Глава 24. Доводы за и против ада

Давайте рассмотрим аргументы относительно реальности ада. Одни факты кажутся доводом в пользу ада, другие — против. Вначале рассмотрим доводы в пользу существования ада.

Ссылки на Священное Писание

Многие богословы утверждают, что они верят ясному свидетельству Священного Писания относительно ада (1). Вот почему Кларк Пиннок справедливо говорит, что «большинство консервативных теологов» поддерживают это учение (2). Уэйн Грудем считает, что учение об аде «скорее всего является одним из первых учений людей, которые удалились от убеждения, что Библия абсолютно верна во всем, что она утверждает» (3). В своей книге «Четыре точи зрения относительно ада», которая рассматривает буквальный, метафорический, чистилищный и условный взгляды, Джон Волвурд предполагает, что «люди, отрицающие безошибочность Библии, естественно, не имеют проблем, поддерживая идею, что вечного наказания не существует» (4). Он заявляет, что «сомнение в вопросе вечного наказания делает необходимым сомнение в Слове Божьем, либо отрицание его буквального, нормального толкования» (5). Ясно, что многие ссылаются на само Священное Писание как на причину своей веры в вечно горящий ад.

Ссылки на Христа

Если бы мы могли обосновать концепцию ада Священным Писанием и учением Христа, то довод в пользу ада был бы неопровержимым. Богословы верят, что ад представлен не только Священным Писанием, но что Христос также был главным выразителем этого учения. Например, Августин спросил: кто не устрашится ада, «о котором так выразительно сказал Сам Господь?» (6). Чарльз Ходж заметил, что Христос Сам произнес «самые серьезные и недвусмысленные слова о вечном мучении нечестивых, записанные в Священных Писаниях» (7). Уильям Г. Т. Шедд заявляет, что «самой сильной поддержкой учения о нескончаемом наказании является учение Христа, Искупителя человека» (8). Фактически, Шедд говорит: «Иисус Христос является Личностью, Которая ответственна за учение о вечных муках. Именно с Ним находятся в конфликте все противники этого теологического догмата. Его авторами не являются ни христианская церковь, ни христианское служение» (9).

Гордон Р. Льюис и Брюс А. Демарест одобрительно цитируют Гарри Бьюса: «Знание об аде исходит исключительно из учения Христа, Который выразительно говорил на эту тему во множестве случаев» (10). Гарри Бьюс утверждает, что Христос «больше говорил об аде, чем о другой теме в Библии» (11). Джон Волвурд соглашается, заявляя: «Один из самых важных аспектов учения о вечном наказании является тот факт, что Иисус Сам выделил его более конкретно и в большем числе случаев, чем любой новозаветный пророк. Все упоминания о геенне, за исключением Иак. 3:6, исходят из уст Христа» (12). Дональд Гатри добавляет: «Невозможно не прийти к выводу, что Иисус твердо принимал то, что было уготовано небом для осужденных перед Богом» (13).

Перед нами встает важный вопрос: если Иисус учил о существовании ада более, чем любая другая личность в Священном Писании, тогда он должен играть для христианина важную роль в последних событиях. Но если это не так, то учение об аде, подобно спиритизму, харизматическому движению и движению «Новый век», встает между христианином и Христом, чтобы скрыть из виду Христа.

Примеры, якобы подтверждающие учение об аде

Многие богословы отмечают, что Священное Писание говорит о вечной жизни и вечном аде. Если слово «вечный» (по-гречески aionios) означает вечность для одной участи, то, по их мнению, другая участь также является вечной. «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46). Слово «вечный» не раз появляется в связи с адом. Например, Христос говорит нечестивым: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (ст. 41). Книга Откровение утверждает, что нечестивые будут «пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будут мучимы в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14:10, 11). В отрывке ясно говорится о продолжительности наказания.

Богословы ссылаются на озеро огненное, упомянутое в начале и в конце тысячелетнего царства. Зверь и лжепророк «живые брошены в озеро огненное, горящее серою» (Откр. 19:20) перед тысячелетним царством, а затем после тысячелетнего царства «диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:10). Следовательно, они считают, что озеро огненное будет гореть тысячу лет, после чего дьявол присоединится к остальным, и все будут гореть вечно.

Довод против ада

Много споров относительно того, вечен ад или нет, решается основной исходной предпосылкой, вносимой в рассмотрение библейских текстов. Выше мы видели, что в приведенных текстах ясно говорится о вечном аде. Но это не единственные тексты, где Священное Писание описывает будущее нечестивых. Многие тексты говорят об их гибели, акцентируя внимание на вечных результатах наказания, а не на вечности процесса.

1. Полное уничтожение и справедливость

Бытует миф, что нечестивые уничтожаются в момент смерти. Возможно, Уэйн Грудем именно это имел в виду, когда сказал, что, если бы не существовало вечного ада, тогда «Гитлер и Сталин остались бы безнаказанными, и, значит, во вселенной не было бы абсолютной справедливости. Тогда люди не боялись бы быть такими нечестивыми, какими только возможно в этой жизни» (14). Это очень важно, ибо воистину, если смерть — единственный конец для нечестивых, то как восторжествовать справедливости? Ниже мы рассмотрим учение об аде с более широкой точки зрения Божьей справедливости. Теперь же зададим более узкий вопрос: «Может ли временный ад наказать Гитлера и Сталина больше, чем других?»

Справедливость требует, чтобы наказание было пропорционально совершенным преступлениям. Следовательно, ожидается, что сатана и падшие ангелы, приведшие к гибели всех неспасенных, должны бы понести большее наказание, чем люди. Тот факт, что сатана и его ангелы будут брошены в озеро огненное спустя тысячу лет после зверя и лжепророка (как упомянуто выше, см. Откр. 19:20, 21; 20:10) и даже спустя много больше тысячелетий после людей, если нечестивые идут прямо в ад в момент смерти (как некоторые верят), то возникают серьезные сомнения относительно Божьей справедливости. Почему люди должны страдать намного дольше, чем сатана, который вообще ввел их в грех (полагая, что интенсивность горения одинакова для всех)?

Если Священное Писание говорит об уничтожении нечестивых, нам следует соответственно понимать слова о вечности. Нечестивые не могут одновременно и гореть, и сгореть. Они не могут терпеть вечные муки и погибнуть одновременно. Это два взаимоисключающих понятия. И если Священное Писание одновременно учит как о вечных муках, так и о гибели, то необходимо рассмотреть слово «бесконечный» в контексте процесса, бесконечного до момента, когда произойдет уничтожение. То есть наказание продолжается до завершения. В этом контексте Бог может устанавливать соответствующее индивидуальное наказание, отвечая требованиям справедливости.

2. Жизнеспособен ли универсализм?

Ориген (около 185-254), являясь отцом универсализма, даже говорил, что сатана и его ангелы в конце концов будут спасены. Только немногие до семнадцатого столетия, такие как Григорий Нисский (около 335-394), Джон Скотас из Эригены (около 810-877) и Джон Денк (1500-1527) поддерживали эту идею. С тех пор ее защищали многие, в том числе Фридрих Шлейермахер, ведущий теолог девятнадцатого столетия, и Карл Барт, ведущий теолог двадцатого столетия до 1960-х годов (15).

Сторонники этой идеи выдвигают различные причины в защиту универсализма. Самая важная — осуществляемый в истории результат того, что Христос совершил на кресте. Он умер за каждого, поэтому в конце концов непреодолимая благодать обратит всех. Классическим примером этой точки зрения является система Карла Барта. Его христология настолько сфокусирована на универсализме, что его система неизбежно по инерции заканчивается так же универсализмом, причем его запоздалые протесты не помогают. Система Барта напоминает поезд, который прошел большое расстояние (8 000 страниц) и движется настолько быстро к станции, что не может остановиться, и хотя машинист нажимает на тормоза, он не может избежать столкновения.

Универсализм развился как реакция на учение о вечных муках в аду. В то время как любовь Божья теряется в вечном аду, кажется, будто доктрина универсального спасения подхватывает ее. Ставя противоположные акценты, они участвуют в общей проблеме. Оба представления осмысливались в границах библейского мировоззрения. Если посмотреть на них с точки зрения космической борьбы, то, видимо, для Бога было бы несправедливо спасать тех, кто не желает спасения. Он принуждал бы людей наследовать участь, которую они не избирали, что не сильно отличается от вынужденной гибели людей в аду просто по решению Бога.

Но когда мы оцениваем вещи в контексте вселенской борьбы между добром и злом, то понимаем, что две конфликтующие стороны будут существовать до самого конца. Тот факт, что в мире много людей, которые ненавидят Бога и не имеют ничего общего с Ним, доказывает, что их судьба будет отличаться от судьбы тех, кто любит Его и служит Ему. Справедливость Божья проявится в том, что Он с уважением отнесется к выбору обеих групп, и, следовательно, универсализм — выбор не лучший по сравнению с вечным адом, поскольку вселенная озабочена вопросом Божьей справедливости.

3. Является ли уничтожение библейски обоснованным?

Если Священное Писание показывает как уничтожение, так и вечный ад, то неверно считать их взаимоисключающими, как это делают почти все теологические системы. Вместо того чтобы выбирать один из подходов, человек должен быть открыт для обеих точек зрения, позволяя обеим дополнять друг друга их библейским смыслом. Если Священное Писание учит тому и другому подходу, то они оба — равно библейские и являются частью непогрешимого Слова Божьего. Когда обе спорящие стороны заявляют, что Священное Писание и Христос на их стороне, мы должны понять, что обе стороны правы. Вместо оспаривания двух точек зрения, библейская герменевтика должна принять их и осуществить их взаимосвязь.

Допуская, что в Священном Писании представлены как вечный ад, так и уничтожение, герменевтика должна представить оба понятия в контексте Божьего суда над нечестивыми. Обе концепции формируют часть Его суда над нечестивыми. Вечный ад объясняет процесс наказания, в то время как уничтожение завершает его. Если существует процесс, то не может быть мгновенного уничтожения, и потому в библейской перспективе всерьез воспринимается вопрос о справедливости наказания Гитлера и Сталина. Существуют разные степени наказания. Я считаю, что большинство теологов не думает об уничтожении в этом контексте. Например, Джеймс Лео Гэрретт утверждает, что «уничтожение подрывает библейское учение о степенях наказания» (16). Однако уничтожение не является мгновенным, но наступает после процесса наказания, где такие личности, как Гитлер и Сталин, принимают более продолжительное и сильное наказание. Поскольку Бог справедлив, Он справедливо наказывает каждого. Принимая во внимание космический спор о Божественной справедливости, необходимо, чтобы процесс и завершение наказания отражали Его справедливость. Мы далее обратимся к этому вопросу. А теперь рассмотрим, является ли уничтожение библейской точкой зрения?

В Священном Писании в связи с временем уничтожения часто встречается выражение «день Господень». Под ним подразумевается как Второе пришествие, так и окончательный суд в конце тысячелетнего царства. Иногда Ветхий Завет связывает день Господень в настоящем с эсхатологическим днем Господним. «Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего» (Ис. 13:6). «О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он» (Иоил. 1:15). Ветхий Завет повествует о дне Господнем в прошлом, когда мир был разрушен потопом, а жители все погибли (см. Быт. 7; 8).

Апостол Павел говорит о врагах креста Христова: «Их конец- погибель» (Флп. 3:19). При Втором пришествии Христа, «когда будут говорить: „мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5:3). Ибо Бог «погубит губивших землю» (Откр. 11:18). Апостол подчеркивает справедливость Божью, когда Он наказывает нечестивых. «Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2 Фес. 1:6-9).

Священное Писание неоднократно связывает Второе пришествие с разрушительным огнем. «Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом» (Ис. 66:15, 16). Обратите внимание, что людей поражает огонь и меч; они не обрекаются на вечные мучения. Софония подчеркивает ту же мысль: «Близок великий день Господа… День гнева — день сей… И огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли» (Соф. 1:14-18).

Петр говорит, что как потоп разрушил прежний мир, так и «нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков… Тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят… В который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр. 3:7-13). Сожжение прежнего неба и прежней земли очистит их, истребляя грех и грешников. Ад — это не чистилище, но наказание и очищение. «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Мал. 4:1).

Здесь, в Книге пророка Малахии, Бог очень ясно показывает, что огонь истребляет, уничтожая нечестивых и приготовляя путь для нового неба (окружающего нашу планету) и новой земли. Такой ад будет страшным, и он будет вечным по продолжительности, пока не завершит свою работу. Очень важно, что Бог говорит об аде в 11 местах, используя слово «геенна». Этим словом называлась мусорная свалка к югу от Иерусалима, где постоянно поддерживался огонь. Этот огонь был вечным в том смысле, что он продолжал гореть, пока не сжигал все, что только могло гореть, — идеальный образ адского пламени эсхатологической геенны. Огонь в Иерусалимской геенне погас почти 2000 лет назад. Так и адский огонь будущей геенны иссякнет, когда поглотит все, и тогда все очистится, приготовившись к пересотворению Христом неба и земли.

Библия ясно связывает разрушение с возвращением Христа. Огонь поглощает, а не остается навеки, таким образом ослабляя «озеро огненное» (Откр. 19:20), «огонь вечный» (Мф. 25:41) и отсутствие покоя днем и ночью (см. Откр. 14:11). «Вечный огонь» приводит к «вечной погибели» (2 Фес. 1:9). Он является средством достижения вечной погибели. Что касается двустороннего освещения учения об аде в Священном Писании, нам необходимо рассматривать обе стороны. Это две составляющие одного Божьего суда над нечестивыми. Ад — это процесс истребления, а не вечной жизни. Только святые получают дар вечной жизни, а не нечестивые.

Если мы придерживаемся равновесия между процессом и его наказующим, очищающим завершением, тогда мы яснее поймем истинную Божью справедливость. Это поможет нам смотреть на споры между защитниками вечного ада и уничтожением с библейской точки зрения. Адский огонь имеет конец. Бог — не фокусник, чудесным образом сохраняющий тела людей живыми, чтобы они могли вечно жариться. Огонь совершит то, что он всегда делает, подобно тому, как воды потопа во дни Ноя сделали то, что они всегда делали. «И будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф» (Мал. 4:3). Этот Божественный комментарий должен объяснить слова Христа, когда Он сказал об аде как об «огне неугасимом» (Мк. 9:43). Ведь оба текста, описывающие тот же самый адский суд, произнесены Личностями Божества. Бог не лжет (см. Чис. 23:19). Мы должны быть равно справедливы к обоим Божественным утверждениям. Они говорят нам о том, что огонь не истощится, пока не завершит свою конечную цель, включая уничтожение нечестивых. Священное Писание упоминает о процессе и завершении ада в связи с сатаной. Он «ввержен в озеро огненное и серное», чтобы «мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:10), и будет «пожран» и превратится в «пепел» (Иез. 28:18). Если это справедливо в отношении главного мятежника в космической борьбе, то справедливо и в отношении других — ангелов и людей, присоединившихся к нему в восстании.

Книга Откровение показывает судьбу народов мира. Библейский писатель открывает ее в прошедшем времени, чтобы показать ее неизбежность. Она свершается в конце тысячелетнего царства при гибели сатаны. «И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их» (Откр. 20:8, 9). Все нечестивые гибнут, так что эта вторая смерть (ст. 6) является действительной смертью с ее концом. Приходит окончательное осознание правоты Божьих слов в Едеме, что грех приносит смерть. Вселенная воистину убеждается, что сатана солгал, отрицая, что грех приносит смерть. Не существует вечного ада как процесса, но существует вечный результат ада как наказания.

(1) Например: Millard J. Erickson. Christian Theology, Grand Rapids: Baker, 1986, p. 1235. Harry Buis. The Doctrine of Eternal Punishment, Grand Rapids: Baker, 1957, p. ix.

(2) Clark H. Pinnock. «The Destruction of the Finally Impenitent» / Criswell Theological Review 4, 1990, 248.

(3) Wayne Grudem. Systematic Theology, (Grand Rapids: Zondervan, 1994, p. 1151.

(4) John Walvoord. Four Views of Hell, Grand Rapids: Zondervan, 1992, p. 12.

(5) Там же, с. 26, 27.

(6) Augustine. «The City of God» / The Nicene and Post-Nicene Fathers, First Series, Edinburg, Scotland: T&T Clark, 1988, vol. 2, p. 461.

(7) Charles Hodge. Systematic Theology, (Grand Rapids: Eerdmans, n. p. d., vol. 3, p. 880.

(8) William G. T. Shedd. Dogmatic Theology, Grand Rapids: Eerdmans, n. p. d., vol. 2, p. 675.

(9) Там же, с. 680.

(10) Gordon R. Lewis and Bruce A. Demarest. Integrative Theology, Grand Rapids: Zondervan, 1994, vol. 3, pp. 478.

(11) Harry Buis. The Doctrine of Eternal Punishment, Grand Rapids: Baker, 1957, p 33.

(12) John Walvoord. Four Views of Hell, pp. 19, 20.

(13) Donald Guthrie. New Testament Theology, p. 888.

(14) Wayne Grudem. Systematic Theology, Grand Rapids: Zondervan, 1994, p. 1151.

(15) См. : James Leo Garrett. Systematic Theology, vol. 2, pp. 795, 796, где указаны имена тех, кто учил универсализму.

(16) Там же, с. 806.