Глава 27. Что произойдет с субботой во время кризиса?

Вначале 1990-х годов вышла книга под названием «Суббота во время кризиса» (1), в которой автор отверг седьмой день, субботу, как день, который должны святить христиане. Трагедия заключается в том, что ее автор Дэйл Рацлафф прежде являлся служителем Церкви адвентистов седьмого дня (2).

Предисловие к этой книге написал Д. А. Кэрсон. Ранее Кэрсон также издал книгу «От субботы ко Дню Господнему» (1982) (3). Последняя книга, написанная группой ученых Кембриджского университета, по существу, была ответом на книгу Самуэля Баккиоки «От субботы к воскресенью» (1977) (4). Книга Рацлаффа — это популярное изложение основного тезиса, представленного в более научном труде Кэрсона (5).

Три точки зрения относительно субботы

Широко распространены среди христиан в настоящее время три точки зрения относительно субботы (6).

1. Воскресное субботство, которое почитает воскресенье христианской субботой (перенос и видоизменение). Согласно этой точке зрения, в Новом Завете суббота Ветхого Завета перенесена на воскресенье и изменены правила соблюдения субботы.

2. Субботнее субботство, которое рассматривает субботу в ее продолжении (преобразование и продолжение). Под-держиватся главным образом адвентистами седьмого дня. Согласно этой точке зрения, Иисус соблюл субботу Ветхого Завета. Он преобразовал соблюдение субботы, ниспровергнув человеческие правила, которые ее связывали. Эта преобразованная суббота Ветхого Завета продолжает оставаться субботой Нового Завета.

3. Отвержение субботства, согласно которому суббота достигла кульминации во Христе (осуществление и превращение). Эта точка зрения заявляет, что Иисус исполнил субботу Ветхого Завета и что символика синайской субботы была превращена в другие символы в Новом Завете. Книги Рацлаффа и Кэрсона выражают эту позицию отвержения субботства. Их взгляды, хотя и различные в некоторых деталях, в основном сходятся со взглядами ранних отцов церкви — Августина, Фомы Аквинского и Кальвина. Все заменяют субботу Христом. Согласно идее отвержения субботства, четвертая заповедь о субботе, существовавшая только для Израиля (7), существенно отличается от субботы Творения (8) и является просто символом спасения и покоя, которые принес Христос (9). Следовательно, подобно священству, жертвам и Мессианским пророчествам синайская суббота нашла свое исполнение (10) и осуществление во Христе (11). Поэтому суббота претерпела превращение из физического отдыха в спасение, вместо того чтобы превратиться из субботы в воскресенье (12).

Дихотомия Ветхого и Нового Заветов

В книгах Кэрсона и Рацлаффа установлено радикальное различие между Ветхим Заветом и субботой и Новым Заветом и Христом (13). Но не ставит ли под вопрос такое различие между двумя заветами единство Книг Ветхого и Нового Заветов и единство замысла спасения? Меняется ли Бог? Таков ли Он в книгах Нового Завета с его договором, каков Он в книгах Ветхого Завета с его договором? В Библии ясно сказано, что Бог не изменяется (см. Мал. 3:6). Он «вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8).

Фактически новый завет — это то же самое, что завет вечный (см. Быт. 17:13; Евр. 13:20), а ветхий завет, временное учебное пособие, Бог использовал для того, чтобы опекать людей, только что освободившихся от рабства, готовить их к тому, чтобы вступить в вечный завет, который в отличие от ветхого завета Священное Писание называет новым заветом. Если посмотреть на за-веты с точки зрения «исторического периода», то новый завет фактически оказывается старше ветхого, хотя ветхий завет — это исторический период, который предшествует новому завету как историческому периоду.

На два завета можно также посмотреть с экзистенциальной точки зрения. Ветхий завет — это дела, или законническое повиновение Богу, в то время как новый завет-это вера, или взаимоотношения с Ним. С этой точки зрения Давид, который любил Божий закон (см. Пс. 118:70), пережил новозаветный опыт, хотя жил в ветхозаветный исторический период. А верующие — законники в Галатии (см. Гал. 1:6-9) жили по ветхому завету, хотя находились в новозаветном историческом периоде.

Поэтому, если новый завет равносилен вечному завету, то оба завета равносильны одному замыслу спасения. Суббота, спасение и вечный завет каждый в отдельности открывают Божье желание быть с человечеством. Все три равно принадлежат вечному Евангелию. Суббота как таковая установлена при Творении и не связана с временным или преходящим ветхим заветом. Книги Кэрсона и Рацлаффа не относят новый завет к вечному завету, а субботу — к Творению. Связывая субботу только с временным заветом, они делают не подтвержденное Библией разделение между законом в Ветхом Завете и Евангелием в Новом.

Суббота, не отвергнутая в Новом Завете

Мы должны отметить, во-первых, что ни один новозаветный писатель не сомневается в значимости нового завета. Во-вторых, ни один из них ничего не говорит против седьмого дня, субботы, и не предполагает, что ее можно заменить спасением, которое предлагает Христос. Принимая во внимание святость седьмого дня (см. Исх. 20:8-11), наказание смертью за нарушение этой заповеди в прошлом (см. Исх. 31:14), Вавилонский плен, частично обусловленный нарушением субботы (см. Иер. 17:19-27), и поддержку пророками субботнего дня (см. Иез. 20:12-24; 22:8, 26; 23:38;Ис. 56:2-6; 58:13, 14;Неем. 10:31; 13:15-22), можно ожидать, что любое изменение, связанное с субботой, было бы ясно возвещено, если бы оно представляло собой часть евангельской благой вести. В Новом Завете не содержится никакого повеления отказаться от субботы или соблюдать какой-то другой день. В равной степени важно и то, что Христос никогда не изменял Свою субботу, которую Он Сам соблюдал (см. Мк. 1:21; 3:1, 2; Лк. 4;1б-27; 13:10). А ведь Он учредил Вечерю Господню вместо Пасхи (см. Мф. 26:17-30), даже назвал чашу как «новый завет в Моей Крови» (см. Лк. 22:20; ср. ст. 7-19).

Несмотря на эти факты, Кэрсон и Рацлафф в своих книгах стремятся заменить ветхозаветный закон новым заветом Святого Духа (14). Вечеря Господня заменяет субботу (15). Они не рассматривают различие между нравственным и церемониальным законами как самоочевидную библейскую основу для любой непрерывности действия или его нарушения (16). Другими словами, суббота как нравственное предписание не остается обязательной для исполнения на том основании, что она принадлежит к моральному закону (Десятисловию) (17). Книга Кэрсона помещает субботу в разряд церемониальных установлений (18). Несмотря на то, что многие богословы разделяли четвертую заповедь на моральную (время для Бога) и на церемониальную (день недели), таким образом, нравственный «покой» остается, а церемониальный «седьмой день» — нет (19), эти книги рассматривают спасительную и историческую миссию Иисуса как исполнение, преобразование, превышение и замену ветхозаветной субботы (20).

«Физический покой ветхозаветной субботы становится спасительным покоем истинной субботы… Теперь требуется соблюдать субботу одним способом: прекратить полагаться на собственные дела (Евр. 4:9, 10)». Ветхозаветные субботы были «заменены», «преобразованы» (21).

Христова миссия «поместила истинный субботний покой последнего времени в историю» (22), затмив закон (23), сделав его устаревшим (24), чтобы научить новому субботнему закону (25), Его воскресение «осуществляет покой, выраженный ветхозаветной субботой» (26).

В лучшем случае в книгах Рацлаффа и Кэрсона можно найти попытку осмыслить субботу в свете Христа, хотя их поиски терпят катастрофический провал. По крайней мере, они пытались. Они сделали больше, чем многие иудеи во времена Христа со всеми их 600 заповедями, или созданными людьми правилами для соблюдения субботы. Эти иудеи, пытавшиеся соблюдением субботы заслужить собственное спасение, не видели за субботой Спасителя. Однако, как мы увидим позднее, Рацлафф и Кэрсон упустили самый важный аспект взаимоотношений между субботой и Спасителем.

Разве суббота не установлена при Творении?

Кэрсон и Рацлафф не признают, что суббота была установлена при Творении (27), утверждая, что она берет свое начало только с Израиля. Они заявляют, что суббота, учрежденная при Творении, отличалась по качеству (это был другой покой) и времени (она была постоянной, а не однодневной) от синайской субботы (28). Это похоже на «вечную» и «временную» субботу Тертуллиана. Они отмечают, что в Книге Бытие не упоминается о вечере и утре в связи с седьмым днем (см. Быт. 2:2), как это делается для других шести дней Творения (см. Быт. 1:5, 8, 13, 19, 23, 31). Следовательно, они считают, что седьмой день Творения не ограничен временем, что субботний покой продолжался до грехопадения. Спасительной миссией Христа являлось новое творение через Его смерть и воскресение. Подобно тому как неделя Творения заканчивалась не ограниченной по времени субботой (29), так и пересотворение Христом приносит «Божественный покой Быт. 2:2, З» (30). Рацлафф заявляет, что «новозаветная испытующая истина — это вера в Иисуса, а не седьмой день синайского завета» (31). Он отвергает соблюдение субботы Христом, не считая этот пример действенным для христиан (32), хотя Христос отвергал галаху, а не Божью заповедь (33). Оба заявляют, что на соборе в Иерусалиме (см. Деян. 15) от язычников не потребовалось соблюдать субботу (34).

Временная суббота

Обобщая основной акцент книги Рацлаффа, следует отметить, что в ней суббота Творения рассматривается как постоянный покой (а не седьмой день). Когда грех прервал постоянную субботу, ее представляла суббота синайская, а восстановлена она была покоем, принесенным Христом. Христов покой достигнут, заменив собой седьмой день, субботу. Рацлафф объясняет библейские тексты в этом контексте (35).

Рацлафф сравнивает субботу с картой. Я считаю, что такая аналогия раскрывает последовательную попытку сатаны облачить ложь истиной, представить дело так, будто Христос заменил субботу, тогда как сам дьявол совершил эту замену. Автором приводится такая аналогия: «Карта и путеводитель выполняют важные функции, но по прибытию на место назначения пора отложить карту и поднять глаза. Так и с истиной о субботе. Вместо того, чтобы стремиться соблюдать святой день, давайте отложим ее и бросимся в объятья нашего святого Создателя. „Ныне» вступим в дружеские отношения, в „покой», который еще остается для уверовавших» (36).

Но единственный способ броситься в объятья нашего Творца — это прийти к Нему с соблюдением субботы, памятником Его Творения. Здесь нет или — или. Нет такого понятия, как Христос или суббота. Нигде в Священном Писании не сказано, что они взаимоисключающи. Мы приходим к Нему за покоем (см. Мф. 11:28) по единственному пути, который даст нам испытать субботний покой. Мы идем к Нему, чтобы научиться почитать Его закон, включая субботнюю заповедь. Непослушание, в том числе и непослушание в соблюдении субботы, лишает человека покоя (см. Евр. 4:3-11). Когда мы подходим к Создателю, то оказываемся в объятьях «Господина субботы» (Мф. 12:8). «Что Бог сочетал, того человек [или дьявол] да не разлучает» (Мф. 19:6) — это хороший как богословский, так и брачный совет.

Суббота, установленная при Творении

Хотя Кэрсон и Рацлафф отвергают субботу, установленную при Сотворении (37), ученые прошлого поддерживали эту концепцию. Например, Филон описывал субботу как «„день рождениия мира» и „праздник не одного города или страны, но всей вселенной»». Мы видели, что Тертуллиан и Варнава считали, что Бог установил субботу при Творении. Эту точку зрения поддерживали и другие. Вот несколько имен: Мартин Лютер (38), Жан Кальвин (39), Альфред Эдершейм (40), С. Ф. Кейл и Ф. Делицш (41), Гордон Дж. Уэнхам (42), Роберт Л. Дабни (43), Роджер Т. Бекуис и Уилфрид Стотт (44), Джон Скиннер (45), Джон П. Лендж (46) и Джеймс Г. Мерфи (47), об этом же сказано в «Библейском комментарии» (48), а также в «Критическом, экспериментальном и практическом комментарии на Ветхий и Новый Заветы» (49). Некоторые современные ученые также признают, что суббота установлена при Творении. Например, Р. Алан Коль говорит: «Суббота появилась задолго до закона, хотя нет прямых библейских доказательств ее соблюдения» (50). Уолтер Элвелл заявляет: «Учреждение субботы в библейском повествовании о Творении подразумевает, что она является одной из тех ветхозаветных норм, которые были предназначены для всех людей, а не только для Израиля» (51). Некоторые другие ученые-богословы, в том числе Д. А. Рауш (52), Дж. К. Мак-Кэн, Дж. (53) и Дж. Г. Сейлхамер (54), Гордон Дж. Уэнхам, утверждают: «Идея субботы так же стара, как само творение» (55).

Тот факт, что манна не выпадала в субботу до того, как на Синае были провозглашены Десять Заповедей (см. Исх. 16), а также сам термин «помни», относящийся к четвертой заповеди (см. Исх. 20:8), предполагают, что субботняя заповедь существовала до Синая (56). Следовательно, есть доказательства, подтверждающие, что суббота установлена при Творении. Неверно говорить, что в Библии нет доказательств того, что патриархи соблюдали субботу. Не менее справедливо и то, что у нас нет библейских доказательств, что они не соблюдали ее. Аргументов по умолчанию недостаточно, чтобы прийти к заключению, поскольку мы можем представить их как доказательство противоположного мнения. В лучшем случае такие аргументы уравновешивают один другого. Намного важнее тот факт, что библейское повествование напоминает о соблюдении субботы перед Синаем. Напрашивается логический вывод: откуда взялось такое соблюдение субботы? Оно связано с Божьим чудом, то есть в седьмой день манна не выпадала. В этом случае Бог посылал двойную порцию манны в пятницу, чтобы седьмой день оставался днем покоя, что указывает на святость субботы перед Синаем. Может статься, что такая практика взяла свое начало в Божьем благословении субботы в конце недели Творения (см. Быт. 2:3).

Тот факт, что в описании седьмого дня не упоминается «вечер и утро» (ст. 2), как упоминалось в описании других шести дней Творения (Быт. 1:5, 8, 13, 19, 23, 31), никоим образом не доказывает, что эта суббота была вечной субботой, прерванной грехом, чтобы быть позднее восстановленной, как полагают некоторые. Хотя в повествовании о Творении не используется слово «суббота» и не упоминается о субботней заповеди, Божье благословение седьмого дня (см. Быт. 2:2) должно быть понято в контексте Его двух других благословений: животных (см. Быт. 1:22) и человека (см. Быт. 1:28). Как заметил Дж. Г. Мерфи, «Подобно тому, как благословение животных означало их постоянное саморазмножение, а благословение человека означало постоянное господство над землею и ее произведениями, так и торжественное благословение и освящение установило нескончаемое соблюдение покоя седьмого дня» (57). Последующие повеления соблюдать субботу указывают на седьмой день Творения как на день, который Бог благословил и отделил как Свою святую субботу (например, Исх. 20:11; 31:15).

В книге Кэрсона А. Т. Линкольн признает, что «если бы предположение о том, что суббота была установлена при Сотворении, могло быть доказано, то какой бы временной суббота ни представлялась, являясь частью завета Моисея, можно было бы говорить о необходимости постоянного соблюдения одного дня покоя как неотъемлемого от человека, сотворенного по образу Божьему» (58). Библия подтверждает, что седьмой день, суббота, установлена при Творении, дана Богом человеку как вечный памятник для прославления завершенных дел Христа.

Дихотомия Творец — Искупитель

По моему мнению, самым серьезным недостатком книг Кэрсона и Рацлаффа является их не основанное на Библии разделение между делом Христа как Творца и Его ролью как Искупителя, что привело к разрыву непрерывности между субботой Ветхого и субботой Нового Заветов. Из Священного Писания явствует, что Христос, Который пришел в качестве Спасителя человечества в Новом Завете, — Тот же, Кто сотворил человечество, как написано в Ветхом Завете (см. Евр. 1:1-3; Кол. 1:15-17). То и другое было делом Христа, дарованным всему человечеству. То и другое было творческим даром: творением из ничего (ex nihilo) перед грехопадением и творением без участия человека после грехопадения. Человек не принимал участия ни в том, ни в другом Божественном деле Христа. То и другое было Его делом, совершенным добровольно и окончательно Его силой, как дары всей человеческой расе. Христос сотворил субботу, Он же благословил ее и отделил от других шести дней как знак отличия между рабочими днями человека и необходимостью покоиться. Суббота в сравнении с шестью днями Творения была могучим символом, означающим, что человеческое дело имеет свой предел. Люди могут сделать много приводящих в трепет дел, но человек не в состоянии создать себя сам и самостоятельно спастись. Суббота последовала за обоими этими дарами, ибо Христос сотворил человека в пятницу Творения и искупил его в пятницу распятия. Первым полным днем, последовавшим за обоими творческими делами Христа, была суббота, предназначенная для прославления Его законченного дела и покоя в этом деле.

В книгах Рацлаффа и Кэрсона, а также в теологии ранних отцов — Августина, Аквинского и Кальвина упущено более глубокое христологическое значение деяний Христа в Творении и спасении в связи с субботним прославлением Его законченного дела. Клин, который они пытаются вбить между Ветхим и Новым Заветами, не воздает должное вечному Евангелию, открытому в Священном Писании. И отрыв Христа от субботы мешает видеть значение субботы как покоя во всем Священном Писании (см. глава 29). Другими словами, в то время как эти авторы полагали, что возвысили Христа, отвергнув седьмой день, субботу, фактически они пренебрегли значением Христа как Творца и Искупителя.

Те, кто считает, что иудейская суббота была заменена другим днем в честь воскресения Христа, традиционно признали воскресенье. Эта точка зрения, безусловно, преобладает среди христиан от древних времен и доныне. Само соединение воскресного дня с великим спасительным делом Христа показывает еще один пример того, как сатана облекает свое нападение на седьмой день, субботу, в христианское обличье. Большинство христиан поверили этому, не удосужившись подумать в христологическом плане, что отвергает такая точка зрения.

Но не все думают о воскресном дне подобным образом. Интересно отметить, что ученые-богословы, работы которых помещены в книге Кэрсона, делают вывод, что «считать, будто воскресный день был установлен как день Господень, предназначен для святого собрания и будто христиане в Палестине спустя короткое время после воскресения Христа почитали этот день в память Творения, почти невозможно. Против такой позиции существуют практически неопровержимые доводы» (59) (М. Тернер). Далее в той же самой работе сказано: «Нельзя утверждать, что сам Новый Завет дает основание полагать, что со времени воскресения Бог предписал соблюдать первый день недели вместо субботы» (60). Относительно субботы в книге признается, что «не существует ни библейской, ни убедительной теологической причины, по которой суббота должна быть перенесена на воскресенье» (61) (А. Т. Линкольн).

(1) Dale Ratzlaff. Sabbath in Crisis, Applegate, Calif. : Life Assurance Ministries, 1989, 1990.

(2) Там же, с 310.

(3) D. A. Carson, ed., From Sabbath to Lord’s Day: A Biblical, Historical and Theological Investigation, Grand Rapids: Zondervan, 1982. В тот же самый год Церковь адвентистов седьмого дня опубликовала свой собственный труд: Kenneth A. Strand, ed., The Sabbath in Scripture and History, Washington, D. C. : Review and Herald, 1982. В обеих этих книгах нет ссылки друг на друга, но на некоторые аргументы, приведенные в книге «FromSabbath to Lord’s Day», отвечено в книге «The Sabbath in Scripture and History».

(4) Samuel Bacchiocci. From Sabbath to Sunday: A Historical Investigation of the Rise of Sunday Observance in Early Christianity, Rome: Pontifical Gregorian University, 1977.

(5) В «Journal of the Adventist Theological Society» (январь 1991 г., с. 153, 154) я сделал сноску на книги, обращая внимание на необходимость отдельной статьи (сноска 6). Данная глава частично удовлетворяет эту нужду.

(6) Ratzlaff, pp. 274-277.

(7) Там же, с. 41. Суббота возникла в Израиле (Кэрсон, с. 23, 24), не была установлена при Творении (с. 34, ср. с. 349, 350) и была превзойдена Христом (с. 364).

(8) Ratzlaff, pp. 245, 263. В 1-й и 2-й главах Книги Бытие недельная суббота не была установлена (Carson, p. 198).

(9) Новый завет объясняет, видоизменяет и преобразовывает ветхзаветные законы (включая субботу), сылаясь на Христа как центр нового завета (Ratzlaff, р. 81).

(10) Рацлафф сравнивает субботу с картой, которая помогает человеку добраться до места назначения. По прибытии она больше не нужна (с. 267). Рацлафф с явной ссылкой на Евр. 4:9 заявляет: «Субботний, ^abbatismos» (по-гречески) покой нового завета лучше, чем субботний, £abbaton» (по-гречески) покой ветхого завета, потому что он имеет дело с действительностью, которую ветхий завет только символически изображал. Он направляет от ритуала к опыту» (там же, с. 268).

(11) Ratzlaff, pp. 223-236; Carson, pp. 113, 369, 373, 374.

(12) Ratzlaff, p. 265; Carson, pp. 134, 135, 214, 216, 374. Ср. с 282. К тем, кто отрицает любую связь между воскресеньем и четвертой заповедью, относятся Тиндаль, Петер Хелин, Дж. А. Гессей и Вилли Рордорф. К тем, кто считает, что воскресенье связано с четвертой заповедью, относятся Роджер Бекуис и Уилфрид Стотт. См. : Roger T. Beckwith and WilfridStott. The Christian Sunday: A Biblical and Historical Study, Grand Rapids: Baker, 1980, pp. vii-x.

(13) Ср. : «Человек не может двигаться в обоих направлениях; он — ученик Иисуса или ученик Моисея» (Ratzlaff, p. 128; ср. pp. 135, 138).

(14) Ratzlaff, pp. 187, 188; ср. : Воскресение осуществляет, заменяет субботу (Carson, p. 205).

(15) Ratzlaff, p. 265. «Не надо больше „помнить субботу, чтобы святить ее», но ДЕЛАЙТЕ ЭТО В ВОСПОМИНАНИЕ ОБО МНЕ» (с. 274). «Вполне возможно, что в четвертом Евангелии Иисус Сам заменяет субботу» (Carson, p. 84).

(16) Carson, p. 68; pp. 79, 80.

(17) В то же время Рацлафф заявляет: «Нравственные принципы, на которых были основаны законы Синайского завета, включены в нравственные принципы нового завета» (с. 264).

(18) Carson, p. 69. Субботний закон — не нравственный закон (с. 85). Писатели второго века считали, что субботняя заповедь, хотя она содержится в Десятисловии, относится к обрядовым установлениям, которые прекратились, когда Христос их исполнил (с. 267, 268). «Писатели этого периода имели одно отношение к Десятиловию и совсем другое — к субботе» (с. 378). «Большинство писателей второго столетия, видимо, обладали здравым инстинктом, относясь к субботе, как временному установлению Моисея» (с. 381).

(19) Например, Фома Аквинский (Carson, p. 305-307). Разграничению четвертой заповеди на нравственную и церемониальную положил начало Фома Аквинский. Для ознакомления с историческими сведениями см. Самуэль Баккиоки. Божественный покой для беспокойного человечества, с. 45-57.

(20) Ratzlaff, p. 293; Carson, pp. 113, 205, 373, 374; ср. р. 84.

(21) Carson, р. 215.

(22) Там же, с. 346.

(23) Там же, с. 126.

(24) Там же, с. 378.

(25) Там же, с. 202.

(26) Там же, с. 205.

(27) Ratzlaff, p. 21; Carson, pp. 28, 34, 198; ср. с. 65.

(28) Ratzlaff, p. 22, 23, 245, 246, 263; Carson, pp. 349-351.

(29) Ratzlaff, p. 20; Carson, p. 348.

(30) Carson, p. 215; ср. : Ratzlaff, pp. 245, 246.

(31) Ratzlaff, p. 333.

(32) Там же, с. 88.

(33) Там же, с. 115; Carson, pp. 73, 76, 345, 361, 362; ср. с. 364.

(34) Carson, pp. 117, П8, 366, 375; ср. Ratzlaff, p. 218.

(35) Например, Рацлафф использует слова фарисеев «Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики» [Ин. 9:28]), чтобы сказать «Человек не может двигаться в обоих направлениях; он — ученик Иисуса или ученик Моисея» (с. 135). «Этот стих является ключевым стихом этой главы, он очень важен для нашего изучения субботнего вопроса» (с. 135). Ради доказательства своего предположения он не гнушается использовать слова тех, кто находился в заблуждении.

(36) Ratzlaff, p. 267.

(37) «Суббота рассматривается не как универсальное установление для всех людей, а как специфическое установление для Израиля. Как знамение завета, она должна была длиться столько, сколько существовал этот завет» (Harold H. P. Dressier в книге Кэрсона, с. 34). Кейл и Де-лицш отвергают существование субботней заповеди до Синая (Commentary on the Old Testament, James Martin, trans., Grand Rapids: Eerdmans, 1986, vol. 2, p. 119). «Следовательно, факты приводят нас к выводу, что, хотя библейские писатели рассматривали упоминание о Божьем покое во 2-й главе Книги Бытие с эсхатологической точки зрения, они не считают его „установлением, данным при Творении»» (А. Т. Линкольн в книге Кэрсона, с. 351).

(38) Martin Luther. Luther’s Works, J. Pelican, ed., St. Louis: Concordia, 1958, vol. l, pp. 79-82.

(39) John Calvin. Genesis, Grand Rapids: Baker, 1989, vol. 1, p. 106.

(40) Alfred Edershaim. Old Testimony Bible History, Grand Rapids: Eerdmans, 1982, p. 113.

(41) C. F. Keil and F. Delitzsch. Commentary on the Old Testament, vol. 1, pp. 69, 70.

(42) John Skinner. World Bible Commentary, Waco, Tex. : Word, 1987, pp. 34-36.

(43) John P. Lange. Lectures in Systematic Theology, Grand Rapids: Zondervan, 1980, p. 376.

(44) James G. Murphy. This Is the Day: The Biblical Doctrine of the Christian Sunday, Greenwood, S. C. : Atti, 1978, p. 2.

(45) S. R. Driver, A. Plummer, C. A. Briggs, eds., Genesis, International Critical Commentary, Edinburgh, Scotland: T&T Clark, 1963, vol. 1, p. 35.

(46) P. Schaff, trans., Commentary on the Holy Scriptures, Critical, Doctrinal and Homiletical, Grand Rapids: Zondervan, n. p. d., vol. 1, pp. 196, 197.

(47) Barnes Notes: A Commentary on the Book of Genesis, Grand Rapids: Baker, 1983, vol. l, p. 71.

(48) The Biblical Commentary, F. C. Cook, ed., Grand Rapids: Baker, 1981, vol. l, p. 37.

(49) Robert Jamieson, A. R. Fausset, D. Brown. A Commentary, Critical, Experimental and Practical in the Old and New Testaments, Grand Rapids: Eerdmans, 1982, vol. 1, pp. 28, 29.

(50) R. Alan Cole. Exodus, Tyndale ОТ Commentary, D. J. Wiseman, gen. ed., Leicester, Eng. : InterVarsity, 1972, p. 158.

(51) Baker Encyclopedia of the Bible, Walter A. Elwell, ed., Grand Rapids: Baker, 1988, p. 964.

(52) D. A. Rausch. Evangelical Dictionary of Theology, Walter A. Elwell, gen. ed., Grand Rapids: Baker, 1987, p. 964.

(53) J. C. McCabb, Jr., The International Standard Bible Encyclopedia, Grand Rapids: Eerdmans, 1988, p. 249.

(54) J. H. Sailhamer. The Expositor’s Biblical Commentary, Frank E. Gaebelein, gen. ed., Genesis, Grand Rapids: Zondervan, 1990, vol. 2, pp. 38, 39.

(55) Gordon J. Wenham. Word Biblical Commentary, D. A. Hubbard, G. W. Barker, eds., Waco, Tex. : Word, 1987, vol. 1, p. 36.

(56) Один комментарий заявляет, что суббота, о которой идет речь в Книге Бытие, является заповедью, в следующих словах: «И покоился Бог в седьмой день от всех Своих дел, которые Он совершал, и заповедал Бог (человеку) благословлять, почитать седьмой день и заповедал ему святить его» (Jamieson, Fausset, Brown, pp. 28, 29).

(57) J. G. Murphy. Barnes Notes: A Commentary on the Book of Genesis, Grand Rapids: Baker, 1983, vol. l, p. 71.

(58) Carson, p. 346.

(59) M. Max B. Turner in Carson, pp. 133, 134.

(60) A. T. Lincoln in Carson, p. 386.

(61) Там же, с. 404.