Глава 2. Более широкий библейский взгляд на мир

Птолемей думал, что Вселенная вращается вокруг Земли. Коперник сказал, что Вселенная вращается вокруг Солнца.

Но в двадцатом столетии Эйнштейн разбил оба эти представления. Его теория относительности совершила прорыв ко Вселенной, которая вся находится в движении. Ограниченные взгляды Птолемея, которым верили около 1400 лет, взгляды Галилея и Коперника, которых придерживались около 400 лет, — все прошло! Взгляд на мир, который предложил Эйнштейн, словно несущаяся ракета, прорвал границы обоих прежних представлений. Наука никогда не стоит на месте.

Стремительно расширяющаяся Вселенная со всеми ее объектами, связанными друг с другом и движущимися в космосе, — вот современное представление о мире. Хотя сама Вселенная осталась той же, способ, которым ученые теперь смотрят на нее, изменился. Поскольку личное знание чересчур теоретизировано, это отражается на наблюдении и нуждается в исправлении, учитывая то, какова Вселенная на самом деле.

То же самое справедливо и в отношении библейского мировоззрения. Большинство христиан обращаются к Священному Писанию главным образом ради спасения. Они не смотрят дальше, не вникают в более широкий библейский взгляд на мир. Нужно понять, что библейское мировоззрение не сосредоточено только на спасении. На пороге третьего тысячелетия для христиан как раз настало время обрести представление о вселенской борьбе, которое очень важно для понимания последних событий.

Эта борьба является контекстом всех последних событий. Если вам известно, в чем заключается суть этого конфликта, вы можете перейти к разделу, озаглавленному «Что стоит за борьбой Иисуса».

Более широкий взгляд на мир в Священном Писании

В течение прошлых нескольких лет люди проявляли неподдельный интерес к ангелам, и позднее мы увидим, чем это вызвано. Но теперь нам нужно выяснить, что Священное Писание говорит об ангелах и космической борьбе.

1. Что сказано о сатане и о его ангелах в Священном Писании

Священное Писание говорит нам не только о том, что Бог послал Своего Сына жить и умереть ради людей. Хотя миссия Христа занимает центральное место в Библии, Священное Писание представляет нам ее в контексте борьбы между добром и злом, между Богом и сатаной. Бесчисленное количество ангелов окружают небесный престол (см. Откр. 5:11). Эти существа не намного выше людей (см. Пс. 8:5, 6), они исполняют Божьи распоряжения и повинуются Его слову (см. Пс. 102: 20) как «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). Ангелы помогают Божьим последователям. В действительности некоторые люди, «не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр. 13:2).

2. Что стоит за падением Адама и Евы

Мировоззрение, сосредоточенное на спасении и отраженное в Священном Писании, берет свое начало в Едеме после того, как Адам и Ева поддались искусителю. Тогда Христос дал им первое евангельское обетование (см. Быт. 3:15). Но Священное Писание ведет читателя дальше этого обетования и указывает на того, кто искусил Адама и Еву. Мы видим, что Еву обольстил змей (ст. 13). Кем был этот змей? Иезекииль упоминает, что в Едеме, где были искушены Адам и Ева, находился ангел, который прежде занимал высокое положение помазанного херувима, чтобы осенять (см. Иез. 28:14). В библейском отрывке сказано: «Ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как не-чистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю» (ст. А-17).

Этот отрывок описывает сатану, изначально сотворенного совершенным и удостоенным высокого положения у Божьего престола. Сказано, что он возгордился и согрешил на небе, пока не настал день, когда Бог низвергнул его. Здесь не упомянуто о других ангелах, которые присоединились к нему и также были низвержены, но эти сведения добавляет Иоанн (см. Откр. 12:4, 12, 13). Этот падший ангел, появившийся в Едеме (см. Иез. 28:13), отождествляется со змеем, описанным в Быт. 3:2, 13, 14. С этим согласуются слова Иоанна, говорящего о древнем змее как о дьяволе (см. Откр. 20: 2; 12:9). Побудив ангелов к мятежу против Бога, сатана пришел на землю, чтобы побудить к мятежу людей.

3. Что стоит за борьбой Иисуса

Священное Писание вновь приподнимает завесу и показывает, что проблема греха на земле — это лишь малая часть вселенской борьбы между Христом и сатаной. Это помогает яснее понять смысл изгнаний бесов во время земной жизни Христа. Хотя некоторые христиане и отвергают существование бесов, мы считаем, что без них невозможно понимание противостояния между бесами и Христом. Не будь этой борьбы, жизнь Христа была бы совершенно другой. Но в контексте борьбы между добром и злом можно понять, почему бесы неотступно, буквально по пятам следовали за Ним. Евангелист Марк говорит о том, что Христос «проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов» (Мк. 1:39). Когда фарисеи спросили, не изгонял ли Иисус бесов силою сатаны, Иисус ответил: «Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою… Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:26-28). По поводу чудес возвратившиеся с проповеди 70 учеников сказали Христу: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем». Христос же ответил: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:17, 18).

Евангелия повествуют, что сатана обрушился на Христа сразу после Его крещения в реке Иордане. Очевидно, что на то была Божья воля, ибо «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Мф. 4:1). После того, как Иисус постился 40 дней и 40 ночей, «приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (ст. 3). Это было сильное искушение как для человека, которому угрожала смерть, так и для Бога, Который мог превратить камни в хлеб! «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: „Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею»» (ст. 5, 6). Если вы изнурены и находитесь при смерти, если никто не знает, кем вы являетесь на самом деле, появляется огромное искушение испытать Бога, Который дал обещание, процитированное сатаной.

«Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (ст. 8, 9). Какое искушение для Того, Кто, будучи на пороге смерти, знал, что смерть на кресте, которая ожидает его впереди, будет еще хуже! Он пришел умереть, чтобы вернуть себе мир, который сатана незаконно отнял у Него в Едеме, когда обманом побудил Адама и Еву избрать его, сатану, своим господином. Искушение заключалось в следующем: «Если ты поклонишься мне сейчас, то примешь эти царства и избежишь ужасов Голгофы». Это последнее искушение показывает, в чем заключается суть космической борьбы, — сатана стремится добиться поклонения. Другими словами, он стремится занять место Бога, Который Один достоин поклонения.

4. Что стоит за падением сатаны

Пророк Исайя раскрывает мотивы сатаны: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: „взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»» (Ис. 14:12-14). Восстание сатаны заключалось в попытке занять место Бога. Он хотел, чтобы ему поклонялись. Забыл ли он, что Христос сотворил его? Теперь в пустыне искушения он вновь хотел, чтобы Творец поклонился ему, хотя дьявол и его ангелы когда-то были верными ангелами. Иуда упоминает об ангелах, «не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище» (Иуд. 6). Их верность превратилась в мятеж, и они отвергли своего Творца, Христа, как позднее Иуда сделал это на земле. Христос говорит о дьяволе: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он — лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Претензия на то, что он достоин поклонения, — наглая ложь, особенно в тот момент, когда он ожидал поклонения от своего Творца!

5. Что стоит за крестной жертвой

Миссию Христа невозможно понять, если не рассматривать ее в контексте вселенской борьбы. Сатана не только неотступно по пятам следовал за Христом, постоянно предлагая Ему свои искушения на протяжении всей Его жизни на земле, как это показано в пустыне искушения, но плел интриги руками религиозных вождей и добивался Его распятия. Иоанн пишет: «И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его» (Ин. 13:2). Мы можем только представить себе, как сатана подстрекал иудейских правителей и римлян распять Иисуса. Удивительно, что даже толпа кричала: «Распни, распни Его!» (Ин. 19:6), хотя Он исцелял больных, воскрешал мертвых и творил среди них великие чудеса. Зачем им было набрасываться на Него, если бы ими не овладел дьявол?

В искушениях и распятии Иисуса мы видим кульминацию вселенской борьбы между Христом и сатаной. На кресте судьба мира висела на волоске. Нам никогда полностью не понять искушений, которые одолевали Христа, когда Он висел на кресте. Испытывая агонию и позор распятия, неся на Себе сокрушительную тяжесть грехов всего мира (см. Ис. 53:6), Он терпел насмешки от тех, ради кого висел на кресте. Стоило ли идти на это? Может быть, положить этому конец? «И стоял народ, и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий» (Лк. 23:35). Сатана все поставил на карту. Если Христос умрет Победителем, тогда он обречен. Но если бы он только смог заставить Христа сойти с креста или согрешить хотя бы в малом, его будущее было бы обеспечено. Сатана направил всю свою ярость на Христа, висевшего на кресте, и мы не в состоянии вполне представить себе это.

6. Крест как решающая битва в космической борьбе

Самое первое столкновение, о котором упомянуто в Священном Писании, не затрагивает людей, но описывает участие ангелов в сражении не на земле, а на небе.

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр. 12:7-12).

В той же самой главе упомянуто, что красный дракон хвостом «увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (ст. 4). Дьявол низвергает «звезды» на землю, а Михаил и Его ангелы низвергают сатану и его последователей с неба. В битве между Михаилом (Христом) и сатаной мы усматриваем два момента. Вначале сатана приводит к падению треть ангелов (звезд) на небе, а позднее на планете Земля сатана действует для уничтожения людей. Но на Голгофе Своей смертью Иисус победил сатану и его ангелов, и приведенный отрывок изображает, как Он изгоняет их на землю. Именно поэтому последовал немедленный отклик в восхвалении Христа за Его смерть, принесшую спасение.

7. Пятидесятница и космическая битва

Иисус назвал сатану «князем мира сего» (Ин. 12:31), а апостол Павел называет его «богом века сего» (2 Кор. 4:4). Являясь князем и богом нашего мира, он претендовал на человечество как на свою собственность. Христос пришел на землю, чтобы вернуть обратно Свое право владеть этим миром, ибо захватчик-сатана отнял у Него это право, когда Адам и Ева отвергли Христа как своего Господина (см. Быт. 3:1-6). Бог наделил свободой выбора все Свои творения, ангелов и людей. Поскольку Он сотворил Адама и Еву по Своему Божественному образу (см. Быт. 1:26, 27), Он мог общаться с ними. Бог уважает свободу своих творений, ибо не хочет, чтобы они служили Ему из-за страха или по привычке. К сожалению, злоупотребление этой свободой привело ангелов к восстанию.

Поэтому мы не можем обвинить Бога в возникновении греха. Френсис Турретин говорит: «Воля, которая была присуща каждому злому ангелу, являлась единственной причиной, по которой они добровольно избирали зло вместо добра» (1). Августин сказал, что «добрые и злые ангелы появились не потому, что они различны по своей природе и происхождению, ведь и тех, и других сотворил Бог, добрый Творец и Создатель всего сущего, а потому, что разной была их воля» (2). Поэтому восстала треть ангелов, а к ним присоединились Адам и Ева. Уважая свободу Адама, Евы и сатаны как Своих творений, Бог удалил их от Своего лица в ответ на их собственный выбор, ибо Адам и Ева избрали господином сатану вместо Христа. Сатана был первым антихристом. Греческое слово anti означает «вместо», а также «против». Сатана занял место Христа как бог нашего мира.

Хотя Бог в известной степени отнял Свой Дух от человеческой расы, Его присутствие, ведущее людей к Нему, проявлялось достаточно ярко (см. Ин. 1:9), но не так, как до грехопадения. Это объясняет, почему проявления Святого Духа «не настолько заметны в Ветхом Завете, как в Новом» (3). Правильно понять Пятидесятницу мы сможем только в контексте вселенской борьбы. Бог сделал человека храмом для обитания в нем Святого Духа (см. 1 Кор. 3:16). Люди нуждались в излитии Святого Духа, которое произошло в день Пятидесятницы, но это случилось спустя несколько тысячелетий.

Почему полноту проявления Святого Духа пришлось ждать до наступления Пятидесятницы? Это проявление Духа имело прямое отношение к осуществлению миссии Христа. Верующие Ветхого Завета жаждали пришествия двух Личностей Божества: Мессии, представленного в 53-й главе Книги пророка Исайи, и Святого Духа, обещанного в Иоил. 2:28. Очевидно, что полнота проявления Святого Духа была не просто возвращением к той полноте, которая существовала до грехопадения, она также напрямую относилась к приходу в мир Иисуса. Никогда прежде Дух не приводил Богочеловека к людям. Только при воплощении Святой Дух явил Бога человечеству. Начиная со дня Пятидесятницы, Он открывает Богочеловека людям, желающим Его принять.

Миссия Христа на земле доказывает, что люди ожидали излитая Святого Духа. Иоанн предсказывал, что Иисус будет крестить Духом (см. Мф. 3:11). Этого никогда не было раньше. Ни разу об этом не упоминается при описании служения Христа до Его распятия. Он никогда не крестил Духом. Только после Голгофы, только уплатив цену за возвращение мира из рук сатаны, Иисус начал исполнять пророчество Иоанна. Именно после Голгофы, когда Иисус вдохнул в Своих учеников особое благословение, Он сказал им: «Примите Духа Святого» (Ин. 20:22). Это было предвкушение грядущей Пятидесятницы.

Предпосылкой наделения Святым Духом была не только Голгофа. Признание Голгофы являлось также условием для излития полноты Духа в день Пятидесятницы. Это признание должно было наступить после вознесения Христа на небо, ибо «еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:39). Он был прославлен при Своей инаугурации на небе (см. Откр. 4, 5). Когда Иисус воссел по правую руку Бога (см. Евр. 1:3) и Небесный Отец официально принял Его жертву, принесенную на Голгофе, Отец (см. Ин. 14:16, 26) и Сын (см. Ин. 16:7) вместе послали Духа человечеству. Дух во всей полноте был послан в день Пятидесятницы, благодаря завершенной земной миссии Христа, в результате которой сатана был поражен на кресте (см. Ин. 19:30; Откр. 12:9-13), и благодаря принятию этого служения на небе.

Христос вернул Свое право посылать Своего Святого Духа людям, добровольно принимающим Его, не нарушая свободы, предоставленной сатане, его ангелам и людям как Божьим творениям. В то же самое время падшие ангелы потеряли право собственности на наш мир. Христос, не нарушая свободу сотворенных Им существ, теперь мог наделять полнотой Духа. Следовательно, вселенская борьба с решающей битвой на Голгофе открыла путь для Пятидесятницы. Голгофа напоминает, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Основная причина греха и всех, связанных с ним бед, кроется в мятежном сатане, равно как и избавление находится за пределами нашего мира в праведном Искупителе, Иисусе Христе.

8. Влияние Голгофы

Для многих Голгофа — это смерть Христа ради нас, чтобы мы могли попасть на небо. Да, это верно, но смысл Голгофы заключается не только в этом. Священное Писание открывает ее более широкое значение. Послание к Колоссянам утверждает, что Христос сотворил все, что «на небесах и что на земле» (Кол. 1:16), и что «все Им стоит» (ст. 17). «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:19, 20). Поэтому Христос сказал о Своей смерти: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31). «Князь мира сего осужден» (Ин. 16:11).

Каким образом Голгофа могла примирить земное, то есть людей, и небесное? Принимая во внимание то, что сатана спровоцировал смерть Христа, Голгофа разоблачила сатану, показав его настоящую сущность. Христос позволил Себя распять, и благодаря этому вселенная увидела Его таким, каков Он есть, — Богом любви (см. 1 Ин. 4:8, 16). То, что случилось на кресте, оказало влияние на непавших ангелов, которые оставались на небесах и не присоединились к восстанию. Они глубже поняли откровение Божьей любви на кресте, когда увидели, что Незнавший греха стал грехом (в синод, пер. — жертвой за грех) ради человечества (см. 2 Кор. 5:21). Благая весть превратила трусливых учеников в сильных апостолов.

Книга Деяния подтверждает быстрое распространение Евангелия по всему миру. Послание к Ефесянам говорит о взаимоотношениях Церкви и Бога. Для вселенной Церковь стала свидетельницей того, какому Богу служат все непавшие существа. По Божьему намерению «ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем» (Еф. 3:10, 11). Голгофа и ее значение для церкви сделалась учебником для вселенной. Следовательно, в Голгофе сокрыт более глубокий смысл, чем просто уплата цены за искупление человека, а Церковь — это гораздо больше, чем группа спасенных. Голгофа и Церковь имеют гораздо большее значение. То, что произошло на кресте, оказывает влияние на всю вселенную. «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1 Кор. 4:9).

Последние события на земле развернутся перед всем космосом. Контекст последних событий формируется более широким библейским мировоззрением. Как мы увидим дальше, именно по этой причине христиане смело пройдут через последнюю скорбь, а не будут прятаться, прежде чем она настанет.

(1) Francis Turretin. Institutes of Elenctic Theology, trans. George Musgrave Giger, Phillipsburg, N. J. Presbyterian and Reformed, 1992, vol. 1, p. 603.

(2) Augustine. The City of God, ed. Philip Schaff. The Nicene and Post-Nicene Fathers, Grand Rapids: Eerdmans, 1988, vol. 2, p. 226.

(3) W. H. Griffith Thomas. The Holy Spirit of God, Grand Rapids: Eerdmans, 1976, p. 9. Томас отмечает 88 прямых ссылок на Святой Дух в Ветхом Завете.