Глава 16. Эсхатология доминиона

Рассмотрев политику Христианской коалиции, мы перейдем к рассмотрению движения, во многом с ней схожему и имеющему некоторые общие цели. Вместе они играют большую роль в осуществлении пророчества последнего времени. Это христиане, собирающиеся христианизировать Америку (Христианская коалиция), и христиане, желающие христианизировать весь мир (доминионисты).

Доминионистов зовут также реконструкционистами, поскольку они стремятся реконструировать общество в соответствии с христианскими нормами. Их еще зовут теономистами, поскольку они делают акцент на роли библейского закона (теономии) для руководства обществом. Для того, чтобы привести общество под Божье правление через его переустройство по Божественному закону, это движение борется за власть. По его представлению, это будет Божьим Царством на земле, как считают постмилленаристы. То есть перед Вторым пришествием правление Божьего Царства должно быть всеобщим.

В книге «Восстановленный рай: библейская теология доминиона» доминионист Давид Чилтон освещает эсхатологические верования тех, кто отстаивает теологию доминиона. «Бог хочет, чтобы мы применяли христианские нормы всюду, в каждой области, — пишет он. — Духовность не означает отход или удаление от жизни; она означает власть» (1). Он заявляет, что «Библия дает нам эсхатологию доминиона и эсхатологию победы» (2). Он верит, что христиане завоюют мир для Христа, что мир не становится хуже и не созреет для разрушения, но что он будет обращен к Христу благодаря первоначальной власти, данной человечеству при сотворении и в великом поручении Христа, переданном христианской церкви Христом. Таким образом, «христиане предназначены для власти» (3). Чилтон говорит о двух противоположных эсхатологиях: эсхатологии поражения и эсхатологии доминиона (власти) (4). Он уверяет читателя в том, что спасение «восстанавливает первоначальный призыв, цель и дает гарантию, что человеку от начала поручено проявлять власть над всей землей под властью Бога» (5). Отсюда следует, что эсхатология доминиона совершенно отличается от эсхатологии диспенсационализма. Согласно последней, Бог восхитит церковь из мира перед временем скорби. Чилтон отвергает эту идею (6) и стремится показать, что царствование Христа на престоле Давида — не будущее событие, а происходящее ныне со времени Его вознесения (7). В данном случае позиция эсхатологии доминиона является правильной.

Однако эсхатология доминиона при чтении Книги Откровение делает акцент на исполнении пророчества в прошлом, а не в будущем. Например, великая скорбь, окончившаяся в 70 году по Р. Х. (8), и библейские термины «последние дни», «последнее время», «последний час» — это «период между рождением Христа и разрушением Иерусалима» (9), то есть первые 70 лет христианской эры. Чилтон заявляет, что Иоанн написал Книгу Откровение перед разрушением Иерусалима в 70 году по Р. X. (10), что Книга Откровение не предсказывает Второго пришествия (11) и не делает никаких других предсказаний (12). Поэтому Откровение — не эсхатологическая книга. В ней ничего не сказано о последних событиях, ведущих к разрушению мира. Скорее, она говорит только о событиях, кульминацией которых является разрушение Иерусалима.

Из его рассуждений следует, что эсхатологические события Книги Откровение ограничиваются событиями прошлого и настоящего и не имеют будущего эсхатологического значения. Таким образом, тысячелетнее царство (см. Откр. 20) началось при Первом пришествии и продолжается теперь (13); а Новый Иерусалим — это современная церковь (14). Чилтон представляет Божье Царство трехмерным. Оно «было учреждено бесповоротно в заключительной работе Христа, оно утверждается постепенно на протяжении истории (до тех пор, пока раз и навсегда не утвердится в последний день)» (15).

Цель: мировое владычество

Учитывая вышесказанное, посмотрим, как теология доминиона рассматривает Великое поручение Христа (см. Мф. 28:19, 20). Чилтон говорит: «Великое поручение, данное церкви, не ограничивается просто свидетельством народам. Христово повеление заключается в том, чтобы мы научили народы, все народы. Царства мира должны стать царствами Христа. Они должны быть научены, сделаны послушными вере. Это значит, что все сферы человеческой деятельности: семья, личность, бизнес, наука, сельское хозяйство, искусство, закон, образование, экономика, психология, философия и так далее должны оказаться под водительством Иисуса Христа. Ничто не должно быть упущено. Христу „надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1 Кор. 15:25). На нас возложена ответственность обратить весь мир» (16).

Слова из 2 Кор. 10:3-6 он рассматривает как «стратегию завоевания мира». «Павел говорит, что целью нашей борьбы является абсолютная победа, полное владычество для Царства Христа. Нас не устроит ничто меньшее, кроме всего мира. Мы „готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится» — говорит Павел (2 Кор. 10:6). В переводе Моффата этот текст звучит так: «Я готов судить военным судом всякого, кто остается непокорным, когда ваша покорность исполнится». Цель Павла — всеобщее послушание нашему Господу» (17).

Церковь играет главную роль в завоевании всеобщего владычества. Как говорит Чилтон: «Церковь является центром христианского переустройства. Река жизни не течет из дверей кабинетов Конгресса и Парламента. Она вытекает из восстановленного храма Святого Духа, Церкви Иисуса Христа. Наша цель — всемирное владычество под властью Христа, если хотите, „всемирный контроль». Но наша стратегия начинается с преобразования и переустройства церкви. С нее начнется социальное и политическое преобразование, то есть, в сущности, расцвет христианской цивилизации (Агг. 1:1-15; 2:18-23)» (18).

Чилтон рассматрвиает Псалмы, где призываются проклятия, как программу отношения Церкви к угнетателям. К этим псалмам с проклятиями на нечестивых относятся 34-й, 54-й, 68-й, 78-й, 82-й, 108-й и 139-й псалмы. «Церковные руководители должны произнести приговор против угнетателей, и христиане должны довести это дело до конца, чтобы угнетатели либо покаялись, либо были уничтожены» (19). Реконструкционисты ожидают мира христианизированного, в котором христианство является универсальной религией. Они предрекают время, когда христианская культура возьмет верх над всеми культурами. Тем временем они призывают своих людей вести себя, как победители, а не как находящиеся в меньшинстве — что фактически так и есть. Чилтон увещевает: «Нам следует перестать действовать так, будто мы обречены навсегда оставаться субкультурой. Мы предопределены к власти; нам нужно расправить плечи и начать действовать соответственно. Наша жизнь и богослужение должны показать, что мы рассчитываем на власть, что мы становимся более способными к несению ответственности. Нам не следует смотреть на себя как на одиночные аванпосты, окруженные миром, проявляющим к нам все большую враждебность. Такое свидетельство о Боге является ложным. Истина есть нечто противоположное. Это дьявол спасается бегством, это язычество обречено на исчезновение. Христианство же — доминирующая культура, предназначенная стать окончательной и универсальной религией. Церковь наполнит землю» (20).

Теологи доминиона верят во всемирную теократию, при которой Бог правит народами. Они считают, что посредством Великого поручения Христос дал «теократический мандат». «Наша цель — христианский мир, состоящий исключительно из христианских народов. Можно ли христианину желать большего? Наш Господь Сам учил нас молиться:, Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10). Мы молимся о том, чтобы Божьи повеления были исполнены на земле, как они незамедлительно исполняются ангелами и святыми на небе. Молитва Господня — это молитва о всемирном владычестве Божьего Царства — не централизованного мирового правления, а мира децентрализованных теократических республик» (21).

Ясно, что теология доминиона ожидает Царства Божьего, установленного на земле. Мы отметили, что для доминионистов тысячелетнее царство началось с Первого пришествия Христа. Их цель — христианизация всего мира, учреждение Божьего Царства через научение людей. Поэтому для доминионистов Великое Христово поручение и молитва Господня указывают на установление всемирной теократии, в которой каждая республика является христианской нацией. Очевидно, Второе пришествие является кульминацией восстановленного мира. Сколько времени займет этот процесс?

Отвечая на этот вопрос, Чилтон ссылается на Втор. 7:9, где утверждается, что верный Бог сохраняет Свой завет с любящими Его и соблюдающими Его заповеди до тысячного поколения. Он говорит, что Бог дал обещание около 3 400 лет назад. Поколение — это 40 лет, поэтому тысяча поколений составляет 40 000 лет. Вычтем 3 400 лет, и нам еще останется 36 600 лет. Чилтон делает вывод, что «перед Вторым пришествием Христа этому миру будут даны десятки тысяч, возможно, сотни тысяч лет все возрастающей благости» (22). В некотором смысле это напоминает одну из эволюционных теорий. Принимая во внимание достаточное количество времени в прошлом, даже невозможное превращение малейшего микроорганизма в человека кажется возможным (по крайней мере, для эволюционистов). И, учитывая достаточное время в будущем, даже невозможная христианизация мира, учреждение Божьего Царства и возвращение рая кажется возможным (по крайней мере, для доминионистов).

В 1987 году Давид Чилтон написал комментарий на Книгу Откровение под названием «Дни мщения». В предисловии говорится, что теология доминиона была «основным верованием пуритан в первом поколении (1630-1660), когда они начали осваивать пустыню Новой Англии. Это верование люди разделяли также в период американской революции». Далее утверждается, что «движение ‘ христианского переустройства пополнило свои ряды лучшими и ярчайшими молодыми писателями Соединенных Штатов. Одновременно значительным изменением эсхатологической перспективы было охвачено харизматическое движение. Это сочетание тщательной, дисциплинированной, полной жизни, ориентированной на власть эрудиции с энтузиазмом большого числа настоящих, ориентированных на власть харизматов бросает мощный вызов знакомому, связанному традицией, состарившемуся и ориентированному прежде всего на настоящее консервативному протестантизму. Это могло бы привести к самому важному теологическому изменению в американской истории не только в этом веке, но и в истории народов» (23).

Книга Роусаза Джона Рашдуни «Институты библейского закона» (1973) является огромным исследованием на 1600 страниц, которое показывает необходимость библейского закона для общества. Оно применяет Десять Заповедей к американскому обществу. В статье в «Вестминстерском теологическом журнале» Джон М. Фрейм говорит о Рашдуни как об «одном из самых важных христианских социальных критиков нашего времени» (24). Рашдуни заявляет в своих «Институтах»: «Как вновь избранному народу Божьему христианам поручено сделать то, что не сумели сделать Адам и Ева в раю и Израиль в Ханаане. При разном руководстве действует один и тот же завет. Человеку велено создать общество, которого требует Бог. Богом дано предназначение для человека и истории, а всему этому миру дан Божий закон» (25).

Рашдуни объясняет, что «государство было создано для того, чтобы удерживать человека от греха и выносить смертный приговор, осуждая грех. Следовательно, государство является палачом, — институтом, который существует между грехопадением и Вторым пришествием, чтобы держать человека в узде» (26). «Первый и основной долг государства — продвигать Царство Божье, признавая Божью власть и Его Слово и сообразуясь с Божьим законом. Следовательно, государство обязано быть христианским. Оно должно быть таким же христианским, как человек, семья, церковь, школа и все остальное. Держаться противоположного значит утверждать, что для государства Бог умер» (27).

Рашдуни рассматривает власть в свете призыва Христа к кротости. Он говорит: «Блаженны кроткие — это те, кто покоряется Божьему владычеству, поэтому имеют власть над собой и способны проявлять власть над землей. Вследствие этого они наследуют землю. Эта мысль очень важна. Без нее Евангелие толкуется неправильно. Человеку дано Богом стремление к владычеству, власти. Цель преобразования — восстановить мандат, данный человеку при Творении, проявить власть и покорить землю. Цель закона — вести человека предназначенным Богом путем к власти. Цель призыва к послушанию — проявить власть» (28).

Из слов Рашдуни ясно видно, что для него плодом спасения является принятие на себя ответственности за христианизацию мира. Он призывает христиан использовать закон, чтобы обрести владычество над миром, утерянное через грехопадение. Но здесь игнорируется тот факт, что, по сути, Бог дал человечеству владычество над природой, а не над обществом людей (см. Быт. 1:26). Настанет день, когда правительство навяжет людям закон о воскресном дне, вынуждая к его исполнению под страхом смерти. Это будет сделано ради христианизации мира. Можно видеть, что основа этому уже положена в произведениях доминионистов.

В книге Г. Бансена «Теономия в христианской этике» (1979) сказано: «Христианин обязан соблюдать весь Божий закон как образец освящения и… гражданские власти должны принудить к исполнению этого закона в соответствии с условиями Божьими» (29). Комментируя это утверждение и другие, Дуглас Е. Чисмар и Давид А. Рауш в «Журнале протестантского теологического общества» выражают свою озабоченность (30). Я присоединяюсь к ним. Мне кажется, что государство, навязывающее Божий закон, точно изображает будущее, когда государство будет принуждать к соблюдению поддельной субботы — воскресного дня (см. Откр. 13:12-15).

Гари Норт, другой лидер-доминионист, призывает к «международной теократии… ибо эта международная теократия — именно то, чего требует Библия… Каждый народ в такой же степени находится под верховным Божьим правлением, как и каждая личность. Цель Евангелия — покорить Богу каждую душу, каждое общество и каждый народ» (31).

Желающие погрузиться в изучение теологии доминиона могут получить информацию из критики, написанной Г. Уэйном Хаусом и Томасом Айсом в книге «Теология доминиона: благословение или проклятие?» (32) с ответом на книгу Грега Л. Бансена и Кеннета Л. Гентри «Дом разделенный: распад теологии диспенсационализма» (33). Хаус и Айс обобщают цель христианских реконструкционистов следующим образом: «Обетованная земля принадлежала Израилю, но Иисус Навин и его армия должны были получить ее, уничтожив ее обитателей. Подобная ситуация существует в Америке сегодня. Силам, выступающим против Божьего царства, следует дать отпор. Они должны быть уничтожены церковью воинствующей и уверенной в победе» (34).

Доминионисты часто ссылаются на Голландию как пример христианизированной нации. Теолог Абрахам Кайпер (1837-1920) в 1870-1920 гг. возглавлял движение, которое взяло под свой контроль самую популярную газету в стране, основало Свободный университет в Амстердаме, учредило национальное школьное движение «Христианский день», положило начало новой христианской деноминации, организовало новую политическую партию, которая контролировала правительство более десяти лет и на четыре года избрало Абрахама Кайпера премьер-министром (35).

Реформатская церковь Нидерландов становилась либеральной. Чтобы противостоять этой тенденции, была организована коалиция протестантских церквей, которая назвала себя «Реформатские церкви в Нидерландах». Консервативные церкви объединились, чтобы поразить общего либерального врага. Историк Кеннет Скотт Латоурит пишет: «Движение явилось протестом против либерализма нидерландской Реформатской церкви. Оно выкристаллизовало недовольство, которое вынашивалось долгое время, — недовольство, которое привело к увеличению числа частных школ, где историческое исповедание веры Реформатских церквей легло в основу религиозного воспитания, и к созданию Кайпером Свободного университета в Амстердаме. Начиная с 1887 года, отколовшиеся церкви начали развитие национальной церковной структуры. Кайпер был энергичным руководителем, внесшим свои принципы в политику, и с 1901 по 1905 годы, занимая пост премьер-министра, он являлся реальным исполнительным главой государства» (36).

Учреждая нравственное христианское общество, Кайпер дал ясно понять, что воскресный день заменил субботу. В своем крупном произведении «Работа Святого Духа», которое Джон В. Монтгомери в журнале «Христианство сегодня» назвал «непревзойденным классическим произведением», Кайпер написал: «Только Десятисловие иногда является предметом спора, особенно четвертая заповедь. Некоторые христиане не принимают во внимание различия между преходящим, церемониальным и незыблемо нравственным и стремятся заменить День Господень на последний день недели» (37).

Доминионисты считают опыт Голландии успешным опытом, который можно применить везде. Они надеются, что теократию можно учредить в каждой стране, так что последняя всемирная церковь является фактически христианской коалицией церковно-государственных теократии по всему миру, действующих по голландскому методу, когда страна находилась под управлением теолога и премьер-министра Абрахама Кайпера. Брайен Таирни, специалист по истории средневековой Европы и профессор средневековой истории в Корнеллском университете, документально подтвердил в своей книге «Кризис церкви и государства в 1050-1300 годах» неудавшиеся попытки установить теократию, которые продолжались в течение 250 лет средневековой истории (38). Таирни напоминает своим читателям, что «перед египетскими фараонами, инками в Перу, японскими императорами благоговели, как перед божествами. Римские цезари носили титул «Верховный Понтифик». При современном тоталитарном деспотизме, где вследствие партийной структуры существует лишь пародия на церковь, сутью авторитета диктатора является одновременный контроль партии и государства». В средневековый период «были правители, которые домогались высшей духовной и светской власти». Веками церковь и государство не могли взять верх друг над другом. Такая раздвоенность «в конечном счете была логически обоснована в произведениях по политической теории и в конечном итоге встроена в структуру европейского общества. Эта ситуация значительно повлияла на развитие западного конституционного образа правления. Само существование двух властных структур, состязающихся между собой за преданность людей вместо одной, принуждающей к послушанию, сильно увеличила возможности человеческой свободы» (39).

В течение веков, предшествовавших средневековому периоду, христианская церковь осуществляла высшее правление. Но оно уже ставилось под сомнение в течение 250 лет (1050-1300 гг. ) или почти за 200 лет до протестантской Реформации. Отделение церкви от государства обеспечило религиозную свободу. Проблема заключается в том, что доминионисты, подобно приверженцам Христианской коалиции, игнорируют эти исторические реалии и не хотят извлекать уроков из истории. Они возвращаются к досредневековой модели церковно-государственной теократии, обеспечивая таким образом условия, при которых весь мир будет дивиться и поклоняться восстановленной и всюду доминирующей религиозной власти в конце времени (см. Откр. 13:1-17).

Иосиф Л. Конн в своей статье «Разрушьте стену» говорит о доминионистах (или реконструкционистах) как «самой крайней ветви религиозного права. Руководители реконструкционизма хотят отбросить демократию и заменить американское секулярное правительство теократическим строем, который навязывает суровый правовой кодекс Ветхого завета». Здесь подразумевается призыв Р. Дж. Рашдуни к наказанию смертью за 18 преступлений, включая прелюбодеяние, гомосексуализм и поклонение ложным богам. Джордж Грант, историк из Теннесси и директор учебного центра «Королевский луг» написал книгу «Узаконенная безнравственность» (1993), в которой настаивал на смертном наказании гомосексуалистов. Конн указывает, что противник абортов Рэнделл Терри, основатель «Операции спасения», настаивает на том, что «у нас должна быть христианская нация, построенная на Божьем законе, на Десяти Заповедях. И никаких извинений». Конн объясняет, что «книга Терри под названием „Меч», изданная в 1995 году, дает „библейское основание» для свержения правительства. Терри утверждает, что местные государственные служащие могут „поднять революцию» против „нечестивого, нераскаявшегося» центрального правительства, которое отказывается принуждать к соблюдению Божьего закона. Терри выступает за принятие плана очищения, который отражает влияние реконструкционализма» (40).

По словам Г. Уэйна Хауса и Томаса Айса, возможно, самым известным выразителем «Теологии доминиона» является епископ Эрл Полк. Они приводят его мысли о Царстве Божьем. Считая несогласие между церквами помехой для наступления Царства, он призывает к единству, но только ценой забвения доктрин. «Какой была бы встреча, на которой собрались бы вместе либеральные евангеликалы, какими являемся мы, консервативные теологи, представленные группами Святости, Южными баптистами, католиками, адвентистами седьмого дня и членами Церкви Иисуса Христа, святых последних дней! Многие из этих групп стали настолько разными, что мы относимся к ним скорее как к врагам, а не как к братьям и сестрам по вере. Как нам преодолеть эти высоко возведенные стены? Я откровенно выражаю свое мнение, что именно об этом говорил Павел, утверждая, что Царство Божье не наступит, пока „мы все не придем к единству веры». Он специально ничего не говорит об учении, потому что его не беспокоили доктринальные вопросы» (41).

Помимо призыва разрушить стену, разделяющую церковь и государство, здесь содержится призыв удалить доктринальные стены, разделяющие разные церкви. Таким образом, епископ Полк игнорирует саму причину, по которой между церквами существуют стены — из-за доктринальных различий. Стремясь установить царство на земле, навязать миру теократию, доминионисты отбрасывают доктринальную истину, которая является единственной основой единства и царства. Пытаясь христианизировать мир, доминионисты проходят мимо самих христианских истин. Силясь установить нравственное царство, доминионисты не замечают нравственных истин. Они игнорируют ясное утверждение Христа: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36).

Хотя между сторонниками Христианской коалиции и доминионистами существуют различия, те и другие проявляют общий интерес к событиям последнего времени. Те и другие верят, что христиане будут править Америкой (Христианская коалиция) и миром (доминионисты). Те и другие требуют христианизированного правительства. Они не оценивают по достоинству библейскую эсхатологию, которая заканчивается Армагеддоном и сопровождается борьбой большей части мира против Божьего остатка.

Их замыслы править и навязывать свои христианские взгляды остальным соответствуют пророческим сценам 13-й главы Откровения о приказной морали, обязательной под страхом смерти. Единственный вывод, который мы можем из этого сделать, заключается в том, что сатана готовит мир к исполнению событий 13-й главы Книги Откровение.

(1) David Chilton. Paradise Restored: A Biblical Theology of Dominion, Ft. Worth, Tex: Dominion Press, 1987, p. 4.

(2) Там же, с. 5.

(3) Там же, с. 7.

(4) Там же, с. 15.

(5) Там же, с. 25.

(6) Там же, с. 54.

(7) Там же, с. 71.

(8) Там же, с. 88.

(9) Там же, с. 115.

(10) Там же, с. 159.

(11) Там же, с. 166.

(12) Там же, с. 175.

(13) Там же, с. 172.

(14) Там же, с. 205.

(15) Там же, с. 73.

(16) Там же, с. 213.

(17) Там же, с. 213, 214.

(18) Там же, с. 214.

(19) Там же, с. 216.

(20) Там же, с. 218.

(21) Там же, с. 219.

(22) Там же, с. 221, 222.

(23) David Chilton. The Days of Vengeance: An Exposition of the Book of Revelation, (Ft. Worth, Tex. : Dominion Press, 1987, p. xxi.

(24) John M. Frame. «The Institutes of Biblical Law» / Westminster Theological Journal 38, Winter 1976, 195. Это отличная статья, дающая оценку Институтам. Фрейм показывает, что почти весь ветхозаветный гражданский закон является буквально нормативным для нынешнего общества, но, говорит он, не ясно, какие законы обязательны сегодня и в каком смысле они обязательны.

(25) Rousas John Rushdoony. The Institutes of Biblical Law, Phillipsburg, N. J. : Presbyterian and Reformed, 1973, p. 4.

(26) Там же, с. 238.

(27) Там же, с. 240.

(28) Там же, с. 450.

(29) Greg Bahnsen. Theonomy in Christian Ethics, Nutly, N. J. : Craig, 1979, p. 45.

(30) Douglas E. Chimar nd David A. Rausch. «Regarding Theonomy: An Essay of Concern» / Journal of the Evangelial Theologocal Society 27, September 1984, 315.

(31) Gary North. Healer of the Nations: Biblical Principles for International Relations, Fort Worth, Tex. : Dominion, 1987, pp. 56, 57.

(32) H. Wayne and Thomas Ice. Dominion Theology: Blessing or Curse? Portland, Oreg. : Multnomah, 1988.

(33) Greg L. Bahnsen and Kenneth L. Gentry, Jr., House Divided: The Breakup of Dispensational Theology, Tyler, Tex. : Institute of Christian Economics, 1989.

(34) House and Ice, p. 23.

(35) Там же, с. 336, 337.

(36) Keneth Scott Latourette. A History of Christianity: Reformation to the Present, rev. ed., Preabody, Mass. :Prince Press, 1997, vol. 2, p. 1151.

(37) Abraham Kuyper. The Work of the Holy Spirit, Grand Rapids: Eerdmans, 1979, p. 53.

(38) Brian Tierney. The Crisis of the Church and State 1050-1300, Englewood Cliffs, N. J. : Prentice-Hall, 1964.

(39) Там же, с. 1, 2.

(40) Joseph L. Conn. «Tear Down the Wall!» / Church and State, May 1997, pp. 10, 11.

(41) House and Ice, p. 379, 380.