Глава 12. Теософия: корни движения «Новый век»

Лондон — большой город. В нем легко потеряться малым детям. Один из ориентиров в этом городе — улица Чэрринг Кросс. Расположенная вблизи городского центра, она помогает многим заблудившимся найти дорогу. Однажды потерялась маленькая девочка. Она стала рыдать, не зная, где находится. Ее увидел английский полицейский.

— Ты потерялась?

— Да. — Она смотрела на него сквозь слезы.

— Где ты живешь?

— Не знаю. — Она на мгновение успокоилась.

— А ты знаешь свой номер телефона?

— Нет, нет, — вновь заплакала она.

— А что есть рядом с твоим домом? — спросил он. Последовало молчание. Затем ее лицо просияло.

— Я знаю крест, — сказала она. — Покажите мне крест, и оттуда я найду дорогу домой (1).

Сатана ненавидит крест и подсовывает разнообразные дорожные карты людям, пытающимся духовно найти свой путь домой. Одна такая карта, называемая теософией, фактически уводит людей в сторону от Голгофы. Она является предшественницей другой популярной сегодня карты, называемой движением «Новый век». Поскольку движение «Новый век» играет важную роль в событиях конца времени, нам нужно тщательно рассмотреть его корни. Теософская литература содержит идеи, навеянные злыми ангелами, которые говорят через лидеров этого движения.

Куда мы шли до сих пор

Мы видели, что сатана собирает мир в свой лагерь. Пробой сил будет Армагеддон (см. 42-ю и 44-ю главы). Сатана, должно быть, действительно думает, что в состоянии одержать победу. Ведь массы людей стекаются на его сторону. Мы также видели, что, по мнению многих, все религии приведут их в небесный дом. «Не имеет значения, каким путем и как долго идти, — говорят они, — все дороги ведут к одной цели». Сатана хочет поглотить потерявшихся. Он радуется и торжествует, когда видит массы людей, шагающих в неверном направлении. Пока они блуждают и не думают об ориентире — кресте, он владеет ими. Возвращение к Риму, экуменизм и спиритизм заменяют здравое учение. Один проповедник написал в конспекте своей проповеди: «Аргументы здесь слабые, поэтому стучи по столу и говори громко». Как будто шум может что-либо изменить. В современных религиях много шума. Его будет производить музыка, его вызовет говорение на языках. Все, что заставляет эмоции управлять разумом, очень устраивает врага.

Мы видели, как спиритизм использует чудеса. Вы видели целителей по телевидению? Там много шума. Толчки помогают тоже. Вы видели, как больные падают навзничь после удара по лбу. Но Иисус исцелял спокойно и без особых внешних проявлений. О языках говорят как о знамении Духа. Какого духа? У Божьего Духа Свои качества. В Библии сказано: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22, 23). Духу свойственна кротость! Видна ли кротость в шумном говорении на языках или действиях целителей? Вряд ли.

Итак, спиритизм остается сатанинским козырем. Он играет им, используя мошенничество и обман. Сатана действует через спиритизм, взывая к чувствам, как он сделал это в Едеме. Тогда он добился успеха, преуспевает и теперь. Спиритизм оказывает воздействие через харизматическое движение, когда убеждает людей искать языки, а не Спасителя, уповать на дела, а не на Христа. Сознательно отвлекая людей, он уводит их с правильного пути, который направляет домой. «Вот путь» — но он ведет в противоположном направлении.

В конце времени спиритизм будет действовать во всем мире через харизматическое движение в церквах и через движение «Новый век». Посредством того и другого он стремится овладеть миром. В обоих движениях «бесовские духи творят знамения», когда«они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр. 16:14).

В то время как харизматическое движение начало проникать почти во все христианские конфессии, движение «Новый век» начало завоевывать людей, не принадлежащих к церкви, и даже некоторых, принадлежащих к ней. Создается впечатление, что в 1960-е годы сатана сделал свой окончательный марш-бросок за мировое господство.

Оба движения имеют древние корни. Спиритизм совершил свой современный взлет в то же время, когда возникла Церковь адвентистов седьмого дня. Движение «Новый век» имеет корни, берущие начало от Будды, то есть приблизительно с 500 г. до Р. Х. Все же, фактически, и спиритизм, и движение «Новый век» восходят к Едему, где сатана солгал: «Нет, не умрете» и «вы будете, как боги» (Быт. 3:1-5).

Замысел относительно последнего времени

Смешивание других религий с христианством не продвинет дело Христа вперед. Однако именно попытка такого смешения является сутью движения «Новый век» и его замысла относительно последнего времени. Что особым образом отстаивают Е. П. Блаватская и Алиса Бейли? Согласно этому учению, все религии происходят из одного источника. Согласно такому убеждению, доктрины, догмы и вероисповедания не только разделяют их приверженцев, но и отдаляют их от их источника в мистицизме, от первоначальных тайн, рассматриваемых как нечто присущее Богу, Христу и ослабляющее «напряжение между духом и материей» (2). Движение «Новый век» планирует восстановить этот духовный аспект, побуждая человеческое сознание возвратиться к духу, идя от веры к опыту. Оно хочет, чтобы мы осознали себя Божественными личностями с предназначением глобального масштаба, вооружившись уникальным замыслом «Нового века» для эсхатологических событий.

Я предоставлю слово самим руководителям теософии. Некоторые могут спросить: «Зачем нам нужно читать о теософии?» Хороший вопрос. Исследуя намерения сатаны привлечь в свой лагерь весь мир, мы увидим, что стоит за движением «Новый век» и какова роль его предшественников. Помните, что он придет под видом Христа (ср. 2 Кор. 11:14). Какое он окажет влияние на большую часть нехристианского мира? Каким образом это побудит весь мир поклониться сатане? (См. Откр. 13:4). Мы увидим, что имена Иисус и Христос встречаются как в более древней теософской литературе, так и в современных публикациях движения «Новый век». Но оно умаляет Христа, представляя Его лишь как одного из многих религиозных лидеров. Да, как это ни парадоксально, в некоторых отрывках Христос представляется как Вождь небесных сфер. Но это признается только тогда, когда это выгодно сатане.

Сатана придет не под видом Будды или Магомета, но под видом Христа. Его самое любимое занятие — унижать Христа. Когда он захотел занять место Христа, это ему не удалось. Теперь он присваивает это положение, унижая Его. Так сатана дает другим религиям равное место на всемирной арене. Он заявляет, что все религии ведут к небу. Люди имеют много ориентиров, но только не крест. Взгляните, как он относится к кресту. Посмотрите, как «духовное начало» доминирует над здравым суждением и как отбрасываются в сторону доктринальные отличия.

Мы знаем, что в настоящее время католики и протестанты сближаются. Мы рассмотрим этот вопрос в главе о Христианской коалиции. Христиане всех конфессий устремились к одной общей нравственной цели, такой, как, например, отстаивание права нерожденных на жизнь. Но они не придают значения верным доктринам, показывающим правильное направление. Их нравственная кампания ведет бой с разлагающейся культурой, в то время как их доктрины, делающие их отличными от этой культуры, остаются в забытии. Это происходит во всех религиях. Забудьте о доктринах. Сосредоточьтесь на одном общем для всех факте — «духовном начале». Это все, что нужно. А «духовное начало» — лишь другое название спиритизма. Бесы действуют как через нехристианские религии, так и через христианские конфессии. Они развеивают истину по ветру ради лжи. Последнее явление сатаны в облике Христа — это ложь. Все, что сказано в этих главах о теософии и движении «Новый век», приводится с одной целью — приготовить мир к пришествию сатаны как поддельного Христа. Итак, мы рассмотрим этот аспект сатанинской стратегии, предназначенной для последнего времени. Конечно, вы можете пропустить эту и следующую главу, если хотите. В них я привожу документальное подтверждение своей позиции по этому вопросу, чтобы у читателя не возникало сомнений, будто это лишь плод моего воображения. Здесь вы найдете доказательства. У вас уже есть некоторое представление о стратегии сатаны. Не пропустите 14-ю главу, в которой показано, как сатана нападает на Христа в Библиях «Нового века», хотя он планирует появиться под видом Христа. В этих главах вы увидите, что сатана ненавидит Христа и крест, но все же претендует на то, чтобы явиться как Христос! Он претендует быть Тем, Кого ненавидит более всего! Он делает это, потому что хочет увести духовных странников с единственной дороги, которая ведет домой. Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Сатана будет прилагать все старания, чтобы скрыть Христа и крест, который влечет людей к Нему. Именно об этом я и поведу речь.

Новый век синтеза

Грядущий новый век имеет разные названия: «Эра Водолея» (3), «Век группы» (4), «Век Бога Святого Духа» (5) и «Новый век синтеза» (6). Каждое название говорит о времени, когда признание единственного источника всех религий приведет к «всеобщему сознанию» нового века.

Некоторые верят, что «Христос является сутью всего, что развивает жизнь» (7). Он является «космическим Христом, Который живет и дышит в Иисусе и всех Божьих детях, во всех пророках любой религии и во всех творениях вселенной» (8). Мэтью Фокс видит в этом пантеистическом мистицизме космического Христа ключ к глобальному единству — всеобщему синтезу. «Космический Христос и живая космология, которую космический Христос внедряет в общество и душу, имеют силу начать новую эру того, что я называю глубоким экуменизмом. Глубокий экуменизм является движением, которое высвободит мудрость всех мировых религий — индуизма, буддизма, ислама, иудаизма, таоизма и синтоизма, христианства во всех его формах, а также местных религий и религиозных божеств по всему миру. Это высвобождение мудрости несет в себе последнюю надежду на выживание на планете, которую мы называем домом» (9).

Согласно его концепции «космического Христа», Христос присутствует в каждом, как Он присутствовал в человеке Иисусе. «Исключает ли тот факт, что Христос воплотился в Иисуса, Его воплощение в других — в Лао-цзы, Будду, Моисея, Сару или Ганди, или в меня, или в вас? Все происходит как раз наоборот» (10). «Божество хочет родить космического Христа в каждой личности» (11). Этот синтез ниспровергает уникальность Христа (Его неповторимое воплощение), представленную в Священном Писании.

Беглый обзор происхождения

Перед тем, как взглянуть на корни движения «Новый век», необходимо помнить, что произведения Елены Блаватской и Алисы Бейли взяли свое начало от падших ангелов. В этих документах мы видим, что падшие ангелы говорят о делах, готовящих мир к последней попытке сатаны захватить мир.

Движение «Новый век» сосредоточивает внимание главным образом на грядущем веке, на эсхатологическом движении, указывающем на достижимую цель человечества. Америка после вьетнамской войны стала терять веру в социальные, экономические и этические принципы, в ней появились недоверие властям, склонность к антиматериализму, мистицизму, поискам трансцендентного гуманистического материализма и желание вступить в новый век. Это была форма побега от действительности, где присутствовала чрезмерная озабоченность положением человечества во вселенной, его приближением к Божественному состоянию, а потому полагающимся ему местом в пантеистическом присутствии, называемом «богом». Медитация, самоанализ, монотонное повторение мантр стали характерной особенностью тех, кто стремился переступить границы настоящего через просвещение. «Глобальное сознание» предложило надежду для планеты. Но «самые современные представители „Нового Века», по всей вероятности, никогда не принадлежали к контркультуре шестидесятых годов» (12).

Этот бунт 1960-х годов берет начало из нескольких источников, которые дали пищу неожиданно появившемуся движению «Новый век» (13). Мы кратко рассмотрим взгляды 1) Пьера Тейяра де Шардена, 2) Елены Блаватской и 3) Алисы Бейли как источников эсхатологии «Нового века». Все трое верили в эволюцию и трансцендентность человечества. Все трое руководствовались небиблейскими источниками.

Пьер Тейяр де Шарден

Хотя Католическая церковь выступала против произведений священника и палеонтолога Тейяра, Второй Ватиканский собор подчеркнул, что ученые-католики свободны принимать эволюционную теорию, основную концепцию эсхатологии Тейяра. Это был первый из 21 экуменического собора, обращенный к религиям мира. Вспомнив, что папа Иоанн Павел II призывал католиков «смотреть на Восток в поисках вдохновения» (14), мы воистину увидим, что «Католическая церковь оказалась плодородной почвой для теологии и гипотез движения „Новый век»» (15).

Тейяр придумывает новые книжные слова. Вы увидите их в следующем параграфе. Вся идея заключается в том, что эволюция заканчивается объединением сознания людей в единое коллективное сознание.

В своем труде «Будущее человека» Тейяр де Шарден пишет о «постепенном происхождении Вселенной» (16), в которой «человеческий дух еще находится в процессе эволюции» (17). Это есть «антропогенезис» (18) в «космогенезисе» (19), ибо как космос, так и сознание развиваются. Тейяр, говоря о «высшем состоянии сознания» (20) и о «росте сознания» (21), делает акцент на «суперсознании» и его связи с «новым веком» (22). Палеонтолог искал «универсальную унификацию» (23) человечества, его «социализацию» (24), «коллективизацию» (25), «тотализацию» (26) или «планетизацию» (27). Он считал, что теперь человечество стоит перед космическим выбором. Человечество находится в «критической точке» эволюции. «Мы можем двигаться вперед, только объединившись» (28).

То, что Тейяру представилось как современный критический момент, он сравнил с тем, что открылось Копернику в его революционной космологии в шестнадцатом столетии. Коперник обнаружил, что мир находится в движении. Тейяр считал, что космос и человечество постепенно движутся в направлении к «супергуманизации» (29), к «появлению сверхчеловека» (30). Это «единое сознание», или высшая точка антропогенезиса, является человеческой предпосылкой конца мира. «Можно быть уверенными, что Второе пришествие произойдет тогда, когда творение подойдет к высшей точке своей способности воссоединиться» (31). Другими словами, ключ ко времени Второго пришествия находится в руках людей.

Приготовление к новому веку с точки зрения теософии

Итак, получается, что конец мира зависит от человеческого прогресса или, как мы увидим, от человеческих действий. Подход Тейяра можно назвать антропоцентричной эсхатологией. Она сочетается с теософией, в которой центральное место занимают человеческие дела. Теософские, эзотерические тайны, якобы передаваемые веками, сегодня влияют на философию «Нового века». Через свое учение «Новый век» стремится к тому, чтобы «Запад научился понимать и по достоинству оценивать Восток» (32).

Елена Уайт предостерегает против теософии. «Даже малейшая связь с теософией или спиритизмом таит в себе опасность. Теософия — это, по сути, спиритизм, и поведет она по тому же пути, по какому идет спиритизм. Ее учение совращает людей, которых Христос купил Своею кровью. Вам не рассеять этих чар» (33).

Эзотерист Бенджамин Крим, глашатай Майтрейи (предполагаемого «Христа») обобщил вклад лидеров теософии Блаватской и Бейли в движение «Новый век» следующим образом: «С иерархической точки зрения «Тайная доктрина» мадам Блаватской, основательницы Теософского общества, представляет собой подготовительный этап учения, передаваемого миру для этого нового века. Учение, содержащееся в уроках Алисы Бейли, представляет собой промежуточный этап этого учения… Нам сказано, что следующий этап — фаза Откровения будет явлена посредством радио во всем мире после 1975 года. Это произойдет потому, что Учителя и Христос скоро явятся в мире и передадут откровения по радио (и телевидению)» (34).

Идея иерархии учителей мудрости, якобы руководящих нашей планетой и посылающих вести человечеству, впервые появилась у Блаватской в 1875 году и более подробно представлена у Бейли (в 1919-1949 годах) (35). «Разоблаченная Исида» и «Тайная доктрина» Блаватской «положили основание современной системы верований „Нового века»» (36). Блаватская и Бейли, написавшая 25 книг, существенно повлияли на развитие эсхатологии «Нового века» (37). Эти книги раскрывают козни и стратегию сатаны в последнее время.

Елена Блаватская (1831 — 1891)

В «Тайной доктрине» Блаватская заявляет, что описанные ею учения не принадлежат исключительно ни индусам, ни последователям Заратустры, ни халдеям, ни египетским религиям, а также ни буддизму, ни исламу, ни иудаизму, ни христианству. В «Тайной доктрине» содержится суть всех религий. Разные религиозные системы должны воссоединиться в свой первоначальный элемент, из которого выросли, развились и материализовались все таинства и догмы.

Здесь не только очевиден синкретизм, но кажется, будто реализовавшиеся доктрины, догматы или кредо веры возвращаются к единому духовному источнику. Позднее мы увидим заявление о том, что Христос наконец восстановит тайны, и это произойдет в контексте акцента на духовном. Первый том «Тайной доктрины» называется «Космогенезис», а второй — «Антропогенезис» — те же два аспекта эволюции в представлении Тейяра де Шардена. Интересно отметить, что католик де Шарден и родоначальница теософии Блаватская (а позднее и Бейли) придерживались взглядов о развитии космоса и творений (см. главу 3).

По словам Блаватской, она писала свою «Разоблаченную Исиду» по сверхъестественным инструкциям, передаваемым ей под диктовку и в «видимых» цитатах. Она утверждала, что «каждое слово информации, находящееся в этой работе или ее поздних произведениях, исходит из учения Восточных Учителей мудрости» (38). На этом фоне важно отметить, что она объединяет христианство с Другими религиями. Так, Блаватская верила, что Христос учил тайнам, что «Иисус был кабалистом», намекавшим на то, что «Иоанн являлся revolutio, или перевоплощением Илии» (39) и что Он учился у ессейских священников в Египте или Иудее. Она высказала предположение о том, что истинные Евангелия были выбраны посредством магии и что «истинный дух христианства может быть полностью обнаружен только в буддизме» (40). Теософское общество, учрежденное в 1875 году Блаватской, сформулировало несколько основных целей, которые с 1896 года остались неизменными. Вот они: «1) Сформировать ядро Универсального человеческого братства независимо от расы», убеждений, пола, касты или цвета кожи. 2) Поощрять изучение сравнительной религии, философии и науки. 3) Исследовать необъяснимые законы природы и силы, скрытые в человечестве. Отсюда следует, что «собратьями могут быть христиане или мусульмане, иудеи или последователи Зороастры в Индии, буддисты или брамины, спириты или материалисты — не имеет значения» (41).

Теософия является оккультным движением, приверженцы которой посвящают себя эзотерическому изучению тайн мудрости, передаваемой из века в век. Для них материальная вселенная — это временная иллюзия, которая появилась в процессе эволюции. Теософия учит, что, «подобно тому, как существует семь основных сил в природе и семь стадий бытия, так есть семь состояний сознания» (42).

Человечество — это порождение Божества. В момент наивысшего развития те, кто пережил несколько воплощений ради этого достижения, достигают посвященности. Никто никогда не становился посвященным в тайные науки на протяжении одной жизни. Для этого требуется много воплощений. (К человеку Иисусу это относилось тоже!) Здесь вновь видна древняя ложь: «Будете, как боги» (Быт. 3:5). Это вовсе не древняя мудрость, а то, что послужило причиной возникновения хаоса на нашей планете.

Теософия решительно отвергает воскресение в пользу перевоплощения. Она рассматривает тело как иллюзию. Реален только человеческий дух. Организм человека на протяжении разных жизней трудится ради избавления человека от кармы — того плохого из предыдущих жизней, что вызывает несостоятельность человеческого бытия. Поэтому теософия отвергает Голгофу. «Самое слабое, смутное чувство Справедливости восстает против этого Заместительного искупления!. . Пролитие одной крови смывает пролитие другой крови — это абсурдно!» (43)

В свете вышесказанного мы лучше поймем теософскую эсхатологию, воспринятую движением «Новый век». Последователи теософии верят, что последние двадцать пять лет каждого столетия «Учителя мудрости» способствуют духовному прогрессу человечества заметным и конкретным способом. В конце каждого столетия вы неизменно обнаружите излитие или всплеск спиритизма или, если хотите, мистицизма. В мире появляются люди — посредники Учителей мудрости. Они демонстрируют оккультное знание и учение. Это означает, что в конце XX столетия изливается больше демонической силы. Дело в том, что в последнее время мы действительно будем свидетелями беспрецедентной силы, исходящей от сатаны и от позднего дождя Духа Святого, изливаемого с неба. Блаватская обобщает цель теософского общества как приготовление мира к пришествию «нового просветителя Истины». Следовательно, «если теософское общество выживет и останется верным своей миссии и первоначальным порывам, то через сто лет… в двадцать первом столетии мы увидим небеса, по сравнению с тем, что видим сейчас!» (44). Обратите внимание, что сторонники теософии ожидают: учитель явится перед началом нового столетия и принесет «новые истины», которые приготовят путь для его пришествия.

Алиса А. Бейли

Вполне возможно, что Алиса А. Бейли, преемница Блаватской, начала первой использовать термин «новый век». По крайней мере шесть раз она использует его в своем труде «Воплощение иерархии» еще в 1919 году. Якобы вознесшийся Учитель мудрости Д. К. просветил Блаватскую и Бейли относительно последних событий на земле, раскрывая их как «замысел» (45).

Взглянем на аспекты этого замысла. Три центра — Шамбалла (источник высшей энергии), иерархия и человечество занимают основное место в книге. Иерархия состоит из вознесшихся учителей мудрости (людей, достигших пятого посвящения), которые якобы предназначены руководить человеческой эволюцией. Они первоначально стояли между Шамбаллой и человечеством, пока в мае 1946 года между Шамбаллой и человечеством не был достигнут новый союз. С тех пор нашу планету наполняет энергия, которая является частью подготовительного процесса для последних событий. Эта пантеистическая и мистическая энергия «изменит образ человеческой жизни и ознаменует новый век» (46) как некая подделка позднего дождя Святого Духа, ибо силы в эсхатологии «Нового века» не являются личностными. Взглянем на то, что такие силы предположительно делают во время последних событий. Во-первых, они изменяют человеческое сознание. Интерес иерархии «направлен исключительно на аспект сознания» (47), отчасти потому, что новому явлению Христа должно предшествовать спокойствие, и эти «силы вызовут… „события» того дня» (48). Но в 1860 году члены иерархии пришли, чтобы с этого времени жить на этой земле со многими своими учениками, которые «в настоящее время активно участвуют в человеческих делах… чтобы повернуть направление человеческого мышления от откровенного материализма к подлинным духовным стремлениям» (49).

Крим докладывает, что в 1976 году пять Учителей мудрости пришли в Нью Йорк, Лондон, Женеву, Дарджилинг и Токио — это пять центров, предназначенных для выхода энергии, через которую, судя по заявлению Бейли, будет происходить «восстановление и реорганизация мира» (50). Медиум Рут Монтгомери говорит о «Ходоках» из Сириуса, которые «входят в земную жизнь и выходят из нее совершенно легко» и находят пути, «которые помогут нам вознестись над теперешними ограниченными возможностями» (51). Можно сказать, что перед Вторым пришествием совершается множество пришествий. По крайней мере, падшие ангелы внушают эту теорию, чтобы питать ею массы.

Бейли говорит, что иерархия, Христос и учителя мудрости — все посетят планету Земля. Процесс затягивается из-за человеческой неготовности и трудности для иерархии, Христа и учителей мудрости вновь физически воплотиться. Процесс воплощения фактически начался в 1425 году. Воплощение (облечение в конкретную форму) предположительно происходит в три стадии: 1) Пришествие младших членов иерархии, чтобы стать лидерами на планете. Являясь «реальными Созидателями нового мира», они «субъективно и объективно» возьмут под свой контроль «руководство человеческими делами» (52). 2) Старшие члены иерархии «примут от них руководство, и их задачей явится организация более массового приготовления к возвращению Христа. Первая группа готовит человечество к перспективам; вторая группа, несомненно, готовит к самому возвращению… Эта вторая группа будет проводить в жизнь новую религию» (53). 3) Тогда явятся Христос и учителя мудрости.

Новое явление Христа

В 1935 году Бейли говорила о промежуточном периоде между эрой Рыб и эрой Водолея. Новое явление Христа «ознаменует новый век и поэтому завершит работу, которую Он начал в Палестине две тысячи лет назад» (54). Мы должны понимать это в контексте эволюции, ибо люди, ангелы и Христос — все развиваются. Человеческая эволюция — «это неуклонное развитие Божества» (55). Фактически, во время явления Христа человечество будет настолько духовным, что необъяснимым образом «вызовет в Нем такую степень святости, которая не даст Ему приобщиться к физическому телу такого уровня, какой даст Ему возможность явиться среди людей. Все будет не так, как две тысячи лет тому назад. Ныне все по-другому, ибо человечество сильно продвинулось вперед и достигло больших успехов в эволюционном развитии» (56).

Как ни парадоксально, «чтобы ныне Он мог ходить по земле, в мире должно появиться достаточное количество эффективных работников и духовно настроенных людей, меняющих атмосферу нашей планеты. Тогда и только тогда Христос сможет прийти и придет» (57). Впервые Христос показал человечеству, что Бог близок и имманентен в человеке Иисусе. Он открыл Божество во всех человеческих существах. Например, «во время Преображения Христос явил славу, которая присуща всем людям» (58). Однако «Его дело не было закончено» (59). Христос возвращается завершить Свою миссию. И что это предполагает? Великую работу, потому что Он развивается вместе с человеческой расой в течение проходящих двух тысяч лет. «Теперь Он принесет новое спасение человечеству» (60).

Последователи движения «Новый век» представляют Христа в развитии, как это делает теология развития. Человеческие существа ищут Божественность в себе, а также развития в Божественности. Энергия, проистекающая от иерархии к человечеству, преображает сознание. Измененное сознание также меняет человеческое понимание библейских истин. Например, «человечество само будет спасителем мира» (61). Логически рассуждая, «в свое время Великая Пятница постепенно исчезнет из сознания людей» (62). Кому нужен крест, если он или она являются божеством? Теперь Христос готовится к совершению «Своей истинной миссии» не подчеркивать больше «существование разгневанного Бога, Которого нужно умиротворять смертью», но «готовиться к новому и более правильному изложению Божественной истины» (63).

Более того, Христос якобы готовится к «откровению, которое ознаменует новую эру и утвердит новую мировую религию» (64). Что это за новая мировая религия, согласно которой Христос является лишь одним из многих спасителей мира (как учитель)? (65) Будда был самым первым и самым известным. Будда и Христос работают вместе. Спэнглер рассматривает обоих как мосты, но выполняющие разные функции. Будда действует на интуитивном уровне. Последнее, что он делает для человечества, — это помогает иерархии воплотиться (то есть вновь прийти на землю в телесной форме). Он также посылает учеников реформировать буддизм во второй стадии воплощения — образовать одну новую религию.

Если люди, ангелы, иерархия и даже Христос развиваются, то и религии движутся к одной универсальной религии. Это предполагает пришествие Христа для «восстановления древних духовных ориентиров… чтобы приготовиться к восстановлению Тайн. Эти Тайны, будучи восстановлены, объединят все веры» (66). Так эволюция переворачивает все вверх дном. Библейских истин недостаточно, потому что они постоянно развиваются. Отсюда появляется необходимость получить самые последние из них через падших ангелов, передающих вести. Даже учения Христа устарели, поскольку теперь Он развивается еще больше. И этот процесс бесконечен. Таково разрушительное понимание Христа и библейской истины.

Можно добиться всего, чего захочется. Одно остается ясным. Голгофа совершенно оставлена в стороне. Взгляните на эту якобы сверхъестественную весть. «Нужно помнить, что именно учение, данное Христом, спасает человечество, а не какая-либо символическая смерть на кресте. Люди должны спасти себя своей реакцией и своим откликом на чистое учение Христа» (67). Суть заключается в том, что спасает только теперешнее учение Христа. Библейское учение Христа не лучше Голгофы. Поэтому человеческим существам следует якобы подняться в своем развитии выше понимания Иисуса как заместительной жертвы и распятого Спасителя до представления о Нем как о примере человека, носящего в себе Божественность. Все люди должны стать такими, каким был Иисус. Иисус пришел научить нас тому, что мы тоже можем стать божественными.

Посмотрите, как далеко отбрасываются библейские истины относительно последнего времени. Фактически, не будет реального Второго пришествия, ибо «Он (Христос) никогда не оставлял землю» (68). Он находится в Средней Азии. Что Он там делает? Он руководит человечеством, находясь в уединении в горах. Поэтому Его явление описывается скорее как Его повторное появление или воплощение, а не как Его Второе пришествие или возвращение.

Бейли отвергает библейский взгляд на Второе пришествие. Например, она заявляет, что «общепринятая идея о том, что Он возвратится как победоносный воин — всемогущий и непобедимый, разумеется, не имеет под собой основания» (69) (ср. Откр. 19:11-21). Фактически, Он трудится, чтобы предотвратить последнюю войну. Здесь не имеется в виду Армагеддон. Согласно Бейли, предварительным условием повторного явления Христа является всеобщий мир. А как насчет уникального способа пришествия Христа, о котором дух пророчества говорит, что его подделать невозможно, — пришествия на облаках, а не Его нахождения на земле? (Ср. Мф. 24:26, 27; 1 Фес. 4:16-18). Это не принимается во внимание, потому что Христос уже якобы на планете. Однако, знакомясь с движением «Новый век», мы найдем другой вариант.

«Как Он придет и каким образом, я не могу сказать и не должна говорить, — продолжает Бейли. — Точный момент еще не наступил, и метод Его явления не установлен. Фактически, два ранних и подготовительных шага, уже сделанные иерархией под Его руководством, являются гарантией того, что Он придет и что, когда Он сделает это, человечество будет готово» (70). Совершенно противоположен этому тот факт, что Христос подчеркивал важность способа Своего пришествия. Толкователи часто называют 24-ю главу Евангелия от Матфея «главой знамений», но ученики задали такой вопрос: «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3). Слово «признак» (греческое semeiori) приведено в единственном, а не во множественном числе.

Кроме предостережения против ложных христов, странствующих по планете (ст. 5, 23-27), Иисус особым образом отвечает на вопрос словами: «Тогда явится знамение [semeion, ед. число] Сына Человеческого на небе» (ст. 30). Подлинного Христа можно узнать по тому, где вы встретите Его. Самозванцы ходят по земле. Подлинного Христа мы встретим на небе. Апостол Павел повторяет ту же мысль: «Потому что Сам Господь… сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4:16, 17).

Вот итог — отвержение уникальности Священного Писания, написанного Слова, сопровождается отвержением Христа, уникального живого Слова (см. Ин. 1:1, 14). Вместо пророчества мы находим астрологию, вместо спасения — эволюцию, вместо Божьего откровения — предполагаемый факт, что «обстоятельства Его возвращения описываются во всемирных Священных Писаниях лишь символично», а, следовательно, «может совершится существенное изменение в предвзятых идеях человечества» (71). Не остается письменных свидетельств для защиты человечества от поддельного пришествия сатаны в виде Христа, передвигающегося по нашей планете. Такова стратегия сатаны. «Идея о встрече Христа на воздухе устарела, — заявляют падшие ангелы. — Истина развивается. То, что мы встретим Его на земле, является самым последним откровением».

В этом контексте представляется интересным, но не неожиданным следующее высказывание: «Христос, Который вернется, не будет похож на Христа, Который (видимо) отошел» (72). Бейли перечисляет несколько причин. Мы выбираем одну. «Две тысячи лет Он был Главой церкви невидимой, духовной иерархии, составленной из учеников всех вероисповеданий. [Обратите внимание, он стоит над всеми религиозными лидерами]. Он признает и любит тех, кто, не являясь христианами, сохраняют верность своим основателям: Будде, Магомету и другим. Его не интересует, во что верит человек, если его целью является любовь к Богу и людям. Если люди ожидают Христа, Который оставил Своих учеников много столетий назад, они не узнают Христа, Который находится в процессе возвращения» (73).

Мы видим в этих словах, что приветствуется приверженность любой религии, кроме приверженности Христу. Когда Христос нового века ищет тех, кого Он будет использовать и готовить к Своему явлению, Он будет избирать не людей, посвященных Ему, а тех, кто открыт для «потоков Его мыслей» (74). Как ни парадоксально, Второе пришествие не является личным. «Излитие принципа Христа» — вот «истинное Второе пришествие» (75). Вознесшийся Учитель предостерегает: «Я прошу всех, кто читает эти строки относительно Второго пришествия, запомнить, каким в точности будет это событие. Помните, что это событие не будет личным, не связывайте пришествие ни с какой личностью» (76).

Однажды Христос прилетит с гор на самолете, чтобы ознаменовать новый век и восстановить Тайны. Как же Он может быть буквальным физическим лицом и в то же время неличным? В трудах Бейли всплывают и другие противоречия. Например, 1) Если «эволюция продолжается посредством выбора, а не по воле случая» (77), разве не люди контролируют дату повторного явления Христа? 2) Если планеты определяют переход от созвездия Рыб к новой эре Водолея, есть ли у людей какой-либо выбор вообще? 3) Если люди, живущие сегодня, жили прежде (имели перевоплощение и постоянно развивались) и сейчас в первый раз помогают своей собственной эволюции, а некоторые сознательно появляются в это время вместе с вознесшимися учителями, чтобы помочь установлению нового века, отчего мир становится хуже, как было в дни Ноя (см. Мф. 24:37-40)?

В то время как недавние, переданные евангелия «Нового века» проводят различия между человеком Иисусом и комическим Христом, Бейли их путает. Она, очевидно, отводит Христу менее важное место и считает Его наделенным меньшей силой, чем Бог. Она говорит о прекращении Его взаимоотношений с человечеством. «В отдаленном будущем Учитель К. Г. возьмет на себя роль Учителя мира, когда Христос займется более высоким и более важным делом, чем работа над сознанием человечества». Будем помнить об этой ограниченной роли Учителя человечества, когда обратимся к книге Бейли «Второе явление Христа» — книге, которая повторяет во многом те же самые идеи, которые представлены в «Воплощении иерархии».

Грядущий Учитель

Бейли показывает грядущего Учителя как аватару, который является типичным представителем следующего эволюционного шага нереализованного божества в человечестве. Хотя «все мы боги» (78), наше сознание развивается. Хотя превосходство Бога признается всеми, «пробуждающемуся сознанию человечества постепенно раскрывается великая параллельная истина о Боге имманентном» (79). Божья имманентность «является путеводной нитью к эволюционному процессу» (80). Христианство является «по существу выражением, хотя несовершенным, любви Бога, имманентного в Его сотворенной вселенной» (81).

Фактически Бог присутствует во всех вероисповеданиях и проявляет Себя во всех религиях. Об этом факте свидетельствует прогресс человечества и развитие его сознания. Мы только реализуем присущую нам Божественность. Следовательно, эволюция имеет дело со способностью постижения и больше с открытием, чем с развитием. Такое открытие, заявляет Бейли, обнаруживает основное христианское заблуждение — «искупительное примирение заменило уверенность в собственной Божественности, которую Христос Сам предписал нам» (82). Пришествие аватар помогает усвоить это откровение.

Аватары — это люди, которые «достигли совершенства», что означает следующее: Божественное существо должно подготовиться, чтобы, по крайней мере, заслужить открытие в себе личной Божественности. Такие личности становятся «каналами» для передачи определенных качеств человечеству. Будда и Христос являются аватарами Востока и Запада соответственно (83). Фактически она считает Гермеса, Будду и Христа «Спасителями мира» (84).

Такое учение, фактически, принижает Иисуса до уровня одного из многих и считает, что преданность любому религиозному лидеру равноценна по значимости верности Ему. Пришествие Христа не уникально, а является лишь частью длинной серии откровений аватара. Более того, пришествие Христа «развивается» якобы со времени Его первого пришествия. Это даст Ему способность учить «новым истинам», например, истине о перевоплощении. Так и Второе пришествие является просто частью целой серии вторых пришествий. Фактически реинкарнации могут включать более 500 пришествий на землю для новой земной жизни, что якобы пережил Будда.

Ей видится также изменение в цели Его второго явления. Бейли говорит о трех разных аспектах откровения о Боге. Будда и Христос открыли два аспекта — свет и любовь. Пришествие Христа воплотит волю Бога. «Теперь должен воплотиться высший Божественный аспект — воля Божья, и к этому готовится Христос» (85). Христос может возвратиться в виде «христианина, верующего индуса, буддиста или не принадлежащего ни к какой вере. Он не придет как восстановитель древней религии, в том числе и христианства, Он придет, чтобы восстановить веру человека в любовь Отца, в существование Христа, в тесные, личные и нерушимые взаимоотношения между людьми» (86).

Поэтому неудивительно, что с пришествием Христа возникнет новая мировая религия. Она содержит новые вести о «развитии сознания», принятые Бейли. Учителя мудрости трудятся ради «расширения» сознания. Мир «заменится» лучшим миром. Последователи «Нового века» делают акцент на «глобальном сознании», которое по существу будет одним и тем же. Бейли называет его «групповым сознанием». Христос приведет к этому глобальному единству. Ясно, что главное для Бейли — это ощущение любви Отца и межличностные отношения в ущерб объективной истине.

Согласно Бейли, в 1945 году Христос заявил духовной иерархии и Своим ученикам на земле, что «Он вновь решил войти в физический контакт с человечеством, если люди начнут налаживать правильные взаимоотношения между собой». С этих пор Христос посылает энергию, улучшая мир. Значит, как люди, так и Христос трудятся, чтобы создать необходимые условия для Его явления. «Его работа под знаком Водолея началась и будет продолжаться две тысячи пятьсот лет» (87). Бейли считает, что когда Христос явится, Он примет астральное тело и разум Будды и — что важно — «на время Его пребывания Аватар Синтеза становится Его близким Другом… Аватар Синтеза укрепит Его, Он найдет поддержку в этом „Молчаливом Аватаре», Который, говоря символически, „не будет отрывать от Него глаз, будет держать Его Своей рукой, а сердца их будут биться в унисон»» (88).

Мы видим здесь два заблуждения. Первое переносит Второе пришествие в отдаленное будущее. Второе коренным образом принижает Христа, низводит Его с положения уникального Спасителя мира до Кого-то, Кому нужен другой аватар, на которого можно положиться, чтобы выполнять свои функции. Тот, Кто Сам является Истиной (см. Ин. 14:6), оказывается зависимым от существа, представляющего собою синтез. Затем следует заявление о том, что древние тайны, охраняемые масонством, будут открыты при пришествии Христа. Они «содержат ключ ко всему эволюционному процессу» (89). Поэтому Христос во второй раз явится просто для того, чтобы показать предполагаемый источник, из которого произошли все другие религии. Он утверждает универсальную религию и знаменует начало нового века.

Заключение

Мартин Кэтчен и Рассел Чендлер считают, что движение «Новый век», беря свое начало из корней, рассмотренных выше, «является логическим продолжением тенденций, существовавших в американском либерализме с 1830-х годов» (90).

Такая оккультная литература, хотя она нелегко читается, таит в себе угрозу для праздно любопытствующих. Замысел, который описывают Блаватская и Бейли, пытается вселить оптимизм в человечество, оказавшееся перед лицом Армагеддона. Человеческие дела заменяют Голгофу, энергия заменяет Святой Дух. Развитие Христа в азиатских горах заменяет посредническое служение Христа одесную Бога. Посвящение Христу исчезает из виду перед Его контролирующими «потоками мышления». «Глобальное сознание» поглощает личную верность истине. Астрология занимает место пророчества. Божественность человечества сводит на нет уникальность Христа. Человеческая эволюция сводит на нет Божье искупление, потому что написанное под руководством духа-наставника посягнуло на Божье откровение в Священном Писании.

Как заявил покойный Уолтер Мартин, ведущий авторитет по культам: «В настоящее время от 35 до 50 миллионов человек вовлечены в некую форму культовой организации по всей Америке и на иностранных миссионерских полях. Почти 60 миллионов участвуют в движении „Новый век» или занимаются оккультизмом» (91). Иоанн, автор Книги Откровение, предостерегал: «И видел я выходящих из уст дракона, и из уст зверя, и из уст лжепророка трех духов нечистых… это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий» (Откр. 16:13-15).

Бесовские духи, или силы преисподней, используют философию и знамения, чтобы захватить нашу планету для сатаны и приготовить ее для явления ложного Христа. «Верно то, что современный спиритизм видоизменяется и, скрывая те свои проявления, которые вызывают наибольшие возражения, рядится в христианские одежды. Но принципы его учения уже на протяжении многих лет проповедуются и популяризируются, и поэтому ничто не может скрыть его настоящего характера… Но в своем нынешнем виде он еще опаснее, потому что облечен в более искусный и коварный обман и ни в коем случае не заслуживает снисходительного отношения. Если в прошлом спиритизм отвергал Христа и Библию, то в настоящее время он как бы принимает и то, и другое. Но Библия истолковывается таким образом, чтобы это понравилось невозрожденному сердцу, в то время как ее торжественные и насущные истины оставляются без внимания» (92).

Синкретизм, синтез, смешивание истины и заблуждения лежат в основе источника, положившего начало эсхатологии «Нового века», и в этом ее опасность. Историк Арнольд Тойн Би «предсказал, что самым многозначительным явлением века окажется влияние восточной религии на Запад» (93). «К. С. Льюис видел ясно очерченной линию фронта. Он отметил, что в окончательной борьбе между религиями только индуизм и христианство предложат жизнеспособный выбор, потому что индуизм впитывает все религиозные системы, а христианство исключает все другие, признавая приоритет учения Иисуса Христа» (94).

Перед нами «година искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3:10). Люди, вера которых не покоится на Слове Божьем, найдут себя обманутыми и побежденными. Сатана трудится «со всяким неправедным обольщением» (2 Фес. 2:10), чтобы взять под свой контроль человечество, и его обольщения будут постоянно умножаться. Но он может добиться своей цели только в том случае, если люди добровольно поддаются его искушениям. Те, кто искренне стремится познать истину и послушанием очистить свою душу, тем самым делая все возможное, чтобы приготовиться к предстоящей борьбе, найдут надежную защиту в Боге истины. Спаситель обещает: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения» (Откр. 3:10). «Он скорее пошлет на защиту Своего народа всех небесных ангелов, чем оставит хотя бы одну доверившуюся Ему душу во власти сатаны» (95).

(1) В основу взято: Max Lucado. And the Angeles Were Silent, Sisters, Ore. : Multomuh, 1992, p. 43.

(2) «Существует основное напряжение, которое нам следует ослабить, если мы хотим стать созидателями и архитекторами Нового века… Это напряжение между духом и материей… есть определенная необходимость смешать, синтезировать их» (там же, с. 51).

(3) «Теософическая теория предполагает семь веков для человека в последовательном цикле» (Viva Emmons. The Roots of Peace: A Study of Human Potential in Relation to Peace, Wheaton, III. : Theosophical, 1969, p. 108). Вот шесть из них — Близнецы, Телец, Овен, Рыбы, Водолей и Козерог. Сравните с: Alice A. Bailey. The Reappearence of the Christ, New York: Lucis, 1948, pp. 121-128.

(4) Benjamin Creme. The Reappearance of the Christ and the Masters of Wisdom, (London: Тага, р. 202.

(5) Ursula Burton and Janice Dolley. Christian Evolution: Movind Towards a Global Spirituality, Northamptonshire Turnstone, 1984, p. 101.

(6) Creme, p. 202.

(7) David Spangler. Revelation: The Birth of a New Age, San Francisco: Rainbow Bridge, 1976, p. 117.

(8) Matthew Fox. The Coming of the Cosmic Christ, p. 7.

(9) Там же, с. 228.

(10) Там же, с. 235.

(11) Там же, с. 122.

(12) Elliot Mille. A Crash Course on the New Age Movement: Describing and Evaluating a Growing Social Force, (Grand Rapids: Baker, 1989, p. 24. Они включают космогенезис и антропогенезис Тейяра де Шардена, теософическую эсхатологию Елены Блаватской и Алисы Бейли, эволюционную философия Дарвина и воззрения восточных религий. По сути, движение «Новый век» — это бунт не только против принципов, но и против христианства. Нам следует помнить, что такие философы, как Спиноза и Гегель, приготовили западный ум к принятию духовного монизма.

(13) И даже христианство породило совместимые мутации. Один из примеров тому — христианская наука. Желающие объединить христианство с «Новым веком» часто обращаются к католическому священнику Тейя-ру де Шардену. Темы в теологии развития Уайтхеда и Хатшорна являются проводниками синтеза. Движение «Новый век» включает как религиозных людей — христиан, индусов, анимистов, так и многих, не связанных с религиозной традицией.

(14) Los Angeles Times, Jan. 25, 1987.

(15) Russell Chandler. Understanding the New Age, Dallas: Word, 1988, p. 208. Другим католическим священником, который, подобно Шардену обошел Священное Писание и принял идеи «Нового века», является Мэтью Фокс (см. примечание 16). Фокс является директором Института духовности в культуре и творении в колледже Холи Нэймс, Окленд, Калифорния.

(16) Pierre Teilhard de Chardin. The Future of Man, Norman Denny, trans., London: William Collins, 1969, p. 13.

(17) Там же, с 15.

(18) Там же, с. 280.

(19) Там же, с. 273, 274.

(20) Там же, с. 15.

(21) Там же, с. 67.

(22) Там же, с. 84.

(23) Там же, с. 323.

(24) Там же, с. 129.

(25) Там же, с. 131.

(26) Там же, с. 265.

(27) Там же, с. 129.

(28) Там же.

(29) Там же, с. 117.

(30) Там же, с. 273, 274.

(31) Там же, с. 322.

(32) Н. P. Blavatskay. The Key to Theosophy: An Abridgement, Joy Mills, ed., Wheaton, III. : Theosophical, n. p. d., p. 167.

(33) E. Уайт. Рукописи, т. 13, с. 1.

(34) Benjamin Creme. The Reappearance of the Christ and the Masters of Wisdom, pp. 199, 200.

(35) Share International 4, No. 6: last page. Cf. e. n., p. 47.

(36) Elliot Miller. A Crash Course on the New Age Movement, p. 146.

(37) «Теософическое общество положило начало возникновению движения „Новый век»» (Walter Martin. The New Age Cult, Minneapolis: Bethany House, 1989, p. 17).

(38) Там же, с. 37.

(39) Там же, с. 152.

(40) Там же, с. 240.

(41) Там же, с. 13.

(42) Там же, с. 54.

(43) Там же, с. 131.

(44) Там же, с. 168.

(45) «Е. П. Блаватская дала план общего характера, находясь под влиянием, которое было оказано на нее мною. Более развернутая структура и больший размах иерархического замысла представлен мною в книгах, которые А. А. Б. под своим именем (как я ей велел) были представлены публике» (Alice A. Bailey. The Externalization of the Hierarchy, p. 685); сравните: «и я, именуемый Наставник Д. К. » (Alice A. Bailey. The Externalization of the Hierarchy, p. 659). «Теперь мы приступим к делу, которое я (Д. К. ), Наставник второго излучения пытаюсь делать» (Beiley, p. 669). В этом томе Бейли упоминает о плане по крайней мере 10 раз, например, на страницах 21, 505, 520, 525, 589, 664, 670, 672, 685 и 693. Создается впечатление, что подозрительный Наставник Д. К. открыл план Блаватской и продолжал его открывать Бейли.

(46) Там же, с. 548.

(47) Там же, с. 526.

(48) Там же, с. 673. Человеческая свобода может ограничить предвидение иерархии, поэтому упоминается о человеческой свободе (там же, с. 61, 62).

(49) Там же, с. 698.

(50) Alice A. Bailey. The Externalization of the Hierarchy, p. 675.

(51) Ruth Montgomery. Aliens Among Us, New York: G. P. Putman’s Sons, 1985, pp. 89, 92.

(52) Там же, с. 572.

(53) Там же, с. 572, 573.

(54) Там же, с. 508.

(55) Там же, с. 589.

(56) Там же, с. 617.

(57) Там же.

(58) Там же, с. 604.

(59) Там же, с. 595.

(60) Там же.

(61) Там же, с. 539.

(62) Там же, с. 542.

(63) Там же, с. 542, 543.

(64) Там же, с. 545.

(65) Там же, с. 635.

(66) Там же.

(67) Там же, с. 635.

(68) Там же, с. 589, 597.

(69) Там же, с. 609.

(70) Бейли, с. 602. «Его пришествие по воздуху можно объяснить буквально таким образом: в Свое время Он прилетит на самолете с того места земли, где Он находился в течение многих поколений» (там же, с. 575, 576).

(71) Там же, с. 611.

(72) Там же, с. 612.

(73) Там же.

(74) Там же, с. 695, 696. «Это объединенное групповое усилие, прилагаемое в каждой коммуне и развиваемое всеми, чтобы привести всю группу, как отряд всемирных служителей, в атмосферу мыслей Христа, когда Он формулирует Свои идеи, творит форму мышления, которая должна предварять воплощение и совершает приготовления к Его второму явлению» (там же, с. 680).

(75) Там же, с. 510.

(76) Там же, с. 503.

(77) Barbara Marx Hubbard. Happy Birthday Planet Earth: The Instant of Cooperation, (Santa Fe, N. Мех. : Ocean Tree Books, 1986, p. 16. Если по предсказанию второе явление должно было произойти около 1919 года, то как его первый этап предсказывается в 2020 году — позднее более чем на 100 лет? Ср. с. 530.

(78) Там же, с. 9.

(79) Там же, с. 36.

(80) Там же, с. 591.

(81) Там же, с. 140.

(82) Там же, с. 63.

(83) Там же, с. 10.

(84) Там же, с. 58.

(85) Там же, с. 62.

(86) Там же, с. 19.

(87) Там же, с. 82, 83.

(88) Там же, с. 76, 77.

(89) Там же, с. 122.

(90) Russell Chandler. Understanding the New Age, Dallas: Word, 1988, p. 50.

(91) Walter Martin. The New Age Cult, Minneapolis: Bethany House, 1989, p. 7.

(92) E. Уайт. Великая борьба, с. 557, 558.

(93) Marylin Ferguson. The Aquarian Conspiracy: Personal and Social Transformation in the 1980s, p. 51.

(94) Walter Martin. The New Age Cult, p. 13.

(95) E. Уайт. Великая борьба, с. 560.