Глава 4. Христос управляет последними событиями

Гигантский реактивный самолет японской авиакомпании с гулом поднялся в небо. Мы с женой и нашими четырьмя детьми разглядывали шикарный салон. Нам еще никогда не приходилось летать на таком самолете. Несколько часов назад мы вылетели из Токио и теперь летели над Индией. Вдруг без всякого предупреждения лайнер попал в воздушную яму и резко потерял высоту.

С подносов полетели тарелки. Вдруг самолет перестал падать. Можно было почувствовать рывок гигантских крыльев, когда он начал снова медленно набирать высоту. Вот тогда это и случилось. Мы попали в бурю. Со всех сторон сверкала молния, барабанил дождь. Самолет раскачивало, он дрожал. Я взял жену за руку, и мы потихоньку начали петь и молиться. Этот час показался нам вечностью. Я повторял вновь и вновь: «Прибежище твое — Бог древний, и ты под мышцами вечными» (Втор. 33:27). Бог поддерживал крылья огромного самолета Своими вечными руками. Все находились под Его контролем.

Выход из Египта

Переход Израиля через Красное море символизирует наше путешествие через события последнего времени. Подобно тому, как язвы обрушились на Египет (см. Исх. 8-11), они также изольются на весь мир (см. Откр. 16). Как Христос провел Свой народ через Красное море, чтобы избавить его и уничтожить его врагов, и то же произойдет во всемирном масштабе при последних событиях. Христос обещал: «Итак, скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими» (Исх. 6:6). В конце времени духовный Вавилон будет угнетать Божий народ(см. Откр. 13:12-15), но Бог совершит «суд ваш над ним» (Опер. 18:20; ср. Откр. 19:2).

Бог сказал Своему народу в древности: «Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» (Исх. 19:4). В Новом Завете записана притча о потерянной овце. Когда Христос нашел овцу, Он не сказал: «Ты — никчемное существо! Почему ты ушла из стада и стала искать себе дополнительные неприятности?» Нет. «А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью» и придет домой (Лк. 15:5, 6).

Нечто подобное происходит и с нами. Христос ведет Свой народ домой на небеса, подобно тому, как Он выводил Израиль из Египта, проводил через Красное море, и подобно тому, как Он несет потерянную овцу в стадо. Для нас крайне необходимо и важно помнить об этом. Христос несет ответственность за то, чтобы провести нас через последние события, которые будут происходить на земле. Часто мы боимся последних событий, потому что представляем, как будем переносить их в одиночку. Но Христос никогда не просит нас сделать что-либо для Него, не пообещав, что будет с нами. Когда Он сказал: «Итак, идите, научите все народы», Он добавил: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19, 20). «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5). «Пребудьте во Мне», ибо «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:4, 5).

Мы должны всегда помнить о двух вещах. Во-первых, Христос не только будет с нами, но и проведет нас через последние события. Во-вторых, без Христа мы не можем делать ничего. Поэтому необходимо, чтобы Он был с нами. Наша обязанность — быть готовыми к тому, что Он понесет нас. Он же сделает то, что обещал.

Красное море

Они попали в западню! Казалось, что Красное море невозможно перейти, а на берегу самая могущественная армия в мире готовилась к решающему броску. С человеческой точки зрения выхода не было. Напуганные сыны Израилевы «возопили… к Господу» (Исх. 14:10). Вновь было дано обещание Христа: «Не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите вовеки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14:13, 14). Обратите внимание на то, что избавление принес Христос. Не человеческая рука удерживала воды, пока Израиль переходил море, как по суше. Ни одна человеческая рука не могла отпустить на волю ту же воду, чтобы она утопила египетскую армию. То было во власти Бога. Израильтяне должны были только доверить Христу сделать то, что Он обещал, и идти вперед.

Как мало сделали они по сравнению с тем, что сделал Бог! Были ли они готовы к тому, чтобы Он провел их через великое время скорби? Они могли отказаться и не сделать ни шага по морскому дну. Напуганные последними событиями, посчитав, что смерть неминуема, фактически они могли бы погибнуть от рук египтян. Переломным был тот момент, когда, несмотря на непреодолимые обстоятельства, они доверились Христу больше, чем окружающим обстоятельствам. Их взор был устремлен дальше кризиса — они взирали на Него. Таким образом, «верою перешли они Чермное море, как по суше» (Евр. 11:29).

Псалмопевец описывает этот переход. Очевидно, что, как только израильтяне отвели взгляд от египетской армии и устремили его на Христа, Христос явил Свое присутствие. «Ты избавил мышцею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа. Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны. Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали. Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась. Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы» (Пс. 76:16-20).

Когда израильтяне перестали бояться последних событий и вместо этого устремили взгляд свой на Христа, они увидели, что у самого врага есть причина бояться. Когда мы окажемся в гуще последних событий, которые ожидают нас, то увидим, что у врага снова есть все причины бояться. На чьей стороне вы скорее всего оказались бы — на стороне беспомощного Израиля или на стороне самой могущественной армии известного тогда мира? Обстоятельства изменчивы. Христос может коренным образом изменить предполагаемый исход событий.

Наибольшая опасность

Те, кто перешел Красное море, не могли забыть этого потрясающего опыта. Все же, как ни печально, они вскоре потеряли из виду Того, Кто провел их через него. На Синае они сделали золотого тельца. «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:4). Они изготовили идола из собственных украшений. Изделие рук своих они превознесли как своего бога, вменяя этому предмету в заслугу свое чудесное избавление от египтян. Израилю еще предстояло научиться, что даже агнцы, символизировавшие Агнца Божьего, были только животными.

Поклоняясь золотому тельцу, израильтяне стремились к чему-то такому, что они могли бы увидеть и потрогать. Но, поступая таким образом, они поклонялись изделию собственных рук. Им нужно было понять, что они являлись творением Божьим, а не творцами богов. Им необходимо было осознать свою полную зависимость от Творца в повседневной жизни, как и при переходе Красного моря.

Мы находимся в той же опасности. Мы продолжаем творить своих богов: бога финансового успеха, бога положения, бога, называемого карьерой. Перечень на этом не заканчивается. Мы делаем это своими руками. Мы поклоняемся своим творениям, а не Творцу. Бог пытается убедить Свой народ, чтобы он осознал свою полную беспомощность, встав перед лицом последних событий. Он не хочет, чтобы Его дети боялись и теряли надежду, но Он намерен открыть им грандиозность ожидающего кризиса. Бог хочет, чтобы они устремились к Нему, сознавая свою полную зависимость и понимая, как никогда прежде, что только Он является их Творцом и Искупителем.

Идите и овладейте землею

Пришло время овладеть обетованной землей. Соглядатаи осмотрели ее и вернулись с отчетом.

«Это земля, где течет молоко и мед», — сказал Халев.

«Но на этой земле живут страшные великаны», — возразил другой.

«Нет, это воистину замечательная страна. Мы вышли из Египта, чтобы овладеть ею. Бог разберется с великанами. Давайте пойдем», — убеждал Иисус Навин.

«Не слушайте их, — несколько громких выкриков прокатились по всему стану. — Эти великаны слишком огромные! Нам не одолеть их!»Другой пронзительно закричал: «Великаны убьют нас. Кто хочет умереть? В пустыне безопаснее. Давайте останемся здесь!»

Подобные возгласы раздаются и сегодня.

«Всемирный закон о воскресном дне сделает нас ненавистными для всего мира», — кричит один.

«Великое время скорби ужасно. Нас приговорят к смерти, и мы умрем», — стонет напуганный святой.

«Мы будем жить без посредника», — причитает другой.

«Дух Божий будет взят от земли», — кричит разочарованный странник.

«Бедственное время Иакова будет мучительным душевным страданием», — вздыхает обеспокоенный христианин.

Мы мало отличаемся от древнего Израиля, не так ли?

Где был Бог Красного моря? Он не оставил Свой народ. Это Израиль оставил Его. Опыт сооружения золотого тельца повторился — по крайней мере, в смысле потери из виду Христа. Основная проблема Израиля на протяжении почти всей его истории заключалась в неспособности постоянно уповать на Божью силу. Они не думали о Его присутствии и не взирали на Него через кризисы, с которыми они периодически сталкивались. Если бы они всегда видели перед собою Господа, то не поколебались бы (см. Пс. 15:8).

То же происходит и с нами. Что смущает вас, когда вы думаете о событиях последнего времени? Омрачают ли вас мысли о самих событиях? Потрясает ли вас грядущая скорбь? Остается ли место для Христа ввиду надвигающегося кризиса? Вот они — великаны. Но если вы смотрите на Христа, что вы видите? Голгофу, победу, мир с происходящими в нем событиями, который находится в руках Христа. Он всем управляет. Его лицо остается в центре внимания. Несмотря на то, что события кажутся угрожающими, Он позаботится о них.

Еще один великан

Израиль смотрел со своей горы на гору, которую занимали филистимляне. Между горами пролегала долина (см. 1 Цар. 17:3). Когда начнется битва? «Утром и вечером… сорок дней» (ст. 16) Голиаф вышагивал по долине, изрыгая ругательства на Израиль. Восемьдесят раз он прокричал: «Сегодня я посрамлю полки Израильские; дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем» (1 Цар. 17:10). «Израильская армия пала духом. Мужество изменило воинам (1)».

«И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином» (1 Цар. 17:32). Саул возразил, что Давил был еще мальчиком (см. ст. 33), но Давид не сравнивал себя с великаном — он сравнивал Бога с великаном.

Великан полагал, что разберется с Давидом без борьбы. Давид же верил, что без борьбы с великаном справится Бог.

Великан был ростом около 2, 9 метра (ст. 4), а его «оружие весило примерно 57 кг» (2). Только наконечник его копья «весил около 7 кг» (3). Царь Саул был великаном для своего времени. «Он от плеч своих был выше всего народа» (1 Цар. 9:2). Но, «невзирая на внешнюю привлекательность, у Саула не было возвышенных качеств, которые составляют истинную мудрость. В юности он не научился владеть своими порывами и пылкими страстями. Он никогда не испытывал на себе обновляющей силы Божественной благодати» (4). Юный и не такой рослый Давид был великаном в Господе.

Пастух отказался от доспехов. Он сказал: «Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина» (1 Цар. 17:37).

Когда гигант — филистимлянин увидел невооруженного юношу, выступившего против него, он почувствовал то, что почувствуют нечестивые, когда выступят против Божьего народа в конце времени. «Мы уничтожим их и избавимся от них». «И проклял Филистимлянин Давида своими богами. И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым» (ст. 43, 44). «От тебя останется мокрое место!» Можете ли вы представить себе, как трепетали Саул и его армия?

Но Давид не устрашился. Он сделал ответный выпад: «Ты идешь против меня с мечом, и копьем, и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле» (ст. 45, 46).

Вы знаете, чем закончилась эта история. Великан был обезглавлен, потому что Давид не думал об опасности, которая угрожала ему, он был возмущен вызовом, который филистимлянин бросил Богу. Может быть, мы должны испытывать негодование по поводу того, что весь мир будет восхищаться зверем и следить за ним (см. Откр. 13:3). Возмущаться тем, что Америка заставит мир «поклониться зверю» (ст. 12-14). Негодовать по поводу того, что сатана обольстит людей, и будет издан смертный приговор (см. ст. 15). Последний великан будет угрожать современным Давидам по всему миру. Ложное поклонение существовало тогда, и оно появится снова. Давид негодовал, потому что знал истинного Бога и общался с Ним ежедневно. «Войска израильского народа находились в опасности, и ангел повелел Давиду спасти свой народ» (5). Нам предназначена своя роль для времени конца, как мы увидим это в дальнейшем.

Другие великаны

Голиаф был «из Гефа» (1 Цар. 17:4). Позднее Израиль сражался в Гефе, «и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре». Когда он поносил Израиль, как это делал Голиаф, «его убил Ионафан» (2 Цар. 21:20, 21). Давид и Ионафан, подобно Иисусу Навину и Халеву до них, не боялись великанов. Они верили в Бога, и Он сделал для них то, что они никогда не сделали бы самостоятельно. Так происходит всегда. Задача Бога — сокрушать великанов. Задача людей — доверить Ему сделать это и постоянно взирать на Того, для Кого не существует великанов. Поступая так, они поднимаются выше окружающих обстоятельств и смотрят на великана с Божьей перспективы. Победа гарантирована. Так должно происходить при последних событиях на планете Земля.

(1) Е. Уайт. Патриархи и пророки, с. 645.

(2) Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 535.

(3) Ralf W. Klein. Word Bible Commentary, Waco, Tex. : Word 1983, vol. 10, с 175, 176.

(4) E. Уайт. Патриархи и пророки, с. 608.

(5) Там же, с. 645.