7. Спасение для отверженных (гл. 15 – 17)

«В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве» (Гал 4:24,25).

История Аврама, друга Божьего (Иак 2:23; Ис 41:8; 2Пар 20:7), полна неожиданностей и противоречий. Подчас мы даже можем удивляться как характеру Божьему, Который сохраняет верность человеку, неоднократно нарушающему свой завет с Богом (Плач 3:22,23; Пс 143:3; Пс 8:5), так и непостоянству человека, который изменяет своему Господу чуть ли не на каждом шагу. Насколько эти качества противоположны – любовь Божья и неверность человека. Тем не менее, Любовь побеждает: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:16,17). Это не только вселяет в нас надежду на то, что не смотря на все превратности нашей жизни, Господь все же силен сохранить нас во спасение (Ин 17:12,24), но это также и налагает на нас обязанность быть верным Ему (Ин 14:15; 17:21).

«Велика верность Твоя!» – восклицал пророк Иеремия (Плач 3:23). И действительно, мы можем только удивляться и восхвалять любовь и милость Божью, его человеколюбие и долготерпение (Исх 34:6; Пс 85:15; 2Пет 3:9). Думая обо всем том, что совершает Господь в нас и для нас, как Он преображает наш скверный характер, делая нас «неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Флп 2:15), наши сердца не могут не переполняться хвалою благодарности Богу. Господь ищет нас в этом мире подобно Пастырю, берущему заблудшую и израненную овцу на плечи свои, возвращая ее обратно в стадо (Лк 15:4,5). Он упорно трудится над нами, исправляя наш характер, излечивая наши духовные болезни. Он терпеливо сносит нашу неверность, наши «детские шалости» (1Кор 13:11; 14:20; Еф 4:14), когда мы, уже познав истину, вновь и вновь возвращаемся к «прелестям» греховной жизни (Гал 4:9), которые манят нас только для того, чтобы вскоре больно ударить нас, опять повергнуть нас в грязь греха (Прит 5:3-5; 23:31,32). Он охраняет жизнь нашу от всякого зла (Пс 33:8; Зах 2:8). Любящий Бог отдал все Небо ради нас, Спаситель оставил трон вселенной, чтобы спасти наш погибающий во грехах мир (Лк 15:4; 2Кор 8:9; Флп 2:6-8). И Он достоин того, чтобы мы воздали славу Ему не только словами нашими, но также и нашей благочестивой жизнью! «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор 6:9-11).

Мы часто бываем очень нетерпеливы в своих притязаниях на Божьи благословения. Подчас мы буквально молимся Господу: «Боже, дай мне терпение, и дай мне его немедленно!» Мы бываем очень несправедливы в отношениях с нашим Богом, считая, что Он должен нам все, а мы ему практически ничего. Мы можем заниматься своими греховными делами, а затем, в случае нужды или опасности, требовать от Бога немедленного вмешательства, заступничества или исправления наших ошибок. Мы воспринимаем Бога как «палочку-выручалочку», когда сами, по глупости ли своей, или следуя своим греховным похотям, попадаем в безвыходные положения. Мы забываем, что Господь «спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит 3:5). Все, что мы заслужили от Бога – это смерть за грехи наши (Рим 6:23), но вместо благодарности нашему Спасителю за такое прощение мы уподобляемся злому рабу из притчи Христа, которому был прощен многомиллионный долг, но который сам не захотел простить ничтожный долг своему ближнему (Мф 18:23-35). Конечно, не все мы такие, есть среди людей и те, кто стремится жить верно перед Богом, но даже и о таких стоит скорее сказать «не всегда мы такие» вместо «не все мы такие». Ведь даже Аврам, друг Божий, и тот сколько раз проявлял неверность Богу (Быт 12:13; 20:2).

Вот и теперь, милостью Божьей одержав победу над врагами и проявив благородство в том, что не взял ничего из того, что принадлежало другим, хотя по праву уже стало его (Быт 14:21,22), Аврам проявляет свой человеческий характер: «я остался верен тебе, Господи, а что за это дашь Ты мне?» (Быт 15:2,3). Конечно, Аврам не заботился о материальном богатстве, равно как и ученики Христа, задававшие подобный вопрос (Мф 19:27), но насколько в этом проявилось его нетерпенье. Да, мы можем его понять, ведь прошло уже немало лет с тех пор, как ему, семидесятипятилетнему, Господь пообещал сына, наследника (Быт 12:2,4). Но прошло уже десять лет (Быт 16:6), а Бог, похоже, давно забыл Свое обещание. Но Бог не забывает. Это мы склонны забывать обетования Божьи, но Он никогда не забудет нас. Господь ответил Авраму, поклявшись ему в Своей верности, но при этом открыл ему будущее его потомков, в котором опять таки научал Аврама терпению и доверию. Подумать только: Господь, обещавший Авраму наследника, так долго не исполняет Своего обещания, и к тому же заявляет, что потомки наследуют обещанную Авраму землю не раньше, чем через четыреста лет, и к тому же после рабства в чужой земле (Быт 15:13). И на таких условиях Бог заключил завет с ним в пламени огня (Быт 15:17). Но даже это заключение завета было не весьма приятным занятием для Аврама. Целые сутки Аврам должен был ожидать ответа Господа, борясь с усталостью и сном, борясь с сомнениями и горечью неверия (Быт 15:5,9,11,12,17). Господь учит терпению не только нас, когда мы взываем к Нему в молитве; Он воспитывал таким образом многих великих мужей веры (Быт 7:7,10; 1Цар 13:11; 3Цар 18:42-44). И делает это Господь не только ради нас самих; «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет 3:9). Причиной задержки в исполнении обетования, данного Авраму был не столько он сам, сколько те народы, чью землю потомки Аврама должны наследовать – Бог видел, что еще есть возможность спастись многим из этих языческих народов (Быт 15:16).

Да, в Авраме нашли свое спасение не только иудеи, но «благословятся в нем все народы земли» (Быт 18:18). Не только хананеям была продлена милость Божья и отсрочен ожидавший их суд по причине верности Аврама, но также и все жители земли получили надежду в вере Аврама (Гал 3:6-9). Но и в этом мы можем сказать: «велика верность Господа, ибо не по нашим заслугам Он воздает нам» (2Тим 1:9). Господь велик тем, что может обращать зло в добро (Быт 50:20). Интересно обратить внимание хотя бы на родословную Спасителя нашего, в которой упомянуты те, кто, казалось бы, никогда не должен был войти туда (Мф 1:3-6): мы находим в ней неприглядную историю Иуды и Фамари (Быт 38:24-26), есть в ней и Раав, блудница из Иерихона (Нав 2:1; Евр 11:31), и Руфь моавитянка (Втор 23:3), не забыт и грех Давида с «бывшей за Уриею» (2Цар 11:4,15). И проступок Аврама с Агарью Бог обратил в благословение многим народам. Аврам оказался неверен Божьему обетованию. Сара, подобно некогда Еве (Быт 3:6), подтолкнула мужа своего ко греху. И хотя согласно обычаям тех народов и того времени это совершенно не считалось грехом, тем не менее, принцип моногамной семьи был нарушен (Быт 2:24). Это открыло путь Авраму и к последующим отступлениям (Быт 25:1,6). Но мы должны помнить, что не все то, что нормально для людей, приемлемо для Господа (Иер 10:2). Аврам поддался слабости, проявил недоверие Господу, и это привело к потере мира в его семье на долгие годы. Сара ссорилась со своей служанкой Агарью, Аврам вынужден был терпеть упреки своей жены, как будто он сам был виновен во всем (Быт 16:5), так что ему пришлось потворствовать жене своей в ее плохом отношении с соперницей (ст 6). И все эти проблемы только лишь увеличились, когда обетование наследника исполнилось в жизни Авраама (Быт 21:9,10). Насколько более спокойной была бы жизнь в семье Аврама, если бы он не уступил временным плотским порывам и нетерпению своей жены. Бог может простить всякий грех, который мы совершаем (1Ин 1:7,9), но Он часто допускает нам пожинать последствия наших грехов, несмотря на то, что простил их. Только при этом не стоит еще прибавлять к нашим прошлым грехам еще и грех недоверия божьему прощению – как многие из нас продолжают корить себя и мучиться за те, давно исповеданные и прощенные Богом грехи, последствия которых все еще напоминают нам о прошлом! Если Бог простил нас, то кто имеет право напомнить нам и укорить нас за эти прощенные прегрешения? (Рим 8:33; Евр 8:12). «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим 15:4).

Насколько противоречивы и непоследовательны действия Аврама в истории с Агарью, настолько же и значение этого события истолковывается апостолом Павлом непоследовательно. В послании к Галатам 4:22-31 он приводит духовное значение того, что произошло в жизни Аврама. Но при этом символы меняются – вначале Агарь и Измаил символизируют отвержение язычников, в то время как Сарра и Исаак являются символом избранного народа Божьего – Израиля (ст 24). Но затем картина резко меняется, и теперь уже рабами и отверженными становится Израиль, а язычники оказываются «детьми свободной» (ст 25,31). Авраам не только стал отцом всех народов по плоти; его потомством являются не только все арабы от Агари, евреи от Исаака и прочие народы от Хеттуры. Но гораздо более важно то, что в Аврааме всякий верующий становится его духовным семенем (Мф 3:9; Ин 8:39; Гал 3:29).

История Аврама дает нам надежду на спасение не только потому, что Бог простил прегрешения Аврама. Его переживание открывает всем нам путь к небу потому, что в нем благословляются все племена земные, ибо «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал 3:28,29). Потому теперь, когда мы призваны Господом ко спасению, мы должны последовать за Ним везде, куда бы Он ни повел нас, воспитывая в нас доверие, послушание и терпение. Многое нам может быть непонятно в нашей жизни, но пусть вера Аврама и его опыты остаются с нами всегда. Будем лучше учиться на ошибках чужих, нежели на своих, хотя бы даже Господь и превращал бы в нашей жизни зло в добро. Насколько лучше покоиться в мире, который приносит послушание, нежели переносить трудности, явившиеся результатом нашего непослушания и нетерпения.

* * *

Дорогой друг! Если ты еще являешься рабом греха, помни, что Бог освободил тебя не только в Аврааме, но и на Голгофском кресте. Оставь свое рабство греху и приди к Спасителю сегодня.

* * *

Если же ты, дорогой друг, уже давно последовал призыву Господа и последовал за Авраамом к духовному Ханаану, то оставайся верным Господу во всем, в большом и малом, и не повторяй слабостей и ошибок Авраама. Не смотри на людей и на обычаи мира, которые может быть позволяют тебе сделать то, что все же является грехом в очах Божьих. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр 2:10).

«Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис 55:7-9).

Для дальнейшего изучения и размышления

Как проявляется характер Бога

в том, что Аврам так долго ждал исполнения обетования?

в том, каким образом Бог произвел заключение завета с Аврамом?

в том, что Бог открыл Авраму будущее его потомков?

в разговоре Ангела Господня с Агарью?

в возвращении Агари в дом Аврама?

в обновлении завета с Аврамом несмотря на проявленное Аврамом неверие?

в названии Аврама и Сары новыми именами?

в завете обрезания?

в обетовании об Измаиле?

Как нам открывается путь ко спасению от греха

в том, что обетование Божье Авраму так долго не исполнялось?

в обновлении завета с Аврамом?

в том, что потомки Аврама будут в рабстве?

в том, что потомки Аврама выйдут из рабства с большим имуществом?

в принятии Богом проступка Аврама и Сары?

в обетовании Ангела Господня Агари и Измаилу?

в возвращении Агари в дом Аврама?

в новых именах, данных Авраму и Саре Богом?

в установлении обрезания?

в значении обрезания?

в том, что Аврааму и Сарре сын был обещан в таком престарелом возрасте?

в благословении Измаила?

Какие положительные и отрицательные примеры для себя мы можем извлечь

из долготерпения Аврама?

из того, как Аврам ожидал Бога для заключения завета?

из пленения потомства Аврама?

из того, что Сара дала Авраму свою служанку в жену?

из того, как Агарь стала относиться к Саре?

из того, как Сара ответила Агари?

из возвращения Агари назад в дом Аврама?

из повиновения Аврама в обрезании?

Как мы можем применить в личной жизни уроки

по настойчивости и терпению Аврама при заключении завета?

по попытке помочь Богу в исполнении обетования?

по взаимоотношениям с теми, кто оказался виновным по нашей вине?

Как мы можем применить в нашей духовной жизни уроки

по настойчивости и терпению Аврама при заключении завета?

по попытке помочь Богу в исполнении обетования?

по взаимоотношениям с теми, кто оказался виновным по нашей вине?