3. Жизнь во грехе (Быт 4, 5)

Человек согрешил. Он отдал сатане власть над собой и над миром, который был при творении вверен ему. Он заслуживал смерти, но Господь по Своей милости не только продлил ему жизнь, но и обещал Избавителя, который должен родиться от жены и поразить змея в голову (Быт 3:15). Теперь Адам и Ева покинули рай, уходя для несения заслуженного наказания. Труд и болезнь – вот их доля. Как же развиваются события далее?

4:1 «Познал». Специально для тех, кто рассматривает грех Адама и Евы как половую близость в раю, этот текст специально акцентирует внимание на то, когда именно произошло зачатие из первенца. Это было уже после изгнания из Рая. Хотя, ничто не мешает нам считать, что от самого дня творения, когда Творец произнес благословение над первой семьей на земле говоря, что они станут одной плотью (Быт 2:24), Адам и Ева начали жить полноценной семейной жизнью (см. Быт 1:25). Ведь институт Семьи был установлен до грехопадения человека, равно как и институт Субботы. Но сегодня дьявол преуспевает в борьбе как с одним, так и с другим – повсеместно нарушается суббота, и повсеместно разрушаются браки.

4:1 «Приобрела я человека». Вероятно, с рождением Каина у Адама и Евы родилась надежда на скорое исполнение пророчества об Искупителе. С другой стороны, первые родители почувствовали себя со-творцами Господа. В любом случае – рождение ребенка до сих пор остается чудом, в котором проявляется творческая сила Бога.

4:3 «Дар Господу». Мы очень часто приносим различные дары не только нашим друзьям и знакомым, но и нашему Господу также. Причины для даров бывают разные, и сами дары также разнятся. Но давайте поговорим о том, что стоит за этими дарами. Почему мы приносим дары? Из каких побуждений мы приносим дары? Что хотим мы сказать своими дарами тому, кому они предназначаются? Нужны ли ему наши дары? Какие дары от нас ожидают, и почему случается, что мы преподносим не тот дар, что должно?

4:4 «Призрел». Это устаревшее слово, очень близкое к слову «презрел», «презрение», все же имеет противоположное значение. Призрел – означает «обратил внимание», «принял». Презрел – означает «отвернулся», «проигнорировал».

4:5 «На дар его не призрел». Почему случается так, что наш дар бывает неприемлемым? В чем была проблема Каина? Все заключается в эгоизме, хотя мы подчас этого не замечаем сами. Как часто мы подбираем подарок, учитывая свои вкусы, но пренебрегая вкусами того, кому мы готовим подарок! А иногда мы судим о другом по себе и считаем, что мы достаточно хорошо его знаем, а потому уверены, что и подарок для него избрали подходящий… но оказались отвергнуты только потому, что не удосужились узнать истинные вкусы и желания того, кого мы желали почтить. Так что же Каин? Он прекрасно знал, что от него ожидал Господь – к тому времени не было никакого другого установления жертвоприношений помимо того, что совершил Сам Господь перед изгнанием Адама и Евы из Едемского сада (см. Быт 3:21). Таким образом, Каин должен был знать, что принося жертву Богу он в ней должен был выразить свою веру в Того, Кто должен прийти и умереть, Невиновный за виновного, чтобы восстановить человека в прежнем положении. Каин знал, что «без пролития крови не бывает прощения» (Евр 9:22). Но то- ли он не хотел «унижаться» перед своим братом, прося у него ягненка для жертвоприношения, то ли он хотел показать Богу, чего он достиг сам своими усилиями, то ли он просто решил сделать по-своему, проигнорировав ясное повеление Божье. В любом случае, Каин проявил свой эгоизм. А Бог не может принять гордость и эгоизм.

4:6 «Огорчился». Господь задает вопрос Каину, чтобы заставить его проанализировать истинную причину его печали – опечалился ли он потому, что поступил неверно, или потому, что его гордость была ущемлена? Внешне обе вида печали проявляются одинаково; действия вследствие печали могут быть сходными, но результат может быть совершенно разным (см. 2Кор 7:10). Хотя подчас, как и в случае с Каином, его действия показали, какая печаль была в данном случае у него.

4:7 «Влечет». Грех навязывает себя всячески. Он не может просто спокойно «лежать у двери» ожидая, пока мы обратим на него внимание. Он сам цепляется за нас подобно репейнику, если только мы подаем хоть малейший повод к этому.

4:7 «Господствуй над ним». Господь не оставил нас без помощи в рабстве греха. Допуская испытания и искушения в нашей жизни, Он, тем не менее, не допускает сверх наших сил, так что мы не имеем извинения в нашем падении (1Кор 10:13; Иов 1:12). Сами мы не в состоянии бороться с грехом, но мы можем сделать это, если будем с Господом (Рим 8:31; Флп 4:13).

4:8 «Сказал». Мы не знаем, что именно говорил Каин Авелю, но явно, что он не просил прощения у него за то, что огорчился на него напрасно. Каин имел возможность раскаяться, имел возможность призвать Господа и противостать греху, но он этого не сделал. Он высказал свою ненависть своему брату, обвинив его, праведника, в своих неудачах, как это часто бывает и в наши дни. Каин предал себя сатане. Вместо того, чтобы господствовать над грехом, он подчинился ему, и сатана не замедлил воспользоваться предоставленной возможностью. Тот, кто некогда заверял Еву: «Нет, не умрете» (Быт 3:4), теперь руками ее сына, того, о котором они так надеялись, что именно в нем исполнится обетование Искупителя, совершает ужасное – приносит смерть! Это была первая смерть в истории Вселенной. Она потрясла не только человека. Нет, не Бог виновен в смерти грешника. Сатана является автором смерти. Бог только предвидел результат, к которому придет человечество, отказавшись исполнить волю Господа и подчинив себя обманщику и убийце – сатане.

4:9 «Сказал Господь Каину». В Луки 13:6-9 Иисус в притче показывает, насколько милостив и долготерпелив Господь. И здесь Бог не оставляет Каина, совершающего один грех за другим. Он еще продлевает время благодати для Каина, взывает к его совести, ожидая раскаяния. Но Каин упорствует в своем грехе, добавляя еще один грех – ложь. Подобно птице, попавшей в силки, каждое движение все больше запутывает ее в сети. Так и грех с каждым разом все более цепко опутывает всякого, кто не желает обратиться к Господу за помощью. Но Господь любит миловать. Он ждет и тебя, дорогой друг! Если ты, подобно Каину, погрязаешь в трясину греха все глубже и глубже, вспомни, что нет такого греха, который не могла бы омыть Кровь Христа (1Ин 1:9). Приди к Нему, и Он простит и избавит тебя! (Исаии 1:18-20).

4:15 «Сделал Господь Каину знамение». Каин отказался раскаяться и вынужден был понести на себе проклятие Господа. Но даже и теперь Господь продолжает с ним диалог. Господь сохраняет надежду до самого конца, оставляя Каину шанс покаяться и вернуться. Господь обещает защиту убийце, в то же время желая разорвать цепь греха, чтобы одна смерть не повлекла другую, а та третью… Мы не знаем, в чем заключалось это знамение. Нам важно знать лишь то, что Бог долготерпелив и многомилостив (Исх 34:6,7; Мих 7:18). Мы не находим в Писании свидетельства о том, что Каин когда- либо раскаялся и вернулся к Господу. Но это не должно останавливать тебя, милый друг, какой бы тяжкий грех ты ни совершил.

4:16 «В земле Нод». После потопа поверхность земли значительно изменилась, так что мы сегодня не в состоянии точно определить местонахождение этой земли. Но это не имеет значения для нашего спасения и для понимания Священного Писания.

4:17 «Жену свою». А где он взял себе жену? Разумеется, это была одна из его сестер, которая, вероятно, согласилась разделить со своим братом участь изгнанника. Мы знаем, что помимо Каина и Авеля у Адама было много других детей (см. Быт 5:4). Библия была написана в первую очередь для древнееврейского народа, который обращал особое внимание на мужчин и на первенцев, оставляя без должного внимания женщин и второстепенных членов семьи. Впрочем, даже просто упомянуть всех по имени не представляется возможным. Но то, что у Адама было многочисленное потомство мы можем узнать хотя бы из того, что Каин даже построил целый город в месте своего поселения. Конечно, этот город мог быть чрезвычайно малым поселением по нынешним меркам, но все же, Каин был там не один со своей семьей.

4:19 «Две жены». Не только перечислить всех потомков Адама поименно не представляется возможным, но также не возможно и записать всю их историю по дням и по годам. Библия отмечает лишь те события, которые имеют какое- либо важное значение для нас в нашей духовной жизни. Ламех был представителем седьмого поколения от Адама, а это значит, что со времени изгнания человека из рая прошло полторы-две тысячи лет, если учесть продолжительность жизни человека в допотопное время. Каин стал первым убийцей. Ламех стал первым многоженцем. Как мы узнали раньше (Быт 2:24), Бог создал моногамную семью, то есть Бог предполагал союз одного мужчины с одной женщиной. Но сатана пожелал разрушить институт семьи тем, что в интимный и гармоничный союз двоих вклинивает третьего, привнося дисгармонию, ревность, соперничество, и отнимая чувство уверенности, защищенности и принадлежности друг другу. К великому сожалению, этот грех вскоре стал нормой жизни даже в среде народа Божьего – Авраам и многие другие практиковали многоженство. Но хотя в Библии этот грех прямо не осуждается, но всегда ясно представлены негативные последствия такого образа жизни. Мы будем отмечать их по мере изучения каждого конкретного случая.

4:20 «Отец живущих в шатрах со стадами». Нам не хотелось бы спекулировать о том, кочевничество – это хорошо или плохо. Нам также не известно, как жил Адам. Был ли город, построенный Каином, самым первым городом на земле, или же Адам также жил в городе.

4:21 «Отец всех играющих». Также, как Иавал, его брат Иувал назван отцом определенной группы людей. Это можно подразумевать двояко. Либо эти люди стали во главе племен, занимавшимся одним только ремеслом, и в этом случае весьма любопытно представить себе целое племя артистов. Невольно вспоминаются «Стрекоза и муравей» Ивана Андреевича Крылова. Либо здесь применимо слово «отец» в переносном смысле – научивший, породивший подобный вид занятий среди людей. Интересно, что Тувалкаин (ст. 22) не был первым среди ковачей или кузнецов, а был просто одним из многих.

4:23 «Я убил». Смерть опять напомнила о себе. На этот раз погибают сразу двое, отрок и муж, молодой и взрослый. Но Ламех не простой убийца. Он уверен в своей безнаказанности. И если Каина защищал Бог, то Ламех уповает на себя, а вернее, на сатану, который побудил его к содеянному. он самоуверенно произносит заклятие над собой (ст. 24). Так, зло умножается и сатана властвует на земле, проявляя свой отвратительный характер.

4:25 «Другое семя». Адам и Ева живут надеждой на обещанного Спасителя. Тема греха, искупления и великой борьбы добра со злом проходит через всю Библию, призывая нас занять свое место на стороне Бога. Скорее всего, Сиф родился вскоре после гибели Авеля и ухода Каина из дома. Согласно родословной (Быт 5:3), Сиф родился на 130-м году жизни Адама. Явно, что семь поколений до упомянутого выше Ламеха и его детей не могли вместиться в такой короткий срок. Просто здесь повествование оставляет род Каина и возвращается к роду Сифа, который должен занять место первенца в роду Адама.

4:26 «Тогда начали призывать имя Господа». Трагедия в первой семье обострила борьбу за души человека. Она заставила людей пересмотреть свои взаимоотношения с Богом и воспользоваться милостью Божьей и обещанным спасением. Здесь произошло разделение общества на верных Богу и на сдавшихся сатане. Позже эти два класса людей будут представлены как «дети Божьи» и «дети человеческие» (см. Быт 6:2,3).

5:1 «Родословие». Эта глава быстро проносит нас сквозь первые поколения, называя только первенцев или патриархов. Не всегда сын, названный первым, действительно являлся первенцем. Не всегда в семье первым рождался сын, а не дочь. Но всегда первый в списке играл более важную роль в повествовании.

5:3 «Жил сто тридцать лет». Адам и Ева не родились, не развивались от ребенка к взрослому состоянию. Они были сотворены зрелыми и совершенными. Мы не знаем, сколько дней или лет Адам прожил в раю без греха. Мы не знаем, сколько ему было лет, когда у него родился Каин. Но нам известно, что через сто тридцать лет после творения у Адама родился Сиф. Конечно, у Адама могли быть и другие сыновья между Авелем и Сифом, но именно Сиф призван был заменить Каина и Авеля и стать вторым патриархом и главой поколения после Адама.

5:24 «И не стало его». Жизнь Еноха описана другими словами, нежели всех остальных. Он «ходил перед Богом». Енох жил праведной жизнью, так что Господь решил взять его живым от земли, избавив его от смерти. Возможно, за все 350 лет своей краткой жизни Енох ни разу не поддался искушению сатаны и не совершил какого-либо греха. Потому Господь решил прекратить испытание этого праведника и взял его от земли туда, где он более не был досягаем сатаной.

5:26 «Семьсот восемьдесят два года». Енох не только сам праведно жил на земле, но воспитал таким и своего сына. Мафусал прожил самую долгую жизнь на земле – тысячу лет без тридцать одного года. Он умер в год потопа, пережив на пять лет своего сына Ламеха. Погиб ли Мафусал в водах потопа? Или же Господь прекратил его жизнь накануне потопа подобно тому, как Он поступил с Моисеем, не дав ему войти в обетованную землю? (Втор 32:48-52). Скорее всего Господь через Мафусала до последнего дня поддерживал руки Ноя среди насмешек развращенного мира. Вероятно, Господу было важнее освободить еще одно место в ковчеге для хотя бы одного человека, который откликнулся бы на проповедь ноя и согласился бы занять место в ковчеге в последний момент, нежели дать возможность насытившемуся жизнью патриарху увидеть землю после потопа. К сожалению, кроме Ноя больше не нашлось желающих войти в ковчег и спастись.

5:32 «Сим, Хам и Иафет». Среди сыновей Ноя старшим был Иафет, затем Сим, и наконец – Хам. Это мы можем узнать из сравнения некоторых текстов: в данном тексте говорится, что Ной родил своего первенца в возрасте пятисот лет. Явно, что эти три сына были не близнецами. Затем в Быт 7:6 мы узнаем, что потоп наступил в шестисотый год жизни Ноя. А в Быт 11:10 мы находим, что Симу исполнилось сто лет только два года спустя после потопа. Итак, Сим был на два-три года младше своего старшего брата. Исходя из того, что в родословной десятой главы Иафет назван первым, мы можем предположить, что он и был первенцем. Понятие того, что Библия часто называет первым не старшего, а более важного сына, поможет нам впоследствии найти ответ на многие вопросы, которые зачастую находят те, кто желал бы выявить противоречия или недостоверные сведения в Библии.