Глава 14. Восточный ветер

В духовной жизни современного мира всё сильнее и сильнее ощущаются порывы восточного ветра. Восточный ветер — ветер лжеучений, дующих с Востока. Тантрический буддизм, учение Блаватской, Рериха и Гурджиева, восточные школы боевых искусств, йога, спиритизм, астрология — всё это занесено к нам восточным ветром. В последние несколько лет мы видим, как эти страшные учения под разным видом проникают в христианство и пытаются проникнуть в церковь Божью. Сегодня мы условно можем выделить в частности несколько направлений, по которым эти лжеучения пытаются проникнуть в нашу церковь:

1. Музыка. В последние годы некоторыми людьми ведутся разговоры о том, что звучавшая до этого времени на наших служениях музыка устарела, изжила себя, и что современному человеку нужна современная музыка, современные ритмы. И вот в церковь начинает проникать эта современная музыка, но что это за музыка? Для начала необходимо отметить, что, во-первых, это не (!) современная музыка. Это древние шаманские жреческие ритмы, ведущие своё происхождение ещё с Древнего Вавилона. Именно там, а также в дебрях Африки, племена которой поклонялись злым духам, родилась та музыка, которую мы обобщенно называем сегодня «рок». Ещё многие столетия назад под её ритмы извивались тела людей во время оккультных служений. Современными врачами, ведущими специалистами мировых клиник и университетов показано, что эта музыка крайне гибельно влияет на психическое и физическое здоровье человека, что она вводит его в состояние транса, при котором человек практически не контролирует себя, так как кора больших полушарий головного мозга у него отключена. Древние жрецы и шаманы не случайно использовали эту музыку, ибо с её помощью они превращали людей в безгласных зомби, готовых слепо следовать за ними. Именно по этой причине эту музыку сегодня возродили лидеры прохаризматических церквей, гипнотизируя с её помощью своих адептов. Сегодня под видом так называемых групп прославления эту музыку пытаются внедрить в богослужение. Сегодня некоторые пытаются изменить саму структуру богослужения, при которой главная и ведущая роль отводится уже не проповеди, которая длится теперь 15—20 минут, а музыке — до полутора часов. При этом, также, церковь делится на «актеров» и «зрителей». Актеров, производящих действо на сцене, и зрителей, практически никак не участвующих в служении. При этом даже появилось понятие создания психоэмоционального состояния зала, то есть, «накачать» аудиторию до определенной степени кондиции. Песни без содержания, с постоянно повторяющимися куплетами, но с жёсткой ритмикой, молитвы под музыку, нивелирование доктринальных тем о Трехангельской вести, о папстве, скором Втором Пришествии. Всё это — основа так называемых «праздничных» служений, готовящих церковь к экуменизму.

2. Устройство церковной структуры. Во все века дьявол стремился расшатать устройство церкви, её структуру, принципы, на которых она зиждется. В различные времена были разные методы для этого. Сегодня это пробуют осуществить через построение церкви, общины не на принципах Слова Божьего, Духе Пророчества, Церковном порядке, а на основе и вокруг духовного лидера, вождя, как сейчас говорят, харизматической личности. Не менее абсурдна идея и о том, что при построении церкви необходимо учитывать то, как люди себе представляют церковь и ориентироваться на их вкусы. К примеру, эту идею выдвигает пастор Р. Уоррен в книге «Целеустремленная церковь». С человеческой точки зрения это весьма умная мысль. Действительно, чтобы создать преуспевающее предприятие, нужно хорошо знать спрос населения. И чтобы создать сильную партию, нужно знать, что ценят люди, но в таком случае Иисус Христос был самым плохим менеджером, Которого когда-либо знал мир. Церковь, которую Он основывал, строилась на принципах, совершенно непопулярных во все времена: вместо культа силы, богатства, карьеры, Он предлагал нищету духа, милосердие, любовь, прощение. Он строил свою церковь на принципах, противоречащих представлению подавляющего большинства людей о церкви вообще. В Его время было повсеместно распространено идолопоклонство, а Он предлагал веру в Единого Бога. В Его время люди поклонялись статуям и изображениям, а Он говорил: «не сотвори себе кумира»; весь мир праздновал день Солнца, а Он говорил о святости субботы; в Его время в языческих церквях звучала ударная музыка, и толпа неистовствовала под нее, слушая визжащих в конвульсиях оракулов, а Он говорил спокойным голосом, обращался в первую очередь не к чувствам, а к разуму человека. Жрецы организовывали отдельно служение для молодежи, а Христос организовывал церковь без учета возрастных рамок. Жрецы обещали своим последователям богатство и карьеру, а Он — скорби и лишения. Словом, исходя из критериев Уоррена и других проповедников, строящих церковь по «новым моделям», ориентированных на вкусы и представления секулярного общества, церковь, основанная Христом, должна была прекратить свое существование уже в первые годы, как не выполнившая «социальный заказ» общества. Но церковь, основанная Христом, выстояла, начав испытывать действительно трудности лишь тогда, когда император Константин Великий стал превращать ее в государственную церковь, следуя как раз тем же принципам, что спустя века будет проповедовать Уоррен и харизматы, т. е. строить такую церковь, какую хочет видеть общество, церковь, понятную для этого общества. Язычник не понимает, как обращаться к Богу без изображения — не страшно, пойдем ему навстречу, поставим статую или икону — ведь так удобнее и понятнее ему! Люди привыкли святить день Солнца — пусть святят и далее, но свяжем его с именем Христа! Народ привык к роскошным языческим храмам — так неужели победившее христианство должно быть более убогим! Со временем, как показала история, эта популяризация христианства, осуществленная Константином, привела к тому, что в христианстве христианского почти ничего не осталось! Так и в создаваемых сегодня под секулярное общество христианских общинах, церквях христианского остается все меньше и меньше. В этих церквях появляется институт лидерства, церкви группируются вокруг лидера, авторитет которого непрекословен. При этом, эти «реформаторы» христианства забывают, что слово «лидер» эквивалентно понятиям «вождь», «дуче», «фюрер», которые не нуждаются в комментариях. Они забывают, что истинная христианская церковь всегда строилась только вокруг одного лидера и вождя — Христа! Эта идея построения церкви, школы на человеческом авторитете, вокруг человека, получившего сверхъестественные дары, также уходит своими корнями в религии Древнего Востока и в эзотерические школы.

3. Либерализм и фарисейство. Отличительной особенностью восточных религий древности и современности является если не всегда провозглашение, то, по крайней мере, отсутствие свода каких бы то ни было нравственных норм для своих последователей. Выполняй определенные обряды — и живи, как хочешь! Сегодня этот дух либерализма пытается вкрадываться в Божью церковь: спокойное отношение к разводу и вторичному браку, периодически работа в субботу, нерегулярное посещение служения, отсутствие элементарных норм приличия во внешнем виде и одежде, непризнание авторитета церкви— всё это — симптомы либеральной идеологии, которая начинает находить себе приверженцев. Чтобы «подтолкнуть» людей к этой идеологии, дьявол использует и старый приём маятника: он пытается представить в глазах людей церковные богослужения скучными и неинтересными, стремится, чтобы произносились проповеди о крашеных ногтях и прическах, чтобы представляли Бога жестоким тираном и судьей, чтобы процветало фарисейство и ханжество. Подобное порой процветает и в некоторых христианских семьях, что кстати является одной из причин ухода из церкви немалого числа детей верующих, в том числе и служителей. Вполне естественно, что после таких насаждений люди, подобно маятнику, резко отклоняются в противоположную сторону — либерализм. Сегодня с помощью этих, а также других различных лжеучений и заблуждений дьявол пытается дестабилизировать ситуацию в церкви, дестабилизировать ситуацию и у нас, в харьковских общинах.

ЭПИЛОГ

Куда идешь?

Мы помним один из рассказов церковного предания о том, когда Петру, бежавшему из Рима, явился Христос и задал ему вопрос: «Куда идёшь?». А куда сегодня идет каждый из нас, на пороге столетнего юбилея? Действительно ли мы идем за Христом? Действительно ли мы остались верны тем принципам истины, которые ценой своей собственной крови отстаивали наши предшественники — Рейфшнейдер, Васюкович, Мацанов, Титоренко — те, которые жили и трудились на нашей харьковской земле? В церкви часто вместо выражения «работал пастором в такой-то общине» или «был старшим дьяконом» употребляется глагол «трудился». Но действительно ли мы трудимся для Бога, действительно ли нашу работу, вне зависимости от того, кем мы являемся — пастором, пресвитером, дьяконом или администратором конференции, или просто членом церкви, можно назвать трудом? Да и вообще работой? Наши ушедшие на покой предшественники оставили нам пример действительно труда на ниве Божьей. Представим себе на минуту, что они бы воскресли и увидели нас, наше служение в церкви — что они бы сказали нам? Не освободили ли бы нас сразу от наших «должностей» и «постов» за халатность? А может быть бы просто они прослезились? У Древнего Израиля было празднование особого юбилейного года, года, в который они особо анализировали свои взаимоотношения с Богом, с ближними, устраняли всё, что препятствовало этим добрым отношениям и воздавали Богу особую хвалу. Мы также живём в преддверии юбилейного года. И, наверное, у каждого из нас есть, о чем попросить прощения у Бога и ближнего. Древние израильтяне в этот год отпускали на свободу рабов, и пусть в этот год каждый из нас отпустит те прегрешения, которые ближний имеет перед ним. И тогда наш любящий Бог также отпустит прегрешения и нам, а мы в этом очень нуждаемся. Сегодня мы стоим на пороге столетнего юбилея. Мы не знаем, где мы будем отмечать сто первую годовщину, а для кого-то, может быть, этот юбилей станет последним перед II Пришествием Христа. Куда мы идём? Действительно ли за Христом, служа Ему, или?…

Сегодня мы говорим: «До сего места помог нам Господь». И пусть, с Божьей помощью, каждый из нас, встречающий сегодня этот юбилей, уже на новой земле смог бы повторить этот прекрасный библейский стих.

Приложение 2

Сборник проповедей довоенных пасторов ЦХАСД г. Харькова

В данное приложение нами были включены проповеди только довоенных пасторов Харькова, как эксклюзивный материал, так как проповеди последующих служителей имеются в магнитофонных записях или изданы в различных сборниках проповедей, будучи доступны современному читателю, в том числе и в подготовленном к юбилею компакт-диске.

Свиридов П. А.

пастор ЦХАСД г. Харькова в 1915—1916 г.г.

Дорожи настоящим временем.

(Ефес. 5:16—17)

«Время — деньги» — не бессмысленное изречение нашего торгового люда. Временем нужно дорожить. Но, к сожалению, человечество по своей натуре склонно дорожить прошлым или рассчитывать на будущее, а настоящим моментом не пользоваться. Это печальное явление можно наблюдать и в вопросах духовной жизни.

Во дни Иисуса, книжники и фарисеи, припоминая времена, когда Бог многократно и многообразно говорил их отцам в пророках и как их отцы мало кому из пророков дали умереть собственной смертью, говорили: «Если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков» (Матф. 23:30). Но, ведь, величайший из всех пророков Иисус Христос был среди них и они искали убить Его (Иоан. 8:40).

Сожалели о прошлом, но не пользовались настоящим, а их время было более блаженным, чем времена их отцов. Тем только предсказывались дни Мессии, а они жили в них. Спаситель говорил по этому поводу к Своим ученикам: «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат; ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Матф. 13:16, 17). То, что Авраам видел глазами веры и чему он радовался (Иоан. 8:56), в их дни можно было видеть естественными глазами.

Конечно, это было большим счастьем жить во дни Иисуса, слышать Его речи и видеть Его дела. Ещё и теперь тысячи людей путешествуют в Палестину, чтобы посмотреть место, где Он лежал. Но как Ангел в Матф. 28:6 и мы можем сказать: «Его нет здесь; Он воскрес, как сказал». Спаситель теперь живой, сидит одесную Отца и скоро явится во второй раз, но уже с другой целью. (Евр. 9:28).

Небесный посланник сказал Даниилу: «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трёхсот тридцати пяти дней» (Дан. 12:12). Этот пророческий период времени окончился в 1843 году. С тех пор началось время, с которым связаны для нас особые благословения и преимущества. Тогда «многие», как сказано в четвёртом стихе упомянутой главы, начали исследовать «сокрытую и запечатанную до последнего времени» книгу пророка Даниила. Обетование: «И умножится видение», также не преминуло исполниться. Благодаря свету пророческого слова Божьего мы теперь видим в какое важное время мы живём.

Упомянутые Спасителем в Матф. 24:29 признаки Его пришествия уже исполнились. Затем такие явления наших дней, как: 1) упадок нравственности (2 Тим. 3:1—5); 2) появление наглых ругателей, говорящих: «Где обетование пришествия Его?» (2 Петр. 3:3—4); 3) скопление земных сокровищ (Иак. 5:3—9) и, наконец, 4) воинственное настроение мира (Иоил. 1:9, 10, 13, 14), несмотря на призыв к миру. (Иер. 6:14; Фес. 5:1—3) — разве не показывает нам, «Что мы живём в последнее время? — Правда, сии события и факты ещё не конец» и к нам относится увещание: «Смотрите не ужасайтесь» Матф. 24:6, но они нам свидетельствуют о приближении конца. Они нам говорят: «Близок великий день Господа, близок — и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня. Горько возопиет тогда и самый храбрый»! Соф. 1:14; 2:1—3.

Бог не желая никому гибели, не изменяет Своего Божественного строя и как и прежде перед важными событиями давал людям известные предостережения, так и в настоящее время, пред вторым Его явлением, событием, которым решится участь каждого из нас, Он велит проповедовать «Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец» (Матф. 24:14; Откр. 14:6—12).

Это предостерегающее Евангельское возвещение должно быть объявлено «живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» при нашем поколении. Времени мало, а дел ещё много! Какая усиленная деятельность требуется от каждого, кем управляет сила Св. Духа, для точного и полного исполнения этой великой задачи!

Со своей стороны Бог сделал нам всевозможные облегчения для несения этого ига Христового. В течение ХІХ столетия и особенно в последние годы дивным Его попечением перед Евангелием открылись двери во внутренние земли Китая, Японии, Средней Азии, Тибета, Афганистана и Африки. А параллельно идущее с этими обстоятельствами развитие и усовершенствование сухопутных и водных путей сообщения разве не приглашает Церковь скорее войти в эти открытые двери? — До постройки Сибирской железной дороги необходимо было более месяца, чтобы доехать до Дальнего Востока, а теперь расстояние от Петербурга до Владивостока (по пути следования скорых поездов) 8,741 верст продолжается 9 суток. Усовершенствование печатного дела и разные библейские общества способствовали тому, что теперь Св. Писание миллионами экземпляров издаётся на сотнях языках и его можно приобрести за несколько копеек. Далее, кто может быть настолько слеп, чтобы не видеть руки Божьей в телеграфе, который приносит церкви такую же пользу, как и миру? Здесь, пожалуй, кстати будет сказать, что первое телеграфное сообщение, посланное в мае 1844 года, гласило: «Это сделал Господь».

Да, поистине, всё это делает Господь. Наше время знаменательное и нам должно его ценить по его действительной стоимости. Оно — один из самых драгоценнейших даров, которые мы имеем от Отца нашего Небесного. Потерянное состояние, деньги, здоровье, позабытых друзей, даже утраченную честь можно вернуть себе, но потерянного времени — никакие старания, ни слёзы, полные раскаяния, ни горячие молитвы, ни вздохи не смогут возвратить нам. Что прошло, то уже не вернётся. Что впереди, того нельзя предвидеть. Наше время ныне. Ныне Господь дарует нам возможность. Ныне драгоценный дар у нас в руках. «Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены» (Иер. 8:20) с ужасом произнесут в укор себе те, кто не использует надлежащим образом настоящее время.

«Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф.5:16—17).

Рейфшнейдер К. А.

пастор ЦХАСД г. Харькова в 1918—1920 г.г.

Путь к искуплению.

Увещевая народ Божий через пророков, дабы они пред пришествием Христа обратились на древние пути, господь говорит: «Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «Не пойдем». (Иер. 6:16). Псалмопевец говорит: «Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие» (Пс. 96:11). В Исайи 58:12 говорит Господь к Своему народу: «И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения».

Во время Своего второго пришествия Христос найдет народ Свой поступающим по заповедям Его. Полная истина будет сиять опять, которою будут освящены дети Божии согласно словам Спасителя: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Иоан. 17:17). Сам Христос есть истина Ев. от Иоан. 14:6. Каждая истина утверждена на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем. Ефес. 2:20. Он есть «Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22:13). «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:16, 17). См. Евр. 1:1—3 и Ев. Иоан. 1:1—4. Христос — Создатель и Вседержитель всего. Сотворив землю, Господь дал ее сынам человеческим. Псал. 113:24. Господь отдал все во власть человеку. Человек мог свободно есть плоды всех деревьев в саду, кроме плодов дерева познания добра и зла, которым Господь хотел испытать послушание и любовь его. Быт. 2:16, 17 и 3:3.

Человек подпал под власть дьявола, признав таким образом сатану князем мира. «Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр. 2:19). Побежденный дьяволом человек потерял свою власть, которою пользуется теперь сатана. Спаситель называет его князем мира сего. Иоан. 14:30. В великом искушении в пустыне дьявол показал Ему все царства вселенной и сказал: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лук. 4:6). Сатана хотел показать Иисусу легкий путь получить потерянную Адамом власть; он предлагал Иисусу поклониться ему и получить все царства земли. Но это не было по плану Божьему. Христу должно было пострадать и умереть, ибо таким образом Он стал Спасителем мира. «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

Человек продал себя сатане. «За ничто были вы проданы, и без серебра будете выкуплены» (Ис. 52:3). Для искупления человека требовалось более, нежели золото и серебро, именно жизнь непорочного Агнца Божия. Христос совершил Свое дело, — искупив нас Своею драгоценною кровию, и стал не только Спасителем, но и Владетелем мира.

Ефимов С. С.,

пастор ЦХАСД г. Харькова в 1920—1922 г.г.

Познавайте волю Божию

Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия благая, угодная и совершенная. — Римл. 12:2.

До Бога высоко, Он живет на высоте небес, но все же нам людям необходимо знать Бога и волю Его, чтобы не попасть в противники Бога, как случилось с иудеями, которые совершили грубую ошибку, отвергнув своего Искупителя и распяли, потому что не познали Господа славы. 1 Кор. 28. Как можно познать Бога и волю Его по отношению к миру или отдельной личности? Желания и воля Божия очень ясно выражены в слове Божием. Как отдельному лицу, как и всем людям даны точные определения, что желает от людей Господь. «Сказано тебе человек, что добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». Михея 6:8.

Великая перемена будет в том сердце человека, который проникнется волей Бога и будет исполнять ее. Не напрасно Апостол Павел предлагает познать волю благую, угодную и совершенную.

Давид говорит: «Я желаю исполнить волю Твою и закон Твой у меня в сердце». Разве теперь не смутны понятия о Боге? Разве многим ясна воля Его? Разве нет сомнений в Боге? Разве не говорят так: «И то бывает, чему Господь не велел быть». Но кто так думает и говорит? Тот, кто плохо знает Создателя своего. Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? Пл. Иер. 3:37, 38; Амос 3:6.

Грубый слух не расслышит все прелести музыки; грубое обоняние не чувствует тонкого аромата, не все могут оценить художественные произведения поэтов и создания ваятелей! Развитый же и чуткий человек пользуется преимуществом. Если есть грубое не обрезанное от греха и порока в сердце, то и в духовной жизни многое непонятно, не видно. Христос не был принят иудеями, потому что огрубело сердце народа сего. Матф. 13. 14. 15.

Много, очень много потеряно потому, что для познания Бога избирается людьми не угодный Богу путь, и великий Господь сильный в деле и дивный в совете, кажется иногда несправедливым или малым. Поэтому всякому искреннему сердцу надо принять советы, высказанные в истинном Писании. Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении от Бога ли оно», говорит Иисус Христос. Иоанна 7:17. Отвергающие Бога и волю Его суть люди испорченные сердцем, если и не развращенные, то или слабые, или ропщущие и на оборот, кто будет познавать и творить волю Божию, побежит и все наследует.

В заключение еще раз приведем слова Апостола: «Не будьте не рассудительны, познавайте, что есть воля Божия». Ефес. 5:17.

Скоробрещук Е. И.,

областной пастор ЦХАСД Харьковской области в 20-е годы.

Не умолкайте ради Сиона!

«На стенах твоих Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днём, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте, не умолкайте перед Ним, доколе не сделаете Иерусалим славою на земле» (Ис 62:6—7).

Апостол Иаков пишет: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братья мои, пророков, которые говорили именем Господним» (Иак. 5:10).

Эти слова относятся также и к нам, и мы должны всегда и во всём следовать примеру великих пророков, которым было достаточно один раз сказать, чтобы это дважды повторилось в их умах и — они бы немедленно исполнили всё, чтобы от них не потребовалось свыше. (Пс. 61:12).

Я мог бы привести много подобных примеров, но чтобы не утруждать дорогих читателей ограничусь только несколькими.

И он тотчас же отвечал: «Вот я, пошли меня» (Ис. 6:8). Случилось также, что Господь велел пророку начертать на плитке из обожжённой глины Иерусалим и осаждать его. И пророк это сделал. (Иез. 4:1—3). Затем повелел Господь однажды пророку Иезекиилю взять бритву и водить ею по голове и бороде. И это — было в точности исполнено им (Иез. 5). Были и такие случаи, что Господь повелевал пророку говорить к неодушевлённым предметам: к кедрам на Ливане и к горам Израилевым. И это было также все исполнено.

Если сегодня к нам говорит Господь через пророка Исайю: О, вы напоминающие о Господе, не умолкайте! То и в наших ушах должны не переставая звучать эти слова и, следуя примеру пророков, должны немедленно исполнить это повеление и не молчать. Всякий брат и сестра, исповедывающие истину настоящего времени, является стражем Божьим и должен предостерегать мир, указывая ему на ту опасность, которая может разразиться над его головой, если он не будет исполнять заповедей Божьих.

Не умолкайте! Наш Господь Иисус Христос послал истинно верующим в Него Духа Святого и они не должны молчать; ибо не они, но Дух Святой будет обличать через них мир, поэтому не умолкайте, вы, напоминающие о Господе!

Много можно встретить людей, которые, судя по их положению, должны были бы быть стражами — но, однако молчат. Есть также много людей, которые считают себя служителями Божьими и целый день только околачиваются, ничего не делают для Господа и не предупреждают никого о близком пришествии. Они молчат, потому, что сатана заградил им уста: если бы они допустили к себе Духа Божьего, то они сказали бы вместе с псалмистом: «Воспламенилось сердце моё во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим» (Пс. 38:4). Сатана хочет усыпить мир, он прилагает все усилия, чтобы достичь своей цели, но Господь говорит: «Бейте тревогу…пусть трепещут все жители земли…ибо день Господень близко» (Иоиль 2:1).

Кто же этот «напоминающий о Господе?» Это тот, который следует по стопам своего Божественного Учителя и проводит в своей жизни Его примеры, стараясь усвоить себе Его Божественный характер (1 Иоанна 2:6).

Вам не раз, наверное, приходилось проходить в какой-либо праздник по улицам какого бы то ни было города или деревни и наблюдать за сценами, которые в них происходят; здесь смотришь — пьянство, там — скандал и драка. Кого же напоминает нам этот народ? Есть ли в их поступках что либо общее с нашим Божественным Учителем? О, нет, дорогой друг, все эти бесчинства проявляют характер врага рода человеческого. Приходилось ли вам когда-нибудь видеть человека, который возвращается домой в нетрезвом виде? Сколько переполоху и какой ужас он наводит на свою семью. Его вид один пугает детей, они забиваются в углы или убегают из дому, чтобы укрыться от рассвирепевшего отца. Но вот вымещает он всю свою злость на бедной матери и в конце концов должна и она избитая и поруганная бежать вслед за детьми, чтобы поделиться своим горем. А их отец, оставшись один, вступает теперь в бой с чем попало; разбив всю посуду и переломав все столы и стулья, он идёт, довольный своей победой на покой. Печальная картина! Да, мы видим, что сатана не спит, куда мы только не посмотрим — всюду видим проявление его характера и силы, которые наводнили весь свет. Так не будем же молчать, будем обличать мир и спасать несчастные жертвы сатаны; будем творить добрые дела и прославлять ими Сына Божьего, Который оставил ради нас своё величие и славу и пришёл в мир, чтобы, невинно пострадать за грехи наши, оправдать нас перед Своим Отцом. Он даровал нам Духа Святого, с помощью Которого мы можем победить всякое зло; Он искупил нас дорогою ценою и мы всецело принадлежим Ему (2 Кор. 5:15).

Загляни в свою душу, дорогой читатель! И обсуди сам, чей ты в своей жизни проявляешь характер? Если ты себя считаешь истинным христианином, то и к тебе говорит ныне Господь: «Не умолкай!»

Не умолкайте перед Ним, доколе Он не восстановит Иерусалим и не сделает его славою на земле. — Мнимые стражи Сиона и только потому умолкли, что сердца их умолкли перед ним; они перестали молиться, а если и молятся, то говорят пустые слова, ибо заповеди Его не соблюдают. Бог не слышит такую молитву, также как и от Савла не услышал, несмотря на его многократные молитвы, но когда он обратился, то сказал Господь Анании: «он теперь молится». Поэтому, дорогие братья, не умолкайте перед Господом, тогда не умолкните и перед миром.

Теппоне В.М.,

пастор ЦХАСД г. Харькова в 1922—1925 г.г.

Ровенизм или реформисты в Северной Америке.

Адвентисты Седьмого Дня стремятся в своей практической жизни с наибольшей точностью выполнять наставления Слова Божьего. Этим желанием проникнута вся их организация — от простого члена и до высшего руководителя.

Если же со стороны кого-либо из членов их объединения проявляется несоответствие христианскому образу жизни, то путем обличения и увещевания стараются выправить это несоответствие. Поэтому дух взаимных братских обличений широко развит в их религиозной практике. Эти два фактора — желание наибольшего приближения в жизненных поступках со Словом Божьим и обличение несоответствий этому — являются установленными Самим Иисусом Христом в Его церкви на земле и служат залогом ее духовного преуспевания. Но как и во всем, так и в этом деле благие начала не всегда идут по правильному и справедливому направлению. Иногда случается, что отдельные личности начинают чувствовать себя наделенными особыми полномочиями от Бога для обличительной работы среди адвентистов. В такой своей работе они иногда увлекаются, до страстности и иногда мелкие проступки ими раздуваются до размеров крупного преступления. Особенно много появилось таких обличительниц, требовавших реформы адвентизма и адвентистов, после смерти сестры Елены Вайт.

Одной из таких обличительниц, почувствовавшей на себе призвание бичевать несовершенства адвентистов, и явилась некто Маргарита Ровен (или Роуен). В начале она состояла членом нашей общины в Лос Анжелос, в Калифорнии, Сев. Америка. Ее реформистская деятельность началась 22 июня 1916 года, то есть по прошествии около года после смерти с. Вайт. Свои обличения против адвентистов она подкрепляла якобы получаемыми от Бога видениями. Некоторые из членов и один рукоположенный проповедник заявили себя горячими сторонниками этого движения. Свою работу в общинах они стали проводить, организуя «кружки для молитвы» (молитвенные кружки); но с течением времени эта маскировка была обнаружена, и реформисты получили предложение самоопределиться. Отделившись от организации адвентистов, реформисты вдохновились весьма широкими планами — приобрести на свою сторону адвентистов всего мира. Для этой цели они развили довольно широко свою издательскую деятельность, наводняя своими листовками и их главным журналом под названием «Защитник Реформ» многие страны. Их листовки проникали и к нам в Россию. Сама Роуен очевидно, имела намерение лично посетить нашу страну, так как в 1923 году сумела добраться до Латвии и в городе Риге снискала себе кучку приверженцев. Проповеди Роуен в Риге произвели целый переполох. Роуен проповедовала, что в феврале 1924 года закроется время благодати для народов и начнется излитие язв, и 6 февраля 1925 года произойдет второе пришествие Христа. Эти пункты ее учения были пропечатаны в некоторых газетах и вызвали не мало смущения и возбуждения. Этот религиозный переполох в Латвии был отмечен в свое время и некоторыми советскими газетами. В распоряжении редакции «Благовестника» имеются на английском языке картограммы, выпущенные этими американскими реформистами, на которых они схематически изобразили свое учение о пришествии Христа в 1925 году. Насколько эти толкования Маргариты Роуен оправдались, — теперь, в 1926 году, может судить каждый сам.

Для придания большей авторитетности своим заявлениям Маргарита Ровен пустилась на фабрикацию подложных документов с именем сестры Вайт. Эти документы были подделаны и опубликованы, как якобы до тех пор неизвестные и найденные ею. В настоящее время редактор реформистского журнала «Защитник Реформ(-изма)» «The Reform Advocate» в № 4 от марта месяца 1926 года (№ имеется в редакции «Благовестник») публично заявляет о своем отказе от сотрудничества с Ровен и изобличает ее в подделке таких четырех документов:

1). Рукопись якобы сестры Вайт; найденная в подвале санатории имени Елены;

2). Письмо Миллера;

3). Рукопись со штамповой (на каучуковой печати) подписью с. Вайт;

4). Исповедное письмо с подписью «В. С. Вайт».

Эти четыре документа в свое время послужили темой для многих рассуждений и дискуссий и являлись тем «особо важным» литературным материалом, которым оперировала Ровен. Теперь редактор «Защитника Реформ(-изма)» доказал подложность этих документов свидетельскими показаниями тех лиц, которые были самыми преданными сотрудниками Ровен и которые свои показания подписали перед правительственными нотариусами Америки.

В этом мартовском номере журнала редактор вскрывает, что эти документы были сфабрикованы или самой Ровен или при ее непосредственном участии. Таким образом этот подлог с подписями сестры Вайт, Миллера и других теперь обнаружен. Журнал начинает свое повествование обо всем заглавием «Тайна разоблачена» (текст Ефес. 6:12) и говорит: «Содержание этого номера явится для читателей совершенно неожиданным. Он вызовет самые разноречивые чувства. Некоторые будут приветствовать его с благодарностью, ибо этим они получат в свои руки желанный материал. Некоторые примут его с облегчением за то, что он докажет им их невиновность. Для некоторых он явится смертельным, так как разочарует их в их самых глубочайших надеждах. Некоторые будут повержены в отчаяние, или сомнение, или ужас. Немногим он принесет досаду или стыд, ибо обнаружит неразумность их поведения. Сама постановка этого вопроса обязательно послужит толчком для тех, которые были под глубоким сердечным сомнением — находятся ли они на прямом пути или они отвергли истину?… Если есть такие, которые смотрели на дело, как на шутку, таковые смогут теперь посмеяться исходом всего этого дела… На следующих страницах редактор обращается к некоторым лицам: к проповеднику В. С. Вайт и говорит, «Вы были взяты под подозрение более остальных в связи с письмом, полученным проповедником Ф. И. Ричардсоном… Наше поверхностное знакомство в прошлые года допускало во мне мысль, что вы могли явиться автором «исповедания»… Наступил день, когда я могу оправдать Вас во всех отношениях»… Проповеднику Ричардсону: «Вы были в начале искренним другом Маргариты Ровен и это были Вы, чрез кого я впервые услышал о ее опытах… Ваше постоянное отеческое попечение обо мне… горячо привязало меня к Вам. Позднейшие заявления покажут что Вы имеете право ожидать от меня объяснений…». К Матью Ларсон: «Будучи моим крестным отцом, в своих чувствах мы были спаяны несколько лет… Благодаря Вашему глубокому доверию ко мне… вы сделались чемпионом реформистского движения… Но Ваше преднамеренное или невольное искажение фактов заставило меня выступить с протестом…». К. и М. Тведт: «Из всех, которые стремились продвинуть вперед то дело, в благости которого они были уверены, Вы были наиболее ревностны. И ныне нет никого столь скорбящего обо все этом из той группы, как Вы. В Вашей ревности при распространении «Рукописи», Вы искали открытия ее происхождения… Это были Ваши старания, хотя и неправильно направленные, которые сделали возможным то, о чем многие молились и искали разоблачение тайны с Рукописью из санатории Елены». К Маргарите Ровен: «Многие годы Вы были центром конфликта и дискуссий внутри и вне церкви. Вы имели против себя колких противников и иногда были несправедливо осуждаемы. Вы имели также друзей, среди которых не было более непоколебимого, чем я, и более преданного, чем мис Фульмер, чья подчиненность Вам доходила до рабства. Прочие также доверяли Вам в том, что они думали, что это есть служение Господу… С печалью в сердце я обращаюсь ныне к группе друзей и приношу им признание сердца, что в том, на что мы так много надеялись, обнаружилась ложь. И что верующие искренние друзья, не подозревая этого, были жертвами в разнесении обмана… И никакое побуждение на земле не заставит меня хоть на один момент встать на защиту известной мне неистины». К Миссис Джессие Фульмер: «Ваше имя связано с Ровен, как ее сотрудницы и секретаря, несколько лет; и ваша верность постолько же вопросительна, посколько и искренна… В Вашей любви и доброжелательстве ко мне Вы просили меня возложить всю вину на Вас. С таким выраженным Вами пожеланием я предоставлю читателям самим быть судьями, я прошу и своей доли во всем этом».

На стр. 7 журнала приводятся соображения о подложности так называемого исповедного письма В. С. Вайт. Подозревавшееся исповедание В. С. Вайт имеет дату 24 мая 1924 года и было послано из местности Санат. Елены. Письмо было адресовано проповеднику Ричардсону. Когда пошли разговоры об этом, то оказалось что проповедник В. С. Вайт был в это время в небольшой группе в Пасадена. Миссис Францизка Хантингтон сделала по этому поводу нижеследующее заявление: «Мая 23-го 1924 года я посетила на квартире Маргариту Ровен. В тот день и в том месте она мне вручила письмо, адресованное Ричардсону, в Сан Бернардино, Калифорния. Ко мне была просьба от ней довести письмо до Сант Елены и там опустить его в почтовый ящик, с прибавлением, что письмо особой важности и должно быть это сделано секретно. Мои расходы были уплачены и я совершила это путешествие и исполнила свое поручение. Я доехала до Сант Елены после обеда мая 24, опустила письмо и вернулась в Валледжо, где провела ночь… Ввиду странности своего поручения я обратила особое внимание на конверт, на адрес, на имя и на то, что марка была приклеена криво. Я только что видела письмо, полученное Ричардсоном и по упоминаемым признакам признаю его тождественным с тем, которое было вручено мне. Это утверждение делается мною совершенно добровольно, без всяких побочных побуждений или обещаний награды. Я была совершенно равнодушна к содержанию внутри конверта и выполнила свою услугу как другу… С опубликованием печатных копий письма к Ричардсону, мои подозрения возросли и сравнения дат и обстоятельств уверили меня. Получив такое убеждение, в интересах истины и для освобождения моей совести я предприняла этот шаг обнародования, дабы мне не стоять за ту или другую сторону. (подпись) Францизка Л. Хантингтон, П. В. Провинс, свидетель. Калифорния, Лос Анжелос, Сего 12 марта 1926 года ко мне, Женевиев Енгелю, публичному нотариусу указанного Штата и страны, лично явилась миссис Фр. Л. Хантингтон, известная мне как та личность, чье имя подписано под документом и признавшая на нем свою подпись. (печать) Удостоверяю сие своей подписью и печатью. Женевиев С. Энгель, Мои полномочия прекращаются 18 ноября 1928 года». Дальше редактор опубликовывает доказательства о подделке Рукописи сестры Вайт. Оканчивается журнал таким признанием: «Представив с наибольшей полнотой все по моему мнению доказанные факты, я слагаю с себя дальнейшее бремя за все это дело и ставлю поперек заключительной главы истории Маргариты Ровен единое слово: «Finis» «Конец».

Конец ровенизму. Эти разоблачения из уст тех, которые сами раньше исповедовали эту подделку и были горячими защитниками ее, действительно должны нанести ровенизму сокрушительный смертельный удар. Почти девять лет Ровен волновала души верующих и некоторые теперь с глубокой горечью оглянутся назад на прожитый неверный путь.

Пусть все это послужит нам глубоким поучительным уроком!

Приложение 3

Краткий фотоархив церкви христиан АСД г. Харькова.

Список фотографий:

1. Рейфшнейдер К.А., пастор Церкви ХАСД г. Харькова в 1918-1920 г. г. и Свиридов П.А., пастор Церкви ХАСД г. Харькова в 1915-1916 г. г.

2. Ефимова С.С., пастор Церкви ХАСД г. Харькова в 1920-1922 г. г. с семьей.

3. Теппоне В.М., пастор Церкви ХАСД г. Харькова в 1922-1925 г. г. с семьей.

4. Харьковская община в 1925 году. Прощальное фото с пастором Теппоне В.М.

5. Делегаты и гости съезда Азовского объединения церкви ХАСД. Харьков. 30 мая 1929 года.

6. Харьковская община. 22.03.1932 г. В центре служители Павличенко В. и Тарасовский В.Г..

7. В центре пастор Черненко П.И. Харьков. 1930 г.

8. Пастор Церкви ХАСД г. Харькова в 1932-1936 г. г. Васюкович А.В. с супругой.

9. Крещение при пасторе Васюковиче А.В. Харьков, 1933 г.

10. Харьковская община в 1933 году. В центре пастор Васюкович А.В.

11. Хор Харьковской церкви ХАСД, 1933 г. В первом ряду пасторы Тарасовский В.Г. и Черненко П.И. (слева — направо).

12. Пастор Церкви ХАСД г. Харькова в 1947-1948 г. г. Васюков А.Д. с супругой.

13. Харьковская община. 02.07.1948 г.

14. Пастор Титоренко К.Е.

15. Пасторы Трусюк Н.Г.( в Харькове нес служение в 1957-1958 г.г .), пастор Ярмоленко В.С. .( в Харькове нес служение в 1954-1957 г.г .), пастор Галладжев А.Г.

16. Харьковская община 19.11.1956 г.

17. Крещение при пасторе Ярмоленко, 1955 г.

18. Хор Харьковской общины, июнь 1955 г.

19. Алексеев А.А., долгое время возглавлял отдел Субботней школы.

20. Пастор Мацанов П. А., выдающийся руководитель церкви ХАСД в СССР в 1952-1981 г. г.

21. Струнный оркестр церкви. Харьков, 1960- г.г. Крайняя слева Бондаренко Т.В.- руководитель.

22. Праздник жатвы. Харьков. 1960- г.г.

23. Гапон В.Н., долгое время несший служение Старшего дьякона.

24. Харьковская община в 1980 году. В первом ряду (слева- направо) пресвитер Осьмачко Н.П. и пастор Титков П.Г.

25. Хор Харьковской церкви в 1980-х г.г.

26. Воронюк Н.Й., областной пастор Церкви ХАСД г. Харькова в 1983-1988 г. г.

27. Молодежь Харьковской церкви конца 1970- начала 1980 г. г.

28. Пастор Молчанов С.Б.

29. Хор Харьковской церкви, середины 1990-х г.г. Выступает Гапон Т.А.

30. Совет Южного объединения. В первом ряду (слева – направо) первый -пастор Дрозд С.С., ______-пастор Зинюк Н.Г.

31. Селиванов Н.В. долгое время несший служение руководителя миссионерского отдела.

32. Члены совета пятой центральной церкви ХАСД г. Харькова. 2005 г.

33. Программа Джеймса Гилли. Харьков.1992 г.

34. Программа Джона Картера. Харьков.2002 г.

Список использованной литературы.

1. Алексеева В. И. Краткая история Церкви христиан адвентистов седьмого дня в Харькове (рукопись).

2. Белов А. В. Адвентизм. М.: Политиздат, 1968.

3. Белов А. В. Адвентисты. М.: Наука, 1964.

4. Бондаренко Т. В. Воспоминания (рукопись). Харьков, 2005.

5. Бондарь С. Д. Адвентисты Седьмого Дня. СПб.: Тип-я Министерства Внутренних дел, 1911.

6. Васюкович Л. А. Воспоминания (рукопись). Харьков, 2005.

7. Гапон В. Н. Воспоминания (рукопись). Харьков, 2005.

8. Гончар (Мацанова) Н.П. Воспоминания (рукопись). Белгород.2005.

9. Государственный архив Харьковской области.

10. Григоренко А.Ю. Эсхатология, миллеризм, адвентизм: история и современность. Спб. 2003. 344 с.

11. Григорьев Г. А. Адвентисты Седьмого Дня. Краткий исторический очерк (машинописная брошюра).

12. Жукалюк Н. А. Вспоминайте наставников ваших. К.: Джерело життя, 1999.

13. Жукалюк Н. А. Через крутые перевалы. К.: Джерело життя, Заокский: Источник жизни, 2002.

14. Журнал «Благая весть», за 1913—1919 гг.

15. Журнал «Благовестник», за 1925—1928 гг.

16. Журнал «Вестник христианина» за 1919—1923 гг.

17. Журнал «Голос истины», за 1918—1920 гг., 1925—1929 гг.

18. Журнал «Маслина», за 1907—1913 гг.

19. Лебсак Г. И. Великое Адвентистское движение и Адвентисты седьмого дня в России. К.: Патмос, 1918.

20. Личный архив Алексеева А. А.

21. Личный архив Вендина М. П.

22. Личный архив пастора Васюковича А. В.

23. Личный архив пастора Воронюка Н. Й.

24. Личный архив пастора Н. П. Осьмачко.

25. Личный архив пастора П. А. Мацанова.

26. Мацанова А. Г., Мацанов П. А. По тернистому пути. Калининград: Янтарный сказ. 1995.

27. Огієнко І. І. Українська церква. К.: Україна, 1993.

28. Осьмачко Н. П. Воспоминания (рукопись). Харьков, 2005.

29. Отчет Пятого Всесоюзного Съезда Адвентистов Седьмого Дня. М.: И-е Всесоюзного совета АСД, 1924.

30. Отчет Шестого Всесоюзного Съезда Адвентистов Седьмого Дня. К.: И-е Всеукраинского объединения АСД, 1928.

31. Парасей А. Ф., Жукалюк Н. А. Бедная, бросаемая бурею. К.: Джерело життя, 1997.

32. Полонська-Василенко Н. Історія України-Русі. В 2 т. К.: Либідь. 1993.

33. Протокол Киевского совещания от 20.01.1965 г.

34. Сиротинская Л. Т. Воспоминания (рукопись). Харьков, 2005.

35. Теппоне В. В. «Из истории церкви АСД», Калининград: Янтарній сказ. 1993.

36. Федоренко Ф. И. Секты, их вера и дела. М.: Политиздат, 1965.

37. Юнак Д. О. История Церкви христиан адвентистов седьмого дня в России. В 2 т. Заокский: Источник жизни, 2002.