Глава 22. Христианское представление о смерти

Виктор Солов был прикреплен к столу, повернутому в вертикальное положение в кабинете неотложной помощи, после

того, как он 23 минуты находился в состоянии клинической смерти. Это произошло в 11 часов 15 минут утра в Объединенной больнице Порта Честера, штат Нью-Йорк. Солов, 56-летний глава компании «Солов Продакшенс», выпускающей фильмы, умер в 10 часов 52 минуты утра от сердечного приступа, который случился с ним после пробежки. Что же происходило в течение этих 23 минут?

Когда два терапевта, два хирурга, два специалиста по сердечным болезням, два врача с дыхательными приборами и четыре медсестры энергично пытались реанимировать его, Солов почувствовал, что отделился от своего тела.

«Я двигался с большой скоростью по направлению к сильно светящейся сетке, — позднее рассказывал он. — Нити и узлы, где пересекались светящиеся линии, дрожали под действием гигантской холодной энергии. Сетка появилась, как барьер, который мешал двигаться дальше… Затем я оказался в сетке. В тот момент, когда я оказался в ней, вибрирующее свечение усилилось и стало беспредельно ослепляющим, что одновременно опустошило, поглотило и преобразовало меня» (1).

Многие, настолько близко пережив смерть, верят, что их душа поднималась по светлому коридору по направлению к небу. Доктор Элизабет Кеблер Росс (2), доктор Раймонд Муди (3) и доктора Кар-лис Осис и Элендур Харалдссон (4) брали интервью у оживших пациентов и слышали похожие примеры. Возникает вопрос, как люди с разным характером направлялись в одно место? Является ли небо местом для Гитлера, как и для матери Терезы?

Доктор Морис Роулингс беседовал с такими пациентами. Вот его комментарии: «Умирающий человек ослабевает или безболезненно теряет сознание, когда наступает смерть, и все же он может слышать, как его доктор говорит о нем как об умершем. Затем он обнаруживает, что находится вне собственного тела, но еще в той же самой комнате, наблюдая, как безучастный свидетель, за процедурами. Он следит, как реанимируют его тело, и вынужден обходить других людей, которые мешают ему смотреть. Он может также наблюдать эту сцену в подвешенном состоянии, находясь высоко под потолком. Часто он стоит или витает в воздухе позади доктора или сестры, смотря вниз на их головы и плечи, когда они трудятся, чтобы оживить его тело. Он замечает, кто находится в комнате и о чем они говорят. Он с трудом верит в свою смерть и что это безжизненное тело принадлежит ему. Он чувствует себя прекрасно. Тело было оставлено, будто оно являлось чем-то инородным» (5).

Интервью Роулингса показало, что некоторые люди считали, будто их направляли в ад. В статье «Жизнь после смерти — есть ли новые доказательства?» в журнале «Эти времена» (Апрель 1982, с. 3-7) я документально подтвердил, что этот век был веком интенсивных исследований вопроса смерти. Интересно отметить, что представление нехристиан о смерти отличается от традиционного христианского понятия о том, что люди сразу попадают на небо или в ад. В Тибетской книге мертвых (Бардон Тодол) утверждается, что духу требуется три или четыре дня, чтобы оставить тело. Жители Борнео полагают, что смерть освобождает семь душ, которые выходят через большой палец ноги в виде бабочки, а затем остаются рядом с родственниками и друзьями, а не улетают куда-то в иные сферы. В Маниле на Филиппинах я видел роскошные жилища, построенные китайскими бизнесменами для своих умерших родных. Это настоящий город духов. По мнению китайцев в жилищах обитают только духи умерших. В Японии я наблюдал, как люди кладут рис и рыбу на могилы умерших близких, очевидно, для духов, которые там живут. Для белок это было настоящим раем.

Суть в том, что, куда бы вы ни пошли, везде вы встретитесь с верой в жизнь после смерти, что делает весь мир уязвимым для падших ангелов, которые являются живым в виде их умерших близких. Единственное спасение — знать, что Библия говорит о смерти. Однако и здесь есть проблема. Большинство людей, почитающих Библию, получают неверное представление о том, что происходит после смерти. Истории, рассказываемые об опытах, случавшихся при смерти, кажется, подтверждают это неверное представление. Поэтому важно, чтобы мы по-настоящему рассмотрели свидетельства.

Что такое смерть? Сатана сказал, что фактически люди никогда не прекратят своего существования. Бог сказал, что они умрут. Поэтому разный подход был очерчен от начала (см. Быт. 3:1-4). Кто же прав? Ветхий Завет дает ответ на этот вопрос. То же делает и Христос.

Откровения Ветхого Завета

1. В описании Творения нет речи о независимой душе

В Еккл. 12:7 сказано о смерти так: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его». О сотворении человека Библия говорит: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). В английских переводах слово «душа» (nephes) переводится как «живое существо». Говорят ли эти тексты о том, что люди состоят из тела и души, причем тело создано из праха, а душа дана Богом? Или же Бог вдыхает Свою животворную силу во всего человека, так что весь человек становится живой личностью?

Дерек Киднер правильно замечает, «что человек „не имеет» ни души, ни тела, хотя для удобства его можно исследовать как состоящего из двух или более составляющих (например, 1 Фес. 5:23). Здесь изложена основная истина: человек есть единое целое. Слово nephes, нередко переводимое как „существо» (RSV) или „душа» (AV, RV), часто бывает равнозначно значению „жизнь» или „личность», или своего „я» соответственно тому, на чем делается акцент: на жизни творения или на творении, которое живо» (6). Даже для С. Ф. Кейла и Ф. Делицша, которые поддерживают идею о душе, nephesh haya «не означает просто душу, но всего человека как живое существо» (7).

Гордон Дж. Уэнхам признает, что термин nephesh haya «дыхание жизни» является близким синонимом слова ruah «ветер, дух». Когда в Быт. 2:7 говорится, что Бог вдунул в лицо человека «дыхание жизни», это подтверждает, что Бог сделал его живым, дав ему дыхание. Слово nephes «является одним из самых общих слов в Ветхом Завете (встречается 754 раза), и оно имеет широкий диапазон значений — „аппетит, глотка, личность, душа, свое я, труп» и многие другие». «Человека отличает от животных не то, что он владеет «дыханием жизни», или имеет статус „живого творения»», ибо Священное Писание использует nephes в отношении животных и людей. Человек являет собой образ Божий, и в этом его отличие от животных (8). Поэтому в этом отрывке nephes не используется в значении «душа». Другими словами, человеческое существо не владеет душой; он или она ею является. Мужчина или женщина — живое существо, не обладающее какой-либо частью, метафизически отличной от остального организма. Никакая бессмертная субстанция не таится в смертном человеке. Каждый человек рождается целостной личностью.

Смерть прямо противоположна Творению. При Творении Бог соединил земной прах с животворным дыханием, и первое человеческое существо стало живой личностью. Но при смерти животворный элемент отходит от человеческого существа, и тело возвращается в прах. Души здесь не подразумевается. Формула такова: прах + Божье дыхание = живая личность. И, наоборот: личность — живительный элемент = смерть всей личности.

2. Врожденного бессмертия не существует

Врожденное бессмертие означало бы, что люди никогда не могли бы умереть. Если мы считаем, что душа бессмертна и если она может существовать после смерти вне тела, значит, человеческие души не нуждаются в смерти Христа для своего спасения. Их спасает их собственное присущее им бессмертие. Но в христианском представлении о смерти цель жертвы Христа воспринимается всерьез. В Священном Писании сказано, что Бог — «единый имеющий бессмертие» (1 Тим. 6:16). Нигде в Священном Писании слово «бессмертный» (по-гречески athanasia) не используется применительно к людям, живущим перед Вторым пришествием Христа.

3. Происхождение смерти

Бог не облекал естественным бессмертием людей, точно так же Он не хотел, чтобы смерть являлась естественной частью существования. В то время как концепция бессмертия души дала людям нечто большее, чем они фактически владели, так и концепция о том, что людям определено только ограниченное время для существования, — это последнее, что Творец предназначил для них. Библейское воззрение, находящееся между этими двумя крайностями, мы называем условным бессмертием. Согласно ему Бог сотворил людей с возможностью стать бессмертными, какими фактически они станут при эсхатологическом воскресении, когда они получат бессмертие как дар (см. 1 Кор. 15:53, 54). Бог вынужден был лишить человека потенциального бессмертия при грехопадении, и смерть заняла его место. Однако через Христа верующие в Него получают вечную жизнь (см. Ин. 3:16).

Важно изучить, что случилось при грехопадении человека. В 3-й главе Книги Бытие показано, что Ева пересказала искусителю слова Бога: «Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (ст. 3). Сатана ответил: «Нет, не умрете» (ст. 4). Творец говорит о смерти как об уничтожении, а сатана дает ей новое определение как продолжение существования. Бог не сказал Адаму и Еве: «Ваши тела умрут, но ваши души будут продолжать жить, как если бы вы никогда не согрешали». Это поставило бы под сомнение тот факт, что они действительно умрут. Но именно эту мысль предложил сатана. Сам этот факт должен бы заставить нас колебаться, когда мы сталкиваемся с любой предложенной идеей о промежуточном состоянии между смертью и воскресением. Нам следует спросить себя, отражает ли подобная идея Божье предсказание о первом грехе (ст. 3) или она фактически вторит возражению сатаны: «Нет, не умрете» (ст. 4).

Павел сравнивает происхождение смерти с происхождением бессмертной жизни для человечества. Адам навлек на человечество смерть своим непослушанием в Едеме, а Христос даровал вечную жизнь Своей смертью на Голгофе (см. Рим. 5:15-19).

4. Грех приносит смерть

Следовательно, смерть вошла в мир в результате греха (см. Рим. 5:12, 15-19). На протяжении всего Ветхого Завета Божий народ хранил в памяти эту истину посредством жертвенного служения. Грешник мог искупить грех только посредством принесения заместительной жертвы. Вместо грешника умирал агнец. Его смерть была следствием греха. В то же самое время жертвы указывали на грядущего Агнца Божьего, Который заплатит за все человеческие грехи Своей смертью на Голгофе. Хотя эта весть была благой, она никогда не предоставлялась в отрыве от худой вести о том, что человеческий грех приносит смерть. Павел открывает обе стороны вопроса, когда заявляет, что «возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Здесь вновь показан факт, что человек смертен. Вечная жизнь — это дар, а не нечто, присущее нам.

Следует уяснить другой важный факт: возмездие за грех не относится только к телу, но ко всей личности человека. Некоторые считают, что сущностью человека является душа. Значит, грешит душа. На этом основании мы должны признать, что умереть должна душа, что противоположно общепринятому верованию.

Но Библия никогда не ограничивает грех лишь одной частью человеческого существа. Грешит и получает возмездие за грех весь человек, подобно тому, как дар вечной жизни получает не часть человека, а человек полностью.

5. Душа согрешающая умрет

«Душа согрешающая, она умрет» (Иез. 18:20). То же слово «душа» (по-еврейски nephesh) в других местах используется для обозначения души человека. В свете приведенных текстов можно сделать вывод, что, поскольку душа может умереть, не существует бессмертия от природы. Кроме того, в равной степени ясно, что в Иез. 18:20 слово душа используется для обозначения всего человека.

6. Запрещено есть от дерева жизни

После падения Адама и Евы Бог сказал: «Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского» (Быт. 3:22, 23). Ясно, что дерево жизни было необходимо для продолжения человеческого существования перед грехопадением, что вновь показывает: человеческие существа не имели врожденного бессмертия. Они зависели от дерева жизни. Вследствие грехопадения Бог лишил их возможности есть от этого дерева, так что смерть действительно в конце концов настигла их. Размышляя о функциях дерева жизни, мы понимаем, что его животворный плод воздействовал на всего человека; как и отсутствие доступа к его плоду, поддерживающему жизнь, также повлияло на всего человека. И вновь нигде в библейском тексте мы не находим намека на то, что только душа перед грехопадением приняла плод, поддерживающий жизнь, и что только душа не получала его после грехопадения. Даже если бы в тексте была выделена душа, из него следовало бы бессмертие души, когда она ела плод, и ее определенная смерть поле потери доступа к плоду.

Откровения Нового Завета

Когда Христос пришел на землю и сатана предал Его смерти, это был единственный раз, когда под смертью сатана имел в виду именно смерть. Он хотел, чтобы Христос исчез навсегда. Давайте взглянем, как Новый Завет относится к смерти. Делая это, мы рассмотрим некоторые аргументы, используемые для поддержки мнения, будто смерть для души является переходом к дальнейшей жизни. Поскольку христианство использует подобные аргументы и на первый взгляд они кажутся библейскими, нам нужно рассмотреть их, чтобы христиане увидели опасность веры в бессмертие души. В последнее время бесы будут использовать эту веру, чтобы причинить великий вред.

1. Бог есть Бог живых, а не мертвых

Христос говорит: «А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:37, 38). Леон Моррис полагает, что это «может быть истинным только в том случае, если патриархи живы за могилой… Для нас они мертвы, но не для Бога. Смерть не может разорвать их взаимоотношения с Ним» (9). Но такое объяснение упускает из виду контекст воскресения. Христос говорит не о состоянии, в котором патриархи в настоящее время существуют (или не существуют), но об их существовании при эсхатологическом воскресении. Уолтер Л. Лайфилд уловил эту мысль. «Божьи дети являются также „детьми» (то есть причастниками) воскресения. Обратите внимание на повторение слова „воскресение» и на отсутствии какой-либо ссылки на греческую концепцию „бессмертия». Иисус учил не продолжению жизни, а „воскресению мертвых» (ст. 37)» (10).

Многие ученые-богословы, такие как Норвал Гелденхуз, соединяют «Божьих живых» с промежуточным состоянием, а не с воскресением, к чему контекст фактически приглашает. Гелденхуз утверждает, что, если патриархи не бессмертны, это будет недостойно Бога, ибо Он заключил с ними вечный завет. Тем не менее, если Бог вызывает их к жизни при эсхатологическом воскресении и дает им блага вечного завета, не осуществит ли Он тогда обетования завета? Нигде в Своем завете Бог не обещал патриархам: «Вы никогда не умрете, но будете жить после смерти до эсхатологического воскресения» (11).

2. Енох, Илия и Моисей

Праведники Ветхого Завета умерли, потому что у них не было доступа к дереву жизни и они приняли возмездие за грех. Все же в 11-й главе Послания к Евреям описана их великая вера. Авраам «ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог» (Евр. 11:10). Его потомки «умерли в вере, не получив обетовании», «но они стремились к лучшему, то есть к небесному» (ст. 13-16). Глава 11-я заканчивает: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (ст. 39, 40). Это указывает на коллективный эсхатон (eschaton), когда воскресшие и живые вместе получат обетования (1 Фес. 4:16-18; ср. Ин. 14:1-4). Эти тексты не подразумевают, что они получили обещанное при смерти, но что они ждут, когда Бог даст им новое небо и новую землю (см. Откр. 21, 22). Даже Моисей еще не получил обетовании, хотя он единственный из приведенного перечня живет сегодня.

Ясно, что в обетованиях говорилось не только о земле обетованной, но и о небесном городе и небесной стране. Это лучшее благословение, и земля обетованная являлась лишь его прообразом. Они не достигли его, когда умерли. Дональд Гатри отмечает коллективный смыл выражения «достигли совершенства» (греческое teleiothosin). «Никакая часть истинного христианского общества не может быть полной без остальных» (12). Леон Моррис утверждает, что, «согласно замыслу, герои веры всех веков не должны „достигнуть совершенства» отдельно от христиан. Спасение социально. Оно относится ко всему Божьему народу» (13). Уильям Л. Лэйн добавляет, что «Бог в Своем провидении отложил вручение окончательной награды до пришествия Христа и утверждения нового завета». В этом контексте он предполагает, что teleioun «должно быть понято в смысле вхождения в обетованное вечное наследие» (14).

Илия и Моисей посетили Иисуса на Горе преображения (см. Мф. 17:1-3). Следовательно, они должны были быть живыми на протяжении веков после их жизни на земле. Являют ли они собой конкретное доказательство перехода через смерть к продолжению жизни? Должно быть отмечено, что в Священном Писании упоминаются лишь Самуил, Моисей и Илия, ставшие историческими личностями после окончания их земной жизни. Мы поговорим о Самуиле немного позже. Но теперь нам следует понять, что произошло, когда Моисей и Илия посетили Иисуса на Горе преображения. Земная жизнь обоих личностей была уникальна. Моисей лишился права войти в землю Ханаанскую, потому что он ослушался Бога, ударив по скале, вместо того чтобы просто ей сказать (см. Чис. 20:1-13; Втор. 1:37). В 34-й главе Книги Второзаконие описывается его смерть. Показав Моисею землю обетованную с горы Нево, Бог, очевидно, дал Моисею смерть, несмотря на то, что «зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (ст. 7). Новый Завет возвращается к этой истории. В ней Христос («архангел Михаил», см. Дан. 10:13; 12:1; 1 Фес. 4:16; Ин. 5:26-28) спорит с дьяволом о Моисеевом теле. Можно себе представить, что сатана намеревался держать его в могиле, но Христос хотел воскресить его. Затем Христос воскресил Моисея, дабы быть ему прообразом тех, кого Он воскресит при Своем возвращении.

Илия, напротив, подобно Еноху, жившему до него (см. Быт. 5:24), был переселен на небо, не увидев смерти (см. 4 Цар. 2:1-11). Важно отметить, что Енох, Илия и Моисей — только три человека в Священном Писании, необычным образом взятые на небо, а Моисей и Илия — единственные в человеческой истории, явившиеся спустя долгое время после своей земной жизни (15). Христос в Мф. 16:28 сказал, что некоторые из стоящих перед Ним не увидят смерти, пока не станут свидетелями Сына Человеческого, грядущего в Своей славе. Следующий текст подводит читателя к Преображению, которое произошло шесть дней спустя. На горе Петр, Иаков и Иоанн увидели Христа прославленного и разговаривающего с Илией и Моисеем. Им представилось пророческое видение эсхатологического царства, ибо Христос был прославлен с Моисеем, который изображал воскресших в царстве, а Илия — тех, кто будет переселен. Прославленный Царь стоит с воскресшим и взятым живым — первыми плодами Его грядущего царства.

Павел преподносит ту же идею в 1Фес. 4:16-18: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами». Здесь Павел обобщает то, что мы рассмотрели в этой части. Две группы получат эсхатологические награды вечного завета в одно и то же время и встретят Господа вместе. Это воскресшие праведники и праведники, взятые живыми. Важно понять, что обе группы встречают Господа на воздухе в одно и то же время, что подчеркивает корпоративный характер эсхатологического осуществления. Здесь корпоративная эсхатология определяет границы личной эсхатологии. Мертвые праведники ожидают воскресения. Смерть — это единственное, что испытали воскресшие святые в отличие от праведников, взятых живыми.

3. Кто приходит с Христом при Втором пришествии?

Поскольку Павел говорит о двух группах праведных — воскресших и взятых живыми, которые ожидают возращения Господа и встретят Его на воздухе (см. 1 Фес. 4:16-18), тогда что он имеет в виду, когда говорит: «В пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его» (1 Фес. 3:13)? Значит ли это, что человеческие существа сопровождают Христа при Втором пришествии? Во-первых, мы должны отметить, что Павел говорит эти слова незадолго до того места, где он ясно обозначает две группы людей, как воскресших, так и взятых живыми. Изображены ли здесь бесплотные духи, пришедшие воссоединиться с их воскресшими телами? В Священных Писаниях такая позиция нигде не выражена. Те же, кто искренно верит, что смерть — это лишь переходный период для души, которая ожидает нового воссоединения с телом при эсхатологическом воскресении, — эти люди полагают, что таково учение Библии.

В Священном Писании также нигде не говорится, что «святые», сопровождающие Христа при Втором пришествии, — это люди, хотя мнение это распространено (16). Но в другом месте Павел конкретно утверждает, кто они есть: «В явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его» (2 Фес. 1:7). Логично, что ангелы будут сопровождать Христа. Их, всегда принимавших живое участие в замысле спасения, Бог посылал нести весть Его святым и бороться ради них с врагом. В Ветхом Завете ангелы упомянуты по крайней мере 99 раз, а в Новом — 172 раза. Они играли важную роль и будут продолжать делать это при Втором пришествии.

В Откр. 14:14-20 описаны события Второго пришествия, когда ангелы помогают Христу в жатве нечестивых. Ангелы выполняли последнее решение суда при излитии язв накануне Второго пришествия (см. Откр. 16:1-21). Та же сцена Второго пришествия появляется в Откр. 19:11-21, где ангел восклицает громким голосом (ст. 17) и где Христос представлен «Сидящим на коне», Который выходит с «воинством Его» (ст. 19), чтобы низвести на нечестивых «ярость и гнев Бога Вседержителя» (ст. 15). Следовательно, из Священного Писания ясно следует, что с Христом при Втором пришествии возвращаются ангелы, и нигде не сказано, что люди будут сопровождать Его.

4. Что означает «искать бессмертия»?

Бог обещал, что Он «воздаст каждому по делам его» (Пс. 61:13; см. также Притч. 24:12). «Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную» (Рим. 2:7). Ясно, что в настоящее время праведники не обладают бессмертием, но они стремятся к нему и получат его в будущем. Но когда? Павел отвечает на этот вопрос в 15-й главе Первого послания к Коринфянам. Праведники воскрешенные и взятые живыми получат его при Втором пришествии, когда «смертное сие облечется в бессмертие» (ст. 53).

5. Что означает иметь вечную жизнь теперь?

Библейское представление о вечной жизни отличается от философского взгляда на врожденное бессмертие. Согласно Священному Писанию, бессмертие по природе присуще Христу, и только Он наделяет им христиан как даром. Беркувер был прав, говоря, что «богословы говорили о естественном бессмертии души как об „истине», которая диктовалась разумом, а не откровением» (17).

В Новом Завете упоминается о будущем даре бессмертия как о принятии вечной жизни. Но разве христиане уже не имеют вечную жизнь в настоящем? Иисус сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь [то есть имеющий общение со Мною] имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь — в Сыне Его. Имеющий Сына [Божия] имеет жизнь… Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1 Ин. 5:11-13). Ясно, что всякий, поддерживающий общение с Христом, имеет жизнь вечную теперь. Итак, все же имеется в виду дар вечной жизни при Втором пришествии, когда смертное облечется в бессмертие и тленное облечется в нетление, а искупленные испытают полноту вечной жизни, в том числе общение с Христом лицом к лицу.

Рассматриваемые тексты упоминают о двух измерениях вечной жизни. Вечная жизнь может рассматриваться в аспекте настоящего времени, который реален (с Христом), и все же мы можем испытать ее только в наших границах (тленных, смертных телах, без видения) в отличие от будущего дара вечной жизни, когда все границы навеки исчезнут. Важно понять, что Священное Писание не говорит о нашем бессмертии в настоящее время. Что касается людей, бессмертие ожидает их только в будущем, поскольку в настоящем бессмертен только Бог (см. 1 Тим. 6:16). Вечная жизнь в настоящем — это «уже» эсхатологического напряжения, которое отличается от «еще нет», относящегося к вечной жизни, которая должна быть дарована христианам, когда они станут бессмертными при Втором пришествии Христа. Тот факт, что Христос «разрушил смерть и явил жизнь и нетление через благовестие» (2 Тим. 1:10), не противоречит этой эсхатологической истине, но говорит о Евангелии, которое ее провозглашает (18).

Смерть и спиритизм

Как мы уже упоминали ранее, в последнее время «ко многим нечистые духи явятся под видом умерших родственников или друзей и будут внушать им самые коварные заблуждения» (19). Смерть делает спиритизм возможным.

Поль Элтос отвергает концепцию эсхатологии посредством смерти как спиритическую и не имеющую космической организованности. Если человек достигает цели посредством смерти, тогда не существует необходимости во всеобъемлющей эсхатологической цели. Личное спасение в таком случае заменяет собой спасение групповое (20). Иисус не сказал Своим ученикам непосредственно перед Своим отшествием: «Мужайтесь, скоро вы будете со Мною, когда умрете». Он сказал так: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: „Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:2, 3).

Эти слова согласуются со словами Павла, который сказал, что при Втором пришествии мертвые во Христе воскреснут и поднимутся к Христу (см. 1 Фес. 4:16-18). Иисус сказал, что «наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:28, 29). Новый Завет говорит о желании Павла умереть, чтобы быть с Христом, но это желание не противоречит обетованию Христа относительно того, когда оно будет осуществлено. Нам следует всегда понимать слова Павла в контексте библейского видения мира, выраженного Христом. Тогда мы увидим, что Новый Завет постоянно указывает на Второе пришествие Христа, а не на личную смерть как цель для всех людей.

Стэнли Гренц верно подмечает: «Цель нашего упования — воскресение, а не промежуточное состояние» (21). А Г. С. Беркувер напоминает нам, что «разные места учения о промежуточном состоянии вызывали острую критику и часто в явной связи с критикой бессмертия души» (22). Филип Эдгкум Хьюс заявляет: «Как пробуждение наступает после сна, так верующий христианин определенно знает, что, даже побежденный смертью, он пробудится при воскресении к полноте жизни в присутствии и подобии его Искупителя» (23). Целостная антропология — это библейская антропология. Душа не опережает тело в стремлении к цели. Христос умер за всего человека, и весь человек ожидает воскресения, или переселения при Втором пришествии.

Священное Писание говорит о смерти, как о «покое» или «сне» (по-еврейски shakab: Втор. 31:16; 2 Цар. 7:12; 3 Цар. 2:10; по-гречески koimao: Ин. 11:11-14; Деян. 13:36; 1 Кор. 15:51; 1 Фес. 4:13, 14). Образ сна, или покоя присутствует в обоих Заветах. Мы видели, что в Новом Завете кульминацией исполнения эсхатологической цели является Второе пришествие Христа, а не личная смерть. То же самое мы видим в Ветхом Завете. Например: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).

Сообщения Ветхого Завета о промежуточном состоянии подтверждает описание сна или покоя. Например, «мертвые ничего не знают» (Еккл. 9:5); «в тот день [день смерти] исчезают все помышления его [по-еврейски heshtonah] (Пс. 145:4). У мертвых нет ни любви, ни ненависти, ни ревности (см. Еккл. 9:6). Мудрец увещевает своих читателей делать все в этой жизни, «потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10). «Ни мертвые восхвалят Господа», — говорит псалмопевец, который описывает их, как «нисходящих в могилу» (Пс. 113:25). Оба Завета имеют последовательный взгляд на смерть.

В противоположность этой библейской точке зрения спиритизм считает, что живые могут общаться с умершими. Как нам отнестись к повествованию 28-й главы в Первой Книге царств, где умерший Самуил явно говорит с царем Саулом? Ральф В. Клейн верит, что то был действительный разговор с Самуилом (24). По мнению С. Ф. Кейла и Ф. Делицша, все «современные консервативные толкователи» думают таким образом (25).

Но что говорит Священное Писание? «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:31). Даже если кто-либо советовался с медиумом или спиритом, Бог говорил о таком: «Я обращу лицо Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Лев. 20:6). Повинуясь Богу, «Саул изгнал волшебников и гадателей из страны» (1 Цар. 28:3). Тогда почему он захотел посоветоваться с волшебницей в Аэндоре? Он вопрошал Бога, но Господь не отвечал ему (ст. 6). В отчаянии Саул обратился к источнику, осужденному Богом. Логично, что, если Бог не ответил обычным образом, то вряд ли Он ответит путем, который Сам осудил. Для Него было бы непоследовательно использовать метод, который Он отвергает во всем Священном Писании.

Однако Кейл и Делицш заявляют, что «Бог вывел» Самуила «из Гадеса силою Своего всемогущества». Далее они говорят, что «реальность появления Самуила из царства мертвых не может подвергнуться сомнению, особенно если учесть аналогию с явлением Моисея и Илии при преображении Христа» (26). Перед этим мы отметили, что Илия и Моисей, один переживший преображение, другой — воскресение, являются исключением. Появление Самуила в результате Божьего всемогущества было бы равносильно воскрешению из мертвых, что пережил Моисей. К тому же зачем Богу идти на эту потрясающую меру, если Он мог ответить Саулу напрямую? Саул забыл о Божьем всемогуществе, которое могло проявиться в грядущей битве, и положился на собственные усилия, советуясь с волшебницей, которая относилась к тем, кого Бог уже отверг. Теперь Бог отвернулся также и от него, и потому Он молчал, когда Саул обращался к Нему. Объяснять появление Самуила всемогуществом Божьим значит не придавать значения этим фактам и отрицать библейское описание смерти, представленное выше, и особенно тот факт, что «нет им [умершим] более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9:6).

Смерть — последний враг

«Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор. 15:26). Это событие произойдет в эсхатологическом будущем. А пока смерть остается врагом, поскольку она лишает христиан их жизни с Христом в настоящем, хотя не может отделить их от Христа (см. Рим. 8:38, 39). Я не могу согласиться с Энтони А. Хеукемой, когда он говорит, что наш последний враг «становится через служение Христа нашим другом» (27). Его вывод, видимо, основывается на мнении, что смерть — это просто переходный период, который приводит нас к единению с Христом, а не прерывает общение с Ним до эсхатологического воскресения.

Все же несомненно, что смерть Христа определила участь самой смерти. Благодаря Его смерти, стало возможным ее будущее уничтожение. Именно на смерти и воскресении Христа покоится благословенное упование эсхатологического воскресения. Нигде в Священном Писании нет намека на то, что окончательное избавление ставится под сомнение избавлением от смерти в самой смерти. Можно сказать, что «с Христовым воскресением уже началось воскресение мертвых» (28). И как правильно высказались Отто Кайзер и Эдуард Лохсе, «воскресение мертвых — это воскресение всего человека и потому телесное воскресение… Апостол мыслит о человеке как о едином целом, которое не может быть поделено на более благородную часть, что сохраняется в нетленной душе, и более низменную часть, исчезающую вместе с умершим телом» (29).

Христово возвращение и воскресение святых

В Священном Писании смерть неоднократно сравнивается со сном. Но это не сон души, то есть одной души, но сон всего человека. Павел желал умереть и быть с Христом. В свете представления Павла о смерти происходит именно это. Хотя со времени кончины апостола прошли столетия, тот момент, когда он умер, закрыв свои глаза, являлся для него моментом, когда он воскреснет, чтобы быть со Христом в воскресении при Его втором пришествии. Как верно замечает Стивен Г. Трэвис, «с точки зрения человека, который умирает, воскресение наступает мгновенно» (30).

В Новом Завете блаженное упование никогда не сосредоточивается на личной смерти, но всегда на возвращении Христа, воскресении и взятии всех святых в одно и то же время навстречу Ему. Это произойдет в будущем, а не в момент смерти, в чем святые могут найти утешение (см. 1 Фес. 4:16-18). «Последовала сильная реакция, доказуемая доводами разума, против идеалистического верования в бессмертие, возникшего после эпохи Просвещения, — говорит Г. С. Беркувер, — и основанного на оптимистичном представлении о врожденном бессмертии. Следовательно, не верна идея, что смерть воздействует просто на тело как часть человека. Душа также подвержена воздействию смерти, так что после того, как человек умирает, остается лишь одна эсхатологическая перспектива — пробуждение после смерти. Эта перспектива не имеет ничего общего с „врожденным» бессмертием, или неразрушимостью души, а исходит исключительно из будущей Божьей творческой деятельности в Иисусе Христе» (31).

Учение Христа

Христос рассказал притчу о богаче и Лазаре (см. Лк. 16:19-31), указывающую, по мнению некоторых, что после смерти люди идут либо на небо, либо в ад. Он также сказал разбойнику, висящему на кресте: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Не противоречат ли эти два эпизода из жизни Христа всему тому, что мы сказали до сих пор? И о чем говорит нам воскресение Лазаря? Рассмотрим эти три случая, а затем зададимся вопросом о том, как смерть Христа просвещает нас относительно состояния умерших.

1. Христиане никогда не умрут

В Евангелии от Иоанна Христос очень обстоятельно объясняет, что означает смерть для христианина. Он говорит: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» и все же добавляет, что «мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5:24, 25). Далее Он заявляет, что «всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:40). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь [то есть имеющий общение со Мной] имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). Христос говорит: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8:51). «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек» (Ин. 10:28). «И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11:26). Не звучат ли эти слова подобно обещанию сатаны в Едеме: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4)?

Захватывающим и потрясающим образом Христос описывает, что общение с Ним возможно не только в будущей вечной жизни. Он говорит, что, поддерживая это общение, христианин уже теперь перешел из смерти в жизнь, и потому не умирает. Однако(и в этом суть) для Него эта концепция тесно связана с обетованием о воскресении как об эсхатологическом событии, и оно не происходит после смерти. Здесь мы не видим ни одного намека на то, что Христос говорит о жизни души (которая не умирает) после смерти в противоположность будущему воскресению тела. Он подразумевает всего человека. Не умирает весь человек. Почему? Христианин — это человек, который приобщается к Божественной природе (см. 2 Петр. 1:4); который верит в Христа, а потому имеет вечную жизнь (см. 1 Ин. 5:11, 12); который не может разлучиться с Христом в смерти (см. Рим. 8:38, 39) и потому «перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24) и не может умереть (см. Ин. 11:26) или погибнуть (см. Ин. 10:28). Христос воскресит всего человека (см. Ин. 5:26-28; 1 Фес. 4:16-18).

2. Притча о богаче и Лазаре

В притче Христа богач идет в ад, а Лазарь попадает на небо. Богач видит Авраама и Лазаря рядом с ним. Он просит, чтобы Лазарь смочил водой конец своего пальца и охладил язык богача, потому что тот мучается в огне. Авраам отказывает в просьбе. Тогда богач умоляет Лазаря предупредить пятерых его братьев, еще живущих на земле, ибо они, несомненно, поверят, если кто-либо из мертвых придет с такой вестью.

Люди, полагающие, что после смерти душа остается жить и сразу отправляется за наградой, принимают эту притчу за реальное событие. Например, Рональд Касиди видит в ней доказательство «непрерывности сознания» (32). Эдвард Г. Кеттнер даже считает притчу «доказательством существования промежуточного состояния» (33).

Мне кажется, что здесь Иисус учит тому, что мы получаем воздаяние в зависимости от сделанного или не сделанного нами в жизни. Такое толкование находится в согласии с остальным библейским учением, которое мы рассматривали. Поэтому Филип Эдгкум Хьюс прав, выражая сомнение в том, что притча вообще имеет отношение к промежуточному состоянию (34). Жан Кальвин говорит, что притча «изображает условия обретения грядущей жизни» (35).

Если существует безотлагательное воздаяние, чему якобы учит притча, оно отвергает представление о том, что мы получим награду на окончательном суде. Я согласен со Стэнли Гренцем, что «это повествование не может быть историчным, потому что оно противоречит библейскому учению относительно суда» (36). Более того, оно требует от нас отказаться от других библейских откровений о жизни после смерти. И я согласен с Дональдом Гатри, что «будет рискованно относиться к притче как к достаточному основанию для установления того, как понимал Иисус жизнь после смерти, ибо ясно, что цель притчи была нравственная, а не доктринальная» (37).

3. Обещание разбойнику на кресте

Иисус сказал распятому разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Христос утешал Своих учеников и призывал рассматривать Его второе пришествие как время, когда они будут снова вместе с Ним (см. Ин. 14:1-4). Не исполнил ли Он для разбойника, висящего на кресте, обещание раньше, чем для них? Оказался ли разбойник в раю вместе с Христом в пятницу, в день распятия, тогда как Его возлюбленные ученики должны были ждать, пока Он вернется спустя века? Большинство толкователей считают, что Христос и разбойник попали в рай в этот день.

Некоторые подошли к рассмотрению этого отрывка более творчески. Если слова Иисуса не расходятся с остальным библейским воззрением, где «уже», что касается смерти, согласуется с «еще нет», что касается воскресения, в целостном представлении о людях, нам нужно рассмотреть некоторые альтернативные объяснения. Допускается, что запятая после «ныне» поменяла бы смысл сказанного. Тогда Иисус сказал бы: «Говорю тебе ныне же, будешь со Мною в раю» (при эсхатологическом воскресении).

Однако Хьюс считает такое предположение неприемлемым, поскольку за несколько часов до этого Иисус использовал тот же оборот, обращаясь к Петру в Мк. 14:30 (38). «Истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Для Стэнли Гренца Христос «обещал разбойнику, что тот будет наслаждаться присутствием Господа даже в смерти („ныне»). В Своем ответе Иисус сосредоточивается не на месте, где двое окажутся после смерти („рай»), а на обетовании его личного присутствия („Ныне будешь со Мною»)» (39).

Вместо того, чтобы делать акцент на этих ответах, лучше всего обратиться к словам Иисуса, произнесенным после Его воскресения в воскресный день, на третий день после Его смерти. Когда Мария узнала Его, она прильнула к Нему, движимая естественными чувствами. Иисус же мягко сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20:17). Он просил ее отпустить Его, так чтобы Он мог пойти на небо. Очевидно, Он не восшел на небеса в страстную пятницу вместе с разбойником. Если Иисус не поднимался на небо до третьего дня после Своей смерти, почему это должен сделать кто-то еще? Мне кажется ясным, что Иисус дал разбойнику то же обещание, что и ученикам, — когда Он вернется, тогда все они будут вместе с Ним. Поэтому обещание об этом будущем «завтра» было сделано «ныне».

4. Смерть Лазаря

Когда Лазарь умер, Христос сказал, что он «уснул» (Ин. 11:11, 14), и это согласуется с понятием о смерти как о сне, которое мы рассматривали выше. Это время отдыха между смертью и эсхатологическим воскресением, а не промежуточное состояние. Следует ли понимать сон образно, а смерть реально? Или оба термина имеют в виду реальность? Беркувер делает правильный вывод, что «мы делаем совершенно неправильное заключение, если воспринимаем первые слова Христа как образные, а Его последние как „реальные»» (40).

Воскресение Лазаря — это величайшее чудо, совершенное Христом, кульминация Его служения для человечества перед Его смертью и воскресением. Это потрясающее чудо, потому что Лазарь был мертв уже четыре дня (см. Ин. 11:17). Будучи верующим, Лазарь испытал вечную жизнь, которую Христос дает тем, в ком Он пребывает. Если такие люди идут на небо сразу после смерти, то душа (во всяком случае Лазаря) была на небе уже четыре дня, когда Иисус воскресил всего человека Лазаря. И если бы она была вызвана с неба, это был бы единственный пример в Священном Писании, и это означало бы, что Христос низвел Лазаря обратно с небес для жизни на земле.

Зачем Ему делать такое? Зачем было лишать его радостей неба и возвращать к превратностям земной жизни? И что случилось с его телом? Получил ли он духовное тело при смерти, а затем должен был поменять его обратно на свое старое тело при воскресении? С. Д. Муль воскликнул, что вся эта история, «безусловно, сбивает с толку» (41).

Но она не сбивает с толку, если рассматривается в свете библейского представления, с одной стороны, и ее цели — с другой. Когда Лазарь умер, он находился в могиле. Он никуда не пошел, что предполагает отсутствие в нем жизненного Божьего начала. Христос не низвел его с неба. Он вывел его из могилы, вернув к жизни. Видимо, целью этого события было подчеркнуть миссию Христа как «воскресения и жизни» (Ин. 11:25). В начале Своего служения Христос воскресил дочь Иаира (см. Мк. 5:22-43) и сына вдовы из Наина (см. Лк. 7:11-17).

Теперь ближе к концу Своего служения Христос совершает более славное воскресение, потому что оно последовало после четырех дней разложения. Эти события аналогичны очищению храма, которое совершил Христос в начале Своего служения (см. Ин. 2:12-22) и ближе к его концу (см. Мф. 21:12-16; Мк. 11:15-19, 27-33; 12:1-12; Лк. 19:45-48;20:1-19). Эти события привлекают внимание к цели Его миссии среди людей. Р. В. Г. Таскер прав, что «посредством чуда его (Лазаря) восстановления Иисус желает явить Себя как воскресение и жизнь» (42).

Важно отметить, что Иисус совершил чудо воскресения, чтобы указать на Свое собственное грядущее воскресение, от которого зависит воскресение всех человеческих существ. Акцент в конечном счете делается на эсхатологическом воскресении. Воскресение Лазаря было предваряющим. Оно не включало прославления, как получение вечной жизни в настоящем не включает бессмертия. Оно гораздо больше относится к эсхатологическому воскресению, чем делает какой-либо акцент на промежуточное состояние.

Смерть Христа

Если Христос был действительным человеком, тогда имел ли Он душу, которая взошла на небо, как только Он умер? Нет. Погребенный в великую пятницу (см. Ин. 19:42), Он воскрес в пасхальное воскресенье (см. Мк. 16:9). Он не ходил проповедовать душам в темнице, как показано в 16-й главе, но лежал в могиле целиком до утра воскресения. Делая это, Он показал, что представляет собою смерть Его последователей. Они полностью покоятся в могилах, пока Он не вызовет их оттуда при Втором пришествии (см. 1 Фес. 4:16-18). Смерть Христа, а не предполагаемые опыты христиан после смерти должны формировать наше понимание самой смерти.

(1) Victor Solow. «I Died at 10:52 a. m. » / Reader’s Digest, October 1974 p. 181.

(2) Elizabeth Kubler-Ross. On Death and Dying, New York: MacMillan, 1969.

(3) Raymond Moody. Life After Life, Covington, Ga. : Mockingbird, 1975.

(4) Karlis Osis and Erlendur Haraldsson. At the Hour of Death, New York: Avon, 1977.

(5) Maurice Rawlings. Beyond Death’s Door, New York: Bantam, 1978, p. 44.

(6) Derek Kidner. Tyndale ОТ Commentaries, Genesis, Downers Grove, III. : Inter Varsity, 1967, p. 61.

(7) C. F. Keil and F. Delitzsch. Commentary on the ОТ, James Martin, trans., Grand Rapids: Eerdmans, 1986, vol. 1, p. 79.

(8) Gordon J. Wenham. Word Biblical Commentary, Genesis 1-15, David Hubbard and Glenn W. Barker, eds., Waco, Tex. : Word, 1987, vol. 1, pp. 60, 61.

(9) Leon Morris. Tyndale NT Commentaries, Luke, Grand Rapids: Eerdmans, 1988, vol. 3, pp. 292, 293.

(10) Walter Liefeld. The Expositor’s Bible Commentary, Frank E. Gaebelein, ed., Grand Rapids: Zondervan, 1984, vol. 8, p. 1017.

(11) Norval Geldenhuys. The New International Critical Commentary on the New Testament, Luke, Grand Rapids: Eerdmans, 1983, pp. 511, 512.

(12) Donald Guthrie. Tyndale NT Commentaries, Hebrews, vol. 15, p. 247.

(13) Leon Morris. The Expositor’s Bible Commentary, Hebrews, vol. 12, pp. 132, 133.

(14) William L. Lane. World Biblical Commentary: Hebrews 9-13, Waco, Tex. : Word, 1991, vol. 47b, p. 393.

(15) Я считаю, что появление Самуила перед царем Саулом являлось видением. Самуил не предстал как реальная личность.

(16) Например: Edward G. Kettner. «Time, Eternity, and Intermediate State», p. 98; Otto Kaiser and Eduard Lohse. Death and Life, p. 127.

(17) G. С Berkouwer. Man: The Image of God, p. 242.

(18) Ralf Earl. The Expositor’s Bible Commentary, 2 Timothy, vol. 11, pp. 396, 397.

(19) E. Уайт. Великая борьба, с. 560.

(20) Paul Althaus. Die Letzten Dinge, pp. 149-152.

(21) Stanley J. Grenz. Theology for the Community of God, p. 775.

(22) G. С Berkouwer. Man: The Image of God, p. 249.

(23) Philip E. Hughes. The True Image, p. 393.

(24) Ralf W. Klein. Word Bible Commentary, Waco, Tex. : Word, 1983, vol. 10, pp. 270-273.

(25) C. F. Keil and F. Delitzsch. Commentary on the ОТ, vol. 2, p. 266.

(26) Там же, с. 268.

(27) Anthony A. Hoekema. The Bible and the Future, p. 85.

(28) Otto Kaiser and Eduard Lohse. Death and Life, p. 134.

(29) Там же, с. 139.

(30) Stephen H. Travis. Christian Hope and the Future, p. 85.

(31) G. С Berkouwer. Man: The Image of God, pp. 250, 251.

(32) Ronald Cassidy. «Paul’s Attitude to Death in 2 Corinthians 5:1-10» / The Evangelical Quarterly, 43, October-December 1971, 216.

(33) Edward G. Kettner. «Time, Eternity, and Intermediate State», p. 98; ср. : Anthony A. Hoekema. The Bible and the Future, p. 101

(34) Philip E. Hughes. The True Image, p. 394.

(35) John Calvin. Commentary on a Harmony of the Evangelists: Matthew, Mark, Luke. William Pringle, trans., Grand Rapids: Baker, 1989, vol. 2, p. 188. Мы не будем обсуждать в данный момент акцент, который делает Кальвин или его учение о бессмертии души в будущем.

(36) Grenz, p. 772.

(37) Donald Guthrie. New Testament Theology, p. 820.

(38) Hughes, p. 395.

(39) Grenz, p. 773.

(40) Berkouwer, p. 246.

(41) C. F. D. Moule. «The Meaning of ‘Life’ in the Gospels and Epistles of St. Paul» / Theology 78 (1975): 115.

(42) R. V. G. Tasker. Tyndale NT Commentaries, John, Grand Rapids: Eerdmans, 1988, vol. 4, p. 138.