Часть 2. Толкование Священного Писания

1. Сотворение мира (Быт. 1:1 – 2:25)

В первых двух главах описывается история сотворения нашей земли. При этом повествование повторяется дважды, но в разной проекции. Это послужило тому, что некоторые богословы даже усматривают в этом отсутствие целостности, согласованности и единства. Эти повествования даже приписывают разным авторам. Но в действительности, здесь целостность повествования вовсе не нарушена, но подобно тому, как мы это находим в других местах Священного Писания, здесь действует принцип многогранности и разносторонности повествования. Эти два свидетельства о творении земли и человека преследуют разные цели – первое свидетельство уделяет внимание хронологии творения, в то время, как второе свидетельство акцентирует важность тех или иных моментов, и оттеняет определенные события, имевшие место при творении земли. Подобная «двойственность» видна не только в Священном повествовании о творении. Подобный принцип применен в Четвероевангелии. Да и в мирской жизни мы часто прибегаем к подобному приему, например: библиотечные каталоги построены как по алфавиту, так и по тематике; бухгалтерские записи ведутся как в хронологическом порядке в журнале, так и в систематическом порядке на счетах.

1:1 «В начале». Библия однозначно утверждает, что Бог сотворил нашу землю в течение семи дней. На протяжении веков люди верили, что под этим периодом подразумевалась буквальная неделя, состоящая из семи 24-часовых суток. Но теория эволюции, появившаяся в прошлом веке (теперь уже в позапрошлом), радикально изменила представление миллионов людей о происхождении земли. И хотя для того, чтобы принять теорию эволюции необходимо не меньше веры, чем для принятия библейского учения о творении, люди, тем не менее, с легкостью отказались от Бога. И не потому, что наука представила достаточно неопровержимых доказательств – напротив, никаких доказательств предоставлено небыло. Более того, даже сам Дарвин, породивший эволюционное учение, до конца оставался верующим человеком. Просто, это был удобный случай возвысить себя в человеческой гордости над всяким божеством. Во времена Дарвина господствовало мнение, что все разнообразие животного мира сохранилось неизменным от самого Едемского сада. Дарвин же обосновал, что образование новых видов происходило постепенно. Практически, если принять, что при творении Господь создал только основные виды и классы животных и растений, из которых впоследствии произошли многочисленные разновидности. Но Дарвин поначалу высказал революционную идею о развитии всех видов от низшего к высшему, веря, что со временем будут найдены промежуточные звенья этой цепочки. Однако ничего найдено не было. Тем не менее, даже некоторые христиане пытаются «примирить» Библейское повествование о творении с псевдонаучной идеей эволюции, говоря, что если уж нельзя трактовать семь дней творения как семь периодов неопределенной (многомиллионной) длительности, то можно хотя бы отнести эти миллионы лет на эту фразу – «в начале», отрывая первый стих от второго на миллионы лет. Но мы находим в Законе Божьем подтверждение тому, что записанное в первом стихе также должно включаться в буквальную неделю творения. Это записано в четвертой заповеди (см. Исх. 20:11).

1:2 «Бездна». Господь творил землю постепенно, хотя и за короткие промежутки времени. Первоначально земля представляла из себя пустую планету, покрытую водой. Вообще-то, мы не имеем ни возможности, ни надобности знать точное состояние земли на этом этапе. У нас может быть любопытство, но есть вещи, которые мы не в состоянии понять либо из-за ограниченности нашего ума, либо из-за того, что никто не присутствовал тогда и там, кто мог бы засвидетельствовать для нас. Всякие же теории ученых так и останутся пустыми спекуляциями, поскольку ни доказать, ни подтвердить их в лабораторных условиях невозможно. Мы же знаем: «что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Римл. 1:19,20).

1:2 «Дух Божий». Дух Божий или Дух Святой играет важную роль в Священном Писании. Одним из основополагающих учений христианской церкви является учение о Троице или о триединстве Бога. И хотя в Библии такой терминологии нет, тем не менее, Святой Дух, наряду с Богом и Его Сыном, также представлен как божественная Личность. Этот стих сам по себе еще не может служить доказательством того, что Святой Дух – это личность, а не просто сила. Но в дальнейшем мы еще не раз встретимся с библейскими текстами, которые выстраивают достаточные доказательства тому, что Святой Дух также является Богом или Личностью Божества.

1:3 «И сказал Бог». Бог всесилен и всемогущ. Он содержит все словом силы Своей (Евр 1:3). «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс 39:2). Богу нет надобности прилагать усилия – все в мире подчиняется Ему. Какое великое обетование для нас содержится в этом! Наш Бог силен все совершить в один момент. Он способен разрешить и твои проблемы, дорогой друг, если только ты обратишься к Нему с верой (Мф 21:22; Иак 1: 6). «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит» (Пс 36:5).

1:3 «Да будет свет». При беглом прочтении истории творения может создаться впечатление, что здесь описан процесс первоначального творения Вселенной. Но на самом деле – это всего-лишь описание творения земли. К этому времени уже существовало множество миров, в том числе населенных разумными существами. Подтверждение тому мы находим в Иова 38:4-7. Поэтому, совершенно очевидно, что во Вселенной свет уже существовал, но в первый день творения Создатель осветил также и вновь созданную планету. Мы не можем утверждать что-либо конкретное о природе или источнике этого света. И хотя многие пытаются разобраться в деталях творения земли, но первоначальная цель Писаний заключается в том, чтобы открыть нам характер Бога и природу греха, и особенно – открыть нам путь к спасению от греха через смерть Сына Божьего. Перед такой возвышенной задачей меркнут всякие стремления разбираться в чем-либо менее значительном.

Что же говорит нам о Боге и о спасении это восклицание Творца: «Да будет свет!»? Во-первых, здесь мы видим определенную последовательность в творческом процессе – без света не может быть жизни. Прежде сотворения растений или животных, Бог готовит для них необходимые условия для существования. Прежде, чем Бог потребует что-либо от нас, он приготовит все необходимое для этого. Например, и об этом мы еще будем говорить позже, в Исход 3:21; 12:35,36 и 25:2-7 мы также находим яркий пример заблаговременной заботы Бога о предстоящих нуждах Его народа: вышедшие из Египта рабы не имели ничего своего, но Бог обогатил их, чтобы позже попросить их жертвовать из полученного богатства на постройку святилища. Да, Бог никогда не потребует от нас чего-либо, не обеспечив нас возможностью выполнить Его требование. И при всем нашем усердии, мы никогда не сможем дать Господу чего-либо такого, чего раньше мы не получили бы от Него.

С другой стороны, свет и тьма имеют в Библии, да и не только в ней, символическое значение. Добрые и благочестивые люди любят свет или день, а беззаконники и нечестивые предпочитают ночь и тьму (Иоан 3:19-21). Через все Слово Божье красной нитью проходит история борьбы между светом и тьмой, между добром и злом, между Богом и сатаной. И это противостояние началось на небе, перед началом творения нашей земли.

1:4 «Что он хорош». Все творение Божье от начала было совершенно. Никакого изъяна в нем не было. Откуда же появилось то, что есть плохо, зло, несовершенно? Мы узнаем вскоре и об этом.

1:4 «Отделил Бог свет от тьмы». В другом месте мы читаем: «Что общего у света с тьмою?» (2Кор 6:14-16). «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин 1:5). Ни в физическом, ни в духовном смысле тьма не может сосуществовать со светом в одном месте. Но свет сильнее тьмы – он изгоняет тьму. И чем гуще тьма, тем отчетливее виден даже самый малый свет. Ни в Боге, ни в человеке не могут сосуществовать добро и зло. Может случиться, что зло принимает вид добра, «и неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор 4:11). Но как ложка дегтя портит бочку меда, так 99% истины и 1% лжи – уже не есть истина, но ложь и заблуждение. Бог совершен, и требует того же от нас (Мф 5:48). Смотри также Еф 5:8; 1Фес 5:5; 2Кор 4:6; Рим 13:12 и т.п.

1:5 «И был вечер, и было утро». Эта фраза не может быть понята двусмысленно – творение происходило в буквальные сутки. Также эти слова определяют точку отсчета новых суток – новый день начинается с вечера (Левит 23:32). Для своего удобства человек подчас произвольно устанавливает время полуночи и волевым решением устанавливает летнее и зимнее время, но Божьи часы неизменны – сутки у него исчисляются «от вечера до вечера».

1:6 «Твердь». Это загадочное слово побудило некоторых к различным философствованиям по поводу того, что же на самом деле оно означает. Но не будем пытаться найти для него синоним из научного лексикона. Библия не писалась как учебник для ученых, изучающих землю и Вселенную, хотя в ней есть много такого, что поражает исследователей. Цель Библии совершенно другая – быть учебником спасения для всякого – ребенка и взрослого, ученого и неграмотного, живущего в двадцать первом веке и первобытного человека, для мудрого царя и для последнего раба. По этой причине, Библия описывает отдельные природные явления и факты не на языке науки, а сродни тому, как мы бы объясняли это детям. Творец, создавший бескрайнюю Вселенную мог бы описать это так, что самые великие ученые нашего века с трудом понимали бы, пытаясь вместить в свой ограниченный разум безграничные знания, которыми обладает Бог. Пробовали ли вы объяснить ребенку, что такое воздух, атмосфера, космический вакуум? А между тем, Господь избрал это нехитрое слово «твердь» – «уплотнение», для того, чтобы передать именно эти, не совсем понятные даже среднему человеку нашего времени понятия. А что можно было говорить вышедшим из Египта рабам за пятнадцать веков до нашей эры, когда даже египтяне со своей высокоразвитой наукой и астрономией все же верили, что бог-солнце передвигается по сферическому небосклону на лодке. Как бы вы объяснили таким людям устройство околоземной атмосферы, ионосферы и прочих сфер, которы большинство из нас уже позабывали со времен школьной скамьи?

1:7 Вода «над твердью». Глядя на облака, мало кто из нас задумывается, сколько тысяч тонн воды носится в них над нашими головами. В этой нехитрой формулировке – вода под твердью и вода над твердью – Писание вместило всю науку о строении атмосферы, облаков, круговорота воды и еще многого другого, что мы будем узнавать впоследствии. Для непросвещенного человека вода над твердью – это то, откуда берется дождь. Для ученого – это целая кладовая для исследований. А для верующего – это удивительное сочетание детской простоты с научной точностью, которое Господь использует, убеждая нас не только в истинности Его вести о спасении, но и в истинности самой Библии, этой древнейшей книги, которая и сегодня не утратила своей научной ценности.

1:9 «Да явится суша». Этапы творения земли можно кратко описать следующим образом: Вначале земля была полностью покрыта водной массой без какой- либо воздушной оболочки. Затем происходит создание атмосферы из этой же воды, разжижая ее и поднимая над поверхностью земли. Оставшаяся на поверхности планеты вода собирается в одно сторону, обнажая твердое дно – сушу. Существует научная гипотеза, подтверждение которой можно найти в Библии (Быт 10:25; 1Пар 1:19), согласно которой на нашей земле вначале был только один большой континент, который впоследствии разделился, образовав материки. Ученые утверждают, что эти материки продолжают передвигаться по поверхности земли до сих пор. (Д. О. Юнак, Миф или действительность. М.: Весть для тебя, 1996. Стр. 252.)

1:11 «Да произрастит земля». Первые деревья были созданы зрелыми. Они вырастали за считанные минуты или часы. Для Творца, создававшего все одним только словом, нет ничего невозможного. И здесь мы видим продолжение мудрой последовательности творения – свет необходим растениям для выработки кислорода, которым будут дышать созданные позже живые существа. Также, от самого начала установлены роды растений. Классификация растений по Карлу Линнею свидетельствует против эволюции – все многообразие растительного мира, равно как и животного, было создано еще в первые дни творения. Это не значит, что новые виды не появлялись. И сегодня путем скрещивания можно выводить новые сорта. Но невозможно появление новых классов и родов и семейств как растений, так и животных.

1:14 «Светила на тверди небесной». Говорит ли нам этот и последующие несколько стихов о точном времени создания солнца, планет и всех звезд во Вселенной? Вероятно, нет. Скорее всего, к этому моменту атмосфера земли была очищена и осветлена (в результате деятельности растений?) достаточно для того, чтобы сквозь плотные облака стал виден не только дневной свет, но также и небесные светила. Располагаются ли все они именно «на тверди»? Господь менее заинтересован в том, чтобы человек в точности разбирался в тонкостях мироздания, сколько он заинтересован в том, чтобы человек мог отличать истину от заблуждения и найти путь к спасению во Христе. Тогда для человека откроется целая вечность для изучения любви Спасителя и мудрости Творца. А пока Господь опять описывает все простым языком, понятным как детям и неграмотным рабам прошлых тысячелетий, так и ученым нашего времени.

1:16 «Светила… для управления». В то время, когда люди обожествляли солнце и луну, Господь умышленно «отодвинул» их появление на вторую половину творческой недели, а также отметил реальную причину их существования – для освещения и для ориентира во времени и на местности.

1:20 «Да произведет вода». Как бы эволюционисты ни пытались избавиться от Бога-Творца и библейского учения, все же они ничего умнее придумать не смогли – первая жизнь появилась в воде, затем в воздухе, и только после этого – на суше. Вот только ничтожная гордость человека, желание возвысить себя и сделаться богом, привела к тому, что простая вера во всемогущего Творца была заменена теорией, требующей еще более сильной веры в то, что якобы бессмысленный камень вдруг, сам по себе, может превратиться в разумное существо, пусть даже спустя миллионы лет. Надо же, до какой глупости мог додуматься гордец-человек только потому, что не захотел признать какой-либо власти над собой!

1:22 «Плодитесь и размножайтесь». Еще одно свидетельство против эволюции и проявление творческой силы и разума Создателя. Каждое животное и растение создает себе подобное, которое развивается и растет по особому, заложенному в нем плану. Генетический код, о котором мы сегодня знаем уже достаточно много, содержит в себе не только полное и детальное описание вида, но также и временные рекомендации по развитию живого организма – в какой момент в зародыше начинают появляться клетки крови, когда должно начаться образование костей или нервной системы, и т.д. В этих скупых словах Библии нет ничего лишнего. Они отточены настолько, что из них может учиться не только ребенок, но и ученый.

1:22 «Наполняйте». До каких пор размножаться? Господь не творил смерть. Он не планировал умирание. Но он заложил в систему размножения конкретный ограничитель – «наполняйте воды… землю». Мы понимаем, что размножение прекратилось бы, как только земля была бы заселена растениями, животными и человеком в достаточной мере. В подтверждение тому, и забегая чуть-чуть наперед, Иисус Христос в свое время отвечал на вопрос о женитьбе в Царстве небесном. Он сказал, что там этого не будет, но спасенные будут пребывать как ангелы (Мф 22:30; Мр 12:25), и не потому, что это греховно, как иногда учат некоторые, но потому, что в этом не будет больше необходимости, так как земля будет достаточно населена и заполнена.

1:26 «Сотворим человека». В отличие от животных, человек был создан иначе. До сих пор Творец повелевал земле произвести из себя. Теперь же Бог Сам взялся за работу. Да, он создал человека из того же земного праха (Быт 2: 7), из которого были созданы животные, но процесс создания был совершенно другим. Кроме того, этот текст приводит нас еще к большему пониманию Бога. Творец говорит о Себе во множественном числе. Мы уже упоминали об этом, обсуждая второй стих этой главы. Вместе с Богом в творении человека принимал участие не только Святой Дух (см. ст. 2), но также и Сын Божий, Иисус Христос, названный в Евангелии Словом (Иоан 1:1-3,14).

1:26 «По образу… по подобию». Насколько внешность человека отражает внешность Бога? Имеет ли Бог такое же внутреннее строение, как и человек? Или же образ и подобие относятся к более важной стороне человека – способности мыслить, принимать решения, к его характеру, к его воле, к его духовной сфере вообще? Нам не хотелось бы много спекулировать этой фразой. Мы только знаем, что человек является особым творением Божьим. Вот только, во что же он превратился, отвернувшись от Бога! (Рим 1:21-32).

1:27 «Мужчину и женщину». Как Адам, так и Ева были сотворены в один день. Они были созданы для того, чтобы дополнять друг друга. Вместе они названы одним словом – человек. Это также открывает нам взаимосвязь между Личностями Божества: Бог не один, но Он – един. Значит ли это, что есть Бог мужского рода и Бог женского рода? Нам не дано знать этого. Рим 1:19 ограничивает наше знание о Боге. Точно также, как невозможно перелить океан в детское ведерко, так нельзя вместить познание о Боге в ограниченный человеческий разум, но Бог открыл нам Себя вполне достаточно для того, чтобы мы могли спастись и достигнуть того момента, когда наши способности познания расширятся настолько, что во всю вечность живя с Богом мы будем познавать Его больше и больше.

1:28 «Обладайте ею, и владычествуйте». Человек поставлен царем над всем земным миром. Но его правление, вследствие греха, превратилось в истязание всего живого на земле, включая и самого человека. В действительности, согрешив и подчинившись сатане, человек отдал ему свое право на владычество землей, полученное некогда от Творца. Вот почему, когда на небесный совет собирались представители всех миров, от нашей земли туда являлся не Адам, и не самый лучший из людей, а сатана (Иов 1: 6,7; ср. Иов 38:18. Здесь «обходить, обозревать землю» значит «управлять землей»).

1:29 «Вам сие будет в пищу». Изначально Бог дал человеку растительную пищу. И только после потопа Бог позволил употреблять в пищу мясо отдельных животных, которые названы в Библии чистыми (Быт 7:2; 8:20; 9:3; Левит 11; Втор 14). Должны ли мы сегодня возвращаться к райской пище, то есть к вегетарианству? Или наше тело настолько извратилось вследствие греха, что мы без мяса жить уже не сможем? Это весьма интересный и важный вопрос, который хотелось бы, чтобы каждый с молитвой решил для себя. А по мере изучения Священного Писания мы будем открывать все больше и больше волю Божью о каждом из нас сегодня. Одно только следует понять: вопрос питания не является малозначительным. От самого творения Господь установил определенные правила, которым человек обязан следовать, если только он хочет наслаждаться полноценной жизнью, как здесь на земле, так и в вечности с Богом, где мы сможем жить на условии принятия всех Божьих принципов и следования за Христом во спасение.

1:30 «Всем зверям… зелень». До грехопадения на земле не было ни смерти, ни хищников. Смерть не входила в Божий план. Сатана же, восстав против Божьего правления любви, привел все живое не только ко греху, но и к смерти, побуждая их уничтожать друг друга, и не только из-за голода. а подчас просто ради удовольствия. Вот, почему сегодня ученые удивляются, что все ископаемые динозавры и прочие древние гиганты питались растительностью.

2:2 «Совершил Бог к седьмому дню». Именно в шесть дней была сотворена вся наша земля. Всякое творение прекратилось на земле, но оно не прекратилось во Вселенной. Христос засвидетельствовал, что Господь продолжает творить и сегодня (Ин 5:17,19).

2:3 «Освятил его». Седьмой день был освящен как памятник творения. Позже это было повторено народу Израильскому как заповедь Божья – покоиться в субботу как и Творец покоился в этот день (Исх 20:8-11). Суббота была почитаема Иисусом Христом на земле (Мф 24:20; Мр 2:27,28; Лк 23:56; Евр 4:9). И в вечности суббота будет оставаться памятником творения (Ис 66: 22,23). Практически во всех календарях мира суббота называется одинаково – производным от еврейского слова «шабат», сто означает «покой, отдых». Да, в нашем календаре она перестала быть седьмым днем, но это не было так всегда. Этимология дней недели свидетельствует о том, что суббота в русском календаре также должна быть седьмым днем: Воскресенье, названное в честь воскресения Господа, по Евангелию происшедшего в первый день недели, который следует после субботы, раньше, как и во многих современных славянских языках, называлось «неделя». Следующий день носит название «по неделе», то есть, «после недели». Вторник назван так не потому что он второй день в неделе, а потому, что он второй день по неделе. Это относится также к четвергу и пятнице. Ключом к такому объяснению является среда – средний день. Среда может оказаться посередине недели только в случае, если суббота станет седьмой. Некоторые пытаются провести аналогию древнего названия воскресенья «неделя» со значением «не делай», говоря, что именно воскресенье является тем седьмым днем, в который следует отдыхать по заповеди. Но это, во-первых, противоречит Евангельскому повествованию (Мр 16:1,2), а во-вторых, опять таки в большинстве календарей мира название первого дня недели совпадает с названием всех семи дней, то есть недели. Так было и у славян (а у многих остается до сих пор): неделя означает как первый день, так и все семь дней вместе. Значит ли, что всю неделю нам стоит «не делать»? Или все же нам стоит признать святость субботнего дня?

2:3 «Почил». Отчего Бог решил отдохнуть или почивать? Устал ли Он? Но разве Бог утомляется? (Ис 40:28). Нет, Господь хотел общаться с человеком, которого Он создал. Этот день, согласно заповеди, принадлежит Богу. Но в то же время он дан на благо человека (Мр 2:27). Господь предусмотрел, что человек нуждается в отдыхе не только восемь часов в сутки, но и один день в неделю. И в этот день Господь жаждет восполнить наши духовные и физические силы через общение с Ним (Ис 40:29,30).

Повествование о творении человека

2:4 «Вот происхождение». Этим стихом начинается вторая часть повествования о творении земли. Интересно заметить, что имя Творца различается в первой и второй части. Первая часть называет Его просто Бог, а вторая – Господь Бог. По этой причине некоторые комментаторы пытаются разорвать эти два повествования, приписывая их различным авторам. Но в этом нет необходимости, так как оба повествования не равнозначны: первое относится к творению земли, а второе – к творению человека. Первое повествование представлено в хронологическом порядке, а второе – в повествовательном, с акцентированием на особо важных моментах первого дня жизни человека на земле.

Это второе повествование с его повторением уже сказанного ранее, может рассматриваться точно так же, как родословные, которые время от времени встречаются в тексте Книги Бытие (Быт 5:1; 10:1; 11:10; 11:27; 25:12; 25:19; 36:1). В определенном смысле, это тоже родословная, только самая первая, которая начинается с происхождения Земли. Каждая родословная – это краткий обзор уже описанных событий, который плавно переходит в новую тему. Это – подведение итогов одного этапа событий и введение к следующему этапу. В данном случае, этот «обзор-введение» занимает стихи 4-7.

2:5 «Еще не было». В попытках примирить некоторые научные утверждения о многомиллионном возрасте земли с библейским повествованием о творении некоторые богословы пытаются усмотреть огромный разрыв во времени между Бытие 1:1 и 1:3, а в 1:2 они усматривают некий катаклизм, разрушивший первую попытку Бога создать землю. Но помимо того, что такая теория унижает Бога, лишая Его творческой мудрости, она также не соответствует данному утверждению, говорящему, что описанное творение уникально и создано впервые.

2:6 «Пар… орошал». До потопа земля орошалась не дождем, а росой. Это было одной из причин того, что современники Ноя не верили в возможность потопа (Мф 24:38). Действительно, орошение паром или росой куда более приятный метод орошения земли, чем дождь.

2:7 «Из праха земного». Химический состав человека схож с составом земной коры. Но этот текст говорит более чем о материале, из которого человек сотворен. В этом стихе также содержится намек на то, что Творец уделил особое время и лично трудился над созданием человеческого тела. В Иов 10:10-12 мы находим более детальное описание творения человека, которое подтверждает, что человек был сотворен несколько иначе, не так, как животные. Кстати, книга Иова была также написана Моисеем, причем до написания книги Бытие.

2:7 «Вдунул в лице». Быт 7:22 и Иов 27:3; 33:4 уточняют, что дыхание жизни Творец вдунул в ноздри человека, а Исаия 2:22 ассоциирует его с дыханием. Таким образом, процесс творения человека состоял из двух этапов – создания тела и «запуска» его к жизни через дыхание.

2:7 «Стал человек душею». Это весьма интересное высказывание рушит представление многих о тройственности человека. Мы привыкли перечислять компоненты человека: «дух, душа и тело». Но здесь представлена совершенно иная формула: тело + дух = душа. Человек, оказывается, был создан не с тремя, а с двумя частями. А душа – это не отдельная часть человека, а синоним всего человека в целом. Между прочим, чаще всего именно в этом смысле мы используем слово «душа» (Деян 27:37). Это вполне согласуется с другими местами Священного Писания. Например, Иов 34:14,15; Пс 103:29; 145:4; Еккл 12:7; Иез 37:5-10; Зах 12:1; Лук 8:55; Деян 7:59; Иак 2:26 и другие. При этом, слово «дух» может иметь и другое значение, которое часто смешивают с «душой», но которое имеет смысл духовной сущности человека (напр. 1Кор 2:11). Но эта духовность на самом деле противопоставляется душевности (1Кор 15:44-46; Евр 4:12). Дух, душа и тело вместе встречаются только в 1Фес 5:23, но здесь эти части более представляют разум, чувства и физические способности человека, нежели его жизненные компоненты. К сожалению, многие христиане упорно верят в бессмертие души человека, что Библия практически не подтверждает. Наоборот, основные библейские тексты свидетельствуют о смертности души.

2:8 «Насадил». Может быть, что Едемский сад также был особым образом посажен Богом лично. Но это не обязательно так. Рай мог быть сотворен в то же время, когда и вся растительность. В этой истории творения хронологическая последовательность не обязательно сохранена.

2:8 «Поместил там человека». Созданный Богом райский сад должен был стать первым домом человека. Было ли в планах Бога, чтобы человек жил в домах и городах? Вероятно да, так как Писание говорит о том, что на новом небе и новой земле будут и города, и строительство домов (Ис 65:21; Откр 21:10- 23). Но я не удивлюсь, если в вечности узнаю, что эта идея у Бога появилась значительно позже.

2:9 «Дерево жизни». В раю, он же Едемский (Эдемский) сад, помимо всего прочего находились два особых дерева, которые располагались в самом центре сада. Одно из них – дерево жизни. На основании Быт 3:22 мы понимаем, что основной функцией этого дерева было поддержание жизни вечно. Плоды его были своеобразным эликсиром молодости. Следует заметить, однако, что сам человек даже в своем безгрешном состоянии в раю НЕ обладал бессмертием. Бессмертен во всей необъятной вселенной только Бог (1Тим 6: 16), все остальные только стремятся к бессмертию, ищут его и ожидают времени, в котором они смогут облечься в бессмертие (Рим 2:7; 1Кор 15:52- 54). Сегодня на земле нет рая и нет дерева жизни. Вероятно, Едемский сад был взят с земли перед или во время потопа. Но мы ожидаем, что после второго пришествия Иисуса Христа дерево жизни вновь возвратится на нашу уже обновленную землю вместе с Новым Иерусалимом, в котором также будет находиться и престол Божий (Откр 22:2).

2:9 «Дерево познания добра и зла». Это второе особое дерево, находившееся в раю. Как мы увидим далее, оно служило важной цели – испытанию на верность Творцу. Будучи созданным по образу и подобию Божьему, человек был сотворен со свободной волей выбора. В то же время, он не может быть независимым от других (Рим 6:16). Мой хороший друг, евангелист Др. Клайд Дюпин (Clyde Dupin) любил повторять, что человек создан с пустотой в душе в форме Бога, и ничто кроме Бога не в состоянии заполнить эту пустоту. Бог желает обитать в нашем сердце, как об этом говорят многие места Священного Писания (Еф 3:17; 1Ин 3:9; Флп 2:13). Господь не имел в планах знакомить человека со злом, так как то, что мы знаем влияет на нас. Если мы будем знать только добро – мы сами будем добрыми. Господь желает, чтобы мы общались с Ним, Который есть источник всякого добра во вселенной, тогда мы будем уподобляться Ему, ведь «с кем поведешься, от того и наберешься» (2Кор 3:18). Сотворенный человек должен был самостоятельно и добровольно избрать послушание Богу и Его руководство во всем.

2:9 «Река». Вода является основным продуктом питания не только человека, но и всего животного и растительного мира. Эта река, орошающая весь сад, исходила из Едема. В другом месте мы находим, что она проистекала от престола Божьего. Это – река воды жизни. (Откр 22:1). Четыре реки, на которые разделялась Едемская река, представлены как реальные реки, существующие поныне в соответствующих землях (ст. 10-14). Это позволяет нам предположить, что первоначальное расположение Едемского сада было где- то в районе Месопотамии. Но после потопа поверхность земли настолько изменилась, что попытка указать точное расположение Эдема, равно как и рек и земель, названных в этих стихах, может расцениваться как самоуверенность. Тем не менее, Господь счел нужным дать конкретные географические координате скорее всего для того, чтобы человек не пытался искать рай где-либо еще, но скорее обращался к Господу на своем месте (Ин 4:20-24).

2:15 «Возделывать и хранить». Человек создан для труда. Поставив человека владыкою (Быт 1:28) над миром, Творец, тем не менее, предусмотрел для человека работу. Никто не должен лениться, но добросовестно исполнять все возложенные на него обязанности (Кол 3:23). До грехопадения труд не был в тягость, но был радостью (Быт 3:19).

2:16 «Заповедал». Следующее повеление должно рассматриваться как заповедь, как нерушимый закон Божий.

2:17 «Не ешь от него». Некоторые рассматривают дерево познания добра и зла как нечто символическое. Так, многие христиане до сих пор считают, что грех Адама и Евы заключался не в том, что они ослушались Бога и съели плод с запрещенного дерева, а в том, что они согрешили, переспав друг с другом. Отсюда и выражение «запретный плод», который часто относится к сексуальным вопросам. Такое представление породило много различных учений, которые не имеют библейского основания, например, учения о первородном грехе, о целибатстве, о монашестве, о крещении младенцев. Однако, обычное непослушание более опасно чем нарушение любого из отдельно взятых правил. Господь испытал человека в малом, но в том, что показывает его готовность следовать за Господом во всем остальном (Лк 16:10).

2:17 «В день». Адаму была обещана смерть в тот же день за неповиновение. Но Адам продолжал жить. Почему? Проявил ли Господь милость в последний момент и заменил смертную казнь пожизненным заключением в темнице греха? Вероятно. Одно только можно сказать: этот стих никак не влияет на понимание длительности дней творения как многих сотен и тысяч лет. Некто пытается вспомнить, что для Бога один день и тысяча лет равны (Пс 89:5; 2Пет 3:8), и подтверждать это тем, что Адам все же умер, не достигнув конца дня – тысячелетнего возраста (Быт 5:5). Да и никто другой из людей не жил тысячу лет. Мы не собираемся делать каких-либо конкретных выводов относительно «дня», в который Адам умер.

2:17 «Смертию умрешь». Скорее всего здесь подразумевается либо смерть духовная, то есть разрыв отношений с Богом, либо описанное в Быт 3:22 отделение человека от источника долголетия – дерева жизни, после чего человек продолжал жить «по инерции» до тех пор, пока запасы жизненной силы в нем не истощились окончательно.

2:18 «Не хорошо». Впервые за время творения Создатель произнес «НЕ хорошо». Он не был удовлетворен Своей работой, но не потому, что она была несовершенна. Господь специально остановился на полпути в творении человека, чтобы дать мужчине понять его зависимость от женщины.

2:18 «Соответственного». Мужчина и женщина соответствовали друг другу во всем. Они не были абсолютно идентичными, но дополняли друг друга.

2:19 «Образовал… и привел». Нет, животные не были созданы позже человека. Они уже были созданы к тому времени, как Адам был сотворен. Опять таки, это повествование не хронологично. Но здесь доминирует творение человека, а животные нужны только для того, чтобы утвердить человека как владыку земли во-первых, и дать ему почувствовать нужду в помощнике во-вторых.

2:19 «Всякую душу живую». Сравнивая описание души человека с душою животных (см. толкование на Быт 2:7), мы можем вновь обратить внимание на то, что душа в Библии не подразумевает отдельную субстанцию в человеке, а означает просто состояние жизни. (Сравни Еккл 3:19).

2:21 «Взял одно из ребр его». Это была первая хирургическая операция в истории земли. Рождаются ли сегодня мужчины без одного ребра? Я не проверял. В принципе, хотя женщина сотворена иначе, не как мужчина, но по сути, она также происходит из праха земного, из которого был создан Адам и его ребро. Но суть этого текста в том, чтобы показать равноправие мужчины и женщины – жена создана не из головы, ни из ноги, а из ребра. Хотя она создана и несколько позже мужчины. Если же говорить о каком-либо неравенстве, то оно может основываться не столько на творении, сколько на грехе (см. 1Тим 2:13,14; Быт 3:16).

2:24 «Оставит… и прилепится». Институт семьи, наряду с институтом субботы, берет свое начало в Едемском саду, до грехопадения человека. Здесь также дается правило, согласно которого родители молодоженов уже не имеют власти над своими детьми. Они не должны пытаться управлять новой семьей и устанавливать в ней свои порядки. Как много проблем в семьях возникает только потому, что дети и родители не разорвали своей зависимости друг от друга! Этот текст также утверждает моногамный брак: только двое могут создать семью согласно Божьему плану (Марк 10:6-9).

2:25 «Не стыдились». Нагота Адама и Евы не смущала их не только потому, что будучи невинными и незнающими зла, они не подозревали о стыде. Но по причине святости они были одеты в одежды света, наподобие тому, как лицо Моисея сияло от общения с Богом (Исх 34:29,35). Адам и Ева до согрешения ежедневно общались со своим Творцом.