Глава 44. Величайшее спасение всех времен

К сожалению, вынужден вам сказать, что у вашего сына лейкемия. Доктор казался растерянным, говоря это.

— О, нет! — зарыдала 26-летняя мать.

— Сколько ему осталось жить? — спросил отец ребенка.

— В лучшем случае несколько недель. Мне очень жаль. Хотелось бы сказать что-то более утешительное.

Дома матери мальчика пришла в голову идея.

— Сынок, ты когда-нибудь думал о том, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

— Пожарником, — ответил ребенок и улыбнулся.

Тогда она решила сделать кое-что. Она пошла в местное пожарное управление и рассказала о последнем желании ее сына.

— Не могли бы вы покатать его вокруг квартала в пожарной машине? — спросила она.

Начальника пожарной охраны тронул ее рассказ.

— Нет, — сказал он. — Мы сделаем кое-что получше. Приводите его в следующую среду, и мы сделаем его почетным пожарником на весь день. Он сможет есть с нами и выезжать по всем вызовам. Если вы дадите мне его размеры, мы закажем для него полную экипировку с ботинками и шлемом. Шлем будет не игрушечным, а настоящим, с эмблемой пожарной службы.

Через три дня пожарник пришел в больницу, одел мальчика в пожарный костюм и повел его на стоянку. Они сели в пожарную машину, и малыш стал помогать управлять рулем всю дорогу до пожарной станции. Мальчик был на небесах! Его мечта исполнилась! В тот день было три вызова. Мальчик выезжал на все три вызова на разных машинах. Он ехал в автомобиле с медиками и в машине с начальником пожарной команды, а телевизионные станции снимали его для местных новостей. Он был так рад, что прожил на три месяца дольше, чем ожидали доктора. Затем однажды ночью основные показатели состояния его организма резко ухудшились, и старшая медицинская сестра позвала в больницу членов семьи мальчика. Затем она вспомнила тот день, который он провел в роли пожарного, и позвонила начальнику пожарной команды с просьбой, если это возможно, прислать в больницу пожарника в обмундировании, чтобы тот побыл там, так как мальчик при смерти.

Начальник пожарной команды ответил:

— Мы поступим по-другому. Мы прибудем через пять минут. Будьте добры, когда вы услышите вой сирен и увидите зажженные фары, сообщите всем, что пожара нет. Пожарная команда просто еще раз приехала проведать одного из своих лучших пожарных. И откройте, пожалуйста, окно в его комнате. Спасибо.

Примерно через пять минут к больнице подъехала пожарная машина, к открытому окну на третьем этаже была приставлена лестница, и 14 пожарных, в числе которых были две женщины, взобрались по лестнице в комнату мальчика. С разрешения матери они обнимали его, прижимали к себе и говорили, как сильно они любят его.

Издавая последний вздох, мальчик посмотрел на начальника пожарной команды и сказал:

— Дядя, я правда пожарный?

— Да, ты настоящий пожарный, — ответил начальник.

При этих словах малыш улыбнулся и закрыл свои глаза в последний раз (1).

Какую любовь проявили к ребенку эти пожарные! Эта история лишь в самом слабом свете изображает великую Божью любовь, излившуюся ради всех нас через Господа Иисуса Христа. Иисус пришел на землю не потому, что Он хотел стать человеком, но потому, что человечество нуждалось в Спасителе. Он пришел ради других, а не ради Себя. Наш Спаситель пришел умереть. Теперь пульс Нового Завета бьется славной истиной о Его возвращении. В среднем каждый 25-й библейский стих говорит об этом будущем.

Важность Голгофы

Стоя в тени Голгофы и глядя на замечательного Человека, висящего на кресте, мы слышим победное слово «Совершилось» (Ин. 19:30). Оно показывает историю в совершенно иной перспективе. Исчезли мечты людей, думавших о себе как о повелителях своей судьбы, ибо если бы они были таковыми, тогда зачем нужна смерть этого Человека? Пропали мечты о самодостаточности, потому что Христос вмешался в историю, чтобы принести людям то, что они не имели в себе и поэтому не могли выработать своими силами. Исчезла также полная безысходность человечества. История земли не завершится ядерный уничтожением. Вместо этого история лежит под осадками, которые принесла Голгофа. Конец этого Человека ознаменовал начало для всех других людей.

История неумолимо движется к месту встречи со своей судьбой — встрече с Христом, а не с человеческим прогрессом или вымиранием. Этот Человек есть, а потому люди не могут управлять своим будущим по своему желанию. Человеческая судьба основана на жизни и на делах Человека Иисуса, а не какого-либо другого человека. Мир неумолимо движется к раскрытию того, что уже было полностью явлено в человеческой жизни Иисуса среди людей. В Его жизни было нечто, что явилось решающим, определяющим фактором всей человеческой истории. Собой Он перенес людей на другую сторону. Все Его последователи испытают воскресение и переселение. Это лишь дело времени.

Будущее уже осуществилось в прошлом — в Иисусе Христе. Он испытал последнюю Пятидесятницу — неограниченное излитие Святого Духа. Это вдохновило Его на миссию, которая положила конец времени испытания для людей, живших в Его время. Затем Он пережил величайшее время скорби, которое закончилось смертью на Голгофе. Этот конец развеял все человеческие попытки взять в свои руки контроль над судьбой мира. Воистину, с тех пор многие пытались это сделать, но Его жизнь и смерть сказали последнее слово. Это Его планета. Он отвоевал ее из рук, которые вырвали ее у Него в Едеме. Любовь долго терпела восставшие творения как ангелов, так и людей. Но на кресте их дьявольский план был совершенно и навсегда разоблачен. Человек Иисус умер победителем. Заплатив цену, Он вновь приобрел право на владение планетой Земля. Вскоре Земля обновится.

Никто не может изменить этот факт. Никакой тиран не сможет дотянуться и выхватить мир из Его рук. Он остается надежно и навсегда в руках Распятого. Никто не может аннулировать Голгофу, как и свое рождение. То и другое является непреложным, окончательным фактом. Таким образом, цель человеческой истории осуществилась на Голгофе. Там человечество достигло своих высот, ибо там Бог умер за человечество. Могло ли быть явлено лучшее откровение Божьего совершенного сострадания и заинтересованности в людях? Мы живем во время, заполненное Голгофской победой, — время, определенное этой целью. Следовательно, знают это люди, или нет, они не просто движутся к желанной цели в каком-то далеком будущем. Нет! Человечество победоносно движется от цели, которую Христос уже достиг.

Такова благая весть о Христе. Она неотделима от Второго пришествия. Поскольку Он умер и воскрес, то Он вернется. Благодаря тому, что Он умер, Его народ будет жить. И поскольку Он пережил Свой конец, они обрели в Нем новое начало.

Могут ли люди замедлить Второе пришествие?

«Все это правильно и хорошо, — может возразить кто-нибудь. — Я понимаю, что Христос выкупил мир на кресте. Но почему Он не пришел, чтобы заявить на него права? Если я купил новый автомобиль, мне не нужно ждать, чтобы его получить, не так ли? Как это случилось, что Он ждет почти две тысячи лет?»

Хороший вопрос. Хотя в Новом Завете мы видим переход от неизбежности к промедлению — например, между первым и вторым посланиями к Фессалоникийцам (2 Фес. 2:1-3) — верно и то, что идея неизбежности никогда полностью не оставляет Новый Завет. Даже в Книге Откровение, написанной ближе к концу первого столетия, Иоанн, последний оставшийся в живых ученик, заканчивает библейский канон совами: «Ей, гряду скоро!» (Откр. 22:20).

Такой акцент на незамедлительность пришествия волновал многих христиан. Они хотят верить в достоверность таких обещаний, но их беспокоят 1900 прошедших лет. В конце концов, мог ли Иисус быть не прав? Был ли прав Альберт Швейцер, когда считал, что Иисус дал обещание возвратиться, но умер, не выполнив его? Вернется ли Он фактически когда-нибудь? В ответ на эти вопросы появились различные идеи. Одной из них является теория замедленного возвращения. Ее защитники убеждены, что Иисус ждет, когда Его народ созреет, усовершенствуется до определенной степени готовности к Его пришествию.

Главная проблема такой идеи заключается в том, что Бог никогда не ждал такого усовершенствования прежде: при разрушении Содома и Гоморры (см. Быт. 19) или мира во время потопа (см. Быт. 6, 7). Готовы мы или нет, Иисус все равно вернется. Вот почему Он сравнивает царство с десятью девами, из которых пять неразумных, которые никогда не попали на брак (см. Мф. 25:10-13). Более того, Он говорит, что один берется, а другой оставляется (см. Мф. 24:40-44), предполагая, что Его пришествие застанет одних готовыми, а других нет. Некоторые даже напоминают Ему о добрых делах, которые они совершили, но которые Он отвергает: «Я никогда не знал вас» (Мф. 7:22, 23).

Притчи Христа напоминают о промедлении. Когда Жених замедлил, все девы уснули (см. Мф. 25:5), а раб сказал о задержке господина (см. Мф. 24:48). Теперь сравните эти слова с высказыванием Елены Уайт: «Не по воле Божьей откладывается пришествие Христа и верующие так долго остаются в этом мире греха и скорби» (2). Что же получается? Создается впечатление, что Господь отложил Свое пришествие. Хотя так ли это?

1. Установление даты

Многие устанавливают даты Второго пришествия. Уильям Миллер в конце концов решил, что оно состоится 22 октября 1844 года. Лютеранский служитель в Германии Иоганн Бенгель установил дату, которая расходилась только в нескольких годах с расчетами Миллера (3). Высказывались и другие предположения в первые дни адвентистского движения. В недавнее время, как мы видели в предыдущей главе, сторонники юбилейного календаря устанавливают даты, игнорируя тот факт, что ежегодный юбилей древнего Израиля не имеет ничего общего с пророчеством. Эд Вербик, Жан и Паэт Уэстейн заявили об открытии важного, по их словам, пророческого времени в Откр. 9:1-12. Они считают, что 150-летний период, упомянутый здесь, простирается от 1844 до 1994 года. «Это означает ни больше ни меньше, как время Второго пришествия Христа, записанного в Библии» (4). Но время прошло, а Христа до сих пор нет.

«Многие адвентисты полагают: отсутствие веры в то, что Господь явится в такое-то время, свидетельствует об их нерадивости в деле приготовления. Но поскольку их пробуждающиеся надежды всякий раз терпят крах, их вера подвергается таким ударам, что они не в состоянии больше воспринимать великие истины пророчеству — предостерегает Елена Уайт, — те, кто упорствуют в своем заблуждении, в конце концов вычислят такую дату пришествия, которая отнесет это событие в самое далекое будущее. Тогда они впадут в состояние обманчивой беспечности, и многие останутся в этом обмане до тех пор, пока не будет уже слишком поздно что-то исправить» (5).

Бог Отец знает все (см. Иов 37:16; Пс. 138:1-18; 146:5; 1 Ин. 3:20), включая дату Второго пришествия (см. Мф. 24:36). Он мог бы открыть ее человечеству, но не сделал этого. Он понимает, что если бы мы знали эту дату, то, вероятно, откладывали бы свое приготовление до последнего момента. Это было бы опасно, потому что мы могли бы умереть перед этой датой или, если бы еще жили, медлили бы слишком долго. Более того, готовность ко Второму пришествию — все равно что пригодность к нему. На это требуется время, в одночасье не приготовишься. Конечно, бывают исключения, такие как разбойник на кресте, но эти исключения относятся к людям, которые до обращения не знали об Иисусе, а не к христианам, которые откладывают приготовление до конца.

Тот факт, что Бог знает конец от начала, не предполагает детерминизма или любую разновидность фатализма. Бог не предопределяет и не предназначает человеческую судьбу вопреки воле человека. Он не устанавливает произвольно дату возвращения. С другой стороны, люди не могут ни ускорить, ни замедлить это время в самом абсолютном смысле, иначе Христос никогда бы не пришел.

Все же не вполне правильно говорить, как выразился Дэвид Дж. Бош, что «выполнение миссии никогда нельзя рассматривать как предпосылку наступления конца, церковь также не может ускорить конец своим миссионерским рвением. Миссия — это не стрелка на часах мира» (6). Дело в том, что как Божественный детерминизм, так и человеческое замедление слишком односторонни.

2. Взвешенная позиция

Ни Бог, ни человеческие существа не играют исключительной роли в определении даты Второго пришествия. Скорее всего, Бог в Своем предвидении учел все ускорения и замедления со стороны людей и просто ввел все данные в Свой компьютер (если использовать антропоморфическую иллюстрацию) для получения соответствующей распечатки этой даты. Поэтому Его пришествие произойдет в самое подходящее время, в котором в Своем предвидении Он учитывает все человеческие факторы. Дата не определяется исключительно одной стороной, независимо от другой.

Если бы люди действительно могли ускорить пришествие, христиане оказались бы перед большим искушением сделать чрезмерный акцент на спасении посредством дел — несмотря на Евангелие. С другой стороны, если бы люди действительно могли сами замедлить Второе пришествие, тогда настоящее поколение на нашей планете должно олицетворять ужасную неготовность и промедление, проявленные предыдущими поколениями. Поэтому на небесах последнему поколению придется благодарить предыдущие поколения за скверную жизнь, которой они жили, чтобы замедлить пришествие и дать им шанс родиться и попасть на небо. И если это так, то последнее поколение было бы неожиданным и незапланированным поколением — появившемся просто благодаря промедлению, а не Божьему замыслу. В таком представлении Божий народ последнего времени становится второсортным.

Дело в том, что Бог строил планы о каждом, кто попадет на небеса. Действительно, Он любит мир (см. Ин. 3:16). Его Божественная воля объемлет всех, и Он любит всех одинаково. Тот факт, что время еще длится, не противоречит Его воле, а следовательно, Его любви ко всему человечеству. Он просто жаждет, чтобы все спаслись, и дает время, чтобы работа спасения достигла своего логического завершения. «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью» (2 Петр. 3:9, 10). Обратите внимание на равновесие между

1) Божественным долготерпением и

2) внезапностью Второго пришествия для людей.

Тройственное измерение событий последнего времени

Эсхатология имеет свое измерение, то есть она не относится исключительно к будущему. В свете креста она является трехмерной. Мы говорим о конце, который уже наступил, о конце, который наступает, и о конце, который наступит. Между обетованием прийти и промедлением в его исполнении нет разрыва. Грядущий Христос наполняет настоящее. Он в пути.

Рано утром, находясь в санатории в Швеции, я проснулся около двух часов утра и с удивлением увидел, что уже светает. В то утро я хотел сделать фотографию солнечного восхода над морем. Поэтому, быстро одевшись, я поставил треногу и приготовил фотоаппарат. Затем пришлось очень долго ждать, чего никогда не бывало со мной при фотографировании. Свет с востока начал постепенно распространяться по горизонту, пока наконец час спустя солнце не взошло над горизонтом. Для сравнения: в Маниле я увидел, как всходит солнце, через несколько мгновений. Но не в Швеции. Сделав снимок, я отправился спать.

Прошли годы, и как-то ночью я проснулся с определенной мыслью в голове. С вами случалось такое? В таких случаях я говорил: «О, я вспомню об этом утром», а сам убеждался, что мысль при пробуждении бесследно исчезла. С вами такое бывало? Поэтому той ночью я записал свою мысль, а затем лег спать. На следующее утро я начал описывать ее. Так появилась статья, опубликованная в издании «Эти времена» (7). Вот ее краткий обзор.

Подобно тому, как каждый день происходит восход солнца, предшествующий этому дню, так и в грядущий вечный день будет солнечный восход. Свет этого солнечного восхода начал мерцать на восточном горизонте, когда Христос встал из могилы в день воскресения. Солнечный восход продолжал освещать горизонт, когда ‘Иисус возвратился в виде Духа в день Пятидесятницы (см. Ин. 14:15-18; Деян. 2) и с тех пор возвращается неоднократно. По мере приближения к Его явлению, когда мы увидим Сына (см. 1 Фес. 4:16-18), рассвет становится все ярче. В этом смысле весь Новый Завет является рассветом вечного дня. Это значит в определенном смысле, что Христос уже на пути.

Никто не может остановить пришествие Христа, как никто не может помешать восходу солнца. Вы когда-нибудь пытались остановить камень, катящийся на вас с горы? А делали вы когда-нибудь попытку выпрыгнуть из вагона поезда на американских горках или остановить его перед тем, как он готов устремиться вниз? «Никогда», — скажете вы. Точно так же дело обстоит и со Вторым пришествием. Никто не может воспрепятствовать возвращению Христа! Правильно понять его можно в трех измерениях: прошлом, настоящем и будущем. Рассматривать исключительно будущее измерение — значит не видеть полной картины.

Богословы не всегда признают этот факт. К. Г. Додд делал акцент на прошлом измерении в его «реализованной эсхатологии», а Рудольф Бультман — на настоящем в его «вневременной», или «экзистенциальной», эсхатологии. Юрген Мольтман делает отсчет от будущего измерения в его «предваряющей эсхатологии». Но соответствует ли это библейскому повествованию?

Ясно, что в документах Нового Завета акцент смещается. Самые ранние послания, такие как Первое послание к Фессалоникийцам, говорят об Иисусе так, будто Он почти уже здесь (см. 1 Фес. 4:13-18; 5:4, 23). Несомненно, Павел тогда верил, что он при жизни увидит возвращение Иисуса. Но Господь показал ему, что будет по-другому, поэтому во Втором послании его прежний оптимизм приостыл. Он говорит, что должно пройти достаточно времени, чтобы развилась ложная система антихриста (см. 2 Фес. 2:1-8).

Мы не движемся к концу, замедляя или ускоряя его, будто от людей многое зависит, а контроль перешел с небес в человеческие руки. Обычные человеческие руки не были пригвождены к кресту. Это случилось с Его руками. Он один заслужил право управлять событиями в мире. И именно из этого прошлого события вытекает все остальное. То, что было открыто в этом эпохальном событии, самым решительным образом и в единственном смысле открывается теперь в настоящее время.

Все конечные события последнего времени исходят из этого законченного Голгофского события.

«Тогда, — могут спросить некоторые, — если это так, то не была ли Пятидесятница, или ниспослание Святого Духа, конечным событием? Разве она не явилась исполнением Его обетования о возвращении? Разве предполагаемое промедление не объясняется этим гораздо лучше? Разве незамедлительность Пятидесятницы не означала незамедлительность возвращения? Христос пришел посредством Духа через 50 дней после того, как воскрес».

Но такое представление упускает из виду тот факт, что Библия никогда не приравнивает эти два события. В действительности она их разделяет. Ветхий Завет говорил о пришествии Обоих Членов Божественной Троицы — Мессии (см. Ис. 7:14; ср. Мф. 11:3) и излитии Духа (см. Иоил. 2:28; 29). Новый Завет говорит о пришествии Духа (см. Ин. 14:15-18) и Христа (см. Мф. 24:30). Не следует смешивать эти два события.

Вневременная эсхатология Бультмана отнесла всю будущую действительность к настоящему моменту встречи с Духом. Он рассматривал ее личной, повторяемой и вневременной. Следовательно, обетования Второго пришествия осуществляются всякий день, когда Дух нисходит на человека, и так будет продолжаться всегда без какого-либо изменения. Не существует будущего дня Второго пришествия. Это лишь один из дней, похожий на сегодняшний с бесчисленными последующими днями. Здесь крест теряет свой смысл. В конце концов, разве Бог не пришел к нам и не послал Своего Сына, чтобы Он жил и умер? Разве Он не встречал людей в Ветхом Завете? Разве жизнь и смерть Христа, в конце концов, не меняет дела? Тот факт, что Он пришел и умер, придает специфичность Его возвращению.

Предваряющая эсхатология Мольтмана акцентируется на будущем в ущерб прошлому и настоящему. Он предполагает, фактически, что Христос может совершить неожиданное, что-то потрясающее и новое, не обещанное в Библии. Он занимает эту позицию, якобы защищая Божью верховную власть, — Бог может делать то, что Он пожелает. Однако любой поиск в поддержку Божьего проявления верховной власти в будущем, если это проявление будет изолировано от Его демонстрации этой силы в прошлом, не явится защитой вовсе. Он разрушает то, что предназначен защищать.

Священное Писание уравновешено, оно признает все три измерения. Возвращение укоренено в прошлом событии, связанном с Христом. Конец настал, когда Христос воскликнул: «Совершилось» (Ин. 19:30). Вот почему Священное Писание неоднократно говорит о конце как об уже свершившемся факте. Например: «Он же [Христос] однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9:26); «достигшим последних веков» (1 Кор. 10:11); в результате «Бог… в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1:2) и «мы и познаём из того, что последнее время» (1 Ин. 2:18).

Две картины Второго пришествия

В Книге Откровение есть пять основных отрывков о Втором пришествии. Рассмотрим два из них. В 14-й главе Книги Откровение Христос показан сидящем на белом коне как «Сын Человеческий» с венцом на голове. Венец, по-гречески Stephanos, то есть лавровый венок победы, носил победитель Олимпийских игр. Три ангела сопровождают Христа. Я называю их другими тремя ангелами 14-й главы Книги Откровение. Первые три ангела несут весть (см. Откр. 14:6-13). На этих же трех ангелов возложена определенная миссия (ст. 15-20). Христос и ангел держат серпы. Они приходят, чтобы выполнить двойное решение следственного суда (избавление и уничтожение). Первый ангел велит Христу «пустить серп и пожать» (ст. 15). Христос пожинает жатву праведных (ст. 16). Затем Книга Откровение вводит другого ангела, в руке которого острый серп (ст. 17). Третий ангел «с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле» (ст. 18). К кому обращается третий ангел — к Христу или ко второму ангелу? У обоих есть серп. А вот ответ: «И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия» (Откр. 14:19).

Видение представляет Христа Избавителем Своего народа, а ангела — губителем нечестивых. Важно отметить, что Книга Откровение в этой сцене не представляет Христа истребляющим нечестивых. Скорее, Он приходит как Сын Человеческий, как собрат людей с лавровым венком, напоминающим о Его победе, которую, будучи человеком, Он обрел для Своей невесты — церкви.

Откр. 19:11 в ярком контрасте показывает Христа, приближающегося на белом коне и ведущего за Собой армию на войну. На Его голове много венцов, которые носят только члены царского рода. Здесь Христос возвращается как Царь царей (ст. 16), и как таковой Он приходит уничтожить врагов Своей невесты. Следовательно, Книга Откровение представляет Второе пришествие с двух разных точек зрения. С одной стороны, Христос возвращается как друг людей, которые прошли через великое время скорби — самое тяжкое, когда-либо переносимое людьми. Он понимает Свой народ, перенесший великое время скорби, и возвращается, чтобы взять Своих домой. Христос также приходит как Бог с самой великой освободительной миссией всех времен, чтобы нанести поражение сборищу, собирающемуся уничтожить Его невесту — опыт, который искупленные никогда не забудут. Христос избавляет Свой народ и уничтожает его врагов. Он выполняет двойное решение следственного суда. Близится Армагеддон: теперь мы готовы изучить обстановку этого события и все, что к нему относится.

Армагеддон

1. Больше, чем ближневосточная конфронтация

Многие христиане верят, что битва Армагеддон состоится, но придерживаются разных толкований. Большинство ожидает ближневосточного конфликта в районе Мегиддо. Массы людей беспокойно наблюдают за арабо-израильскими отношениями, как за спусковым механизмом для разжигания всемирного уничтожения. В конце концов, нефтяные ставки высоки. Но Библия представляет совершенно иную картину. Священное Писание изображает Армагеддон как высший кульминационный пункт не межнационального спора за нефть, а вселенской борьбы между двумя сторонами. Это религиозная, а не экономическая или политическая борьба.

Перед концом русского коммунизма историк Арнольд Дж. Тойнби изобразил основной кризис сегодняшнего дня, заявив: «Основным является не политический, но религиозный конфликт; а разделяющая линия между двумя религиозными лагерями — не окружившая весь мир политическая граница между русской и американской сферами политического влияния. Линия проходит через внутренний духовный мир каждой живой души сегодня, каким бы ни было клеймо политического гражданства на ее теле по случаю ее рождения» (8). Адвентисты седьмого дня убеждены, что мир быстро разделяется на две группы — тех, кто против Бога и тех, кто за Него.

Эта битва носит всеобъемлющий характер, и это ясно из двух отрывков. В Откр. 14:14-20 слово «земля» упоминается четыре раза. В Откр. 16:12-16 говорится, что духи дьявольские выходят к «царям земли всей вселенной», чтобы привлечь людей на свою сторону в битве. Три ложные вести зовут людей примкнуть на сатанинскую сторону. Три ангельские вести обращены ко всему миру (см. Откр. 14:6-12), чтобы пригласить людей занять Христову сторону в битве. Здесь представлены две глобальные миссии. Три бесовских духа и три ангельских вестника собирают мир для последней битвы в конце времени.

2. Описание битвы в Книге Откровение

Прежде чем сказать что-то важное, апостол Иоанн повторяет сказанное, и повторение расширяет его мысль. Это относится и к описанию Армагеддона. Первое упоминание о битве в конце времени встречается в одном стихе (см. Откр. 12:17). Сатана исполнен ярости против церкви и идет на нее войной. Этот отрывок акцентирует внимание на его ярости против церкви последнего времени. Он собирается уничтожить святых последнего времени. В 13-й главе описана его битва против нее. В главах 15 — 19 добавляются детали.

3. Корни Армагеддона

Часто используемый отрывок об Армагеддоне (см. Откр. 16:12-16) не появился сам по себе. Его корни уходят по крайней мере в семнадцать библейских книг вплоть до Книги Бытие. Книга Откровение представляет из себя настоящую мозаику ветхозаветных аллюзий и ссылок — их около 600. Без основательного знания Ветхого Завета мы во многом утеряем смысл книги, в том числе и смысл Армагеддона.

Принцип реформаторов, гласящий, что Библия изъясняет сама себя (Sola Scriptura), является ключом к раскрытию Книги Откровение. Для понимания Армагеддона нам следует обращаться к Библии, а не к преходящей политической истории. Искать ответ вне Священного Писания — значит отступать от канона.

Обращаясь к Библии, мы стараемся раскрыть ее собственную внутреннюю мудрость суждений, а не чуждые предположения исследователя. Библия — это Книга, раскрывающаяся в соответствии с определенными законами толкования, как это происходит в природе. Обнаружение и применение этих законов раскроет тайну Армагеддона и поможет нам понять, что происходит с народами в настоящее время. Основной отрывок, относящийся к Армагеддону, — третья глава Книги пророка Иоиля. Бог предостерегает: «Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата… Ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика» (Иоил. 3:2-13). Этот текст находит свое осуществление в Откр. 14:19, где сказано: «Поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия» (Откр. 14:19). Это часть Армагеддона. Прошедшее время подчеркивает его определенность. Событие происходит при Втором пришествии.

4. Прообразы Армагеддона в Ветхом Завете

При изучении Библии обнаруживается принцип, согласно которому событие местного значения часто символизирует событие всеобщего масштаба. Например, разрушение Иерусалима является символом грядущего разрушения мира (см. Мф. 24). Это верно и по отношению к Армагеддону. Мы рассмотрим несколько примеров. Основная ссылка на событие Мегиддо находится в 4-й и 5-й главах Книги Судей. В течение 20 лет Израиль томился от угнетения (см. Суд. 4:3). Бог обещал избавление (ст. 6-9), и все вражеские воины погибли (ст. 16). Господь отомстил за Израиль (см. Суд. 5:2) в битве у Мегиддо (ст. 19), и земля покоилась 40 лет (ст. 31).

Мы понимаем, что Израиль как Божий народ, а не как политическое сообщество, является центром нападения и избавления. Через много лет история повторилась. Божий народ оказался перед другой битвой местного значения как прообраза Армагеддона (не в Мегиддо). Множество народов окружило Израиль (см. 2 Пар. 20:1, 2). Иудеи при царствовании Иосафата в полной беспомощности взыскали Бога (ст. 3, 12). И Господь сказал: «Не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия» (ст. 15). «Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам. Иуда и Иерусалим! не бойтесь и не ужасайтесь. Завтра выступите навстречу им, и Господь будет с вами» (ст. 17). На следующий день сильные воины пели славословие — они не участвовали в сражении — Господь выиграл битву. Никто из врагов не спасся (ст. 21-24). Поток Киссон (см. Суд. 4:7, 19-21) является синонимом Мегиддо, или Армагеддона. Третья местная битва Армагеддон происходит между священниками Ваала и Илией на горе Кармил (см. 3 Цар. 18:40). Илия является прототипом церкви последнего времени (см. Мал. 4:5). Подобно тому, как ложное поклонение окружало Илию, так и мир окружит Божий народ в Армагеддоне. Илия восторжествовал, хотя враги численно превосходили его. Все пророки Ваала погибли у потока Киссон, или Мегиддо.

Во всех трех примерах битвы Армагеддон мы видим, что

1) численностью враг абсолютно превосходил Божий народ,

2) враг был полностью уничтожен

3) Божий народ полностью избавлен. Интересно, что в каждом эпизоде принимал участие пророк: Девора (см. Суд. 4:4), Иозиил (см. 2 Пар. 20:14) и Илия. Но что более важно, уничтожение и избавление совершил Бог. Так будет и в конце времени. Враг абсолютно превзойдет Божий народ численно — весь мир восстанет против остатка. Но Бог будет сражаться за Свой народ, уничтожая нечестивых и избавляя святых. И среди святых на протяжении всего этого времени будет раздаваться пророческий голос (см. Иоил. 2:28, 29).

Оставив эти три прообраза Армагеддона, обратимся еще к одному. Со временем Израиль попал в Вавилонский плен. Но Бог был готов к чрезвычайным обстоятельствам. За 100 лет перед этим Он предсказал, что Кир будет Его орудием избавления Израиля из Вавилона (см. Ис. 45-47). Вавилон будет низвержен «в один день» (Ис. 47:9), причем тем же языком описан духовный Вавилон в битве Армагеддон (см. Откр. 18:8). Подобно тому, как буквальный Израиль одерживал победы над буквальным Вавилоном, так и духовный Израиль (церковь) одерживает победу над духовным Вавилоном (врагом церкви). А появление Кира, спасшего Израиль из Вавилона, символизирует пришествие Христа для освобождения духовного Израиля.

5. Армагеддон и вселенская борьба

«Откуда вы знаете, что Армагеддон имеет отношение к вселенской борьбе? Несомненно, вы доказали, что он имеет всемирный характер, но что из этого? Разве секулярная война не может быть такой?»

Отличные вопросы. Во-первых, Библия — это не книга по мировой истории. Это книга о Божьем народе, и другие народы упомянуты в Библии только потому, что они имеют какое-либо отношение к народу Божьему: они либо сражаются против него, либо его поддерживают. Вот почему в Библии появляется Америка. Она будет играть главную роль против Божьего народа в конце времени. С другой стороны, Китай с населением, численность которого составляет пятую часть всего населения земного шара, даже ни разу не упомянут в Священном Писании.

Более того, контекстуальное свидетельство показывает, что Армагеддон представляет собой духовную, а не секулярную битву. В середине отрывка об Армагеддоне Христос говорит: «Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр. 16:15). Та же самая весть дана Лаодикийской церкви (см. Откр. 3:18) с повторением Божьего призыва к Его последней церкви носить Христову одежду праведности. Только тех, кого Христос избавляет от греха, Он может спасти в Армагеддоне (см. Дан. 12:1).

6. Битва

Когда произойдет эта битва? Последнее собирание происходит во время шестой язвы (см. Откр. 16:12), к концу бедственного времени Иакова, тем самым дав время для размышления тем, кто отождествлял Армагеддон с любым протекающим событием, таким как война в Персидском заливе. Чтобы столкновение было Армагеддоном, необходимы два события: закон о воскресном дне (см. Откр. 13:3, 4, 12-14) и указ о смертном приговоре (ст. 15).

а. Этап первый: попытка осуществить указ, содержащий смертный приговор

Битва Армагеддон разворачивается во время седьмой язвы. Она состоит из трех основных этапов. Указ о смертном приговоре представляет собой первый военный залп. «С торжествующими криками, издевками и проклятиями озлобленные толпы готовы напасть на свою добычу, но вот густой мрак, темнее самой темной ночи, покрывает землю. Затем на небе появляется сияющая славой Божьего престола радуга: кажется, что она окружает собой каждую группу молящихся. Свирепые толпы цепенеют от ужаса. Смолкают насмешливые возгласы. Люди забыли о том, что их так разъярило» (9). «Однако никто не сможет пройти сквозь могущественный строй стражей, охраняющих каждую верную душу. Во время бегства из городов и селений некоторые подвергнутся нападению, но поднятые против них мечи сломаются и падут бессильно, как соломинка. Другие будут защищены ангелами в облике воинов» (10).

«Очи Божьи, проникающие сквозь века, видели, что для Его народа приближается время, когда земные власти ополчатся против него. Подобно одиноким изгнанникам, они будут бояться умереть от голода или насилия. Но Святой, Который раздвинул Чёрмное море перед израильтянами, проявит Свое могущество и освободит их» (11). Еще до Своего воплощения Христос обещал Своему народу во время Египетского плена: «Итак, скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими» (Исх. 6:6).

б. Этап второй: враг уничтожает самого себя

Во многих исторических битвах, подобных Армагеддону, вражеские силы истребляли друг друга (см. Суд. 7:19-23; 1 Цар. 14:19, 20; 2 Пар. 20:22-24; Ис. 19:2; Иез. 38:14-23 и Агг. 2:22). В Армагеддоне эта картина повторяется. Когда Бог являет Себя на стороне Своего народа, тогда последовавшие за религиозными вождями и обманутые ими восстанут на своих вождей и предадут их смерти.

«После того как святые были избавлены гласом Божьим, толпы нечестивых обратили свою ярость друг на друга. Казалось, земля потонула в крови, и мертвые тела лежали от одного ее конца до другого» (12). «Люди понимают, что их обманули. Они обвиняют друг друга в своей гибели, но самые горькие обвинения выпадают на долю духовных пастырей… Мечи, которые были приготовлены для уничтожения народа Божьего, теперь обращаются против врагов. Повсюду происходят борьба и кровопролития» (13).

Мы уже изучали, что десять царей, которые выступают заодно с блудницей на один час в конце времени (см. Откр. 17:12), когда весь мир дивится и поклоняется блудной церкви (см. Откр. 13:3, 4), также восстают против нее. «И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне» (Откр. 17:16). Очевидно, это не полное уничтожение, потому что Христос бросит зверя в озеро огненное (см. Откр. 19:19, 20) при Втором пришествии (см. Откр. 19:14-19). Целесообразно отметить, что эта месть, которую сборище людей направляет против блудной церкви, может также являться частью Армагеддонской битвы.

в. Этап третий: ангел смерти

Подобно тому, как «ангел-губитель» совершил свое дело при освобождении Израиля из Египта (14), так и ангел-губитель выполнит свою задачу перед освобождением Божьего народа при Втором пришествии (см. Откр. 14:19, 20). Он «выйдет… представленный в видении Иезекииля людьми со смертоносным оружием, которым дано повеление: „Старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти»» (15).

г. Этап четвертый: град

Настало время для седьмой язвы. Христос сказал: «Совершилось!» (Откр. 16:17). Подобно тому, как Бог послал на Египет «град весьма сильный» (Исх. 9:18), так Он вызывает на планете самое сильное землетрясение, «какого не бывало с тех пор, как люди на земле» (Откр. 16:18) с «градом, величиною в талант», который описан как язва «весьма тяжкая» (ст. 21). В Армагеддоне Божий народ не сражается. Он спокойно наблюдает, в то время как Бог являет Свое присутствие для их защиты, побуждает врагов убивать друг друга, когда ангел смерти ради них делает свое дело и когда град падает с неба, чтобы уничтожить врагов. На протяжении всей битвы сражается Бог. Святые просто покоятся во Христе и видят, как Он совершает их избавление.

Часто в таких похожих на Армагеддон битвах Бог посылал град на тех, кого Он наказывает (см. Ис. Нав. 10:7-14; Иов 38:22, 23; Ис. 30:29, 30). Град — это одно из Его избранных орудий. Седьмая язва истребит врагов.

д. Этап пятый: Второе пришествие

Армагеддон достигает своего апогея при Втором пришествии,

как показано в Откр. 19:14-21. Христос едет на белом коне, ведя

за собой армию на белых конях. «И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует… И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным… На одежде и на бедре Его написано имя: „Царь царей и Господь господствующих»… И увидел я зверя, и царей земных, и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его» (ст. 11-19).

Мы должны заметить, что люди еще остаются в живых после первых этапов Армагеддона (см. Откр. 6:12-17). Собираются армии, чтобы начать войну. В этой войне «схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению [см. Откр. 16:13, 14]: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне» (Откр. 19:20, 21).

В Священном Писании эта последняя фаза битвы описана и по-другому. В описании шестой язвы сказано о том, что вода в Евфрате «высохла… чтобы готов был путь царям от восхода солнечного» (Откр. 16:12). Отвод воды в Евфрате привел к падению древнего Вавилона, открыл доступ к городу. Кир одержал славную победу, а позднее освободил Израиль из 70-летнего плена.

Духовный Вавилон захватит в плен духовный Израиль. Цари от восхода солнечного осушат реку. Другими словами, они проложат другой путь, причем вода (река) представляет людей (см. Откр. 17:15). Когда враги Божьего народа будут истреблены (то есть высохнет река), тогда Его народ будет избавлен. Но кто это цари с Востока? Раньше некоторые толкователи считали царями с Востока Японию и Китай во время второй мировой войны. Другие предложили в качестве кандидатов Израиль и Палестину. Но Армагеддон — это последняя битва в великой борьбе по эту сторону тысячелетнего царства, а не только секулярная битва.

Для библейских писателей восток являлся направлением с неба. Так, небесный ангел, отмечавший печатью, приходит с востока (см. Откр. 7:2). В 4-й и 5-й главах Книги Откровение нам показано видение тронного зала. Там Небесный Отец сидит на престоле (см. Откр. 5:1-5), а Сын подходит к Нему (ст. 6, 7). Они занимают центральное место в главе. В конце главы мы находим другое изображение Армагеддона: землетрясение и знамения на небе, причем острова и горы сдвигаются со своих мест (см. Откр. 6:12 14), то же упоминание об островах и горах дано в описании седьмой язвы (см. Откр. 16:20). «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6; 15-17). Здесь мы видим осуществление пророчества Исайи, когда люди будут выбрасывать свои деньги, которым они поклонялись, и побегут к скалам, чтобы те укрыли их (см. Ис. 2:10-12, 20, 21; 13:6).

Итак, Цари с Востока — Отец и Сын приходят с небес для осуществления самой великой миссии избавления, когда-либо предпринимавшейся в истории. Они завершают уничтожение нечестивых и избавляют Божий народ. Это славный кульминационный момент перед Вторым пришествием, называемый Армагеддоном. Иисус предсказал этот момент. Он сказал: «Даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Мф. 26:64). Он также говорит о том, «когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк. 9:26).

«И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2:8). Елена Уайт так описывает это событие: «При Втором пришествии Христа нечестивые будут стерты с лица земли, истреблены духом уст Его и уничтожены сиянием славы Его» (16).

Истребление всех врагов Божьего народа повторяет полное уничтожение врагов в предыдущих Армагеддонских битвах (см. Суд. 4:16; 3 Цар. 18:40; 2 Пар. 20:23, 24). Население мира истреблено. Все враги святых мертвы, Бог избавляет Свой народ и забирает его на небо. Это финал их путешествия через события последних дней, конец их исхода через эсхатологическое Красное море.

Книга Есфирь

Книга Есфирь важна для понимания последних событий. В ней мы видим указ, изданный с целью уничтожить Божий народ (см. Есф. 3:13). Власти назначают дату истребления, подобно тому как это будет происходить в конце времени (17). Но Бог вмешивается, как Он вмешается в битве Армагеддон.

Аман представляет собой тех, кто ненавидит святых, а Мардохей символизирует Божьих святых. Хотя Аман строит 23-метровую виселицу, чтобы повесить на ней Мардохея (см. Есф. 5:14), его самого казнят на этой виселице (см. Есф. 7:9, 10). Так будет, когда выйдет указ о смерти. Когда орудия убийства поднимутся на святых, Бог явит Свое присутствие среди Своего народа. Убийцы прекращают преследование и убивают тех руководителей, которые сбили их с пути, как упомянуто выше.

Повествования об Армагеддоне показывают, что Христос будет со Своим народом в самый трудный их час. Когда весь мир ополчится против них, Он будет на их стороне. Он хочет, чтобы мы знали, что за Ним остается последнее слово, потому что Он уже сказал его на Голгофе. Армагеддон — это осуществление в истории того, что Он уже совершил на кресте. Ибо там Христос избавил Свой народ и решил судьбу дьявола. Благодаря Голгофе сатана обречен на уничтожение, а Божий народ предназначен для избавления.

(1) Jack Cranfield and Mark Victor Hansen. Chicken Soup for the Soul, Deerfield, Fla. : Health Communications, Inc., 1993, pp. 61-63.

(2) E. Уайт. Великая борьба, с. 458.

(3) Там же, с. 363, 364.

(4) Aad Verbeek, Jan Westein and Piet Westein. Time for His Coming. Sara Van Akker and Ria Westein, trans., из: Tijd voor der Wederkomst, Aad Verbeek, Netherlands, 1995, p. 7.

(5) E. Уайт. Великая борьба, с. 457.

(6) David J. Bosch. Witness to the World: The Christian Mission in Theological Perfection, Atlanta: John Knox, 1980, p. 235.

(7) Norman R. Gulleyio „1980: The Dawn of a New Era» / These Times, January 1980, pp. 3-6.

(8) Цит. : Francis D. Nichol в: Our Finn Foundation, Washington, D. C. : Review and Herald Pub. Assn., 1953, vol. 1, p. 612.

(9) E. Уайт. Великая борьба, с. 635, 636.

(10) Там же, с. 631.

(11) Там же, с. 634.

(12) Е. Уайт. Ранние произведения, с. 290.

(13) Е. Уайт. Великая борьба, с. 655, 656.

(14) Е. Уайт. Патриархи и пророки, с. 279.

(15) Е. Уайт. Великая борьба, с. 656.

(16) Там же, с. 657.

(17) Там же, с. 635.