8. Содом и Гоморра – суд и спасение (гл. 18 – 19)

«Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» (Иуд 1:7,8).

В то время, когда мы, может быть, меньше всего ожидаем, Господь совершает дело Свое. Авраам и Сарра уже перестали ожидать исполнения обетования, хотя даже после рождения Измаила им было объявлено, что именно Сарра должна иметь сына. Большая опасность подстерегает каждого из нас, когда мы перестаем быть бдительными и забываем обетования Божьи. Господь предупреждает: «придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает» (Мф 24:50). Благо, что для Авраама и Сарры этот внезапный день принес радость, а не возмездие. Но не для каждого будет так. Путники, посетившие в тот день Авраама, направлялись с особой миссией к Лоту…

Три путника пришли к Аврааму. Два ангела продолжили путь свой по направлению к Содому, а Господь остался у Авраама. «И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!» (ст 17). «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос 3:7). Хотя однажды Господь предупреждал человека о том, что возмездие за грех есть смерть (Быт 2:17; Рим 6:23), тем не менее, Он снова и снова напоминает людям об этом. Но при этом из уст Господа исходят любопытные слова: «сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт 18:21). Неужели Господь не знает? Неужели всезнающий не видит? Или может быть это такой же риторический вопрос, как некогда Творец задавал Адаму, когда тот скрылся за кустарником: «Где ты?» (Быт 3:9). Нет, эти слова говорят нам нечто большее.

Даже наше ограниченное понимание справедливости, искаженное грехом и эгоизмом, непременно требует исследования дела прежде, чем оно будет предано суду. И если кто совершает наказание без суда и следствия, о таком говорят, что он тиран и деспот. «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф 7:11). Тем более Господь по справедливости Своей не будет совершать возмездие без суда и следствия. Я предвижу, как читатель восклицает: «А разве наш Бог не Всезнающий и Всеведущий?» О да, наш Бог не нуждается в том, чтобы Ему напоминали, доказывали и исследовали то или иное дело. Более того, Он знает не только все дела наши, которые мы даже совершаем в тайне (Мф 6:18), но от него не сокрыты даже самые сокровенные мысли наши (Пс 138:2; Лк 5:2; Евр 4:12). Но за нами наблюдает не только Господь, и не только сатана. Наш мир стал зрелищем для всей вселенной, для всех непавших миров (Иов 1:6-8; Рим 8:33,34; 1Кор 4:9; 1Тим 3:16). Сатана, восстав против Бога, стал клеветать перед всеми жителями вселенной на Бога и на людей (Откр 12:10), обвиняя характер Божий, Его закон и Его справедливость. Последний суд должен будет оправдать Бога в том, что Он справедлив как в спасении праведников, так и в наказании нечестивых. И данная история, происшедшая в древности на палестинской земле, дана нам для того, чтобы мы могли лучше понять нашего Господа и Спасителя, Который праведно судит все народы, и суды Которого уже начались. Ангел из Откровения возвещает нам об этом: «и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр 14:7).

Многие христиане, имея ложное представление о состоянии умерших, даже и не задумываются о том, какого Бога они изображают своим учением. Если один сразу же после смерти каким-то образом получает награду в раю, а другой – возмездие в аду, тогда зачем нужен последний суд? «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян 17:31). А может быть на суде откроется, когда будут исследованы все тайные дела и помышления сердца, что тот или иной человек оказался не там, где должен был быть? Но нет, Господь не только не приводит приговор в исполнение до суда, но Он даже и не судит без следствия. Всеведущему и Всезнающему Богу было необходимо Самолично прийти в Содом и посмотреть, что происходит в нем, и не потому, что Он этого не знал, или не был уверен в поступающей к Нему информации. Господь совершает это ради нас и ради тех жителей вселенной, для которых наша земля стала зрелищем или «позорищем» (что есть одно и то же). И это следствие должно начаться прежде возвращения Иисуса Христа для того, чтобы праведно судить мир. Ангел из Откровения уже возвестил начало следственного суда, который сегодня происходит на небе. Это тот суд, который начался с дома Божьего (1Пет 4:17), со всех тех, кто когда-либо претендовал на принадлежность к Божьей семье. Это тот суд, на который праведник «не приходит» (Ин 5:24), но Христос предстоит как Ходатай и Защитник перед Богом-Судьей (Дан 7:9-13). Это тот суд, который определит тех, кто будут судьями в окончательном суде вместе с Иисусом Христом (1Кор 6:2,3), когда Христос станет уже Судьей, а не Защитником: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин 5:22). Это тот суд, который символизирован судными днями в Израиле (Левит 16 гл; Евр 9 гл), и который описан Даниилом, как последнее пророческое событие накануне установления вечного царства Христа (Дан 8:14,26). Это то время, когда «отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его» (Откр 11:19), а во святое святых доступ был только в судные дни, дни очищения святилища. Прежде, нежели Судья вселенной сойдет, чтобы совершить суд над миром, дело каждого человека должно быть исследовано перед всеми жителями земли и неба. Нам же дано время для того, чтобы приготовить себя, ибо «всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего» (Лев 23:29).

Господь открыл Аврааму о цели Своего посещения Содома, и Авраам почувствовал свою ответственность за жителей этой местности. Его племянник живет там, он должен был свидетельствовать об истинном Боге окружающим. Он должен был воздвигать жертвенники, к которым приходили бы и другие, видя благословения Лота. Неужели никто не обратился к Господу, видя его благочестивую жизнь? Но, может быть, само многочисленное племя Лота, у которого немало слуг и пастухов, остается верным Господу. Возможно Лот не в состоянии изменить мир, но стремится сохранить себя в мире не оскверненным? Неужели, Господи, Ты погубишь и праведников вместе с нечестивыми? (Быт 18:23). В этом смысле Авраам символизирует нашего Ходатая на небе Иисуса Христа, Который предстоит перед престолом Божьим, ходатайствуя о всех нас (Ис 53:12; 1Ин 2:1; Рим 8:34; Евр 7:25). Лот не оправдал доверия Авраама; оправдываем ли мы доверие Иисуса Христа в том, чтобы нести весть Евангелия всем людям? (Мф 28:19,20; Лк 14:23).

«Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1Пет 4:17). История Содома представлена в Священном Писании для всех нас как прообраз грядущего суда в последний день. «Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову» (Лк 17:26-32). И из этой истории мы можем многому научиться, и особенно тому, что может повлиять на нашу вечную участь. Мы можем быть настолько заняты очень важными делами в нашей жизни, причем не только мирскими, но даже и духовными – проповедью, пророчеством, исцелениями, чудесами (Мф 7:21-23) – что не заметим посещения Господня, который выведет нас подобно Лоту, говоря: «беги, не возвращайся в дом, не оглядывайся назад» (Ис 26:20). И тогда, вместо радостной встречи Господа (Ис 25:9), нам останется только искать укрытия от Него, но все будет напрасно (Откр 6:15-17). Тогда уже будет поздно искать спасения, если мы не обретем его в Иисусе Христе и в Слове Его заблаговременно. Мы можем уподобиться либо мудрым, либо неразумным девам из притчи Христа об ожидающих жениха (Мф 25:1-13). Подобно неразумным девам, мы также можем ожидать Спасителя, можем трудиться в церкви, но оказаться вне только потому, что у нас не было личных взаимоотношений с Господом, мы не познакомились с Ним, а потому и Он не будет знать нас. «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его. В тот день истаявать будут от жажды красивые девы и юноши» (Амос 8:11-13). Поздно будет уже тогда искать спасения.

«Вспоминайте жену Лотову». Пусть ничто не удерживает ваш взгляд на мирском, будьте готовы оставить все, ради Господа, чтобы в тот день не было произнесено над вами: «Привязался к идолам Ефрем; оставь его!» (Ос 4:17). Что же удерживало жену Лота в Содоме? Оставшиеся там дети и зятья? А может украшения, золото и драгоценности, которые она не смогла унести с собой? Или стада овец, или богатые одежды? «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк 10:29,30). Лот медлил выходить из Содома, потому ангелы взяли его за руку и вывели (Быт 19:16), выхватили его как бы головню из огня (Амос 4:11). Некоторые будут спасены таким образом, но далеко не все.

Сегодня мы должны готовиться ко времени суда. Сегодня у нас есть время поразмыслить над тем, верное ли место для жительства избрали мы? Верно ли мы относимся к своим обязанностям перед Господом? Правильно ли мы воспитываем своих детей? Лот имел возможность спасти не только себя, но и всю свою семью, и даже весь город, если бы там нашлось хотя бы десять праведников (Быт 18:32). Но Лот шутил со своими детьми (Быт 19:14), он не напоминал им о важности быть постоянно готовыми к наступлению дня Господнего. Он мало уделял внимания их моральному воспитанию. И, как результат, не только его замужние дочери и зятья погибли, не только остался он без жены и без слуг, но даже те две дочери, которые спаслись вместе с ним, оказались не менее развращенными, нежели те, кто погиб в Содоме (Быт 19:36). И потомки их, Моавитяне и Аммонитяне (Быт 19:37,38), были вечными врагами народа Божьего, потому и сказано: «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки» (Втор 23:3). Насколько важно, поэтому, наблюдать за своей жизнью и ходить перед Богом всякий час. «Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (1Пет 4:7).

* * *

Дорогой Друг! Если ты все еще безмятежно живешь в Содоме и наслаждаешься прелестями жизни, не думая о завтрашнем дне, вспомни историю Содома, который оставлен в пример нам, достигших последнего времени. Иисус Христос пока еще ходатайствует за этот мир, подобно Аврааму. Он простирает Свои пронзенные руки к тебе, желая даровать тебе спасение. Не отвернись от него, ибо завтра может быть слишком поздно.

* * *

Дорогой друг! Если же ты уже последовал за Христом, то убедись, что не только Ты знаешь о Нем, но и Он знает тебя, и признает тебя Своим на суде. Не удовлетворяйся своим благочестием, не довольствуйся тем, что дети твои не настолько развращены, как окружающий мир. «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр 3:2,3). Господь так много сделал для твоего спасения. Берегись, чтобы не прозвучали о тебе слова Спасителя: «ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Мф 11:23,24).

Для дальнейшего изучения и размышления

Как проявляется характер Бога

в том, что Он лично посетил Авраама?

в том, что Он явился в облике обычного путника?

в замечании, которое сделал Господь Сарре?

в обещании сына после того, как физически зачатие уже было невозможно?

в том, что Господь открывает Свои планы человеку?

в том, что Он Сам решил посетить Содом?

в готовности поторговаться с человеком, уступая ему спасение других?

в ответе ангелов Лоту: «мы ночуем на улице»?

в том, что ангелов пришлось сильно упрашивать войти в дом?

в защите Лота от горожан?

в предложении Лоту вывести тех, кого он желал спасти?

в том, что ангелы насильно вывели медлящего Лота и его семью?

в согласии сохранить город Сигор ради Лота?

в наказании городов долины Содомской?

в гибели жены Лотовой?

Как нам открывается путь ко спасению от греха

в явлении Господа Аврааму?

в служении Авраама пришельцам?

в замечании Господа Сарре, которая рассмеялась сама в себе?

в том, что у столетнего Авраама и девяностолетней Сарры родится сын?

в том, что Господь открывает Аврааму Свой план о Содоме?

в том, как Авраам ходатайствовал за Содом перед Господом?

в том, как настойчиво Лот приглашал путников войти в его дом?

в том, как ангелы торопили Лота и вывели его семью?

в приглашении Лота своих зятьев?

в спасении Сигора?

в гибели Содома и Гоморры?

в роковом поступке жены Лота?

в истории дочерей и потомков Лота?

Какие положительные и отрицательные примеры для себя мы можем извлечь

из того, как Авраам встречал и обслуживал путников?

из недоверия Сарры и Авраама Богу?

из беседы Авраама с Господом о Содоме?

из настойчивости Лота по отношению к ангелам?

из настойчивости ангелов по отношению к Лоту?

из того, что Лот предложил толпе своих дочерей вместо гостей?

из того, что зятья подумали о Лоте, что он шутит?

из просьбы Лота о Сигоре?

из того, что жена Лота все же оглянулась?

из поступка дочерей Лота?

из воспитания, какое Лот дал всем своим дочерям?

Как мы можем применить в личной жизни уроки

по гостеприимству Авраама и Лота?

доверия Богу Авраама и Сарры?

заступничества Авраама за жителей Содомской долины?

поспешного выхода семьи Лота из Содома?

воспитания семьи Лота?

жены Лота?

дочерей Лота?

последствия выбора Лотом места жительства?

Как мы можем применить в нашей духовной жизни уроки

по гостеприимству Авраама и Лота?

доверия Богу Авраама и Сарры?

заступничества Авраама за жителей Содомской долины?

поспешного выхода семьи Лота из Содома?

воспитания семьи Лота?

жены Лота?

дочерей Лота?

последствия выбора Лотом места жительства?