Глава 36. Тысячелетнее царство

Где вы проведете тысячелетнее царство? На небесах, на земле — или вы уже находитесь в нем теперь? На эти вопросы христиане отвечают утвердительно. Христианство разделилось в зависимости от понимания этой темы и выдвинуло большее количество связанных с ней теорий, чем в связи с большинством других доктрин. Поэтому важно рассмотреть разные воззрения. Мы заметили другие подделки, подброшенные сатаной. Дьявол ненавидит Бога и при любой возможности скрывает Голгофу от людей. Он попирает ногами субботу Господню, отбрасывает следственный суд и не хочет, чтобы кто-нибудь узнал о тысячелетнем суде, ибо он доказывает Божью справедливость, как и следственный суд. Эти доктрины аннулируют сатанинский вызов Божьей справедливости. Не удивляйтесь, что сатана породил какие только возможно воззрения, чтобы скрыть истину!

В Откр. 20:1-7 о тысяче лет упомянуто шесть раз. 20-я глава является единственной в Священном Писании, где говорится об этом. И все же, по мнению христиан-протестантов, этот период охватывает самые тяжелые события последнего времени. Они предлагают много противоречивых интерпретаций. Как утверждает Дж. Родмен Уильяме, «вопрос о тысячелетнем царстве является одним из самых сложных библейских и теологических вопросов в истории христианства» (1).

Христос пришел на эту землю в первый раз и жил среди людей чуть больше тридцати лет. Возвратится ли Христос во второй раз на землю, чтобы жить с нами 1 000 лет? Будет ли Он царствовать на земле?

Слово «милленниум» (тысячелетие) не встречается в Священном Писании, подобно тому, как там отсутствует слово «Троица». Но это не означает отсутствие доктрины. Слово произошло от двух латинских слов, обозначающих тысячу лет. А выражение «тысяча лет» в Библии существует. Христиане придерживаются трех основных точек зрения относительно милленниума: постмилленаризма, премилленаризма и амилленаризма. «Пост» и «пре» означают «после» и «перед» относительно Второго пришествия Христа. Эти категории «в известном смысле неудачны, поскольку разница предполагает гораздо больше, чем время возвращения Христа, — говорит Роберт Г. Клаус. — Премилленаристы ожидают совершенно иного царства в сравнении с постмилленаристами не только в отношении времени и способа, которым оно будет утверждаться, но также в отношении его природы и метода осуществления контроля над ним со стороны Христа» (2). Амилленаризм подразумевает отсутствие будущего царства. Тысяча лет ассоциируется с христианским веком. По времени он наступит перед Вторым пришествием, как считает постмилленаризм.

Царство

Наступит ли царство внезапно, как считают диспенсационалисты — премилленаристы (тайное восхищение), или оно будет развиваться постепенно (подобно горчичному семени), как считают постмилленаристы и амилленаристы? Будет ли Христос присутствовать на земле в течение тысячелетнего царства с прославленными святыми и смертными грешниками? Или тысячелетнее царство будет только для Христа, иудеев и нехристиан, а церковь будет восхищена на небо?

Чем является Царство Божье: правлением или пространством? Присутствует ли царство благодати теперь, а царство славы грядет в тысячелетии, где будет и правление, и пространство? Где находится царство теперь — на земле или на небе? Является ли церковь царством? Правит ли Христос царством теперь, находясь одесную Бога? Сберегает ли Бог царство до наступления милленниума? Может ли оно быть комбинацией вышеприведенных вариантов? И где наступит тысячелетнее царство — на земле или на небе? Это лишь часть вопросов о тысячелетнем царстве, по которым разгораются горячие дискуссии.

Некоторым образом к ним относится диспенсациональный период между тайным восхищением церкви и Вторым пришествием Христа. Если существует тайное восхищение, есть ли раннее времяскорби, среднее время скорби и позднее время скорби? То есть будет ли оно в начале семи последних лет на земле, в середине или в конце? Или все понятия о тайном восхищении неправильны? Мы не будем касаться этих косвенных вопросов, но я рекомендую почитать книгу Джорджа Лэдда «Блаженная надежда», в которой он показывает, что христианская надежда — это Второе пришествие Христа, а не сомнительное восхищение (3). Для дальнейшего изучения темы царства отличным источником является книга Лэдда «Иисус и Царство» (4).

Джон Брайт правильно видит, что между Ветхим и Новым Заветами существует органическое единство. «Это единство начала и завершения, надежды и осуществления. И скреплены они вместе динамической силой правления Божьего. Библия — это единая книга. Если бы нам пришлось давать название этой книге, мы могли бы назвать ее „Книгой грядущего Царства Божьего»» (5).

Другими словами, ветхозаветный Израиль был Царством Божьим в его первоначальной форме. Израильтяне страстно желали Мессии — Царя. Они ожидали царя, который утвердит царство на земле и освободит их от ненавистных римлян. Хотя Иисус возвестил наступление Божьего Царства, или правления (см. Л к. 24:49), как Царь, находящийся среди них, Он сказал, что Его Царство приблизилось (см. Лк. 10:9), но оно «не от мира сего» (Ин. 18:36). Что означают такие слова: «Ибо все обетования Божий в Нем „да» и в Нем „аминь»» (2 Кор. 1:20)? Ответ таков: «Обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса» (Деян. 13:32). Другими словами, Христос воскрес и принял Свое Царство на небесах (см. Евр. 1:5-13), и Он явится в Своем Царстве при Втором пришествии (см. Мф. 16:28). Между тем Его Царство может быть «внутри вас», так как Он — Владыка жизни (см. Лк. 17:21). Таково более полное значение обетовании Царства, данных Израилю. Это Царство будет продолжаться на небе во время тысячи лет (см. Откр. 20:4) и затем утвердится на новой земле навеки (см. Откр. 21:1-5; 22:1-5).

Следовательно, Новый Завет намного расширяет ветхозаветные обетования о царстве. Оно гораздо больше любого царства Израиля, предваряющего Второе пришествие, или любого другого христианского государства. Другими словами, царство — это Христово правление в человеческих сердцах и Его царствование на небесах со времени вознесения до окончания тысячелетнего царства (ср. Мф. 26:28, 29). После этого на новой земле Его владычество в Царстве будет вечным (см. Лк. 1:32, 33). Следовательно, Христово Царство теперь — это Его правление в человеческой жизни, правление на небесах до окончания милленниума, а затем правление с искупленными (см. Откр. 22:5) на новой земле. На фоне этого беглого обзора вы можете сравнить разные точи зрения относительно тысячелетнего царства.

Постмилленаризм

Приставка «пост» означает «после». Оно помещает Второе пришествие Христа после тысячелетнего царства. Эта точка зрения зародилась в четвертом веке. Ее инициатором является африканец по имени Тиконий. Великий теолог Августин (354-430) воспринял его идеи и популяризировал их в Католической церкви. Он верил, что тысячелетнее царство началось с Первого пришествия Христа. Амилленаризм также соглашается с этой точкой зрения. Царство существует в нынешнем веке церкви, и будущего милленниума не ожидается. Постмилленаризмом названа эта точка зрения только по отношению ко Второму пришествию. Католические теологи считают, что царством является церковь, а баптист Езекия Харви из Гамильтонской теологической семинарии сказал: «Церковь является видимой, земной формой Царства Христа и Божественной организацией, предназначенной для его продвижения и триумфа» (6).

В конце книги «О Граде Божьем» Августин говорит о тысячелетнем царстве. Он описывает его как время церковной истории между первым и вторым пришествиями Христа. Бог связывает сатану, поэтому он не может обольщать церковь. Этот период заканчивается, когда Бог освобождает сатану на три с половиной года, чтобы собрать народы на битву Армагеддон против церкви. На протяжении 1 000 лет святые царствуют с Христом, причем умершие находятся на небе, а живые — на земле. Церковь является Царством Христа и царством небес (7). Точка зрения Августина стала церковной доктриной, так что на Ефесском соборе (431 г. ) «вера в тысячелетнее царство была осуждена как суеверие» (8). Эта точка зрения о тысячелетнем царстве опирается на библейские тексты, кроме 20-й главы Книги Откровение. Она соотносится с поручением Христа идти ко всем народам (см. Мф. 28:18-20) как на доказательство того, что Евангелие победит мир. Кажется, что эту идею поддерживают притчи о постепенном расширении царства. Например, бурный рост горчичного семени (см. Мф. 13:31, 32), а также закваска, пропитывающая все тесто (ст. 33).

Постмилленаризм использует также такие отрывки из Ветхого Завета, как 46-й, 71-й и 99-й псалмы; Ис. 45:22-25 и Ос. 2:23 (9). В них видится учение о том, что все народы будут служить Богу (см. Пс. 71:11), поклоняться Богу (см. Пс. 46:2), станут Божьим народом (см. Ос. 2:23) и склонятся перед Богом (см. Ис. 45:23). Создается впечатление, что весь мир изображен привлеченным к Богу. Но, когда мы трактуем такие тексты, нам нужно помнить два факта. Во-первых, Израиль не стал посредником, через которого Бог планировал это осуществить. Во-вторых, Бог совершит нечто на последнем суде, когда все склонятся, признавая Божью справедливость (см. Откр. 15:3). Это произойдет после тысячелетнего царства.

Лорейн Беттнер учит, что мир примет христианство, хотя не все будут обращены. Христос и Его святые возвратятся в подлинно христианизированный мир. «Во время тысячелетнего царства святые в прославленных телах свободно общаются с людьми, которые еще во плоти». Он делает сильный акцент на большинство спасенных (10).

Представление о том, что мир становится лучше, является больше эволюционным, нежели библейским. Фактически Священное Писание изображает мир, который становится хуже. В последнее время христиане будут «ненавидимы всеми народами» за имя Его (Мф. 24:9; ср. 2 Тим. 3:12, 13; 4:3, 4), общество является свидетелем «умножения беззакония» (Мф. 24:12), а обманщики совершают чудеса и знамения (ст. 23-27). Это далеко не обращенный мир! Христос также сказал: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). Рассуждая о Втором пришествии, Павел пишет: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (2 Фес. 2:3). Он говорит, что «действие сатаны» будет «со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2:10). Обратите внимание, насколько зло проявит себя в последнее время: «В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:1-5).

Джордж Лэдд показывает, что в новозаветные времена в Римской империи в Средиземноморье был установлен мир на 200 лет, что никогда не случалось с тех пор. Подумайте об ужасных мировых войнах двадцатого столетия, помимо многих других — Корея, Вьетнам, Ирландия, Ближний Восток (11), Босния и массовые уничтожения некоторых африканских народов.

Теология доминиона — разновидность постмилленаризма

(см. главу 16)

Христианский реконструкционизм — другое название теологии доминиона. Основанный около 1968 года Раусазом Рашдуни, Грегом Бансеном и Гари Нортом, он утверждает, что Америка должна стать теократичной страной, подобно древнему Израилю. Законы Моисея предназначены для христиан (12). Правительство должно силой внедрить все судебные Моисеевы законы, включая тяжкие наказания. Грег Башен в своей книге «Теономия в христианской этике» говорит о том, что подразумевается под соблюдением дня покоя (первого дня недели), потому что Священное Писание относит его нарушение к тяжким преступлениям (13).

Диспенсационалисты верят, что однажды они будут восхищены, но этого никак нельзя сказать о реконструкционистах. Они находятся здесь, чтобы обратить мир в христианство для приготовления ко Второму пришествию. Их эсхатология делает отличительной их этику. Созидание царства на земле звучит подобно программе «Проявитесь, сыновья Божьи» (14). Для Давида Чилтона уже совершается воссоздание мира с намерением вернуть первоначальную власть, которую Бог дал человечеству в Едеме (15). В его взглядах существует неувязка, потому что Бог дал человечеству власть только над естественным миром, а не над людьми (см. Быт. 1:28). Реконструкционисты, желающие христианизировать мир, выходят, чтобы обратить человеческую расу (16).

В то время как диспенсационалисты и премилленаристы ожидают грядущего царства, теология доминиона заявляет, что Христос уже учредил царство (17), что теперь оно постепенно реализуется (18) и полностью предстанет в последние дни (19). Джордж Грант указывает на грядущее «завоевание мира. Именно это Христос поручил нам совершить» (20). Реконструкционисты заявляют, что великое поручение подразумевает больше, чем нести Евангелие миру (см. Мф. 28:18-20). Оно подразумевает власть.

Они считают, что Христос связал сатану (21) и что Израиль навсегда потерял статус царства (22) — идея, отвергаемая диспенсационалистами. Христос начал Свое царствование при вознесении (23). Сейчас христиане царствуют с Христом (24). И это царствование будет продолжаться долгое время. Давид Чилтон отодвигает возвра-щение Христа на 36 тысяч лет в будущее (25).

Постмилленаристы и реконструкционисты недооценивают Царство Божье. Постмилленаристы считают, что прославленные святые и Христос будут жить в тысячелетнем царстве вместе с грешниками и что смерть еще будет присутствовать. Как может святой Бог жить в таком окружении? Реконструкционисты верят, что тысячелетнее царство — это время постепенных перемен. По мере того как Бог постепенно будет снимать проклятие, тяготеющее над этим миром, продолжительность жизни будет увеличиваться (26). И вновь, как может существовать такая постепенность, если присутствует Царь-Творец? Реконструкционисты, по-видимому, поглощены нынешним царством и мало обращают внимания на царство грядущее. Тем не менее Иисус учил христиан молиться: «Да приидет Царствие Твое» (Мф. 6:10) и сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36).

Диспенсационалисты ожидают иудейской теократии с восстановленными жертвами и храмом. Реконструкционисты ожидают христианской теократии с действующими ветхозаветными законами, включая тяжкие наказания. Но Библия не предсказывает наступления никакой теократии до тысячелетнего царства. После жертвы Христа (см. Евр. 9:24-28) Божий народ больше не нуждается в дополнительных жертвах. Мир никогда не будет христианизирован и не станет теократичным, ибо он пожнет разрушение (см. 2 Петр. 3:1-7). Диспенсационалисты используют ветхозаветные пророчества относительно Израиля, чтобы изобразить тысячелетнее царство Израиля. Реконструкционисты применяют те же ветхозаветные пророчества к церкви во время ее правления миром до наступления тысячелетнего царства (27).

А как обстоит дело с Первой поправкой конституции, которая защищает религиозную свободу и согласно которой буддисты, индусы, мусульмане и иудеи могут исповедовать свою религию независимо от христиан, которые хотят христианизировать мир? Согласно критикам Хаузу и Айсу, реконструционизм старается сделать христианство единственной религией последнего времени. Он не будет мириться с другими нехристианскими религиями также, как католицизм и диспенсационализм (28). Его сторонники, видимо, хотят христианизированной теократии, навязывающей ветхозаветные законы.

Как Христианская коалиция применяет акцент на земном царстве, который делает реконструкционизм? В сентябре 1980 года 15 тысяч фундаменталистов, включая несколько тысяч пасторов, посетили конференцию по национальным вопросам в Далласе, штат Техас. На заседаниях христиане призывались к политической активности. Выступал реконструкционист Гари Норт, а также Пэт Робертсон, который в то время был президентом Христианской коалиции. Робертсон «напомнил слушателям слова из Быт. 1:26-28, призывая христиан к проявлению власти, покорению земли… Он использовал даже выражение „христианское переустройство мира»» (29).

Я считаю, что Христианская коалиция более сосредоточена на созидании царства на земле, чем небесного царства. Вместе с реконструкционистами они пытаются повлиять на политику и безоговорочно навязать обществу христианские ценности.

Обеим группам следует помнить о недостатках Реформации шестнадцатого века. Хотя Лютер и Кальвин с отвращением относились к единству церкви и государства в католицизме, они были не против того же самого в своем учении и жизни. В 1531 году девять германских князей объединились для защиты протестантизма от папских вооруженных сил. «Забыв о своем прежнем отказе от применения насильственных методов и своих заявлениях в пользу личной свободы совести, Лютер решил, что меч был необходим не только для защиты от папы, но и для насаждения истины. Он признавал, что Реформация, вдохновленная стойкой верой мучеников, теперь должна прибегнуть для защиты к мечу, которым владеют земные власти». Точно так же за несколько лет до этого Лютер воодушевлял князей сражаться в Крестьянской войне (1524-1526), в которой погибло 130 тысяч человек (30).

А ведь прошло всего лишь семь лет после того, как он поднял реформационный клич за свободу! Только семь лет с тех пор, как он повесил 95 тезисов на двери Виттенбергской часовни. Через семь коротких лет он перешел от доверия Богу в распространении Его истины к ужасной резне во имя истины. Это предостережение реконструкционистам и активным членам Христианской коалиции!

Как мы видели в одной из предыдущих глав, Жан Кальвин учредил теократию в Женеве. От ее граждан требовалось соблюдение мельчайших законодательных предписаний. Куда делась свобода Евангелия? В городе проливалась кровь — 150 сожженных на костре всего за 60 лет! Власти три года мучили человека по имени Джурет. Наконец он признался, что «прикрепил к кафедре Кальвина в церкви Святого Петра непочтительный плакат». Его казнили за такой незначительный проступок в 1547 году. Мигель Сервет погиб на костре за отрицание Троицы (31).

Когда церковь и государство объединяются для учреждения Божьего Царства на земле, религиозная свобода перестает существовать. «Не служит хорошим предзнаменованием тот факт, что реконструкционисты, влияние которых в церкви сильно растет, считают Кальвина своим безупречным героем и надеждой в моделировании христианизированного общества после его неудачного Женевского эксперимента» (32).

Другой случай учреждения теократии имел место в 1534 году, когда небольшая группа анабаптистов «силой внедряла свою власть, как военная теократия, в Мюнстере, Вестфалия. Были приведены в действие грандиозные планы Нового Иерусалима, и всем лютеранам и католикам был предоставлен выбор: либо принять новое крещение, либо быть изгнанным». Был введен смертный приговор за различные мелкие нарушения, включая недовольство (33). Тем, кто хочет установить царство на земле сейчас, необходимо извлечь урок из истории. Вместо того, чтобы христианизировать мир, они будут политизировать христианство — ив результате обязательно начнутся гонения.

Несмотря ни на что Гари Норт призывает к международной теократии. Он провозглашает, что «цель Евангелия — покорить Богу каждую душу, каждое общество и каждый народ», и продолжает утверждать, что евангельское поручение состоит в том, чтобы научить народы, «установить обязательный контроль над каждым земным правительством» (34). Реконструкционисты готовят христиан к тому, чтобы взять правительство в свои руки и навязать ему «христианскую» программу. Политическая программа Христианской коалиции, видимо, мало чем отличается от этого.

«За последние двадцать пять лет мы оказались свидетелями быстрого подъема постмилленаризма. Фактически позиция премилленаризма в настоящее время находится в большем упадке, чем два других воззрения» (35) (постмилленаризм и амилленаризм). «Эсхатология доминиона, видимо, получила особое признание среди активных евангельских христиан и харизматов» (36).

Харизматы примкнули к победившей стороне, и они встречаются практически в каждом вероисповедании. Христиане объединяются, чтобы претворять в жизнь нравственные ценности в попытке христианизировать мир и учредить на земле Божье Царство. Многое из перечисленного является проявлением постмилленаризма, и его сторонники думают, что совершаемое ими является необходимой предпосылкой для Второго пришествия Христа.

В 1907 году Август Г. Стронг сказал: «Через проповедь Евангелия по всему миру Царство Божье неуклонно расширяет свои границы, пока иудеи и язычники одинаково не станут обладателями его благословений, и тогда наступит тысячелетний период, в котором христианство охватит всю землю» (37). Стронг делает вывод о том, что «тысячелетнее блаженство и власть предварит Второе пришествие» (38).

Те, кто пытается приблизить наступление Божьего Царства, забывают, что людям не под силу сделать это. Только Бог может учредить Свое Царство на земле, и библейское учение ясно говорит о том, что это произойдет, когда Бог сотворит новое небо и новую землю (см. Откр. 21; 22), что совершится после тысячелетнего царства (см. Откр. 20).

Амилленаризм

В учении амилленаризма Лютер и Кальвин в основном следовали взглядам Католической церкви. Это значит, что они не сказали ничего нового о будущем тысячелетнем царстве. Реформаторский теолог Луис Беркхоф считает амилленаризм «единственной точкой зрения, которая либо выражается, либо применяется в великих исторических конфессиях» и является «преобладающим воззрением в реформаторских кругах» (39).

Дж. Родмэн Уильяме в своей книге «Обновленная теология» представляет тысячелетнее царство с точки зрения харизматов. Оно охватывает всю евангельскую эру, начиная со служения Христа и заканчивая Его вторым пришествием. Связывание сатаны (см. Откр. 20:1-3) происходит во время служения Христа. Он цитирует Мф. 12:29: «Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его». Сильным человеком в этом отрывке, по его мнению, является сатана. «Христос воспринял нашу плоть, чтобы „смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14)». Он приравнивает состояние бессилия со связыванием сатаны.

Сатана связан на протяжении христианской эры во исполнение Откр. 20:3 — ему не дано обольщать народы в течение 1 000 лет. Уильяме проводит аналогию со сдерживанием «тайны беззакония» (2 Фес. 2:7). Хотя Уильяме признает, что сатана еще вызывает проблемы в мире, он «не может помешать евангельской вести достигнуть народы» (40).

Царствование с Христом осуществляется на земле в победоносной жизни святых. Первое воскресение в Откр. 20:4 — это не Второе пришествие (см. 1 Фес. 4:16-18), а обращение. Уильяме цитирует Ин. 11:25, 26: «Я есмь воскресение и жизнь… всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». Он называет это духовным воскресением, за которым последует второе воскресение при Втором пришествии. Затем Бог воскресит тело. По его мнению, 1 000 лет представляет собой «законченный, но неясный период времени» (41).

В его толковании есть много проблем. В двадцатой главе Книги Откровение много буквальных событий. Ангел приходит, чтобы связать сатану (ст. 1). Сатана больше не может обольщать народы (ст. 3), — период, длящийся 1 000 лет (ст. 2, 3, 5, 6). Святые восседают на престолах (ст. 4, 5), царствуют и судят с Христом (ст. 4). Воскресение происходит в начале (ст. 4) и в конце 1 000 лет (ст. 5). Сатана обольщает народы после 1 000 лет (ст. 8), мобилизуя их на борьбу с Богом (ст. 7, 8). Когда они окружают Иерусалим, с неба падает огонь, чтобы их уничтожить. По решению суда у великого белого престола (ст. 11-15) дьявол брошен в озеро огненное (ст. 10).

Придавать духовный смысл этой главе — значит нанести вред ее вести. Уильяме рассматривает первое воскресение как духовное обращение. Но в главе говорится о мучениках, которые вышли из могил (ст. 4). Их воскресение соединяется с другим буквальным фактом — нечестивые умершие не выходят из могил до окончания

1 000 лет (ст. 5). Более того, когда говорится о том, что сатана не может больше обольщать народы в течение 1 000 лет, почему мы ограничиваем эти слова тем, что он не препятствует Евангелию, тогда как он продолжает творить свои нечестивые дела повсюду? В главе сказано, что он не может обольщать. Это означает, что он не может обольщать никоим образом. Здесь не говорится, что он может обольщать всеми способами, кроме одного. Уильяме видит в отрывке теорию, которая не согласуется с ним. Тот факт, что святые будут сидеть на престолах и судить, нельзя умалить до победы в их жизни сегодня. Более того, история изобилует примерами того, как сатана пытается помешать Евангелию на протяжении всей христианской эры.

Диспенсациональный премилленаризм

Согласно диспенсациональному премилленаризму, доктрина Божьего Царства постепенно раскрывается во всей Библии. Она начинается в Книге Бытие, где Бог дает человечеству власть (см. Быт. 1:26-28), достигает Синая, где Израиль стал царством священников (см. Исх. 19:5, 6), и продолжается обетованием, что некто навсегда сядет на престоле Давида (см. 2 Цар. 7:12-16; 1 Пар. 28:5, 7; Ис. 9:6, 7; Дан. 2:44; 7:13, 14, 27). Это будущее царство (см.

2 Тим. 4:1). В последней библейской книге сказано, что царство правит на земле 1 000 лет (см. Откр. 20:1-7), после чего оно будет продолжаться вечно (см. Откр. 11:15) (42). Разве это не похоже на постепенность в учении реконструкционистов, если не повторяет его полностью?

По мнению некоторых, царствование Христа на престоле Давида произойдет в будущем тысячелетнем царстве. Израиль станет самым важным народом в мире, а Христос будет править из Иерусалима. Все народы будут приходить в Иерусалимский храм. Некоторые предполагают принесение жертв в память креста, но это прямо противоречит Евр. 8:13, где ясно сказано о прекращении жертвенной системы.

Существует ли в течение христианского века посредническое царство, пока Христос не возвратится на землю после предшествующего семилетнего периода? Новый Завет ничего не говорит о тысячелетнем правлении. Все же диспенсациональные премилленаристы считают это правление исполнением ветхозаветных обетовании, данных Богом. Диспенсационалисты, так же как постмилленаристы и амилленаристы, ссылаются на одни и те же библейские отрывки. В то время как две последние школы считают, что эти тексты дают представление о нынешнем Царстве Божьем перед Вторым пришествием, диспенсационалисты используют их для изображения тысячелетнего царства, которое наступит после Второго пришествия.

Опасно пытаться навязать исполнение ветхозаветных текстов в некотором настоящем или будущем времени, потому что здесь подразумевается не только восстановление Израиля. «Это предполагает восстановление всех прежних исторических условий жизни Израиля: великие мировые державы Ветхого Завета (египтяне, ассирияне и вавилоняне), а также появление на сцене соседних народов Израиля (моавитян, аммонитян, едомлян и филистимлян) (см. Ис. 11:14; Ам. 9:12; Иоил. 3:19; Мих. 4:1, 2; Зах. 14:16-21; Иез. 40-48)» (43).

По убеждению диспенсационалистов во время тысячелетнего царства служение Христа «будет направлено на постепенное подчинение всех врагов Его официальному и личному правлению». Затем Христос передаст царство Отцу для начала вселенского царства (1 Кор. 15:24, 2s) (44).

В своей «Систематической теологии» Чарльз Ходж критикует эту разновидность премилленаризма. Он называет его «Иудейской доктриной». «Иудеи ждали, что придет Мессия и установитславное царство в Иерусалиме» (45). Такой премилленаризм считает, что святые будут царствовать с Христом на земле 1 000 лет, иудеи восстановят свой храм, а Священное Писание в тысячелетнем царстве будет аннулировано. Люди продолжают жить на земле как грешники и попадают в Царство Небесное только после смерти. «Почти все христиане верят тому, что все народы обратятся к Богу» (46).

Постмилленаристы учат, что перед Вторым пришествием мир обратится к Богу. Диспенсациональные премилленаристы верят, что все народы обратятся во время тысячелетнего царства.

Исторический премилленаризм

Исторический премилленаризм не признает диспенсационального разнообразия. Вместо указания на постепенное раскрытие царства в Священном Писании, нужно объяснять ветхозаветные пророчества о царстве Новым Заветом. Новый Завет становится расширенным контекстом, в котором мы должны понимать их. Приведем несколько примеров. В Мф. 2:15 цитируется Ос. 11:1 о выходе Иисуса из Египта. Слова Осии — это историческое сообщение об исходе. Матфей превращает историческое сообщение в пророчество о выходе Христа из Египта после побега от Ирода. Следовательно, «Ветхий Завет истолкован по-новому в свете события, относящегося к Христу» (47).

Исторические премилленаристы показывают, что диспенсациональные премилленаристы отстаивают идею о миссии Израиля во время христианской эры. Они также отстраняют Христа от правления. Но для исполнения ветхозаветных пророчеств о Его правлении не следует ожидать, пока наступит тысячелетнее царство. Новый Завет ясно показывает, что Христос восшел на небо, чтобы начать Свое правление. «Он воссел одесную [престола] величия на высоте» (Евр. 1:3). Отец объявляет Христу: «Престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты» (ст. 8). Четвертая и пятая главы Книги Откровение подтверждают Его инаугурацию. Христос говорит Лаодикийской церкви: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).

«Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2:36). Принятие того, что Иисус есть Господь, является необходимым предварительным условием спасения (см. Рим. 10:9). После Голгофы «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп. 2:9). Давиду было дано следующее обетование: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1). Новый Завет значительно расширяет этот отрывок о правлении Давида на земле: «Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: „сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2:34-36). Бог сказал Христу на небесах: «Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Евр. 1:13). Итак, ветхозаветное пророчество о правлении Давида на земле становится в Новом Завете Христовым правлением на небесах.

Хотя тысячелетнего царства в период церкви не существует, Христос царствует на небесах. Джордж Лэдд убежден, что «тысячелетнее царство является составной частью Мессианского владычества Христа, которым Он низлагает всех Своих врагов под ноги Свои (см. 1 Кор. 15:25). Тысячелетнее царство, возможно, выполняет и другую роль — раскрывает Христово Мессианское царство в истории». Далее он говорит: «Тысячелетнее царство откроет миру, как нам теперь известно, славу и силу правления Христа». Лэдд предлагает еще одно объяснение тысячелетнего правления Христа: «В конце дьявол будет освобожден из своей темницы и обнаружит, что сердца людей все еще поддаются его соблазнам, хотя они жили в период мира и праведности. Это послужит подтверждением справедливости Божьей на последнем суде. Грех, или восстание против Бога, не объясняется плохим обществом или недобрым окружением. Он объясняется эгоизмом сердец человеческих. Следовательно, справедливость Божья будет полностью оправдана на последнем суде» (48).

Оценка

В разных философских направлениях есть как частично совпадающие идеи, так и различия, которые представлены ниже в таблице:

Сравнение разного понимания тысячелетнего царства

1. Постепенное развитие царства

В настоящее время: постмилленаристы, реконструкционисты и амилленаристы
В тысячелетнем царстве: диспенсационалисты.

2. Обращение всех народов

Перед Вторым пришествием: постмилленаристы, реконструкционисты и амилленаристы.
В тысячелетнем царстве: диспенсационалисты.

3. Царствование Христа

В настоящее время: постмилленаристы, реконструкционисты и амилленаристы.
В тысячелетнем царстве: диспенсационалисты.

4. Учреждение христианской теократии

Перед Вторым пришествием: постмилленаристы и реконструкционисты

5. Восстановление ветхозаветных законов

Все перед Вторым пришествием Христа: реконструкционисты.
Жертвы: начиная с семилетнего периода перед Вторым пришествием: диспенсационалисты.

6. Ветхозаветные пророчества

Имеют силу теперь: реконструкционисты и амилленаристы.
В тысячелетнем царстве: диспенсационалисты.

7. Второе пришествие

Первая часть — восхищение в любой момент.
Пока еще невозможно — постмилленаристы, реконструкционисты и амилленаристы.

Разные теории объясняются различиями в герменевтике — разными способами толкования Библии. Так, диспенсационалисты используют буквальное толкование, которое слепо читает все ветхозаветные пророчества в свете плотского Израиля, будто Новый Завет не участвует в процессе толкования, а события, связанные с Христом, не меняют дела. Исторические премилленаристы применяют духовную интерпретацию, согласно которой Новый Завет указывает, что этнический Израиль является теперь духовным Израилем (см. Гал. 6:16), а церковь в настоящее время — это «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Петр. 2:9) и «цари и священники» (Откр. 1:6; 5:10). Амилленаристы придерживаются символической интерпретации, согласно которой тысячелетнее царство — не буквальный будущий период времени, но символ истории церкви.

За каждым методом интерпретации находится целый ряд предположений. Диспенсационалисты полагают, что Израиль и Церковь должны всегда находиться раздельно. Исторические премилленаристы делают правильный вывод, что Христос и Новый Завет — это последнее слово о Ветхом Завете. А постмилленаристы, реконструкционисты и амилленаристы исходят из предпосылки, что положение улучшается через распространение Евангелия.

Поскольку диспенсациональные воззрения о последних событиях очень распространены, добавим несколько слов к тому, что уже было сказано в середине 6-й главы. Имеет ли значение современное государство Израиль? Явятся ли события, которые произойдут в течение последних семи лет земной истории, прелюдией к тысячелетнему царству? Не думаю, что Израиль как нация играет какую-либо роль в последних событиях. Посмотрите следующие тексты.

Авраам пришел в Ханаан (Палестину), где Бог обещал создать великую нацию, оказывающую влияние на мир (Быт. 12:1-7). Обетования о возвращении в Палестину частично исполнились в обратном перемещении из Вавилонского плена (во времена Ездры — Неемии). В Новом Завете обетованная земля в огромной степени расширилась. Авраам и его потомки ожидали «лучшего отечества» (Евр. 11:8-16), нового неба и новой земли (Откр. 21, 22). Дети Авраама — это не только ветхозаветный Израиль. В Новом Завете Авраам «стал отцом всех верующих» (Рим. 4:11). Новый Завет провозглашает, что «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:28, 29). Рассматривая подобные тексты, мы должны понять, что возвращение евреев в Израиль не является теологически значимым событием. Когда Пилат спросил: «Царя ли вашего распну?», первосвященники ответили: «Нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин. 19:15). И когда Пилат спросил: «Хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?», толпа иудеев закричала: «Не Его, но Варавву» (Ин. 18:39, 40). Иудеи продолжали кричать: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю» (Ин. 19:12). Христос рассматривает христианскую церковь как новый «Израиль Божий» (Гал. 6:16). Ныне у Израиля нет особого пророческого будущего, но израильтяне имеют будущее как христиане.

В Быт. 17:5 Бог сказал об Аврааме: «Я сделаю тебя отцом множества народов». Павел в Послании к Римлянам расширяет это обетование, называя патриарха «отцом всех верующих» (Рим. 4:11). Следовательно, обетование выходит за рамки расовой принадлежности и включает в себя всех верующих людей. «Итак, по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам» (Рим. 4:16).

Все перечисленные теории о тысячелетнем царстве имеют одну проблему. Они считают, что тысячелетнее царство происходит на земле либо в настоящем, либо наступит в будущем.

Почему тысячелетнее царство будет на небе, а не на земле

«Я думаю, что евангельским христианам важно признать, что этот вопрос сложен для изучения, — говорит Уэйн Грудем, — и с большей терпимостью относиться к тем, кто держится противоположной точки зрения относительно тысячелетнего царства и периода скорби» (49). Затем Грудем рассматривает вопрос о тысячелетнем царстве. Он ссылается на 20-ю главу Книги Откровение, в которой ангел оставляет небо, чтобы связать сатану (ст. 1-3). «Если ангел сошел с неба, он осуществляет свои действия на земле, и вся сцена происходит на земле» (50).

Давайте рассмотрим 20-ю главу Книги Откровение в контексте и определим, говорит ли Священное Писание о месте, где наступает тысячелетнее царство. Мы начнем с предыдущего отрывка, рассмотрев вначале непосредственный контекст, а затем остальную часть Нового Завета.

1. 20-я глава Книги Откровение

Ангел, сходящий небес, берет сатану и связывает его на 1 000 лет, что описано как повержение дьявола в запертую, или запечатанную бездну, «дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет» (Откр. 20:3). Создается впечатление, что Бог стремится помешать сатане обольщать народы, которые продолжают находиться на планете в течение тысячи лет. Затем сказано следующее: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морской» (Откр. 20:7).

При беглом чтении этого текста можно прийти к выводу, что народы продолжают обитать на земле в течение тысячи лет. Но в таком случае мы пренебрегаем библейскими текстами о Втором пришествии.

2. 19-я глава Книги Откровение

19-я глава описывает Второе пришествие Христа. Он приближается как воин верхом на белом коне совершить суд над живыми нечестивыми (см. Откр. 19:11-16). Ангел говорит об уничтожении нечестивых (ст. 17, 18). «И увидел я зверя, и царей земных, и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним [см. Откр. 16:12-16], которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» (ст. 19-21).

Пожалуйста, обратите внимание, что никто из нечестивых не останется в живых в этой последней битве Армагеддон. Поэтому никто не будет жить во время тысячелетнего царства на земле.

3. Другие новозаветные описания Второго пришествия

Христос описывает, что произойдет при Втором пришествии. Изображая людей посредством символов пшеницы и плевел, Он предостерегает: «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф. 13:30). Иисус далее объясняет: «Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную» (ст. 40-42).

Затем Иисус использовал другую метафору. «Рыбы всякого рода» (ст. 47) представляют все человечество. Рыболовы тянут сеть. Затем они, «сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную» (ст. 48-50). Другая сцена Второго пришествия в Книге Откровение открывает, как это будет происходить. Христос взял серп, чтобы пожать праведных на земле (см. Откр. 14:15, 16). Затем «поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия» (ст. 19).

В этих отрывках Христос говорит о полном уничтожении нечестивых при Его Втором пришествии. А как обстоит дело с Его народом? Что происходит с ними? Продолжают ли они жить на земле в период тысячелетнего царства, когда дьявол не может искушать их?

Павел отвечает на этот вопрос, описывая Второе пришествие: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:16, 17). Этот текст говорит не о тайном восхищении, как считают деспенсационалисты. Этот текст является одним из самых звучных текстов Священного Писания. Происходит воскресение праведных, а живые праведные возносятся на воздухе. Обе группы встречаются вместе и с Христом на воздухе. Обратите внимание, что Христос не ступает на землю. Праведные поднимаются от поверхности земли навстречу Ему.

Священное Писание подтверждает это толкование. Фактически, Христос Сам делает это. Он неоднократно предостерегает против лжехристов, с которыми мы можем встретиться на земле (см. Мф. 24:23-26). «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (ст. 27). Другими словами, не высматривайте кого-либо на земле, но взирайте на небеса, на настоящего Христа. Помните, что ученики спросили Христа: «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Ст. 3). «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, — ответил Он, — и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (ст. 30). Нам следует добавить это к словам Павла в 1 Фес. 4:16, 17, где Он говорит, что мы встретим Христа на воздухе.

Более внимательное прочтение 20-й главы Книги Откровение

Основываясь на этих откровениях, полученных из непосредственного контекста 20-й главы Книги Откровение и контекста всего Нового Завета, более внимательно прочитаем саму главу. Для описания здесь используется символический язык. Связывание сатаны и заключение его в бездну, над которой ставится печать, не имеет смысла, если все нечестивые мертвы, а умершие праведные и переселенные взяты на небо. Нет ли другого объяснения этим словам? Взглянем на пятый стих: «Прочие же из умерших [нечестивые, которые сравниваются с праведными воскресшими в 4-м стихе] не ожили, доколе не окончится тысяча лет». Сатана освобождается, когда Бог воскрешает нечестивых (см. Откр. 20:5, 7). «Число их — как песок морской», потому что они включают всех когда-либо живших нечестивых (ст. 8).

Из других текстов мы приходим к выводу, что Второе пришествие — это время, когда все нечестивые умрут, а праведные оставят планету, чтобы встретить Христа на воздухе. Впервые после Творения на планете не будет людей. В 20-й главе Книги Откровение сказано, что эти умершие не восстанут к жизни, пока не окончится тысяча лет (ст. 5).

Но что происходит с праведными? Священное Писание выделяет мучеников последнего времени (ст. 4). Они воскреснут в первое воскресение (ст. 6), которое произойдет при Втором пришествии (см. 1 Фес. 4:16-18), и присоединятся к тем, кто встречает Христа на воздухе. Книга Откровение изображает их сидящими на престолах (ст. 4) и царствующими с Христом как «священники Бога» 1 000 лет (ст. 4-6). Ожидается, что это происходит на небе, потому что они вознеслись навстречу Христу на воздухе при Втором пришествии.

Разве они не могли возвратиться, чтобы царствовать на земле?

Когда Иисус желал утешить Своих учеников перед Своей смертью и дальнейшим вознесением, Он сказал: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: „Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:2-6).

Куда Он вознесся? Ученики «смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:10, 11). Поэтому обетование 14-й главы Евангелия от Иоанна гласит: «Я готовлю вам место на небесах. Я приду оттуда и возьму вас обратно с Собой. Ибо где Я, там будете и вы».

Получается, что слова о связывании и освобождении сатаны относятся к отсутствию людей, то есть к невозможности их искушать (связывание), и их присутствию, то есть возможности искушать их (освобождение). Следовательно, тысячелетнее царство — это период времени, когда сатане и его ангелам предоставлена одна тысяча лет, чтобы поразмышлять о своей гнусной работе. Для них это время суда перед тем, как они будут на некоторое время брошены в озеро огненное после окончания тысячелетнего царства (см. Откр. 20:10; ср. Мф. 25:41). Следовательно, сатана и его ангелы будут единственными обитателями на земле в течение тысячелетнего царства. Нечестивые, жившие в последнее время, мертвы. Праведные всех времен находятся с Христом на небесах.

Это согласуется с другой истиной Книги Откровение. Книга упоминает о престоле 38 раз. Божий престол всегда находится на небесах, кроме двух случаев. На земле находится престол сатаны (см. Откр. 2:13) и престол зверя, который следует за сатаной (см. Откр. 13:2; 16:10). Ни разу в книге не говорится о том, что Божий престол находится на земле. Когда мы осознаем, что со времени Своего вознесения Христос начал царствовать на небесах, логично предположить, что Он возьмет с Собой Своих святых, чтобы на небесах они сидели на престолах вместе с Ним. Книга Откровение подтверждает, что Он уже сделал это с другими людьми — 24 старцами. Небесный престол окружали 24 других престола (см. Откр. 4:4).

Как нам узнать, что 24 старца — это люди? (51) Они носят венцы (stepahanoi), лавровые венки победы, которых удостаиваются только победители олимпийских игр. Эти люди одержали победу. Будучи искупленными, они победили дьявола посредством силы Христа. Теперь на небе они поклоняются Богу (см. Откр. 4:10; 5:8). Когда они там оказались? В 4-й и 5-й главах Книги Откровение описана инаугурация Христа после Его вознесения. Священное Писание открывает нам, кем являются эти 24 старца. Вспомните те дни, когда умирал Христос. Когда Иисус воскликнул на Голгофе Свои последние слова, потряслась земля и раскололись камни. Гробы раскрылись, и тела многих святых людей были воскрешены к жизни. Они вышли из гробов и после воскресения Христа вошли во святой город и явились многим (см. Мф. 27:51-53). О вознесении Христа Священное Писание говорит: «Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (см. Еф. 4:8; Пс. 67:19).

То, что Он взял с Собой людей к небесному престолу, является прообразом того, что Он сделает снова, но в более широком масштабе, при Втором пришествии.

Цель тысячелетнего царства

Для чего нужно тысячелетнее царство? Почему новое небо и новая земля не могут быть учреждены при Втором пришествии? Диспенсационалисты считают, что как раз в это время осуществятся все ветхозаветные пророчества о величии Израиля. Но мы видели, что при таком подходе игнорируется более широкое толкование этих пророчеств, которое дает Новый Завет. В этом случае отвергается новое определение Израиля, далеко превосходящее этническую принадлежность, и упускается из виду тот факт, что на смену буквальному Израилю приходит духовный. Другими словами, во внимание берется только Ветхий Завет, будто ни Христос, ни Новый Завет никогда не существовали.

Мы уже отметили, что, по мнению Джорджа Лэдда, тысячелетнее царство демонстрирует, что мятеж может возникнуть и в самом идеальном окружении, таким образом, показывая, что Бог не несет ответственности за грех и, следовательно, Он справедлив (52). Уэйн Грудем поддерживает эту точку зрения, добавляя: «Учитывая, что сатана связан на тысячу лет и греху можно сопротивляться, полная ответственность за грех лежит не на демоническом влиянии на жизнь людей, а на глубоко укоренившейся греховности человеческих сердец» (53). Следовательно, по мнению обоих авторов тысячелетнее царство нужно для теодицеи или оправдания Бога. Но я не думаю, что их представление о мятеже нечестивых в предполагаемом идеальном окружении что-либо доказывает. Оно уже произошло. Сатана и его ангелы были совершенными и жили в идеальном окружении у небесного престола, однако они пали (см. Откр. 12:7, 8).

Важно помнить, что происходит вселенская борьба (см. главу 2). Сатана засомневался в Божьей справедливости. Если могли согрешить совершенные ангелы, включая осеняющего херувима у престола (см. Иез. 28:13-17; Откр. 12:7, 8), тогда кто или что привело их к этому? Если Бог сотворил их совершенными, что можно предположить на основании Сотворения нашего мира (ср. Быт. 1:31), то их падение было результатом их собственного выбора. То же самое можно сказать об Адаме и Еве, которые согрешили, живя в идеальном окружении (см. Быт. 3:1-7).

Как мы уже видели, Священное Писание говорит о нескольких судах. Даниилу явилось небесное видение: «Видел я наконец, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями… тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрылись книги» (Дан. 7:9, 10). Здесь показан суд у престола. Этот суд предваряет Второе пришествие, на что указывают судебные решения. Святые примут царство навеки (см. Дан. 7:18). «Пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые» (Дан. 7:22). Решение в их пользу принимается заранее. «Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями» (ст. 21, 22).

Далее небольшой рог «против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени, и времен, и полувремени. Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же, и власть, и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (ст. 25-27).

Этот особый суд происходит перед пришествием Христа, и Он проводит в жизнь оба решения — одно против врагов святых, другое — в их пользу. Судебный процесс помогает Вселенной, наблюдающей со стороны, понять, почему некоторые будут спасены, а другие погибнут. Это справедливо и не доказывает Божью справедливость, но, скорее, демонстрирует ее. Вот почему суд свершается перед пришествием Христа, чтобы претворить в жизнь двойное решение. Люди, которые вознеслись с Христом, — это свидетели проявления Его справедливости.

Что же можно сказать насчет тысячелетнего царства? Подобно тому, как Бог взял 24 старца на небо, чтобы те наблюдали процесс судебного следствия (см. Откр. 4, 5), так и спасенные всех веков при Втором пришествии становятся свидетелями суда во время тысячелетнего царства. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить» (Откр. 20:4). «Они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:6). Обратите внимание на то, что царствование подразумевает суд, как и Христово царствование на протяжении христианской эры также включало суд (см. Дан. 7). За что люди будут судимы? Почему так много людей не спаслось? Справедлив ли Бог?

Они узнают, что каждому погибшему была предоставлена возможность спасения. Бог отдал Своего Сына за весь мир (см. Ин. 3:16). Он посылает Своего Духа, чтобы просветить каждого человека, приходящего в мир (см. Ин. 1:9). Вселенная понимает, что Бог сделал для спасения людей все, от Него зависящее, но Он никого не принуждал. Все увидят, что Он был справедлив. Ни один из судов не потребовался бы, если бы не была поставлена под сомнение Его справедливость. Следственный суд удовлетворяет Вселенную и представителей из людей. Суд во время тысячелетнего царства отвечает на вопросы остальных искупленных. Я считаю, что погибшие после своего воскресения (см. Откр. 20:12, 13) и перед своим окончательным уничтожением (ст. 5-10) получат ту же возможность увидеть, почему они не взяты на небо.

Все творение встречается вместе — все непавшие существа, все спасенные и все погибшие люди. Божья справедливость для всех стала очевидной. И все понимают, что нападения сатаны на Божью справедливость были необоснованны. «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу — благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр. 5:13). Действительно, перед Ним «преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога» (Рим. 14:11).

Вечное царство

Вечное правление в царстве начинается после того, как Бог исполняет судебные решения. Это значит, что Он дает царство святым навеки после того, как окончательно уничтожены нечестивые (см. Дан. 7). Вечное царство наступает после тысячелетнего царства (см. Откр. 20:5), уничтожения нечестивых (ст. 15) и сотворения «нового неба и новой земли» (Откр. 21:1). Затем «от Бога с неба» (ст. 2) нисходит Новый Иерусалим. Божий престол находится в городе (см. Откр. 22:3) и они «будут царствовать во веки веков» (ст. 5).

Двадцать четыре старца поют новую песнь хвалы Христу: «Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр. 5:9, 10).

(1) Rodman Williams. Renewal Theology, Grand Rapids: Zondervan, 1992, vol. 3, p. 421.

(2) Robert G. Glouse, ed. The Meaning of the Millennium: Four Views, Downers Grove, III. : InterVarsity, 1977, p. 7.

(3) George Ladd. The Blessed Hope: A Biblical Study of the Second Advent and the Rapture, Grand Rapids: Eeerdmans, 1975. Лэдц правильно замечает, что надеждой Церкви в течение столетий было Второе пришествие Христа. Идея тайного восхищения возникла только в девятнадцатом столетии. Большую часть христианской истории восхищение не было надеждой христиан (с. 19).

(4) George Ladd. Jesus and the Kingdom: The Eschatology of Biblical Realism, London: SPCK, 1966. Лэдд показывает, что царство явилось в лице Христа (с. 32), но правильно добавляет: «Теперешнее Царство не должно быть отождествлено с церковью. Церковь — это подданные Царства» (с. 34). Для Лэдда царство — это «царствование Бога» — царствование в человеческих сердцах и человеческой истории в ее настоящих и будущих измерениях.

(5) John Bright. The Kingdom of God: The Biblical Concept and Its Meaning for the Church, New York: Abingdon-Cokesbury, 1953, pp. 196, 197.

(6) Hezekiah Harvey цит. в: Stanley J. Grenz. Theology for the Community of God, Nashville: Broadman and Holman, 1994, p. 621.

(7) Augustine. The City of God, The Nicene and Post-Nicene Fathers, First Series, Grand Rapids: Eerdmans, 1988, vol. 2, pp. 426-431.

(8) Robert G. Clouse. «Introduction» / The Meaning of the Millennium: Four Views, p. 9.

(9) Millard J. Erickson. Christian Theology, Grand Rapids: Baker, 1986, p. 1207.

(10) Loraine Boettner. «Postmillennialism» / The Meaning of the Millennium: Four Views, p. 143.

(11) George Ladd. «An Historic Premillennialist Response» / The Meaning of the Millenium: Four Views, pp. 117-141.

(12) Greg L. Bahnsen and Kenneth L. Gentry, Jr. House Divided: The Breakup of Dispensational Theology, Tyler, Tex. : Institute for Christian Economics, 1989, p. 3.

(13) Greg Bashan. Thonomy in Christian Ethics, Nutley, N. J. : Craig, 1979, pp. 228-230, 445, 446.

(14) Ч. Уэйн Хауз и Томас Айс (Н. Wayne House and Thomas Ice) сравнивают их с реконструкционистами в: Dominion Theology: Blessing or Curse? An Analysis of Christian Reconstruction, Portland, Oreg. : Multinomah, 1988, pp. 384-389. Одной цитаты будет достаточно: «Божий народ готовится приступить к правлению, он собирается захва-тить власть над силою сатаны. Мы — правители этой планеты, теперь время прийти к власти!» (С. 385) (не все упомянутые параллели приведены точно). Бенсен и Гентри (Bahnsen and Gentry) ответили сравнением программы «Проявитесь, сыновья Божьи» с диспенсационалистами, премилленниалистами и другими в: House Divided, pp. 320-326 (вновь все сравнения не точны).

(15) David Chilton. Paradise Restored: An Eschatology of Dominion, Tyler, Tex. : Reconstruction, 1985, p. 25.

(16) Бенсен и Гентри говорят о мире, «культурно христианизированном» (с. 199), об «обращении всех народов» (с. 210). Отмечается, что будут некоторые плевелы, но «когда Господь возвратится, Он возвратится на поле пшеницы с плевелами на нем, а не на поле плевел с пшеницей на нем (Мф. 13:24-30)» (с. 196).

(17) Bahnsen and Gentry, p. 3.

(18) Там же, с. 218.

(19) David Chilton, p. 75.

(20) George Grant. The Changing of the Guard: Biblical Principles for Political Action, Fort Wotrh, Tex. : Dominion, 1987, p. 51.

(21) David Chilton. Days of Vengeance, Fort Worth, Tex. : Dominion, 1987, p. 503.

(22) David Chilton. Paradise Restored, p. 224.

(23) Bahnsen and Gentry, pp. 183, 184.

(24) Там же, с 186, 187.

(25) David Chilton. Paradise Restored, p. 221.

(26) Ср. : House and Ice, p. 239.

(27) Bahnsen and Gentry, p. 198.

(28) House and Ice, pp. 77-80. Это согласуется с концепцией христианизации.

(29) Dave Hunt. Whatever Happened to Heaven? p. 72.

(30) Там же, с 169-171.

(31) Там же, с. 171-176.

(32) Там же, с. 179.

(33) Кеннет Гентри говорит, что он является пресвитерианцем и кальвинистом в своей религиозной жизни (House Divided, p. 1). (33) Там же, с. 183.

(34) Gary North. Healer of the Nations: Biblical Principles for International Relations, Fort Worth, Tex. : Dominion, 1987, pp. 56, 57.

(35) House and Ice, p. 210.

(36) Там же, с. 210, 211.

(37) Augustus H. Strong. Systematic Theology, Philadelphia: Judson, 1907, 1949, p. 1008.

(38) Там же, с 1011.

(39) Louis Berkhof. Systematic Theology, London: Banner of Truth Trust, 1969, p. 708.

(40) J. Rodman Williams. Renewal Theology, vol. 3, pp. 421-426.

(41) Там же, с. 425-430.

(42) Herman A. Hoyt. The Meaning of the Millenium: Four Views, p. 65.

(43) Berkhof, p. 713.

(44) Herman A. Hoyt. «Dispensational Premillennialism» / The Meaning of the Millenium: Four Views, pp. 63-92. Джордж Лэдд показывает, что различие между промежуточным и вселенским царством — не обычное дис-пенсациональное отличие (The Blessed Hope, p. 93).

(45) Charles Hodge. Systematic Theology, Grand Rapids: Eerdmans, n. p. d., vol. 3, p. 862.

(46) Там же, ее. 863-866.

(47) George Ladd. » Historic Premillennialism» / The Meaning of the Millenium: Four Views, p. 21.

(48) Там же, ее. 39, 40.

(49) Wayne Grudem. Systematic Theology, Grand Rapids: Zondervan, 1994, p. 1114.

(50) Там же, с 1118.

(51) Это — одно из мнений Церкви адвентистов (см. : The Seventh-day Adventist Bible Commentary, vol. 7, pp. 676, 768) и является предположением.

(52) George Ladd. » Historic Premillennialism» / The Meaning of the Millenium: Four Views, p. 40.

(53) Grudem, p. 1121.