Глава 12. Борьба церкви

Это одна из наиболее ярко освещенных и объемных глав книги.

С удивлением смотря на всю раскрывающуюся пред ним панораму, пророк говорит: «И явилось на небе великое знамение». С помощью божественных образов его внимание было обращено в прошлое, чтобы стать свидетелем самого начала греха, когда Люцифер бросил вызов престолу Божьему: затем он созерцает последнюю борьбу сатаны с верными свидетелями Христа как раз перед Его пришествием.

Откровение. 12 глава В этой панораме событий представлена деятельность князя тьмы против правления Божьего и Его народа. Эта драма состоит из четырех действий:

1. Происхождение греха и начало борьбы на небе.

2. Нападки на Христа во время жизни на земле.

3. Преследование церкви в последующие столетия.

4. Последняя война против остатка народа Божьего.

Мы находимся в середине книги Откровения. Последующие главы дают удивительные подробности о заключительной борьбе между силами добра и зла. Заключительная победа церкви «уничтожение сатаны и его полчищ, окончательное установление Царства Божьего на земле»,- эти темы составляют кульминационную точку книги Откровение. [113] «Жена, облеченная в солнце» Жена в великолепном одеянии, облеченная в солнце, и луна — основание у ее ног.

12 звезд — ее венец,- это в некоторой степени самый привлекательный из всех пророческих символов.

Жена в пророчестве символизирует собой церковь. Чистая истинная церковь Божья представлена целомудренной женой (Иер.6, 2; Ис.54, 5-6. Осии, 2, 19-20. Иоан. 3, 29. 2Кор.11, 2. Откр. 19, 7-8). Отступившая, порочная церковь представлена в образе развратной жены, блудницы (Откр. 17, 1-5. Иер.3, 1. 8. Иез. 16, 26-29. Ис.50, 1).

У Христа — только одно тело — Его церковь и она существовала во все века.

Древний Израиль под водительством Моисея назывался «церковью в пустыне» (Деян. 7, 38-39 — иностран. пер.). У Бога всегда был только один избранный народ, одна семья Божья, один виноградник, одна невеста, один Новый Иерусалим. Ворота этого славного города несут имена 12-и колен Израильских, а в основании — имена 12-ти апостолов.

Во всей Библии помещена только одна история; история борьбы между Христом и Его противником; между семенем жены и змеем.

«Действительно на земле была только одна церковь, существовавшая на протяжении всех времен и при всех системах.

Итак, здесь мы имеем ее символ, величественно одетую жену, в которой обобщены все эти качества и главные ее характерные черты от самого начала до великого завершения» (Л. А. Сейс. «Апокалипсис» Т. 2. 277 стр.).

«Мы признаем жену за символ Божьей религиозной системы на земле от начала ее свидетельства до конца» (Девис. «Видение Патмоса» стр. 178).

Как Ева была сотворена из ребра Адама во время его глубоко сна (Быт. 2, 21-22), так и Христос, второй Адам, дал начало Своей невесте церкви «Своей смертью и воскресением». Только когда мы становимся членами Его тела, Его плоти и Его костей, мы становимся частью истинной церкви (Ефес. 5, 30).

Истинная церковь Иисуса Христа всегда была облечена в «Солнце Праведности» (Мал. 4, 2). Иисус Христос [114] — также является «Светом миру» (Иоан. 8, 12; 9, 5). Только те, кто ходят в единстве со Словом Божьим, могут быть названы «детьми света» (См. Лук.16, 8. Ефес. 5, 8. 1Фес. 5, 5-8).

«Под ногами ее луна» Луна сама по себе не имеет света; она только отражает свет от солнца. Также и церковь. Мы не имеем света в самих себе, но только отражаем славу Христа «Солнца Праведности». Это чудесным образом было открыто в служении Ветхозаветнего святилища, что являлось только «тенью будущих благ» (Евр. 10, 1). Подобно тому, как совершающиеся события бросают тень вокруг себя, так и крест Христа бросил длинную тень, которая простиралась от Едема до Голгофы.

Церковь здесь представлена стоящей на луне, не пренебрегающая ветхозаветними проповедями Моисея и пророков, но скорее принимающая их за основание. Вечное Евангелие во все века несло ту же весть. Метод возвещения вести спасения может отличаться, но люди спасались и сегодня могут быть спасены от греха только одним путем — по благодати Божьей.

Мы не должны смущаться тем, что луна является божеством языческой религии. Ни солнце, ни луна, ни даже жена не являются объектами поклонения, но только символами. Жена или церковь стоит на луне.

В Псалме 88, 35-38 Господь говорит, что Его залог и Его Слово так же верны и неизменны, как луна. Церковь была утверждена на Слове Божьем.

«На голове ее венец из двенадцати звезд» Венец — это символ царской власти. Церковь названа «царственным священством» (1Петр. 2, 9). Как мы уже отмечали раньше, 12 — это число Божьего царства.

В ветхозаветней было 12 колен и 12 апостолов — в церкви нового завета.

12 оснований в Новом Иерусалиме и 12 ворот в городе. Также будет и 12 престолов в победоносной церкви (Матф. 19, 27. 28. Лук.22, 28-30). [115] «Родила она младенца мужского пола» В Бытие 3, 15 мы находим первое обетование о грядущем Спасителе.

Ева, казалось, думала, что Каин был обещанным Мессией. Перевод Спуррела гласит: «Я обрела человека Иегову» (Быт. 4, 1). Но вместо того, чтобы дать жизнь, Каин стал убийцей. Во все века верные дети Божьи ожидали грядущего Спасителя. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Своего Сына» (Гал. 4, 4). И согласно пророческому слову, Он пришел в этот мир как беспомощный младенец.

«Большой красный дракон» Дракон ясно представляет собой сатану (ст. 9). Но в своем нападении на народ Божий он всегда действовал через земные, преследующие власти, такие как древний Египет и языческий Рим,- они оба представлены в Писании под этим же символом (cм. Иез. 29, 2-4). «Языческий Рим на своих знаменах наряду с орлом использовал образ дракона.

Знамена с драконом были красными» (Пурпурное знамя дракона. А. Марцелинус. «История Римской империи» книга 16, гл. 12).

Это пророчество снимает маску с чудовища и раскрывает действительную власть, которая скрывалась под такими земными царствами как Вавилон, Тир и Рим.В Исаии 14 гл.

Иез. 28 гл. мы находим тот же принцип. За царями Вавилона и Тира стояла та же власть. От самого Едема и до конца времени прослеживается скользким след змея.

Он отравил источник жизни у самого основания и его хитрость против жены в действительности была нападением на Бога.

Дракон, как враг Христа и Его церкви упоминается в Откровении 13 раз.

Дракон ожидает, чтобы поглотить ребенка Народ Божий бережно хранил Его обетование, данное Еве в Едеме.

Но они долго ожидали пришествия обетованного «Семени» Христа (Гал. 3, 16). Сатана также ожидал [116] и в свою очередь он пытался помещать исполнению небесного плана относительно спасения мира. Много раз он почти уже добивался своего. Перед потопом всякая плоть на земле была «развращена», но «Ной обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6, 8).

Затем, когда обетование относительно семени было ограничено в разное время коленом Иуды и потомством Давида, здесь мы видим, как враг концентрировал все свои силы.

В Персии правитель издал указ, чтобы иудеи как нация были уничтожены; но несмотря на все происки и планы сатаны, Божий план осуществился. Новый Завет начинается такими победоносными словами: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, сына Авраамова» (Матф. 1, 1). Ребенок родился несмотря на большое сопротивление объединенных сил зла.

При рождении Иисуса дракон был рядом, готовый поглотить Его.

Но Он спасся,- убежав в Египет.

В пустыне дракон ринулся в наступление только для того, чтобы быть пораженным Словом Божьим. Тогда все мрачные страсти ненависти выплеснулись на Голгофе… Преданный и распятый Спаситель мира был наконец погребен во гробе, высеченном в скале.

Как торжествовало зло! Но только на несколько часов. Своей смертью и воскресением Христос вторгся во владения сатаны и поколебал силы тьмы.

«Восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» Он воскрес ради нашего оправдания и как Царь Праведности Он служил теперь у престола благодати (Евр.4, 14;8, 1; 10, 12). Кто может выдвинуть какое-либо обвинение против избранных Божьих? Мы оправданы во Христе и реабилитированы Его властью; ничто не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе (Рим. 8, 33-34).

Каким изумительным все это казалось для Иоанна! Его личное изгнание, ранняя мученическая смерть его брата Иакова, казнь Петра и Павла, теперь все ему было понятно, когда он смотрел на эту раскрывающуюся панораму.

Он мог понять всю значимость драмы греха и спасения, [117] завеса отодвинулась в прошлое, равно как и будущее открылось пред его взором.

«И произошла на небе война» Война не началась на земле; она началась на небе. История греха длинна и уродлива. Грех — это тайна и его существованию нельзя найти оправдания. Он не зародился на земле, но начался на небе, когда Люцифер подстрекал к восстанию ангелов. Как предводитель небесных воинств, он оспаривал Божье правление (Ис.14, 12-15; Он был совершен в красоте и по характеру, пока не нашлось в нем беззакония (Иез. 28, 12-15). Хотя Люцифер был самым почетным из всего множества ангелов, он стал завидовать Творцу, страстно домогаясь Его престола; он начал сеять разногласия среди ангелов, вызывая этим возмущение. «Бог разрешил ему (сатане) продемонстрировать природу его претензий и показать на деле действие предложенных им изменений в божественном законе. Его собственные действия должны были осудить его… Вся вселенная должна была увидеть обманщика без маски — таким как он есть» (ПП. 42).

«Михаил и ангелы Его воевали против дракона» Апостол Петр говорит: «ангелы согрешили» (2Петр. 2, 4). Некоторые из множества ангелов присоединились к Люциферу в его восстании против Бога.

Этих ангелов, «не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище» Бог приведет на суд (Иуды 6 ст).

Иоанн описывает дракона как увлекшего «третью часть звезд». Они присоединились к восставшим. То был трагический день, когда змей завоевал преданность Адама и Евы и эта недавно сотворенная земля с того времени стала ареной борьбы двух борющихся сил, возглавляемых двумя великими полководцами Михаилом и драконом. До смерти Христа сатана был законным представителем этого мира.

Хотя он и захватил царство, он всегда был обвинителем человека (Иов.1, 6 9-11). Поэтому борьба между добром и злом имеет намного большую область распространения, чем наша видимая земля.

Но греху будет положен конец на этой планете (Иез. 28, 18-19). [118] «Низвержен клеветник братьев наших» (Откр. 12, 10) Это великое духовное сражение достигло кульминационного момента в тот час, когда Христос висел на кресте. Все небо «наблюдало за битвой между светом и тьмой, как она разгоралась все сильнее. И когда Христос в Своей предсмертной агонии на кресте воскликнул «Совершилось!» — этот торжественный возглас победы пронесся чрез все миры и по всему небу. Величайшее состязание, которое столько времени длилось в этом мире, окончилось и Христос вышел победителем. Его смерть была ответом на вопрос — достаточно ли обладают любовью Отец и Сын к человечеству, чтобы проявить самоотречение и дух жертвы. Сатана проявил свой настоящий характер как лжец и убийца.

Это очень ярко проявилось в духе, с которым он господствовал над сынами человеческими, находившимися под его властью; если бы ему разрешили, он таким же образом господствовал над разумными существами на небе. Верная вселенная единогласно высказалась в поддержку божественного правления» (ПП. 69-70 стр.).

Когда Христос, воскресший из могилы, стал законным представителем этого мира, Его смерть примирила мир с Богом, и обвинитель дьявол уже больше не имел претензий на него. Неудивительно, что на небе раздался возглас победы! Более того, небожители говорили о сатане как о «клеветнике братьев наших». Старцы тоже знали его власть, ведь они также встречались с ним в смертельной схватке. Клеветник и обманщик был в конце концов свержен со своего незаконно захваченного места и Христос, второй Адам, стал нашим представителем». (Откр.10. 12).

«Горе жителям земли!» Теперь раскрылась основная причина великой борьбы церкви. Сатана знал, что проиграл борьбу против Бога и, сознавая, что его время коротко, он теперь сосредоточивает свою силу на последователях Христа. Пророку был показан этот враг Бога и человека, преследующий жену — церковь. До смерти Иисуса Христа сатана [119] мог легко заставить другие миры присоединиться к нему в восстании. Но теперь он был поражен (см. ЖВ. 758). Итак, он сосредоточивает все свои силы на борьбу с церковью. Спасаясь от нападений сатаны она убежала в место, приготовленное для нее Богом, где она пыталась 1260 пророческих дней или лет.

Этот период семь раз упоминается в книге пророка Даниила и Откровении: 1. Дан. 7, 25. 2. Дан. 12, 7. 3. Откр. 11, 2. 4. Откр. 11, 3. 5. Откр. 12, 6. 6. Откр. 12, 14. 7. Откр. 13, 5. Этот период начинается, как мы уже отмечали, с декрета Юстиниана в 538 году и заканчивается свержением папской власти в 1798 году.

Такие уединенные места, как Пьемонтские долины, Альпийские горные ущелья, а также дружелюбная земля недавно открытой Америки,- все это стало убежищем для преследуемого народа Божьего.

«Пустил змей из пасти своей воду» (Откр. 12, 15) Воды в пророчестве символизируют собой народы (Откр. 17, 15). Во время папского владычества поднимались разные народы, пытаясь уничтожить истинный и верный народ Божий. Страницы истории обагрены кровью жестоких преследований и безжалостного избиения. Но все это не смогло уничтожить народ Божий. Наоборот «кровь мучеников была семенем для церкви».

Небо радуется победе святых, одержанной над силой дракона. «Они победили его кровью Агнца и Словом свидетельства своего» (Откр. 12, 11). Но пророк видит, как предпринимается другая, более искусная попытка уничтожить церковь.

Враг выпустил из пасти своей поток воды, чтобы смести жену. Действительно поднялся поток ложных учений, пропитанный теорией эволюции и человеческой философией, чтобы действовать против истины Божьей.

Это особенно явно проявилось в конце 1260 лет. Вода текла из пасти змея. Если он не мог добиться своего войсками и гонением, теперь он пытался осуществить свою цель с помощью армии ложных учителей. Лживая пропаганда и «лжеименное знание» (1Тим. 6, 20) достигнуть своего наивысшего предела в последней борьбе против истины. [120] «Разверзла земля уста свои» Встречая эту новую нападку сатаны, «земля открыла свои уста». Столетиями земля помогала жене, представляя место убежища для гонимого народа Божьего.

Но эта новая атака, исходящая из пасти самого змея, была преодолена другим путем. За сто лет до этого появилась новая наука археология и из погребенных городов прошлого один за другим накапливались доказательства, подтверждающие точность библейских Писаний. Удивительные открытия в области археологии, истории и геологии,- все они привели достаточно доказательств, защищая Слово Божье.

Розетский камень, найденный в 1799 году, стал ключом к разгадке прошлого. Он дал возможность ученым выучить дренеегипетские языки, открывая тем самым историю древности. Тысячи открытий были сделаны в доказательство библейской истории. Земля действительно открыла свои уста и каждый ее камень взывает к слуху этого скептического века «Слово Твое — истинно».

«И рассвирепел дракон… и пошел, чтобы вступить в брань с остатком» (ст. 17).

Последняя и самая великая попытка сатаны будет направлена на самую последнюю церковь, названную в этой главе «прочими от семени ее». Эти верные «послушные заповедям Божьим» и «имеющие свидетельство Иисуса» стоят как истинные Его свидетели. «С самого начала великой борьбы на небе, сатана преследовал цель — свергнуть закон Божий. Именно с этой целью он и возмутился против Творца и хотя изгнанный из неба, он продолжает ту же борьбу и на земле… Окончательная великая борьба между истиной и заблуждением является последним сражением вековечной борьбы между истиной и заблуждением является последним сражением вековечной борьбы из-за закона Божьего» (ВБ. 582).

В каждом великом кризисе истории Бог имел верных слуг, для которых верность Богу была дороже жизни. Пророк Исаия писал о том времени, когда истина среди компромисса [121] назвала тех, кто оставался верными Богу — «Его остатком» (См. Соф. 3, 12. 13. Мих. 4, 7).

В этом последнем великом кризисе веков Бог будет иметь верный «остаток», который с помощью Его благодати будет стоять за истину и праведность. Иоанн описывает их как «хранящих заповеди Божьи и имеющих свидетельство Иисуса», что по словам ангела есть «Дух пророчества» (Откр. 12, 17; 19, 10). Через Свое Слово и советы Своего Духа, Бог уже сегодня готовит этот остаток устоять «в день злой», когда начальства и власти и «мироправители века сего предпримут свою последнюю атаку на церковь» (Ефес. 6, 12. 13. 2Фес. 2, 9-13).

Через этот остаток Бог провозгласит миру последнюю весть благодати и в то же время раскроет козни «человека греха», чья ложная система спасения затемнила чудесное Евангелие Христа и Его спасительную благодать. Церковь, ожидающая явления нашего Господа «не будет иметь недостатка ни в каком даровании»,- говорит ап. Павел (1Кор.1, 7). Бог имеет Своих слуг в каждой стране на земле. Он собирает их силой вечного Евангелия, возвещаемого «каждому племени, языку и народу» (Откр. 14, 6). Это очень ясно выражено в следующем цитировании из трудов Елены Уайт: «Среди всех жителей земли, в разных концах мира есть люди, которые не преклонили колена пред Ваалом. Подобно звездам, которые только ночью зажигаются на небе, эти верные души засияют тогда, когда тьма покроет землю и густой мрак окутает народы. В языческой Африке, в католических странах Европы, в Южной Америке, Китае, Индии, на морских островах и в самых далеких уголках земли Бог имеет Своих избранных детей, которые вскоре засияют среди мрака, открывая нечестивому миру преобразующую силу повиновения Его закону» (ПЦ. 188. 189 стр). [122]