Глава 7. Всадники из книги Откровение

Возможно, ни одно символическое пророчество не имело больше комментариев, чем это драматическое пророчество о всадниках.

В третьем столетии гонимые христиане черпали в этой главе много утешения и вдохновения. Все же эту книгу нельзя было понять полностью, пока не исполнились все события. Тем не менее Викторин, умерший в 202 году по Р. Хр. мученической смертью во время гонения Диаклитиана, написал полный комментарий на книгу Откровение. Его толкование сохранилось до настоящего времени.

Очень важен основной принцип повторения, выделяемый им. Пророчества Откровения не последовательны, они повторяются, они снова возвращают нас назад, охватывая эти же периоды времени. Например, семь печатей и семь труб охватывают один и тот же период времени, что и семь церквей. Естественно, есть много вопросов, о которых Викторин не мог знать в свое время, ибо описанные события еще не произошли.

Другой важный принцип в пророческом толковании, на что обращал внимание наш Господь,- когда пророчество встречается со своим исполнением, его можно полностью понять.

Иисус трижды сказал об этом в верхней горнице: «И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется» (Иоан. 14, 29; 13, 19; 16, 4). Цель пророчества — не сделать нас знатоками в предсказании, но скорее смирить нас пред лицом Божьим, сознавая то, что только Он знает конец от начала. Весьма интересно и вдохновенно обратить внимание на изучение истории церкви; когда [61] пророчество исполнилось, всегда были люди, замечавшие это.

В самом деле, нет ничего более ценного в таком изучении, чем заметить, что когда великие Божьи часы указывают на время исполнения какого-то важного пророчества,- Его вестники были на своем месте, готовые если нужно ценой своей жизни передать эту весть.

Тем не менее, не исполнившиеся пророчества всегда давали богатую почву для размышления и очень часто неразумные и неосведомленные решались вступать в эту сферу рассуждения. Когда их предсказания не исполнялись, противники Слова Божьего находили повод для насмешек и отвержения всего пророческого толкования. Пророчество, к изучению которого мы приступаем, много пострадало от диких и нелепых толкований. Но это одно из самых возвышенных и утешительных из всех пророчеств Библии.

6 главу Откровения нужно изучать в связи с 4 и 5 главами. Только тогда мы сможем уловить ее истинное значение.

Откровение. 6 глава

Давайте мысленно представим себе Иоанна, стоящего среди ангелов и старцев, как очевидца величайшего судебного процесса, происходившего когда-либо. Определяются дела всех, называющих себя детьми Божьими. Дело каждого изучается во свете окружающей обстановки, в которой он жил.

Так на великом небесном суде должна ожить история веков. Книги раскрыты, и с ними открыта другая книга, книга жизни. Суд в Священном Писании упоминается более 1000 раз, но Даниилу и Иоанну предоставлено привести нас к его завершению.

Пророк Даниил говорит: «Судьи сели и раскрылись книги». Автор книги Откровения, описывая эту же сцену, добавляет: «И иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Важно заметить, что эти два высказывания связаны с одной и той же сценой.

Эта книга жизни вновь откроется в конце тысячелетнего царства, как написано в Откровении 20, 12). [62] «Книга жизни содержит имена всех тех, которые когда- либо служили Богу. Иисус побуждал Своих учеников: «Радуйтесь, потому что наши имена записаны на небесах (Лук. 10, 20). Апостол Павел также говорит о своих верных соработниках, имена которых записаны в книге жизни (Фил.4, 3). Даниил, взирая на «время тяжкое, какого не бывало», говорит: что народ Божий будет избавлен,- «всякий, кто найден, будет записанным в книге». И Откровение говорит нам, что только войдут в город Божий, имена которых «записаны у Агнца, в книге жизни» (Дан. 12, 1. Откр. 21, 27).

«Памятная книга» пишется пред Господом, куда заносятся дела всех, «боящихся Господа и чтущих имя Его» (Мал. 3, 16). Их слова веры, дела любви — записаны на небе. Неемия, ссылаясь на это, говорит: «Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я делал для дома Бога моего» (Неем. 13, 14). В памятной книге Божьей увековечено всякое праведное дело.

Там верно отмечено всякое выдержанное испытание, каждое побежденное зло; всякое сказанное ласковое слово. Там отмечено каждое дело самоотвержения, всякая перенесенная боль и страдания ради Христа. Псалмопевец говорит: «У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя,- не в книге ли они Твоей?» (Пс.55, 9. ВБ. 480. 481).

Как утешительно сознавать, что когда наши дела предстанут на рассмотрение пред Богом,- Он примет во внимание наши радости, наши печали, окружающую нас обстановку, условия, при которых жили дети Божьи.

Он знает все. «Судья всей земли поступит ли несправедливо?» (Быт. 18, 25). Псалмопевец выражает это еще более ясными словами, говоря: «Господь в переписи народов напишет: такой-то родился там» (Пс. 86, 6).

Когда наш Первосвященник, небесный Исполнитель, Лев из колена Иуды и Агнец Божий снимет печати и раскроет книги, перед великим судом разыграется панорама веков. Поэтому давайте в благоговении займем свои места за удивленным пророком и проследим, как Агнец Божий раскрывает свиток. [63] Снятие печати При раскрытии каждой печати одно из живых существ восклицает голосом, подобным грому: «Иди и смотри» (Откр. 6, 1-2). Слова «И смотри» во многих древних рукописях опущены. Действительно, это более повеление к содержанию печати, чем приглашение пророка смотреть. Каждый определенный период истории церкви сжато представлен в одном великом символе, и послушные авторитетному повелению, символические кони в движущейся панораме галопом скачут со своими всадниками.

Первая печать. Белый конь, символ чистоты и победы.

Всаднику дан венец и в руке его лук. Он вышел как победоносный, чтобы победить; прекрасный символ торжества благовестия в первом веке распространения христианства. Он исполняет такие пророчества, как: «Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные, Ты обнажил лук Твой» (Аввак. 3. 8-9). «Но поразит их Бог стрелою; внезапно будут они уязвлены… И убоятся все человека, и возвестят дело Божье, и уразумеют что это Его дело» (Пс.63, 8-10).

Какие духовные уроки мы можем извлечь из этого пророчества? Какие бы духовные уроки мы не извлекли из этого пророчества, историческое толкование этого события, начиная с третьего века говорит, что эти символы образным языком изображают упадок духовной жизни церкви.

Викторин, первый толкователь, на которого мы уже ссылались, поясняет выход белого коня в первой печати,- как победы благовестия над язычеством в первом веке. «После того, как Господь вознесся на небо и раскрыл все дела, Он послал Святого Духа, чьи слова проповедники поясняют, подобны стрелам, достигающим человеческого сердца, чтобы они могли побеждать неверие… Поэтому белый конь — это Слово Божье, проповедуемое в силе Святого Духа, посланными в мир» («Комментарии Викторина». Цитировано Л. Е. Фрумом в книге «Пророческая вера наших отцов». Т. 1, стр. 339). В Пс.44, 4 мы находим, [64] что раны, причиняемые стрелами стрельца из лука, символизируют собой победы Мессии.

«Символ духовного или небесного воина… выражает воинство Господне, к примеру Его воинствующую церковь, сверкающую в своей первоначальной чистоте, идущую вперед к победе» (Вильям Кунингем. Диссертация на тему «Печати и трубы Апокалипсиса»).

В истории падения и распада Римской империи Эдварда Гиббона в 54 главе мы читаем: «Прогресс христианства не ограничился Римской империей, новая религия за одно столетие после смерти ее божественного Автора уже охватила все части мира». Что касается численности, тот же историк заявляет, что христианское население в городе Риме насчитывало 50000, а в Антиохии — 100000, или 1/5 населения. Христианское население только в одной империи насчитывало 5000000 человек.

Павел в своем послании к Римской церкви говорил: «Благодарю Бога моего… что вера ваша возвращается во всем мире» (Римл. 1, 8). А в послании к Колоссянам он пишет, что благая весть, служителем которой он был, «возвещается всей твари поднебесной» (Кол. 1, 23).

Вторая печать — конь рыжий, символ войны и кровопролития.

Важно отметить резкий контраст в цвете. «Тайна беззакония уже была в действии». Церковь терпела упадок. (2Фес. 2, 3-7). Предсказания ап. Павла быстро исполнились (Деян. 20, 28-30).

«Огненный цвет второго коня… и страшное оружие, которым он был вооружен, указывают на то, что после первого и самого чистого века христианства дух любви и мира удалился из церкви и сменился духом беспорядка, разногласия и борьбы; горячее, пламенное усердие побуждало христиан убивать друг друга. Церковная история IV и V веков достаточно ясно свидетельствует, что такая перемена имела место» (В. Кунинген. Там же, стр. 5).

«Вражда христиан друг против друга даже превышала [65] ярость диких зверей к человеку и Григори Назинцен очень трогательно оплакивает, что царство небесное из-за разногласий между братьями дошло до состояния полного беспорядка и сравнивается с бурей и даже адом» (Э. Гиббон, там же, глава 21, 40).

«Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак.3:18). В период времени, обозначенный рыжим конем, мир был взят от земли.

Это соответствует Смирнской церкви, периоду языческих гонений.

Так трагично, что церковь верующих, такая чистая в своей вере и исполненная любовью друг ко другу, должна была чрез полтора столетия стать настолько оскверненной мирским честолюбием и конкуренцией, что ее состояние могло быть символически изображено этим огненно-рыжим конем! Как грех и самолюбие ослепляют наши духовные чувства! Третья печать — черный конь — символ подчинения. Дело разногласия действительно быстро прогрессирует. Как церковь пала со своего высокого положения! Начав в чистоте и силе, церковь стала порочной и теперь находилась в подчинении сил тьмы.

Коммерция заняла место ее благочестия. Черный цвет — это символ зла, греха, поражения, морального и духовного мрака.

Он заменил собой чистоту, с которой она начала свое победоносное шествие.

«По мере того, как поток христианства все дальше удалялся от своего истока, он все больше и больше загрязнялся, и с течением столетий с ним увеличивались и религиозные предрассудки»… такие, как вымыслы о чистилище и святых обманах, поклонение святым, мощам и иконам — заняли теперь место чистоты и простоты христианства; и в конце концов книга Божья была заменена сборником легенд и «преданий человеческих»; все это извращение приняло вид регулярной системы религиозных предрассудков и угнетения» (Д. К. Вудхауз. «Апокалипсис», стр. 146).

«Бесконечная цепь различных религиозных предрассудков постепенно заняла место истинной религии и искренней чистоты.

Этот коварный переворот был вызван разными причинами. Неблагоразумное желание подражать языческим обрядам, соединение их с христианским поклонением и пристрастие, которое питали большинство людей по отношению к большим праздникам и показным представлениям религии. [66] Все это способствовало установлению власти религиозных предрассудков на руинах христианства» (Д. Л. Мосхейн. «Основание церковной истории», кн. 2, разд. 4, п. 2, гл. 3).

Гиббон иронически замечает, что язычество исчезло только с тем, чтобы вновь проявиться в церкви. Христианство не только победило Рим, но Рим в свою очередь победил христианство.

В церкви преобладало суеверие и умножались церемонии. «Из Палестины и других мест, отличающихся по их предполагаемой святости, привозили много земли и пыли, и все это распространялось как самое чудесное средство от силы нечистых духов, землю продавали и покупали по огромной цене.

Общественные процессии и мольбы, которыми язычники пытались умиротворить своих богов, теперь были приняты в христианское богослужение и во многих местах праздновались с огромной пышностью и великолепием» (Там же).

Весы или мера в руке всадника

«Весы подразумевали собой, что религиозная и гражданская власть объединены в одной личности, которая будет осуществлять исполнительную власть в правительстве и что это лицо будет требовать законного авторитета как в церкви, так и в государстве.

Так это было среди римских императоров, начиная со времени Константина и до правления Юстиниана, когда он передал эту же исполнительную власть епископу Рима» (Вильям Миллер. «Доказательства из Писания и истории и втором пришествии Христа», стр. 176).

Пшеница и ячмень

Духовный голод символизировал собой голод церкви этих веков.

Мера (хиникс) пшеницы была меньше кварты.

Это считалось скудным ежедневным пайком солдата.

В обычные времена за пенни можно было купить 24 меры ячменя, но здесь только три — количество, определенное рабу.

Ячмень употребляли в пищу только самые бедные. Он считался более дешевым видом пищи, чем пшеница. «Динарий (пенни) был обычной заработной платой за полный рабочий день.

И если хиникс пшеницы стоит [67] динарий — ровно столько, сколько человек может заработать себе на хлеб, не оставляя ничего для своей семьи или на свои другие нужды… Наступление такого времени соответственно указывает на суровость трудных времен, горе и нужду, Почти невозможно представить себе это положение» (Д. А. Сейс. «Апокалипсис». Т. 1, 333. 324 стр.).

В этот период духовного голода народу предлагали более дешевый вид духовной пищи и они могли получать только маленькую частицу Слова Божьего.

Больше внимания уделялось преданиям и учениям католических отцов, чем чистому учению Христа.

Эта извращенная религия продавалась или обменивалась как предмет потребления.

Но чистую религию нельзя купить ни за деньги, ни посредством эпитимий. Божье приглашение звучит: «Идите, покупайте, и ешьте, идите покупайте без серебра и без платы» (Ис. 55, 1). В этот период времени были заложены основания для всей системы отступившего христианства.

Четвертая печать — конь бледный, символ смерти.

Когда растение укрыто от солнечного света, оно становится бледно-зеленым, так и церковь, оторвавшись от апостольской веры, препятствовала лучам Солнца Праведности проникнуть сквозь духовный мрак тех дней.

Те, кто должны были быть служителями жизни, на самом деле стали служителями смерти. Руководимые инициатором смерти, диаволом (Евр.2, 14), эти служители смерти убивали людей голодом, мечом и дикими зверями.

Мертвенно бледный болезненный цвет этого коня символизирует собой еще более ужасное положение дел, чем предыдущая печать. Характер этого всадника соответствует этому представлению; его имя смерть; царь ужасов.

За ним следует ад…

Все собрание образов представляет собой символическую, картину самого ужасного и страшного характера и указывает нам на период времени, когда стоящие во главе видимой церкви казалось потеряли человеческий облик и приняли на себя вид злобных демонов, диких зверей и самой смерти; они должны были [68] истреблять огнем и мечом всех, кто осмеливался предпочесть смерть, нежели пожертвовать доброй совестью.

Эта печать ясно изображает состояние церкви того времени, когда папская власть зажгла пламя гонений (В. Кунинген. Там же, стр. 10).

В это мрачное средневековье миллионы умерли мученической смертью за свою веру.

Д. А. Вулей хорошо выражает это следующими словами: «Зенит расцвета папства стал полночью для мира» (История протестантизма т. 1. 16 стр).

Х. Г. Уэльс представляет папство, как попытку господства над миром посредством религии. То, что пытались достичь Александр Македонский, Цезарь и другие, но потерпели поражение, стремилась достичь политическо-религиозная власть.

Гонения этой власти очень ярко предсказаны и в других пророчествах: Дан. 7, 21. 25; 11, 33; Матф. 24, 21-22. Откр. 13, 7; 12, 6;14 Откр. 7, 6. В этот период времени «два свидетеля должны были совершать свое дело свидетельства во вретищах» (Откр. 11, 1-3). Но у Бога отмечено каждое страдание святых и мученики будут особым образом почтены в грядущем царстве славы (Откр. 7, 13-17; 20, 4).

Пятая печать — души под жертвенником Когда пророк увидел развертывающиеся события, он услышал голоса под жертвенником, взывающим о справедливости.

В скинии Моисея были два жертвенника — жертвенник для воскурения фимиама внутри скинии и жертвенник для жертвоприношений снаружи во дворе.

Жертвы приносились вне скинии, кровь выливалась под основание жертвенника всесожжения.

При снятии пятой печати Иоанн увидел мучеников за Христа «под жертвенником» или у основания жертвенника (Уэймаус). Их кровь была пролита в деле Божьем и от земли как бы поднимался хор плача: «Доколе, Господи, доколе?» Трудно представить себе более драматичную картину реформации, которая пронеслась по всему миру с призывом обратиться к «Библии и только к Библии», как руководству веры.

Это был вопль к Богу о духовной силе, подобно тому, как кровь Авеля взывала к Богу о возмездии (Быт. 4, 10); так и в этот период поднялся сильный вопль о защите истины, за которую умирали мученики. [69] О жертвеннике говорит Адам Кларк, возможно самый великий методистский комментатор: «Пророку было показано образное видение, в котором он видел жертвенник. И под ним души умерших за слово Божье — замученных мученической смертью за свою преданность христианству, они показаны, как только убитые, как жертвы идолопоклонства и суеверия. Этот жертвенник находится на земле, его нет на небе».

«Души изображенные под жертвенником, как закланные жертвы,- они проливают свою кровь под него и падают рядом». (У. Смит. «Пророчества Даниила и Откровение». 433).

Альберт Барнс, известный пресвитерианский комментатор, говорит нам: «Мы не должны считать, что это происходило буквально и что Иоанн действительно видел души мучеников под жертвенником — ибо это изображение символическое; мы также не имеем права полагать, что оскорбленные и с кем несправедливо поступали, на небе действительно молятся об отмщении своим мучителям» (Комментарий на Новый Завет. Т. 9, 171 стр.).

Иоанн созерцал раскрывающуюся панораму веков.

Это был другой цикл истории.

Белые одежды — это символ праведности Христа (Откр. 19, 8).

Те, кто пришли от великой скорби были облечены в белые одежды (Откр. 7, 13-14). Это можно подразумевать и относительно большого числа тех, кого никто не мог перечесть (ст. 9). Только победители облекутся в белые одежды (Откр. 3, 5). Это брачная одежда (Матф. 22, 11-12), о которой Христос говорил в притче. В великой сцене небесного суда, когда дело каждого предстанет пред Богом на рассмотрение, участь каждого будет решена, принимая во внимание наследственность, возможности и окружающую обстановку (Пс.86, 6; Лук. 10, 10-12). И каждый получит награду согласно своей вере, делам и той окружающей обстановке, в которой он жил.

Когда Самуил Морленд, посланный Кромвелем расследовать массовое убийство вальденцев, учиненное папой, вернулся с Пьемонтских Альп, принеся с собой трагическую весть,- слепой поэт Джон Мильтон, бывший при Кромвеле госсекретарем, [70] выразил осуждение этой варварской акции со стороны цивилизованного мира в своем бессмертной сонете: @R 60 = «Воздай, о Боже, Твоим убитым святым, чьи кости Лежат разбросанные в Альпийских холодных горах; Тем, кто хранили Твою истину чисто от древности Когда все наши отцы поклонялись дереву и камням, Не забудь в Твоей книге записи их стонов.

Кто издавна были овцами Твоей паствы,

Закланные кровавым Пьемонтом, катящим свои воды.

Мать с грудным младенцем на скалах.

Они стонут,

Долины усиливают их стон, вознося эхо к горам, и оно

Возносит его к небу, их мученическая кровь и пепел

О, все итальянские поля все еще колышатся от них,

Трехглавый тиран может вырасти из этого…»

Шестая печать — признаки скорого пришествия Господа

Когда открывается шестая печать, становится очевидным, что язык меняется символического на буквальный. Писатели Ветхого Завета и Сам Христос много раз говорили о великих признаках в физическом мире, в солнце, луне, звездах и на земле. Это особые признаки близкого возвращения нашего Господа. Целые поколения людей пережили эти события и поэтому необходимо, чтобы они предстали на рассмотрение пред Богом.

Великое землетрясение

Шестая печать открывается сильным землетрясением. Одно из наиболее сильных когда-либо зарегистрированных в мире, произошло 1 ноября 1755 года.

Оно часто называется «Лиссабонским землетрясением», ибо большая часть этого города была разрушена и погибло от 60000 до 90000 людей. Уровень моря поднялся на 50 футов выше обычного.

«Сильное землетрясение 1 ноября 1755 года распространилось по крайней мере на четыре миллиона квадратных миль.

Оно охватило большую часть Европы, Африки и Америки; но его чрезвычайная сила проявилась в юго-западной [71] части Европейского континента. В Африке это землетрясение ощущалось почти так же сильно, как и в Европе… Возможно, вся Африка была подвержена колебанию… На севере оно простиралось до Норвегии и Швеции; Германия, Голландия и Франция, Великобритания и Ирландия все были более или менее потрясены этим страшным колебанием земли» (Роберт Сирс. «Чудеса мира», стр. 50. 58).

Землетрясения являются признаком близкого возвращения нашего Господа. Разрушительные землетрясения происходили и в нашем столетии; они унесли с собой страшную дань человеческих жертв, особенно в Сан-Франциско, Ямайке, Китае, Японии, Мексике, Турции.

Затмение солнца и луны Несколько лет спустя после великого землетрясения 1755 года начали исполняться другие признаки: в солнце, луне и звездах.

Если не единственный в своем роде, то как самый таинственный и все же необъяснимый феномен подобного рода в великом разнообразии событий… стоит мрачный день 19 мая 1780 года — самое необъяснимое знамение всего небосвода и атмосферы в Новой Англии (М. Девинс. «Наш первый век», стр. 89. 90).

«Мрачный день в Северной Америке был одним из тех удивительных явлений природы, о которых всегда будут читать с интересом, но которые философия затрудняется объяснить» (В. Гершель. Приведено Р. М. Девенсом в книге «Наш первый век», стр. 90).

«Мрак следующим вечером был настолько непроницаемым, как никогда со времени творения мира Всемогущим…

Немыслимо представить себе то время, как если бы всякое светило во вселенной было окружено непроницаемым мраком, или перестало существовать, мрак вряд ли стал бы более кромешным.

Лист белой бумаги, расположенный в полуметре от глаз также невозможно было различить, как и самый темный вельвет» (Самуил Тенней. Нью-Гемшпир. Цитировано Урием Смитом в «Пр. Даниила и Откровения» стр. 445). [72] «То, что этот мрак не был вызван затмением, становится ясным из различных положений планет нашей солнечной системы в то время; потому что луна у вас находилась более чем 150 от солнца весь тот день» (Доктор Самуил Стернс. «Независимая хроника». Бостон, 22 июня 1780 г.).

На следующую ночь показалась кроваво-красная луна.

Точная причина этого никогда не была установлена. Это частично объясняется пожарами лесов, особенно в свете научных доказательств, но основная причина — неизвестна.

Падение звезд

«В ночь с 12 на 13 ноября 1833 года над землей пронесся метеорный дождь.

Северная Америка испытала на себе главный удар этого дождя. От Мексиканского залива до Галифакса, пока наступил восход солнца и уже трудно было различить конец этого зрелища, небо во всех направлениях было испещрено светящимися следами и озарялось величественно падающими метеоритами» (А. М. Клерк. «История астроном. 19 века». 328) «Возможно, самым удивительным из всех метеоритных дождей, происходивших когда-либо на земле, был в созвездии Леонидов в ночь, следующую после 12 ноября 1833 года. Число падающих метеоритов в некоторых местах за пять или шесть часов достигало до 200000 в час» (К. А. Янг. «Астрономический справочник», стр. 469).

Другое великое падение звезд произошло в Старом свете в 1866 году. Несмотря на то, что все это не отвечало в точности пророческому описанию, оно несомненно было другим признаком близкого пришествия нашего Господа: «Временами казалось, что как бы сильный ветер охватил старые звезды и срывал их с основания, рассыпая по небосводу… Самое поразительное и страшное явление… Но наука, рассеивающая столь многие ужасы и удовлетворяющая столь многие явления иллюзии и ничего больше,- бессильна в данном случае» (Лондон «Таймс», 15 ноября 1866 года).

Мрачный день и падение звезд были удивительными признаками для того поколения. [73] Но другие явления случаются в нашем поколении. Несколько лет тому назад наука ввергла человечество в атомный век. Атомная энергия двигает подводной лодкой под полями сплошного полярного льда; сегодня человек устремился в космос. Имеет ли для нас какое-то значение тот факт, что человек может сегодня передвигаться в космосе со скоростью около 32180 км/час и примерно 300 км от поверхности земли? Пришествию Господа будут предшествовать знамения на небе и на земле.

Небо свернулось, как свиток

Эти слова не указывают на небо, где пребывает Бог, но скорее на атмосферное небо.

Атмосфера или небесный свод также называются небом (См. Быт. 1, 8). При втором пришествии Христа атмосфера, горы и острова исчезнут (Откр. 6, 17; 16, 18-20). Те, кто с презрением отвергли Его благодать, будут бежать, ища убежища и восклицая: «Кто устоит?» Устоят только те, жизнь которых была освящена истиной (Ефес. 6, 11-17). Они не будут страшиться (Пс.45). Важно отметить, что наше поколение находится как раз между 13 и 14 стихами. Знамения на небе исполнились и мы можем с уверенностью ожидать пришествия нашего Господа. Но звучит великий вопрос: «Кто сможет устоять?» Седьмая печать — безмолвие на небе.

Снятие седьмой печати мы находим в Откр. 8, 1; седьмая глава фактически является вводной главой. Ее мы будем изучать позже. Когда Иисус придет за Своим народом, все ангелы славы будут сопровождать Его. (Матф. 25, 31). Эти небесные существа, чьи голоса раздаются в постоянной благодарственной хвале, явятся вместе с их повелителем, чтобы собрать искупленных Господом. Не удивительно, что на небе воцарится безмолвие, на месте обитания Бога — тишина, потому что ангелов там нет; земля — это сцена трагедии и победы. Тогда будут отделены праведные от нечестивых. Отвергнувшие благодать Божью не смогут выдержать славы, сопровождающей Спасителя во время Его возвращения на землю и будут уничтожены славой Его пришествия (2Фес. 2, 8). Те, чьи сердца совершенно преданны Ему [74] будут изменены во мгновение ока (1Кор.15, 51-52) и затем восхищены для встречи с Господом на воздухе (1Фес. 4, 16-17). Это огромное множество «народ праведный, хранящий истину» (Ис.26, 2) — искупленные всех веков.

Они возносятся вместе в город Божий. Будешь ли ты среди них? Этот волнующий гимн, помещенный ниже, был написан полтора столетия тому назад. Он иллюстрирует яркую картину силы и славы пришествия нашего Господа. Ее автор, ирландский служитель имел одно горячее желание: проповедовать Христа и Его спасительную благодать. Он представлял истину с такой убедительной силой, что все кафедры страны позже были закрыты для него.

И все же толпы народа стекались на поля и фабрики, чтобы услышать его весть. Вот один из 765 гимнов, написанных им:

Посмотрите, вы святые, какая прекрасная картина

Посмотрите теперь на Мужа скорбей;

С битвы возвращающихся победителей.

Каждое колено пред Ним преклонится;

Венчайте, венчайте Его, венчайте Его.

Венцы украсят победителя.

Грешники насмехаясь, надевали на Него венец,

Высмеивая тем самым право Спасителя:

Святые и ангелы окружают Его,

Прославляя Его знание, прославляя Его имя;

Венчайте Его, венчайте Его, венчайте Его,

Провозглашая славу Победителя.

Слушайте! Это возгласы одобрения;

Слушайте! Это громкие восклицания хоров;

Иисус превознесен выше всего;

О, какую радость доставляет этот вид!

Венчайте Его, венчайте Его, венчайте Его,

Царя Царей, Господа господствующих!»

(Томас Келли, 1769-1854 г).[75]