Комментарий на Послание Иуды

«Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр 5:12-14).

Послание Иуды – одна из самых малых книг Библии. Тем не менее, эту книгу читают не так часто, а если и читают, то не вникают в ее суть. Многие верующие наизусть цитируют отдельные тексты из этого послания, и даже основывают на них отдельные доктрины. Но для того ли написано это послание, чтобы мы имели пару дополнительных текстов в изъяснении доктрины о состоянии нечестивых во время их вечного наказания, или же получили описание воскресения Моисея? Несомненно, Послание Иуды содержит гораздо более важную весть, которую нам следует услышать и принять. Именно с целью раскрыть и донести ту истину, ради которой было написано Послание Иуды, мы предлагаем этот потекстовый комментарий.

Рассматривая соборные послания апостолов, мы можем усмотреть сильную зависимость между Посланием Иуды и второй главой Второго послания Петра. Они будто бы являются пересказом одно другого. При этом, цель этих текстов несколько разнится, хотя и довольна близка: Иуда пишет против тех, кто имея вид благочестивого проповедника, не возвещает полноту истины. Петр же направляет подобные слова против явных лжеучителей. И хотя эти два текста почти идентичны по своему содержанию, мы, рассматривая текст Иуды, за малым исключением, не будем обращаться к тексту Петра.

1 Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова,

Кто этот Иуда? Он называет себя братом Иакова. Какого Иакова? Был ли он апостолом? Среди упоминаемых в Новом Завете имен Иуды и Иакова мы находим, помимо Иуды Искариота, Иуду апостола, который упомянут Иоанном (Ин 14:12) и Лукой, причем Лука называет его Иудой Иаковлевым, что может пониматься и как брат, и как сын Иакова, хотя в тексте Деяний слово «брат» прописано курсивом, что означает его отсутствие в оригинальном тексте (Лк 6:16; Деян 1:13). Кстати, Матфей и Марк не упоминают имени этого Иуды среди апостолов. Так, у Луки среди апостолов представлены Симон Зилот и Иуда Иаковлев, а у Матфея и Марка – Фаддей Левей и Симон Кананит (Мф 10:3,4; Мк 3:18). Если Симон Кананит и Симон Зилот – это одно и то же лицо, тогда мы можем Левея, прозванного Фаддеем, идентифицировать с Иудой Иаковлевым, Но хотя повсеместно говорится, что Кананиты и Зилоты – это одни и те же приверженцы определенной радикальной иудейской секты, тем не менее есть вероятность и того, что эти два Симона – разные люди, тогда Симон Кананит становится Иудой Иаковлевым. Такое смешение имен не является необычным для библейского времени, когда один человек мог иметь несколько имен. Но это обстоятельство затрудняет точное идентифицирование интересующей нас личности.

Может нам попытаться определить, кто такой Иаков, чьим братом именует себя Иуда? Но это тоже не легко: Среди апостолов нам известны два Иакова: Иаков Зеведеев, брат Иоанна, и Иаков Алфеев (Мф 10:2,3; Мк 3:17,18; Лк 6:14,15; Деян 1:13). Если у Луки Иуда представлен именно как брат Иакова, то логично было бы предположить, что он приходится братом уже названному здесь же Иакову Алфееву. Иаков Зеведеев, брат Иоанна, явно не может быть братом Иуды, так как Иуда никогда не ассоциировался с Иоанном. Также мы находим, что Иаков, брат Иоанна, был первым мучеником из апостолов (Деян 12:2), после чего упоминается другой Иаков, который, похоже, был старшим среди служителей ранней христианской церкви (Деян 12:17; сравни Деян 15:4,13 и 21:17,18). Если судить по заявлению апостола Павла, этот второй Иаков был братом Иисуса Христа (Гал 1:18,19; 2:9). Мог ли быть Иаков Алфеев тем самым Иаковом, который стал руководителем церкви в Иерусалиме? Был ли Иаков Алфеев братом Иисуса Христа? Или брат Иисуса Христа позже присоединился к апостолам и стал руководителем церкви в Иерусалиме? Или же Иаков Алфеев был братом Левия Алфеева, то есть Матфея мытаря? (Мк 2:14; ср Мф 9:9). Мы не можем с точностью утверждать что-либо по этому поводу. Вряд ли поможет нам и упоминание Марии, матери Иакова. Имя Мария было так же распространено, как и имя Иаков. Потому мы находим несколько женщин с этим именем, причем одна из них упоминается отдельно как Мария, мать Иакова (и Иосии) (Мф 27:56; Мк 15:40; Лк 24:10), причем это не мать Иакова Зеведеева, которая упоминалась без имени, и по аналогии с другими текстами имя которой было либо Саломия, либо Иоанна. При этом примечательно то, что среди братьев Иисуса также упоминаются Иаков, Иосия, Иуда (Мф 13:55; Мк 6:3). Интересно, эта Мария, мать Иакова и Иосии, не была ли той самой Марией, матерью Иисуса?

Можно много домысливать в отношении автора этого послания, но точно можно сказать лишь одно: нам не так важно авторство, как важно содержание. Автор, кем бы он ни был: великим апостолом, братом Иисуса Христа, или же простым Иудой из никому не известной семьи, Господь избрал его для передачи Своей вести и вдохновил его Духом Святым. Важна именно весть, и мы ее рассмотрим внимательно.

призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом:

Вступительные слова имеет большую важность. В этих словах заключено обращение, адрес. И хотя все Писание дано каждому человеку, тем не менее, для лучшего понимания содержания, важно знать, кому это послание было адресовано изначально. И здесь мы можем отметить три ключевых слова: «призваны», «освящены», «сохранены». Рассмотрим значения этих слов более внимательно.

Призванные – кто они? Являются ли они отдельной группой людей, отобранных Богом по какому-то определенному признаку? Исследуя Писание, мы находим, что Господь призывает не праведников, а грешников (Мф 9:13). Он избирает и призывает всех через благовестие (2Фес 2:13,14). При этом призываются абсолютно все, как об этом повествует известная притча Иисуса Христа (Мф 22:1-14; см. ст. 9). И избранными оказываются не те, кого Бог лицеприятно отбирает из среды званных, но те, кто сам согласился стать избранными Божьими через послушание призыву (Деян 10:34,35). Именно так мы понимаем призвание и избрание Божье, описанное в том числе и в Рим 8:28-30.

Освященные – еще одна характеристика тех, кому адресуется послание Иуды. Освящение – это вторая стадия спасения после оправдания (1Кор 1:30). Тема освящения – это особая область исследования, для которой попросту нет времени и места в данном комментарии. Однако мы приведем здесь основные положения освящения с тем, чтобы читающий мог лучше понимать, кому адресовано данное послание. Слово «святой» имеет два различных значения в Священном Писании. Первичное значение – «отделенный, поставленный особо»; вторичное значение – «совершенный, безгрешный». Как-то получилось, что вторичное значение преобладает в современном понимании, в то время как первичное значение осталось забытым. Освящение – это процесс не только совершенствования личности, но в первую очередь отделения человека от мира и присоединение его ко Христу. Когда грешник откликается на призыв благовестия и приходит в раскаянии к Спасителю, он получает оправдание, которое очищает грешника от всех прошлых грехов и ставит его перед Богом, как если бы он никогда не грешил (1Ин 1:5-10). Это – первая стадия спасения. Но оправдание еще не делает грешника способным противостоять последующим искушениям. Потому ему предстоит длительный путь освящения, прежде чем он сможет сказать: «уже не я живу, но живет во мне Христос», который производит и желание и действие, так что человек уже не совершает греха (Гал 2:20; Флп 2:12-14; 1Ин 3:6-9; Ин 15:5). Процесс такого совершенствования или же освящения описан в Первом послании Иоанна и в Послании к Евреям, равно как и во многих других текстах Священного Писания, и заключается в ходатайственном служении Иисуса Христа в небесном святилище, которое Он совершает там как Первосвященник в день очищения (1Ин 2:1,2; Евр 9:11 – 10:14). Итак, освященные – это те, кто не только принял оправдание, совершенное на Голгофе, но также принимает и освящение, совершаемое Христом после Его вознесения в небесном святилище. Освященные – это те, кто следуют по пути совершенствования и приготовления к участию в Царствии Божьем, позволяя Самому Господу ежедневно жить в их сердцах и управлять их желаниями и действиями.

Сохраненные – это интересное определение, показывающее, что данная группа людей является остатком от большого числа людей. Это особый народ, который можно ассоциировать с «остатком» народа Божьего (Ис 10:20; Иер 31:7; Рим 9:27), с «прочими», сохраняющими заповеди и имеющими свидетельство Иисуса Христа (Откр 12:17). И опять таки, подобно призванным, сохраненные оказались в этой группе вовсе не потому, что Бог лицеприятно избрал или предопределил их к этому, а потому что они сами позволили Богу действовать в них.

Итак, проанализировав обращение автора послания, мы приходим к выводу, что оно написано тем, кто принял полное учение Священного Писания об оправдании и освящении, которые отделили себя от мира тем, что позволяют Богу ежедневно действовать в них, являясь верным остатком народа Божьего, твердо держащегося всех известных истин в отношении воли Божьей и Его заповедей.

2 Милость вам и мир и любовь да умножатся.

Типичное христианское приветствие с пожеланием милости, мира и любви. Почти во всех посланиях мы находим подобные приветствия, которые хотя и построены по одному принципу, но не являются формальным набором слов, а осмысленным приветствием и пожеланием. Сегодня многие, произнося слово «здравствуй», а то и вообще бессмысленно бросают «здрасти», совершенно не задумываются, что это слово изначально было пожеланием здоровья. Произнося его, они совершенно не вкладывают в него изначальный смысл, потому что оно превратилось в бессмысленную формальность. Апостол увещевал: «Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения» (1Кор 14:10). Будем же осмысленно приветствовать людей, задумываясь над тем, что мы им желаем.

3 Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении,

Общее спасение сегодня проповедуется всеми. Христианство уже давно ассоциируется со словами «только веруй, и спасешься». Однако если бы спасение заключалось только в этом, то не было бы надобности в тысяче страниц библейского текста. Общие слова о спасении хороши для духовных младенцев, о чем прекрасно говорит апостол Павел в Евр 5:12-14. Потому эти слова и вынесены нами в эпиграф. Но из приветственного адреса мы узнали, что Господь через Иуду адресует Свое послание уже зрелым христианам, которые не только прошли вторую стадию спасения, но также оказались в числе верного остатка народа Божьего. Для них общие слова о спасении уже не принесут той пользы, какую они доставляли в начале их духовного пути.

я почел за нужное написать вам увещание –

Увещание – это довольно емкое слово, обозначающее научение, предостережение, назидание, повеление, обличение, осуждение. Все послание представляет из себя увещание. Оно учит и предостерегает, повелевает и обличает. Потому нам очень важно правильно понять его и жить в соответствии с ним.

подвизаться за веру, однажды преданную святым.

Апостол Павел в конце своей жизни мог сказать: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2Тим 4:7), потому он мог наставлять молодого служителя: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван» (1Тим 6:12). Жизнь веры – это подвиг. Именно об этом увещевает Господь через Иуду. Для многих христиан их вера – всего лишь удобный стиль жизни, который мало к чему обязывает и почти не обременяет. Но о такой жизни Христос говорил: «Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лк 18:8). И к таким людям будут направлены Его слова в последний день: «Я никогда не знал вас» (Мф 7:22,23). Подлинная жизнь веры – это постоянная борьба, это постоянный подвиг. Можно ли быть беспечным на поле битвы? А ведь дьявол ведет войну со святыми не на жизнь, а на смерть, хотя мы можем и не слышать свиста пуль и разрыва снарядов.

Вера, однажды переданная святым – это истина для настоящего времени. Господь постоянно открывает все новый свет для тех, кто стремится возрастать духовно. Подобно постепенному росту младенца, подобно постепенному освящению, истина вероучения Христова раскрывается постепенно, по мере того, как возрастающий христианин способен понять ее. И это принятие и сохранение веры всегда является подвигом.

«Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа …. доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос» (2Кор 3:18; Еф 4:13-15).

Здесь Иуда не указывает, какая конкретно истина вероучения предлагается верующему в этот конкретный момент. Послание Иуды находится вне времени и места. Оно не предлагает нового света, оно не открывает новых доктрин. Это послание только говорит о нашей ответственности со всей серьезностью принять истину для настоящего времени, подвизаясь за нее, потому что от этого зависит наша вечная участь.

4 Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению,

Противопоставляя веру, однажды переданную святым, общим словам о спасении, Иуда поясняет причину того, что он посчитал нужным написать это увещание. Причина заключается в том, что в среду христиан вкрались некоторые люди. Именно вкрались! Эти люди ведут себя как примерные христиане, как истинные служители церкви Божьей. Однако, несмотря на то, что они проповедуют спасение и даже производят великие знамения и чудеса, но как мы уже упоминали выше, Христос заявляет, что Он никогда их не знал. Они вкрались, потому что они никогда не были знакомы со Христом – слова Господа не позволяют нам думать, что эти люди просто в какой-то момент отвернулись от истины, так что ко времени суда Христос их попросту позабыл; нет, Он заявляет, что не знал таковых никогда! И Послание Иуды не скупится в сильных выражениях для того, чтобы донести до каждого ту оценку, какую Господь дает таким проповедникам общего спасения, которые не живут подвигом веры и не возвещают ту конкретную истину, которая предназначена для настоящего времени.

нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.

Господь в нагорной проповеди этих людей, проповедующих общее спасение, но не подвизающиеся вокруг истины для настоящего времени, назвал делающими беззаконие. Дух Святой, используя Иуду в написании его послания называет их нечестивыми. Эти проповедники не обязательно возвещают «дешевую благодать» без соблюдения закона, как это подчас можно услышать в ряде христианских деноминаций. Достаточно того, что они сами в своей жизни полагаются на благодать Божью, в то время как предаются буквальному распутству в повседневной жизни, далекой от жизни подвига ранних христиан, переживавших гонения. Таким поведением они на самом деле отказываются от Господа подобно тому, как отказывался Петр, сидя у костра во дворе дома первосвященника. Нынешнее уютное христианство, в котором всевозможные пороки и невоздержанность так глубоко вошли в церковь, что любое напоминание о христианском долге клеймится как фанатизм и сектантство, давно прониклось распутным нечестием и отречением от Христа. Для многих сегодня подвигом считается уподобление миру, и нечестием – непоколебимая твердость и верность принципам и малейшим заповедям.

«Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!» (Ис 5:20).

5 Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил,

Все, принявшие весть о спасении через кровь пасхального агнца, вышли из Египта. Но почти никто из них не вошел в землю обетованную (Числа 14:28-32). Поверить в то, что Бог наконец вспомнил о потомках Авраама в египетском рабстве, было нелегко. Еще труднее было поверить, что без оружия можно освободиться от гнета египтян. Возможно, в то далекое время вера в спасительный обряд помазания косяков дверей кровью годовалого ягненка не казалась абсурдной, и люди совершали это без сомнения. Однако самым трудным оказалось жить жизнью подвига в пустыне, где не было мяса и чеснока. Самым трудным оказалось, пережив потрясающие чудеса при выходе из Египта и переходе через море, остаться непоколебимыми у источника горькой воды. Они были готовы возвратиться назад в рабство, чем стать новым народом с новыми принципами, с новым образом жизни, с новым доверием Богу.

Надеетесь ли вы только на Голгофскую кровь, которой покрыты косяки двери во время вашего выхода их рабства этого мира? Вам еще следует войти в обетованную землю. И если вы не отбросите свои похоти и пороки, если вы не перемените образ жизни, вполне доверившись Богу, то кости ваши также падут в земной пустыне, на самой границе Небесного Ханаана. Голгофской жертвы было достаточно для того, чтобы открыть дорогу в вечное царство Бога для каждого жителя нашей земли. Однако это только начало; и если мы не вырастем из духовного младенчества, если мы не начнем жить жизнью подвига веры, ежедневно борясь со своими плотскими похотями, со своим уподоблением окружающему миру, со своим желанием комфортных условий, то Господь будет рассматривать это как неверие, и погубит нас, не доведя до границ Земли обетованной. Об этом говорит и апостол Павел:

«Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие, так-как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой»» (Евр 4:1-3).

Опять вспомним притчу о брачном пире, которую мы рассматривали как пример призвания и избрания (Мф 22:1-14). В этой притче призваны были все, каждый откликнувшийся получил в подарок царскую одежду, которая покрывала их лохмотья. Однако в результате кто-то оказался исторгнутым в погибель только потому, что не носил полученную одежду. Оправдание, полученное на Голгофе, открывает дверь на пир в царских палатах. Но без ежедневного освящения, без постоянного ношения одежды праведности, мы будем выдворены с пира во тьму внешнюю. И всякий, проповедующий общие слова о спасении вопреки истине для настоящего времени, рассматривается Господом как вкравшийся в среду народа Божьего с целью распутства и отвержения Господа.

6 И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.

Далеко не все христиане желают видеть в Священном Писании описание великой борьбы между Богом и восставшим херувимом, увлекшим за собой третью часть ангелов. Мы не станем здесь приводить все тексты из Откровения, Исаии, Иезекииля, Даниила, Иова, Луки и других мест Библии, которые повествуют об этом событии. Важно то, что Иуда ссылается на эту историю как на известный и несомненный факт с тем, чтобы поставить его в пример нам. Именно этих ангелов надлежит судить в последний день нам, согласно свидетельству апостола Павла (1Кор 6:3). Именно над этими ангелами восторжествовал Христос своей смертью (1Петр 3:18-20; Кол 2:15; Еф 6:12; 1Кор 15:55,56). Эти свидетельства Иуда приводит для того, чтобы показать серьезность положения этих вкравшихся проповедников общего спасения. Они не сохранили своего достоинства детей Божьих, которое получили на Голгофе. Они оставили свое место у ног Спасителя, они постыдились Его истин перед людьми, за то и Он постыдится их на последнем суде (Мк 8:38).

7 Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию,

Блудодеяние Содома и Гоморры символизирует состояние проповедников общего спасения. Как плотское блудодеяние – это супружеская измена, так духовное блудодеяние – это измена нашему Господу. Более того, блудодеяние Содома и Гоморры было особым – это не просто измена мужу или жене. Содомский грех – гомосексуализм. Содомский грех – это жизнь без мужа или жены, сожительство с себе подобным. Мы можем представить это себе в духовном смысле как духовное единение не с Богом, а себе подобным, то есть полагаться в своей вере не на Иисуса Христа, а на человека. В любом случае, общие слова о спасении, без повседневного подвижничества, без воздержания, приведут к духовному поражению (1Кор 9:25).

подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, –

Это один из тех текстов, который можно и нужно использовать для уточнения доктрины о вечном наказании нечестивых. И его ценность в этом смысле становится еще более ясной, когда мы рассматриваем его вместе с подобными словами Петра: «города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел» (2Петр 2:6). И хотя эти тексты не были сформулированы специально для защиты такого учения, они тем более ценны, что показывают естественное, повседневное понимание этого вопроса. А именно: значительная часть христиан на основании ряда библейских текстов придерживается мнения о том, что последнее наказание нечестивых будет длиться вечно, так что они будут постоянно и бесконечно мучиться в пламени огня ада, и не будет конца их такому существованию. Данные слова Иуды являются наглядной иллюстрацией того, что слово «вечный» или «вечно» в библейском языке вовсе не означает «бесконечно», а имеет более ограниченное значение, как и само слово «век», производным которого оно является: «пока жизнь длится». То есть, вечный огонь не потому вечен, что горит без затухания на протяжении бесконечных времен, а потому он вечен, что его ничем не затушить до тех пор, пока он не завершит своего предназначения, превратив в пепел то, ради чего он был однажды зажжен. Мы не знаем, как долго пылали города Содомские и Гоморрские, однако мы знаем, что тот огонь, названный вечным, давно погас, превратив те города в пепел. Точно так же произойдет и с нечестивыми, в пример которым приводятся истории Содома и Гоморры: они не будут бесконечно гореть в пламени ада, но по прошествии какого-то времени превратятся в пепел, и тогда пламя потухнет. Об этом недвусмысленно говорится в другом месте Писания – Мал 4:1-3. И даже сам сатана будет однажды полностью уничтожен таким же образом, о чем мы читаем в Иез 28:18,19.

8 Так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.

Мечтателями таковые проповедники дешевого спасения представлены потому, что они сами не понимают своего состояния. В отличие от тех лжеучителей, о которых пишет Петр, которые умышленно проповедуют заблуждение, эти проповедники общего спасения не задумываются о том, что поступают нечестиво, но они реально мечтают о спасении. Однако все это остается пустым, как и любые иные мечты, не подкрепленные усердными делами. Именно усердия не хватает этим людям, усердия в применении имеющихся знаний, усердия в передаче всех открытых истин вероучения, усердия в совершении подвига веры. Другими словами, таких людей можно назвать так, как этот класс назван в вести Откровения к седьмой церкви: теплыми лаодикийцами, не знающими своего истинного состояния (Откр 3:14-22).

Осквернение плоти здесь в первую очередь представляется символическим – духовные блудники сквернят духовную плоть тела Христова, то есть церкви. Однако, будучи такими безусердными, теплыми христианами, таковые допускаю осквернение и своих физических тел, потому как ведут мирской образ жизни, сообразуясь с обычаями мира. И тогда не удивительными становятся слова апостола Павла, когда он предупреждает, что в среде христиан появляются пороки, неслыханные даже для язычников (1Кор 5:1,2).

Отвержение начальств и злословие высоких властей подразумевает отношение к Богу, а не к земным властям. Начальства и власти в новозаветных текстах во многом относятся к духовному миру – либо к силам сатаны, либо к правлению Божьему (Еф 6:12; 1:21). Хотя, как мы увидим это в последующих текстах, таковые люди, будучи оставлены Богом (Ис 5:3-7) и находящиеся под водительством сатаны (1Ин 3:6-10), проявляют непочтение также и к авторитету людей.

9 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле,

Это еще один текст, который часто используется в отрыве от контекста с тем, чтобы истолковать определенное учение Священного Писания. Опять таки, здесь Иуда говорит о данном событии как об общеизвестном, хотя мы не находим конкретного упоминания о воскресении Моисея в других текстах, разве что у нас есть два косвенных подтверждения, что оно имело место, а именно: место погребения Моисея не известно никому (Втор 34:6), и явление Моисея вместе с Ильей на горе преображения (Мф 17:3).

С другой стороны, этот текст является одним из двух библейских текстов, упоминающих Архангела, причем единственный, называющий его Михаилом. Некоторые христиане, в частности, пользующиеся неканоническими текстами, полагают, что существует несколько архангелов с разными именами. Кто-то полагает, что упоминаемый в Библии ангел Гавриил якобы носит титул Архангела. Однако только два текста упоминают Архангела, и только в единственном числе (см еще 1Фес 4:16). И только три текста упоминают Михаила, великого небесного Князя (см еще Дан 10:13,21; 12:1 и Откр 12:7). Хотя это прямо и не сказано нигде в Писании, но из контекста мы можем понять, что Михаил Архангел – не кто иной, как Иисус Христос, который в последний день Сам воскресит праведных (Ин 5:28,29; 6:40; см также Дан 12:1,2; 1Кор 15:52; Откр 20:4-6).

не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь».

Господь, даже когда ведет борьбу с сатаной, нечестным и коварным врагом, все же поступает справедливо и верно, не отступая от своих принципов любви, справедливости и уважения независимой воли каждого разумного существа. Стремясь к совершенству во всем по образу нашего Спасителя и Творца, мы также должны проявлять в своей жизни такой же характер (Мф 5:48; 1Петр 1:15,16).

10 А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.

Злословие – вовсе не обязательно представляет собой злые или ругательные слова. Злословие, подобно ложному свидетельству или хуле, может представлять любые, самые прекрасные и вежливые слова, но которые превращают сказанное во зло человеку. Сии проповедники общего спасения, сами не знающие истинного спасения от Бога, потому что не имеющие постоянного общения с Богом, в них пребывающим, своими проповедями ложно представляют спасение, и потому ведут в погибель всякого, кто следует их учению и их образу жизни (Мф 23:15).

В этом тексте практически говорится, что таковые учителя и проповедники общего спасения не знают библейского учения и не желают учиться, а только преподают то, что им самим кажется правильным. При этом они руководствуются вовсе не принципами Божьими, а своим удобством, своей корыстью, своими плотскими побуждениями, которые ведут вовсе не к спасению, а к погибели в их плотском растлении. Это люди, которые позволяют в себе жить обычной мирской жизнью, называя себя последователями Христа. Они не обременяют себя правилами и нормами морали, выше той, которая диктуется природой жизни в обществе. Именно в этом смысле они выступают в роли бессловесных животных. И если основная масса людей в мире почитает нечто вполне уместным и допустимым, то таковые позволяют подобное и в церкви, не смотря на явное учение Священного Писания, осуждающее подобную жизнь.

И чтобы не говорить огульными фразами, приведем ряд примеров такого образа жизни: это и потакание своим вкусам в пище, в одежде, в том, что смотрим, слушаем, читаем; это и непристойные слова в речи христианина; это декоративная косметика и украшения, которые явно осуждаются Священным Писанием; это и вульгарное поведение в отношение представителей противоположного пола, доходящее до того, что даже порочные содомитские связи пытаются представить как допустимые для христиан; это и политические игры, и деловая нечестность; это и стремление к наживе и власти, которым не место в церкви; это и страсть к увеселениям, посещению театров и других мест, которые не сочетаются с христианской моралью… Этот список можно продолжать до бесконечности. При этом я понимаю, что многие христианские служители пожмут плечами и скажут: «И что же он нашел плохого и греховного во всем этом?» При этом непременно назовут меня фанатиком и святошей. Однако именно об этом мы читаем в Священно Писании:

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины … Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим 3:1-7; 4:3,4).

11 Горе им, потому что идут путем Каиновым,

С тем, чтобы было более понятно, о ком идет речь, Иуда отождествляет этих проповедников общего спасения с известными персонажами Библии. Нам полезно проанализировать их для лучшего восприятия вести этого послания.

Принося в жертву плоды из своего сада, Каин, несомненно, принес наилучшее, что имел (Быт 4:3-7). Казалось бы, он поступил праведно, и его действия и мотивы заслуживали Божьего принятия. Однако Господь говорит: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов. Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» (1Цар 15:22,23). Каин прекрасно знал установление жертвоприношения ягненка во исповедание своей веры в грядущего Искупителя, Агнца, закланного от создания мира (Быт 3:15,21; Откр 13:8). Однако он решил поступить по-своему, как ему было удобнее, дабы не унижаться перед своим младшим братом, выменивая у него ягненка для жертвоприношения. Идущие путем Каина, это те, кто служит Богу не так, как Господь повелевает, а так, как им кажется приятным, удобным и правильным; это те, которые не желают учиться у других, полагая, что они тем самым унизят себя; это те, которые желают первенствовать, и готовы потоптать своих братьев, лишь бы им самим было хорошо и удобно; это те, которым безразлична судьба ближних; это те, которые живут по своим принципам, с безразличием относясь к тем требованиям закона Божьего, которые они считают незначительными или ненужными.

предаются обольщению мзды, как Валаам,

Валаам также знал истину, подобно Каину. Он был пророком Божьим, к которому обратился Моавитский царь вместе с Мадиамскими старейшинами за проклятием народа Божьего. Не мог Валаам пойти против воли Божьей, но и не хотел остаться без подарков и почестей царских (см Числа 22 – 24). Мы знаем, к чему это привело Валаама впоследствии. Он не получил ни богатства царского, ни благословений Божьих. Однако как многие сегодня следуют его путем, стремясь служить и Богу и мамоне. Сколько людей сегодня идет по пути заблуждения только потому, что некоторые слуги Божьи заигрывают с государственной властью ради корыстных интересов, ради минутной славы и преходящих посул. Нет, не надо впадать в крайности и восставать против любых действий властей. Священное Писание учит повиноваться властям и молиться за правителей (Рим 13:1-7; Тит 3:1,2). Однако наше сотрудничество с государством должно заканчиваться там, где это идет вразрез с волей Божьей (Деян 5:29). В противном случае это приведет к тому же, что случилось в Израиле в результате действий Валаама. А именно: смешение народа Божьего с окружающими народами, совместные пиршества и блудодеяния, а по-современному – экуменические, политические и социальные движения, которыми народ Божий пытается приобрести себе славу и удобства (Чис 25:1-3; 31:16; Откр 2:14).

и в упорстве погибают, как Корей.

Корей был племянником Моисея и Аарона, из колена Левия. Его сообщники были из колена Рувимова. Они восстали против Моисея и Аарона, говоря: «Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис 16:3). Господь есть Бог порядка и мира. Он установил все законы во вселенной, Он же устанавливает и порядок в церкви. Но есть те, которые не желают подчиняться авторитету церкви и руководству, установленному Богом. Они не прислушались увещевания Моисея, и потому погибли, будучи поражены Господом. Сегодня Господь устанавливает особый порядок в церкви, действуя через полномочных представителей всех поместных общин. Апостол Павел выражал слова Господни: «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию… И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают; если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых» (1Кор 14:26,30-33). О тех людях, которые упорно поступают по-своему, пренебрегая всеми авторитетами, Господь говорит: «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их» (Иер 23:21,22).

Кто же те, что возвещают общее спасение, пренебрегая истиной для настоящего времени? Это гордые последователи Каина, не желающие смириться и в точности исполнить повеление Божье, но поступающие так, как им удобно; это корыстолюбивые и тщеславные ученики Валаама, которые готовы пойти на любой компромисс с нечестивыми, если это им выгодно; это упрямые сообщники Корея, восстающие против установленного Богом порядка, идущие туда, куда их не посылали и делающие то, что им не поручали.

12 Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви: пиршествуя с вами, без страха утучняют себя;

Те, кто возвещает общие слова о спасении, пренебрегая истиной для настоящего времени, могут сравниться с нечестивым слугой из притчи Христа, говорившим: «Не скоро придет господин мой» (Мф 24:48-51). Они живут для себя, пренебрегая нуждами народа Божьего. В то время как Господь повелевает: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим 4:2), эти люди преподносят голодным то, что не насыщает (Ис 55:1-3).

это – безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; 13 Свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки.

Продолжая говорить об этих вестниках, Иуда использует картины природы, которые как нельзя лучше раскрывают их характер.

Безводные облака – в знойный летний день люди ожидают прохладного дождя, который напоит иссохшую почву, оживит увядшие растения. Они с надеждой вглядываются в появляющееся на горизонте облако, но, увы, это облако безводно. Слушатели ожидают увещевания и назидания, а вместо этого получают пустые слова об общем спасении, которые ведут вовсе не ко спасению, а к погибели.

Осенние деревья, с которых урожай давно собран, и кроме золотистых листьев на них уже ничего не осталось. Да и те через день-другой опадут, обнажив пустые ветви. Подчас красивы и складны льстивые слова проповедников общего спасения, но они пусты и бесплодны. И сама красота слога через день-другой забудется, а голод жаждущей души так ничем и не утолишь.

Пенящиеся волны, чисто белые на вид, оставляют полосу пенистой грязи вдоль берега, которую изрыгают из своих глубин. Те, кто оставили совет Божий, кто не живут в согласии с Его волей каждый день, имеют только вид благочестия (2Тим 3:5), но коснись их поближе, загляни в глубину их души, и почувствуешь всю их свирепость, всю их грязь и срамоту. Потому что невозможно быть благочестивым без Бога.

Звезды блуждающие никогда не смогут привести путника к цели. На них нельзя положиться, им опасно доверять свой путь. Это слепые вожди слепых (Мф 15:14). Идущие за ними так же пройдут мимо цели, а то и вовсе падут, споткнувшись на половине пути.

14 О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама,

Это единственное место в Священном Писании в своем роде. Енох проповедует о суде и о пришествии Господа. Иуда относит это пророчество ко Второму пришествию Христа, но оно равно относилось и к потопу, который произошел хотя и не при жизни Еноха, но при жизни его сына Мафусала. Точнее, потоп наступил в год смерти Мафусала.

говоря: «се, идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих – 15 Сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких (словах), которые произносили на Него нечестивые грешники».

Хотя эти слова первоначально относились к потопу, однако по описанию события они действительно больше подходят для последнего суда во время Второго пришествия Иисуса Христа. Это пророчество вполне соответствует стилю ветхозаветных пророчеств, которые были сказаны в такой форме, что одинаково относились и к своему времени, и к первому, и ко второму пришествию Христа. В любом случае, это свидетельство Еноха призвано усилить предостережение проповедникам общего спасения.

16 Это – ропотники, ничем недовольные,

«При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово» (2Кор 13:1). Дважды повторенное слово свидетельствует о важности сказанного. Здесь снова повторяяются характеристики вестников общего спасения:

Ничем не довольные ропотники – это следующие по путям Корея, роптавшего на Моисея и Аарона. Апостол Павел говорил: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1Тим 6:6). Проявление недовольства – есть грех. И дело вовсе не в том, что мы должны быть удовлетворены абсолютно всем. Дело не в том, что мы должны принимать все, и доброе и худое. Но дело в том, как мы реагируем на то, что нам не нравится, с чем мы не согласны. Мы вправе выражать свое несогласие и представлять свое мнение по тому или иному делу. Но, представив свое мнение, если оно по тем или иным причинам не будет принято, и если мы сделали все от нас зависящее для того, чтобы должным образом объяснить свою позицию, то все дальнейшее следует оставить на суд тех, от кого данное решение зависит. Нам не следует роптать, ибо ропот никогда не бывает конструктивным. Ропот и недовольство одинаково противны Богу. Потому Господь еще и еще раз напоминает: «Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» (1Кор 10:9,10).

Сегодня можно встретить среди называющих себя народом Божьим достаточно ропотников, которые открыто или тайно ропщут на свою жизнь, на церковь, на служителей, и даже на Господа. Это постоянно недовольные люди, которые портят настроение себе и окружающим их. Именно для таковых Иуда посылает свои предостережения о грядущих судах.

поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно);

По своим похотям поступал Каин, и его же путем следуют те, кто возвещает свои домыслы. В последнее время встречаются все больше тех, кто утверждает: «Я никому ничего не должен». Однако таковые забывают о своем долге перед Богом и перед ближними. Одно их существование свидетельствует о том, что они что-то кому-то должны. Их жизнь зависит от Бога и окружающих людей, но в своей гордости они не желают признать этой зависимости. Священное Писание почти в 650 стихах конкретно говорит о том, что человек имеет определенные долги перед другими людьми и перед Богом. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор 6:19,20). Те, кто отказываются от своего долга, делают это по причине своеволия. Когда свое «я» превозносится, совершается тяжкий грех нарушения первой заповеди, потому что у таковых на второй план отходит все остальное, даже Бог. Да не думает таковой войти в Царство Божье.

уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти.

Корысть движет поступками многих, претендующих на то, что они являются последователями Христа, но в действительности таковыми не являющихся.Соответствуют ли наши слова тому, что мы на самом деле думаем? Или же наши слова надуты? Или же мы поступаем лицеприятно, лицемерно? Всякая неискренность, всякое слово, сказанное не от чистоты сердца, является тяжким грехом. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься … Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф 12:36,37; 5:37). Христос на земле постоянно обличал лицемерие. Лицемер произносит надутые слова не просто так, а преследуя определенные цели. Только цели эти благими не назовешь, если достигаются они нарушением воли Божьей.

17 Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа: 18 Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.

И в третий раз повторяются те же самые слова, теперь уже от имени апостолов. И действительно, послания Нового Завета полны предостережений того, какой дух будет у многих жителей земли в последнее время. Наиболее значимые для нас тексты такого рода находятся в 2Петр 3:3 и 2Тим 3:1.

19 Это – люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.

«И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Иоанн 17:19-22).

Единство в церкви, в Теле Христовом – основная забота нашего Господа. Именно это составляло большую часть первосвященнической ходатайственной молитвы Иисуса Христа накануне Своего распятия. Действия, приводящие к нарушению единства, являются самым тяжким преступлением в церковной общине. И потому, что разрушительная работа, направленная против единства церкви, проводимая вестниками общего спасения в противовес истине для настоящего времени, бывает заметна не сразу, Господь особым образом обращает наше внимание на это серьезное обстоятельство. Причина потери единства в церкви кроется в первую очередь в том, что вначале было потеряно индивидуальное единство человека с Господом. А эти внутренние отношения человека с Богом известно лишь самому человеку и Богу, но о нем не в состоянии судить никто другой.

20 А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым,

Представив серьезность ситуации вокруг проповеди общего спасения, Иуда теперь обращается к тем, кто остался верен истине для настоящего времени. Он увещает их продолжать возрастать в вере, которую он называет святейшей. «Назидать» – родственное слову «созидать, создавать, строить». Каждый из нас строит свой характер для вечности. «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1Пет 2:4,5). Самое главное в этом духовном строительстве – внимание к тому, как и на чем мы строим. Здесь очень уместен совет апостола Павла, записанный в 1Кор 3:9-17. Но главное – это основание. Строим ли мы на камне или на песке? Строим ли мы на общих словах о спасении или же на той святейшей вере, которая зовется истиной для настоящего времени?

Но здесь есть еще одна фраза, на первый взгляд не трудная для понимания. Основная проблема в понимании этой фразы заключается в том, что некоторые христиане ассоциируют «молитву духом» с молитвой на иных языках. Действительно, нечто подобное можно вывести из 1Кор 14:14,15. Однако слова того же апостола Павла в Рим 8:1-27 дают нам правильное понимание действия Святого Духа в нас и для нас. Дух Святой ходатайствует «воздыханиями неизреченными» (ст 26), что исключает любое произношение слов, на знаком языке или на не знакомом. Духовная жизнь человека заключается в его размышлении. Именно мысли человека определяют, духовен он или плотян. В 14-й главе апостол старается показать, что молитва, не приводящая к удовлетворению разума, пуста и абсурдна; молитва вслух, после которой слушатель не может сказать «аминь», не понимая ее слов – бесплодна, то есть напрасно произнесена вслух. Что же это за молитва Духом Святым, о которой пишет Иуда? Примечательно, что в отношении Духа в Послании к римлянам, у Иуды и в подобной же фразе в Еф 6:18 в оригинальном греческом тексте имеется предлог дательного падежа «эн», который может быть переведен не только как «при помощи», но также и «вместе, рядом, внутри» и т.п. В то же время, тексты из Первого послания к коринфянам не имеют этого предлога. Отсюда напрашивается вывод, что, говоря о молитве Духом, Иуда никак не мог иметь в виду молитву на каких-то неведомых языках, а говорил о наполнении молящегося Духом Святым, о сотрудничестве его со Святым Духом. И если судить по всей направленности Послания Иуды, то сотрудничество со Святым Духом как раз и будет заключаться в том, чтобы всячески придерживаться той истины для настоящего времени, которую открывает нам Святой Дух через Свидетельство Иисусово (Откр 19:10).

21 Сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни.

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (1 Иоан 4:16,17).

Этот текст из Первого послания Иоанна видится наилучшим комментарием к словам Иуды. Любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол 3:14), является гарантом того, что мы находимся на истинном пути в нашем служении Богу, в нашей проповеди Евангелия, в нашем исповедании веры, однажды переданной святым, в нашем пребывании в истине для настоящего времени. Такая любовь – это не страстное чувство. Любовь Божья – это принцип, регламентирующий наши взаимоотношения с окружающими. Наилучшее и наиболее полное определение любви, какое я когда либо встречал, выражено следующим образом: «Любовь – это постоянная забота о временном и вечном благополучии другого.»

Если мы будем жить в соответствии с таким принципом любви, то мы будем говорить не об общем спасении, а будем предлагать полноту истины каждому, с кем мы встречаемся. И если таким образом мы будем поступать, если образ жизни Иисуса Христа отразится в нашей жизни, то у нас есть основание ожидать милости от Господа. «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Иоан 3:2,3).

22 И к одним будьте милостивы, с рассмотрением; 23 А других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотию.

Что делать с теми, кто «вкрался» в церковь, кто является соблазном для немощных в вере, кто производит разделение и стремится властвовать в церкви, навязывая свое мнение из корысти? Господь ни коим образом не призывает бездумно судить всякого. Есть множество причин, которые подвигают человека к такому греховному состоянию. Люди могут находиться в различном состоянии: одни могут искренно заблуждаться, в то время как другие поступают по тщательно разработанному коварному плану. Именно поэтому здесь даются три разные рекомендации, которые могут представлять собою целый спектр отношений от полной милости до полного отчуждения.

Милость – прекрасное качество, но оно должно быть подконтрольно разуму. В Писании мы читаем: «покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание» (2 Петр 1:5,6).

Рассмотрение – это наше суждение. Апостол Павел напоминает нам, что нам предстоит судить павших ангелов (1Кор 6:3); тем более мы наделены Богом достаточными способностями для рассмотрения дел человеческих. И хотя мы не можем читать мысли и видеть мотивы тех или иных действий другого человека, тем не менее мы можем, будучи водимы мудростью Божьей, верно разрешить те ситуации, которые происходят в церкви.

Страх здесь представлен как противопоставление милости. В реальности, противопоставлением милости является справедливость. Однако справедливое возмездие неподвластно человеку. Суд совершает только Господь, а не человек. Нам остается только возможность предостерегать грешников о суде, внушая им страх перед справедливым возмездием. Кто-то может удивиться, почему справедливость является противоположностью милости. На первый взгляд, противоположностью милости должно быть что-то вроде жестокости. Однако если милость – это то, что мы не заслужили, то справедливость – это именно то, что нами заслужено. Вот только никто из нас не желал бы, чтобы Господь поступил с нами по справедливости, потому что справедливость требует смерти грешника за мельчайшее нарушение воли Божьей. Если бы Бог был только справедлив, то нас никогда не было бы, и Адам с Евой погибли бы в следующее мгновение после их проявления непослушания. Однако по Своей милости Бог не только продлил жизнь согрешившему человеку, но также и приготовил все необходимое для того, чтобы в свое время восстановить человека в прежнем состоянии, какое Адам и Ева имели до грехопадения.

Исторгая из огня – имеется в виду из огня гнева Божьего во дни последнего суда. «Производил Я среди вас разрушения, как разрушил Бог Содом и Гоморру, и вы были выхвачены, как головня из огня» (Амос 4:11). Тот самый «вечный» огонь, которым были пожжены Содом и Гоморра, возгорится вновь в последний день истории греха, и в этом огне погибнут все нечестивые вместе с сатаною, для которого и предназначался ад изначально (Матф 25:41; Откр 20:14,15). Наша цель в сотрудничестве с Богом ради спасения грешников – исторгать их из этого огня. Каким образом? Это детально описано в Иез 3:17-21. Мы обязаны предупредить грешника об ожидающей его участи – может быть страх перед вечной погибелью остановит его и обратит ко спасению.

Гнушаясь одеждою – эту фразу можно понимать двояко: (1) буквально, не прикасаясь даже к одежде грешника, то есть, не имея с ним никаких отношений. Иисус учил в отношении согрешившего, который не желает признавать своей вины: «а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф 18:17). Иудеи обычно не прикасались даже к одежде язычников и мытарей, а если это все же случалось, то считали себя оскверненными и нечистыми, и должны были омывать себя и свои одежды. (2) духовное значение одежды – это праведность, которая бывает либо чистая, Христова, либо человеческая, запятнанная. Именно в этом смысле мы находим упоминание одежды у пророка Захарии: «и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные» (Зах 3:4). В таком случае, гнушаться одеждою означает с отвращением относиться к поступкам согрешившего, в то же время проявляя должную любовь к грешнику, как это делал Господь.

24 Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости,

«Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор 10:12). Мы склонны осуждать других. Особенно когда слышим или читаем предостережения и обличения, наш взгляд обычно направляется в сторону соседа, но не в сторону себя. Послание Иуды содержит в себе сильное обличение и предостережение. И потому особенно важно правильно использовать его: в первую очередь для оценки своего духовного состояния. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим 4:16).

25 Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки.

Только Господь может сохранить нас непорочными. Он – наш Спаситель, Ему да будет вся слава и честь.

Аминь.

Настоящий комментарий – один из многих вариантов толкования Послания Иуды, не претендующий на совершенство и полноту. Но однажды, после внимательного молитвенного прочтения этой книги Библии, автор усмотрел в нем отчетливое предостережение тем христианам, которые, исповедуя Свидетельство Иисуса Христа (Откр 12:17; 19:10), по разным причинам не проповедуют его, то ли стыдясь, то ли не веря в него.

Господь да благословит каждого искреннего исследователя Библии, стремящегося понять истину Слова Божьего с тем, чтобы следовать этой истине каждый день.