13. Кончина патриарха (гл. 25:1-19)

«Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем» (Пс 91:13-16).

Авраам, «отец множества народов», как и утверждает его имя, стал родоначальником трех крупнейших мировых религий – иудаизма, христианства и ислама. Исаак был сыном обетования, в котором исполнились все заветы Господа с человеком. От него должен был произойти Спаситель мира, обещанный еще Адаму в раю. Потому и оставил Авраам своему единственному сыну от Сарры, законной жены своей, все наследство, отослав от себя остальных потомков. Возможно, потому так недружны между собой потомки Авраама и в настоящее время.

Нам сегодня сложно судить о всех поступках патриарха, насколько они были праведны в очах Господних. Но в стосорокалетнем возрасте Авраам остается один. Да, у него было множество прислуги. С ним жили те, кто в свое время вышел из Харрана, согласившись на тяготы кочевой жизни ради того, чтобы стать сонаследниками Божьего обетования, данного Аврааму. С ним жило немало и тех, кто позже присоединился к кочевавшему племени, будучи привлечены прекрасными отношениями среди племени этого необычного князя, и его монотеистической религией. У этих людей, сопровождавших Авраама, рождались дети, создавались семьи. Авраам же остался один после того, как Исаак, женившись, отделился от него. Господь совершил немало чудес в жизни Своего верного слуги. Чего только стоило рождение младенца в столетнем возрасте! Да, его праотцы в такие годы считались еще отроками, и только к третьему, а то и пятому веку своей жизни обзаводились семьями. Но после потопа продолжительность жизни резко сократилась – мир настолько заполнился злом, что Господь счел за благо для человека ограничить его жизнь. Интересно, почему сегодня средняя продолжительность жизни людей подчас не превышает тридцати пяти лет?! И вот, в середине второго века своей жизни овдовевший Авраам собрался жениться повторно – не хорошо быть человеку одному (2:18). Раньше Авраам и Сарра могли рассмеяться от одной только мысли, что у столетнего может родиться сын. Теперь же это стало нормой жизни – за тридцать пять лет Авраам имел шесть детей, и даже, вероятно, смог подержать в руках и внуков от некоторых из них.

Исаак, женившись, отделился от своего отца и обосновался при колодце Живого и Всевидящего Бога. Интересно, что это было то место, на котором однажды Господь явился Агари, матери Измаила, и предсказал ей все то, что мы видим сегодня все еще исполняющимся среди современных нам потомков Авраама (16:10-16). Почему Исаак избрал именно это место? Было ли оно лучше остальных мест в окрестности? Или же что-то привлекало его к тому месту, где Господь произнес благословение на его соперника? В любом случае, похоже, что Исаак поддерживал неплохие взаимоотношения со своим старшим братом Измаилом. Вместе они и похоронили своего отца, почившего в доброй старости, насыщенный днями жизни. Похоронили его в фамильной гробнице – в той же пещере, которую Авраам купил для погребения своей жены Сарры.

Так, Авраам стал отцом множества народов, о чем и говорило его имя. Его потомки вскоре заполнили всю Палестину и Аравию. Однако, оставалась большая проблема – все эти народы, за исключением Исаака и половины его потомков, оставили веру отца своего Авраама, уклонившись вослед иных богов тех народов, из которых избирали себе жен. Именно поэтому Авраам так клятвенно требовал от своего верного слуги Елеазара взять жену Исааку непременно из родства своего. Заботясь о воспитании своего основного наследника, о том, чтобы он сохранял верность живому Богу, Авраам упустил возможность укрепить в истине остальных своих детей. Сам он не выполнил поручения, данного ему Богом: «благословятся в тебе все племена земные» (12:3). Вероятно он надеялся, что потомство Исаака со временем выполнит эту миссию по спасению языческих народов. Однако, потомки Авраама, Исаака и Иакова опять и опять проваливали лежащую перед ними задачу возвещения истины о Боге окружающим их народам. И только спустя две тысячи лет это произошло в Иисусе Христе, который явился «светом к просвещению язычников» (Лк 2:32). «Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя… Познайте же, что верующие суть сыны Авраама» (Рим 9:6-8; Гал 3:6).

* * *

Дорогой друг, если ты еще не присоединился к духовному потомству Авраама, даже если ты можешь быть и прямым его потомком по плоти, то поспеши последовать вместе с ним за Господом. Праведник может допустить множество ошибок в своей жизни, но он всякий раз поднимается и следует за Господом, куда бы Он его ни повел. В свою очередь Господь благословляет всякого, поверившего ему, вменяя веру его в праведность ему, как Он сделал это праотцу Аврааму (15:6; Гал 3:6). А праведник в доме Господнем цветет как пальма…

* * *

Дорогой друг, если ты уже вступил в завет Бога с Авраамом, и уверен, что Господь признает тебя полноправным сыном Авраама и причастником его благословения (Гал 3:9), то я призываю тебя еще раз пересмотреть свои взаимоотношения с Господом. Не упустил ли ты какую либо незначительную на первый взгляд часть твоего завета с Богом? Все ли ты исполняешь так, как Господь ожидает этого от тебя? Не получится ли у тебя так как у праотца Авраама, что ты понадеешься на другого в исполнении той или иной обязанности, принятой на себя при заключении завета с Господом? Оставайтесь насажденными в доме Господнем и будьте благословенны.

Для дальнейшего изучения и размышления

Как проявляется характер Бога

в допущении многих жен и наложниц у Авраама?

в принятии Авраама несмотря на его многие грехи и слабости?

в благословении Исаака?

в благословении Измаила?

Как нам открывается путь ко спасению от греха

в опыте жизни Авраама?

в опыте жизни Исаака?

в опыте жизни Измаила?

Какие положительные и отрицательные примеры для себя мы можем извлечь

из взаимоотношения Авраама и его жен и наложниц?

из отношения Авраама к своим детям?

из распределения Авраамом своего наследства?

из взаимоотношений между Исааком и Измаилом?

Как мы можем применить в своей личной и духовной жизни уроки

по взаимоотношениям в семье между супругами?

по взаимоотношениям между родителями и детьми?

по взаимоотношениям между братьями и сестрами?