10. Долгожданный вестник Нового Завета (гл. 21 – 22)

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля… се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:29-35).

Господь продолжает открывать Себя, Свой характер, и путь ко спасению, которое Он приготовил для человека. Под влиянием сатаны, которому подчинилось все человечество, люди отвратились от Бога и потеряли способность непосредственного общения со своим Творцом. Потому Господь вынужден был использовать образы и опыты жизни человека с тем, чтобы открыть людям Свою волю. Призвание Авраама должно было возродить истинное поклонение Богу, заключившему с Авраамом завет верности. Но, как это часто бывает, люди слишком торопятся, не имея терпения. Они хотят получить все сиюминутно, не думая о том, готовы ли они принять желаемое и в состоянии ли они должным образом распорядиться тем, что им предназначено.

Господь обещал человеку Спасителя от грехов, и Адам ожидал, что этим Спасителем будет его первенец, семя жены его – Каин (Быт 3:15). Какое разочарование пережила первая семья, когда Каин оказался не Спасителем, а напротив – убийцей. И потекли годы, века ожиданий. Немного осталось верными Богу. Притча Иисуса Христа о десяти девах (Мф 25:1-13) как нельзя лучше соответствует этому состоянию людей. Один за другим уходили в могилу патриархи, а обещанного «семени» все нет.

Авраам также проявлял нетерпение. Сколько раз Богу приходилось повторять Свое обещание Аврааму и перезаключать с ним завет! И все равно, Авраам не вытерпел. В стане Авраама появился Измаил, на которого поначалу возлагали огромные надежды, как Авраам, Сарра, так и его мать Агарь. Но человек поторопился. Бог никогда не опаздывает: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет 3:9). Мы уже говорили о том, что Аврааму еще следовало многому научиться, и его характер должен быть еще усовершенствован. Доверие Авраама Богу еще должно быть испытано. Бог не мог исполнить своего обетования Аврааму о семени до тех пор, пока Авраам не научится полностью полагаться только на силу свыше, а не на свою человеческую мудрость.

Не только Аврааму Господь желал преподать урок терпения, но также и всему миру – пришествие Спасителя в мир должно произойти тогда, когда исполнится Богом запланированное время. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал 4:4,5). Многие, подобно Аврааму, уже теряли веру, пытаясь найти альтернативный, человеческий вариант спасения. Так в свое время Израильтяне, не дождавшись возвращения Моисея с горы, воздвигли себе нового бога (Исх 32:1). Царь Саул по причине нетерпения потерял царство (1Цар 13:8-14). А священники и книжники к тому времени, когда надлежало родиться Спасителю мира, и вовсе перестали ожидать Его, по крайней мере таким, каким Он должен был прийти. «И мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин 1:10-12). Сегодня мы продолжаем ожидать, но уже раздаются голоса: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2Пет 3:4). Но в ответ на это голос Искупителя продолжает звучать: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф 24:12,13).

Авраам дождался. Несмотря на насмешки и оскорбления, допустив множество ошибок и грехов, Авраам все же стремился исполнить волю Божью. Он словно повторял молитву того отчаявшегося отца, который обратился к Иисусу со словами: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9:24). «Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется» (Быт 21:5,6). Но и за допущенные ошибки также следует отвечать.

Рождение Исаака имело огромное значение не только как исполнение обетования, данного Аврааму. Появление законного наследника не только сняло с Авраама клеймо бездетного, а потому и не имеющего благословений Божьих, а то и несущего на себе проклятие – таково было обычное отношение людей к тем, кто оставался без первенца. Исаак был прообразом грядущего Мессии. В испытаниях Авраама, в его опытах воспитания сына, на каждом шагу его жизни в новой роли отца, Господь в образах и примерах открывал как Аврааму, так и всем нам грандиозный план спасения человечества от греха и смерти. Господь предложил Аврааму немыслимое – принести в жертву своего сына, единственного, долгожданного. Неразрешимые вопросы встали перед состарившимся патриархом: для чего Господь требует это от него? Может ли Господь воскресить Исаака впоследствии? Будет ли у него еще сын? А может быть Авраам даже допускал сомнения в Боге, в Его справедливости, в Его истинности? Авраам мог отказаться от исполнения этой просьбы Господа. Да, исследователи утверждают, что это была более просьба, нежели повеление. Но вероятно, Авраам знал своего Бога довольно хорошо, он понимал, что Бог не будет с ним шутить или заигрывать. Он знал, что Бог не пожелает ему зла, потому он доверился Господу несмотря на то, что будущее было сокрыто во мраке неизвестного и непонятного.

Однажды наш Небесный Отец стоял перед таким же выбором, как и Авраам – отдать Своего Сына, единственного, на смерть, или нет. Возможно и Его мучил тот же вопрос: а воскреснет ли Его Сын после такой великой жертвы, когда Он будет умирать второй смертью – смертью возмездия за грех? Наш Творец также мог отказаться выполнить предвечный план действий на случай возникновения греха во вселенной. Но мы знаем нашего Бога – Он есть Любовь. Он просто не мог не исполнить этого. Мы не знаем, понимал ли Авраам то, что Господь планировал совершить в скором времени, открыл ли это ему Небесный Отец там, на горе Мориа, когда предложил овна в замену Исааку. Но эта история помогает гораздо лучше понять чувства нашего Создателя и Спасителя нам, живущим после Голгофы. Как Авраам, так и Исаак могли отказаться от жертвоприношения. Изменило бы ли это что-нибудь в их жизни? Как Отец, так и Сын могли отказаться выручать согрешившего человека, отвернувшегося от Бога и тем обрекшего себя на вечную погибель. Как бы это изменило нашу жизнь? Когда мы размышляем над решением Авраама принести Исаака в жертву, мы думаем о себе, как бы мы поступили на его месте. А какие мысли охватывают нас, когда мы размышляем о том, что совершил Господь для нас на Голгофе?

«Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» (Мф 26:36-40). «И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место… Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его. В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк 15:22-34).

Авраам, отец народа Божьего, не мог видеть всего, происходящего в Гефсимании и на Голгофе. Для того, чтобы он мог понять все то, что Творец задумал совершить ради искупления погибающего творения, Аврааму предстояло пройти через это испытание веры. Сегодня мы смотрим назад, и нам намного легче все это понять и осознать. Но и мы подчас нуждаемся в особых откровениях заботы и милости Божьей. И мы, подобно Аврааму, не всегда можем понять всего без того, чтобы самим пройти через определенный путь страданий и испытаний, которым прошел не только человек, но и Бог.

Но история Авраама и его детей содержит еще один урок для нас. «И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком], и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его [Измаила]. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое» (Быт 21:9-13). Та же Сарра, что однажды привела свою служанку к Аврааму, сейчас укоряет его. Тот сын, который на протяжении стольких лет был утешением и надеждой патриарха, должен сейчас уйти из дома навсегда. Уйти, чтобы по прошествии веков быть вновь обретенным, как духовное потомство Авраама. «Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам. Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной» (Гал 4:22-31).

Авраам стал отцом множества народов, но в целом он является отцом всего народа Божьего. Не физическое родство определяет тех, кто назван его потомком, а духовное. И физический Израиль сопоставлен апостолом с Измаилом, потому что он гнал истинных детей Божьих. И язычников, и потомков того же Измаила, Священное Писание приравнивает к детям «от свободной», если только они пребудут в той вере, которой жил Авраам.

«Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Ибо если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: `ветви отломились, чтобы мне привиться’. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.(Рим 11:13-23).

История Исаака и Измаила, история Авраама, Агари и Сарры открывает перед нами удивительный характер нашего любящего Небесного Отца, Который, не взирая на наше прошлое и настоящее, желает дать нам будущее. Наш Небесный Отец не остановился перед огромной жертвой. Он был готов навсегда потерять Своего единственного Сына, чтобы обрести всех нас, как детей Своих.

* * *

Дорогой друг! Если ты блуждаешь по жизненной пустыне подобно Агари, будучи изгнанным сатаной из уготованного тебе Творцом райского сада, прислушайся к нежному голосу, обращающемуся к тебе и указывающему на протекающий вблизи тебя источник воды живой (Быт 21:19; Ин 4:10). Тогда и твоя жажда будет утолена, и детей твоих. И если подчас тебе приходится проходить через отвержение близких людей, на которых ты надеялся, подобно Измаилу и Агари, помни, что у Спасителя есть будущее для тебя.

* * *

Дорогой Друг! Если тебе посчастливилось родиться в семью Божию, и стать законным сыном или дочерью Авраама, то не бойся идти по пути испытаний. Не бойся жизнь свою возложить на алтарь служения Христу. Он призывает тебя: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф 16:24,25). Только берегись, чтобы не оказаться тебе отсеченным подобно природным детям Авраама от Корня, из которого произрастает стройное дерево спасенных.

«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин 15:4-6).

Для дальнейшего изучения и размышления

Как проявляется характер Бога

в исполнении обетования о сыне, данного Аврааму и Сарре?

в том, что Аврааму пришлось так долго ждать исполнения обетования?

в том, что Бог велел Аврааму послушаться Сарру в изгнании Агари?

в обетовании Аврааму относительно его сына Измаила?

в Его заботе об Агари и Измаиле в пустыне?

в испытании Авраама?

в требовании принести в жертву сына?

в предусмотренном замещении жертвы?

в повторении обетования Аврааму?

Как нам открывается путь ко спасению от греха

в рождении обетованного наследника Аврааму?

в сохранении жизни Измаилу в пустыне?

в обетовании о потомстве Измаила, данном Агари?

в опыте Авраама и Исаака на горе Мориа?

в заместительной жертве, принесенной Авраамом за Исаака?

Какие положительные и отрицательные примеры для себя мы можем извлечь

из отношения Изамила к Исааку и Сарре?

из отношения Сарры к Агари и Измаилу?

из колебаний Авраама в ответ на требования Сарры?

из спора между Авраамом и Авимелехом?

из отношения Авраама к тем, кто его угнетал?

из послушания Авраама в ответ на необычную просьбу Господа?

из повиновения Исаака, который имел возможность отказаться?

Как мы можем применить в личной жизни уроки

по доверию Господу, который так долго не исполнял обещанного?

по взаимоотношению в семье?

по взаимоотношению с соседями и окружающими людьми?

по отношению к тем, кто отнимает у нас то, что по закону принадлежит нам?

по служению Господу всегда и на всяком месте подобно Аврааму при Вирсавии?

Как мы можем применить в нашей духовной жизни уроки

по доверию Господу, который так долго не исполнял обещанного?

по взаимоотношению в семье?

по взаимоотношению с соседями и окружающими людьми?

по отношению к тем, кто отнимает у нас то, что по закону принадлежит нам?

по служению Господу всегда и на всяком месте подобно Аврааму при Вирсавии?