11. Владыка земли – бездомный скиталец (гл. 23)

«И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8:20).

«Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной; и умерла Сарра в Кириаф-Арбе, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее.» Господь даровал Сарре возможность вдоволь насладиться жизнью и общением со своим сыном Исааком. Исааку было тридцать семь лет, когда умерла его мать. Конечно, смерть – переживание не из приятных, но такова уж наша участь на грешной земле. Но с другой стороны, смерть – это избавление от страданий, которых было вдоволь в жизни каждого из нас. Апостол говорил: «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп 1:21). Со времени грехопадения вся наша жизнь, как некто высказал, есть только отсрочка смертной казни. С тех пор, как Адам и Ева проигнорировали явное предупреждение о смерти, мы «сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит» (2Кор 1:9,10). И теперь, когда Иисус Христос победил смерть на Голгофе, мы можем воскликнуть вместе с апостолом Иоанном: «отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр 14:13).

Аврааму была обещана Богом вся земля Ханаанская. С рождением Исаака он даже получил новое имя, означающее «отец множества народов». Но будучи, по сути, владыкой всей Ханаанской земли, Авраам скитался по ней как бездомный странник, как пришелец. «Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр 11:9,10). Даже для того, чтобы похоронить умершую жену свою, Авраам вынужден был за большие деньги покупать участок земли. Участок поля и пещера для погребения при Махпеле, что возле Хеврона – это все, что имел Авраам, но и его потомки (Быт 49:30-32). Да и за этот участок Авраам вынужден был заплатить в три дорога – четыреста сиклей серебра, когда несколько позже Иаков за подобный участок отдал только сто монет (Быт 33:19). Во все времена люди были готовы наживаться на чужом горе и безвыходном положении.

Владыка земли и неба, наш Творец и Спаситель, также скитался по земле, принадлежащей Ему по праву, как бездомный. Он «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин 1:11). Не нашлось для него места при рождении. Иисус не находил понимания среди своих родственников, соседей и сверстников. У Него не было своего имущества на земле, и Он учил тому же и Своих учеников: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф 10:9,10). И на вопрос любопытных учеников Иоанна: «где живешь?» (Ин 1:38) Он вполне мог бы ответить: «лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8:20). И в отличие от Авраама, Властелин вселенной не имел даже Своего места для гроба – Он был положен в чужой гроб. Сын Человеческий готов был переносить все эти лишения от людей на задворках сотворенного Им мира, лишь бы дать возможность спасения согрешившему человечеству. Как некогда Авраам, Спаситель заплатил неимоверно огромную цену за это приобретение – Он отдал жизнь Свою, жизнь Бога-Творца для того, чтобы самые последние грешники, отказавшиеся в свое время подчиняться Господу, могли иметь вечную жизнь.

Сотворив человека, Господь повелел ему владычествовать над всей землей. Но Адам пал под искушением сатаны, который ложью и коварством отнял у наших прародителей власть над миром. Он самовольно провозгласил себя князем этого мира, и теперь «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8:22). А что же человек? Человек скитается сегодня по земле в поисках покоя для своей души. И очень многие люди до сих пор остаются в плену у греха и сатаны. Стремясь явить миру Себя и предлагаемое спасение, Господь вызывал людей из среды этого мира, чтобы они были Его представителями и вестниками. Каин, Сиф, Енох, Ной, Авраам… эти и многие другие последовали за Господом, куда бы Он их ни вел. Да, иногда мы можем впасть в отчаяние, смотря на окружающий мир, и думая, для чего мы так мучимся и страдаем. Ученики Иисуса Христа также переживали это. «И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк 10:28-30).

Жизнь вестника Божьего полна лишений и трудностей. Здесь на земле мы все пришельцы и странники, хотя Господь обещал дать нам землю в наследие. Авраам не получил еще обещанного, равно как не получили его и другие. «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр 11:38). «Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр 11:13-16).

Но не вечно будет продолжаться это скитание. Однажды Господь выведет из рабства греха Свой народ и введет их в обетованную землю – в небесный Ханаан. Он обещал: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин 14:2,3). «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» (Откр 21:1-5). Не будет преимущества ни у Авраам, ни у других героев веры перед нами, живущими в последнее время накануне второго пришествия нашего Господа, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее (Евр 11:40), чтобы мы могли войти в обещанный город не последними, а вместе, одновременно с Адамом, Авраамом и многими другими.

* * *

Дорогой друг! Если ты сегодня скитаешься по миру в поисках пристанища сердцу твоему, обратись к Тому, Кто был верным спутником Авраама, Кто дарует спасение и силен провести тебя чрез жизненную пустыню в вечные обители.

* * *

Дорогой друг! Если ты откликнулся на призыв нести погибающему миру весть спасения, не отчаивайся от того, что тебе встречается на пути. Помни, что ты не одинок в этой жизненной пустыне. Прежде тебя уже многие прошли этим путем. И Сам Спаситель, Который знает, что значит быть странником на своей земле, идет рядом с тобой: «Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: `не бойся, Я помогаю тебе'» (Ис 41:13).

Для дальнейшего изучения и размышления

Как проявляется характер Бога

в том, что Сарра прожила сто двадцать семь лет?

в том, что Он не дал Аврааму собственности в земле Ханаанской?

в том, что Он допустил Аврааму переплатить за участок земли для погребения?

Как нам открывается путь ко спасению от греха

в том, что Сарра прожила сто двадцать семь лет?

в том, что Он не дал Аврааму собственности в земле Ханаанской?

в том, что Он допустил Аврааму переплатить за участок земли для погребения?

Какие положительные и отрицательные примеры для себя мы можем извлечь

из того, что Авраам пожелал купить место для погребения?

из того, что авраам пожелал публично совершить сделку с Ефроном?

из того, Ефрон предложил участок даром?

из того, что Авраам настоял на покупке земли?

из того, какую сумму назначил Ефрон?

из того, как Авраам встретил назначенную цену?

Как мы можем применить в личной жизни уроки

по странствованию в жизненной пустыне?

по отношениям к духовным и материальным ценностям?

по взаимоотношениям с окружающими?

по отношению к тем, кто пользуется ситуацией в свою пользу?

по ведению честного бизнеса?

Как мы можем применить в нашей духовной жизни уроки

по странствованию в жизненной пустыне?

по отношениям к духовным и материальным ценностям?

по взаимоотношениям с окружающими?

по отношению к тем, кто пользуется ситуацией в свою пользу?

по ведению честного бизнеса?