Глава 6. Видение престола: Агнец и запечатанная книга

Теперь начинается воистину великолепное зрелище Апокалипсиса. То, что было показано до сих пор, было всего лишь вступлением.

Вся цель этих пророчеств — открыть справедливость Божью и показать как Его характер будет оправдан перед всей вселенной. Нам станет яснее, если допустим мысль как Иоанну было открыто то будущее время, когда начался суд Божий. Четвертая глава начинается приглашением: «Взойди сюда», чтобы Иоанну лучше увидеть то, «чему надлежит быть вскоре». В видении он входит во святилище Божье и с места престола Вечного Он дает описание великих сцен суда, когда дела всех будут решены. Эти события в их развертывающейся драме искупления наполняют его благоговением. Ап. Павел говорит; «Бог назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа» (Деян. 17, 31). И снова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2Кор. 5, 10).

Дверь, открытая на небе В земном святилище, построенном Моисеем, было два отделения. Они были названы: «Святое» и «Святое-Святых». Никто не мог войти во Святое-святых кроме первосвященника [49] и только однажды в год, в День Примирения.

На протяжении всей своей истории евреи признавали День Примирения как прообраз Судного дня, когда дела всех будут решены. Земное святилище было прообразом небесного (См. Евр.9 гл), и в видении Иоанн видел «дверь, открытую на небе», не в небо, а на небе.

Это было открытие внутренней двери в небесном святилище. Иоанн был вознесен в видении, чтобы увидеть торжественные сцены суда, когда Первосвященник совершает свою заключительную работу служения.

Голос на небе проговорил: «Взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего» (Откр. 4, 1). Пророк откликнулся и первое, что он увидел — был престол Божий. Между описанием Иоанна в 4 главе Откровения и описанием в Дан. 7, 9-14 существует поразительное сходство.

Оба пророка видели одну и ту же сцену. Каждый изображает «престолы» или места, расположенные вокруг главного престола и оба — Даниил и Иоанн — пытаются описать Того, Кто, занимает этот престол. Даниил говорит: «Его одежды белы как снег». Иоанн говорит: «Он был подобен камню яспису» или более точно «подобен бриллианту». Даниил свидетельствует: «Огненная река выходила и проходила перед Ним». Иоанн сравнивает; «Он подобен камню Сардису», или красному диаманту. Ослепительно белый яспис или бриллиант хорошо олицетворяют Его святость в то время как огненная река или кроваво-красный сардисс соответственно олицетворяет собой Его праведность (См. Приложение, стр. 214, № 1).

Сам престол был подобен «смарагду». Зеленый живой цвет хорошо отображает благодать Божью, в то время как «радуга вокруг престола» — это прекрасный символ надежды.

Когда появилась первая радуга на небе, она была знамением Божьего вечного завета о мире (Быт. 9). Но без дождя не может быть радуги. Смешение солнечного света и водяных паров образуют радугу. Так и радуга, окружающая престол Божий. Это соединение Божьей милости и Его справедливости. У престола благодати «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84, 11). Престол, описанный Даниилом и Иоанном не являются «престолом славы» (Матф. 25, 31, Откр. 20, 11). [50] Нет, дорогой читатель, это «престол благодати», куда вы и я можем обращаться за милостью и прощением грехов (Евр. 4, 16).

Но самым великим утешением и первой гарантией победы является то, что Бог — на Своем престоле. Он не слагает полномочий ни перед какой другой властью. Никакая земная власть не может свергнуть занимающего этот престол.

Слово «место» — греч. «тронос», от него произошло наше слово «трон». Это места почета или престолы, на которых сидят 24 старца.

Даниил подчеркивает, что престолы были «поставлены» (Дан. 7, 9). Обычай того времени заключается в том, что при судебных разбирательствах на месте суда размещали или клали подушки, на которые занимающие высокий пост могли облокачиваться во время заседания суда.

Эти старшие братья, как священники древнего Израиля, облекались в белые одежды, символ «праведности святых» (Откр. 19, 8). Совершая служение как-бы по чину Мелхиседека, они назывались царственными священниками.

Но кто эти старцы? Откуда они пришли? Они сами себя называют спасенными от земли (Откр. 5, 9). Это — грешники, спасенные благодатью. Священники должны избираться от среды братьев (Евр.2, 17). Эти люди, будучи священниками, были избранными представителями от всякого племени и народа земли.

При воскресении Христа «многие тела усопших святых воскресли и вышли из гробов» (Матф. 27, 52-53). Затем: «Восшед на высоту, пленил плен» (Ефес. 4, 8). В этом смысле «Он стал первородным между многими братьями» (Рим. 8, 29). Когда Христос был официально введен в должность нашего Первосвященника. Он был помазан елеем радости более соучастников Своих (Евр.1, 9). Эти «соучастники» не ангелы, а люди.

Это Его «братья», воскресшие со Христом из могилы.

Эти воскресшие были прообразом жертвенного снопа потрясения, согласно церемониальному закону Моисеева (Лев. 23, 15). Христос — есть первый плод (1Кор.15, 20) и Он воскрес именно в день принесения первых плодов.

Иисус умер в 14 день Нисана [51] первого месяца и воскрес в 16 день, точно исполнив пророчество.

24 священника предстали со Христом в Его священническом служении. Это также является исполнением прообраза. В служении в храме были 24 чреды левитского служения (см. 1Парал. 24, 3-19; 2Пар. 8, 14).

«Семь светильников горящих» Эти светильники обозначают «семь Духов Божьих»; семь — это число полноты и совершенства.

Это прекрасная картина полноты Святого Духа, постоянно ищущего по всему миру тех, чьи сердца вполне преданы Ему (2Парал. 16, 9; Прит. 15, 3).

«Живые существа у престола» (Откр. 4, 4) «Четыре животных» или «живых существа» (как передано в других переводах греческого слова «зуун»),- кажется более тесно связаны с престолом, чем даже 24 старца. Важен символизм льва, тельца, человека и летящего орла. Подобное сходство помещено также в 1 главе Иезекииля. Это несомненно символы силы, выносливости, разума и скорости. Комментаторы издавна соединяли эти символы с четырьмя сторонами жизни нашего Спасителя, выделено в четырех Евангелиях. Матфей освещает царственную сторону нашего Господа, выделяя царя и Его царство. Это символически изображено львом, величественным царем животных. Марк касается в основном такой черты Спасителя, как слуги человечества. Это раскрыто в символе вола, символизирующего собой служение. Лука, врач, раскрывает Его человеческую сторону как Сына человеческого, следовательно, представляет лицо человеческое. Иоанн подчеркивает Его божественность. «Христос — вечное Слово — сотворивший все.

Эта сторона нашего Господа символически изображена летящим орлом.

Хотя описание расположения и устройства Израиля в пустыне, как оно дано во 2 главе Чисел, ничего не упоминает по этому поводу, но исторические записи свидетельствуют, что эти символы использовались следующим образом: часть колен, располагавшихся около Иуды, стояли под знаменем льва; те, что стояли [52] около Ефрема — под знаменем тельца; около Рувима — под знаменем человека; а вокруг Дана — под летящим орлом.

Сцена, которая вскоре раскроется пред нами — одна из великих кульминационных моментов в истории Апокалипсиса. Потрясающая быстрота развертывающихся здесь событий охватывает человека благоговейным страхом, когда он старается уловить их истинную ценность.

Книга со скрепляющими печатями Сидящий на престоле держит в Своей руке книгу, запечатанную семью печатями. Какой бы эта книга ни была, она касается спасения людей, ибо как только ее взяли из рук Сидящего на престоле, раздается победная песнь хвалы и старцы восклицают в восторженных словах: «Достоин Агнец закланный, ибо кровью Своею Ты искупил нас». Да, она имеет прямое отношение к нашему спасению. Вот почему так важно изучение этой книги.

В то время как план искупления уходит корнями в прошлое, его полное осуществление скрывается в будущем. Цена нашего искупления была уплачена нашим Господом, когда Он пролил Свою драгоценную кровь на Голгофском кресте. Но спасение не будет совершенным, пока Он не придет во второй раз в Своей силе и славе. Этот мир, столь долгое время находившийся под властью сил тьмы, должен быть снова восстановлен и возвращен народу Божьему. «Блаженны кроткие»,- сказал Иисус,- «ибо они наследуют землю». Это наследие все еще скрывается в будущем. Смотря вперед на этот час победы, Он приглашает нас приготовиться и обращает внимание на многие признаки, определяющие время Его пришествия. «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». (Лук. 21, 28).

Ап. Павел говорил о наследии, как о будущей надежде. Дар Святого Духа — это задаток или залог этого наследия, который есть залог «наследия вечного» (Ефес. 1, 13-14). В то время как наследие дается в залог, оно все же должно быть передано от его владетеля и приготовлено для его вечных жителей.

Это не может произойти до суда.

В древних законах и согласно еврейским обычаям [53] нельзя было отчуждать имущество до определенного срока.

Если кто-либо находил нужным из-за несчастного случая распорядиться своей землей, новый владелец мог быть владельцем только до юбилейного года, когда каждая собственность автоматически возвращалась ее первоначальному владельцу или его наследникам. Владелец или наследник фактически даже не должен был ожидать юбилейного года, приняв меры, чтобы утвердить законное право на собственность, он мог уплатить цену выкупа.

Во время отчуждения собственности, правовой документ составлялся в двух экземплярах, определяя условия, на которые владелец собственности имел основание выкупить собственность до юбилейного года.

Вид заключения контракта: «тот, кто должен был покупать землю, писал два экземпляра договора (документа); один должен был быть запечатан его собственной печатью, другой был раскрыт — для показа свидетелям, чтобы они могли подписаться и быть свидетелями того, что было написано.

Так свидетели подписывались на обратной стороне вложенного документа» (Комментарий на гражданский закон Моисея, глава 30. Цитировано Д. А. Сейсом в Апокалипсисе т. 1. 273 стр.).

Владетелю собственности, от которой он отрекся или ее конфисковали, всегда можно было возвратить ее на условии соглашения.

Но восстановление во владении или уплата выкупа могла быть осуществлена только «действием» самого близкого из родственников. История Руфи подразумевает такую сделку; все же в таком случае самый близкий из родственников уступил Воозу, одному из ближайших родственников. В 32 главе Иеремии перечисляется описание выкупа собственности, включая запечатанные книги о купле-продаже и незапечатанные.

Давайте теперь уловим ценный смысл этой небесной сцены.

При согрешении Адам лишился всех прав на этот мир.

И наследие ушло от него и от всего этого потомства. Сатана предъявил права на этот мир и в течение всех этих тысячелетий чужестранцы и незаконные владетели опустошали ее. Однако в течение всего этого времени дела на право собственности ожидают момента, когда Спаситель или Исполнитель возьмет эту запечатанную книгу и вновь вернет Себе это потерянное наследие. [54] Прежде чем неприятель и его семья могут быть изгнаны и законные наследники будут восстановлены в прежнем положении, необходимо тщательное исследование всех прав и требований. Для этого необходимо раскрыть небесные книги.

Они должны быть исследованы раньше, чем будет вынесено решение. Прежде чем наш Господь в силе и славе вернется во второй раз, чтобы взять Свою церковь, дело каждого будет решено, ибо Он принесет Свою награду с Собой, чтобы воздать «каждому человеку по делам его» (Откр. 22, 12). Прежде чем прийти в качестве Царя царей, Христос должен завершить Свою первосвященническую работу и вынести окончательный приговор над всем человечеством, который выражен в следующих словах: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще и святый да освящается еще» (Откр. 22, 11).

На каждом суде существуют следующие стадии:

1. Расследование доказательств.

2. Решение суда и вынесение приговора.

3. Исполнение приговора.

На великом небесном судебном следствии все эти три стадии также очевидны. Вынесение приговора — это не суд. Прежде чем он будет приведен в исполнение, должно быть вынесено решение суда.

Но прежде необходимо расследование, или следствие каждого дела.

Все это происходит не потому, что Бог нуждается в доказательствах, ибо Он есть Бог и знает все, но чтобы вся вселенная могла убедиться в справедливости решения приговора и Божье имя было бы оправдано.

Апостол Павел говорит: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2Кор. 5, 10). Более того, он возвещает, что Христос будет судить тайные помышления людей (Рим.2, 16). И далее: «Бог назначил день в который будет праведно судить всю вселенную посредством предопределенного Мужа» заверено тем фактом, что «Он воскресил Его из мертвых». Этот Муж никто иной, как Сам Христос, сказавший: «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Иоан. 5, 22-27).

Эти слова Иисуса выделяют две стадии суда, [55] а именно то, что здесь будут представлены на рассмотрение записи жизни каждого человека; и второе то, что последует за этим, когда решение суда будет приведено в исполнение. Обратите внимание на следующие серьезные слова: «Христос должен стать и нашим Судьей. Отец — не Судья. Ангелы — тоже нет.

Он, Который облекся в человеческую плоть и жил в этом мире совершенной жизнью — будет судить нас.

Только Он Один может быть нашим Судьей. Помните ли вы, братья, об этом? Помните ли вы, служители, об этом? Помните ли вы об этом отцы и матери? Христос облекся в человеческую плоть, чтобы быть нашим Судьей» (СЦ. 9. 185 стр.).

«Тот, Кто излил Свой свет на землю и с нежностью ухаживает за душой человека, стараясь вырвать ее из оков греха и направить к святому образу жизни,- в то же самое время является ее единственным Защитником и Судьей… Он, Который в ожесточенной битве боролся с обманщиком, и в течение всех столетий старался вырвать пленников из когтей сатаны — вынесет приговор каждой душе» (ЖВ. 210 стр.).

«Сам Христос решит, кто достоин жить в небесной семье.

Он будет судить каждого человека согласно его слов и дел» (НУХ. 74 стр.).

«Ветхий днями — это Бог Отец… Он, Источник всего существующего, Основатель и Автор всего закона, будет председательствовать на суде… В сопровождении святых ангелов наш Великий Первосвященник явился в присутствие Божье, вошел во Святое-святых, чтобы совершить окончательную работу в Своем посредническом служении за людей т. е. чтобы произвести судебное следствие и искупить всех тех, кто окажется достойным получить благословение» (ВБ. 479. 480).

Почему Христос есть наш предопределенный Судья? Мы приводим Его личные слова: «Потому что Он есть Сын Человеческий».

«Поскольку «Бог дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын Человеческий». Христос испил все страдания и прельщения человеческой души, понял ее слабости и грехи и для блага нашего непоколебимо стоял пред лицом всех искушений сатаны, с милосердием и справедливостью обращался с каждой душой, ради которой пролил Свою кровь,- и потому Сын Человеческий получил право производить суд» (ЖВ. 210 стр.) [56] Среди древних израильских годовых праздников были два особенно важных — это Пасха и Судный день (См. стр. 85). Первый отмечался весной; второй — осенью; эти праздники представляли собой важные стадии в работе Христа.

Ап. Павел говорит: «Ибо Пасха ваша — Христос, заклан за нас». (1Кор.5, 7). Он восстал из гроба, чтобы стать нашим Первосвященником на небе, где Он служит благами Своей жертвы, запечатлевая Своим Духом в нас то, что Он совершил за нас на кресте. Это служение достигает своего наивысшего момента в работе суда. Этот процесс прообразно был показан в служении великого Судного дня.

Этот день приходился как раз на время перед жатвой, он символизировал великий суд на небе, после которого придет наш Господь, чтобы пожать жатву земли. Сегодня мы живем в прообразный день Примирения, когда ваш Господь завершает Свое посредническое служение на небе.

Взяв за основу эти мысли, давайте рассмотрим небесную сцену суда, как она описана в 4 и 5 гл. Откровения. «Ветхий днями», Сидящий на престоле, окруженном радугой, председательствует на огромном собрании. Невозможно описать величие этой сцены. Рядом с великим престолом четыре живых существа, и вокруг них — 24 старца на своих местах или меньших престолах. В руке Всемогущего — книга. Она написана изнутри, а также и на обратной стороне или снаружи. Могущественный ангел выходит вперед и спрашивает перед всей вселенной: «Кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?» В свете того, как мы уже рассуждали по поводу потерянного наследия, такое провозглашение очень важно, ибо судьба этого потерянного мира, кажется, колеблется на весах.

Все небо замолкает и находится в полном молчании. Неужели никто не выйдет и не возьмет книгу? Страшная неопределенность. Нежное сердце Иоанна тронуто до слез.

Он плачет не потому, что нетерпеливо желает увидеть внутреннее содержание книги.

Его слезы — это не слезы разочарованного любопытства. Этот дисциплинированный и святой воин креста знает ценность этой запечатанной книги.

Если никто не окажется достойным раскрыть книгу и снять скрепляющие печати, тогда все обетования пророков, все надежды страдающего народа Божьего, все послания апостолов и евангелистов будут тщетными. Если нет ни одного наследника, тогда приобретенная собственность должна пропасть из-за отсутствия наследника. Дети потрясенной расы человечества никогда не смогут наследовать землю. Потрясающая мысль! [57] Затем один из старцев подходит к пророку и говорит: «Не плачь, вот Лев из колена Иудина… победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. Подняв глаза, он взглянул и вот! Посреди престола — Агнец, но не в безупречной красоте и невинности. Он как бы только закланный, недавно закланный. Агнец поднимается и берет эту книгу из руки сидящего на престоле. Когда Он делает это, волны радости охватывают всю вселенную и небесное множество оглашается хвалой. Здесь стоит Наследник. Спаситель найден», спасение купленной собственности гарантировано.

Когда Он сходит вниз, чтобы взять право на наследие отчужденного наследства, пророк отмечает некоторые выдающиеся черты.

Он Агнец: но к тому же Лев — Агнец. Это жертвенность — выдающаяся. Но у Него семь рогов. Это подчеркивает Его силу.

Его глаза отражают Его ум и мудрость. Семь — это число совершенства. Поэтому Он является символом совершенной силы и совершенной мудрости. 28 раз в книге Откровение Он назван Агнцем. Но символы этой сцены приводят нас к другим пророческим словам. Аввакум описывает Его таким образом: «От руки Его лучи» или «яркие лучи расходятся от Него и здесь тайник Его силы» (Аввак. 3, 4). Его ноги были пронзены, чтобы искупить грехи наших похождений; Его руки были пронзены, чтобы искупить грехи наших дел; Его голова была пронзена шипами терний, чтобы загладить грехи наших мыслей; и Его бок был пронзен, чтобы искупить Грехи порочных страстей.

Только Его руки могут снять скрепляющие печати этой книги. Участь людей и наций — в пригвожденных руках [58] закланного Агнца.

Более того, всякое откровение, получаемое нами от Бога, приходит к нам через Мужа Голгофы.

Все, что мы узнаем о будущем, приходит к нам от Возлюбившего нас и отдавшего Себя за нас.

Новая песнь пред престолом (Откр. 5, 9-13) «Когда Агнец берет книгу, живые существа и старцы в торжественной песне возносят свои голоса в благоговении и хвале: «Достоин Агнец закланный!» В Откровении 4, 8-11 слышится подобная песнь, но это песнь хвалы Тому, Кто как Творец Всего сидит на престоле. Но в 5 главе мы слышим ту же группу небожителей, поющих «новую песнь». Это также песнь хвалы, но она в основном обращена к Агнцу, когда Он принимает книгу из рук Всемогущего. Они сознают, что это означает. Столетия скорби и печали приходят к своему концу, ибо Тот, Кто уплатил цену выкупа — Небесный Наследник — теперь приступает к заключительной стадии Своего посредничества за погибших людей; и суд скоро начнется». (См. Приложение стр. 215. № 4).

«Достоин Агнец закланный, ибо Ты кровию Своею искупил нас Богу»,- эта хвалебная песнь раздается из уст искупленных. Но что-то еще привлекает наше внимание — мы видим 24-х старцев с золотыми чашами, полными фимиама, «Который представляет из себя молитвы святых». К чему здесь эта ссылка на молящихся? Может быть, на великую молитву святых всех веков будет отвечено? Со времени грехопадения Адама от всех веков нисходил вопль: «Да придет царствие Твое». Гонимые пророки, страдающие святые и бесчисленное множество мучеников молились и жаждали увидеть этот день.

На протяжении всей длинной и трагической ночи греха, когда мужчины и женщины запечатлели свое свидетельство кровью, множество молитв возносилось к Богу.

Но ни одна молитва не была потеряна. Все они были бережно сохранены как бы в золотых чашах.

Старцы возглавляют песнь хвалы, но они не единственные в этом, поскольку ее напев подхватывается бесчисленным множеством ангелов. Далее ее подхватывает все величественное Божье творение. Далеко в отдаленных глубинах космоса пророк слышит те же [59] знаки хвалы. Она распространяется все шире и шире, пока не достигнет всякой твари в великом Божьем творении и устремляется все дальше и дальше сквозь безграничные просторы вселенной, пока не достигнет размеров эпической песни: «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава, и держава во веки веков».

«Мы будем царствовать на земле»,- поют старцы в победоносном торжестве (ст.

10). Они сейчас не на земле, но они также не всегда будут на небе. Земля — их дом, и если мы будем верны, то будем царствовать с ними на обновленной земле. Это прообразно показано в удивительном заседании этого великого собрания. Какое величие! Какая слава при этом! Даниил, описывая эту сцену, говорит: «Престол Его как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.

Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрылись книги» (Дан. 7, 9-10).

Но пророк Иоанн, движимый Духом Божьим, описывает эту сцену во всех подробностях. Этого престарелого апостола пригласили присоединиться к обществу множества ангелов.

Он встает сзади четырех живых существ и старцев и с этого преимущественного положения начинает следить, как в величественной панораме развивается каждое событие.

Эта великая сцена не имеет себе равных во всем Писании. Это начало суда, оно достигнет своего кульминационного момента во Втором пришествии Христа.

Подходя к заключению этой одной из первых волнующих сцен Откровения, давайте вместе с торжествующими святыми объединим свои голоса в благодарности Богу за дарованную нам надежду, что на протяжении бесконечных веков мы будем иметь преимущество петь об Агнце и Его жертве. Наша настоящая песнь будет о том, Кто победил смерть и Своей кровью искупил нас Богу. Но если мы желаем объединиться в вечном гимне хвалы в будущем, мы теперь должны уловить смысл этого гимна, восклицая с ангелами и спасенными людьми: «Достоин, Агнец закланный!» [60]