9. Недоверие Авраама и великая верность Господа (гл. 20)

«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк 13:6-9).

Что бы вы сделали с человеком, который вот уже в который раз подводит вас? Вы идете ему навстречу, заключаете с ним серьезный договор, и все только для того, чтобы в очередной раз оказаться разочарованным… Именно так обстояли дела нашего Господа с Авраамом. Да и с нами Ему не лучше. Мы читаем: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Гал 3:6). Не слова ли только это? Где же та вера у Авраама, какую в свое время проявил Иов: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться!» (Иов 13:15).

Посмотрите только, Аврам, отправившийся в неизведанное путешествие по Слову Господа, достигнув Египта перестает доверять охране Божьей. Ему показалось, что Бог мог охранять его везде, но только не в Египте, и потому он решил соврать. «Подумаешь, скажу о жене, что она сестра моя! Ведь это и на самом деле так. Неужели Богу не все равно, какую часть правды я скажу? А мне от этого только лучше будет…» Примерно так рассуждал Авраам, приближаясь к Египту (Быт 12:13). А может он шел в Египет, как кролик на удава – страшно, а свернуть с пути не могу? Да, именно так влечет нас грех, завораживает, запугивает, затягивает. И забываем мы о всех обещаниях и обетованиях. Забываем МЫ, но не Бог! Он рядом, Он остается верен. Пророк Иеремия однажды воскликнул: «по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» (Плач 3:22,23).

Аврам заслуживал наказания за свой проступок перед фараоном, но он вышел из Египта с богатством… Но вот, другое испытание – ссора между пастухами. Из-за чего? Ну конечно же, из-за пастбищ. Авраам и Лот приблизились к Иорданской долине, цветущей, покрытой зеленью. Кому достанется эта земля обетованная? (Быт 13:11). Аврам проявил великодушие, но чего это ему стоило? Господь вынужден был опять напомнить Авраму обетование, что не только Иорданская долина, но и вся земля вокруг будет принадлежать ему, Авраму… будет, только не сейчас!

Аврам верил Богу. С тремя сотнями юношей он пошел против пяти царей. Он полагался на Бога, и одержал победу, не только над врагами, но и над собой, когда возвращал десятину Мелхиседеку, а все имущество – царю Содомскому (Быт 14:22,23). Но это была вымученная победа над собой, ибо даже после таких торжественных слов Господа: «не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика» (Быт 15:1), Аврам все еще вопрошал: «Владыка Господи! что Ты дашь мне?» (Быт 15:2).

Нет, мы не можем говорить о том, что Аврам не верил Богу. Но вера его не всегда подтверждалась действиями. Поступки его не всегда свидетельствовали то же, что говорили его уста. Он явно не выдерживал тест «покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих», который представлен в Иак 2:18. Аврам верил, и потому делал… только не то, что ожидал от него Господь. Аврам стал помогать Господу выполнить обещанное. Он решил поменять жену на ту, которая сможет родить ему сына. Что должен был сделать в этом случае Господь? Как бы вы поступили на месте Бога? Избрали бы другого Аврама, который был бы вернее прежнего? Нет, Бог обновляет обетование, данное Авраму и продолжает доверять ему: «И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ» (Быт 17:20). Велика верность Господа!

Но вот, наступает время, когда Господь, наконец, может исполнить обетование Свое, данное Авраму о сыне. Уже и имя новое дано – Авраам, «отец множества». И сроки конкретные установлены – «В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын» (Быт 18:14). И при этом Господь, в подкрепление веры Авраама, напоминает ему: «Есть ли что трудное для Господа?» Воистину, велика верность Божья к нам!

Господь может исполнить Свое обетование, но неверие Авраама мешает Ему. Сколько раз наш Спаситель, ходя по земле, «дивился неверию» не только окружающих людей, но даже и учеников Своих (Мк 6:6; Мф 17:20; Мк 16:14). А сколько раз Он вынужден проходить мимо нас, унося с Собой предназначавшиеся нам благословения, и все из-за нашего неверия! Авраам верил, но проявлял неверие. Авраам знал, что для Бога нет ничего невозможного, но он боялся, что Бог не защитит его в Гераре от Авимелеха. Аврааму казалось, что Богу легче создать новую жизнь на пустом месте, нежели сохранить его жизнь среди недружелюбных соседей.

Но велика верность Господа! Он не позволил поступкам Авраама, пусть совершенным из-за страха и неверия, разрушить то, что обещал Господь. После всех опытов, Авраам опять прибегает ко лжи, лишь бы сохранить свою жизнь. Заботился ли он об обещанном потомстве, когда уступал свою жену царю Герарскому? Но Господь не допустил греха. Когда Бог не может управлять Своими детьми, Он использует тех, кто кажется Его врагами. Тот Авимелех, которому Авраам не доверял, проявил большую честность, чем избранный слуга Божий: «И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают» (Быт 20:9). И если египетский царь в свое время выдворил Аврама из своей страны за подобный поступок (Быт 12:19,20), то Авимелех говорит ему после всего этого: «вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно» (Быт 20:15). Велика верность Твоя, Господи!

Но Господь не останавливается и на этом. Он идет еще дальше. Вспомним тест, который Авраам провалил. Что дальше говорит об этом апостол Иаков? «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: `веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим'» (Иак 2:21-23). Господь не только не перестал доверять Аврааму, но покрыл его неверие праведностью Своею, потому что между неверием Авраам продолжал верить Богу и следовать за Ним. Сегодня не только Аврааму, но и всем нам Господь готов показать Свою верность, великую верность. Не только Авраама Он облек в одежду праведности, не только другим героям веры Библии Господь дарует милость Свою. Верность Божья принадлежит всем нам. «И сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные» (Зах 3:4).

* * *

Дорогой друг, Господь, призывающий тебя ко спасению – верный Бог! Тебе может казаться, что жизнь твоя совершенно залита грязью и потоплена во грехе. Дьявол пытается убедить тебя, что спасения тебе не видать. Но велика верность Господа! Не отворачивается Господь от таких как ты! Приди к Нему. Позволь Ему проявить Себя в твоей жизни. Прими одежду праведности Иисуса Христа, которую Господь дарит тебе. Он снимает с тебя всю вину твою. Обратись же к Нему сейчас и воскликни: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши. Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых» (Мих 7:18-20).

* * *

Дорогой друг! Если ты стоишь на пути, ведущем в Небесный Ханаан, если ты вышел из Вавилона и странствуешь по земле, следуя по тернистой Голгофской тропе за Христом, помни: Велика верность Господа! Ты еще не раз споткнешься на пути – слишком уж камениста земная тропа. Не раз еще сатана в искушениях победит тебя. Но продолжай верить – велика верность Господа. Не останавливайся и никогда не допускай мысли, что Господь покинул тебя. Он заверяет: «не оставлю тебя и не покину тебя». «Так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» (Евр 13:5,6).

Для дальнейшего изучения и размышления

Как проявляется характер Бога

в его явлении Авимелеху, языческому царю?

в том, что Бог не допустил Авимелеха до греха

в повелении Авимелеху обратиться к Аврааму за молитвой?

в предостережении о возможном наказании всего народа за грех царя?

в исцелении народа по молитве Авраама?

Как нам открывается путь ко спасению от греха

в том, что Господь удерживает Авимелеха от греха?

в том, что Бог лично указывает Авимелеху на выход из ситуации, в которой он оказался?

в том, что Господь не наказал Авимелеха сразу, а вначале предостерег его?

в том, что Господь использовал Авраама для исцеления Авимелеха и его народа, хотя Авраам был сам виновен в случившемся?

Какие положительные и отрицательные примеры для себя мы можем извлечь

из поступка Авраама?

из поведения Авимелеха?

Как мы можем применить в личной жизни уроки

по отношению Авимелеха к Аврааму, который чуть было не стал причиной наказания всего народа?

по отношению Авраама к Авимелеху?

Как мы можем применить в нашей духовной жизни уроки

по отношению Авимелеха к Аврааму, который чуть было не стал причиной наказания всего народа?

по отношению Авраама к Авимелеху?