воспринимают концепции уместного и неуместного поведения, а также взгляд на себя и других людей”[Y6]

Среди типов поведения и отношений, которым студенты учатся, наблюдая за преподавателем, можно отметить следующие: (1) логическое мышление; (2) приемы разрешения проблем; (3) любознательность по отношению к окружающему их миру; (4) радость учебы ради познания; (5) честность; (6) рациональный самоконтроль; (7) уважение к другим. Учащийся также ассимилирует мировоззрение преподавателя, каким бы оно ни было. При всей важности каждого из перечисленных выше факторов, ассимиляция жизненной философии и мировоззрения особо подчеркивает важность преподавателя в христоцентричной образовательной программе.

Интеграция веры и обучения, как основа модели выздоровления

Слова “интеграция веры и обучения” используются настолько часто и об этом настолько бойко говорят в последние годы, что, временами, утрачивается сама их суть. Умберто Раси дал следующее определение этому понятию:

“Интеграция веры и обучения (ИВО): целенаправленный и систематизированный процесс подхода ко всей сфере образования с библейской точки зрения и с христианскими задачами с целью добиться того, чтобы, закончив учебное заведение, молодые люди обладали свободно восприятыми, христоцентричными, ориентированными на служение и наступление Царства Божьего взглядами на знание, жизнь и судьбу”.[Y7]

Интеграция веры и обучения не означает уснащение академической работы библейскими иллюстрациями, разбавление академических стандартов проповедями или просто молитву в начале каждого занятия. Это понятие означает, что жизнь преподавателя до такой степени определяется его христоцентричным мировоззрением, что это очевидно в каждом аспекте жизни, в том числе и в преподавании академической дисциплины.

Различие между интеграцией веры и обучения, и обычной концепцией библейской иллюстрации и морализирования в академических дисциплинах можно продемонстрировать на примере двух кусочков ткани. Метод иллюстрации и морализирования можно сравнить с тканью, на которой рисунок отпечатан. Единство же веры и обучения подобно ткани с прекрасным рисунком, вышитым в самом ее материале.

Что же, в таком случае, необходимо для того, чтобы интегрировать процесс обучения и рост веры? Ниже перечислены пять уровней в процессе обучения, на которых возможны позитивные изменения.

1. От индивидуального преподавателя требуется не просто знание конкретных доктрин адвентистского вероучения. Он должен иметь личный опыт возрождения близких и повседневных отношений с Богом. Это означает, что он должен находить время на личное изучение Библии и молитву помимо обычных семейных и публичных богослужений. В это личное молитвенное время преподаватель должен самостоятельно планировать свои занятия по изучение Библии[Y8] или чтения из таких комментариев, как, например, серия “Конфликт веков”.[Y9] Хотя может показаться затруднительным найти для этого необходимые время и уединенность, однако, обычно это затруднение удается разрешить при содействии семьи и при условии тщательного планирования своего времени.

2. Академическая дисциплина как можно чаще должна проходить переоценку в свете роста личного познания преподавателя в Писании и овладения тем новым, что появилось в его акажемической области. По мере появления новых тем, для каждой из них должна разрабатываться философская основа, которой преподаватель может руководствоваться.

3. Описание курса необходимо обновлять всякий раз, когда он преподается. Преподавателям необходимо достаточно часто корректировать методику и свои подходы с тем, чтобы материал не утратил новизны и актуальности. В описание предмета должно включаться изложение философии, основанной на мировоззрении преподавателя и понимании современных исследований в сфере педагогики.

4. Планы уроков должны объективно представлять все темы. Всякий раз, когда между изучаемой темой и ясными утверждениями Библии наблюдается противоречие, необходимо проводить вдумчивое сопоставление и противопоставление. Преподаватель может предлагать вопросы, которые должны с осторожностью учить студентов устанавливать причинно-следственные связи и помогать им оценивать как источники (книгу, эксперимент, мнение и т.д), так и библейское утверждение. Уверенность преподавателя в Писании должна быть очевидной.

5. Хотя о проверке часто упоминают, как о “педагогическом приеме”, куда чаще его воспринимают, как состязание между преподавателем и учащимся. Это прекрасный способ содействовать учащемуся в устранении того конфликта, который может существовать между современной наукой и адвентистским христианским мировоззрением. Вопросы контрольных работ можно использовать для развития у студентов навыков анализа и синтеза.

Зачастую учащиеся не понимают, как следует подходить к ответу на такие вопросы. Они предпочитают вопросы, ответ на которые можно почерпнуть из лекций преподавателя в классной аудитории. Есть, однако, способы, используя которые хороший учитель сумеет помочь учащемуся и здесь. (а) Тренировка в аудитории в формулировании ответов на вопросы контрольной работы. Запишите на доске вопрос того типа, который будет предложен в контрольной работе; запишите все варианты ответа, предложенные учащимися. Затем попросите студентов группой проанализировать все варианты и сформулировать наиболее удачный ответ на поставленный вопрос. (б) Перед экзаменом задайте классу четыре-пять вопросов и скажите, что два из них будут включены в экзамен. Пусть учащиеся обсудят вопросы с преподавателем и между собой. Разрешите им задавать поясняющие вопросы. Предложите студентам перед экзаменом потренироваться в письменных ответах. (Безусловно, никто не разрешит им приносить заранее подготовленные ответы на экзамен за исключением тех случаев, когда преподаватель преследует таким образом особую цель).

Как претворить в жизнь процесс возрождения в вашей школе

Если мы примем в качестве исходной предпосылки, что сознательное претворение в жизнь интеграции веры и обучения начинается с процесса возрождения в адвентистском образовании, то можно сказать, что разработка и реализация модели интеграции веры и обучения в вашей школе должна позитивно повлиять на климат учебного заведения. В настоящем докладе предлагается слдующее:

1. Проведите одну-две встречи по теме веры и обучения. Включите в них обсуждение адвентистского мировоззрения и того, что же, в сущности, представляет собой интеграция веры и обучения для преподавателя академической дисциплины.

2. Назначьте комитет из преподавателей с целью модифицировать предложенную картину мировоззрения (если есть такое желание) и разработать философский подход к интеграции веры и обучения. (Фактически, взаимосвязь между верой и обучением куда шире, чем то, что непосредственно связано с преподаванием в аудитории, поэтому в этом процессе должны быть задействованы все сотрудники). Предоставьте всем членам комитета определенные материалы по данному вопросу. Для того, чтобы получить общее представление о проблеме, полезно ознакомиться с работами Уолша и Миддлтона[Y10], а также Холмса[Y11]. В качестве справочного материала необходимо предоставить библиотечные материалы или специальную библиографию докладов.[Y12] После того, как комитет подготовит свой доклад, его необходимо представить перед всеми сотрудниками для одобрения и принятия.

3. Назначьте аналитические группы по каждой из академических дисциплин (а также группы, которые могли бы обсудить сферы, не связанные с наукой). Их задача будет заключаться в следующем: (а) формулировке рабочей философии в своей области; (б) разработке уместной для их сферы методики ИВО; использование этой методики для внутридисциплинарных (или междисциплинарных) оценок. Подобный процесс требует времени. Администрация должна выделить в учебной программе время для его завершения, время от времени контролируя эту работу.

4. Проведенный по окончании учебного года анализ позволит выяснить, какого прогресса удалось достигнуть в каждой области. Отделения академических дисциплин можно попросить проиллюстрировать те уроки и подходы, которые, с их точки зрения, оказались успешными в течение года. Другие отделы (сельскохозяйственный, трудовой, общежития, отделение внеклассной работы) также должны представить свои доклады. Может быть удастся обеспечить “вознаграждение” тому отделу, который наиболее успешно претворил в жизнь эту концепцию, например, в виде особого оборудивания или материалов для библиотеки.)

6. Новых преподавателей и сотрудников необходимо особо знакомить с темой интеграции веры и обучения ежегодно перед возвращением работников. Регулярно проводимая предварительная сессия должна включать в себя рассмотрение концепции ИВО и обсуждение тех успехов и неудач, которыми сопровождалось ее внедрение. Очень важен вклад отдельных работников, но еще важнее серьезное отношение к их предложениям. Эвристический подход к различным видам работы, связанной с ИВО, предполагает, что можно вносить изменения в такие документы, как формулировки рабочей философии различных отделений, методы оценки, а также, если это необходимо, в формулировку мировоззрения.

Заключение

В настоящем докладе проанализирована проблема снижения влияния адвентистской системы образования. Он освещает, также, потребность в ясном адвентистском христианском мировоззрении, которое могло бы послужить основанием для пребывающей в кризисе системы образования. Предложен процесс претворения в жизнь принципа интеграции библейских концепций в рамках академических дисциплин на третьем уровне образования.

Библиография

[Y1]Theodore H. White, “In Search of History; A Personal Adventure, (New York: Warner Books, 1978), p. 560

[Y2]Kenneth W. Wilson, ed., “Walking Through Your Bible with H. M. S. Richards” (Mountain View CA: Pasific Press, 1983), p. 13.

[Y3]Brian J. Walsh and Richard J. Middleton, “The Transforming Vision; Shaping a World View” (Downers Grove IL: Intervarsity Press, 1984), p. 17

[Y4]Walsh and Middleton, p. 32

[Y5]John M. Fowler, “The Making of tWorld View”. ДокладЮ представленный на семинаре по вере и образованию в Институте христианской педагогике в Сингапуре в августе 1989 г. Стр. 14-26

[Y6]Thomas Good and Jere E. Brothy, “Looking in Classrooms” (New Yok: Harper & Row, 1978), p. 133

[Y7]Умберто Раси, “Диаграмма 1. Взаимосвязь между мировоззрением, философией и образованием”,. Доклад, представленный на семинаре по вере и образованию в Институте христианской педагогики, Сингапур, август 1989.

[Y8] Есть несколько альтернативных подходов к распределению своих библейских чтений на год. Один из методов, который применялмя на протяжение ряда лет, заключается в том, что ежедневно необходимо читать три главы из Писания за исключением субботы, в которую прочитывается пять глав. Недавно был издано пособие для изучение Библии для пяти переводов Библии (One Year Bible (Wheaton IL: Tyndale House). В нем на каждый день определены на каждый день чтения из Ветхого и Нового Завета.

[Y9] Эта серия, которую иногда называют “классикой формирования характера”, состоит из пяти томов библейской истории, написанной Еленой Уайт: “Патриархи и пророки”, “Пророки и цари”, “Желание веков”, “Деяния апостолов” и “Великая борьба”.

[Y10]Уолш и Миддлтон, см. выше

[Y11] Arthur F. Holmes, “The Idea of a Christian College” (Grand Rapids MI: William B. Erdmans Publishing, 1975)

[Y12]Библиография дана в “Dialog”, 1 No. 1, 1989, стр. 35.